Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вузовское образование / обучение студентов творческих специальностей / внеучебная деятельность / фестивальная деятельность / профессиональный имидж / university education / teaching creative specialties students / extracurricular activities / festival activities / professional image

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.В. Сулейманова, З.З. Сулейманова

В статье анализируются возможности фестивальной деятельности как средства формирования профессионального имиджа у студентов творческих специальностей. Для этого даётся трактовка дефиниции «профессиональный имидж». Проанализировав широкий круг специальной литературы и собственный педагогический опыт, авторы сформулировали определение, максимально учитывающее наиболее характерные особенности реализации учебной, а позднее ‒ профессиональной деятельности лицами, осваивающими соответствующие направления подготовки. В статье рассматриваются возможности внеучебной работы в процессе формирования данной характеристики. Изучается фестивальная деятельность как значимая часть внеаудиторной активности современного студента. Определяются её основные потенции в плане формирования профессионального имиджа. Демонстрируются возможные затруднения, могущие возникнуть по ходу реализации соответствующего процесса, а также намечаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.В. Сулейманова, З.З. Сулейманова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION IN FESTIVAL ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING A PROFESSIONAL IMAGE FOR STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES

The article analyzes possibilities of festival activities as a means of forming a professional image of students of creative specialties. The authors give the meaning of the term of professional image. Having analyzed a wide specialized literature range and their own pedagogical experience, the authors ensure that the formulated definition takes into account as much as possible the most characteristic features of the educational and later professional activities implementation by persons mastering the relevant training areas. Possibilities of extracurricular work in this characteristic forming process are considered. Festival activity is studied as an important part of extracurricular activity for the modern student. Its main potencies in terms of forming a professional image are determined. Possible difficulties that may arise during the implementation of the relevant process are demonstrated, and the most effective ways to overcome them, in the authors’ opinion, are outlined.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378

Suleymanova R.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: valiraya_9@mail.ru

Suleymanova Z.Z., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov; General Director, Museum-Reserve-Ethnographic complex "Dagestan Au" (Makhachkala, Russia), E-mail: suleimanova@mail.ru

PARTICIPATION IN FESTIVAL ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMING A PROFESSIONAL IMAGE FOR STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES. The

article analyzes possibilities of festival activities as a means of forming a professional image of students of creative specialties. The authors give the meaning of the term of professional image. Having analyzed a wide specialized literature range and their own pedagogical experience, the authors ensure that the formulated definition takes into account as much as possible the most characteristic features of the educational and later professional activities implementation by persons mastering the relevant training areas. Possibilities of extracurricular work in this characteristic forming process are considered. Festival activity is studied as an important part of extracurricular activity for the modern student. Its main potencies in terms of forming a professional image are determined. Possible difficulties that may arise during the implementation of the relevant process are demonstrated, and the most effective ways to overcome them, in the authors' opinion, are outlined. Key words: university education, teaching creative specialties students, extracurricular activities, festival activities, professional image

Р.В. Сулейманова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: valiraya_9@mail.ru

З.З. Сулейманова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», ген. директор ГБУ «Музей-заповедник-этнографический комплекс «Дагестанский аул»», г. Махачкала, E-mail: suleimanova@mail.ru

УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье анализируются возможности фестивальной деятельности как средства формирования профессионального имиджа у студентов творческих специальностей. Для этого даётся трактовка дефиниции «профессиональный имидж». Проанализировав широкий круг специальной литературы и собственный педагогический опыт, авторы сформулировали определение, максимально учитывающее наиболее характерные особенности реализации учебной, а позднее - профессиональной деятельности лицами, осваивающими соответствующие направления подготовки. В статье рассматриваются возможности внеучебной работы в процессе формирования данной характеристики. Изучается фестивальная деятельность как значимая часть внеаудиторной активности современного студента. Определяются её основные потенции в плане формирования профессионального имиджа. Демонстрируются возможные затруднения, могущие возникнуть по ходу реализации соответствующего процесса, а также намечаются наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути их преодоления.

