Научная статья на тему 'ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ДОСТАТОЧНОСТЬ'

ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ДОСТАТОЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНДИКАТОРЫ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ / СТРАХОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / КОРПОРАТИВНЫЕ СТРАХОВЫЕ ПРОГРАММЫ / FINANCIAL STABILITY OF INSURANCE ORGANIZATIONS / FINANCIAL STABILITY INSURANCE COMPANIES INDICATES / TARIFFS / INSURANCE RESERVES / CORPORATE INSURANCE PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Надежда Викторовна

Автором проанализированы требования к финансовой устойчивости страховых организаций. Представлены основные индикаторы такой устойчивости на современном этапе развития страхового рынка в России. Особое внимание уделено дополнительным требованиям к страховщикам. Сделаны выводы о необходимости системного контроля за исполнением этих требований и о наличии избыточных дополнительных показателей, которые указывают страхователи для участия в корпоративных страховых программах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STABILITY REQUIREMENTS OF INSURANCE COMPANIES: NECESSITY AND SUFFICIENCY

The author analyzes the requirements for the financial stability of insurance organizations. The main indicators of such stability at the present stage of development of the insurance market in Russia are presented. Particular attention is paid to additional requirements for insurers. Conclusions are drawn about the need for systematic monitoring of the implementation of these requirements and the presence of excessive additional indicators that insurers indicate to participate in corporate insurance programs.

Текст научной работы на тему «ТРЕБОВАНИЯ К ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: НЕОБХОДИМОСТЬ И ДОСТАТОЧНОСТЬ»

 001: 10.24411/2072-4098-2019-10908 Требования к финансовой устойчивости страховых организаций: необходимость и достаточность

Н.В. Кириллова профессор Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва)

Надежда Викторовна Кириллова, NKirillova@fa.ru

Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановлено снижение уровня и качества жизни российских граждан, восстановлена возможность наращивания конкурентоспособности. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (см. [1]).

Целью развития страховой отрасли в соответствии со Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года является превращение ее в стратегически значимый сектор экономики, обеспечивающий повышение экономической стабильности общества, социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности, привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны (см. [2]). Достижение указанной цели возможно в числе прочего посредством решения задачи обеспечения стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка.

Общепризнанным комплексным показателем характеристики страхового рын-

ка является отношение страховых премий к валовому внутреннему продукту (далее -ВВП); на 1 января 2018 года в России - 1,39 процента (см. [3]). В первом полугодии 2018 года страховыми организациями России по всем видам собрано 731 782 миллиона рублей, осуществлено страховых выплат на сумму 235 781 миллион рублей (см. табл. 1).

Финансовая устойчивость страховых организаций является основой выполнения страховщиками основных функций по формированию страховой защиты и выполнения обязательств перед страхователями. Наряду с указанными основными задачами финансовая устойчивость страховых организаций позволяет осуществлять функции институционального инвестора, обеспечивать выполнение социальных, налоговых обязательств, способствует выполнению федеральных и региональных программ.

В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела) гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются следующие параметры:

• экономически обоснованные страховые тарифы;

• сформированные страховые резервы, средства которых достаточны для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию;

Таблица 1

Основные индикаторы российского страхового рынка 1

Показатель Год

2015 2016 2017 1-е полугодие 2018

Количество страховых организаций 477 376 226 210

Страховые премии, трлн р. 1,0 1,2 1,3 0,73

Страховые выплаты, млрд р. 509,2 505,8 509,7 240

Коэффициент выплат * 49,7 42,8 39,9 32,9

Доля страховых премий в ВВП, % 1,27 1,37 1,39 2,81

Страховые премии на душу населения, тыс. р. 7,0 8,1 8,7 нет данных

* Отношение страховых выплат к страховым премиям (обычно рассчитывается за отчетный период и три предыдущих периода).

• собственные средства (капитал);

• перестрахование (деятельность по страхованию одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате (ст. 13 Закона об организации страхового дела).

Рассмотрим указанные гарантии и основные проблемы их обеспечения.

