Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиасреда
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ / МЕДИАПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троянская Светлана Леонидовна, Хазиева Диана Юрьевна

Для приобщения к культуре медиапотребления школьников и студентов необходимо исследовать сформированность показателей их медиакомпетентности. Мы оценили и сравнили уровни развития медиакомпетентности школьников и студентов по ее показателям: мотивационному, контактному, креативному, информационному, перцептивному, интерпретационно-оценочному, практико-операционному. Полученные данные послужили основой для разработки экспериментальной программы и практических рекомендаций педагогам по развитию медиакомпетентности школьников и студентов, их рефлексивных способностей и критичности восприятия, направленному на ценностное самоопределение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ»

7. Ларионова, И. А. Развитие качеств профессиональной мобильности в подготовке специалистов социальной сферы [Текст] / И. А. Ларионова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6-3. - С. 591-595.

8. Мершиева, А. Д., Евдокимова, Е. В. Роль активных методов обучения в реализации проектов профессионального медиаобразования (на примере деятельности отделения журналистики ИФМИП Ш'ПУ). Электронный научный журнал [Электронный ресурс] / А. Д. Мершиева, Е. В. Евдокимова. - URL: http://joumals.csu.ru/index.php/znak/issue/ view/34/1_23 (дата обращения: 03.09.2019). - Загл. с экрана.

9. Приказ Министерства образования РФ от 29.06.2017 № 47219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/92 (дата обращения: 03.09.2019). -Загл. с экрана.

10. Свитич, Л. Г., Ширяева, А. А. Оценка качества подготовки специалистов по направлению «Журналистика» (концепция формирования системы критериев) [Текст] / Л. Г. Ситич, А. А. Ширяева // Современное журналистское образование: компетентностный подход. - М. : МедиаМир, 2011. - С. 39-55.

11. Хуторский, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования [Текст] / А. В. Хуторский // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 40-42.

Сумина Виктория Игоревна - магистрант направления подготовки «Медиаобразование» Новосибирского государственного педагогического университета; главный специалист отдела информационного обеспечения и издательской деятельности аппарата Избирательной комиссии Новосибирской области.

Электронная почта: v-sumina@mail.ru

Научный руководитель: Агамян Елена Юрьевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры журналистики Новосибирского государственного педагогического университета, начальник службы информационных программ ВГТРК ГТРК «Новосибирск».

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10220

С. Л. Троянская, Д. Ю. Хазиева

Удмуртский государственный университет

Ижевск (Россия)

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Для приобщения к культуре медиапотребления школьников и студентов необходимо исследовать сформированность показателей их медиакомпетентности. Мы оценили и сравнили уровни развития медиакомпетентности школьников и студентов по ее показателям: мотивационному, контактному, креативному, информационному, перцептивному, интерпретационно-оценочному, практико-операционному. Полученные данные послужили основой для разработки экспериментальной программы и практических рекомендаций педагогам по развитию медиакомпетентности школьников и студентов, их рефлексивных способностей и критичности восприятия, направленному на ценностное самоопределение личности.

Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, показатели медиакомпетентности школьников и студентов, медиапедагогическая программа.

В современных педагогических исследованиях в контексте глобального информационного пространства уделяется много внимания использованию молодым поколением медиа. И это вполне объяснимо: информационное общество пришло на смену индустриальному. В конце XX века в отечественной педагогике появляется термин медиакомпетентность. Используют ли современные дети с эффективностью информацию из медиаисточников для собственного обучения, развития и самосовершенствования? Способно ли нынешнее и будущее поколение к необходимой переработке информации? Достигается ли ее осмысление обучающимися, анализируется ли ее суть?

Медиаобразование обучает личность интерпретировать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа, позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность [1. С. 65; 4. С. 6]. Как же образовательная система может предотвратить угрозу постепенного и всеобщего понижения уровня критического оценивания потребляемой информации у школьников и студентов? Является ли необходимостью в рамках образовательных учреждений осуществлять целенаправленное развитие культуры потребления информации у школьников и студентов, то есть внедрять медиаобразование в учебно-воспитательный процесс [8. С. 1]. Однако современная концепция образования скорее направлена на внедрение новых технологий получения информации, в то время как проблема формирования медиакомпетентности обучающихся остается нерешенной.

