Научная статья на тему 'СТРАХОВЫЕ ПРОГРАММЫ В КОНТРАКТАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА'

СТРАХОВЫЕ ПРОГРАММЫ В КОНТРАКТАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / КЖЦ / СТОИМОСТНЫЕ ФРАНШИЗЫ / ИНДИКАТОРЫ СТРАХОВОГО НАДЗОРА / СТРАХОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / СТРАХОВЫЕ ПРОГРАММЫ КЖЦ / LIFE CYCLE CONTRACTS / COST FRANCHISES / INSURANCE SUPERVISION INDICATORS / INSURANCE FRAUD / LIFE CYCLE INSURANCE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Надежда Викторовна

В статье рассмотрены требования к страховым организациям - страховщикам контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Представлены основные индикаторы и требования к страховщикам, выполнение которых необходимо для участия в страховых программах КЖЦ. Особое внимание уделено дополнительным требованиям к страховщикам и базовым нормативным индикаторам регулятора. Сделан вывод, в частности, о необходимости разработки специальных требований к финансовому состоянию и деловой активности страховых организаций - участников страховых программ проектов КЖЦ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSURANCE PROGRAMS IN THE LIFE CYCLE CONTRACTS

The article discusses the requirements for insurance organizations - insurers of life cycle contracts. The main indicators and requirements for insurers, the fulfillment of which is necessary for participation in life cycle insurance programs, are presented. Special attention is paid to additional requirements for insurers and basic regulatory indicators of the regulator. The conclusion is made, in particular, about the need to develop special requirements for the financial condition and business activity of insurance organizations - participants in insurance programs of life cycle projects.

Текст научной работы на тему «СТРАХОВЫЕ ПРОГРАММЫ В КОНТРАКТАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА»

 001: 10.24411/2072-4098-2021 Страховые программы в контрактах жизненного цикла Н.В. Кириллова профессор Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)

Надежда Викторовна Кириллова, NKirillova@fa.ru

Контракты жизненного цикла (далее также - КЖЦ) - относительно новая для России практика исполнения проектов. КЖЦ - это такое оформление отношений заказчиков и исполнителей различных работ и услуг, которое включает не одномоментный встречный обмен (передачу прав пользования) созданного объекта и оплату за этот объект, а «аккордную» оплату за комплекс выполненных работ (услуг) и обслуживание их в ходе эксплуатации в течение определенного времени.

Практика контрактов жизненного цикла

По российскому законодательству контракт жизненного цикла - это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара (см. [1]).

За рубежом практика таких контрактов реализуется участниками различных форм собственности в различных вариантах во многих сферах деятельности, в основном в зависимости от состава, качества и тяжести последствий рисков, которые сопровождают проекты (см. [2]).

В России определены «случаи заключения контракта жизненного цикла» [3]. К таким случаям относятся:

• выполнение работ по строительству и содержанию автомобильных дорог;

• выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов;

• выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;

• выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, во-доотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации бытовых отходов;

• выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеулично-го транспорта и городского наземного электрического транспорта; железнодорожного транспорта общего пользования;

• выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;

• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования;

• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск;

• выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, герон-топсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации, домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц);

• выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов);

• выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и приспособлению для современного использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Преимуществами использования КЖЦ могут стать:

• возможность уменьшения стоимости проекта;

• возможность управления сроками исполнения обязательств участников проекта и проекта в целом;

• контроль качества обслуживания и эксплуатации;

• повышение мотивации и ответственности исполнителей;

• возможность сокращения трудозатрат.

В 2019 году доля работ по контрактам на принципах жизненного цикла, предполагающих объединение различных видов дорожных работ, составила 11,6 процента при плане 10 процентов [4].

Страховые аспекты заключения и

исполнения контрактов жизненного цикла

Функции страхования реализуются не только в непосредственных технических проявлениях компенсации неблагоприятных событий из сформированных страховых фондов [5]. Страхование оказывает и прямое, и косвенное воздействие на всю систему отношений, которую оно охватывает (участники, бизнес-процессы, объекты, субъекты, стоимость, безопасность, превенция, нематериальные составляющие).

