Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН-УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЕАЭС'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН-УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / INSURANCE / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Георгий Александрович, Рыжов Валерий Борисович

Государства-учредители Евразийского экономического союза - Россия, Беларусь, Казахстан - оказали значительное влияние на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Одной из форм интеграции стало учреждение сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства и впоследствии ЕАЭС. Интеграция проявляется также в виде гармонизации и унификации законодательства стран-членов. В этом смысле гармонизации законодательства стран-учредителей в сфере страховых организаций будет существенным шагом вперед к более полной интеграции. Вместе с тем существуют не только определенные различия в законодательном регулировании стран-учредителей, но и общие черты. В настоящей статье мы рассмотрим их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ACTIVITY OF INSURANCE ORGANIZATIONS OF THE MEMBER COUNTRIES OF THE EAEU

State-founders of the Eurasian Economic Union - Russia, Belarus and Kazakhstan - have had a significant impact on the development of integration process on the post-Soviet territory. One of the forms of integration was the establishment of the Customs Union and Common Economic Space, and later - the EAEC. Integration is also manifested in the form of harmonization and unification of legislation of member states. In this sense, the harmonization of insurance legislation is a significant step towards greater integration. However, there are certain differences in the legislative regulation of the founding states, but also shared moments. In the presentarticle we will look at them

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН-УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЕАЭС»

КОРОЛЕВ Георгий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории развития налоговой системы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации korolev@iep.ru РЫЖОВ Валерий Борисович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета valeriy_ryzhov@mail.ru

12.00.10 - международное право; европейское право

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СТРАН-УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЕАЭС

Аннотация. Государства-учредители Евразийского экономического союза - Россия, Беларусь, Казахстан - оказали значительное влияние на развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Одной из форм интеграции стало учреждение сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства и впоследствии ЕАЭС. Интеграция проявляется также в виде гармонизации и унификации законодательства стран-членов. В этом смысле гармонизации законодательства стран-учредителей в сфере страховых организаций будет существенным шагом вперед к более полной интеграции. Вместе с тем существуют не только определенные различия в законодательном регулировании стран-учредителей, но и общие черты. В настоящей статье мы рассмотрим их.

Ключевые слова: страховые организации, финансовый рынок, интеграция, гармонизация.

KOROLEV George Aleksandrovich,

candidate of legal Sciences, senior researcher of the Laboratory for tax system development, Russian Academy of national economy and state service under the President

of the Russian Federation korolev@iep.ru RYZHOV Valerii Borisovich, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of state and municipal management of Institute of social and humanitarian education, Moscow pedagogical state University

valeriy_ryzhov@mail.ru

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ACTIVITY OF INSURANCE ORGANIZATIONS OF THE MEMBER COUNTRIES OF THE EAEU

Abstract. State-founders of the Eurasian Economic Union - Russia, Belarus and Kazakhstan - have had a significant impact on the development of integration process on the post-Soviet territory. One of the forms of integration was the establishment of the Customs Union and Common Economic Space, and later - the EAEC. Integration is also manifested in the form of harmonization and unification of legislation of member states. In this sense, the harmonization of insurance legislation is a significant step towards greater integration. However, there are certain differences in the legislative regulation of the founding states, but also shared moments. In the presentarticle we will look at them.

Keywords: insurance, financial market, integration, harmonization.

УДК - 341 ББК - 67

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

В России для целей гармонизации

в рамках ЕАЭС основное значение имеет Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон о страховом деле РФ). В июле 2013 г. в этот Закон были внесены существенные изменения и дополнения, которые пока не вступили в силу, однако мы их рассмотрим в настоящей статье [1]. Наряду с этим действует Федеральный закон от 29.11.2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании» [2]. Основным нормативным правовым актом, регулирующим страховое дело в Казахстане, является Закон РК от 18 декабря 2000 г. № 126-11 «О страховой деятельности» (далее - Закон о страховой деятельности РК). В отличие от законодательства России, Закон о страховой деятельности РК является более детальным и содержит положения, которые в РФ принято регулировать с помощью подзаконных актов.

В Беларуси, в отличие от других государств-участников ЕАЭС, регулирование страхования осуществляется посредством подзаконных нормативных правовых актов, например Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности», которым было утверждено Положение о страховой деятельности в РБ. В Беларуси государство значительно влияет на отрасль страхования, за которую ответственны ряд государственных органов: Президент РБ, Национальное собрание РБ, Совет Министров РБ и Министерство финансов РБ (п. 9 Положения о страховой деятельности). Национальный Банк РБ не обладает полномочиями на регулирование страхования.

а) Условия учреждения

В законодательстве государств-участников ЕАЭС содержатся различные требования к созданию страховых организаций: перечень субъектов страхового дела, организационно-правовая форма, минимальный размер собственного капитала, ограничения на учреждение и т.д.

Наряду с этим совпадают законодательные определения деятельности по страхованию. В законодательстве РФ страхова-

ние определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, которые формируются страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В то же время под страховой деятельностью (страховым делом) понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (ст. 2 Закона о страховом деле РФ).

Закон о страховой деятельности РК определяет страхование следующим образом: страхование представляет собой комплекс отношений по защите законных имущественных интересов физического или юридического лица при наступлении страхового случая или иного события, определенного договором страхования, посредством страховой выплаты, осуществляемой страховой организацией за счет своих активов (ст. 4). В Беларуси определение страховой деятельности содержит существенные признаки приведенных дефиниций.

Вместе с тем законодательство государств-участников ЕАЭС по-разному определяет круг участников страховых правоотношений.

Субъектами правоотношений в области страхования в РФ являются следующие лица:

1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

2) страховые организации, в том числе перестраховочные организации;

3) общества взаимного страхования;

4) страховые агенты;

5) страховые брокеры;

6) страховые актуарии;

7) Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации;

9) специализированные депозитарии (п. 1 ст. 4.1 Закона о страховом деле РФ).

Вместе с тем в законодательстве разграничиваются участники страховых правоотношений и субъекты страхового дела: только страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела, деятельность которых подлежит лицензированию и в отношении последних ведется единый государственный реестр (п. 2 ст. 4.1 Закона о страховом деле РФ).

