DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.124
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Научная статья
Магаева Т.А.1' *, Ревина С.Н.2
1 2 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
* Корреспондирующий автор (tanya.magaeva[at]gmail.com)
Аннотация
Глобальные процессы цифровизации затронули все сферы жизнедеятельности общества. Государственное управление не стало исключением. Внедрение информационных и коммуникационных технологий во властные органы одновременно повлекло за собой требование навыков работы с «умными машинами» к государственным служащим. Нехватка квалифицированных специалистов, а также недостаточность правового регулирования в части возможного использования государственными служащими технологий искусственного интеллекта обосновывает актуальность выбранной темы исследования. В представленной вниманию читателя статье предметом исследования выступают компетенции государственных служащих. Целями работы являются подтверждение необходимости развития у государственных служащих цифровых компетенций, определение их состава, требующего нормативного закрепления, а также выявление путей приобретения государственными служащими навыков работы с ИТ-системами. На основе содержательного анализа правовых актов, научных публикаций и моделей компетенций, предложены: понятие цифровых компетенций, унифицированные требования к составу таких компетенций и подходы по усовершенствованию законодательства, методических рекомендации, образовательных программ в условиях расширения цифровых компетенций государственных служащих. Предложения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, устанавливающих квалификационные требования, необходимые для замещения должностей государственной службы, а также высшим учебным учреждениям и образовательным платформам.
Ключевые слова: цифровая экономика, государственная служба, государственный служащий, компетенции, цифровые компетенции, государственное управление.
TRANSFORMATION OF THE COMPETENCIES OF PUBLIC OFFICERS IN DIGITALIZATION
OF PUBLIC ADMINISTRATION
Research article
Magaeva T.A.1 *, Revina S.N.2
1 2 Samara State University of Economics, Samara, Russia
* Corresponding author (tanya.magaeva[at]gmail.com)
Abstract
Global digitalization has affected all areas of society. Public administration was no exception. The introduction of information and communications technologies in the authority institutes at the same time entailed the requirement of working with «smart machines» for public officers. The lack of qualified specialists, as well as insufficient legal regulation regarding the possible use of artificial intelligence technologies by public officers, justify the relevance of the selected research topic. The article draws the attention to the subject of the study - the competences of public officers. The purpose of the work is to confirm the need for the development of digital competencies in public officers, to determine their composition, which requires legitimization, as well as to identify ways of acquiring the skills of working with IT-systems. On the basis of a content analysis of legal acts, scientific publications and models of competences, the article resents the following: the concept of digital competences, unified requirements to the composition of such competences and approaches to legislation improvement, methodical recommendations, educational programs for the expansion of digital competencies of public officers. The proposals are addressed to the state authorities of the Russian Federation, which regulate the qualifications required for public office positions, as well as those for higher education institutions and educational platforms.
Keywords: digital economy, state service, public officer, competencies, digital competencies, public administration.
Введение
Государственная служба представляет собой центральный элемент системы государственного управления. Государственное управление, будучи консервативным по своему характеру, слабо адаптировано к вызовам, диктуемым современным информационным обществом, в частности, к феномену, именуемому «цифровизация экономики». Целью государственной службы, с одной стороны, является обеспечение полномочий органов государственной власти, а с другой - прав и свобод человека и гражданина, которые в деятельности первых являются приоритетными. Поэтому современная государственная служба должна быть эффективным средством достижения задач, стоящих перед государством, а значит - быть заинтересованной во внедрении цифрового инструментария в свою деятельность. В связи с этим возникает необходимость в развитии у государственных служащих компетенций по грамотному обращению с цифровыми системами, в целях принятия эффективных управленческих решений. Как следствие, действенность государственной службы гарантирует результативность государственного управления в целом.