Проблемы медиаобразования и медиакомпетентности изучались и определялись такими учеными, как А. В. Федоров, Е. А. Медведева, У. Зандер, Л. К. Шиян, а также Европейским парламентом [7. С. 78; 6. С. 4]. Под медиаобразованием А. В. Федоров понимает процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [3; 4; 5]. Медиакомпетентность - это более глубокое понятие, демонстрирующее высокий уровень совокупности показателей понимания медиа. Мы согласны с мнением А. В.Федорова, который определяет структуру медиакомпетентности, включающую в себя такие ее показатели: мотивационный, контактный, креативный, информационный, перцептивный, оценочный и практический компоненты. Под медиакомпетентностью мы понимаем способность и готовность студентов и школьников использовать, оценивать и критически анализировать, а также передавать медиатексты в различных видах, применять их в процессе образования.

В задачи нашего исследования входило оценить и сравнить уровни развития медиакомпетентности школьников и студентов по мотивационному, контактному, креативному, информационному, перцептивному, оценочному и практическому компонентам. При проведении эмпирического исследования использованы модифицированные блоки вопросов методики А. В. Федорова для выявления уровня развития медиакомпетентности школьников и студентов и разработанный нами ряд заданий для измерения уровня медиакомпетентности по нескольким показателям.

Эмпирическая база исследования: студенты второго курса гуманитарного факультета Удмуртского государственного университета в количестве 19 человек (диапазон возраста от 19 до 25 лет); ученики шестого класса Ижевской муниципальной школы «Гармония» в количестве 21 человека (возраст 12, 13, 14лет). Таким образом, проведено анкетирование, а также анализ творческих заданий 40 человек в возрасте от 12 до 25 лет.

Целью констатирующего эксперимента по оцениванию контактного показателя медиакомпетентности было выявить частоту контактов аудитории с различными видами медиа, показать степень приобщенности респондентов к медиакультуре, приоритетность выбора тех или иных видов медиа. Каждому респонденту предлагалось выбрать характерный для него вариант частоты контактов с различными видами медиа. Данные представлены на рис. 1.

Рис. 1. Частота контактов с разными видами медиа.

По данным нашего исследования контактного показателя медиакомпетентности можно сделать следующие выводы: частота контакта с книгами и печатными изданиями у школьников больше, чем у студентов. Количество школьников, слушающих сегодня радио ежедневно больше, чем количество студентов, также слушающих радио каждый день. Телевизор перестает пользоваться популярностью у студентов и у школьников (одинаково малый процент смотрит его ежедневно). Значительная разница наблюдается по частоте контактов с компьютерными играми. Почти все ученики школы играют в компьютерные игры, а большая часть из них делает это каждый день. В то время как половина студентов отметила, что не играет в компьютерные игры никогда. В чем практически не наблюдается разницы, так это в том, что сетью Интернет одинаково часто пользуются как школьники, так и студенты.

Цель констатирующего эксперимента по оцениванию мотивационного показателя была выявитьнаиболеепопулярныеуисследуемойнамиаудиториимотивы(жанровые,тематические, психологические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические) контакта с медиатекстами. Аудитории предлагался список жанров и тем различных видов медиа (прессы, радио, телевидения, Интернета, видео/ компьютерных игр), из которых нужно выбрать предпочитаемые темы и жанры, а также список психологических, терапевтических, эмоциональных, гносеологических, моральных, интеллектуальных, творческих и эстетических мотивов контакта с медиатекстами. Из данного списка нужно было выбрать предпочитаемые конкретным респондентом мотивы. Результаты исследования представлены на рисунках 2, 3, 4, 5.