В Законе РК следующий круг участников страхового рынка:

1) страховая (перестраховочная) организация;

2) страховой брокер;

3) страховой агент;

4) страхователь, застрахованный, выгодоприобретатель;

5) актуарий1;

6) независимый актуарий;

7) независимый оценщик;

8) андеррайтер2 ;

9) аджастер3 ;

10) сюрвейер4;

1 Актуарий - физическое лицо, имеющее лицензию уполномоченного органа, осуществляющее деятельность, связанную с проведением экономико-математических расчетов размеров обязательств, ставок страховых премий по договорам страхования и перестрахования.

2 Андеррайтер - сотрудник (работник)страховой или перестраховочной организации. В его функции входит оценка страховых рисков, принимаемых на страхование, и определение условий договоров страхования (перестрахования).

3 Аджастер - сотрудник (работник) страховой или перестраховочной организации. В его функции входит рассмотрение заявления по страховой выплате и оценка ущерба от страхового случая.

4 Сюрвейер - сотрудник (работник) страховой (перестраховочной) организации либо юридическое лицо, предоставляющее услуги страховой или перестраховочной организации в соответствии с договором возмездного оказания

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

11) страховой омбудсмен;

12) объединение страховых (перестраховочных) организаций и страховых брокеров;

13) объединение актуариев;

14) иные физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную со страхованием (ст. 10 Закона о страховой деятельности РК).

Таким образом, согласно Закону РК, страховая деятельность является основным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой страховой или перестраховочной организацией (ст. 11 Закона о страховой деятельности РК).

В целом, несмотря на то, что в Казахстане круг участников правоотношений по страхованию определен шире (субъекты страхового дела - брокеры, актуарии, страховые организации), он совпадает с российским перечнем.

В отличие от законодательства России и Казахстана, в Указе Президента РБ и Положении о страховой деятельности РБ не содержится перечня субъектов страхового дела и участников правоотношений по страхованию. Вместо этого нормативные акты РБ, не определяя конкретные виды страховщиков, устанавливают требования к их уставным фондам в зависимости от вида страхования.

Таким образом, в Беларуси минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

- одному миллиону евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, которые не относятся к страхованию жизни;

- двум миллионам евро - для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

- пяти миллионам евро - для страховщика, который осуществляет исключительно перестраховочную деятельность.

Уставный фонд страховщика должен быть полностью сформирован его учре-

услуг. В его функции входит предварительный осмотр и оценка объекта страхования, принимаемого на страхование.

дителями к дате государственной регистрации.

После государственной регистрации страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банках РБ денежные средства, которые соответствуют указанным суммам уставного капитала.

Имущество, которое вносится в уставный фонд страховщика, должно принадлежать учредителям на праве собственности или хозяйственного ведения, быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого страховщика.

В Законодательстве России и Казахстана также определяется минимальный уставный капитал страховщиков. Так, в России минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основании базового размера его уставного капитала, который должен быть равным 120 млн. руб. и коэффициентов, определенных в Законе (ст. 25 (3) Закона о страховом деле РФ).

В то же время минимальный размер уставного капитала страховщика, который осуществляет исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 млн. руб.; страховщики жизни должны сформировать уставный капитал в размере 240 млн. руб., перестраховщиков — 480 млн. руб.

В Законе о страховом деле РФ есть особое требование для страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования): они обязаны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже минимального размера уставного капитала.

В соответствии с постановлением Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 22 августа 2008 г. № 131 «Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов страховой (перестраховочной) организации, норматива достаточности маржи платежеспособности страховой группы, формах и сроках представления отчетов о выполнении пруденциальных нормативов» минимальный размер уставного капитала для вновь созда-

ваемой страховой или перестраховочной организации составляет:

- при получении лицензии по отрасли «общее страхование» — 1 млрд. 100 млн. тенге;

- при получении лицензии по отрасли «страхование жизни» — 1 млрд. млн. тенге;

- при получении лицензии по отрасли «общее страхование» и лицензии по перестрахованию — 1 млрд. 200 млн. тенге;

- при получении лицензии по отрасли «страхование жизни» и лицензии по перестрахованию — 1 млрд. 300 млн. тенге;

- при получении лицензии по перестрахованию с осуществлением перестрахования как исключительного вида деятельности — 1 млрд. тенге.

Для вновь создаваемой страховой организации, получающей лицензию в отрасли «общее страхование» по классу «ипотечное страхование», минимальный размер уставного капитала составляет 1 млрд. 600 млн. тенге.

Что касается организационно-правовых форм субъектов страхового дела, то они различаются в государствах-участниках ЕАЭС.

В России нет каких-либо ограничений относительно организационно-правовых форм страховых организаций. Только общества взаимного страхования должны быть некоммерческими организациями, которые основаны на членстве юридических и (или) физических лиц. Они могут быть созданы по инициативе не менее пяти физических лиц (но не более 2 тыс.) и (или) по инициативе не менее трех юридических лиц (но не более 500), созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества (ст. 2, 5 Закона о взаимном страховании РФ).

В отношении страховых агентов и брокеров действуют следующие условия учреждения.

В соответствии со ст. 8 (5) Закона о страховом деле РФ страховыми агентами могут быть физические лица, в том числе те, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица, осуществляющие деятельность на основании гражданско-пра-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

вового договора от имени и за счет страховщика в соответствии с предоставленными им полномочиями. Следовательно, для осуществления функций страховых агентов необходимо или быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, или создать юридическое лицо, при этом вид организационно-правовой формы юридического лица законом не определяется.

Согласно ст. 8 (6) Закона о страховом деле РФ, страховыми брокерами являются юридические лица (коммерческие организации) или резиденты РФ (физические лица) — индивидуальные предприниматели. Они осуществляют деятельность на основании договора об оказании услуг по совершению юридически значимых действий по поручению физических или юридических лиц (страхователей) от своего имени, но за счет этих лиц либо совершению юридически значимых действий от имени и за счет страхователей или страховщиков.

Следовательно, для осуществления функций страховых брокеров необходимо быть резидентом РФ, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя или создать юридическое лицо — коммерческую организацию, учредительные документы которого предусматривают ведение страхового дела.