Обзор литературы
В связи с распространением процессов цифровизации на сферу государственного управления, возрос исследовательский интерес по проблематике необходимости развития цифровых компетенций у государственных служащих. Так, А. А. Колдушко отмечает, что взятый Российской Федерацией курс на «ускоренное внедрение
информационно-коммуникационных технологий» в сферу государственного управления является подтверждением существования проблемы неразвитости цифровых платформ, а равно и цифровых компетенций сотрудников органов власти [18]. Н. С. Карапетян., Е. Н. Каунов отмечают отсутствие единых норм и общего подхода к полноте раскрытия компетенций государственных служащих, а также необходимость учёта российской национальной моделью компетенций личностных особенностей управленца [17]. Е. В. Васильева, В. Н. Пуляева, В. А. Юдина описывают цифровые компетенции (навыки работы с ПК и офисными программами, знание основ информационной аналитики и безопасности) в качестве составных частей ИКТ-компетенций и предлагают их разделять на базовые, продвинутые и специальные [14]. И. Б. Байханов указывает на то, что трансформация требует от государственных служащих не только цифровые компетенции, но и цифровые гибкость и зрелость, выраженные ценностными установками государственного сектора, демонстрирующие уровень готовности государственного управления к цифровизации [13]. М. Б. Добробаба затрагивает проблематику отставания в цифровой трансформации региональной государственной службы от федеральной [16]. М. С. Оборин отмечает необходимость подготовки кадров для государственной службы в условиях цифровизации при активном взаимодействии с высшими учебными заведениями [19]. А. В. Баранов, Котлярова О. В. в целях безболезненной адаптации государственных служащих к внедрению цифровых технологий предлагают в органах государственной власти создать команды цифровой трансформации, позволяющими государственным служащим не просто приобрести цифровые навыки, но и оказать им поддержку в процессах применения этих навыков [12].
Основное содержание
В широком смысле под цифровизацией следует понимать «стратегию интеграции цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества [15]». Но нас интересует стратегия по разработке, внедрению и практическому применению цифровых технологий в ядро государственного управления - государственную службу. Так вступление Российской Федерации на путь цифровизации ознаменовал Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2]. В качестве национальных целей Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы называет и формирование цифровой экономики, и повышение эффективности государственного управления. Под цифровой экономикой Стратегия понимает хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объёмов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] была разработана национальная программа по направлению «Цифровая экономика». Паспорт национального проекта Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [9] в разделе, посвящённым структуре программы, определил шесть федеральных проектов, в число которых вошёл проект под названием «Цифровое государственное управление». Одним из ключевых направлений совершенствования государственного управления в части государственной службы является подготовка широких масс сотрудников органов власти к цифровым навыкам и технологиям, повышение компьютерной грамотности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1830 в целях оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных органов исполнительной власти было принято решение сократить с 1 января 2021 года их предельную численность: на 5 % -центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти и на 10 % - территориальных органов федеральных органов исполнительной власти [7]. Высвободившиеся в результате сокращения бюджетные средства должны сохраниться в фондах оплаты труда в целях их применения для совершенствования системы материальной мотивации государственных служащих.
Однако такое решение воспринялось неоднозначно. В региональных органах власти забойкотировали поручение Правительства Российской Федерации и стали сокращать численность государственных служащих искусственным способом - на бумаге. Некоторые пользователи в сети также негативно отреагировали на данную реформу, посчитав, что «верхи» управленцев останутся на местах, а под сокращение попадут «низы» государственных служащих, достойно справлявшиеся с задачами, стоящими перед ними. Действительно, такая ситуация может повлечь за собой существенные правовые и коррупционные риски, снижающие эффективность государственного управления и, как следствие, реформа рождает закономерный вопрос о готовности проведения аттестации государственных служащих и прозрачной оценки их деятельности. Старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин отметил, что сокращение штата с одновременным увеличением денежного содержания результативен для государственного управления, однако проведение в жизнь данного поручения без дополнительного финансирования невозможно, поэтому было принято решение о переносе на 2023 год реформы сокращения и материальной мотивации государственных служащих [26].
Авторы доклада НИУ ВШЭ «Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный манёвр в численности госслужащих» [23] предложили не просто механически сократить избыточную численность государственных служащих, а перераспределить их таким образом, чтобы типовые рутинные, обеспечивающие и непрофильные задачи выполняли цифровые управленческие системы, а профильные, экспертно-аналитические и прогностические функции легли на плечи высвобожденной части государственных служащих. Составители доклада отметили, что ИТ-системы помогут избежать субъективное влияние на реализацию решений, исключая тем самым злоупотребление полномочиями со стороны государственных служащих, конечные результаты деятельности которых будут соответствовать изначально поставленным целям.
