НОВОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ NEW IN PEDAGOGICAL RESEARCH
УДК 378.046.2 DOI: 10.52772/25420291_2023_1_8
Марина Александровна Дробот г. Оренбург
Участие в программе «Комфортная городская среда» как фактор формирования социально-правовой позиции будущего государственного служащего
Государственные служащие обеспечивают в своей деятельности реализацию политики и задач государства, защиту интересов общества. Вместе с тем, большая часть населения Российской Федерации недовольна деятельностью государственных служащих, указывая на следующие отрицательные моменты: плохая организация работы, ее низкая эффективность, равнодушное отношение к проблемам граждан, несоблюдение сроков и некомпетентность государственных служащих.
Основной задачей подготовки государственных и муниципальных служащих должно быть формирование ценностного отношения не только к своему статусу, но и отстаиванию прав и законных интересов отдельных граждан, интересов общества в целом.
Проблема состоит в недостаточной разработанности компонентов социально-правовой позиции будущего государственного служащего, что обуславливает поиск педагогических технологий ее формирования.
Статья посвящена опыту формирования социально-правовой позиции у студентов - будущих государственных служащих, с применением муниципальных практик в рамках федеральных проектов.
Ключевые слова: социально-правовая позиция, будущий государственный служащий, ценностные ориентации государственного служащего, компоненты социально-правовой позиции, уровни сформированности социально-правовой позиции.
Marina Alexandrovna Drobot
Orenburg
Participation in the "Comfortable Urban Environment" program as a factor in the formation of the socio-legal position of the future civil servant
Civil servants ensure in their activities the implementation of the policy and objectives of the state, the protection of the society's interests. At the same time, the majority of the Russian Federation's population is dissatisfied with the activities of civil servants, pointing to the following negative aspects: poor organization of work, its low efficiency, indifferent attitude to the problems of citizens, non-compliance with deadlines and incompetence of civil servants.
The main task of training state and municipal employees should be the formation of a value attitude not only to their status, but also to respect the rights and legitimate interests of individual citizens, the interests of society as a whole.
The problem lies in the insufficient development of the components of the socio-legal position of the future civil servant which determines the search for pedagogical technologies for its formation.
The article is devoted to the experience of forming a socio-legal position among students - future civil servants, using municipal practices within the framework of federal projects.
Keywords: socio-legal position, future civil servant, value orientations of a civil servant, components of a socio-legal position, levels of formation of a socio-legal position.
Деятельность государственных служащих определяет стабильность отечественной системы управления государством, устойчивое поступательное развитие страны. Ни одно государство невозможно представить без тех, кто непосредственно занимается реализацией основных направлений его развития, в том числе социальной политики - государственных служащих.
История становления демократии определила формулу, закрепленную в кодексе государственного служащего, принятого ассамблеей ООН: «государственная должность, как она определяется в национальном законодательстве, - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства» [6].
В Российской Федерации основы деятельности государственных служащих закреплены федеральным законодательством [11; 12; 13] а также
Типовым кодексом этики государственных и муниципальных служащих [10].
Правовые аспекты деятельности государственного служащего имеют приоритетное значение в его работе, и, как правило, обеспечены получением работником соответствующего высшего образования. Так, контент-анализ Справочника квалификационных требований (утв. Минтрудом РФ) [9] показывает, что чаще для данной профессии рекомендуется получить образование по направлению подготовки «Юриспруденция» (частота упоминания в рекомендациях 81%) и «Государственное и муниципальное управление» (46,9%). Например, среди государственных служащих Оренбургской области около 41% специалистов и руководителей имеют юридическое образование, а 11% - закончили вузы по направлению «Государственное и муниципальное управление»,
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_ 2542-0291
доли остальных направлений подготовки колеблются в пределах 2-5% (данные опросов кадровых служб региона).
Вместе с тем, опросы населения демонстрируют настораживающие факты: существенная часть населения (59,6%) утверждают, что государственные служащие не оказывают качественные услуги населению. Несмотря на реализацию Указа президента «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019-2021 годы», более 75% государственных служащих признают, что потребности населения не берутся во внимание в процессе их работы [3, С.123].