Наряду с этим резидентами РФ должны также быть руководящие работники и главные бухгалтеры страховых организаций.

В Казахстане страховые и перестраховочные организации должны быть учреждены исключительно в форме акционерных обществ.

В отличие от страховых организаций, организационно-правовая форма страхового брокера зависит от его выбора: им может быть товарищество с ограниченной ответственностью либо акционерное общество (ст. 16-1 Закона РК). Кроме того, запрещается участие страховой организации или ее работников в создании или деятельности страхового брокера. Учредители и работники страхового брокера не могут занимать одновременно должности в страховой (перестраховочной) организации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

(ст. 16-2 Закона о страховой деятельности РК).

Минимальный размер уставного капитала создаваемого страхового брокера должен быть полностью оплачен его учредителями к моменту его государственной регистрации (ст. 16-3 Закона о страховой деятельности РК).

Деятельность страхового брокера является исключительным видом деятельности и подлежит лицензированию уполномоченным органом. Страховому брокеру запрещается осуществлять деятельность страхового агента.

В Беларуси организации-страховщики могут создаваться в различных организационно-правовых формах. При этом размер вклада каждого учредителя в уставный фонд страховщика не может превышать 35% от размера уставного фонда5.

Страховые организации не могут выступать страховыми агентами или страховыми брокерами (п. 33 Положения о страховой деятельности РБ).

Положение о страховой деятельности РБ устанавливает, что страховыми агентами могут быть физические лица, но при этом они не должны являться индивидуальными предпринимателями; агентами также могут быть и организации, за исключением страховых компаний (п. 34 Положения о страховой деятельности РБ).

В соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС и их международно-правовыми обязательствами существуют определенные ограничения на учреждение страховых организаций и участие в их деятельности иностранных лиц.

Изначально в России были установлены ограничения на участие иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций: если такое участие превышает 25% процентов, ЦБ РФ прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой де-

5 За исключением вклада РБ или ее административно-территориальных единиц в уставный фонд страховщика, создаваемого в виде акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ятельности российским компаниям — дочерним обществам по отношению к иностранным инвесторам либо тем, кто имеет долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49% [3, с. 60-82].

Вместе с тем иностранные компании до превышения указанной квоты могут открывать свои филиалы на территории РФ, участвовать в дочерних страховых организациях, но после получения предварительного разрешения ЦБ РФ. Получив разрешение, эти компании не вправе осуществлять в РФ следующие виды страхования:

- страхование жизни;

- обязательное страхование;

- обязательное государственное страхование;

- имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд;

- страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

Разрешение ЦБ РФ выдается только тем компаниям, которые не менее 15 лет являются страховыми организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством родного государства, и не менее двух лет участвуют в деятельности страховых организаций, учрежденных в РФ.

Указанные нормы были закреплены в Соглашении ЕЭП об услугах и инвестициях (Приложение IV) - международном договоре. Однако с 1 января 2014 г. в России действуют несколько иные условия для иностранных инвесторов, более мягкие и благоприятные. В связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 234-ФЗ) был принят обширный пакет поправок к законодательству о страховании. Этот Закон упрощает доступ иностранным инвесторам на страховой рынок. Закон устанавливает дифференцированные ограничения для компаний, в которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале превышает 49%. В частности, для

компаний, в которых доля иностранного участия в уставном капитале свыше 49%, но не более 51%, определен минимальный перечень запретов. Данные компании вправе осуществлять страхование жизни, а также все виды обязательного страхования, включая страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Если доля иностранных инвесторов в уставном капитале организации более 51% либо компания является дочерним обществом иностранных инвесторов, то перечень запретов для такой организации будет в целом совпадать с нормами соглашения, которые мы приводили выше.

К новеллам Закона № 234-ФЗ относятся следующие. В настоящее время не действует норма о необходимости получения разрешения ЦБ РФ на открытие филиалов и участие в дочерних страховых организациях. Закон № 234-ФЗ устанавливает, что иностранные инвесторы, участвующие в российских страховых компаниях, должны осуществлять деятельность в качестве страховых организаций не менее пяти лет (в Соглашении ЕЭП - 15 лет).

Таким образом, в настоящее время есть формальное противоречие в нормах ЕАЭС об услугах и инвестициях и нормах законодательства РФ. Вместе с тем, поскольку новеллы российского законодательства улучшают правовое положение иностранных инвесторов на рынке страхования России, это противоречие так и останется формальным, а содержательно по этому вопросу не будет каких-либо споров между иностранными инвесторами и РФ.

Что касается Казахстана, то запрещается открытие филиалов страховых организаций-нерезидентов, но разрешается открытие представительств. Напомним, что такое же ограничение в Казахстане действует в отношении кредитных организаций.

В Беларуси также действуют ограничения на учреждение или участие в страховых организациях иностранных лиц: если такое участие превышает 30% процентов, Министерство финансов РБ прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности российским компани-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

ям - дочерним обществам по отношению к иностранным инвесторам либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Страховые организации должны получать предварительное разрешение Министерства финансов РБ на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов либо их дочерних обществ, а также на отчуждение в пользу иностранных инвесторов своих акций (долей в уставном капитале). Такая же обязанность действует в отношении белорусских акционеров. В предварительном разрешении не может быть отказано страховым организациям, которые являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам, при условии, если квота участия не будет превышена.

Страховые организации - дочерние общества иностранных компаний либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, могут создавать обособленные подразделения на территории РБ, а также являться учредителями и участниками других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов РБ.

В остальном ограничения на участие иностранных инвесторов в РФ и РБ совпадают: разрешение Министерства финансов РБ выдается только тем иностранным компаниям, которые не менее 15 лет являются страховыми организациями, функционирующими согласно законодательству родного государства, и не менее двух лет участвуют в деятельности страховых организаций, созданных в РБ.

Страховые организации, которые являются дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в РБ следующие виды страхования:

- страхование жизни;

- обязательное страхование, в том числе обязательное государственное страхование;

- имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или вы-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

полнением подрядных работ для государственных нужд;

- страхование имущественных интересов РБ и ее административно-территориальных единиц.

Страховыми агентами, страховыми брокерами могут являться только белорусские лица. То же характерно и для России, в то время как в Казахстане нет такого ограничения.