Важным фактором влияния страховых программ на реализацию проектов КЖЦ является выделяемая различными авторами (см. [6-17]) функция превенции, другими словами, повышение мотивации носителя рисков к снижению вероятности их реализации, осуществление предупредительных мероприятий, действий, направленных на снижение ущерба при наступлении страхового случая.

В целях оптимизации страховых премий для страхователя, переменных расходов страховщиков, повышения ответственности страхователя за объекты страхования

при заключении и исполнении договоров страхования КЖЦ рекомендуется:

• использовать условные и безусловные стоимостные франшизы (повышение ответственности страхователя за превентивные мероприятия, снижение переменных расходов страховщика, снижение страховых премий);

• оставлять риски и потенциальные ущербы в пределах франшиз на собственном удержании страхователя -организации, реализующей контракт (специальная оговорка в договорах или программах страхования, когда ущербы от небольших рисков в пределах определенной суммы - франшизы не возмещаются страховой организацией, что позволяет страховщикам избежать увеличения переменных расходов при урегулировании мелких убытков, а страхователям - их клиентам - получить скидку для оплаты страховой премии);

• использовать временные франшизы, когда в отличие от стоимостных франшиз от ответственности освобождается не часть страховой суммы, а часть срока действия договора; это позволяет определенным образом противодействовать страховому мошенничеству, скажем, когда договор страхования заключают после страхового события, например в ритуальном страховании, страховании имущества, или когда известен диагноз страхователя, который может повлечь увеличение страховой премии; временная франшиза также может стать одним из механизмов противодействия коррупции, к примеру, в части сговора страхового агента и страхователя и т. д.).

Страховые договоры могут являться средством обеспечения непрерывности финансирования исполнения контрактов жизненного цикла, особенно это относится к страхованию имущества, страхованию директоров за неправильно принятые ре-

шения (й&О), КАСКО для корпоративных автопарков. При этом целесообразно определять основные технологические, управленческие бизнес-процессы, прерывание которых в результате страховых случаев влияет на финансовый результат, и формировать страховые программы в первую очередь для них. Если для компенсации реализации рисков достаточно собственных средств и такие риски не повлияют на исполнение сроков реализации проекта, то страховые программы становятся менее значимыми. Другая важная функция страховых программ - повышение качества стимулирующих пакетов персонала проектов КЖЦ (добровольное медицинское страхование, добровольное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и т. д.).

Страховые программы проектов контрактов жизненного цикла

Страховые программы могут разрабатываться и внедряться на всех стадиях проектов, реализуемых по контрактам жизненного цикла с инициализацией страховых программ любыми сторонами проекта (см. рис. 1).

В ситуации когда страховую программу может формировать и оплачивать как подрядчик, так и заказчик проекта, при этом страхователь может являться как государственным/муниципальным органом, так и частной/корпоративной структурой, определяющее значение для страховых программ проектов КЖЦ имеют страховые риски и так называемые владельцы рисков (точнее, владельцы объектов страхования - имущественных интересов, связанных с рисками объектов, или собственно объекты в личном страховании). Для формирования оптимальных страховых программ проектов КЖЦ следует выявить и идентифицировать страховые риски, определить их держателей -участников КЖЦ (эти участники станут страхователями), оценить влияние реализации рисков на непрерывность и длительность

Рис. 1. Участники и объекты страховых программ проектов, реализуемых по контрактам

жизненного цикла

Рис. 2. Формирование страховых программ контрактов жизненного цикла

сроков исполнения проектов, сформировать техническое задание и выбрать страховые/ перестраховочные организации, брокеров. В случае реализации рисков проходят процессы их урегулирования со страховыми организациями (см. рис. 2).

Таким образом, один проект, реализуемый по КЖЦ, может иметь несколько страховых программ, где страхователями - плательщиками страховых премий станут и заказчики, и подрядчики проекта.