Социальные аспекты управления государством приобретают все большую актуальность, поскольку государство ставит перед собой задачу способствовать повышению уровня жизни населения. Социальная политика современного Российского государства направлена не только на формирование системы социального обслуживания населения, а имеет более широкое направление: улучшение благосостояния и уровня жизни населения, отношений между социальными группами, повышение комфорта окружающей среды [8, С.12; 15, С.55].
Таким образом, на законодательном уровне отмечено, что задачами служебной деятельности государственных служащих являются не только отстаивание интересов государства, но и взаимодействие с обществом, населением страны, направленное на защиту и реализацию прав человека. Важнейшей характеристикой личности государственного служащего становится социально-правовая позиция, как его внутреннее отношение к социальной действительности, обществу, правам и обязанностям других лиц, сущности, результатам и последствиям профессиональной деятельности, основанные на знании и использовании правовых норм в такой деятельности.
В обеспечении результативности работы государственной службы и доверия к ее действиям со
стороны населения актуализируется проблема повышения качества кадрового потенциала будущих государственных служащих на основе содержательного обновления профессионального образования в области публичного управления не только в части специально-правовой, экономической и управленческой подготовки, но и с точки зрения формирования социально-правовой позиции.
Понятие «социально-правовая позиция будущего государственного служащего» в современной научно-педагогической литературе и исследованиях не раскрыто. Вместе с тем, имеется понятийное поле, которое включает такие понятия как правовой статус, социально-правовой статус, правосознание, социально-правовая компетентность, правовая позиция, активная социальная позиция и другие.
Теоретический анализ близких дефиниций позволяет синтезировать и обосновать представление, раскрывающее актуальное для высшего образования устойчивое качество личности, формирующееся в процессе освоения профессии, которое определяется: направленностью на приоритет интересов государства и общества в системе взглядов, представлений, установок, ценностей и мотивов обучающегося; потребностью в знаниях, умениях и опыте социально-правового проектирования; готовностью к аргументации и ответственному принятию социально-ориентированных решений в рамках правового статуса.
Основой социально-правовой позиции будущего государственного служащего являются профессиональные ценности [5], формирование которых начинается еще в вузе в процессе профессиональной социализации [1]. Ценностные ориентации составляют основу правового сознания специалиста [4, С. 15.].
О.В. Фролов выделяет следующие ценности государственного управления [14, С.139], влияющие на профессиональное поведение государственных служащих (Рис.1).
Ценности государственного управления
Рис. 1. Ценности государственного управления
Безусловно, к числу профессиональных ценностей будущего государственного служащего можно отнести: ответственное отношение к служебным обязанностям, безопасность и стабильность общества, социальный статус и профессиональная успешность, образованность, понимание, терпимость. Опора на эти ценности в развитии важнейших профессионально-личностных качеств будущего государственного служащего должна обеспечивать достижение целей образовательной деятельности - необходимого уровня правовых и социальных знаний. Определение ценностных доминант в сфере государственного и муниципального управления является актуальной задачей профессионального образования.
В данном исследовании нами представлен опыт формирования социально-правовой позиции будущего государственного служащего в процессе участия в социально-ориентированных проектах в регионе своего проживания.
Первоначально для подтверждения актуальности проблемы на местном уровне было проведено среди студентов анкетирование, которое выявило особенности их ценностных ориентаций, нашедшие отражение в социально-правовой позиции.
Исследование проводилось на базе Оренбургского филиала ОУП ВО «Академия труда и соци-
Анкета «Социально-правовая позиция
в типичных
альных отношений», в нем участвовали 87 студентов очной и очно-заочной формы обучения направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Экономика» и «Менеджмент», проходившие практику в органах государственной власти и органах местного самоуправления Оренбургской области. Выбор направления подготовки опирался на рекомендуемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации специальности и направления подготовки, необходимые для замещения должностей государственной гражданской службы.
В качестве экспертов при разработке анкеты выступали работники организаций - баз практики.
Структура анкеты (таблица 1) разрабатывалась в предположении, что социально-правовая позиция будущего государственного служащего включает мотивационно-ценностный, познавательно-нормативный, регулятивно-деятельност-ный компоненты. В анкету были включены вопросы, погружающие студентов в различные профессиональные ситуации. Анкетирование носило и обучающий характер, студенты стали активно выяснять, что представляют собой анкетные ситуации и каковы примеры их реализации на практике.
