Научная статья на тему 'Социокультурное проектирование образовательного пространства профессиональной школы'

Социокультурное проектирование образовательного пространства профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIOLOGY OF EDUCATION / SOCIO-CULTURAL DESIGN / EDUCATIONAL SPACE / VOCATIONAL SCHOOL / PROJECT TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинов Расим Адегамович

В центре внимания данной статьи формирующая парадигма образовательного пространства профессиональной школы, которая определяется автором как «проективно-социальная». Подчеркивается, что стратегическая цель социокультурного проектирования образования сводится к формированию «личности проектирующей», обладающей социальным проектным мышлением, умеющей решать социальные проблемы в нестандартных ситуациях, способной к социокультурному измерению своих достижений. В статье поднимается вопрос о разработке проектных технологий формирования социальной культуры студентов как основы для постоянного совершенствования и применения знаний в изменяющихся условиях социальной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинов Расим Адегамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DESIGN OF EDUCATIONAL SPACE PROFESSIONAL SCHOOL

The focus of this article is the forming paradigm of the educational space of the vocational school, which is defined by the author as "projectively social". It is emphasized that the strategic goal of socio-cultural design of education is to form a "personality projecting", possessing social project thinking, able to solve social problems in non-standard situations, capable of socio-cultural measurement of its achievements. The article raises the issue of developing design technologies for the formation of students' social culture as the basis for the continuous improvement and application of knowledge in the changing conditions of social practice.

Текст научной работы на тему «Социокультурное проектирование образовательного пространства профессиональной школы»

УДК 316:378

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Р.А. Шамсутдинов

Аннотация. В центре внимания данной статьи - формирующая парадигма образовательного пространства профессиональной школы, которая определяется автором как «проективно -социальная». Подчеркивается, что стратегическая цель социокультурного проектирования образования сводится к формированию «личности проектирующей», обладающей социальным проектным мышлением, умеющей решать социальные проблемы в нестандартных ситуациях, способной к социокультурному измерению своих достижений. В статье поднимается вопрос о разработке проектных технологий формирования социальной культуры студентов как основы для постоянного совершенствования и применения знаний в изменяющихся условиях социальной практики.

Ключевые слова: социология образования, социокультурное проектирование, образовательное пространство, профессиональная школа, проектные технологии.

SOCIO-CULTURAL DESIGN OF EDUCATIONAL

SPACE PROFESSIONAL SCHOOL

R. Shamsutdinov

Abstract. The focus of this article is the forming paradigm of the educational space of the vocational school, which is defined by the author as "projectively social". It is emphasized that the strategic goal of socio-cultural design of education is to form a "personality projecting", possessing social project thinking, able to solve social problems in nonstandard situations, capable of socio-cultural measurement of its achievements. The article raises the issue of developing design technologies for the formation of students' social culture as the basis for the continuous improvement and application of knowledge in the changing conditions of social practice.

Keywords: sociology of education, socio-cultural design, educational space, vocational school, project technologies.

На современном этапе развития современного общества поставлена задача подготовки специалиста высокой квалификации, способного к социокультурной оценке результатов своей профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем социальной культуры. В качестве одного из основных условий, при которых задача подготовки такого специалиста может быть эффективно решена, выступает социокультурное проектирование

образовательного пространства

профессиональной школы.

Существуют многочисленные исследования по социологии образования [2,6]; особенно часто в них раскрывается специфика его предмета. Остановимся на следующих формулировках. А. Майер подчеркивает: «Социология образования имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных

закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил» [4, с.157]. В.Н. Турченко определяет значимость обеспечения социологии образования на основе его системной организации: «Социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы)

образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений [8, с.121]. На значимость интеграции системы образования и ее подсистем указывает А.Ф. Филиппов: «Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой» [9, с.56].

Проблемы социального проектирования образования обозначены в исследованиях Я.М. Нейматова, Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой, А.Н. Дахина и др.). В последнее время в свете глобализации образования появляются работы отечественных и зарубежных ученых, которые раскрывают проблемы проектирования единого международного образовательного пространства (Scott Р., Osterwarld Konrad, А.Н. Афанасьев, С. Смирнов и

др.).

