DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10219 В. И. Сумина
Новосибирский государственный педагогический университет
Новосибирск (Россия)
УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассматривается участие студентов-журналистов в реализации профориентационных проектов «Городское школьное телевидение» и «Медиалето» для получения обучающимися профессиональных компетенций, направленных на развитие способностей отвечать на запросы и потребности аудитории, использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии
Ключевые слова: профессиональная компетенция, навык, способность, студенты-журналисты, телевизионный сюжет
Сегодня основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, который был бы конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, ориентирующимся в профессиональной среде и в смежных областях деятельности, готовым к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности [7. С. 593].
Ряд исследователей, в числе которых И. А. Зимняя, А. Г. Каспржак, А. В. Хуторской, отмечает, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не просто обладает необходимым уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать и реализует их в своей профессиональной деятельности [3. С. 37], [11. С. 40].
Составители образовательного стандарта по журналистике Л. Г. Свитич и А. А. Ширяева рассматривают компетенцию как «нормативные требования с точки зрения интегральной совокупности способностей, знаний, умений и качеств, которыми должен обладать подготавливаемый специалист, в связи с потребностями будущей профессиональной деятельности и той областью ответственности, в которой ему предстоит действовать» [10. С. 50].
Перечень компетенций представлен в стандарте ФГОС3++ по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), который был утвержден в 2017 году [9].
В нем указан ряд универсальных и общепрофессиональных компетенций. В данной работе рассмотрим получение студентами-журналистами следующих компетенций, направленных на получение профессиональных навыков: способность отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности (ОПК-4) и способность использовать в профессиональной деятельности современные технические средства и информационно-коммуникационные технологии (ОПК-6).
Представленные компетенции были выбраны, исходя из указанных компетенций дисциплин, связанных с обучением телевизионной журналистики, «Выпуск учебной телепередачи»,«Телевидениеирадиовещаниевцифровуюэпоху»,«Основытелевизионной журналистики»учебныхпрограммСанкт-Петербургскогогосударственногоуниверситета, Томского государственного университета, Новосибирского государственного педагогического университета, в которых осуществляется обучение по направлениям подготовки «Журналистика» [6].
В Институте филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета (далее - ИФМИП НГПУ) осуществляется подготовка студентов по направлению «Журналистика». Учебным планом предусмотрено получение навыков подготовки материалов для различных типов средств массовой информации: печатных и интернет-изданий, радио, телевидения.
Дисциплины первых двух лет обучения студентов-журналистов ИФМИП НГПУ направлены на получение знаний и умений для работы в печатной и интернет-журналистике, на третьем и четвертом курсах - в радио- и телевизионных СМИ.
В последние годы в ИФМИП НГПУ прослеживается тенденция, часть первокурсников-журналистов мечтает о карьере телеведущего уже с момента поступления в университет, при этом, не имея представления о том, какими навыками и компетенциями должен обладать специалист в данной области. Неоднократно сталкиваясь с подобной ситуацией, автор работы совместно с преподавателем кафедры журналистики ИФМИП НГПУ, которая одновременно является тьютором/наставником для первокурсников, в качестве эксперимента организовали дополнительные занятия по основам телевизионного мастерства.
Новшество заключается в следующем: мы погружали студентов в специфику работы тележурналиста с первого года обучения. Таким образом, давали им возможность определиться, подходит ли данное направление для их дальнейшей профессиональной деятельности или следует переориентироваться на печатную журналистику или сферу радио.
Дополнительные занятия были внеаудиторными и отчасти напоминали краткий курс дисциплины «Основы телевизионной журналистики». Понимая особенности развития современных студентов, мы выстраивали занятия, опираясь на активные и интерактивные методы обучения, для удержания их внимания [8].
Таким образом, был проведен цикл занятий с использованием лекции-визуализации, тренинга по видеосъемке, а также работы с камерой в реальных условиях.
На первоначальном этапе студентам-журналистам необходимо было получить теоретические знания о производстве телевизионного сюжета, о его структурных элементах. Чтобы добиться максимального восприятия материала и способствовать формированию профессионального мышления студентов, мы иллюстрировали теорию на конкретных примерах, предварительно подготовили видеоматериал [5].
В данном материале были представлены структурные элементы телесюжета: стендап, закадровых текст, синхрон, лайф [1].