Экономически обоснованные тарифы

На протяжении новой истории развития российского страхового рынка формирование страховых тарифов регулировалось на всех уровнях - от надзора до внешних и внутренних актуарных проверок (см. [16, 21-24]). Вместе с тем в отсутствие достаточно репрезентативных баз уровень страховых тарифов более определяется конъюнктурой рынка. Другим негативным фактором, определяющим сегодня тарифные ставки, являются экономические необоснованные комиссионные агентские ставки кредитных организаций, которые

по договорам страхования жизни достигают 80-90 процентов. В этом случае формирование экономически обоснованных страховых резервов, достаточных для страховых выплат, невозможно. Тем не менее представляется необходимым контроль за структурой страховых тарифов, по крайней мере в целом по виду нетто-ставок и нагрузок. Это во многом решило бы проблемы соблюдения баланса интересов участников договоров, препятствовало бы необоснованному завышению комиссионных вознаграждений. Отсутствие контроля за структурой тарифных ставок дает возможность использовать средства страховых резервов, нетто-премии не по их прямому назначению для обеспечения страховых выплат, искажает страховые механизмы и страховую статистику, что, в свою очередь, не позволяет корректно рассчитать и обосновать тарифные ставки. Еще одним аргументом в пользу такого контроля является то, что средства страховых резервов выводятся из финансового результата, соответственно, из-под налогообложения именно потому, что это будущие страховые выплаты, а не комиссионные вознаграждения или другие расходы.

Использованы данные Центрального банка Российской Федерации [4].

Средства страховых резервов, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию, сострахованию, взаимному страхованию

Страховые резервы представляют собой совокупность активов, которые предназначены страховой компанией для выполнения обязательств по договорам страхования. Собственно величина страховых резервов -это прогнозная оценка страховых обязательств компании на определенный момент времени, которая отражается в пассиве баланса страховой организации и иногда называется привлеченным (от страхователей) специфичным заемным капиталом. Как и любой составляющей пассивов компании, им соответствует та или иная по структуре, равная по объему совокупность ее активов. У страховщиков это не что иное, как совокупность активов, в которые инвестированы страховые резервы. При формировании страховых резервов страховщики теми или иными методами на основании статистических данных, условий договоров, вероятности наступления страховых случаев оценивают свои страховые обязательства и выводят их из финансового результата. Таким образом, собственно сумма страхового резерва страховой организации - величина, которую точно определить невозможно, прогноз страховых обязательств в соответствии с предполагаемой реализацией страховых рисков - в определенной мере абстракция, поэтому определять достаточность или недостаточность их формирования для выполнения страховых обязательств в некотором роде бессмысленно. Скорее всего, на возможность выполнения обязательств будут влиять совокупность и качество активов, которые страховая организация отнесет к страховым резервам, а в связи с тем, что это также вариативный, регулируемый процесс, основным фактором выполнения страховых обязательств является не часть активов, связанная ими в процессе инвестирования (страховыми ре-

зервами), а вся совокупность активов организации.

Страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни (резерв незаработанной премии, резервы убытков, стабилизационный резерв), формируются в соответствии с нормативами Банка России о правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни (см. [6]). Страховщики разрабатывают и утверждают положение о формировании страховых резервов, содержащее порядок их формирования, на основании актуарных расчетов определяют выраженную в денежной форме величину страховых резервов (формируют страховые резервы) и обеспечивают их активами (средствами страховых резервов) для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию и взаимному страхованию.

По состоянию на 1 июля 201 8 года российскими страховщиками сформировано страховых резервов на сумму 5 280 104 миллиона рублей (чистая стоимость средств населения в резервах по страхованию жизни - 742 211 миллионов рублей) (см. [7]). Актуариями проводится проверка адекватности величины страховых резервов в соответствии с Федеральным стандартом актуарной деятельности «Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования жизни» (см. [8]). В случае несоответствия балансовой стоимости обязательств будущим выплатам и расходам по договорам страхования на сумму дефицита списываются отложенные аквизиционные расходы (если формируются) (см. [9]).

Проверка адекватности резервов обязательствам определяется активами, в которые инвестированы страховые резервы, другими словами, совокупностью активов, которые предназначены для страховых выплат. Структура связанных страховыми обязательствами активов определяется в соответствии с нормами законодательства (см. [10]).