Современные процессы, происходящие в образовательном пространстве

профессиональной школы, обусловили поиск инновационных подходов к подготовке специалиста, обладающего высоким уровнем

развития социокульурных ценностей. Позитивной оценки заслуживают результаты социального проектирования образовательного пространства, соотнесенные с их культурными характеристиками [10].

Социокультурное проектирование

образовательного пространства

профессиональной школы осуществляется на основе следующих постулатов:

— методической и технологической обеспеченности социокультурной адаптации студентов;

— системности проектирования;

— гармонизации проектирования;

— системогенетичности проектирования;

— синергетичности процесса проектирования и его результатов, в качестве которых выступает система управления образованием;

оптимальности проектной деятельности;

корректируемости проектной

деятельности;

— воспроизводимости и гарантированности итогов проектной деятельности.

Исходя из сущности проектно-целевого подхода как совокупности концептуальных идей, обеспечивающих социокультурное

проектирование педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически предполагающих «рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проекта инновационной деятельности на интегративной основе» (Г.В. Мухаметзянова [5, с.105]), проектирование для педагогики

профессионального образования становится специфическим содержанием и технологией формирования личности студента

профессиональной школы.

Теоретически можно выделить три возможных результата педагогического проектирования: педагогическая система (в качестве которой выступают образовательный процесс; деятельность педагога и обучающегося как в отдельности, так и в единстве; общество в целом как воспитательная система; личность и её развитие), система управления образованием, система программного и технометодического обеспечения. «Проектная среда, формируемая в рамках педагогической системы», приобретает свойства образовательной среды, как отмечает И.А. Колесникова [3, с.26].

Обучающую деятельность педагога, осуществляемую в рамках проектного обучения, можно определить как проектно-обучающую деятельность, которая является, в свою очередь, разновидностью педагогической деятельности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социокультурное проектирование

образовательного пространства следует рассматривать как цель и результат педагогического проектирования, как проектно-обучающую деятельность, как совокупность взаимосвязанных элементов, подчиненных целям образования и развития или как педагогическую систему.

Педагогическая система социокультурного проектирования образовательного пространства

- это такая система, в которой реализуются педагогические функции. Функции, по определению В.Г. Афанасьева, «это действия, направленные на достижение системных целей» [1, с.35]. Поскольку педагогическая деятельность

- это педагогическая система, в которой педагогом реализуются специфические педагогические функции, то объективное представление о ней будет лишь тогда, когда мы знаем не отдельные элементы (монофункциональное толкование), не любое множество (полифункциональное понимание), а систему таких функциональных элементов. При этом необходимо руководствоваться основными положениями системно-функционального подхода, в частности, циклично-фазовой закономерностью структуры педагогической деятельности [7, с.51].

Парадигма образовательного пространства профессиональной школы выступает как «проективно-социальная», обеспечивающая формирование социальной культуры студентов в контексте особенностей развития социума на современном этапе. Социокультурная составляющая основана на процессе гуманитаризации образовательной среды. Такая установка требует определения инновационных технологий, которые обеспечат социокультурное содержание образовательного процесса в профессиональной школе. В качестве таких технологий выступают проектные технологии, которые способствуют социокультурному проектированию образовательного пространства на основе планирования определенных результатов проектной деятельности, оказания педагогической поддержки. Проектные технологии в условиях социокультурного проектирования образовательного пространства профессиональной школы призваны научить студентов: понимать целостность, всеобщность, многогранность и взаимосвязь социума и человека; формировать культуру социального взаимодействия [11].

Исследовался уровень социальной адаптации студентов как критерия успешности социокультурного проектирования

образовательного пространства

профессиональной школы на основе

использования методики М.И. Рожкова, Интерпретация результатов проводилась в

предназначенной для выявления общего уровня соответствии с ключом оценки и обработки

социально-культурной адаптации, активности, данных исследования, занесенных в

автономности и приверженности студентов специальную таблицу (см. табл.1). социокультурным нормам жизнедеятельности.