Таблица 1
будущего государственного служащего ситуациях»
Код Стратегия поведения в типичной ситуации
Ситуация консультации
1А Я отвечаю участнику отношений на его вопросы о правовых последствиях принятия тех или иных решений
1Б Я рассказываю участнику отношений о правовых последствиях принятия тех или иных решений
1В Я указываю клиенту на правовые риски при принятии тех или иных решений собственниками
Ситуация взаимодействия участников проекта/отношений
2А Я сопровождаю процесс взаимодействия участников отношений
2Б Я регулирую процесс взаимодействия участников отношений
2В Я содействую результативному взаимодействию участников отношений, соблюдению их прав и обязанностей
Ситуация конфликта
ЗА Я устраняюсь от работы в острых конфликтных ситуациях
ЗБ Я занимаю нейтральную позицию при столкновении интересов различных социальных групп
ЗВ Я отстаиваю интересы наименее защищенных социальной группы
Ситуация эмоционального напряжения
4А Я устраняюсь от работы в ситуация эмоционального напряжения
4Б Я не могу исключить влияние эмоции на результат взаимодействия
4В Я стараюсь чтобы эмоции не мешали/не влияли на результат взаимодействия
Ситуация давления руководства к принятию необоснованных решений
5А Я безоговорочно принимаю позицию руководства
5Б Я буду стремиться избежать принятия таких решений
5В Я обсуждаю с руководством возможность принятия более обоснованных решений
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291
Работая с таблицей, студент выбирал наиболее вероятную для него стратегию поведения, а затем уточнял, при каких условиях она реализуется чаще всего. Предлагались варианты «Всегда или в соответствии с правовыми нормами», «В зависимости от должностных обязанностей», «По обстоятельствам», «По настроению или в зависимости от размера оговоренной оплаты», был возможен общий отрицательный ответ «Никогда».
Предполагалось, что на выбор студентом способа и мотива реагирования в каждой из предло-
женных ситуаций влияет представления о социально-правовых контекстах будущей профессиональной деятельности.
Анализ полученных в ходе анкетирования результатов позволил выделить четыре уровня сфор-мированности социально-правовой позиции будущего государственного служащего: низкий, средний, высокий, повышенный и установлено, что большая часть студентов имеет средний или повышенный уровень, в то время как высокий отсутствует (Рис. 2).
средний
Рис. 2. Уровни сформированности социально-правовой позиции будущего государственного служащего
(в % от общего количества респондентов)
Недостаточная сформированность социально-правовой позиции у большинства студентов-респондентов подтверждает актуальность проблемы исследования.
Далее были определены направления и мероприятия, способствующие по своим педагогическим возможностям формированию социально-правовой позиции будущего государственного служащего.
Одним из организационно-педагогических условий данного процесса выступило включение будущего госслужащего в инициативную командную разработку, реализацию и продвижение проектов социально-правовой направленности.
В ходе формирующего эксперимента студенты приняли участие в реализации приоритетного государственного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого был утвержден в 2016 году, входившего в социальные программы развития, отраженные в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Реализация программы предполагала использование технологии соучаствующего проектирования, активизирующая социальные позиции горожан.
Соучаствующее проектирование - представляет собой процесс проектирования территорий с
привлечением жителей, активистов, представителей органов местной власти, предпринимателей, инвесторов, экспертов и других заинтересованных в осуществлении проекта лиц для совместного определения перспектив развития территории, выявления проблем и потребностей людей, принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта.
Задачами студентов, совместно с администрациями муниципальных образований, были определены консультирование и разъяснение горожанам механизма участия в программе в целях вовлечения широких масс горожан к реализации проектов, связанных с комплексным благоустройством и развитием придомовых территорий.
На стадии проектирования дворовых территорий задачами являлись:
- информационное обеспечение собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах о целях данного проекта, формах их участия;
- содействие формированию инициативной группы собственников, участвующих в разработке задания на проектирование объектов благоустройства;
- создание условий для общественного обсуждения эскизного проекта;
- согласование проектных решений с другими участниками процесса проектирования и будущими пользователями (местными жителями, собственниками соседних территорий).
