Научная статья на тему 'Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход'

Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIAL AND CULTURAL APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY / ЦЕННОСТИ / VALUABLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна, Кадырова Хания Расыховна

В условиях перемен, произошедших в первые десятилетия ХХI века, особое значение приобретает проектная деятельность, проявлением ее универсальности является тот факт, что проектное мышление и проектные навыки образуют значимые компетенции специалистов многих областей профессиональной деятельности. Кроме того, вовлечение студентов в разные формы проектной деятельности способствует социальному и профессиональному развитию личности студента. Целью данной статьи является осмысление связи между профессиональным и социальным развитием личности и проектированием (видом человеческой активности) с позиции социокультурного подхода. Рассмотрение деятельности института образования с точки зрения социокультурного подхода позволяет увидеть сущность развития педагогических процессов и явлений. Анализ ключевых понятий статьи «проектирование», «социальное развитие личности», «профессиональное развитие личности» на основе междисциплинарного подхода содействует выявлению разных сторон их отражения действительности. Благодаря обращению к истории отечественного и зарубежного образования, можно утверждать закономерность связей между общественными процессами и внедрением проектной деятельности в содержание образования. В статье, обращенной к системе профессионального образования, приводится информация о развитии исследуемых педагогических явлений в практике дошкольного и школьного образования. Это позволяет увидеть общие тенденции развития всех уровней российского образования. В статье дается краткое описание современных форм действий учреждений профессионального образования, построенных на основе проектной деятельности обучающихся, обосновывается актуальность участия студентов в социальном проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Челнокова Татьяна Александровна, Кадырова Хания Расыховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN PROJECT ACTIVITIES AS A FACTOR OF SICUAL AND PROFFESSIONAL DE-VELOPMENT OF A STUDENT’S PERSONALITY: SOCIAL&CULTURAL APPROACH

Under conditions of changes occurred in the first decades of ХХI century, the particular importance is focused on the project activity, which universalism is demonstrated by the fact that the project thinking and the project skills form the significant skill sets of specialists in many professional activities. More over, engaging the students into vari-ous forms of project activity can support the social and professional development of the student’s personality. The pur-pose of this article is understanding the relation between project planning (type of human activity), modern society and culture from the point of view of the social-and-cultural approach. Consideration of educational institution activity from the point of view of the social-and-cultural approach allows understanding the nature of development of the pedagogical processes and occurrences. The analysis of the key terms in the article: «project planning», «social development of per-sonality», « professional development of personality», based on the interdisciplinary approach, will assist revealing the different aspects of their reality reflection. Due to the reference to the history of domestic and foreign education, the consistency of relations can be confirmed between the social processes and implementation of the project activity into education content. The article referred to the system of professional education provides the information on development of the pedagogical occurrences development in the practice of pre-school and school education. This allows understand-ing the general trends in development of all levels of Russian education. The article gives the brief description of the modern forms of activity for professional education institutions, based on project activity of students; it also justifies significance of the students’ participation in the social project planning.

Текст научной работы на тему «Участие в проектной деятельности как фактор социального и профессионального развития личности студента: социокультурный подход»

педагогические Челнокова Татьяна Александровна, Кадырова Хания Расыховна

науки УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ...

УДК З78. 1

УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

© 2017

Челнокова Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (420111, Россия, Казань, улицаМосковская,42, e-mail: nauka@zel.ieml.ru) Кадырова Хания Расыховна, доктор педагогических наук Казанский национально исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (420111, Россия, Казань, улица Большая Красная,55, e-mail: kadirova@bk.ru)

Аннотация. В условиях перемен, произошедших в первые десятилетия XXI века, особое значение приобретает проектная деятельность, проявлением ее универсальности является тот факт, что проектное мышление и проектные навыки образуют значимые компетенции специалистов многих областей профессиональной деятельности. Кроме того, вовлечение студентов в разные формы проектной деятельности способствует социальному и профессиональному развитию личности студента. Целью данной статьи является осмысление связи между профессиональным и социальным развитием личности и проектированием (видом человеческой активности) с позиции социокультурного подхода. Рассмотрение деятельности института образования с точки зрения социокультурного подхода позволяет увидеть сущность развития педагогических процессов и явлений. Анализ ключевых понятий статьи «проектирование», «социальное развитие личности», «профессиональное развитие личности» на основе междисциплинарного подхода содействует выявлению разных сторон их отражения действительности. Благодаря обращению к истории отечественного и зарубежного образования, можно утверждать закономерность связей между общественными процессами и внедрением проектной деятельности в содержание образования. В статье, обращенной к системе профессионального образования, приводится информация о развитии исследуемых педагогических явлений в практике дошкольного и школьного образования. Это позволяет увидеть общие тенденции развития всех уровней российского образования. В статье дается краткое описание современных форм действий учреждений профессионального образования, построенных на основе проектной деятельности обучающихся, обосновывается актуальность участия студентов в социальном проектировании.