Рис. 2. Жанровые предпочтения в газетах и журналах

Рис. 3. Жанровые предпочтения в телепередачах и на интернет-сайтах

Рис. 4. Жанровые предпочтения в фильмах/ телесериалах

Рис. 5. Тематические предпочтения в радио\телепередачах, интернете Разнообразные мотивы контактов с медиа представлены на рис. 6.

Рис. 6. Мотивы контактов с медиа у школьников и студентов

Таким образом, мы исследовали жанровые, тематические предпочтения и мотивы контактов с медиа у школьников и студентов. Это позволило сделать выводы по развитию мотивационного компонента медиакомпетентности у исследуемой выборки респондентов, которые представлены после всех рисунков.

Мы изучили также, какому виду СМИ отдают предпочтение в свободное время школьники и студенты. Результаты представлены на рис. 7.

:

11 1

Рис. 7. Предпочтение видов СМИ, используемых школьниками и студентами

Анализируя полученные нами данные в результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Большому количеству школьников (40 %) не интересны никакие жанры при чтении газет и журналов, студентов же больше всего привлекают информационные сообщения (более 80 %).

2. При просмотре телепередач и интернет-сайтов самый популярный жанр для студентов - литературно-драматический, кинематографический. Эти поколения также сближает любовь к музыкальному жанру, а именно к популярной поп и хип-хоп музыке.

3. В жанровом предпочтении фильмов и сериалов большинство школьников выбирают фантастику, а студенты - комедии. Выбираются ими и другие жанры, например, студентами - драмы, мелодрамы, детективы, триллеры, ужасы; школьниками - комедии, триллеры, ужасы. Можно сказать, что различие в жанровых предпочтениях невелико.

4. Что касается тематических предпочтений, студентов привлекает любовная тема, а школьников - приключенческая. Выражен также интерес к военной, исторической, научно-технической тематике. Часто выбираемой причиной контакта с этими медиа среди студентов является стремление получить новую информацию, поиск материалов для учебных целей, на третьем месте располагается развлекательный мотив. Что касается школьников, то самые частые причины контакта - прослушивание музыки и стремление к развлечению.

5. Интернет используется студентами чаще всего именно в учебных целях. В то время как школьники часто используют его в свободное время в качестве развлечения. В силу того, что в университете большую часть учебной информации необходимо искать, изучать самому - у студентов формируется интерес к информационным жанрам, мотивация на получение и поиск информации, отсюда и большое количество времени, проведенного в Интернете. У школьников, практически вся информация, нужная им для обучения, дается на уроке учителем или есть в учебниках школьной программы, поэтому направленность интересов в Интернете у них чаще развлекательная. Как школьники, так и студенты в свободное время любят слушать музыку, однако студенты отдают большее предпочтение кино, чем школьники. Таким образом, наблюдаются разница в тематических и жанровых предпочтениях у школьников и студентов.

6. Опытным путем доказано, что Интернет, который на сегодняшний день является самой огромной базой информации, еще не до конца вытеснил традиционные СМИ: телевизионные и радиопередачи. Значительное количество испытуемых использует Интернет с целью занять свободное время. Студенты больше его применяют для получения новой информации.

7. Как показало наше исследование, у школьников наблюдаются значительное количество контактов с медиа: они успевают ежедневно играть в видео и компьютерные игры, осуществлять коммуникацию в сетях, смотреть телевизор и использовать Интернет. Таким образом, контактный показатель развития уровня медиакомпетентности достаточно высок. Оценивание мотивационного показателя выявило наиболее популярные у исследуемой нами аудитории мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, психологические, эмоциональные, гносеологические, моральные, интеллектуальные, творческие и эстетические. Мы считаем, что подрастающее поколение необходимо настойчиво приучать к использованию познавательных и просвещающих медиа для развития их медиакомпетентности.

8. Исследование показало недостаточный уровень развития интерпретационно-оценочного компонента медиакомпетентности, понижения уровня критического мышления обучающихся. Как школьники, так и студенты часто затрудняются проанализировать и критически оценить то или иное произведение или блок информации, выделить главное, отделить смысл от «белого шума», сделать выводы.