Однако Хила Мехр, научный сотрудник Гарвардского Центра демократического управления и инновация Роя и Лилы Эш, наоборот, обратила внимание на заранее установленную предвзятость и субъективизм ИТ-систем,
запрограммированных на основе уже существующих данных, которые могут быть неточными [27]. Поэтому решение, принятое искусственным интеллектом, не всегда будет соответствовать требованиям объективности и нейтральности. ИТ-системы могут быть внедрены в государственный сектор при условии обеспечения их высоким качеством данных, соответствующих действительности. Кроме того, до сих пор остаётся открытым вопрос об ответственности за последствия действий, предпринятых искусственным интеллектом [28]. Хоть Правительством Российской Федерации и установлен принцип обязательного контроля человеком результатов работы алгоритмов искусственного интеллекта [6], но возможность применения искусственного интеллекта при исполнении государственным служащим своих обязанностей действующим законодательством до сих пор не предусмотрена. Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 г. № 2129-р утверждена Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, которая в качестве одной из задач регулирования называет выявление и анализ сфер, допускающих ограниченное применение ИТ-систем при принятии юридически значимых решений [8]. Такой сферой как раз выступает государственное управление.
Также встаёт вопрос о готовности государственных служащих к стремительным переменам в среде информационных и коммуникационных технологий. Сложно представить, как высвобожденный аппарат чиновников будет справляться с новыми обязанностями, поскольку на протяжении всей своей служебной деятельности он обладал определённым набором функций, а теперь ему следует резко перестроиться на решение совершенно иных, более сложных задач, требующих профессионального «человеческого» взгляда.
М. Б. Добробаба предлагает перенаправить часть бывших служащих в штат сотрудников «государственных системных администраторов» для обеспечения должной работы интеллектуальных систем, их совершенствования и разработки необходимых правил эксплуатации, либо перепрофилировать государственных служащих в сферу киберполиции для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере информационных технологий, совершаемых в государственном секторе [16]. Тенденции кибербезопасности демонстрируют, как цифровые инновации создают профессии и не вызывают безработицу, а напротив - открывают новые рабочие места. Однако для того, чтобы осуществить переориентацию государственных служащих, в первую очередь, следует их направить на прохождение программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки, чтобы чиновники смогли овладеть набором компетенций, необходимым для их дальнейшей служебной деятельности. И здесь на помощь приходит рынок онлайн-образования и технологий.
Высшая школа государственного управления РАНХиГС 17 марта 2022 года объявила о том, что запускает онлайн-университет для государственных служащих, первая часть курсов которого будет доступна уже в этом году, а полностью цифровая платформа заработает к 2024 году [25]. Президентская академия занимается разработкой учебных программ, составлением аудиокниг и лекционного материала, объединяя их по разнообразным направлениям, аккумулирующим уровень компетенций, необходимый для государственных служащих. Помимо этого, на сайте онлайн-университета будет представлена система кейсов, включающая в себя наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе осуществления государственного управления, и стандартные рекомендации по их устранению, а также система ситуаций, встретившихся на практике, для возможности просмотра решений по аналогичным вопросам коллегами из других ведомств и регионов.
Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» [4] задал ключевой вектор, касающийся цифровой трансформации государственной гражданской службы - внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;
Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [5] утверждено Положение о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации. Согласно Положению, особая роль в профессиональном развитии служащих отводится федеральной государственной информационной системе в области государственной службы - порталу управленческих кадров «Госслужба» [22], где можно посмотреть активные вакансии и отправить резюме в электронном формате в соответствующий орган. Кроме того, на сайте есть отдельный раздел, именуемый «профессиональное развитие гражданских служащих». В данном блоке можно увидеть приоритетные направления профессионального развития, утверждённые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; перечень дополнительных профессиональных программ обучения и реестр образовательных организаций, осуществляющих их; записаться на мероприятия, соответствующие функциональным обязанностям и способствующие развитию профессиональных и личностных качеств служащего (стажировки, конференции, конкурсы, сессии, вебинары, круглые столы и др.), а также пройти тестирования и оценить свою готовность к поступлению на государственную службу.