Ключевые слова: проектная деятельность; социокультурный подход; профессиональное развитие личности; социальное развитие личности; ценности.

PARTICIPATION IN PROJECT ACTIVITIES AS A FACTOR OF SICUAL AND PROFFESSIONAL DE-VELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONALITY: SOCIAL&CULTURAL APPROACH

© 2017

Chelnokova Tatjana Aleksandrovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of chair for theoretical and inclusive pedagogy Kazan innovative university named after V.G. Timiriasova (420111, Republic of Tatarstan, Kazan, street Moscow, 42, e-mail: nauka@zel.ieml.ru) Kadurova Khania Rasihovna, doctor of pedagogical sciences, Kazan National Research Technical University A. N. Tupolev - KAI (420111, Kazan, Bolshaya Krasnaya, 55, e-mail: kadirova@bk.ru)

Abstract. Under conditions of changes occurred in the first decades of XXI century, the particular importance is focused on the project activity, which universalism is demonstrated by the fact that the project thinking and the project skills form the significant skill sets of specialists in many professional activities. More over, engaging the students into vari-ous forms of project activity can support the social and professional development of the student's personality. The pur-pose of this article is understanding the relation between project planning (type of human activity), modern society and culture from the point of view of the social-and-cultural approach. Consideration of educational institution activity from the point of view of the social-and-cultural approach allows understanding the nature of development of the pedagogical processes and occurrences. The analysis of the key terms in the article: «project planning», «social development of per-sonality», « professional development of personality», based on the interdisciplinary approach, will assist revealing the different aspects of their reality reflection. Due to the reference to the history of domestic and foreign education, the consistency of relations can be confirmed between the social processes and implementation of the project activity into education content. The article referred to the system of professional education provides the information on development of the pedagogical occurrences development in the practice of pre-school and school education. This allows understand-ing the general trends in development of all levels of Russian education. The article gives the brief description of the modern forms of activity for professional education institutions, based on project activity of students; it also justifies significance of the students' participation in the social project planning.

Keywords: project activity; social and cultural approach; professional development of personality; social development of personality; valuables.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. Радикальные изменения, произошедшие в нашем обществе в XXI веке, определили необходимость обозначения воспитательно-образовательных приоритетов и механизмов их реализации в работе со всеми категориями обучающихся. Социокультурный подход к развитию института образования предполагает осмысление системы ценностей, формирующихся в обществе под воздействием социально-экономических и политических процессов, соотносимость «новых» ценностей с непреходящими духовно-нравственными ценностями, выработанными человечеством, установление связи между

образованием и профессиональным развитием студента в специально организуемом пространстве его жизнедеятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Позиции социокультурного подхода были сформулированы в работах П. Сорокина [1], Р. Мертона [2], Л. Уайта [3], провозгласивших неразрывность триады «личность, общество и культура». Н.Н. Лапин конкретизирует социокультурный подход в качестве нескольких принципов, исходным из которых является «принцип человека активного»

Chelnokova Tatjana Aleksandrovna, Kadurova Khania Rasihovna PARTICIPATION IN PROJECT ACTIVITIES AS A FACTOR ..

pedagogical sciences

[4]. Обращение к трудам теоретиков социокультурного подхода помогает с иных позиций осмыслить активное внедрение проектной деятельности в систему образования, выделив ее возможности в профессиональном развитии студента.

«Общество», «культура», «человек» - три ключевых понятия, вокруг которых выстраивается методологическая основа современного профессионального образования, на базе которой выстраивается идеальная модель взаимодействия трех вышеобозначенных реальностей. Отражение заданной модели в практике деятельности организаций высшего образования - гарантия его качества. Среди показателей качества образования - социальное и профессиональное развитие личности студента, критерии для определения их результативности даны в образовательных стандартах всех уровней и направлений профессионального образования. Обращение к исследованиям и публикациям по проблемам социального и профессионального развития личности позволяет выделить сущность этих процессов сформулировать актуальные задачи собственного исследования, направленного на поиск эффективных средств и методов педагогического взаимодействия в достижении требований образовательных стандартов.

