4. Лихачева О.Н., Рубан Д.А., Комерзан А.Н., Черкесов Т.А. Самостоятельная работа студентов технических вузов как один из факторов успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенцией. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар, 2017; № 133: 1209 - 1219.
5. Лихачева О.Н., Меретукова С.К. Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного процесса на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар, 2017, № 131: 1279 - 1288.
References
1. Lihacheva O.N. O kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii International Scientific Research 2017. Moskva, Olimp, 2017: 419 - 420.
2. Lihacheva O.N. K voprosu ob ustranenii slozhnostej obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Vnedrenie rezul'tatov innovacionnyh razrabotok: problemy iperspektivy: sbornik statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak, AMI, 2018: 69 - 71.
3. Lihacheva O.N., Bogatyreva Zh.V., Ivashkin I.I. Proektnaya metodika kak 'element optimizacionnoj sostavlyayuschej na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017; № 131: 1627 - 1637.
4. Lihacheva O.N., Ruban D.A., Komerzan A.N., Cherkesov T.A. Samostoyatel'naya rabota studentov tehnicheskih vuzov kak odin iz faktorov uspeshnogo ovladeniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetenciej. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017; № 133: 1209 - 1219.
5. Lihacheva O.N., Meretukova S.K. Nekotorye rekomendacii po sovershenstvovaniyu uchebnogo processa na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar, 2017, № 131: 1279 - 1288.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 378
Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology
and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Ataeva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), teaching assistant, Department of Professional Pedagogy, Technology and Methods
of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Aliyeva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Professional Pedagogy, Technology and Methods of Training, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE PROJECT CULTURE OF THE FUTURE TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The contents of the project culture is considered in this work as an important component of a teacher's readiness to carry out innovative activities. The conclusion is made that pedagogical projecting allows preserving the basic values of education and at the same time taking into account changes in the socio-cultural situation. The project culture of the subjects of the educational process becomes a basis of innovative transformations that ensures the improvement of the quality of education, the activation of self-knowledge, the comprehension of ways and possibilities for one's own self-realization, self-change of personality.
Key words: teacher, project, project culture, pedagogical design, pedagogical technology.
П.К. Магомедова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Э.А. Атаева, канд. пед. наук, ассистент каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected] Р.Р. Алиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. профессиональной педагогики, технологии и методики обучения, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В статье рассматривается содержание проектной культуры, как важная составляющая готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности. Сделан вывод о том, что педагогическое проектирование позволяет сохранить базовые ценности образования и в то же время учесть изменения социокультурной ситуации. Проектная культура субъектов образовательного процесса становится основой инновационных преобразований, обеспечивающих повышение качества образования, активизацию самопознания, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, самоизменения личности.
Ключевые слова: педагог, проект, проектная культура, педагогическое проектирование, педагогическая технология.
Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку она, по сути, прогрессивна, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна, отвечает потребности формирования нового качества человека XXI века и способствует становлению социальной зрелости обучающихся. Проектная культура, являясь важной составляющей готовности педагога к осуществлению инновационной деятельности, имеет ярко выраженный творческий характер и обусловливает способность педагога к педагогической проблематизации, целепо-лаганию, проектированию инновационной системы принципов, содержания, форм, методов осуществления образовательного процесса с последующим рефлексивным анализом и коррекцией результатов внедрения педагогических инноваций.
Проектная культура - это сравнительно новая, но очень значимая составная часть профессиональной культуры современного учителя. Она представляет совокупность проектных способов инновационного преобразования педагогической действительности на основе прогнозирования, планирования, конструирования, исполнения (в определенные сроки) и оценки достижения запланированного [1].
Проектная культура по своей структуре является системно-функциональной, по взаимосвязи компонентов - технологической, а по признакам обеспечения эффекта деятельности - системно-синергетической. В соответствии с этим мы считаем, что проектная культура может быть определена как интегративное качество личности, в котором как целостность
представлены мотивационно-целевой, интеллектуальный, деятельность^ и эмоционально-оценочный компоненты. Это определенная, достаточно квалифицированная степень соответствия деятельности педагога нормам культуры, включающим педагогические нормы и ценности, научно-когнитивные нормы деятельности, предметно-научные нормы и ценности, систему социально-ценностных ориентиров. Учитывая, что «сознательная деятельность - это такая форма взаимодействия человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель», следует считать, что проектная культура охватывает не только процессы создания социокультурных ценностей, но и состояния личности, и продуктивные процессы усвоения этих ценностей. Личность, овладевшая проектной культурой - это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. В основании таких способностей лежат следующие признаки: ценностно-смысловое самоопределение личности; овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры; гармонизация личности; уровень образованности личности и её индивидуально-типологические особенности.