При этом программы могут быть разработаны по любым объектам страхования (имущественным интересам): личным, имущественным, ответственности. Особенно актуальны страхование строительно-монтажных рисков - комплексное страхование строительно-монтажных работ (СМР), гражданской ответственности при производстве СМР, пусконаладочных работ, послепуско-вых гарантийных обязательств, спецтехники, персонала, страхование убытков в связи с задержкой ввода в эксплуатацию и т. д., страхование ответственности директоров за неправильно принятые решения.

Инициаторами программ также могут быть как подрядчики, так и заказчики тех организационно-правовых форм, которые

являются участниками проекта.

Оптимальным вариантом, который позволяет максимально учитывать и балансировать интересы всех участников, представляется административная (региональная, федеральная) инициализация страховых программ проектов, где страхователями являлись бы все стороны контракта жизненного цикла, а объектами страхования -объекты и участники контракта, например, исполнитель является страхователем СМР и ответственности директоров за неправильно принятые решения, а заказчик -страхователем персонала или групп персонала, имущества. В конечном счете это вопрос заинтересованности и бюджетов сторон, страховые риски инициализировались и идентифицировались страховщиком, а страховые премии оплачивались носителями рисков.

Таким образом, в страховых программах проектов, реализуемых по контрактам жизненного цикла, можно реализовать комплексные механизмы, напоминающие элементы:

взаимного страхования: • все участники могут являться одновременно страхователями по раз-

личным страховым программам проекта КЖЦ (при этом страховой фонд все-таки формируется коммерческим страховщиком, а не участниками, как во взаимном страховании);

• отчасти замкнутая раскладка ущерба в пространстве и во времени;

и классического страхования:

• обязательное участие коммерческих страховщиков;

• возможность перестрахования;

• наличие центров возникновения прибыли и формирование прибыли коммерческим страховщиком (по страховым бизнес-процессам).

Основные индикаторы страховщиков для участия в страховых программах контрактов жизненного цикла

Страховщики, привлекаемые в проекты КЖЦ, должны наряду с общими требованиями страхового надзора к участникам страхового рынка соответствовать определенному комплексу количественных и качественных значений факторов и индикаторов, которые определяют их способность содействовать непрерывности исполнения проектов КЖЦ (см. табл.).

При этом нельзя забывать о том, что страховая компания, имеющая лицензию

Основные индикаторы страховщиков - участников проектов контрактов

жизненного цикла

Фактор Индикатор Количественное/качественное значение индикатора

Адекватность собственного и страхового капиталов рискам страховых программ проектов КЖЦ Соотношение собственного капитала страховой компании и минимально необходимого капитала КЖЦ для обеспечения непрерывности реализации проекта Минимальный размер необходимого капитала КЖЦ для обеспечения непрерывности реализации проекта по результатам стресс-тестирования + 10 процентов

Динамическая адекватность качества собственного и страхового капиталов Выполнение условий инвестирования собственных средств и страховых резервов (см. [18, 19]) Отсутствие отклонений в инвестировании собственных средств и страховых резервов в течение трех лет Рентабельность собственного и страхового капиталов

Динамическая устойчивость финансового состояния страховых организаций Динамика изменения в течение ряда лет (тренд) соответствия требованиям к финансовому состоянию страховых организаций для федеральных или региональных проектов Отсутствие отклонений маржи платежеспособности от нормативных требований в течение трех лет (для федеральных проектов) и одного года (для региональных проектов) При выявлении отклонений маржи платежеспособности - выполнение плана финансового оздоровления и восстановление маржи платежеспособности в течение трех месяцев (см. [20, 21])

Продуктовая устойчивость страховых продуктов Темпы роста страховых премий по видам страхования проекта КЖЦ Коэффициент убыточности по видам страхования проекта КЖЦ Положительная динамика темпов роста соотношения страховых премий и коэффициентов убыточности страховых премий (или убыточности страховых сумм) в течение трех лет Колебания темпов роста указанного соотношения в пределах ± 20 процентов в течение трех лет

Окончание таблицы

Признаки финансового распределения рисков Наличие аффилированных лиц проекта КЖЦ и страховой организации Прямые и косвенные формализованные взаимодействия участников проекта КЖЦ и страховой организации