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение проблемы социального и профессионального развития личности студентов через вовлечение их в проектную деятельность соответствует современному этапу развития общества. По утверждению А.М. и Д.А. Новиковых, проектно-технологический тип организационной культуры общества установился в середине прошлого столетия [5]. Сегодня проектная деятельность приобретает особую масштабность. Проектирование охватывает широкую сферу общественных отношений, проектная культура выступает составной частью профессиональной культуры современного специалиста. Понятие «проектная культура» становится универсальной категорией, проектирование принимается в качестве универсального вида деятельности, который типичен для культуры современного общества [6]. Отражением осознанного понимания проектной культуры как совокупной части общей культуры современного человека являются требования к содержанию общего и профессионального образования. Принцип непрерывности развития проектной культуры обучающихся - свидетельство культуросообразности современного российского образования, и будущие абитуриенты к моменту их поступления в высшую школу освоят основные элементы проектной деятельности. Однако сегодня развитие начальных проектных умений у студентов остается за организациями профессионального образования. Актуальной темой исследования выступает содержательно-методическая основа процесса формирования проектных умений у студентов в профессиональном и социальном развитии личности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. В широком смысле слова социальное развитие человека - это процесс непрерывного усвоения им традиций культуры и общества, овладение системой ценностей. Профессиональное развитие личности - одно из направлений его социализации. Согласно периодизации процесса профессионального развития личности Е.А. Климова, период освоения программ профессионального образования - «заспинная» подготовка, студент, осваивающий будущую профессию, выступает в роли адепта [7]. Наличие в образовательной организации целостной системы условий, стимулирующих профессиональное становление личности - гарантия качества прохождения адептом данной стадии профессионального развития. Формирование элементов системы профессионального развития личности еще в период оптации (по Е.А. Климову - период выбора профессии) играет позитивную роль в профессиональном становлении студента в

процессе получения им профессионального образования. Так с 2012 года на базе Зеленодольского филиала КНИТУ - КАИ действует профильный машиностроительный класс «Инженеры будущего», выпускники которого более успешно проходят следующие стадии профессионального развития.

Целеориентация воспитательно-образовательного процесса на осознание личностью профессиональных требований, этических норм и моральных ценностей, по мнению Р. Финчман, выступает важной составляющей овладения профессией [8]. Это определяет необходимость выбора средств, способных оптимизировать педагогическое взаимодействие в подготовке профессионально компетентных, социально активных, нравственно зрелых специалистов всех профессий. Оптимизация педагогического взаимодействия с опорой на идеи социокультурного подхода - одна из недостаточно исследованных тем педагогики. Новые обоснования необходимы для толкования с его позиций значения проектной деятельности для социального и профессионального развития личности.

Первые навыки проектирования современный ребенок должен освоить в период дошкольного детства. Организация дошкольного и школьного образования строится согласно новым образовательным стандартам, которые предусматривают вовлечение обучающихся в проектную деятельность. (Описание проектной деятельности учащихся начальной школы представлено в нашей публикации [9]). Ее решение предполагает анализ мировой педагогической практики. С позиции социокультурного подхода можно оценить взаимосвязь между социальными процессами и обращением учреждений образования к использованию проектной деятельности в обучении. Эта взаимосвязь особо прослеживается в отдельные периоды прошлого:

- Вторая половина XIX века - период формирования в Западных странах и США политических партий, развития общественного движения, индустриализации, товарно-денежных отношений. Социально востребованной становится личность деятельная, активная. Реакцией на потребности общества к деятельности института образования стал метод проектов, его идейным отцом считается американский философ, педагог и психолог, автор идеи «обучение через делание» Дж. Дьюи [10]. Как пишет М.М. Морозова, суть педагогического нововведения, предложенного Дж. Дьюи, - «строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании» [11].

- Революционные события 1917 года в России породили глобальные перемены в системе общественных отношений, коснулись всех социальных институтов. Возможно, именно необходимость активно-деятель-ностного участия детей и молодежи в строительстве новой жизни способствовала внедрению метода проектов в практику отечественного образования. По мнению отечественных теоретиков метода проектов Б.В. Игнатьева, М.В. Крупенина, В.М. Шульгина, проектная деятельность вела к преобразованию «школы учебы в школу жизни» [12, 13]. Тематика выполняемых проектов касалась самых насущных проблем советского общества (например, борьбы с неграмотностью).