Проектная культура педагога основывается на проектной компетентности, включающей в себя знания и умения по основам проектировании, сформированности творческих качеств и способностей личности, её умении конструировать собственные инновационные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях, творческой активности в преобразовательной деятельности, направленной на оптимизацию и эстетическую организацию среды жизнедеятельности.
К условиям овладения личностью проектной культурой относятся: мотивация личности на овладение проектной культурой и разработанный комплекс педагогических мероприятий по овладению методологией проектирования; содержание образования, зафиксированное в образовательных программах; инновационная направленность педагогической деятельности. То есть степень включенности педагога в процесс создания, освоения и использования педагогических нововведений; организация процесса проектирования, как системообразующей деятельности, отражающей специфику моделирования образовательной среды учебного учреждения рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности; наличие у каждого из субъектов образовательного процесса опыта творческой деятельности; освоение проектной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем «информационным дисбалансом образования». Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых; проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности [2]. Создавая условия для формирования у студентов, как будущих специалистов, проектной культуры, преследуются следующие цели; внесение таких изменений в личность субъектов образовательною процесса, которые позволили бы студенту как личности проявить признаки, свидетельствующие об овладении им проектной культурой; создание мотивационных, организационно-педагогических и иных условий, способствующих овладению проектной культу-
Библиографический список
рой; изменение характера, типа, стиля отношений в системах «педагог-обучаемый», «обучаемый - педагог»; разнообразие видов деятельности и способов освоения действительности субъектами образовательного процесса; изменение образовательной среды и облика факультета; расширение и углубление жизненного опыта студентов и профессионального мастерства педагогов; социализация студентов, повышение их творческого потенциала, создание ситуации успеха, формирование устойчивой познавательной потребности.
Формирование проектной культуры будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки невозможно без ознакомления обучающихся с сутью проектной деятельности, без включения их в различные формы учебных проектов, без развития проектно-педагогического мышления, готовности к осуществлению проектной деятельности [3].
Осуществленный теоретический анализ научных фактов, их обобщение и систематизация, а также обращение к передовому педагогическому опыту позволяют нам выделить существенные характеристики формирования проектной культуры будущего педагога, которые мы считаем тенденциями: обусловленность формирования проектной культуры педагога востребованностью общества и школой; Обусловленность эффективности формирования проектной культуры педагога высоким уровнем рефлексивного управления этим процессом; зависимость формирования проектной культуры от степени развития профессиональной свободы личности, её творческой самореализации в педагогической деятельности, в выборе её стратегии и тактики. Проектная культура является не только результатом педагогической свободы личности, но и её предпосылкой, необходимой основой развития способности личности ставить цели деятельности в соответствии со своими намерениями. В человекозна-нии свобода понимается как один из главных атрибутов существования личности, имманентная характеристика человеческой деятельности. При определении категории свободы в контексте проектной культуры важно иметь в виду ряд концептуальных положений. Свобода в педагогической деятельности - это избирательная творческая активность личности, отличающаяся от той активности, которая осуществляется при отсутствии выбора, по принуждению, приказу и распоряжению. Являясь высшей формой развития направленности личности, свобода делает человека ответственным за принятый выбор как перед самим собой, так и перед обществом.
Таким образом, возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что качественно изменяется поле профессиональной деятельности педагога. Наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т. д.) в условиях модернизации образования актуализируется такая принципиально новая профессиональная функция, как проектировочная (прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды). Педагогическое проектирование позволяет сохранить базовые ценности образования и в то же время учесть изменения социокультурной ситуации. В результате проектной деятельности рождается проект. Он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная культура субъектов образовательного процесса становится основой инновационных преобразований, обеспечивающих повышение качества образования, активизацию самопознания, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, самоизменения личности.
1. Алипханова Ф.Н. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях компетентностного подхода. Научные исследoвания и oбразoвание. 2016; 4 (24): 52 - 56.
2. Ахметова М.Н. Проектная культура будущего учителя. Москва, 2007.
3. Исаева М.А. Сущность и содержание проектной деятельности педагога в системе педагогического образования. Мир науки культуры и образования. 2018; 1 (68): 50 - 52.
References
1. Aliphanova F.N. Professional'naya podgotovka bakalavrav v ustoviyah kompetentnostnogo podhoda. Nauchnye issledovaniya iobrazovanie. 2016; 4 (24): 52 - 56.
2. Ahmetova M.N. Proektnaya kul'tura buduschego uchitelya. Moskva, 2007.
3. Isaeva M.A. Susch^st' i soderzhanie pmek^j deyatel^sti pedagoga v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki kul'tury i obrazovaniya. 2018; 1 (68): 50 - 52.