б) Порядок внутреннего устройства

В Законе о страховом деле РФ регулируется деятельность нескольких разновидностей страховщиков в зависимости от их вида деятельности. Таким образом, к страховщикам относятся страховые организации и общества взаимного страхования, осуществляющие деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию (ст. 6 Закона о страховом деле РФ). Они должны получить лицензии на осуществление соответствующего вида страховой деятельности. Схожие определения страховщиков содержатся в законодательстве Казахстана и Беларуси (ст. 4(2) Закона РК о страховой деятельности).

Законодательство РФ позволяет страховщикам создавать страховые группы (ст. 6(9) Закона о страховом деле РФ). Страховой группой признается объединение юридических лиц (но вместе с тем сама группа не является юридическим лицом), в котором один или несколько участников находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (головной страховой организации).

Для определения участников страховой группы и головной страховой группы контроль и значительное влияние определяются согласно МФСО, которые признаны и действуют в России.

В Казахстане действуют схожие законоположения, и наряду со страховыми группами допускается создание страховых холдингов (ст. 26 Закона о страховой деятельности РК). Родительская организация страховой группы обеспечивает соблюдение требований к системе управления рисками и внутреннего контроля на консолидированной основе, а также несет

за это ответственность (ст. 52-1 Закона РК о страховой деятельности).

В Беларуси Указ Президента РБ и Положение о страховой деятельности не закрепляют за страховыми организациями прав на создание групп, холдингов и консорциумов. Вместе с тем они могут создавать некоммерческие объединения для защиты прав и интересов своих членов и координации деятельности (п. 47 Положения). То же возможно в Казахстане и России: страховые и перестраховочные организации, страховые брокеры и актуарии вправе создавать объединения. Наряду с этим страховым организациям Казахстана разрешено участвовать в создании консорциумов или простых товариществ (ст. 52 Закона РК).

Еще одним видом объединения страховщиков является страховой (перестраховочный) пул - объединение страховщиков, которые совместно осуществляют страховую деятельность по отдельным видам страхования или страховым рискам на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), - ст. 14.1 Закона о страховом деле РФ.

Основная функция страховых пулов заключается в обеспечении финансовой устойчивости его участников, исполнения ими обязательств по страховым выплатам, размер которых может превысить собственные средства (капитал) одной страховой организации. Пулы функционируют на основании принципов сострахования и перестрахования.

Участниками перестраховочного пула могут являться страховщики, которые имеют лицензии на осуществление перестрахования, в том числе иностранные перестраховочные организации. В то же время количество участников страхового (перестраховочного) пула не ограничивается.

Законодательство Казахстана также предусматривает создание страховых пулов (ст. 13 Закона РК о страховой деятельности). Поскольку в Казахстане страховые организации могут учреждаться только в форме акционерных обществ, то закон устанавливает перечень органов, которые должны действовать в них. Таким образом, казахские страховые организации должны

сформировать следующие коллегиальные органы:

- совет директоров (орган управления);

- правление (исполнительный орган);

- службу внутреннего аудита (контрольный орган).

В зависимости от вида страхования страховая организация может иметь разное количество аудиторов: в отрасли «общее страхование» - одного аудитора в течение двух лет с момента получения лицензии уполномоченного органа; в отрасли «страхование жизни» - в течение трех лет (ст. 24 Закона о страховой деятельности РК).

В России и Беларуси нет таких императивных норм по внутреннему устройству, поскольку нет ограничений организационно-правовых форм страховых организаций.

Указ Президента РБ № 530 и Положение о страховой деятельности РБ не содержат специальных статей, посвященных созданию страховых пулов, но деятельность по сострахованию этими нормативными правовыми актами разрешается.

Основная обязанность страховщиков заключается в соблюдении требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств (капитала) и средств страховых резервов, нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств (ст. 25 (4) Закона о страховом деле РФ).

В законодательстве Казахстана у страховых организаций есть обязанность принятия страховых правил, соответствующих требованиям закона. Согласно нормам ст. 11-1 Закона о страховой деятельности РК, внутренние правила страховой организации должны определять:

- структуру, задачи, функции и полномочия подразделений страховой организации;

- структуру, количество членов, задачи, функции и полномочия службы внутреннего аудита и других постоянно действующих органов;

- систему управления рисками, раскрывающую политику страховой органи-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

зации по управлению техническими (страховыми), инвестиционными, кредитными, операционными, рыночными и другими рисками;

- права и обязанности руководителей структурных подразделений;

- полномочия должностных лиц и работников страховой организации при осуществлении ими сделок от ее имени и за ее счет;

- порядок регистрации письменных и устных обращений страхователей (застрахованных), потерпевших (выгодоприобретателей) и их представителей, а также поступающих заявлений и документов по вопросам страховых случаев;

- порядок и сроки рассмотрения и представления ответов страхователям (застрахованным), потерпевшим (выгодоприобретателям) и их представителям по заявлениям и документам по вопросам страховых случаев;

- процедуру принятия решения о страховой выплате с указанием сроков ее осуществления или представления мотивированного обоснования причин отказа в страховой выплате;

- порядок оценки страховых рисков (в том числе имущества, принимаемого в страхование) и размера ущерба по страховому случаю;

- полномочия андеррайтера, аджасте-ра и сюрвейера.

Таким образом, правила страхования и внутренние правила страховой организации утверждаются советом директоров.

В Законе РК есть императивная норма: страховая организация не вправе осуществлять страховую деятельность без наличия в своем штате актуария, который не вправе совмещать свою деятельность в других страховых организациях, за исключением случаев привлечения в качестве независимого актуария.

Страховые (перестраховочные) организации, страховые брокеры и актуарии вправе создавать объединения.

Закон РК предусматривает принятие следующих внутренних документов указанных объединений:

- стандарты деятельности на страховом рынке;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

- кодекс профессиональной этики;

- порядок разрешения споров;

- иные документы, предусмотренные уставом (ст. 10-2).

В Законе о страховом деле РФ также предусмотрено принятие и публикация правил страховой организации, содержащие положения о внутреннем устройстве страховой организации, но предусматривается принятие страховой организацией правил добровольного страхования, которые определяют общие условия и порядок его осуществления (ст. 3). Таким образом, ни в России, ни в Беларуси законы не требуют обязательного принятия внутренних правил организации, которые регулируют внутреннюю структуру в соответствии с императивными нормами закона.