Также отдельно со студентами были проведены практические занятия по работе с профессиональной видеокамерой и монтажу телевизионного сюжета в специальных программах. Первокурсники на практике изучили устройство камеры, штатива, ознакомились с правилами съемки видеопланов по крупности, их расположению в сюжете и смысловой нагрузке. В программе для монтажа Adobe Premiere Pro студенты рассмотрели интерфейс, эффекты, которые они могут применять в видеороликах.
После получения необходимых теоретических основ, было принято решение о необходимости отработки практических навыков съемки и монтажа с помощью тренинг-практикума. Данный метод позволяет участникам образовательного процесса принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию в процессе практической деятельности, на собственном опыте увидеть плюсы и минусы своей работы [4. С. 30].
На тренинге-практикуме студенты-журналисты принимали участие в мероприятиях и событиях ИФМИП НГПУ и города Новосибирска в качестве съемочной группы, отрабатывая цикл полного производства видеосюжета.
Первые съемки были проведены в присутствии тьюторов. Дальнейшая работа выполнялась студентами самостоятельно, нами осуществлялся дистанционный контроль
за готовым информационным продуктом. Периодически видеоролики направлялись студентам на доработку.
Изначально студенты создавали промо-ролики: видеоряд, смонтированный с использованием музыкального оформления и плашек с информацией. Когда студенты «набили руку» на производстве промо-роликов, мы предложили им принять участие в проекте «Городское школьное телевидение». Реализация данного профориентационного проекта началась в 2017 году Городским центром информатизации «Эгида» совместно с мэрией города Новосибирска.
Основными участниками «Городского школьного телевидения» являются учащиеся общеобразовательных организаций и воспитанники учреждений дополнительного образования, в которых функционирует телевидение. Ребята осуществляли выезд на различные мероприятия города Новосибирска и создавали информационные сюжеты для рубрики «Детские Новосибирские новости» в телевизионной программе «Новосибирские новости».
Стоитотметить, что, по мнению исследователей, именноучастие в профориентационных проектах способствует решению проблемы осознанного выбора будущей профессии старшеклассниками, помогает получить знания о современном состоянии, потребностях и перспективах развития динамично меняющегося рынка труда [2. С. 52].
В «Городском школьном телевидении» задача студентов-журналистов заключалась в том, что они были закреплены за каждой съемочной группой школьников для оказания профессиональной помощи на всех этапах производства телевизионного продукта: написание закадровых текстов, проработка идеи для стендапов, выбор правильного и удачного ракурса съемки, крупности телевизионных планов. Также студенты помогали осуществлять монтаж видеосюжетов.
Стоит отметить, что работа на профессиональном телевидении юнкорами предполагает не просто выдачу в эфир материала. Чтобы понять структуру телепередачи, выбор тем редакционным коллективом, язык и стиль повествования, студенты вместе со школьниками должны были определить целевую аудиторию программы. Это происходило и во время ознакомления с выпусками «Новосибирских новостей» в эфире, и на съемочной площадке. Под руководством студентов школьники прорабатывали идеи будущих телевизионных материалов, подбирали героев и экспертов для съемки синхронов, подготавливали список вопросов для интервью, участвовали в съемочном процессе в качестве юнкоров и т. д.
После каждой съемки со студентами проводился анализ их деятельности, разбирались сложные ситуации. Работая в таком творческом тандеме, студенты смогли примерить на себя роль наставников, у которых, как правило, опыт практической деятельности мало чем отличался от школьников. Поэтому учащимся ИФМИП НГПУ нередко приходилось принимать решения в нестандартных ситуациях. Школьники не всегда способны оперативно сориентироваться на съемках, как правило, они, привыкшие осуществлять съемки в стенах родного образовательного учреждения и, не имея опыта работы на масштабных городских площадках, могут растеряться при озвучивании вопросов интервьюируемому или не поставить задачу оператору для съемки определенного набора видеоряда. Также одной из сложностей, которая возникала у детей, была неспособность придумать нестандартный стендап.
По окончании года работы, можно сказать, что школьники и студенты имеют определенный набор навыков работы с профессиональной современной техникой. Однако их получение напрямую было связано с возникающими проблемами во время съемочного процесса. Так, одна из проблем, которая возникла после возвращения с отснятым видеоматериала, - синхрон героя был записан без звука. Студенты и школьники смогли найти выход из данной ситуации: на съемочной площадке они брали интервью
у нескольких людей, чтобы была возможность выбора наиболее удачного фрагмента видеозаписи, поэтому сделали героем сюжета другого человека. Впоследствии начинающие журналисты действовали иначе. Зная, что во время видеозаписи интервью, звуковая дорожка может быть не прописана, они дополнительно включали диктофоны. Такой способ являлся надежной подстраховкой от технических неполадок. Его можно использовать даже профессиональным журналистам, если есть вероятность возникновения данной проблемы.
