Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА'

УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРАХОВОЙ БИЗНЕС / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова М.Н., Кокшарова А.Г.

Феномен социальной ответственности постепенно проникает в сферу страхового бизнеса, при том, что сам по себе он является глубоко социально значимым. При этом особый интерес представляют практики участия страховщиков в мероприятиях и программах, приносящих выгоды всему обществу, а не только получателям страховых услуг. В результате исследования был сформирован банк данных, характеризующих участие российских страховых компаний в социально ориентированных проектах - он дает представление о масштабности поддерживаемых инициатив, их направленности и формах реализации. Были установлены основные формы социального взаимодействия страховых организаций на муниципальном, региональном, общенациональном уровнях. Доказано, что большинство их них можно рассматривать в качестве полноправного инструмента системы социальной защиты населения. Сделан акцент на возможности привлечения страховыми компаниями своих клиентов к участию в благотворительных акциях - подобный опыт является хорошим примером социального вклада, не только обеспечивающего реализацию социальной функции и клиентское участие, но и повышающего уровень социальной ответственности тех, кто изначально рассматривается исключительно в роли получателей страховых услуг. Был сделан вывод об относительном разнообразии поддерживаемых страховщиками инициатив, но при этом и крайне низкой вовлеченности представителей страхового сообщества в социальные проекты. Представлены основные социальные задачи, в решении которых в настоящее время задействованы ресурсы страховых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN SOCIALLY ORIENTED PROJECTS AND EVENTS AS A FORM OF MANIFESTATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE INSURANCE BUSINESS

The phenomenon of social responsibility is gradually penetrating the insurance business. He himself is also deeply socially significant. At the same time, the practices of participation of insurers in events and programs for the whole society, and not only for recipients of insurance services, are of particular interest. As a result of the study, a databank was formed that characterizes the participation of Russian insurance companies in socially oriented projects. It gives an idea of the scale of the supported initiatives, their focus and forms of implementation. The main forms of social interaction of insurance organizations at the municipal, regional and national levels were established. It has been proved that most of them can be considered as a full-fledged instrument of the social protection system of the population. The emphasis was made on the possibility of attracting their clients by insurance companies to participate in charity events. Such experience is a good example of social contribution, not only ensuring the implementation of social function and client participation, but also increasing the level of social responsibility of those who are initially considered exclusively in the role of recipients of insurance services. It was concluded that there is a relative diversity of initiatives supported by insurers, but at the same time, the involvement of representatives of the insurance community in social projects is extremely low. The main social tasks are presented, in the solution of which the resources of insurance organizations are currently involved.)

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОЕКТАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА»

ФестнщВТУИт:/Proceedings of VSUET ISSN 2226-910X E-ISSN 2310-1202

DOI: http://doi.org/1Q.2Q914/231Q-12Q2-2021-4-36Q-369_Оригинальная статья/Research article

УДК 368.01_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru

Участие в социально ориентированных проектах и мероприятиях

как форма проявления социальной ответственности _страхового бизнеса_

Марина Н. Степанова 1 emarina77@list.ru 0000-0001-9776-1129

_Алена Г. Кокшарова 1 303746aiena@mail.ru 0000-0003-0890-7769_

1 Байкальский государственный университет, ул. Ленина, 11, г. Иркутск, 664003, Россия

Аннотация. Феномен социальной ответственности постепенно проникает в сферу страхового бизнеса, при том, что сам по себе он является глубоко социально значимым. При этом особый интерес представляют практики участия страховщиков в мероприятиях и программах, приносящих выгоды всему обществу, а не только получателям страховых услуг. В результате исследования был сформирован банк данных, характеризующих участие российских страховых компаний в социально ориентированных проектах - он дает представление о масштабности поддерживаемых инициатив, их направленности и формах реализации. Были установлены основные формы социального взаимодействия страховых организаций на муниципальном, региональном, общенациональном уровнях. Доказано, что большинство их них можно рассматривать в качестве полноправного инструмента системы социальной защиты населения. Сделан акцент на возможности привлечения страховыми компаниями своих клиентов к участию в благотворительных акциях - подобный опыт является хорошим примером социального вклада, не только обеспечивающего реализацию социальной функции и клиентское участие, но и повышающего уровень социальной ответственности тех, кто изначально рассматривается исключительно в роли получателей страховых услуг. Был сделан вывод об относительном разнообразии поддерживаемых страховщиками инициатив, но при этом и крайне низкой вовлеченности представителей страхового сообщества в социальные проекты. Представлены основные социальные задачи, в решении которых в настоящее время задействованы ресурсы страховых организаций. Ключевые слова: социальная ответственность, страховой бизнес, страховой рынок, социальные программы, страховые организации, общественные инициативы

Participation in socially oriented projects and events as a form of manifestation of social responsibility of the insurance business

Marina N. Stepanova 1 emarina77@list.ru 0000-0001-9776-1129

_Alyona G. Koksharova 1 303746aiena@mail.ru 0000-0003-0890-7769_

1 Baikal State University, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, Russia_

Abstract. The phenomenon of social responsibility is gradually penetrating the insurance business. He himself is also deeply socially significant. At the same time, the practices of participation of insurers in events and programs for the whole society, and not only for recipients of insurance services, are of particular interest. As a result of the study, a databank was formed that characterizes the participation of Russian insurance companies in socially oriented projects. It gives an idea of the scale of the supported initiatives, their focus and forms of implementation. The main forms of social interaction of insurance organizations at the municipal, regional and national levels were established. It has been proved that most of them can be considered as a full-fledged instrument of the social protection system of the population. The emphasis was made on the possibility of attracting their clients by insurance companies to participate in charity events. Such experience is a good example of social contribution, not only ensuring the implementation of social function and client participation, but also increasing the level of social responsibility of those who are initially considered exclusively in the role of recipients of insurance services. It was concluded that there is a relative diversity of initiatives supported by insurers, but at the same time, the involvement of representatives of the insurance community in social projects is extremely low. The main social tasks are presented, in the solution of which the resources of insurance organizations are currently involved.) Keywords: social responsibility, insurance business, insurance market, social programs, insurance organizations, public initiatives