- Новая волна кардинальных по содержанию перемен в истории нашей страны имела место в 90-ые годы прошлого столетия. Перестали существовать детские организации, комсомол, участие в которых способствовало вовлечению всех категорий обучающихся в активную социальную жизнь. В этих условиях в школах и вузах вновь вспомнили о методе проектов, возвращая его в практику отечественного образования. К целевым ориентирам метода того периода, можно отнести развитие социально-коммуникативных умений обучающихся, формирование у них навыков совместной деятельности при решении образовательных задач.

педагогические науки

Челнокова Татьяна Александровна, Кадырова Хания Расыховна УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ...

Социально-экономические и политические процессы современности, изменение роли знаний в обществе XXI века положили начало новому этапу развития проектной деятельности в содержании общего и профессионального образования. Участие студентов и молодежи в создании и реализации социальных и бизнес-проектов выступает частью государственной политики в области образования. Стимулировать проектную активность призваны молодежные форумы и конкурсы. Перед организациями профессионального образования поставлена задача - формирование у студентов проектных умений, вовлечение их в проектную деятельность. Средствами формирования проектных умений, проектного мышления студентов выступают учебные предметы, в преподавании их используются интерактивные технологии обучения, к которым относится и метод проектов; научные кружки, создаваемые на кафедрах; специально организованные внеаудиторные мероприятия (школа проектирования, неделя проектных действий стали частью воспитательно-образовательного процесса КИУ им.В.Г. Тимирясова). В технических вузах страны практикуется система включения студентов в работу над проектами с учетом профиля образования в рамках учебного процесса. В Зеленодольском филиале КНИТУ-КАИ совместно с АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» реализуется проект «Новые кадры ОПК», в рамках которого студенты вуза оказываются вовлеченными в техническое проектирование, связанное с производством кораблей (судовым машиностроении).

Универсальность проектирования заключается в том, что, несмотря на специфику и разнообразие его объектов, процесс проектирования образуют обобщенные проектные действия (выбор объекта, формулировка цели и задач проектирования и т.д.). Поэтому в содержание обучения студентов проектной деятельности могут быть включены теоретические воззрения Г.Б. Корнетова [14], И.Г. Шендрик [15], Н.О. Яковлевой [16] и др. [17; 18; 19] исследователей, представляющих педагогическую науку. В овладении студентами знаниями о проектировании как составной части профессиональных компетенций актуально обращение к научно-методическим источникам, где поднимаются вопросы проектирования в конкретных сферах профессиональной деятельности (например, к работе Т.И. Алиева «Основы проектирования систем», предназначенной обучающимся по магистерским программам направления «09.01.04 - Информатика и вычислительная техника» [20]).

Социокультурный подход опирается на аксиологические учения и определяет необходимость актуализации современных ценностей в обучении и воспитании. По мнению Л.Д. Стариковой, «особенность воспитательного процесса в вузе - в слиянии внешнего, педагогически организованного воспитательного процесса с процессом развития тех положительных новообразований, которые заложены в предшествующий период» [21, с.18]. Наличие общих ориентиров в деятельности образовательных организаций может стать залогом успешности решения задач, связанных с воспитанием социально активной, духовно зрелой личности.

Формирование у студентов нравственных норм и ценностей, общекультурных качеств заложено в требования к деятельности организаций профессионального образования. Построение данного процесса осуществляется с учетом особенности современного этапа развития общества, требований культуры.

Среди социально-значимых ценностей современности - ценность инициативности, деятельностной активности человека. Деятельностный подход заложен в основу требований образовательных стандартов всех уровней образования. Освоение образовательной программы дошкольниками предполагает овладение ребенком девятью видами деятельности (познавательной, игровой, деятельности по физическому развитию, социально коммуникативной и т.д.). К результатам освоения

программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования относится овладение обучающимся универсальными учебными действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными). Общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции составляют требования к освоению студентами программы высшего образования. Можно утверждать, что заложенный в основу деятельности образовательных организаций принцип воспитания человека активного представляет одну из стратегических линий развития образования в нашей стране. А системное, проходящее через все ступени образования, участие в проектной деятельностью - залог воспитания социально активной, деятельностной личности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Аналитическое осмысление педагогом теоретической основы проектирования и выработка механизмов ее трансляции в сознание обучающихся - важнейшие условия эффективности деятельности в формировании у студентов проектного мышления и проектных умений. Системность педагогических действий по обучению и вовлечению в проектирование студентов выступает условием их профессионального развития в процессе освоения программ профессионального образования. А.А. Бодалев считает, что целевыми ориентирами развития выступают не только связанные с конкретной деятельностью специальные способности человека, но и общие способности и общечеловеческие ценности, которые должны превратиться «в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности» [22, с.15]. Таким образом, прослеживается связь между профессиональным и социальным развитием студента, а включение его в проектную деятельность - это действенное средство гармоничности развития личности. Проектная деятельность, организация которой заложена в требования образовательных стандартов всех уровней и направлений образования, становится фактором развития социальной активности личности.

Социальная активность студента - свидетельство эффективной социализации человека XXI века. К формам социальной активности личности как субъекта общественных отношений относятся общественно- политическая активность; производственно-трудовая; социальная активность, направленная на изменение негативных реальностей окружающего мира. Порождением личностной активности студента выступают осознанные ценности и смыслы. Социальное проектирование имеет огромный потенциал в их формировании. По мнению В.А. Лукова и Я.В. Миневича, его технология может быть использована в качестве технологии социализации [23]. Участие студента в создании и реализации социальных проектов помогает ему глубже постигнуть социальную действительность, ценности общественной жизни и культуры. Участие в социальном проектировании открывает для него мир, который находится за стенами учебного заведения. Совместная деятельность при разработке, продвижении и реализации проекта способствует формированию социально и профессионально значимых компетенций современного человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1992. № 2-4. С.118-124.

3. Уайт Л.А. Концепция эволюции в культурной антропологии. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 53- 65.

4. Лапин, Н.И. Социокультурный подход и соци-етально-функциональные структуры/ Н.И. Лапин.М. //

Chelnokova Tatjana Aleksandrovna, Kadurova Khania Rasihovna PARTICIPATION IN PROJECT ACTIVITIES AS A FACTOR ..

pedagogical sciences

Социологические исследования. 2000, №7. С.3 -11.

5. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ. 2007. 668 с.

6. Пойдина, Т.В. Проектная культура: современные подходы к осмыслению феномена.//Мир науки, культуры, образования. 2012, № 5 (36). С.10 -12.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. М.: Академия, 2005. 302 с.

8. Fichman, R., Rhodes, P. The individual,work, and organization:Bihavioural studies for business and management.-Oxford;N.Y.: Oxford University Press, 1994.

9. Челнокова, Т.А. Проект. Детская книга «Мудрость народная здоровье хранить учит»/ Т.А. Челнокова. // Начальная школа. 2010. №12. С.62-67.

10. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. М. : Работник просвещения, 1921. 48 с.

11. Морозова М. М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики /М.М. Морозова.// Интеграция образования. 2007. № 3- 4. С. 36 - 40.

12. Крупенина, М. В. На путях к методу проектов / М. В. Крупенина ; под ред. Б. В. Игнатьева, М. В. Крупениной. М ; Л. : Гос. изд-во, 1930. - 224 с.

13. На путях к методу проектов. Вып. 2. Работа городской школы 1 ступени / под ред. Б. В. Есипова, Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина. М. : Работник просвещения. 1930. - 276 с.

14. Корнетов, Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование/ Г.Б. Корнетов.//Школьные технологии. 2006. №3. С.23 -35.

15. Шендрик, И.Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании/ И.Г. Шендрик.//Образование и наука.- 2000.- №2.- С.21 -28.

16. Яковлева, Н.О. Проектирование как феномен / Н.О. Яковлева. //Педагогика. 2002. №6. С.8 -14.

17. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.

18. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

19. Сысоева Ю.Ю. Проектная методика в контексте компетентностного подхода при обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 69-71.

20. Алиев Т.И. Основы проектирования систем. СПб: Университет ИТМО, 2015. 120 с.

21. Старикова, Л.Д. Аксиологический потенциал воспитания студентов в современных условиях/ Л.Д. Старикова.// Образование и наука. 2010. №4. С.11-20.

22. Бодалев, А.А. Вершина развития человека: характеристика и условия достижения / А.А. Бодалев. М., 1998. 166 с.

23. Луков В.А., Миневич Я.В. Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. - М.: Изд-во Москов.гум.унив-та, 2006. 56 с.

Статья поступила в редакцию 02.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.