в) Порядок внешнего и внутреннего надзора (контроля)

В отношении страховых организаций действует несколько видов контроля: контроль субъектов страхового дела друг за другом, внешний контроль уполномоченных органов (в РФ и РК это - центральные банки) и внутренний контроль страховых организаций.

В России компетенция контроля над деятельностью страховых агентов возложена на страховщика. Такой контроль осуществляется посредством проведения проверок деятельности страховых агентов и отчетности об обеспечении ими сохранности и использования бланков страховых полисов, сертификатов, а также сохранности денежных средств, полученных от страхователей, и исполнения иных полномочий (ст. 8(5) Закона о страховом деле РФ). Страховщик также может осуществлять контроль над брокером в части исполнения полномочий и обязанностей, которые определены в договоре между ними (ст. 8(9) Закона о страховом деле РФ).

Схоже положения есть в Законе о страховой деятельности РК, а в нормативных правовых актах РБ данный вопрос не отражен.

Уполномоченные органы государств-учредителей ЕАЭС обладают широкими полномочиями по надзору за участниками страхового рынка.

В области страхового дела полномочия ЦБ РФ довольно обширные. Так, он устанавливает перечень разрешенных для инвестирования активов6 , а также порядок инвестирования средств страховых резервов (ст. 26(5) Закона о страховом деле РФ).

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, на отчуждение в пользу иностранного инвестора своих акций.

Таким образом, в России компетенция службы (ФСФР) по надзору в сфере страховой деятельности была передана ЦБ РФ согласно Закону № 234-ФЗ.

В Законе № 234-ФЗ установлено, что ЦБ РФ вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие следующие отношения:

- между лицами, которые осуществляют деятельность в сфере страхового дела, либо с их участием;

- по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела;

- иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

В Казахстане государственное регулирование, контроль и надзор за страховой деятельностью осуществляются уполномоченным органом - Национальным Банком РК (ст. 42 Закона о страховой деятельности РК).

Национальный Банк РК может самостоятельно либо с привлечением других государственных органов и (или) организаций осуществлять надзор за участниками рынка страхования. В свою очередь, поднадзорные субъекты должны оказывать содействие должностным лицам проверяющих органов (ст. 44 Закона РК).

В отличие от России и Казахстана, надзорные полномочия за страховыми организациями возложены не на центральный банк, а на Министерство финансов РБ и его территориальные органы (п. 69 Положения о страховой деятельности РБ).

6 В зависимости от специализации страховщиков, особенностей условий видов страхования, внедрения новых инвестиционных проектов.

Таким образом, Министерство финансов РБ осуществляет:

1) надзор за соблюдением страховщиками, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;

2) надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;

3) контроль над финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением:

- установленных законодательством нормативов, включая норматив расходов на ведение дела;

- минимального размера уставного фонда;

- соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;

- платежеспособности и финансовой устойчивости;

- структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий.

Министерство финансов РБ вправе ре-ализовывать следующие полномочия:

- проводить проверки соблюдения страховыми организациями, обособленными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;

- давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

- применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции за нарушения законодательства о страховании;

- принимать решения о приостановлении или прекращении действия у страховых организаций и страховых брокеров специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности;

- обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

- получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховой и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в иные государственные органы, банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;

- при необходимости назначать обязательный аудит, привлекать к участию в нем экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера.

В целом указанные меры реагирования Министерства финансов Беларуси и центральных банков России и Казахстана совпадают.

Наряду с внешним надзором у страховых организаций в РФ, РК предусмотрено обязательное осуществление внутреннего контроля.

В России страховщик должен организовать систему внутреннего контроля для достижения следующих целей:

- эффективности и результативности (в том числе безубыточности) финансово-хозяйственной деятельности страховщика при совершении страховых и иных операций;

- эффективности управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика;

- эффективности управления рисками страховщика (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер поддержания уровня рисков, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика);

- достоверности, полноты, объективности бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременность составления и представления такой отчетности;

- соблюдения работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности;

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

- противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма согласно законодательству РФ (ст. 28.1 Закона о страховом деле РФ).

В Законе о страховом деле РФ перечислены органы, которые осуществляют внутренний контроль:

- органы управления страховщика;

- ревизионная комиссия (ревизор);

- главный бухгалтер (его заместители);

- внутренний аудитор (либо служба внутреннего аудита);

- специальное должностное лицо или структурное подразделение, ответственные за реализацию программ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- актуарий;

- другие работники и структурные подразделения страховщика в соответствии с компетенцией, которая определена внутренними организационно-распорядительными документами.

Вместе с тем одна из главных ролей отводится внутреннему аудитору. И это является новеллой Закона № 234-ФЗ. Таким образом, внутренний аудит должны осуществлять все страховщики. В Законе о страховом деле РФ детально определены: порядок создания органов, которые осуществляют внутренний аудит, их права и обязанности, а также правила предоставления информации ЦБ РФ о проведенных мероприятиях (ст. 28.2 Закона о страховом деле РФ). Для внутренних аудиторов и руководителей службы внутреннего аудита установлены требования к квалификации и образованию, а также требование об отсутствии аффилированности со страховщиком (наличие акций, близкое родство с акционерами, участниками страховщика и др.).

Страховщики должны предоставлять в ЦБ РФ сведения о внутреннем аудиторе и положения о внутреннем аудите.

Если такие сведения не предоставляются, то ЦБ РФ может направить страховщику предписание об устранении нарушений и в случае неисполнения требований могут последовать санкции.

Наряду с этим для страховщиков установлена обязанность по организации системы внутреннего контроля, вместе с тем документы о системе внутреннего контроля, в отличие от документов о внутреннем аудите, не требуется представлять для получения лицензии.

В Казахстане страховые организации формируют систему управления рисками и внутреннего контроля, которая должна содержать:

- полномочия и функциональные обязанности по управлению рисками и внутреннему контролю совета директоров, правления, подразделений страховой (перестраховочной) организации, их ответственность;

- внутренние политики и процедуры по управлению рисками и внутреннему контролю;

- лимиты на допустимый размер рисков в отдельности по видам деятельности страховой организации;

- внутренние процедуры представления отчетности по управлению рисками и внутреннему контролю органам страховой организации;

- внутренние критерии оценки эффективности системы управления рисками.