Ключевые слова: вузовское образование, обучение студентов творческих специальностей, внеучебная деятельность, фестивальная деятельность, профессиональный имидж

Актуальность темы, поднимаемой на страницах настоящего исследования, может быть обоснована, если мы обратим внимание на особенности современной стадии развития человеческой цивилизации. В течение нескольких последних десятилетий осуществляется её переход на постиндустриальную ступень (О.А. Гинатулина, О.М. Дементьева, О.В. Мартиросьян, В.Б. Помелов). Для общества на данном этапе исторического пути характерны следующие черты:

- эскалация темпов научно-технического прогресса;

- стремительное приращение знаний в различных областях;

- фактическая безграничность информационных потоков;

- рост социальной мобильности населения;

- непредсказуемый характер процессов, происходящих во всех сферах жизни (Е.А. Антюхова, Д. Белл, Д.Г. Доброродний, В.Л. Иноземцев, П.И. Касаткин, Т. Хагуров).

Всё это способствует изменению условий реализации трудовой деятельности выпускников вузов, в том числе освоивших творческие специальности [1, с. 67]. Соответственно, и система их подготовки должна претерпеть определённые трансформации [2-15].

В пространстве современных образовательных организаций по-прежнему сохраняется значимость тех педагогических технологий, что ориентированы на развитие традиционных, предметных компетенций будущих профессионалов [3, с. 254]. Однако всё более важную роль играют те методологические подходы и формы деятельности участников учебно-воспитательного процесса, при помощи которых можно добиться формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, носящих универсальный, надпредметный характер [4, с. 39]. Одной из значимых характеристик, на складывание которых в текущих условиях должен быть направлен образовательный процесс, является профессиональный имидж (Е.В. Андриенко, И.И. Мифтахов, А.Р Насыбуллин, В.П. Панасюк, Т.В. Сафонова).

Современное состояние разработки соответствующей проблематики позволяет с определённой долей уверенности говорить о том, что его развитие возможно, в том числе, с использованием средств внеучебной деятельности (П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева, И.И. Мифтахов, А.Р. Насыбуллин, Т.В. Сафонова, И.Ф. Симонова). В частности, определённый потенциал в этом плане присущ фестивальной деятельности [5, с. 178].

Некоторые вопросы, связанные с его раскрытием, будут рассмотрены в нашей статье.

Таким образом, её цель - изучение возможностей, присущих участию студентов творческих специальностей в фестивальной деятельности, как эффективному средству формирования их профессионального имиджа.

Задачи, которые авторы ставят перед собой для достижения этой цели, формулируются следующим образом:

- дать дефиниции «профессиональный имидж» трактовку, учитывающую наиболее характерные особенности реализации учебной, а позднее - профессиональной деятельности лицами, осваивающими творческие направления подготовки;

- рассмотреть возможности внеучебной работы в процессе формирования данной характеристики;

- изучить фестивальную деятельность как значимую часть внеаудиторной активности современного студента;

- определить её основные потенции в плане формирования у обучающегося профессионального имиджа;

- продемонстрировать возможные затруднения, могущие возникнуть по ходу реализации соответствующего процесса;

- наметить наиболее эффективные, на взгляд авторов, пути их преодоления.

Методы исследования, применявшиеся нами по ходу решения этих задач, включают рефлексию собственного педагогического опыта и изучение литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в определении основных потенций фестивальной деятельности, присущих ей в плане формирования профессионального имиджа у современных студентов творческих специальностей.

Теоретическая значимость состоит в определении препятствий, могущих возникнуть во время подобного использования средств этой деятельности.

Практическая значимость видится в том, что на страницах настоящего исследования были предложены возможные пути преодоления таковых.

На сегодняшний день различные аспекты проблемы профессионального имиджа студента и выпускника современного российского вуза активно изучаются разными авторами (О.М. Жукова, О.А. Жеребненко, А.П. Панфилова,

B.М. Шепель). При этом анализ существующих на сегодняшний день работ позволяет сформулировать сущностную характеристику этого феномена (Т.А. Бусыгина, Е.А. Гасаненко, А.О. Еронин, И.К. Черемушникова, Л.В. Шинкарева,

C.В. Яндарова).