Однако профессиональное развитие государственных служащих для должной работы с цифровыми системами должно также осуществляться в направлении компетенций «нового поколения». Что такое компетенция? В научной литературе встречается множество определений данного понятия. Так, например, И. Буланов под компетенцией понимает «объём профессиональных навыков и знаний, личностные установки и характеристики, которые проявляются в поведении сотрудников, требуют выполнения некоторых должностных обязанностей» [13]. В соответствии с Методическим инструментарием по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (далее - Методический инструментарий), компетенция - это «комплекс проявляемых в поведении гражданского служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности» [10]. Согласно определениям, компетенция состоит из:
- профессиональных умений;
- личностных качеств.
Теперь определим, что такое «цифровые компетенции» государственных служащих. Корпоративный университет Сбербанка под цифровыми компетенциями или навыками (digital skills) понимает способность решать разнообразные задачи в области использования информационных и коммуникационных технологий [22]. РАНХиГС даёт следующее определение цифровым компетенциям: способность пользователя уверенно, эффективно, безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизни, основанное на непрерывном овладении знаниями, умениями, мотивацией, ответственностью [24].
Но опираясь на рассмотренные выше определения компетенций, целесообразнее под цифровыми навыками государственного служащего понимать комплекс проявляемых в поведении служащего профессиональных знаний и умений, которые в цифровой среде именуются «hard skills» (твёрдые навыки), а также личностных качеств «soft skills» (мягкие навыки), направленных на эффективное применение цифровых технологий в целях результативного исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.
Согласно Справочнику квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учётом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - Справочник), служащие должны знать:
- навыки работы с персональным компьютером;
- основы информационной безопасности и защиты информации;
- основные положения законодательства о персональных данных и об электронной подписи;
- общие принципы функционирования системы электронного документооборота [11].
H. С. Карапетян и Е. Н. Каунов справедливо отметили, что представленные в Справочнике требования к компетенциям служащих в сфере информационных и коммуникационных технологий носят общий характер и в полной мере не отвечают потребностям эпохи цифровой экономики [17]. В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом [1]. Е. В. Васильева, В. Н. Пуляева, В. А. Юдина в своей работе проанализировали должностные регламенты, представленные на портале «Госслужба». Результаты их анализа показали, что в регламентах отсутствует единый шаблон требований к профессиональным знаниям и умениям в сфере цифровизации для должностей государственной гражданской службы: в одних должностных регламентах компетенции в сфере информационных и коммуникационных технологий отнесены к профессиональным навыкам, в других - к базовым знаниям и умениям. Объём таких компетенций также различается [14].
РАНХиГС разработала Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления (далее - Модель компетенций), куда включила: базовые цифровые компетенции, профессиональные цифровые компетенции, личностные компетенции и цифровую культуру [24]. Однако такая градация цифровых компетенций не отвечает смыслу понятия компетенций, которое уже охватывает собой профессиональные и личностные навыки служащих, а цифровая культура представляет собой не компетенции, а среду, в которой они должны формироваться.
На наш взгляд, в модели цифровых компетенций следует оставить: личностные и профессиональные компетенции, разбив последние на три уровня:
I. базовый уровень, к которому следует отнести указанные в Справочнике общие компетенции, закрепив их за младшей группой должностей государственной гражданской службы;
II. продвинутый уровень, необходимый для зачисления на должности, начиная со старшей группы, предполагающий регулярное решение сложных профессиональных задач в цифровой среде и состоящий из следующих компетенций:
- навыки работы с системами межведомственного взаимодействия и электронного документооборота;
- умение работать с системами управления государственными информационными ресурсами;
- навыки работы с базами данных;
- умение работать с нормативно-правовыми информационными системами;
III. специальный уровень, включающий компетенции, обусловленные спецификой деятельности конкретного органа государственной власти и занимаемой должностью, то есть предъявляемые представителем нанимателя к кандидату. Например, навыки работы с системой «zakupki.gov.ru» [14].
Согласно Модели компетенций, личностные компетенции отражают индивидуальные особенности личности, позволяющие успешно участвовать в реализации стратегии цифровой трансформации и проектах цифрового развития: нацеленность на результат, клиентоцетричность, коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект. Данный перечень следует расширить, добавив в него: глобальное мышление, адаптивность и способность быстро обрабатывать информацию.