Введение

Социальная ответственность как феномен изучается через аспектность социальной активности и социальной осознанности [1]. Данное явление обычно представляют как добровольный отклик на социальные проблемы жителей города, края, страны или общества в целом [2]. Социальную ответственность бизнеса часто воспринимают как добровольный вклад компаний

Для цитирования Степанова М.Н., Кокшарова Е.Г. Участие в социально ориентированных проектах и мероприятиях как форма проявления социальной ответственности страхового бизнеса// Вестник ВГУИТ. 2021. Т. 83. № 4. С. 360-369. <1ог10.20914/2310-1202-2021-4-360-369

в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью организации и выходящий за рамки определенного законом минимума [3]. Однако, более емким считается подход, основанный на выводе принципов социальной ответственности за пределы уставных видов деятельности и связывающий ее с совершением любых действий, приносящих пользу

For citation

Stepanova M.N., Koksharova A.G. Participation in socially oriented projects and events as a form of manifestation of social responsibility of the insurance business . Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2021. vol. 83. no. 4. pp. 360-369. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2021-4-360-369

© 2021, Степанова М.Н. и др. / Stepanova M.N. et al.

This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License

различным категориям населения, а не только тем, с кем связано достижение коммерческого результата [4]. Основная миссия компаний, придерживающихся концепции социальной ответственности - это повышение уровня и качества взаимоотношений компании с обществом. Более того, по мнению исследователей, «социально-ориентированный бизнес более успешен» [5], что также дает основания для активизации усилий компаний по продвижению идей гармонизации экономических и социальных интересов в процессе своего развития [6]. Bowen И.Я., впервые использовавший термин «корпоративная социальная ответственность» связывал социальную ответственность бизнеса с «реализацией такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества» [7].

Согласно концепции Вуд, корпоративная социальная деятельность реализуется на трех уровнях - институциональном, организационном и индивидуальном. Для каждого их них характерны собственные общественные ожидания и формы проявления. В рамках данной статьи особый интерес представлял институциональный уровень, выходящий за рамки основной деятельности компании и обеспечения ее сотрудников.

На этом уровне социальная ответственность бизнеса с позиций страховых компаний может рассматриваться не просто как благотворительность или спонсорство, но и как дополнение или даже замена некоторых социальных институтов; в отдельных случаях - как значимый элемент бизнес-стратегии компании. Однако прежде всего обеспечение общества разнообразными благами для современных компаний является важным условием поддержания позитивного восприятия бренда, одним из элементов обеспечения успешного позиционирования на рынке.

Поскольку феномен социальной ответственности постепенно проникает в сферу страхового бизнеса, при том, что сам по себе он является глубоко социально значимым, на данном этапе исследования представляли интерес практики участия страховщиков в мероприятиях и программах, приносящих выгоды всему обществу, а не только получателям страховых услуг. Цель исследования - обобщить опыт участия отечественных страховых компаний в социально ориентированных проектах и мероприятиях для формирования общего представления о том, в решении каких социальных задач могут быть

задействованы ресурсы страховщиков и его дальнейшего использования в построении партнерских практик.

Материалы и методы

В качестве материалов исследования использованы данные официальных сайтов страховых организаций, включенных в единый государственный реестр субъектов страхового дела. Поиск тематической информации осуществлялся через новостную ленту, разделы «Социальные проекты», «Благотворительность», «Социальная ответственность» и т. п. Авторами исследования был составлен банк данных, характеризующих участие страховых компаний в социально ориентированных проектах - он дает представление о масштабности поддерживаемых инициатив, их направленности и формах реализации. В процессе исследования осуществлялся анализ и синтез материала, применялись соответствующие цели исследования методы научного познания. Валидность исследования обеспечивалась полнотой охвата объектов анализа, соблюдением принципа актуализации данных.

Результаты

Ведущие страховые компании в полной мере «осознают свою ответственность перед обществом и ставят перед собой глобальную задачу - внести достойный вклад в формирование цивилизованных экономических отношений в стране» («Югория»). Их цель - обеспечить уверенность в будущем, создавая надежную и устойчивую среду, необходимую для качественного экономического развития. Отдельные компании в соответствии с этой задачей определяют и свою социальную миссию. Например, страховая компания «Югория» в качестве одной из основных задач провозглашает сохранение и развитие истинных ценностей общества, культурного и научного потенциала, здоровья нации; «Астра-Металл» - защиту не только клиентов и сотрудников, но и «тех, кому помощь требуется больше других».

Страховые компании по всему миру взаимодействуют с обществом, чтобы получить лояльность клиентов. Российские страховщики не являются исключением: некоторые из них также реализуют политику социальной ответственности, причем не только направленную на общество в целом, но и частные интересы, учитываемые в индивидуальном порядке. Для крупного бизнеса благотворительность, спонсорство и иные формы социального участия - это

прежде всего долгосрочные перспективы и регулярные проекты. Более 15 российских страховых компаний занимаются благотворительностью на постоянной основе. Участие в благотворительных акциях и оказание спонсорской помощи различным организациям и отдельным категориям нуждающихся становятся неотъемлемой частью деятельности таких страховщиков.