Вторая технология - общественное участие -т.е. вовлечение местных жителей в процесс принятия решений и реализации проектов комплексного благоустройства. В рамках данных мероприятий студентам предлагались следующие формы участия: организация работы с отдельными группами пользователей; организация и проведение опросов, интервьюирования, анкетирования местных жителей; сбор данных о существующих сценариях использования территории, основных проблемах и ценностях места.
Третья технология - информационная поддержка проекта, в рамках которой задачами студентов было:
- размещение информации о проекте на афишах (объявления) на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, а также на специальных стендах на самом объекте;
- по итогам различных форм общественного обсуждения для обеспечения обратной связи и сбора дополнительной информации составление баз участников встречи с контактными сведениями;
- направление всем участникам, оставившим контакты для связи, электронных писем для обеспечения возможности направления жителями дополнительной информации и собственных пожеланий (через электронную почту либо специальную форму, созданную на сайте проекта, или на личном приеме).
Четвертая технология - участие в рейтинговом голосовании - системе выборов, используемой в целях выбора одного победителя из двух и более представленных [2]. Задачей студентов было разъяснение гражданам порядка участия в таком голосовании.
Вторым направлением формирования социально-правовой позиции будущего государственного служащего было вовлечение студентов в волонтерское голосование в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», реализуемого в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» на 2018-2024 годы [7] во взаимодействии с администрациями муниципальных образований Оренбургской области.
Задачами студентов было консультирование граждан по проекту и информирование о порядке голосования (электронная демонстрация перечня территорий, предлагаемых к благоустройству; разъяснение порядка регистрации для голосования, при необходимости содействие).
По результатам формирующего этапа студенты, проявившие инициативу и принявшие участие в мероприятиях реализации данных проектов составили экспериментальную группу, общее число респондентов данной группы составило 47 человек.
Было проведено повторное анкетирование указанных студентов, с использованием анкеты, отраженной в таблице 1.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, то количество студентов, имеющих пассивный уровень социально-правовой позиции уменьшилось до 4,3 %, ситуативный уровень - до 12,8 %, в то же время до 65,96 % возросло количество студентов, имеющих нормативный уровень социально-правовой позиции и до 16,94 % - активный уровень социально-правовой позиции.
Таким образом, было подтверждено на уровне практической реализации, что включение будущего госслужащего в инициативную командную разработку, реализацию и продвижение проектов социально-правовой направленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Васильева, Е.А., Борисов, А.Ф. Трансформация ценностей региональных государственных служащих в условиях административной реформы: социологический анализ / Е.А. Васильева, А.Ф. Борисов. - Текст : электронный // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - 63. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsen-nostey-regionalnyh-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-usloviyah-administrativnoy-reformy-sotsiologicheskiy-analiz.
2. Дробот М.А. Экспериментальное исследование активной социально-правовой позиции специалиста по управлению жилищным фондом / Дробот М.А., И.Д. Белоновская. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 217. - URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=28332-&ysclid=ldb9ivwk9-q956946611.
3. Золотарева, Ю.В., Сердюкова, О.И. Социальный аспект и общественная оценка престижа современной государственной службы / Ю.В. Золотарева, О.И. Сердюкова. - Текст : электронный // Социально-гуманитарные знания. -2019. - 12. - С. 122-129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-aspekt-i-obschestvennaya-otsenka-prestizha-sov-remennoy-gosudarstvennoy-sluzhby.
4. Кирьякова, А.В., Бероева Е.А. Ценностные аспекты развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования / А.В. Кирьякова, Е.А. Бероева - Текст : электронный // Вестник ОГУ. - 2016. - 3 (191). - С. 14-19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/-tsennostnye-aspekty-razvitiya-profes-sionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
5. Лихачева, Е.А. Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих / Е.А. Лихачева. - Текст : электронный // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. -2015. - 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nravstvennyh-tsennostey-v-professionalnoy-sluzhebnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih.
6. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц. Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. - Текст : электронный - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /int_code_of_conduct.shtml.
ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023_2542-0291
7. Национальный проект «Жилье и городская среда», утвержден 24.12.2018 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
8. Новопавловская, Е.Е., Переверзев, Е.А. Социальная политика российского государства: современное состояние и тенденции развития / Е.Е. Новопавловская, Е.А. Переверзев. - Текст : электронный // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2018. -3. - С. 11-20. - URL: https://cyberleninka.ra-/article/n/sotsialnaya-pohtika-rossiyskogo-gosudarstva-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya.
9. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Минтрудом России). - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219036/?ysclid= lemmhcvnx5278030098.
10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21)). - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505.
11. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 05.12.2022). - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/528f4f20dfe14b9c5d88af30f1ffa7ad2b22b283.
12. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 08.12.2020). - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?ysclid=legoscbnrn930495704.
13. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (ред. от 25.08.2021). - Текст : электронный. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 8140.
14. Фролов О.В. Ценности профессиональной деятельности государственных служащих / О.В. Фролов. - Текст : электронный // Ценности и смыслы. - 2017. - 1(47). - С. 134-143. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-pro-fessionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih.
15. Чепляев, В. Л. Личностно-профессиональная готовность государственных служащих / В.Л. Чепляев. - Текст : электронный // Управленческое консультирование. - 2016. -12 (96). - С. 55-62. - URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih.
REFERENCES
1. Vasil'eva, E.A., Borisov, A.F. Transformacija cennostej regional'nyh gosudarstvennyh sluzhashhih v uslovijah adminis-trativnoj reformy: sociologicheskij analiz [Transformation of the values of regional civil servants in the context of administrative reform: a sociological analysis]. Gosu-darstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik [Public Administration E-Journal]. 2017. No. 63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-tsennostey-regionalnyh-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-usloviyah-administrativnoy-reformy-sotsiologicheskiy-analiz.
2. Drobot M.A. Jeksperimental'noe issledovanie aktivnoj social'no-pravovoj pozicii specialista po upravle-niju zhilishhnym fondom [Experimental study of the active socio-legal position of a specialist in housing management]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. 2018. No. 6. 217 p. URL: https://scienceeducation.ru/ru/ar-ticle/view?id=28332-&ysclid=ldb9ivwk9-q956946611.
3. Zolotareva, Ju.V., Serdjukova, O.I. Social'nyj aspekt i obshhestvennaja ocenka prestizha sovremennoj gosudar-stvennoj sluzhby [Social aspect and public assessment of the prestige of the modern state service]. Social'no-gumanitarnye znanija [Social and Humanitarian knowledge]. 2019. No. 12. pp. 122-129. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-aspekt-i-obschestvennaya-otsenka-prestizha-sovremennoy-gosudarstvennoy-sluzhby.
4. Kir'jakova, A.V., Beroeva E.A. Cennostnye aspekty razvitija professional'noj kompetentnosti specialista v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija [Value aspects of the development of professional competence of a specialist in the system of additional professional education]. Vestnik OGU [Bulletin of OSU]. 2016. No. 3 (191). pp. 14-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/-tsennostnye-aspekty-razvitiya-professionalnoy-kompetentnosti-spetsialista-v-sisteme-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya.
5. Lihacheva, E.A. Rol' nravstvennyh cennostej v professional'noj sluzhebnoj dejatel'nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih [The role of moral values in the professional performance of public civil servants]. Uchenye zapiski Tambovskogo otdelenijaRoSMU[Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU]. 2015. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-nravstvennyh-tsennostey-v-professionalnoy-sluzhebnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhaschih.
6. Mezhdunarodnyj kodeks povedenija gosudarstvennyh dolzhnostnyh lic. Prinjat 12.12.1996 Rezoljuciej 51/59 na 82-om plenarnom zasedanii 51 -oj sessii General'noj Assamblei OON [International Code of Conduct for Public Officials. Adopted on 12.12.1996 by Resolution 51/59 at the 82nd plenary session of the 51st session of the UN General Assembly]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions /int_code_of_conduct.shtml.
7. Nacional'nyj proekt «Zhil'e i gorodskaja sreda», utverzhden 24.12.2018 g. na zasedanii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam [The National Project "Housing and Urban Environment" , approved on 12/24/2018 at a meeting of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for Strategic Development and National Projects].
8. Novopavlovskaja, E.E., Pereverzev, E.A. Social'naja politika rossijskogo gosudarstva: sovremennoe sostojanie i ten-dencii razvitija [The social policy of the Russian state: the current state and trends in the development]. Problemy
pravoohranitel'noj dejatel'nosti [Problems of law enforcement]. 2018. No. 3. 11-20 p. URL: https://cyberleninka.ru-/arti-cle/n/sotsialnaya-politika-rossiyskogo-gosudarstva-sovremennoe-sostoyanie-i-tendentsii-razvitiya.