Его можно трактовать как сложную интегративную характеристику личности обучающегося. Она отражает степень выраженности профессиональных и личностных качеств студента, осваивающего интересующее нас направление подготовки, а также особенности реализации им поведенческих моделей, когнитивной и коммуникативной активности. При этом профессиональный имидж транслируется во внешнее окружение посредством определённых сигналов (А.М. Антипова, УС. Некрасова, Л.М. Семенова). Достаточная степень его развития подразумевает наличие у обучающегося сформированного представления о себе как будущем профессионале в выбранной области, готовом к реализации соответствующих обязанностей [6, с. 128].

Деятельность, направленная на формирование у студентов интересующей нас характеристики, может быть с успехом реализована по ходу внеучебной работы [7, с. 300]. В данном случае она будет связана с привлечением учащихся к проявлению различных форм активности (табл. 1).

Таблица 1

Формы внеучебной работы студентов творческих специальностей, способствующие развитию у них профессионального имиджа

Процесс реализации форм внеаудиторной работы, приведённых в табл. 1, может быть направлен на создание организационно-педагогических условий, необходимых для достижения каждым учащимся успешности в профессиональном, личностном и социальном планах [7, с. 300-301]. Отсюда следует, что правильное использование средств внеучебной деятельности позволяет каждому студенту сформировать не только профессиональный, но и личностный имидж, позитивно оцениваемый окружающими.

Сказанное в полной мере относится к такому направлению досуговой активности, как фестивальная деятельность [5, с. 179]. Участие студентов, осваивающих творческие специальности в фестивалях и конкурсах, имеет большое значение в структуре их внеучебной работы (З.Т. Гасанов, П.В. Николаева, Н.В. Новиков, М.А. Олейник, Б.Н. Путилов, ГЮ. Тихомирова, ГВ. Якушина). Реализация учащимися этого направления позволяет закрепить результаты формирования у них как теоретической, так и практической составляющих компетент-ностного портрета [8, с. 132].

Действительно, технические приёмы и примеры их применения из опыта, в том числе, выдающихся деятелей культуры и искусства, а равно - педагогов и старших товарищей помогают будущим представителям творческих профессий расти в личном и профессиональном планах [9, с. 72]. Кроме того, подробное изучение и рассматривание представленных на таких мероприятиях результатов творческой деятельности с большой вероятностью окажет благоприятное влияние на реализацию студентами учебной, а в дальнейшем - профессиональной деятельности [10, с. 47]. Участие в организованной активности такого плана, по сути, представляет собой один из весьма действенных путей формирования у обучающихся мотивации учения (Н.И. Еналеева, Е.А. Мартынова, И.А. Неясова, Л.А. Серикова, Т.И. Шукшина).

Столь важная роль фестивалей и конкурсов в структуре внеаудиторной работы лиц, осваивающих творческие специальности, заставляет задуматься об их влиянии на процесс развития профессионального имиджа. Это, последнее, будет рассмотрено ниже.

Основным фактором положительного действия фестивальной деятельности на ход и результаты процесса формирования указанной характеристики является повышение мотивации обучающихся [11, с. 90]. Активное участие и завоевание мест в различных номинациях может стать целью, рождающей мотивацию [2, с. 47]. Вследствие этого у обучающихся появляется стимул к дальнейшему совершенствованию системы собственных профессиональных и личностных качеств, поведенческих моделей, форм проявления когнитивной и коммуникативной активности, т. е. компонентов интересующей нас характеристики [12, с. 477]. Для достижения максимального эффекта в данной области номинации конкурса должны быть достаточно разноплановыми и вместе с тем понятными для студенческой аудитории [6, с. 130].

Например, участвуя на одном из важнейших ежегодных конкурсов Textile Design Talents, студенты могут проявить себя в следующих номинациях:

- создание рисунка, использующегося в интерьере;

Библиографический список

- дизайн поверхности;

- создание паттернов для одежды и ткани;

- текстильный дизайн;

- метавселенная;

- хобби-цветы [13].