Стоит отметить, что и закадровые тексты школьники начитывали с помощью профессиональных диктофонов или программ для аудиозаписи на смартфонах. Нередко, когда у школьников не было возможности осуществлять монтаж промо-роликов на профессиональных компьютерных программах, они их делали также с помощью программ на своих гаджетах.
Помимо стандартных штативов, начинающие журналисты научились работать с гибкими триподами, которые позволяют обеспечить хорошую стабилизацию при съемке на телефон или экшн-камеру.
Школьники в силу особенностей своего развития быстрее овладевают технологическими новинками, делятся ими со студентами, советуются, как можно внедрить ту или иную технологию в профессиональную деятельность.
Другим профориентационным проектом, который также позволяет студентам овладевать указанными выше компетенциями, является профильная смена по журналистике «Медиалето». Она представляет собой пятидневный интенсив в детском-оздоровительном лагере на определенную тему. За основу возьмем «Медиалето-2019», темой которого стало «Социальное проектирование в масс-медиа».
К участию в «Медиалето» приглашались школьники 5-11 классов, участвующие в проекте «Городское школьное телевидение», а также ученики общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) и учреждений дополнительного образования, в которых функционирует детское телевидение.
Все школьники были распределены по 5 отрядам в зависимости от возраста. За время пребывания в детском лагере каждый отряд должен был реализовать 3 проекта: социальный плакат, социальный видеоролик, социальный видеосюжет.
Принимая во внимание разный возраст и уровни подготовки школьников, на смену для проведения мастер-классов были приглашены 16 спикеров: преподаватели кафедры журналистики ИФМИП НГПУ, действующие журналисты, среди которых были выпускники ИФМИП НГПУ, работающие на телевидении, операторы, режиссеры монтажа, представители общественных организаций, которые реализуют на территории Новосибирской области проекты социальной направленности.
Студенты, которые работали со школьниками в рамках «Городского школьного телевидения», были закреплены за каждым отрядом в качестве медиавожатых. Они не только помогали детям организовать свой быт и сопровождали их на площадках, где спикеры проводили мастер-классы. Во время данных тренингов студенты следили за дисциплиной школьников, параллельно получая теоретические знания о различных аспектах подготовки журналистских материалов социальной направленности.
Во время подготовки школьников своих проектов студенты были тьюторами для ребят, оказывали непосредственную помощь в разработке их материалов на всех этапах реализации - проработка идеи, определение целевой аудитории, визуального и аудиального сопровождения в зависимости от вида проекта: социальный плакат, видеоролик или сюжет, преобразование собранного материала в готовый информационный продукт посредством профессиональной техники и современных программ для осуществления монтажа.
В заключительный день смены все редакции представили свои проекты, защитили их, ответили на вопросы жюри, среди которых также были представители СМИ и общественных организаций.
Таким образом, участвуя в профориентационных проектах «Городское школьное телевидение» и «Медиалето», студенты-журналисты получают общепрофессиональные компетенции. Предоставляя возможность обучающимся ИФМИП НГПУ погружаться в реальные условия подготовки телевизионных сюжетов, у них формируют понимание, как сделать профессиональный продукт, который будет востребован аудиторией, что соответствует ОПК-4. При этом, студенты ИНФМИП НГПУ помогают осуществлять съемку школьникам на профессиональные видеокамеры, монтировать - в специальных программах. А это, как было сказано выше, относится к ОПК-6.
Подводя итоги эксперимента, мы выявили, что студенты, обучаясь на первом курсе, вполне самостоятельно могут заниматься телевизионной деятельностью. Конечно, нельзя сказать, что они на 100 % овладевают вышеназванными компетенциями. Для этого в учебной программе направления подготовки «Журналистика» ИФМИП НГПУ предусмотрена дисциплина «Основы телевизионной журналистики». Наша задача -помочь в поиске желаемой специализации, определении сферы интересов студентов-первокурсников. Можно сделать вывод, что студенты, которые приняли участие в эксперименте, быстрее развиваются в профессиональном плане, в отличие от сверстников, т. к. постоянно находятся в процессе осуществления профессиональной деятельности. По окончании первого года обучения они владеют телевизионной терминологией, а значит, могут общаться на профессиональном языке, знают особенности подготовки малых телевизионных форм - телесюжетов, умеют их создавать для потенциальной аудитории, владеют навыками работы с техническими средствами и специальным программным обеспечением для осуществления монтажа. Получение данных навыков является огромным преимуществом, подготовительной ступенью к парам по основам телевизионного мастерства на четвертом курсе. Студенты уже могут не только показать свои знания и умения, но и совершенствовать их.