Таблица 1. - Бланк ответов методики М.И. Рожкова для выявления общего уровня социально-культурной адаптации, активности, автономности и приверженности студентов социокультурным нормам жизнедеятельности (1-20 -номера вопросов методики)

1 5 9 13 17

2 6 10 14 18

3 7 11 15 19

4 8 12 16 20

Общую оценку социокультурной адаптации студенты получали при сложении всех данных первой строки специальной таблицы и делении полученной суммы на 5. Оценка автономности высчитывалась на основе таких же математических операций во второй строке. Оценка социально-культурной активности отражена в третьей строке. Оценка следования социокультурным нормам жизнедеятельности указывается в четвертой строке.

Если получаемая сумма была больше трех, то констатировалась высокая степень культурной

Таблица 2.- Результаты оценки студентов по мет

социализированности; если же она была больше двух, но меньше трех, то это свидетельствовало о средней степени развития социокультурных качеств. Если сумма оказывалась меньше двух баллов, то делался вывод, что студенты имеют низкий уровень социокультурной адаптации. Уровень замерялся по следующим шкалам: автономности, социально-культурной

активности, шкалы приверженности

социокультурным нормам жизнедеятельности, общей социокультурной адаптации (см. табл.2).

.И. Рожкова

Вид шкалы Коэффициенты шкал

Констатирующий этап Формирующий этап

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

группа группа группа группа

Шкала социокультурной 1, 9 1,8 2,0 3,2

адаптации

Шкала автономности 2,2 2,1 2,2 3,1

Шкала социально-культурной 2,0 1,9 2,1 3,9

активности

Шкала приверженности 1,9 1,8 2,3 3,1

социокультурным нормам

жизнедеятельности

Выявлена следующая положительная динамика формирования социокультурной адаптации студентов: полученные

коэффициенты контрольной группы по всем шкалам едва превысили низкий уровень социокультурной адаптации; по коэффициентам экспериментальной группы по всем шкалам констатировалась высокая степень культурной социализированности, т.е. сформированность социокультурной адаптации студентов в экспериментальной группе по результатам

исследования значительно более высокая по сравнению с контрольной.

Таким образом, в статье раскрыты следующие постулаты социокультурного проектирования образовательного пространства профессиональной школы: методическая и технологическая обеспеченность; системность; гармонизация проектирования педагогического взаимодействия; системогенетичность;

синергетичность; оптимальность;

корректируемость; воспроизводимость и

гарантированность итогов проектной эффективность реализации исследуемого

деятельности, в совокупности обеспечивающие феномена.

Литература:

1. Афанасьев В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1980. - 231 с.

2. Карцева Л.В. Социология культуры / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2007. - 232 с.

3.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

4. Майер А.А. Фасилитация в образовании и фасилитативная педагогика: учебно-методическое пособие / А.А. Майер, С.Я. Ромашина. - Самара: ООО «ИздательствоАсГард», 2014. - 86 с.

5. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности / Г.В. Мухаметзянова // Высшее образование в России. -2008. - № 8. - С. 104-111.

6. Смирнова Е.Э. Социология образования / Е.Э. Смирнова. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 192 с.

7. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике,

связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма / Н.М. Таланчук // Эвристический тезаурус. — Казань: ИССО РАО, 1993. - 108 с.

8. Турченко В.Н. Славянство и Россия в XXI веке: быть или не быть? / В.Н. Турченко. - Москва: Издательство «Русский дом», 2015. - 218 с.

9. Филиппов А.Ф. Социология пространства / А.Ф. Филиппов. - СПб.: Владимир Даль, 2008. - 285 с.

10. Шендрик А.И. Социология культуры / А.И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ, 2005.

11. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. Научно-методическое обеспечение реализации культурокомпетентностного подхода в гуманитарной подготовке студентов профессиональной школы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 2. - С. 132-137.

Сведения об авторе:

Шамсутдинов Расим Адегамович (г. Лениногорск, Россия), кандидат социологических наук, заведующий кафедрой естественно-научных и гуманитарных дисциплин, Лениногорский филиал ФГБОУ ВО Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, e-mail: kgtuleninogorsk@yandex.ru

Data about the author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R. Shamsutdinov (Leninogorsk, Russia), candidate of sociological Sciences, head of Department of natural-scientific and humanitarian disciplines, Leninogorsk branch of the Kazan national research technical University n.a. A.N. Tupolev - KAI, e-mail: kgtuleninogorsk@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.