Страховщикам необходимо выполнять определенные требования и к инвестированию собственных средств. Страховые организации должны инвестировать собственные средства (капитал), а также страховые резервы на условиях диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности в разрешенные органом страхового надзора активы в определенном порядке - эти условия определены Законом об организации страхового дела. Выполнение указанных требований к инвестированию и обеспечивает соблюдение четырех продекларированных в законе условий инвестирования и страховых резервов, и собственных средств.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2017 году в структуре активов страховых компаний 76 процентов прироста активов по сравнению с 2016 годом составили вложения в облигации, 20,6 процента - корпоративные облигации, 11,6 процента - государственные и муниципальные облигации. Значительная доля активов страховых организаций в депозитах (23%) и денежных средствах (6,2%). Прирост по сравнению с 2016 годом составил 14,6 и 11,2 процента соответственно (см. [11]).

Несмотря на значительное повышение качества активов, проблема страховых инвестиций еще не решена полностью, особенно это касается прозрачности активов и неукоснительного соблюдения требований к инвестированию.

Собственные средства (капитал)

Основой собственных средств является уставный капитал страховой организации, который определяется в соответствии с Законом об организации страхового дела. Его минимум составляет 120 миллионов рублей для видов иных, чем страхование жизни, и 240 миллионов рублей для страхования жизни.

По состояни ю на 1 ян варя 201 8 года уставный капитал страховых организаций составил 212,6 миллиарда рублей (93,1 процента к 2017 году), в том числе иностран-

ные участники - 14,0 миллиарда рублей (106,7 процента к 2017 году), средний размер уставного капитала одной страховой организации составил 900,9 миллиона рублей (112,4 процента к 2017 году) (см [12]).

В соответствии с еще не вступившими в силу изменениями в Закон об организации страхового дела к 1 января 2020 года страховые организации должны увеличить уставный капитал до 310 миллионов рублей, к 1 января 2021 года - до 380 миллионов рублей, к 1 января 2022 года - до 450 миллионов рублей (см. [13]). Этот проект вызвал достаточно активные дискуссии в профессиональном сообществе, особенно на предмет избыточности требований к минимальному размеру уставного капитала для региональных компаний (см. [14, 15]). Выдвигался ряд предложений, касающихся смягчения требований к компаниям, ориентированным в большей степени на региональную деятельность. Тогда необходимо было бы определить регион регистрации и регион активного страхового поля компании. В качестве аргументов выдвигались нерешенные проблемы территориальных диспропорций рынка, когда более половины страховых премий и выплат сконцентрированы в Центральном округе, а в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах они стабильно находятся на уровне 1-3 процента (см. табл. 2). Более того, есть субъекты, где страховщики не представлены даже представительствами и агентствами.

Поддержку региональные специфичные требования не нашли, требования к повышению минимального уставного капитала поднимутся для всех субъектов страхового рынка, что усилит его концентрацию.

Перестрахование

В перестраховании определяющими факторами изменений остаются санкции против Российской Федерации и развитие российской национальной перестраховочной компании.

В первом квартале 2018 года объем стра-

Таблица 2

Страховые премии и страховые выплаты в округах Российской Федерации

за январь - июнь 2018 года

Федеральный круг Страховые

премии выплаты

млн р. % млн р. %

Центральный 446 108 804,87 61 136 478 315,12 58

Северо-Западный 65 850 810,60 9 22 761 363,96 9

Южный 31 769 889,85 4 10 981 307,50 5

Приволжский 81 063 712,11 11 25 777 036,26 11

Уральский 43 440 905,17 6 13 609 198,16 6

Сибирский 39 458 607,27 6 14 049 796,43 6

Дальневосточный 16 315 953,96 2 5 191 799,90 2

Северо-Кавказский 6 865 491,95 1 6 927 046,12 3

Всего, млрд р. 730 904 077,48 100 235 777 945,4 100

За пределами Российской Федерации 29 901,69 - 2 081,95 -

ховых премий, переданных в перестрахование, вырос на 42,4 процента по сравнению с соответствующим значением 2017 года, прирост премий, переданных за пределы Российской Федерации, - до 41,9 миллиарда рублей (+43,6%), и на территории России (+37,5%). Основной объем премий передается за рубеж (80,5 процента - 1 квартал 2018 года, 79,8 процента - 1 квартал 2017 года). Основная доля исходящего перестрахования - прочее имущество юридических лиц (51,8%), страхование КАСКО (9,6%), страхование предпринимательских рисков (9,3%) (см. [7]).

В первом полугодии 2018 года доля премий, переданных в цессию Российской национальной перестраховочной компании, достигла 14,7 процента (в первом квартале 2018 года доля составляла 5,4 процента), 10 процентов цессии, определенной для рынка, практически достигнуто.