Также нельзя не отметить полученные студентами навыки работы с детьми. В этом случае можно утверждать об осуществлении трехсторонней медиаобразовательной деятельности: мы учим студентов, студенты обучают школьников.
Список литературы
1. Дедов, А. Н. Технологии телевизионной журналистики [Электронный ресурс] / учеб. пособие / А. Н. Дедов. - URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/dedov2.htm (дата обращения: 02.09.2019). - Загл. с экрана.
2. Дзитоев, Г. Р., Бигаева, И. М. Профориентационная работа вузов со школьниками [Текст] / Г. Р. Дзитоев, И. М. Бигаева // Современные наукоемкие технологии. - 2014. -№ 7. - С. 87.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
4. Ковалева, Л. П. Тренинг как средство профориентации студентов [Текст] / Л. П. Ковалева // Образование. Карьера. Общество. - 2014. - № 3. С. 30-31.
5. Кожевникова, А. А. Лекция-визуализация в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. А. Кожевникова // Язык. Культура. Коммуникации. - 2015. - № 1. - URL: https://joumals.susu.ru/lcc/article/view/355/411 (дата обращения: 29.08.2019). - Загл. с экрана.
6. Компетентностно-ориентированный учебный план основной образовательной программы высшего образования Санкт-петербургского государственного университета по направлению подготовки «Журналистика» [Электронный ресурс]. -URL: https://bb.spbu.ru/bbcswebdav/institution/Образование/Бакалавриат/СВ.5032._ Журналистика/2019/19_5032_1.pdf (дата обращения: 03.09.2019). - Загл. с экрана.
7. Ларионова, И. А. Развитие качеств профессиональной мобильности в подготовке специалистов социальной сферы [Текст] / И. А. Ларионова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-3. - С. 591-595.
8. Мершиева, А. Д., Евдокимова, Е. В. Роль активных методов обучения в реализации проектов профессионального медиаобразования (на примере деятельности отделения журналистики ИФМИП НГПУ). Электронный научный журнал [Электронный ресурс] / А. Д. Мершиева, Е. В. Евдокимова. - URL: http://joumals.csu.ru/index.php/znak/issue/ view/34/1_23 (дата обращения: 03.09.2019). - Загл. с экрана.
9. Приказ Министерства образования РФ от 29.06.2017 № 47219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/92 (дата обращения: 03.09.2019). -Загл. с экрана.
10. Свитич, Л. Г., Ширяева, А. А. Оценка качества подготовки специалистов по направлению «Журналистика» (концепция формирования системы критериев) [Текст] / Л. Г. Ситич, А. А. Ширяева // Современное журналистское образование: компетентностный подход. - М. : МедиаМир, 2011. - С. 39-55.
11. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 40-42.
Сумина Виктория Игоревна - магистрант направления подготовки «Медиаобразование» Новосибирского государственного педагогического университета; главный специалист отдела информационного обеспечения и издательской деятельности аппарата Избирательной комиссии Новосибирской области.
Электронная почта: [email protected]
Научный руководитель: Агамян Елена Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, начальник службы информационных программ ВГТРК ГТРК «Новосибирск».
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10220
С. Л. Троянская, Д. Ю. Хазиева
Удмуртский государственный университет
Ижевск (Россия)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Для приобщения к культуре медиапотребления школьников и студентов необходимо исследовать сформированность показателей их медиакомпетентности. Мы оценили и сравнили уровни развития медиакомпетентности школьников и студентов по ее показателям: мотивационному, контактному, креативному, информационному, перцептивному, интерпретационно-оценочному, практико-операционному. Полученные данные послужили основой для разработки экспериментальной программы и практических рекомендаций педагогам по развитию медиакомпетентности школьников и студентов, их рефлексивных способностей и критичности восприятия, направленному на ценностное самоопределение личности.