Существует несколько способов проявления социальной ответственности страхового бизнеса перед обществом. Один из них (способ прямого внешнего участия) - это участие в проектах и отдельных мероприятиях. Следует отметить, что они могут быть ориентированы не только на оказание материальной помощи больным, малоимущим, пожилым и т. д., но и на повышение качества образования, популяризацию и развитие спорта, поддержку национальных проектов, развитие культуры, обеспечение качественного досуга граждан, формирование здорового образа жизни и другое. Другой способ проявления социальной ответственности (способ косвенного внешнего участия) - это не просто реализация социально ориентированных видов страхования и обеспечение индивидуального подхода к получателям страховых услуг, проявляющегося в снижении страховых тарифов для различных категорий лиц, подборе индивидуальных страховых программ, применении иных форм лояльности и (или), но и привлечение клиентов к реализации благотворительных проектов. В последнем варианте речь идет о запуске программ, предусматривающих отчисление части средств от продажи полисов в пользу благополучателей. Пример такого участия -опыт страховой компании «Армеец», практиковавшей реализацию программы страхования от несчастных случаев с условием перечисления 10 % аккумулированной страховой премии в благотворительные фонды РФ, благодаря которой за три года было была оказана помощь таким проектам, как «АК Барс созидание», «ДРКБ», «Дети ДЦП», «Дети без мам», «Благое дело» на общую сумму, превышающую 7 млн. руб. В проекте приняло участие более 70 000 человек, тем самым страхователи были приобщены к реализации вполне конкретных социальных задач, имеющих публичную результативность: завершено строительство Первого детского хосписа республики Татарстан, построена детская уличная площадка для воспитанников школы-интерната № 11 (г. Казань), приобретены медицинское оборудование для ДРКБ (г. Казань) и автомобиль для дома ребенка «Малютка»

(г. Самара). Подобный опыт является хорошим примером социально ориентированных практик, не только обеспечивающих реализацию социальной функции и клиентское участие, но и повышающих уровень социальной ответственности тех, кто становится получателями страховых услуг. Согласно концепции Д. Шоула, его можно отнести к одной из составляющих сервиса, выражающегося в «воздействие на клиентов, как инвестиции в культуру компаний, как способ создания конкурентных преимуществ организации» [8].

Проанализировав деятельность страховых компаний, наиболее активно участвующих в социальной жизни общества, можно сделать вывод о том, что в основном это крупные системообразующие страховщики, которые уже достигли лояльности общества, в том числе со стороны потребителей. Подтверждение общественного признания находим в присужденных премиях и наградах, которые имеют страховщики. В частности, компания Капитал Life в 2009, 2015-2017 годах признавалась победителем номинации «Социальная ответственность» главной российской общественной премии в области финансов «Финансовая элита России» [4]; ООО «ПРОМИНСТРАХ» в 2019 году получило награду VI ежегодной премии «Спорт и Россия», организованный фондом «Социальные проекты», в номинации «Лучший спонсорский проект в области экстремальных видов спорта»; «АльфаСтрахование-ОМС» в 2018-2021 годах -премию «Лучшие социальные проекты России», а ее Кузбасский филиал стал в 2021 году победителем конкурса «Благотворитель года» (г. Кемерово).

Проекты с наибольшим откликом страховщиков - это проекты регионального и межрегионального уровней (таблица 1).

Наиболее активными компаниями из числа оказывающих поддержку разнообразных общественных инициатив на территории своего присутствия являются «Югория», «МАКС», «Ингосстрах», «Армеец», «Барс Страхование» и др. Отмечается то, что чаще всего страховщики участвуют в мероприятиях определенной направленности: «Ингосстраху» свойственна поддержка культурных проектов и спорта, «Югории» - программ безопасности дорожного движения и спортивных мероприятий, «Росгосстраху» и «PPF Страхование жизни» -образовательных проектов, компания «МАКС» поддерживает православные храмы, «Д2 Страхование» - талантливую молодежь.

Таблица 1.

Участие страховых организаций в социально ориентированных проектах регионального и

межрегионального уровней

Table 1.

Participation of insurance organizations in socially oriented projects of regional and interregional levels

Страховая компания Insurance Company Формы социального участия | Forms of social participation Старт Start Уровень Level

1 2 3 4

Абсолют Страхование Absolut Insurance Проектный фонд «Абсолют-Помощь» Project Fund "Absolut-Help" 2015 Областной Regional

Помощь общественной организации «Дети Марии» Assistance to the public organization "Children of Mary" 2015 Межрегиональный Interregional

АИГ страховая компания AIG insurance company Участие в проектах «Добрые вещи», целевых проектах помощи малоимущим семьям в регионах, детям-сиротам и др. категориям нуждающихся (Благотворительный Фонд «Созидание») Participation in the Good Things projects, targeted projects to help poor families in the regions, orphans and other categories of people in need (Creation Charitable Foundation) 2010 Областной Regional

Фонд «Старость в радость», помощь пожилым и инвалидам Fund "Old Age in Joy", assistance to the elderly and disabled 2006

АльфаСтрахование-ОМС AlfaStrakhovanie-OMS Проект «АльфаЗабота» AlfaZabota project 2019 13 регионов России 13 regions of Russia

АСКОМЕД | ASCOMED Поддержка медицинских работников Самарской области Support for medical workers of the Samara region 2020 Межобластной Interregional

Астра-Металл Astra-Metal Благотворительный марафон «21 век- детям Южного Урала» Charity marathon "21st century for the children of the South Urals" 2001 Региональный Regional

Проведение культурно-просветительских мероприятий Holding cultural and educational events 2016 Областной Regional

Участие в благотворительной акции «Поезд Здоровья» Participation in the charity event "Health Train" 2010

АК Барс Страхование AK Bars Insurance Благотворительный фонд «АК Барс Созидание», помощь тяжелобольным детям | Charitable Foundation "AK Bars Creation", assistance to seriously ill children 2006 Республиканский (Татарстан) Republican (Tatarstan)

Акция «Бережем планету вместе» Campaign "Save the planet together" 2021

Страховой Дом ВСК VSK Insurance House Федеральный проект «Пенальти» Federal project "Penalty" 2019 Федеральный | Federal