Реализуемые при этом конкурсные темы представляют собой так называемые «доски настроения» - подборки иллюстраций, фотографий, паттернов, слоганов, предназначенных для будущего дизайн-проекта. Работы участников конкурса оцениваются жюри, куда входят ведущие специалисты российского и международного дизайна [13]. Для победителей предусматриваются ценные призы и стажировки в крупных компаниях.

Таким образом, у студентов, участвующих в данном мероприятии, формируется представление о себе как будущих профессионалах в соответствующей сфере, в той или иной степени готовых к реализации профессиональной деятельности [9, с. 79]. Последнее, как мы уже убедились, является важным показателем развития профессионального имиджа. Кроме того, благодаря участию в этом ежегодном событии учащиеся получают опыт, связанный с его трансляцией во внешнее окружение [10, с. 49].

Педагогическому работнику, занимающемуся вопросами планирования и организации рассматриваемой деятельности, необходимо учитывать возможность возникновения некоторых затруднений [12, с. 483]. Риск их возникновения наиболее велик в ходе привлечения к фестивальной и конкурсной деятельности обучающихся, не имеющих соответствующего опыта (Н.М. Борытко, Н.В. Бужин-ская, Е.С. Васева, И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова). В подобных условиях студенты, в особенности те из них, что обучаются на младших курсах, могут демонстрировать следующие негативные проявления:

- дефицит знаний, умений и навыков, необходимых для активного участия в данной форме внеурочной деятельности (Б. Илькевич, И.В. Русакова, И.В. Сивова);

- сложности адаптации к тем условиям, в которых осуществляются фестивали и конкурсы [11, с. 97];

- недостаточный уровень развития системы компетенций, позволяющих искать, критически оценивать и осуществлять иные действия с информацией, необходимой для подготовки к ним;

- проблемы с управлением доступными ресурсами, прежде всего, временными;

- затруднения при осуществлении необходимой коммуникации [8];

- низкий уровень самостоятельности при реализации действий, необходимых для приготовлений и последующего участия в фестивальной деятельности [4].

В подобных условиях естественным представляется изменение роли педагога (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, Т.Н. Носкова, Л.А. Регуш, Е.Н. Шиянов). При подготовке студентов творческих специальностей к реализации такого рода внеаудиторной работы он выступает не как носитель системы готовых знаний, но в качестве куратора-наставника, способного вовремя оказать необходимую помощь участникам [14]. В этом качестве он выполняет следующие виды деятельности: консультационная [12]; разъяснительная [14]; агитационная.

Их реализация может осуществляться как при работе с группами студентов, так и с каждым из них в отдельности. При этом выбор конкретных её методов зависит от характера трудностей, с которыми сталкиваются будущие представители творческих профессий.

Из вышеизложенного вытекает необходимость формирования профессионального имиджа у студентов, осваивающих творческие специальности в образовательном пространстве современных вузов. Его складывание требует внесения определённых модернизаций в образовательный процесс. Это касается, в том числе, внеучебной работы.

При планировании и организации соответствующих форм активности нельзя не принимать в расчёт возможности фестивальной деятельности. При минимизации указанных в тексте статьи рисков она превратится в действенный инструмент развития рассмотренной характеристики.

№ п/п Форма деятельности

1. Социально-проектная [1, с. 69]

2. Профессионально-ориентированная

3. Волонтёрская

4. Досуговая [3, с. 257]

1. Мухидинов М.Г., Магомедова С.М., Магомедов ГА. Проблемы формирования новой образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 67-69.

2. Блужин И.А., Лучинина И.Г, Иванова Н.Г Социокультурная среда отечественных и зарубежных вузов как интегральный показатель социализации и воспитания студентов. Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: материалы II Международной научно-практической конференции. Краснодар: Издательство КубГТУ 2020: 45-48.

3. Калмыкова С.В., Андреева А.А. Трансформация образовательного процесса в вузе в условиях цифровизации. Современное педагогическое образование. 2023; № 11: 254-258.

4. Петрищев И.О. Значение цифровой педагогики в условиях информатизации образования. Педагогический вестник. 2020; № 12: 39-40.