Статья поступила в редакцию 31.05.18
УДК 371.113
Mamchur Yu.Yu., Altai Regional Institute of Additional Training Professional Skill of Workers of Education (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF SCHOOL DEVELOPMENT IN DIFFICULT SOCIAL CONDITIONS AND WITH LOW EDUCATIONAL RESULTS: FROM THEORY TO PRACTICE. The article discusses social factors affecting the effectiveness of educational institutions. The author considers the grounds for projecting, implementation of a model of quality management of education in schools operating in difficult social conditions and showing low educational results. Much attention is paid to the analysis of education management, approaches in determining the key tasks of education management. The main contents of the study leaves the analysis and synthesis of information from open sources, including monographs of Russian and foreign researchers on the support of schools in different social conditions, analysis of statistical data and legal documents. The author proposes technological approaches to create a model of improving the quality of education in schools with low educational results and schools operating in difficult social conditions - "effective school management" as a strategy and management style that promotes the transfer of these schools in an effective mode.
Key words: education, management, model, development, differentiation, improvement of quality of education.
Ю.Ю. Мамчур, КГБУ ДПО Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования,
г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ В СЛОЖНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ И С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
В данной статье рассматриваются социальные факторы, влияющие на эффективность общеобразовательных учреждений. Автором рассмотрены основания для проектирования, реализации модели управления качеством образования в школах, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты. Значительное внимание уделяется анализу управления образованием, подходам в определении ключевых задач управления образованием. Основное содержание исследования оставляет анализ и синтез информации из открытых источников, включая монографии отечественных и зарубежных исследователей по вопросу поддержки школ в различных социальных условиях, анализ статистических данных и нормативно-правовых документов. Автором предложены технологические подходы по созданию модели повышения качества образования школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в сложных социальных условиях - «эффективного школьного управления» как стратегии и управленческого стиля, способствующего переводу этих школ в эффективный режим работы.
Ключевые слова: обучение, управление, модель, развитие, дифференциация, повышение качества образования.
Повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной организации являются приоритетными в настоящее время. Анализируя «основополагающие государственные документы», касающихся школы1: «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»2, «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»3, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы»4, приходим к выводу о том, что основной идеологией школы в современном образовании является идея развития.
Формирование теоретико-методологических основ исследования управления развитием школы целесообразно начать с анализа социологических представлений об образовательной организации как базовой форме реализации современных институтов общества, в том числе в контексте «теорий социального неравенства» и стратификации: О. Конт, Э. Гидденс, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин; представители позднего времени - У. Мур, Э. Дюркгейм, Б. Барбер.
Основной тенденцией «развития российского общества» является усиление социальной дифференциации, появление новых старт, все большее расслоение общества по уровню доходов, власти, качеству жизни. В этом направлении представляет для нас интерес позиция профессора Бинефельдского университета Н. Лумана, который отмечает, что «в России на смену обществу с жесткой стратификацией и иерархией приходит общество «предельной изменчивости», социально дифференцированное, самоуправляющееся, общество равных возможностей» [Беленький, 2006].
Из числа российских социологов по вопросу анализа стратификационных систем, и их трансформация в постсоветской России работали Т.И. Заславская, В.В. Радаев, И.И. Шкаратан, по вопросу социальной структуры современного российского
общества отмечаются работы Н.Е. Тихоновой, В.Х. Беленького, М.Н. Руткевича и ряда других ученых [1].
Так, Т.И. Заславская рассматривает критерии «стратификации современного российского общества», выделяет экономический, политический, а также социокультурный потенциалы и социальный престиж [Заславская, 1997]. На основе исследовательских данных представлен анализ динамики социоструктурных пропорций российского общества, а также выделяет страты, как: «группы-доноры, растущие социальные группы». Нужно отметить, что в настоящее время результаты данных исследований активно используются в процессе организации деятельности современных институтов развития образования.
Функционирование современного общества невозможно без культурной дифференциации его слоев. Сегодня в России, отмечает Ю.В. Арутюнян, «усилилась социальная и культурная поляризация «верхов» и «низов» «Зона бедности», являющаяся главной причиной культурной депривации, с конца 80-х годов расширилась с 18% до 40-50%» [Арутюнян, 2002].
Исследователь Н.Е. Тихонова утверждает, «что проблемы бедных слоев населения заключены не только и не столько в уровне дохода, сколько в различиях образов жизни, характеризующихся «разными жизненными шансами в различных сферах жизни - потреблении, образовании, доступе к благам культуры или интересной работе и т.д.» [Тихонова, 200].
Многие исследователи, занимающиеся вопросами социально-экономического неравенства рассматривают в основном количественные показатели. О.И. Шкаратан раскрыл процессы формирования национальной властвующей элиты [Шкаратан, 2009].
В последнее время «цивилизация испытывает кризис в системе образования». Зарубежные страны ставят перед собой за-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761.
3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642.
4 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.