ВТБ Страхование VTB Insurance Шефство над АНО «Хитровщинский дом милосердия» Patronage of ANO "Khitrovshchinsky House of Mercy" 2018 Областной Regional

Д2 Страхование D2 Insurance Поддержка талантливой молодежи (именные стипендии) Support for talented youth (named scholarships) 2015

Ингосстрах Ingosstrakh Сотрудничество с ГБУЗ МО «Детская психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС с нарушением психики» | Cooperation with GBUZ MO "Children's Psychoneurological Hospital for Children with CNS Lesions with Mental Disorders" 2001

Сотрудничество с Центром содействия независимым театрам | Cooperation with the Center for Assistance to Independent Theaters 2011

Сотрудничество с Фондом взаимодействия с детьми-сиротами, детьми, оставленными без попечения родителей «Лучик Детства» | Cooperation with the Foundation for Interaction with Orphans, Children Left Without Parental Care "Ray of Childhood" 2016 Региональный Regional

Проведение V международного музыкального фестиваля «Золотая Орда» | Holding the V International Music Festival "Golden Horde" 2016

Армеец Soldier Оказание помощи в строительстве домика для детей с диагнозом ДЦП в благотворительном фонде «АК Барс созидание» | Assistance in the construction of a house for children diagnosed with cerebral palsy in the AK Bars creation charity foundation 2006 Республиканский (Татарстан) Republican (Tatarstan)

Приобретение медицинского оборудования для фонда «ДРКБ» | Acquisition of medical equipment for the fund "DRKB" н/д

Путевки для благотворительного фонда «Дети ДЦП» Vouchers for the charitable foundation "Children of cerebral palsy" 2004

Оплата работы нянь, ухаживающих за отказными малышами и детьми-сиротами фонда «Дети без мам» | Payment for the work of nannies caring for abandoned babies and orphans of the Children Without Mothers Foundation 2010

Помощь детям с тяжелыми диагнозами через фонд «Благое дело» | Helping children with severe diagnoses through the Blagoe Delo Foundation 2005 Областной Regional

Продолжение таблицы 1 | Continuation of table 1

1 2 3 4

4МАКС Участие в проведении реставрации во Введенском мужском монастыре в Оптиной Пустыни | Participation in the restoration of the Vvedensky Monastery in Optina Pustyn 2007

MAX Шефство над реабилитационным центром (пос. Оленино, Тверская обл.) | Patronage over the rehabilitation center (settlement Olenino, Tver region) 2011

ПРОМИНСТРАХ PROMINSTRAKH Помощь благотворительному фонду имени равноапостольного Князя Владимира | Assistance to the charitable foundation named after Equal-to-the-Apostles Prince Vladimir 2015

Спонсор женской сборной МБУ «СЦТ «Штурм» (Старооскольского городского округа Белгородской области) | Sponsor of the women's team of the MBU "SCT" Shturm "(Starooskolsky urban district of the Belgorod region) 2006

РЕСО-Гарантия Поддержка талантливых детей, акция «Чудо-дерево» Support for talented children, the action "Wonder Tree" 2016 Областной

RESO-Garantia Участник акции «День донора» Participant of the action "Donor's Day" Regional

Проект повышения финансовой грамотности населения Новгородской области | Project to improve the financial literacy of the population of the Novgorod region 2018

Росгосстрах Rosgosstrakh Участие во всероссийской кампании «Внимание на дорогу» в Белгородской области в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» | Participation in the all-Russian campaign "Attention to the road" in the Belgorod region as part of the federal project "Road Safety" 2020

Сбербанк страхование Sberbank insurance Взаимодействие с Фондом «Пеликан» Cooperation with the Pelican Foundation 2008

Совкомбанк Страхование Sovcombank Insurance Спонсорская помощь в рамках реализации проекта «За безопасное движение» | Sponsorship within the framework of the project "For Safe Movement" 2017

СОГАЗ-Мед Проект «Народный врач» | Project "People's Doctor" 2018 Региональный Regional

SOGAZ-Med Акция «Подари детям радость» | Campaign "Give children joy" 2018 Марий Эл | Mari El

Сосьете Женераль Страхование Жизни Societe Generale Life Insurance Проект «Большая перемена» (подготовка сирот к достойной жизни) | Project "Big Change" (preparing orphans for a decent life) 2002 Областной Regional

Благотворительная помощь Фонду «Пристань» для детей сирот | Charitable assistance to the Pristan Foundation for orphans 2001 Региональный Regional

Сибирский Дом Страхования Siberian Insurance House Организатор проведения турнира по вольной борьбе среди детей | Organizer of the freestyle wrestling tournament among children н/д

Спонсор праздников День Победы, День молодежи, День Города, День Шахтера | Sponsor of the holidays Victory Day, Youth Day, City Day, Miner's Day н/д Областной Regional

СиВ Лайф C&V Life Участие в акции «Стань донором» Participation in the action "Become a donor" н/д

УРАЛСИБ Жизнь URALSIB Life Участие в проекте «Достойный дом детям» Participation in the project "A worthy home for children" 2009

Югория Yugoria Участие в акциях «Кросс Нации», «Лыжня России», «Кубок Югры», Чемпионаты мира по шахматам, по зимнему плаванью | Participation in the actions "Cross of the Nation", "Ski Track of Russia", "Ugra Cup", World Chess Championships, in winter swimming 2017 Региональный, мировой Regional, world

Спонсорская помощь в проведении конкурсов «Безопасное колесо», «Посвящение в пешеходы», «Автоледи» и др. | Sponsorship in the competitions "Safe Wheel", "Initiation into Pedestrians", "Avtolady", etc. 2006 Межрегиональный Interregional

При детальном изучении социально ориентированных практик становится явным, что большинство их них можно рассматривать в качестве полноправного инструмента системы социальной защиты населения, поскольку они направлены на такие категории, как:

• тяжелобольные дети;

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

• пожилые люди, в том числе находящиеся в домах престарелых и реабилитационных центрах;

• малоимущие.