Родительская организация страховой группы обеспечивает соблюдение требований к системе управления рисками и внутреннего контроля на консолидированной основе, а также несет за это ответственность (ст. 52-1 Закона РК о страховой деятельности).

Применительно к аудиту страховых организаций в законодательстве Казахстана есть свои особенности. Так, в контексте функционирования страховых групп они не вправе производить аудит своей деятельности более семи лет подряд в одной аудиторской организации либо более пяти лет подряд у аудитора, работающего в такой аудиторской организации.

Однако данное требование не распространяется на страховую или перестраховочную организацию, которая входит в состав банковского конгломерата.

Один и тот же аудитор может проверять все организации, входящие в группу.

Аудиторская организация вправе проводить аудит с помощью независимого актуария.

Важным аспектом аудиторского отчета является то, что он не составляет коммерческой тайны.

Кроме внешнего прохождения внешнего аудита, страховая организация обязана иметь в своей структуре службу внутреннего аудита, деятельность которой не лицензируется.

Таким образом, проведение аудита по итогам финансового года обязательно для страховых (перестраховочных) организаций, страховых холдингов и организаций, в которых страховая (перестраховочная) организация или страховой холдинг являются крупными участниками7 , а также страховых брокеров. Копии отчета о проведенном аудите и рекомендации аудиторской организации должны быть представлены в Национальный Банк РК в течение 30 дней со дня получения данных.

Вместе с тем, в отличие от России и Казахстана, в Беларуси нормативные правовые акты не обязывают страховые организации создавать подразделения, ответственные за проведение внутреннего аудита и внутреннего контроля.

г) Порядок представления и публикации отчетов о своей деятельности

Законодательство государств-учредителей ЕАЭС определяет особенности предоставления финансовой отчетности кредитными организациями.

Применительно к России можно сказать

0 новелле Закона о страховом деле РФ: с

1 января 2015 г. по итогам каждого отчетного года деятельность страховой организации, общества взаимного страхования подлежат обязательному актуарному оцениванию ответственным актуарием. Актуарное заключение, которое подготовлено по итогам обязательного актуарного оценивания, должно представляться страховщиком в ЦБ РФ вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (п. 2 ст. 6 Закона о страховом деле РФ).

7 Имеют свыше 10% акций страховой организации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

Закон о страховом деле РФ предусматривает прозрачность бухгалтерской и финансовой отчетности страховщиков.

Страховщики должны иметь собственный сайт в сети «Интернет», на котором, среди прочего, размещается следующая информация:

- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

- годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года (ст. 6 Закона о страховом деле РФ).

Порядок учета и отчетности непосредственно регулируется ст. 28 Закона о страховом деле РФ, в которой определяется перечень предоставляемой информации.

В отчетности должна раскрываться следующая информация:

- нормативное соотношение собственных средств (капитала) страховщика и принятых обязательств;

- состав и величина сформированных страховых резервов и результаты их изменений;

- состав и структура активов, в которые размещены собственные средства (капитал) страховщика;

- состав и структура активов, в которые размещены средства страховых резервов страховщика;

- операции по перестрахованию с указанием сведений о перестрахователях и перестраховщиках;

- структура финансового результата деятельности страховщика по отдельным видам страхования;

- состав акционеров (участников) и их доли в уставном капитале страховщика;

- иная информация (в частности, статистическая отчетность8 ), установленная нормативными правовыми актами ЦБ РФ.

Таким образом, страховщики должны вести бухгалтерский учет, составлять

8 Страховые брокеры составляют статистическую отчетность по формам и в порядке, которые установлены ЦБ РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

бухгалтерскую (финансовую), статистическую и иную отчетность, которая необходима для целей надзора.

Что касается бухгалтерского учета, то основания и порядок его предоставления регулируются Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Условия и форматы представления отчетности страховщиков и страховых брокеров в виде электронных документов, контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения страховщиков и страховых брокеров ЦБ РФ не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода посредством размещения указанной информации на официальном сайте этого органа в сети «Интернет».

В Законе также закрепляется обязанность основной организации страховой группы по представлению в Банк России отчетности на консолидированной основе по формам, в порядке и сроки, которые установлены ЦБ РФ (п. 4.1 ст. 28 Закона о страховом деле РФ).

В то же время Банк России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» сводную информацию о деятельности субъектов страхового дела, а также информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела.

В Казахстане страховые организации и страховые брокеры должны вести учет проводимых ими операций в соответствии с МСФО, а также законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (ст. 74 Закона о страховой деятельности РК). Соответствие отчетности МСФО характерно также для России и Беларуси.

Таким образом, страховые организации и страховые брокеры должны публиковать годовую финансовую отчетность и аудиторский отчет после независимого аудиторского подтверждения достоверности представленных в них сведений и утверждения годовой финансовой отчетности годовым собранием акционеров страховой организации.

Страховые организации ежеквартально публикуют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, которые соответ-

ствуют МСФО без их аудиторского подтверждения (ст. 76 Закона о страховой деятельности РК).

Специальные правила установлены для крупных участников страховых организаций и холдингов.

Крупный участник страховой организации, который является юридическим лицом, должен ежегодно представлять в Национальный Банк РК финансовую отчетность и пояснительную записку к ней в течение 120 календарных дней по окончании финансового года, а также отчет о сделках с аффилированными лицами.

Такой же срок установлен и для круп-

9 ^

ного участника9 страховой организации — физического лица.

Страховой холдинг должен представлять в уполномоченный орган:

- ежеквартальную консолидированную финансовую отчетность и пояснительную записку к ней в течение 90 календарных дней, следующих за отчетным кварталом, и ежеквартальную неконсолидированную финансовую отчетность и пояснительную записку к ней в течение 30 календарных дней, следующих за отчетным кварталом;

- консолидированную и неконсолидированную годовую финансовую отчетность и пояснительную записку к ней, не заверенную аудиторской организацией, в течение 120 календарных дней по окончании финансового года;

- ежеквартальный отчет о сделках с аффилированными лицами (ст. 74-1 Закона о страховой деятельности РК).