5. Корытько Е.В., Жукова О.М. Роль фестивально-конкурсных мероприятий в реализации творческого потенциала детей и молодёжи. Инновационная наука. 2023; № 12-2: 177-179.

6. Лашкина И.А. Формирование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-3: 127-130.

7. Пирогланов Ш.Ш., Попова А.В., Грициенко Д.А. Педагогическое формирование социальной ответственности обучающихся в вузах в контексте новой парадигмы воспитательной работы. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 70-4: 298-301.

8. Путиловская В.В. Использование воспитательного потенциала фольклорной фестивальной деятельности в процессе этнокультурной социализации подрастающего поколения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021; № 10 (163): 132-136.

9. Трищенко Д.А. Творческие соревнования как средство мотивации студентов. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2021; № 1: 71-79.

10. Варданян ВА Фестивально-выставочная деятельность как средство развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. Гуманитарные науки и образование. 2021; Т. 12, № 4 (48): 45-50.

11. Шаймарданова Л.Н., Шакирова Э.Ш. Изучение культурного наследия как средство воспитания патриотизма. Казанский вестник молодых учёных. 2022; Т. б, № 5: 88-100.

12. Шаруева Е.В. Социальное признание как фактор формирования профессионального имиджа учителя. Вопросы журналистики, педагогики и языкознания. 2021; № 41 (1): 47б-485.

13. Гао Я. Роль выставок-конкурсов в подготовке дизайнеров по текстилю в России и в Китае. Столыпинский вестник. 2023; № 5: 2б35-2б4б.

14. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Aвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2007.

15. Жданова С.Н., Валеева M.A., Сальцева С.В. и др. Методика и технология социально-педагогической деятельности. Социальный педагог: теоретико-программные основания профессии: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2009: 127-14б.

References

1. Muhidinov M.G., Magomedova S.M., Magomedov G.A. Problemy formirovaniya novoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): б7-б9.

2. Bluzhin I.A., Luchinina I.G., Ivanova N.G, Sociokul'turnayasreda otechestvennyh i zarubezhnyh vuzov kak integral'nyj pokazatel' socializacii i vospitaniya studentov. Sovremennye tendenciikross-kul'turnyh kommunikacij: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar: Izdatel'stvo KubGTU, 2020: 45-48.

3. Kalmykova S.V., Andreeva A.A. Transformaciya obrazovatel'nogo processa v vuze v usloviyah cifrovizacii. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2023; № 11: 254-258.

4. Petrischev I.O. Znachenie cifrovoj pedagogiki v usloviyah informatizacii obrazovaniya. Pedagogicheskij vestnik. 2020; № 12: 39-40.

5. Koryt'ko E.V., Zhukova O.M. Rol' festival'no-konkursnyh meropriyatij v realizacii tvorcheskogo potenciala detej i molodezhi. Innovacionnaya nauka. 2023; № 12-2: 177-179.

6. Lashkina I.A. Formirovanie professional'nogo imidzha studenta v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovaniya. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2022; № 77-3: 127-130.

7. Piroglanov Sh.Sh., Popova A.V., Gricienko D.A. Pedagogicheskoe formirovanie social'noj otvetstvennosti obuchayuschihsya v vuzah v kontekste novoj paradigmy vospitatel'noj raboty. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 70-4: 298-301.

8. Putilovskaya V.V. Ispol'zovanie vospitatel'nogo potenciala fol'klornoj festival'noj deyatel'nosti v processe 'etnokul'turnoj socializacii podrastayuschego pokoleniya. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. 2021; № 10 (1б3): 132-13б.

9. Trischenko D.A. Tvorcheskie sorevnovaniya kak sredstvo motivacii studentov. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2021; № 1: 71-79.

10. Vardanyan V.A. Festival'no-vystavochnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya duhovno-nravstvennoj kul'tury studencheskoj molodezhi. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2021; T. 12, № 4 (48): 45-50.

11. Shajmardanova L.N., Shakirova 'E.Sh. Izuchenie kul'turnogo naslediya kak sredstvo vospitaniya patriotizma. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. 2022; T. б, № 5: 88-100.