Реализация социально ориентированных практик возможна посредством прямого и косвенного социального взаимодействия. В первом случае оказывается непосредственная помощь нуждающимся силами сотрудников страховых организаций, во втором случае - посредством финансового участия, которое может предполагать перечисление денежных средств на счет получателя или благотворительного фонда, либо приобретение необходимого в пользу одариваемого. Отличительной чертой участия страховщиков в социальных мероприятиях является то, что

филиалы и представительства страховых организаций обеспечивают региональное и муниципальное звено их реализации, характеризуемое ориентиром на адресную помощь, непосредственное взаимодействие с ее получателями (домами милосердия, реабилитационными центрами, медицинскими учреждениями, домами

ребенка и т. д.). Кроме того, распространен точечный отклик представителей страхового сообщества на запросы предприятий, организаций, органов исполнительной власти. Отдельные примеры социального отклика страховщиков на городском уровне представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Примеры участия страховых организаций в социально ориентированных проектах городского уровня

Table 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Examples of the participation of insurance organizations in socially oriented city-level projects

Страховая компания Insurance Company Формы социального участия Forms of social participation Старт Start Город участия City of Participation

АльфаСтрахование-ОМС AlfaStrakhovanie-OMS Спонсорская помощь в рамках участия в различных городских мероприятиях и конкурсах | Sponsorship in the framework of participation in various city events and competitions 2018 разные города different cities

Армеец Soldier Оказание финансовой помощи Фонду имени Анжелы Вавиловой (хоспис) | Providing financial assistance to the Anzhela Vavilova Foundation (Hospice) 2003 г. Казань Kazan

Д2 Страхование D2 Insurance Организация проекта «Инвестиции в будущее», реализация стипендиальных программ | Organization of the project "Investing in the Future", implementation of scholarship programs 2013 г. Новосибирск Novosibirsk

Ингосстрах Ingosstrakh Сотрудничество с Советом ветеранов Тверского района ЦАО г. Москвы | Cooperation with the Council of Veterans of the Tverskoy District of the Central Administrative District of Moscow 2008 г. Москва Moscow

ПРОМИНСТРАХ PROMINSTRAKH Помощь Благотворительному фонду содействия строительству и реконструкции православных храмов во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия подворья Мордовской митрополии | Assistance to the Charitable Foundation for Assistance in the Construction and Reconstruction of Orthodox Churches in the Name of Saints Equal-to-the-Apostles Cyril and Methodius of the Metochion of the Mordovian Metropolis 2018

СОГАЗ-мед SOGAZ-honey Акция «Сдай кровь - спаси ребенка» Campaign "Donate blood - save a child" 2015

Акция «Если у тебя есть хотя бы маленькая возможность помочь другим - помогай!» | Action "If you have at least a small opportunity to help others - help!" 2020 г. Байконур Baikonur

Сосьете Женераль Страхование Жизни Societe Generale Life Insurance Участие в экологическом проекте «Цветущий город» Participation in the ecological project "Flowering City" 2013 г. Москва Moscow

Участие в ежегодной благотворительной инициативе «Citizen Commitment Time» | Participation in the annual charitable initiative "Citizen Commitment Time" 2016 г. Москва, г. Самара Moscow, Samara

Сибирский Дом Страхования | Siberian Insurance House Попечитель СОШ-интерната № 30, участник проекта «Помоги собраться в школу!» | Trustee of boarding school No. 30, participant of the project "Help me get ready for school!" 2005 г. Кемерово Kemerovo

PPF Страхование жизни PPF Life Insurance Участие в реализации государственной программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» | Participation in the implementation of the state program "Assistance in improving the level of financial literacy of the population and the development of financial education in the Russian Federation" 2016 разные города different cities

Проведение семинаров по финансовому планированию Conducting seminars on financial planning 2018 16 городов 16 cities

Внутрикорпоративное благотворительное движение «Живи и побеждай!» | Internal corporate charitable movement "Live and win!" н/д города, где есть онкоцентры cities with cancer centers

Социальная политика крупных компаний, как правило, определена ее направленностью на развитие и поддержку проектов, имеющих

национальное, общегосударственное значение, и в большинстве случаев выходит за пределы частных интересов (таблица 3).

Таблица 3.

Примеры участия страховых организаций в социально ориентированных проектах и мероприятиях

общенационального уровня

Table 3.

Examples of participation of insurance organizations in socially oriented projects and events at the national level

Страховая компания Insurance Company Формы социального участия Forms of social participation Старт проекта Project start

АИГ страховая компания AIG insurance company Сотрудничество с фондом «Линия жизни». Финансовая поддержка высокотехнологичных операций детям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата | Collaboration with the Life Line Foundation. Financial support for high-tech operations for children with cardiovascular and musculoskeletal diseases 2015

АСКО-СТРАХОВАНИЕ ASCO INSURANCE Перечисление в адрес подопечных фондов части прибыли от продажи полисов ДМС | Transfer of part of the profits from the sale of VHI policies to the trusted funds 2019

АльфаСтрахование AlphaInsurance Сотрудничество с благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» | Cooperation with the charitable foundation for saving seriously ill children "Life Line" 2004

Благотворительная акция «Добрая страховка» в пользу «Линии жизни» Charitable action "Good insurance" in favor of the "Life Line" 2018

Страховой Дом ВСК VSK Insurance House Финансовая помощь благотворительному фонду «Арифметика добра» Financial assistance to the charitable foundation "Arithmetic of Good" 2014