Получается, что уже сама цифровизация экономики диктует современную модель компетенций, которой должны обладать государственные служащие. В связи с этим необходимо закрепить понятие цифровых компетенций государственных служащих в Методическом инструментарии, внести изменения в Справочник, декларировав в нём состав личностных цифровых компетенций и три уровня профессиональных компетенций служащего, а также включить требования к цифровым компетенциям в должностные регламенты и дополнить процедуру аттестации государственных служащих требованиями к цифровым навыкам. При переходе из одного органа власти в другой, единые требования к цифровым компетенциям позволят государственному служащему быстрее адаптироваться к новым условиям, не затрачивая время на переобучение и упорядочивание процессов.
Кроме того, обучение государственных служащих должно протекать не только на онлайн-платформах дополнительного образования. Необходимо модифицировать программы высшего образования по направлениям подготовки «Государственная и муниципальная служба», «Государственная и муниципальная власть»,
«Государственное и муниципальное управление» и др., дополнив их учебными дисциплинами, направленными на развитие цифровых компетенций обучающихся, ведь государственный служащий будущего -«высококвалифицированный специалист, владеющий расширенными цифровыми компетенциями, а также развитыми творческими и нравственными качествами» [17].
Заключение
Для того, чтобы эволюция государственного управления в эпоху цифровизации была эффективной и не запоздалой, государственный служащий должен развиваться наряду с техническими инновациями. Так как последние призваны облегчить и модернизировать служебную деятельность первых, в работе сделаны выводы о том, что необходимо:
- скорректировать взаимодействие государственных служащих с ИТ-системами, усовершенствовав законодательство по использованию технологий искусственного интеллекта в сфере государственного управления;
- закрепить понятие цифровых компетенций государственного служащего с указанием перечня профессиональных навыков и личностных характеристик, необходимого для занятия определённой группы должностей, дополнив ими должностные регламенты и процедуру по прохождению аттестации;
- внести изменения в программы высшего образования в части подготовки будущих государственных служащих по направлениям цифровизации;
- обеспечить онлайн-платформы курсами, вебинарами, стажировками, способствующими повышению единой модели профессиональных, так и личностных цифровых компетенций государственного служащего.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. Ст. 3215.
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.
3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020) // Российская газета. № 97 с. 09.05.2018.
4. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 г. № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» (вместе с Положением о порядке осуществления профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации) // Собрание законодательства РФ. 25.03.2019. №8. Ст. 765.
5. Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» // Собрание законодательства РФ. 01.07.2019. № 26. Ст. 3410.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 г. № 996 (ред. от 06.05.2019) «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 12.05.2022)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 г. № 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 23.11.2020. № 47. Ст. 7533.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 31.08.2020. № 35. Ст. 5593.
9. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 20.04.2022).
10. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы. Версия 3.2 (утв. Минтрудом России) // Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учётом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. Утв. Минтрудом России. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 20.04.2022).
12. Баранов А.В. Цифровая компетентность государственных служащих как ресурс политической власти / А.В. Баранов, О.В. Котлярова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 2. С. 11-17.
13. Байханов И.Б. Трансформация профессиональных компетенций специалистов государственного управления / И.Б. Байханов // Миссия конфессий. 2021. Том 10. № 3. С. 320-327.
14. Васильева Е.В. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации / Е.В. Васильева, В.Н. Пуляева, В.А. Юдина // Бизнес-информатика. 2018. № 4 (46). С. 28-42.
15. Данилова Л.Н. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей / Л.Н. Данилова, Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин и др. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ponimaniyu-tsifrovizatsii-i-tsifrovyh-tsennostey (дата обращения: 02.04.2022).
16. Добробаба Н.Б. О перспективах цифровой трансформации государственной (муниципальной) службы / Н.Б. Добробаба // Юридический вестник Кубанского государственного университета. № 4. 2018. С. 54-60.
17. Карапетян Н.С. Трансформация компетенций государственных служащих в условиях развития цифровых технологий / Н.С. Карапетян, Е.Н. Каунов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 993-1010.
18. Колдушко А.А. Цифровизация гражданской службы: нормативно-правовой аспект / А.А. Колдушко // Современный город: власть, управление, экономика. 2021. Том 1. С. 48-55.
19. Оборин М.С. Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата / М.С. Оборин // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 7. № 2. С. 69-81.