Обеспечение страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности входит в компетенции Банка России в рамках страхового надзора. Комплексный мониторинг финансового состояния страховщиков проводится Банком России в соответствии с указанием [16].

В первую очередь оцениваются обязательные требования к финансовому состоянию страховых организаций:

• соотношение собственных средств и принятых обязательств (см. [17]);

• инвестирование собственных средств (капитала) (см. [18]);

• инвестирование страховых резервов (см. [10]);

• рентабельность деятельности;

• активы;

• обязательства;

• общие показатели деятельности страховщика.

Основным показателем финансового состояния страховых организаций является маржа платежеспособности - отношение части страховых обязательств к собственным средствам страховщика. В настоящее время наряду с увеличением минимальных требований к уставному капиталу меняется подход и к определению маржи платежеспособности - достаточность капитала страховщика будет зависеть от принятых им рисков по аналогии с Бо^епсу-И.

Наряду с обязательными требованиями к финансовому состоянию страховых организаций к ним выдвигаются комплексные

требования корпоративных страхователей, кредитных организаций, которые до определенной степени объяснимы значительными объемами страховых премий, необходимостью дополнительных гарантий выполнения страховых обязательств при реализации страховых рисков, договорной основой отношений по добровольным видам страхования (подробнее см. [19, 20]).

При этом необходимо корректно определить границу дополнительных требований к страховой организации, работающей на страховом рынке по лицензии, соответственно, выполняющей все нормативные требования, и не допускать нарушения антимонопольного законодательства, искажения баланса интересов, когда в первую очередь выполняются требования агентов, а интересы страхователей удовлетворяются по остаточному принципу, не балансируются страховые резервы.

Ключевую роль в ограничении избыточных требований к финансовому состоянию страховщиков в этом направлении играет Федеральная антимонопольная служба, определяя возможность, обоснованность и однородность дополнительных требований страхователей различных видов, форм и сфер деятельности к страховым организациям - участникам страховых программ, рекомендуемых своим клиентам кредитными организациями, когда последние выступают в роли страховых агентов.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. Доступ из справочной правовой системы «Гарант».

2. Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 1293-р. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Обзор основных показателей деятель-

ности страховщиков (1 квартал 2018 года). URL: www.cbr.ru (дата обращения: 28 октября 2018 года).

4. Центральный банк Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http:// www.cbr.ru/finmarkets

5. Об организации страхового дела в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни : положение Банка России от 16 ноября 2016 года № 558-П. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Статистический бюллетень Банка России. 2018. № 9 (304). URL: www.cbr.ru (дата обращения: 28 октября 2018 года).

8. Актуарное оценивание деятельности страховщика. Страховые резервы по договорам страхования жизни : Федеральный стандарт актуарной деятельности : утвержден Советом по актуарной деятельности 24 ноября 2015 года, протокол № САДП-7. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации : положение Банка России от 4 сентября 2015 года № 491-П : в редакции от 14 августа 2017 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4297-У : в редакции от 9 января 2018 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» : [сайт]. URL: https://raexpert.ru/research es/insurance/structure_2018

12. Федеральная служба государственной статистики : [сайт]. URL: http://www.gks.

ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/finance/#

13. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» : Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 251-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. URL: http://autodiscover.ins-union.ru

15. URL: Insur-info http://www.insur-info.ru

16. О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности страховщиков с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение страховщиков и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска : указание Банка России от 14 марта 2018 года 4736-У. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств : указание Банка России от 28 июля 2015 года № 3743-У. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

18. О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов : указание Банка России от 22 февраля 2017 года № 4298-У. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Кириллова Н. В. Оценка страховых компаний в страховых программах кредитных организаций // Страховое дело. 2016. № 1.

20. Кириллова Н. В. Финансовая устойчивость конкурентного страхового рынка. Комплексы показателей, отражающих финансовую устойчивость конкурентного страхового рынка // Страховое дело. 2013. № 12 (249). С. 3-11.

21. О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов : указание Банка России от 30 декабря 2014 года № 3523-У. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

22. Абрамова М. А. [и др.]. Текущее состояние и перспективы развития финансовой системы России // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 1.

23. Кириллова Н. В. Страховая безопасность // Страховое дело. 2013. № 8. С. 4954.

24. Цыганов А. А. Развитие страхового рынка как функция национальной экономики. В кн. : Страхование и управление рисками: проблемы и перспективы. М. : Проспект, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.