Ингосстрах Ingosstrakh Сотрудничество с фондом помощи тяжелобольным детям «Русфонд» Cooperation with the fund for helping seriously ill children "Rusfond" 2004

Официальный партнер общественной организации инвалидов «Всероссийская Федерация футбола лиц с заболеванием ЦП» | Official partner of the public organization of the disabled "All-Russian Football Federation for persons with cirrhosis" 2002

Спонсор Государственного академического Большого театра России Sponsor of the State Academic Bolshoi Theater of Russia 2019

Поддержка фестиваля японской культуры Hinode Power Japan Support for the Hinode Power Japan Festival of Japanese Culture 2015

Партнер Музея современного искусства «Гараж» Partner of the Garage Museum of Contemporary Art 2016

Партнер Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» Partner of the All-Russian Museum Festival "Intermuseum" 2012

Официальный партнер Федерации хоккея России, национальной сборной команды России по хоккею, молодежной сборной команды по хоккею Official partner of the Russian Hockey Federation, the Russian national ice hockey team, the youth ice hockey team 2006

Ренессанс Жизнь Renaissance Life Спонсор Фонда «Подари жизнь» Sponsor of the Gift of Life Foundation 2006

РЕСО-Гарантия RESO-Garantia Партнер Всемирного Фонда дикой природы | WWF Partner 2002

Спонсор Чемпионата России по футболу | Sponsor of the Russian Football Championship 2006

Спонсор благотворительного проекта «Зелёный марафон «Бегущие сердца»» (трансформировался из проекта «Зеленый марафон», стартовавшего в 2012 г.) Sponsor of the Green Marathon Running Hearts charity project (transformed from the Green Marathon project that started in 2012) 2017

СОГАЗ SOGAZ Спонсор КХЛ, Единой баскетбольной лиги, футбольного клуба «Зенит» Sponsor of the KHL, United Basketball League, Zenit football club 2005

Сосете Женераль Страхование Жизни Suck Generale Life Insurance Фонд «Спорт для жизни» Sports for Life Foundation 2016

СиВ Лайф C&V Life Сотрудничество с фондом «Благотворительный фонд Константина Хабенского» | Cooperation with the Konstantin Khabensky Charitable Foundation 2008

Сотрудничество с Благотворительным фондом помощи хосписам «Вера» Cooperation with the Vera Hospice Charitable Foundation 2006

Сотрудничество с Фондом «Помоги спасти жизнь» Collaboration with the Help Save a Life Foundation 2016

Участие в проекте «Стань донором» (НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева) Participation in the project "Become a donor" (NMIC DGOI named after Dmitry Rogachev) н/д

Проект «Подари лес» | Project "Give a Forest" 2017

Спонсор телевизионного цикла «Неизведанная хоккейная Россия» Sponsor of the television cycle "Unexplored Hockey Russia" 2019

Спонсор программы развития биатлона в России Sponsor of the biathlon development program in Russia 2000

PPF Страхование жизни PPF Life Insurance Участие в проекте «Высшая школа онкологии» Фонда профилактики рака «Не напрасно!» | Participation in the project "Higher School of Oncology" of the Cancer Prevention Foundation "Not in vain!" 2015

Системообразующие страховщики оказывают финансовую помощь национальным спортивным командам, выступают спонсорами крупных турниров и спортивных состязаний («СОГАЗ», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «СиВ Лайф» и т. д.); демонстрируют опыт поддержки значимых проектов в области культуры (таблица 3). Особо значимый вклад в укрепление национальных традиций, повышение интереса широкой общественности к культурным ценностям, развитие театрального искусства в России вносит страховая компания «Ингосстрах», которая в настоящее время является генеральным спонсором Государственного академического Большого театра России, генеральным партнером Института русского реалистического искусства и имеет серьезный опыт ежегодной поддержки разнообразных творческих инициатив, в числе которых выставки, музейные и музыкальные фестивали и т. п.

Третьим значимым направлением социального участия представителей страхового сообщества является поддержка образовательных проектов, взаимодействие с крупнейшими образовательными учреждениями. Национальный охват участия в этом случае обеспечивается в числе прочего глубиной проникновения мероприятий по повышению финансовой культуры населения, реализуемых в настоящее время на территории всей страны. При этом речь идет как содействии в реализации государственной программы МФ РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», так и собственных инициативах и корпоративных программах страховых организаций. Примером такого участия является активность компании «PPF Страхование жизни», в активе которой организация серии семинаров по финансовому планированию, разработка финансовых игр Drive your life и Drive your life для детей, ежегодное участие во Всероссийских неделях финансовой грамотности для детей и молодежи и Всероссийских неделях сбережений.

С меньшей степенью вовлеченности, но имеющим примеры причастности, отмечается опыт поддержания страховыми компаниями экологических инициатив: от участия сотрудников компании в периодически проводимых всероссийских природоохранных акциях (пример поддержки Всероссийской кампании «Сохраним лес» «Ак Барс Страхование») до выбора стратегии «зеленого» предпринимательства («AIG страховая компания»).

Уровень социальной ответственности, «возлагаемой на структуру бизнеса», достаточно часто связывают с благотворительной деятельностью [9]. Стоит отметить, что применительно

к страховому сообществу наиболее многочисленные примеры его социального участия мы также находим в финансовой поддержке, оказываемой благотворительным фондам. Посредством такой формы участия помощь получают:

• дети с онкологическими заболеваниями головного и спинного мозга («Благотворительный фонд Константина Хабенского»);

• дети с другими тяжёлыми заболеваниями («Российский фонд помощи»);

• дети, в том числе дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, многодетные приемные семьи, дети с ограниченными возможностями и тяжелыми заболеваниями (Благотворительный фонд «Помоги спасти жизнь»);

• нуждающиеся в паллиативной помощи и медицинские учреждения, ее оказывающие «Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера»).