В пояснительной записке к годовой финансовой отчетности крупного участника страховой организации (юридического лица), а также в пояснительных записках к ежеквартальной и годовой финансовой отчетности страхового холдинга должна быть отражена следующая информация:

- описание видов деятельности крупного участника страховой организации, страхового холдинга;

9 Крупным участником признается лицо, которое прямо или косвенно владеет десятью и более процентами акций страховой организации (за исключением привилегированных акций).

- наименование каждой организации, в которой крупный участник или страховой холдинг участвует, размер доли участия в ее уставном капитале либо количество принадлежащих акций, описание вида деятельности, финансовая отчетность организаций, отчет о структуре страховой группы и др.;

- отчет о всех обязательствах страховой группы перед третьими лицами, которые составляют 10 или более процентов от собственного капитала страховой группы.

Страховой холдинг-нерезидент РК в течение 180 календарных дней по окончании финансового года должен представлять в Национальный Банк РК годовую финансовую отчетность.

В Указе Президента РБ и Положении о страховой деятельности не устанавливается порядок публикации отчетности белорусских страховых организаций. В Приложении 7 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь 29.11.2013 г. № 70 устанавливается, что страховые организации предоставляют отчетность до 22 числа месяца, следующего за отчетным. В Инструкции «О порядке составления, представления и публикации бухгалтерской отчетности страховых организаций», утвержденной Постановлением Министерства финансов РБ 11.01.2010 г. № 2, устанавливается, что страховые организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала года, если иное не установлено законодательством. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Страховые организации ежемесячно представляют в Министерство финансов РБ отчет об основных показателях деятельности.

Страховые организации ежеквартально представляют в Министерство финансов РБ следующие формы бухгалтерской отчетности:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об изменении капитала;

- отчет об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности;

- отчет о движении денежных средств;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

- отчет о платежеспособности;

- отчет о размещении и инвестировании страховых резервов, минимального размера уставного фонда.

К бухгалтерской отчетности прилагается пояснительная записка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) Уровень ответственности перед потребителями услуг

Ответственность страховых организаций перед потребителями услуг выражается в нескольких формах: транспарентности их отношений с клиентами и создании резервных фондов, обеспечивающих исполнение обязательств; кроме того, существует гражданско-правовая ответственность участников страхового дела перед потребителями услуг, но она не характерна только для участников финансового рынка, а применяется по нормам гражданского законодательства ко всем участникам делового оборота.

Так, согласно ст. 8 Закона о страховом деле РФ, установлено, что страховой агент и страховой брокер несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возникающих из их деятельности, включая ответственность за разглашение сведений, которые составляют коммерческую тайну страховщика, персональных данных страхователей, за достоверность, объективность, полноту и своевременность предоставления сведений и документов, подтверждающих исполнение ими своих полномочий.

В то же время и страховые агенты должны обладать информацией о деятельности страховщика. Страховые агенты должны по требованиям предоставлять ее страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, а также раскрывать указанным лицам информацию о своих наименовании, полномочиях и деятельности, включая контактные телефоны, режим работы, место нахождения, перечень оказываемых услуг и их стоимость, в том числе размер своего вознаграждения (ст. 8(5) Закона о страховом деле РФ).

Наряду с этим страховые агенты и брокеры обязаны по запросам разъяснять

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 8 • 2017

страхователям, застрахованным лицам, выгодоприобретателям, а также лицам, имеющим намерение заключить договор страхования, положения, которые содержатся в правилах страхования и договоре страхования. Страховые агенты и страховые брокеры - юридические лица обязаны размещать информацию о себе в сети «Интернет» (ст. 8(10) Закона о страховом деле РФ). В этом обязательстве отражается транспарентность деятельности субъектов страхового дела.

О применении норм гражданского законодательства в правоотношениях между субъектами страхового дела и участниками рынка страхования говорится и в нормативных правовых актах РК и РБ (ст. 1 Закона о страховой деятельности РК, ст. 36, 44 и др. Положения о страховой деятельности РБ).

В Казахстане также действует принцип транспарентности в отношениях между страховыми организациями и потребителями услуг. В соответствии со ст. 16 Закона о страховой деятельности РК страховая организация при изменении местонахождения постоянно действующего органа или изменения своего наименования обязана известить об этом своих страхователей посредством опубликования объявления в двух республиканских газетах. Такое извещение осуществляется не позднее месяца со дня наступления указанных обстоятельств.

То же относится к обособленным подразделениям, однако публикация в таких случаях должна осуществляться в двух областных газетах.

Наряду с этим страховая организация РК обязана разместить засвидетельствованную надлежащим образом копию лицензии на право осуществления страховой деятельности в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ней.

Страховая организация должна публиковать и поддерживать в актуальном состоянии информацию о размерах страховых тарифов по классам страхования и за оказание услуг в рамках осуществления страховой деятельности. Публикация может осуществляться как в сети «Интер-

нет», так и в месте, доступном для обозрения клиентами.

При заключении договора страхования страхователь имеет право запросить у страховой организации годовую финансовую отчетность, которая состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, и аудиторский отчет, заверенный аудиторской организацией, а также иную информацию, которая не относится к тайной.

В то же время нормативными правовыми актами РБ, которые действуют в отрасли страхования, не предусмотрено положений о транспарентности страховщиков перед потребителями. В частности, в отличие от России и Казахстана, у них нет обязанности публиковать о себе информацию в сети «Интернет».

Еще одной формой ответственности перед потребителями услуг является формирование страховых резервов, которые обеспечивают исполнение обязательств страхователей.

В РФ под формированием страховых резервов понимается актуарное оценивание обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, перестрахования и по исполнению иных действий по данным договорам (ст. 26 (1) Закона о страховом деле РФ). Таким образом, средства страховых резервов могут быть направлены исключительно на исполнение обязательств страховых организаций. Имущество, составляющее страховые резервы, не может быть изъято для пополнения бюджетной системы РФ и субъектов РФ.

Законодательство РК предусматривает обязанность страховых организаций по формированию резервов для обеспечения исполнения принятых обязательств по действующим договорам страхования и перестрахования. Размеры резервов рассчитываются актуарием.