9. Spravochnik kvalifikacionnyh trebovanij k special'nostjam, napravlenijam podgotovki, znanijam i umenijam, kotorye neobhodimy dlja zameshhenija dolzhnostej gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby s uchetom oblasti i vida pro-fessional'noj sluzhebnoj dejatel'nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih (utv. Mintrudom Rossii) [Handbook of qualification requirements for specialties, training areas, knowledge and skills that are necessary for filling positions of the state civil service, taking into account the area and type of professional service activities of state civil servants (approved by the Ministry of Labor of Russia)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219036/?ysclid= lemmhcvnx5278030098.
10. Tipovoj kodeks jetiki i sluzhebnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih Rossijskoj Federacii i munici-pal'nyh slu-zhashhih (odobren resheniem prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po protivodejstviju korrupcii ot 23 dekabrja 2010 g. (proto-kol №21)) [The Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants of the Russian Federation and Municipal Employees (approved by the decision of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on Combating Corruption dated December 23, 2010 (Protocol No. 21))]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_113505.
11. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 № 58-FZ «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» (v re-dakcii ot 05.12.2022) [Federal Law No. 58-FZ of 27.05.2003 "On the Public Service System of the Russian Federation" (as amended on 05.12.2022)]. URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_42413/528f4f20dfe14b9c5d88af30f1 ffa7ad2b22b283.
12. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» (v redakcii ot 08.12.2020) [Federal Law No. 79-FZ of 27.07.2004 "On the State Civil Service of the Russian Federation" (as amended on 08.12.2020)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/?ysclid=legoscbnrn930495704.
13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.08.2002 № 885 «Ob utverzhdenii obshhih principov sluzhebnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih» (red. ot 25.08.2021) [Decree of the President of the Russian Federation No. 885 dated 12.08.2002 "On Approval of the General Principles of Official Conduct of Civil Servants" (ed. dated 25.08.2021)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 8140.
14. Frolov O.V. Cennosti professional'noj dejatel'nosti gosudarstvennyh sluzhashhih [Values of professional activity of civil servants]. Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2017. No. 1(47). pp. 134-143. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsen-nosti-professionalnoy-deyatelnosti-gosudarstvennyh-sluzhaschih.
15. Chepljaev, V.L. Lichnostno-professional'naja gotovnost' gosudarstvennyh sluzhashhih [Personal and professional readiness of civil servants]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. 2016. No. 2 (96). pp. 55-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-professionalnaya-gotovnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
М.А. Дробот, старший преподаватель кафедры профсоюзного движения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала Образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений», г. Оренбург, Россия, e-mail: [email protected] INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
M.A. Drobot, Senior lecturer, Department of Trade Union Movement, Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Orenburg branch of the Academy of Labor and Social Relations, Orenburg, Russia, e-mail: [email protected]
УДК 373.24 Б01: 10.52772/25420291_2023_1_14
Ирина Владимировна Красноперова
г. Шадринск
Современные подходы к формированию основ финансовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста
В статье дана сущностная характеристика понятия «финансовая грамотность», рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие данный процесс, а также практические разработки, используемые дошкольными учреждениями для формирования необходимых представлений у детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность, рассматривается как составляющая функциональной грамотности, и представляет собой непрерывное расширение совокупности знаний, навыков и стратегий действия, выстраиваемых людьми в соответствии с требованиями современного общества и непрерывно совершенствующимися финансовыми продуктами. Представлены материалы исследований специфики представлений современных детей старшего дошкольного возраста о финансовой сфере, в частности, о деньгах, их значимости и ценности. Обоснован выбор методологических подходов к формированию основ финансовой грамотности детей с учетом современных тенденций дошкольного образования и динамики развития ребенка-дошкольника. Автором выполнен анализ отечественного и зарубежного опыта организации финансового образования, а также условий, проблем и перспектив социально-экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: финансовая грамотность, функциональная грамотность, старший дошкольный возраст, деньги, методологические подходы
14 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ISSN 2542 0291
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (57) 2023