Из краткого анализа современных практик общественной социально ориентированной деятельности отечественных страховщиков можно сделать вывод об относительном разнообразии поддерживаемых ими инициатив, но при этом и крайне низкой вовлеченности представителей страхового рынка в подобные проекты, так как наблюдаемая активность свойственна лишь незначительному числу страховых организаций (воспримем это как гипотезу самостоятельного исследования).

Обсуждение

В настоящее время между специалистами идет спор о том, что на самом деле значит быть социально ответственной страховой компанией: достаточно ли для этого добросовестно исполнять принятые обязательства в рамках осуществляемого бизнеса или доказывать это еще и приносимой общественной пользой, не связанной с основным видом деятельности? [10]. Что первично - добровольность участия в культурных, спортивных, экологических, благотворительных мероприятиях, направленных на отдельные слои населения или понимание того, что компания есть часть подсистемы, существующей в рамках общей, достаточно сложной социально-экономической системы, в которой от тебя ждут большего, чем просто заниматься основным делом? Что важнее - соблюдение установленных законом негласных требований или «моральные и этические соображения» [11]?

В настоящее время каждая из компаний отвечает на этот вопрос самостоятельно. При этом очевидно, что в российской страховой среде активных инициатив, примеров постоянной вовлеченности страховщиков в реализацию

Stepanova MN et aC Proceedings ofVSUET, 2021, voC. 83, no. 4, pp. 360-369 программ и мероприятий социальной направленности меньше, чем фрагментарного участия в подобных проектах или косвенного отрицания принципов социальной ответственности перед внешней средой. По мнению специалистов, ситуация может измениться только при выраженном стремлении компаний соответствовать мировым стандартам бизнеса - не декларативно, а на практике [12-20].

Заключение

Таким образом, на данной стадии исследования приходим к выводам о том, что в настоящее время страховые организации задействованы в решении следующих социальных задач:

• поддержка спорта высших достижений, развитие определенных спортивных направлений,

популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни в регионах;

• сохранение и развитие культурного наследия;

• формирование экологической сознательности у взрослого населения и молодежи;

• обеспечение возможности достижения социально приемлемого уровня жизни для тех групп населения, которые не могут справиться с задачей самостоятельного обеспечения жизнедеятельности [9];

• обеспечение возможности оказания и получения высокотехнологичной, дорогостоящей медицинской помощи тяжелобольным, сопутствующего сопровождения и реабилитации;

• формирование принципов гуманизма, содействие развитию гражданского общества.

Литература

1 Аносов С.С. Социальная ответственность бизнеса: условия для консолидации // Социология. 2020. № 3. С. 69-82.

2 Кокорин А.В. Социальная ответственность бизнеса: проблемы и пути совершенствования // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-problemy-i-puti-sovershenstvovaniya

3 Авилова М.Г. Корпоративная социальная ответственность в России: тенденции, проблемы, решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 34. С. 1-5. URL: http://e-koncept.ru/2016/56712.htm

4 Нефедьева Е.И., Гуляева А.И. Корпоративная социальная ответственность крупного производственного предприятия (социологический аспект) // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 9. С. 795-818. doi: 10.18334/et.7.9.110806

5 Метелева Е.Р., Бельтюков А.В. Роль корпоративной социальной политики в обеспечении благосостояния общества // Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 17 мая 2018 г.: в 2 ч. Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 320-326.

6 Бахматова Т.Г., Самбаева Ц.Б. Тенденции в исследовании корпоративной социальной ответственности: библиометрический анализ // Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. №. 3 (55).

7 Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. N.-Y.: Harper & Row, 1953. 266 р.

8 Кондрацкая Т.А. Хоавило Д.С. Клиентский сервис в страховых компаниях // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. №2. doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(2).28.

9 Гладун В.С., Волкова О.И. Специфика налогообложения в сфере благотворительности в России // Global & Regional Research. 2021. Т. 3. № 4. С. 7-15.

10 Gavriletea M.D. Social responsibility of insurance companies // Conference: European Integration - New Challenges for the Romanian EconomyAt: OradeaVolume: The Annals of the University of Oradea. Economic Sciences. 2007. P. 57-60.

1 ] Былков В.Г., Былкова Т.В. Социальная ответственность страхования профессиональных рисков // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 1. С. 1-7.

12 Полякова А.Г. Правовой анализ институционального механизма корпоративной социальной ответственности российских промышленных предприятий // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 1. doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(1). 11.

13 Shiu Y.M., Yang S.L. Does engagement in corporate social responsibility provide strategic insurance-like effects? // Strategic Management Journal. 2017. V. 38. №. 2. P. 455-470. doi: 10.1002/smj.2494

14 Saeed M.M., Arshad F. Corporate social responsibility as a source of competitive advantage: The mediating role of social capital and reputational capital // Journal of Database Marketing & Customer Strategy Management. 2012. V. 19. №. 4. P. 219-232. doi: 10.1057/dbm.2012.19

De Grosbois D. Corporate social responsibility reporting in the cruise tourism industry: a performance evaluation using a new institutional theory based model // Journal of Sustainable Tourism. 2016. V. 24. №. 2. P. 245-269. doi: 10.1080/09669582.2015.1076827

16 Nicoletti B. Digital Insurance: Business Innovation in the Post-Crisis Era. Springer, 2016.

17 Kaigorodova G.N., Mustafina A.A., Alyakina D.P. Directions of improving information system of insurance company // Journal of Physics: Conference Senes. IOP Publishing, 2018. V. 1015. №. 4. P. 042016.

18 Rusetskiy M.G., Agarkova L.V., Ulibina L.K., Okorokova O.A. et al. The role of insurance in providing economic safety of business entities // Espacios. 2018. V. 39. №. 27. P. 20.