Средства страховых резервов предназначены исключительно для осуществления страховых выплат по действующим договорам страхования и перестрахования (ст. 47 Закона о страховой деятельности РК).

Дополнительной формой ответственности страховых организаций РК перед по-

требителями является создание страховыми организациями компании, которая гарантирует страховые выплаты страхователям (застрахованным лицам, выгодоприобретателям) в случае принудительной ликвидации страховых организаций. Они обязаны создавать такие компании, если осуществляют обязательные виды страхования, в то же время для добровольных видов страхования создание таких компаний не является обязательным (ст. 11 (4) Закона о страховой деятельности РК).

Хотя в Беларуси страховые организации не придерживаются принципа транспарентности с потребителями, тем не менее в нормативных актах РБ закреплена обязанность формирования страховых резервов, которые обеспечивают исполнение обязательств перед потребителями.

Они формируются из страховых взносов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни (математические резервы), и по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни (технические резервы), а также по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, — специальный страховой резерв (п. 57 Положения о страховой деятельности).

Наряду с этим страховщики обязаны формировать гарантийные фонды от страховых взносов по следующим видам страхования:

- страхования жизни, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного страхования;

- обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Таким образом, гарантийные фонды создаются на случай невыполнения своих обязательств (п. 63 Положения).

Страховщик ежемесячно, до 22 числа месяца, следующего за отчетным, должен перечислять средства гарантийных фондов в бюджет РБ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

Средства гарантийных фондов имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента РБ в случае невозможности выполнения обязательств по различным видам страхования, которые относятся к страхованию жизни, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Заключение

В целом на территории стран-учредителей ЕАЭС действуют общие принципы, применимые к учреждению страховых организаций: субъекты страхового дела, требования к формированию уставного капитала и т.д. Вместе с тем существуют и различия. В частности, в Казахстане страховые организации должны создаваться только в форме акционерных обществ, страховые брокеры могут быть в форме товарищества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества. В России и Беларуси нет таких требований. В Казахстане иностранные страховые компании могут открывать представительства, но не филиалы. В Беларуси дочерние общества иностранных страховых компаний либо организации с иностранным участием могут открывать обособленные подразделения на территории РБ. В России нет таких ограничений в части открытия филиалов и представительств иностранных страховых компаний (требование получения разрешения ЦБ РФ при соблюдении определенных условий было отменено).

У России и Казахстана уполномоченным органом по регулированию деятельности страховых организаций являются центральные банки, в то время как у Беларуси за это ответственно Министерство финансов.

Законодательство государств-учредителей ЕАЭС предоставляет страховым организациям право создавать объединения, группы (Россия), холдинги (Казахстан), страховые пулы (Россия и Казах-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

стан). Вместе с тем только в Казахстане для страховых организаций предусмотрен обязательный перечень органов и внутренних правил, определяющих структуру организации. Страховые организации РК должны включать в свое внутреннее устройство совет директоров, правление, службу внутреннего аудита; такая структура устанавливается в правилах страховых организаций. Указанные требования связаны с тем, что страховые организации в РК могут учреждаться только в форме акционерных обществ; в Беларуси и России нет таких ограничений.

Полномочия на проведение внешнего контроля уполномоченных органов государств-учредителей ЕАЭС в целом совпадают, вместе с тем различаются сами органы. Если в Беларуси за контроль ответственно Министерство финансов РБ, то в России и Казахстане надзор осуществляют центральные банки - мегарегуляторы финансового рынка. В России и Казахстане страховые организации обязаны создать службу внутреннего контроля, в которую входит аудитор, в то время как в Беларуси такого требования нет.

В законодательстве государств-учредителей ЕАЭС устанавливается приверженность государств МСФО. При этом в России и Казахстане для отчетности страховых организаций устанавливается буль-шая транспарентность - в части публикации отчетности в сети «Интернет». В Беларуси законодательство не устанавливает такой обязанности страховых организаций.

В государствах-учредителях ЕАЭС действует несколько форм ответственности страховых организаций перед потребителями услуг: гражданско-правовая, обязанность следовать принципу транспарентности (уведомление клиентов о наступлении различных юридических фактов, предоставление информации о компании, включая финансовую отчетность, публикация сведений о страховых компаниях в сети «Интернет» или в СМИ), создание резервов для обеспечения исполнения обязательств. В связи с этим наименьшая транспарентность характерна для страховых компаний Беларуси, поскольку зако-

нодательство не устанавливает для них соответствующих стандартов.

Список литературы:

[1] Собрание законодательства РФ. 29.07.2013. № 30 (часть I). Ст. 4067.

[2] Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. № 49. Ст. 6047.

[3] Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках Единого экономического пространства (заключено в Москве представителями правительств Беларуси, Казахстана и России 09.12.2010 г.) // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2013. № 4.

Spisok literatury':

[1] БоЪгаше 2акопо<За1е1'в1уа Б^. 29.07.2013. № 30 (сЬаБГ I). Б1. 4067.

[2] БоЪгаше 2акопо<За1е1'в1уа Б^. 03.12.2007. № 49. Б1. 6047.

[3] Sog1ashenie о 1о^оу1е ив1^ат1 1 туевИ^уах V gosudaгstvax-uchastnikax Edinogo e'konomicheskogo pгostгanstva

(zak1yucheno V Moskve predstavite1yami

pгavite1'stv Be1aгusi, Kazaxstana i Rossii 09.12.2010 g.) // Vestnik Fedeгa1'noj pa1aty' advokatov RF. 2013. № 4.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ЮРКОМПАНИ»

специализируется на выпуске профессиональной юридической литературы и издании научных рецензируемых журналов, www.law-books.ru

Объединенная электронная редакция «ЮРКОМПАНИ» предлагает помощь в коммерческом издании ваших книг (монографий, учебников, учебных пособий, УМК) в самые сжатые сроки (2-3 недели).

Возможно присвоение грифов:

1) Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата),

2) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом образования и науки (с указанием названия грифа на обложке и выдачей Сертификата),

3) Рекомендовано Научно-исследовательским институтом проблем образования и права (с указанием названия грифа на обложке книги и выдачей Сертификата).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.