Признаки сбалансированности собственного удержания (доля страховой премии, которая остается у страховщика в случае использования перестрахования) Отношение страховой суммы к собственному удержанию Уровень франшиз; собственные страховые фонды/страховые суммы (по объектам и видам) задаются по согласованию сторон при заключении договоров страхования в зависимости от стоимости объекта, платежеспособности страхователя, возможности страховщика взять на себя страховые риски

Качество сетей/ каналы продаж/ каналы урегулирования убытков/онлайн-страхование/ использование телематики (по необходимости при реализации проекта КЖЦ) Наличие сетей (особенно в распределенных территориально проектах КЖЦ с использованием имущественного, личного страхования, ОСАГО) Количественные показатели уровня развития сетей страховщиков, которые могут быть использованы в ходе проекта

для работы на страховом рынке по определенному виду страхования, априори отвечает всем нормативным требованиям законодательства и, в частности, страхового надзора к ее финансовому состоянию.

Таким образом, возникает определенное противоречие между стремлением разработчиков и владельцев страховых программ/ страховых рисков привлечь в программу страховщиков, отвечающих определенным требованиям, и соблюдением страхового законодательства, требований Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) о соблюдении страховщиками и их партнерами норм свободной конкуренции, особенно, касающихся свободного допуска к участию в страховых программах, и других.

Вместе с тем постоянная концентрация страхового рынка - сокращение количества страховщиков из-за ухода с рынка ряда страховых компаний, процессы банкротства страховщиков (по данным Банка России, в 2019 году были проведены 9 процедур банкротств; в первом полугодии 2020 года - 4 процедуры банкротства - это значительная цифра, учитывая общее ко-

личество страховых организаций, 178 - на конец 2019 года, 169 - на 1 июля 2020 года [22, 23]), с одной стороны, ответственность участников проектов по контрактам жизненного цикла за их реализацию, участие в проектах государственных структур, социальная ответственность (см. ранее рассмотренные типы проектов КЖЦ), с другой, определяют необходимость разработки специальных требований к финансовому состоянию и деловой активности страховых организаций - участников страховых программ проектов КЖЦ.

Дополнительные функции контроля при этом несут заинтересованные в проектах КЖЦ органы государственного и муниципального управления:

• выполнение обязательств участниками - орган страхового надзора - Банк России, ФАС России;

• реагирование на внешние риски, что отслеживают в первую очередь страхователи, во вторую - страховщики, которые при необходимости могут предложить изменить программу страхования;

• информационное и административное сопровождение (информирование о проведении конкурсов для участия в страховых программах, проведение конкурсов и тендеров и т. д.) - преимущественно органы государственного и муниципального управления.

Страховые программы со специальными дополнительными требованиями к страховщикам наряду с государственными гарантиями в государственно-частных проектах КЖЦ могут стать значительным фактором развития практики заключения и выполнения проектов КЖЦ, в том числе посредством привлечения страховых инвестиционных ресурсов, профессиональных методологий, бизнес-процессов оценки рисков и заключения договоров (по типовым правилам страхования с возможностью специальных оговорок) и урегулирования убытков, используя механизмы страховых поручительств.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон № 44-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Private financing and government support to promote long-term investments in infrastructure. URL: https://www.oecd.org/daf/ fin/private-pensions/Private-financing-and-gov ernment-support-to-promote-LTI-in-infrastruc ture.pdf (дата обращения: 31 января 2021 года).

3. Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла : постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года № 1087 : в редакции от 1 июня 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Заседание проектного комитета национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». URL: http://government.ru/news/38630/ (дата обращения: 26 декабря 2020 года).

5. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Абрамова М. А. [и др.]. Текущее состояние и перспективы развития финансовой системы России // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 1. С. 8-21.

7. Кириллова Н. В. Страховая безопасность // Страховое дело. 2013. № 8. С. 4954.

8. Кириллова Н. В. Оценка страховых компаний в страховых программах кредитных организаций // Страховое дело. 2016. № 1.С. 6-21.

9. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость конкурентного страхового рынка. Комплексы показателей, отражающих финансовую устойчивость конкурентного страхового рынка // Страховое дело. 2013. № 12 (249). C. 3-11.

10. Цыганов А. А. Развитие страхового рынка как функция национальной экономики. В кн. Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы. М. : Проспект, 2017. 528 С.

11. Всероссийский союз страховщиков : [официальный сайт]. URL: http://autodiscov er.ins-union.ru

12. Insur-info : [официальный сайт]. URL: http://www.insur-info.ru

13. Функции и задачи страхования. Metlife. URL: https://www.metlife.ru/about-us/blog/ insurance-tips/funkcii-i-zadachi-strahovanija/ (дата обращения: 31 января 2021 года).

14. Цыганов А. А. Вклад страхования в развитие национальной экономики: вопросы теории // Финансы. 2016. № 8. С. 47-48.

15. Цыганов А. А., Кириллова Н. В., Орла-нюк-Малицкая Л. А., Белоусова Т. А., Брызгалов Д. В., Гоызенкова Ю. В., Райлян А. И., Давыдова М. С. Эффективность функционирования системы защиты и обеспечения прав потребителей страховых услуг. Отчет о НИР (Правительство Российской Федерации). URL: http://www.fa.ru

16. Юлдашев Р. Т., Цыганов А. А. Успех

страхования свидетельствует о развитой экономике // Страховое дело. 2019. № 3 (312). С. 3-5.

17. Кириллова Н. В. Страхование для российских экспортеров. Индикаторы региональной страховой среды российских экспортеров и ключевые показатели ЭКСАР // Страховое дело. 2020. № 5. С. 14-22.

18. О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4297-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

19. О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4298-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

20. О внесении изменений в Указание Банка России от 25 октября 201 7 года № 4584-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отчетности, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности, и статистической отчетности страховщиков, а также формах, сроках и порядке представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков» : указание Банка России от 4 апреля 2019 года № 5119-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

21. О требованиях к плану оздоровления финансового положения страховой организации : указание Банка России от 30 декабря 2014 года № 3522-У. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

22. Прекращение деятельности финансовых организаций первое полугодие 2020/2019. М., 2020. URL: https://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/31937/termination_ activities_fin_insti.pdf (дата обращения: 7 февраля 2021 года).

23. Центральный банк Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http:// www.cbr.ru/finmarkets (дата обращения: 7 февраля 2021 года).

* * *

Окончание. Начало на с. 36

или же перебраться в более подходящую локацию. Доля таких сделок увеличилась с лета на 24%. При этом, по данным специалистов ИНКОМ-Недвижимость, после продления программы субсидирования ставок по ипотеке количество сделок с рассрочкой платежа сократилось на 12%.

«С момента старта программы изменился и портрет покупателя, - добавляет Валерий Кочетков. - Семьи с двумя и более детьми охотнее избавляются от малогабаритного жилья на вторичном рынке и переезжают в просторные многокомнатные квартиры в новостройках. Дополнительно они могут использовать средства материнского капитала, что значительно уменьшает финансовую нагрузку заемщиков».

По прогнозам специалистов ИНКОМ-Недвижимость, объем строительства экономичного жилья в дальнейшем должен увеличиться, поскольку именно этот сегмент подпадает под параметры ипотечной программы. «Сейчас с рынка постепенно вымываются высоколиквидные лоты, среди которых студии, однокомнатные и малогабаритные двухкомнатные квартиры, -комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. - Программу продлили на достаточно долгий срок, а значит, у девелоперов будет возможность ввести как можно больше таких объектов в свои новые проекты». «Возможно, спрос на жилье в новостройках до конца года уменьшится на 5-7%, поскольку покупатели поймут, что у них теперь есть достаточное количество времени для выбора, -отмечает заместитель директора Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков. - Резко цены расти не будут, но и на прежнем уровне не останутся. Думаю, стоимость жилья будет увеличиваться на 2-3% в квартал».

Информация предоставлена пресс-центром компании ИНКОМ-Недвижимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.