19 Borch K.H., Sandmo A., Aase K.K. Economics of insurance. Elsevier, 2014.

20 Kabanov Y., Pergamenshchikov S. In the insurance business risky investments are dangerous: the case of negative risk sums // Finance and Stochastics. 2016. V. 20. №. 2. P. 355-379. doi: 10.1007/s00780-016-0292-4

References

1 Anosov S.S. Social responsibility of business: conditions for consolidation. Sociology. 2020. no. 3. pp. 69-82. (in Russian).

2 Kokorin A.V. Social responsibility of business: problems and ways of improvement. Economics and business: theory and practice. 2019. no. 3-1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-problemy-i-puti-sovershenstvovaniya (in Russian).

3 Avilova M.G. Corporate social responsibility in Russia: trends, problems, solutions. Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. vol. 34. pp. 1-5. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56712.htm (in Russian).

4 Nefedieva E.I., Gulyaeva A.I. Corporate social responsibility of a large industrial enterprise (sociological aspect). Labor Economics. 2020. vol. 7. no. 9. pp. 795-818. doi: 10.18334 / et.7.9.110806. (in Russian).

5 Meteleva E.R., Beltyukov A.V. The role of corporate social policy in ensuring the welfare of society. Activation of the intellectual and resource potential of the regions: Proceedings of the 4th All-Russian. scientific-practical Conf., Irkutsk, May 17, 2018: at 2 pm. Irkutsk, BSU Publishing House, 2018. pp. 320-326. (in Russian).

6 Bakhmatova T.G., Sambaeva Ts.B. Trends in the study of corporate social responsibility: bibliometric analysis. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. NI Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2019. no. 3 (55). (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. N.-Y.: Harper & Row, 1953. 266 p.

8 Kondratskaya T.A. Hoavilo D.S. Client service in insurance companies. Baikal Research Journal. 2017. vol. 8. no. 2. doi: 10.17150 / 2411-6262.2017.8 (2). 28 (in Russian).

9 Gladun V.S., Volkova O.I. Specificity of taxation in the field of charity in Russia. Global & Regional Research. 2021. vol. 3. no. 4. pp. 7-15. (in Russian).

10 Gavriletea M.D. Social responsibility of insurance companies. Conference: European Integration - New Challenges for the Romanian EconomyAt: OradeaVolume: The Annals of the University of Oradea. Economic Sciences. 2007. pp. 57-60.

11 Bylkov V.G., Bylkova T.V. Social responsibility of insurance of professional risks. News of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2014. no. 1. pp. 1-7. (in Russian).

12 Polyakova A.G. Legal analysis of the institutional mechanism of corporate social responsibility of Russian industrial enterprises. Baikal Research Journal. 2016. vol. 7. no. 1. doi: 10.17150 / 2411-6262.2016.7 (1). 11. (in Russian).

13 Shiu Y.M., Yang S.L. Does engagement in corporate social responsibility provide strategic insurance-like effects? Strategic Management Journal. 2017. vol. 38. no. 2. pp. 455-470. doi: 10.1002/smj.2494

14 Saeed M.M., Arshad F. Corporate social responsibility as a source of competitive advantage: The mediating role of social capital and reputational capital. Journal of Database Marketing & Customer Strategy Management. 2012. vol. 19. no. 4. pp. 219-232. doi: 10.1057/dbm.2012.19

15 De Grosbois D. Corporate social responsibility reporting in the cruise tourism industry: a performance evaluation using a new institutional theory based model. Journal of Sustainable Tourism. 2016. vol. 24. no. 2. pp. 245-269. doi: 10.1080/09669582.2015.1076827

16 Nicoletti B. Digital Insurance: Business Innovation in the Post-Crisis Era. Springer, 2016.

17 Kaigorodova G.N., Mustafina A.A., Alyakina D.P. Directions of improving information system of insurance company. Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing, 2018. vol. 1015. no. 4. pp. 042016.

18 Rusetskiy M.G., Agarkova L.V., Ulibina L.K., Okorokova O.A. et al. The role of insurance in providing economic safety of business entities. Espacios. 2018. vol. 39. no. 27. pp. 20.

19 Borch K.H., Sandmo A., Aase K.K. Economics of insurance. Elsevier, 2014.

20 Kabanov Y., Pergamenshchikov S. In the insurance business risky investments are dangerous: the case of negative risk sums. Finance and Stochastics. 2016. vol. 20. no. 2. pp. 355-379. doi: 10.1007/s00780-016-0292-4

Сведения об авторах Information about authors

Марина Н. Степанова к.э.н., доцент, кафедра финансов и Marina N. Stepanova Cand. Sci. (Econ.), associate professor,

финансовых институтов, Байкальский государственный finance and financial institutions department, Baikal State

университет, ул. Ленина, 11, г. Иркутск, 664003, Россия, University, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, Russia,

emarina77@list.ru emarina77@list.ru

https://orcid.org/0000-0001-9776-l 129 https://orcid.org/0000-0001-9776-l 129

Алена Г. Кокшарова студент, направление подготовки ме- Alyona G. Koksharova student, management: business

неджмент: управление бизнесом, Байкальский государственный administration, Baikal State University, Lenin st., 11, Irkutsk,

университет, ул. Ленина, 11, г. Иркутск, 664003, Россия, 664003, Russia, 303746aiena@mail.ru

303746aiena@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-0890-7769 https://orcid.org/0000-0003-0890-7769

Вклад авторов Contribution

Все авторы в равной степени принимали участие в написании All authors are equally involved in the writing of the manuscript рукописи и несут ответственность за плагиат and are responsible for plagiarism

Конфликт интересов Conflict of interest

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.

Поступила 07/10/2021 После редакции 02/11/2021 Принята в печать 22/11/2021

Received 07/10/2021 Accepted in revised 02/11/2021 Accepted 22/11/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.