20. Фролова Н.Н. Новый подход к навыкам государственных и муниципальных служащих в рамках цифровой трансформации / Н.Н. Фролова, О.А. Правдина, А.А. Рассказова // Цифровая трансформация государственного управления Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.Н. Большакова. 2020. С. 31-35.
21. Федеральный портал управленческих кадров «Госслужба». [Электронный ресурс]. URL: https://gossluzhba.gov.ru/ (дата обращения: 06.04.2022)
22. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчёт к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.
23. Ответ на вызовы цифровизации: госуправление, основанное на данных, «штабная» модель управления и структурный манёвр в численности госслужащих. Доклад НИУ ВШЭ / А. Б. Жулин (рук. авт. кол.), Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Электрон. текст. дан. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
24. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления/под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с
25. Президентская академия запустит онлайн-университет для госслужащих. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranepa.ru/news/prezidentskaya-akademiya-zapustit-onlayn-universitet-dlya-gossluzhashchikh/ (дата обращения: 06.04.2022 г.). Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления/под ред. Шклярук М.С., Гаркуши Н.С. М.: РАНХиГС, 2020. 84 с.
26. Старостина Ю. Правительство сэкономит Р200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников / Юлия Старостина // РБК Экономика. 23 сентября 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/qYQGL (дата обращения: 20.04.2022).
27. Mehr H. Artificial Intelligence for Citizen Services and Government / Hila Mehr // Harvard Ash Center Technology & Democracy Fellow. August 2017. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/T7yhY (accessed: 20.04.2022).
28. Capgemini Consulting. Unleashing the potential of Artificial Intelligence in the Public Sector. 2017. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/qYQsi (accessed: 20.04.2022).
Список литературы на английском языке / References in English
1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27.07.2004 g. № 79-FZ (red. ot 30.12.2021) «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» [Federal Law of the Russian Federation No. 79-FZ of 27.07.2004 (as amended on 30.12.2021) "On the State Civil Service of the Russian Federation"] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 02.08.2004. Article 3215. [in Russian]
2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203 «O Strategii razvitija informacionnogo obshhestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 09.05.2017 "On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 15.05.2017. No. 20. St. 2901. [in Russian]
3. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» (red. ot 21.07.2020) [Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 07.05.2018 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (ed. dated 21.07.2020)] // Rossiyskaya Gazeta. No. 97 p. 09.05.2018. [in Russian]
4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.02.2019 g. № 68 «O professional'nom razvitii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih Rossijskoj Federacii» (vmeste s Polozheniem o porjadke osushhestvlenija professional'nogo razvitija gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih Rossijskoj Federacii) [Decree of the President of the Russian Federation No. 68 dated 21.02.2019 "On the professional development of State civil servants of the Russian Federation" (together with the Regulation on the procedure for the professional development of State civil servants of the Russian Federation)] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 25.03.2019. No. 8. St. 765. [in Russian]
5. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.06.2019 g. № 288 «Ob osnovnyh napravlenijah razvitija gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby Rossijskoj Federacii na 2019 - 2021 gody» [Decree of the President of the Russian Federation No. 288 dated 24.06.2019 "On the main directions of development of the state civil service of the Russian Federation for 2019 - 2021"] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 01.07.2019. No. 26. St. 3410. [in Russian]
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.08.2017 g. № 996 (red. ot 06.05.2019) «Ob utverzhdenii Federal'noj nauchno-tehnicheskoj programmy razvitija sel'skogo hozjajstva na 2017-2025 gody» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 25.08.2017 No. 996 (ed. dated 06.05.2019) "On approval of the Federal Scientific and Technical Program for the Development of Agriculture for 2017-2025"] // Official Internet portal of Legal Information. [Electronic resource]. URL: http://www.pravo.gov.ru . (accessed: 12.05.2022) [in Russian]