12. Sharueva E.V. Social'noe priznanie kak faktor formirovaniya professional'nogo imidzha uchitelya. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki iyazykoznaniya. 2021; № 41 (1): 47б-485.

13. Gao Ya. Rol' vystavok-konkursov v podgotovke dizajnerov po tekstilyu v Rossii i v Kitae. Stolypinskij vestnik. 2023; № 5: 2б35-2б4б.

14. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg: Orenburgskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2007.

15. Zhdanova S.N., Valeeva M.A., Sal'ceva S.V. i dr. Metodika i tehnologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Social'nyj pedagog: teoretiko-programmnye osnovaniya professii: uchebno-metodicheskoe posobie. Orenburg, 2009: 127-14б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 24.03.24

УДК 378

Khamatkhanova Zh.M, senior lecturer, Department of Mechanical Engineering, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: roziko89@mail.ru

THE SPECIFICS IN FORMING PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS OF TECHNICAL PROFILE. The article considers special ways to form professional skills in university students who major in engineering. The author shows importance of mastering by technical students of knowledge and skills, demonstrating the necessary skills, to be able to perform the design of structures and technological processes. The author sees the need to analyse the possibilities of application of creative tasks for use in the educational activity of the faculty of technical profile is connected with modern requirements for a graduate of an educational organisation of higher education. To solve this issue is to use various kinds of creative tasks in the process of training students. The author concludes that the considered creative methods and forms of activation of the educational process of students of organisations of higher special education contribute to the formation and consolidation of their professional knowledge, skills and abilities necessary for work in the specialty.

Key words: features, formation, professional skills, student, university, technical profile, teacher, teaching methods

Ж.М. Хаматханоеа. доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: roziko89@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье рассмотрены особенности формирования профессиональных навыков студентов вуза технического профиля. Автором показана значимость овладения студентами технического профиля знаниями и умениями, демонстрированием необходимых навыков, наличия способности к выполнению проектирования конструкций и технологических процессов. Автор видит потребность в анализе возможностей применения творческих задач для использования в образовательной деятельности факультета технического профиля. Данная необходимость связана с современными требованиями, предъявляемыми к выпускнику образовательной организации высшего образования. Ведущим направлением в решении этого вопроса можем считать использование различного рода творческих заданий в процессе подготовки студентов. Автор пришел к выводу, что рассмотренные творческие методы и формы активизации учебного процесса студентов организаций высшего специального образования способствуют формированию и закреплению у них профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы по специальности.

Ключевые слова: особенности, формирование, профессиональные навыки, студент, вуз, технический профиль, преподаватель, методы обучения

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что на данный момент есть необходимость анализа возможностей применения творческих задач для использования в образовательной деятельности факультета технического профиля, которая связана с современными требованиями, предъявляемыми к выпускнику образовательной организации высшего образования. Для этого студент вуза должен уметь решать творческие задачи, которые позволят ему не только сформировать, но и закрепить свои профессиональные навыки. В современном обществе необходимо постоянно решать вопросы различных сфер жизни, а также в производстве и образовании. Для современных предприятий необходимы квалифицированные специалисты-техники, которые обеспечивают их непосредственное обслуживание и играют связующую роль между рабочими - непосредственными производителями конечного продукта производства - и инженерами, выполняющими функции конструкторской подготовки

производства, а также технологами, реализующими функции технологической подготовки производства. Для формирования профессиональных навыков студентов технического профиля очень важно применять в процессе обучения современные технологии, активные методы обучения, развивающие личностную, познавательную, коммуникативную активность обучающихся. Ведущим направлением в решении данного вопроса можем считать использование различного рода творческих заданий в процессе подготовки студентов.

Практико-ориентированное направление подготовки кадров высшего звена по новому ФГОС приводит к необходимости внесения существенных изменений в организацию учебного процесса вуза, разработки для проведения образовательного процесса новых рабочих программ, календарно-тематических планов, программ самостоятельной работы студентов, подготовки новых методических рекомендаций для студентов по выполнению практических и лабораторных ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.