7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 16.11.2020 g. № 1830 «Ob optimizacii struktury i chislennosti federal'nyh gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih i rabotnikov, zameshhajushhih dolzhnosti, ne javljajushhiesja dolzhnostjami federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby, federal'nyh ministerstv, rukovodstvo dejatel'nost'ju kotoryh osushhestvljaet Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, federal'nyh sluzhb i federal'nyh agentstv, podvedomstvennyh jetim federal'nym ministerstvam, federal'nyh sluzhb i federal'nyh agentstv, rukovodstvo dejatel'nost'ju kotoryh osushhestvljaet Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 16.11.2020 No. 1830 "On Optimizing the Structure and Number of Federal State Civil Servants and Employees Filling Positions That Are Not Positions of the Federal State Civil Service, Federal Ministries whose Activities are Managed by the Government of the Russian Federation, Federal Services and Federal Agencies Subordinate to These Federal Ministries, Federal Services and Federal Agencies whose Activities are Managed by the Government of the Russian Federation Federation"] // Collection of legislation of the Russian Federation. 11/23/2020. No. 47. St. 7533. [in Russian]
8. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 19 avgusta 2020 g. № 2129-r «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija regulirovanija otnoshenij v sfere tehnologij iskusstvennogo intellekta i robototehniki na period do 2024 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-r dated August 19, 2020 "On approval of the Concept of Development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies for the period up to 2024"] // Collection of Legislation of the Russian Federation. 31.08.2020. No. 35. St. 5593. [in Russian]
9. Pasport nacional'nogo proekta «Nacional'naja programma «Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. Prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam, protokol ot 04.06.2019 № 7) [Passport of the national project "National Program "Digital Economy of the Russian Federation" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, Protocol No. 7 dated 04.06.2019)] // [Electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru/ru / (accessed: 04/20/2022). [in Russian]
10. Metodicheskij instrumentarij po ustanovleniju kvalifikacionnyh trebovanij dlja zameshhenija dolzhnostej gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby. Versija 3.2 (utv. Mintrudom Rossii) [Methodological tools for establishing qualification requirements for filling positions of the state civil service. Version 3.2 (approved by the Ministry of Labor of Russia)] // Access from the legal reference system "Consultant-Plus". [in Russian]
11. Spravochnik kvalifikacionnyh trebovanij k special'nostjam, napravlenijam podgotovki, znanijam i umenijam, kotorye neobhodimy dlja zameshhenija dolzhnostej gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby s uchjotom oblasti i vida professional'noj sluzhebnoj dejatel'nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih [Handbook of qualification requirements for specialties, areas of training, knowledge and skills that are necessary for filling positions of the state civil service, taking into account the field and type of professional official activity of state civil servants]. Approved. The Ministry of Labor of Russia. [Electronic resource]. URL: https://rosmintrud.ru / (accessed: 04/20/2022). [in Russian]
12. Baranov A.V. Cifrovaja kompetentnost' gosudarstvennyh sluzhashhih kak resurs politicheskoj vlasti [Digital competence of civil servants as a resource of political power] / A.V. Baranov, O.V. Kotlyarova // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and municipal administration. Scientific notes]. 2021. No. 2. pp. 11-17. [in Russian]
13. Baykhanov I.B. Transformacija professional'nyh kompetencij specialistov gosudarstvennogo upravlenija [Transformation of professional competencies of public administration specialists] / I.B. Baykhanov // Missija konfessij [Mission of confessions]. 2021. Volume 10. No. 3. pp. 320-327. [in Russian]
14. Vasilyeva E.V. Razvitie cifrovyh kompetencij gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih Rossijskoj Federacii [Development of digital competencies of state civil servants of the Russian Federation] / E.V. Vasilyeva, V.N. Pulyaeva, V.A. Yudina // Biznes-informatika [Business Informatics]. 2018. No. 4 (46). pp. 28-42. [in Russian]
15. Danilova L.N. Osnovnye podhody k ponimaniju cifrovizacii i cifrovyh cennostej [Basic approaches to understanding digitalization and digital values] / L.N. Danilova, T.V. Ledovskaya, N.E. Solynin et al. // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2020. No. 2. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ponimaniyu-tsifrovizatsii-i-tsifrovyh-tsennostey (accessed: 02.04.2022). [in Russian]
16. Dobrobaba N.B. O perspektivah cifrovoj transformacii gosudarstvennoj (municipal'noj) sluzhby [On the prospects of digital transformation of the state (municipal) service] / N.B. Dobrobaba // Juridicheskij vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Legal Bulletin of the Kuban State University]. No. 4. 2018. pp. 54-60. [in Russian]
17. Karapetyan N.S. Transformacija kompetencij gosudarstvennyh sluzhashhih v uslovijah razvitija cifrovyh tehnologij [Transformation of competencies of civil servants in the conditions of development of digital technologies] / N.S. Karapetyan, E.N. Kaunov // Kreativnaja jekonomika [Creative economy]. 2020. Volume 14. No. 6. pp. 993-1010. [in Russian]
18. Koldushko A.A. Cifrovizacija grazhdanskoj sluzhby: normativno-pravovoj aspekt [Digitalization of civil service: regulatory aspect] / A.A. Koldushko // Sovremennyj gorod: vlast', upravlenie, jekonomika [Modern city: power, management, economy]. 2021. Volume 1. pp. 48-55. [in Russian]
19. Oborin M.S. Formirovanie cifrovyh kompetencij upravlenija gosudarstvennyh sluzhashhih v uslovijah novogo jekonomicheskogo formata [Formation of digital management competencies of civil servants in the conditions of a new economic format] / M.S. Oborin // Nauchnyj rezul'tat. Tehnologii biznesa i servisa [Scientific result. Business and service technologies]. 2021. Vol. 7. No. 2. pp. 69-81. [in Russian]
20. Frolova N.N. Novyj podhod k navykam gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashhih v ramkah cifrovoj transformacii [A new approach to the skills of state and municipal employees within the framework of digital transformation] / N.N. Frolova, O.A. Pravdina, A.A. Rasskazova // Cifrovaja transformacija gosudarstvennogo upravlenija Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Digital transformation of public administration Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Under the general editorship of S.N. Bolshakov. 2020. pp. 31-35. [in Russian]
21. Federal'nyj portal upravlencheskih kadrov «Gossluzhba» [Federal portal of managerial personnel "Civil Service"]. [Electronic resource]. URL: https://gossluzhba.gov.ru / (accessed: 06.04.2022) [in Russian]
22. Obuchenie cifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovye praktiki. Analiticheskij otchjot k III Mezhdunarodnoj konferencii «Bol'she chem obuchenie : kak razvivat' cifrovye navyki» [Digital skills training: global challenges and best practices. Analytical report for the III International Conference "More than learning: how to develop digital skills"], Sberbank Corporate University. Moscow: ANO DPO "Sberbank Corporate University", 2018. 122 p. [in Russian]
23. Otvet na vyzovy cifrovizacii: gosupravlenie, osnovannoe na dannyh, «shtabnaja» model' upravlenija i strukturnyj manjovr v chislennosti gossluzhashhih [Responding to the challenges of digitalization: data-based public administration, a "staff" management model and a structural maneuver in the number of civil servants]. Report of the Higher School of Economics / A. B. Zhulin (author's hand), Ya. I. Kuzminov (author's hand); Nats. research. uni-t "Higher School of Economics". Electron. Text. dan. M. : Publishing House of the Higher School of Economics, 2020. [in Russian]
24. Model' kompetencij komandy cifrovoj transformacii v sisteme gosudarstvennogo upravlenija [Model of competencies of the digital transformation team in the public administration system] / ed. Shklyaruk M.S., Garkushi N.S. M.: RANEPA, 2020. 84 p [in Russian]
25. Prezidentskaja akademija zapustit onlajn-universitet dlja gossluzhashhih [The Presidential Academy will launch an online university for civil servants]. [Electronic resource]. URL: https://www.ranepa.ru/news/prezidentskaya-akademiya-zapustit-onlayn-universitet-dlya-gossluzhashchikh / (accessed: 06.04.2022). The competence model of the digital transformation team in the public administration system/ed. Shklyaruk M.S., Garkushi N.S. M.: RANEPA, 2020. 84 p. [in Russian]
26. Starostina Yu. Pravitel'stvo sjekonomit P200 mlrd na perenose reformy zarplat chinovnikov [The government will save 200 billion rubles on postponing the reform of salaries of officials] / Yulia Starostina // RBC Ekonomika. September 23, 2020. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/qYQGL (accessed: 04/20/2022). [in Russian]
27. Mehr H. Artificial Intelligence for Citizen Services and Government / Hila Mehr // Harvard Ash Center Technology & Democracy Fellow. August 2017. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/T7yhY (accessed: 20.04.2022).
28. Capgemini Consulting. Unleashing the potential of Artificial Intelligence in the Public Sector. 2017. [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/qYQsi (accessed: 20.04.2022).