В задачи нашего исследования входило сравнение некоторых показателей медиакомпетентности школьников и студентов, особенностей их медиапотребления: выбор медиаресурсов, частота обращения к ним, мотивы выбора. Мы сделали вывод о недостаточном развитии критического мышления у обучающихся. Необходимо продолжить исследование и детальное рассмотрение процессов развития у школьников и студентов способностей к критическому анализу, оценке, анализу сложных процессов функционирования медиа.

По результатам уже проведенных исследований нами была разработана экспериментальная педагогическая программа по формированию медиакомпетентности и ее показателей (преимущественно интерпретационного/оценочного, перцептивного, практико-операционного и креативного показателей) у школьников 7 класса МБОУ СОШ № 77 г. Ижевска во внеурочной деятельности.

Задачи экспериментальной медиапедагогической программы:

1. Изучитьосновымедийнойкультуры, включаязнаниеипониманиесоциокультурных, политических и экономических смыслов медиатекстов, истории медиа;

2. Освоить умения в области медийной критики: развить критическое мышление, а также коммуникативные способности; умения и навыки «декодирования» медиатекстов разных жанров, оценки и анализа медиатекстов; умения идентифицировать и интерпретировать медиатексты;

3. Организовать участие в сфере медийного творчества через всестороннее развитие умений самостоятельно создавать медиатексты и поощрять культуросообразное самовыражение с помощью современных информационных и коммуникационных технологий.

Медиапедагогическая программа состояла из трех взаимосвязанных этапов и включала в себя 5 занятий по 30 минут, направленных на освоение основ медийной культуры; 6 занятий по 30 минут, способствующих развитию умений в области медийной критики; 4 занятия по 30 минут по самостоятельному созданию медиапродуктов.

Анализ полученных результатов реализации разработанной нами медиапедагогической программы позволил говорить о качественных изменениях уровня медиакомпетентности и ее компонентов у школьников. Программа, направленная в большей степени на развитие таких показателей медиакомпетентности как интерпретационный/ оценочный, перцептивный, практико - операционный и креативный компоненты, показала себя эффективной по результатам контрольной диагностики. Наблюдалась положительная динамика в области развития критического мышления и создания творческих медиапродуктов. О других качественных изменениях свидетельствует

смена приоритетных причин контактов с медиа, частичное изменение видов и жанров развлекательной направленности на более серьезные и полезные жанры и темы, например, просветительского характера. Исследование не завершено в полной мере и будет продолжено.

Можно прийти к следующим выводам, что развитие медиакомпетентности, безусловно, должно перестать оставаться стихийным процессом и быть педагогизировано. То есть иметь четкие цели, направленные на развитие личности обучающегося через формирование его медиакомпетентности, совершенствование критического мышления. Иными словами, эти процессы должны носить педагогический характер, применяться в учебном процессе всеми педагогами и быть организованы и осуществлены как в школе, так и в вузе [2. С. 91].

Таким образом, по результатам нашего эмпирического исследования и полученным данным о положительной динамике были разработаны практические рекомендации для педагогов по развитию медиакомпетентности школьников и студентов:

1. Развивать способности школьников и студентов к оценке медиатекстов, их адекватному пониманию, активизации воображения, зрительной памяти, различных видов мышления, в том числе - критического, логического, творческого, образного, интуитивного;

2. Практиковать написание эссе и мини-сочинений, неуклонно развивать критическое мышление и рефлексивные способности школьников и студентов;

3. Способствовать созданию школьниками и студентами собственных медиатекстов, а именно презентаций, тематических видео/фотосъемок, макетирование стенной газеты, создание учебных веб-страниц и сайтов и т. д.

4. Трактовать внедрение инновационных информационных технологий не только в свете обучения техническим умениям обращения с компьютером, но и с целью формирования медиакомпетентности, приобщения к достижениям общечеловеческой культуры, гуманизма.

Таким образом, актуальной становится необходимость самим педагогам овладеть такими важнейшими компетенциями, как способность и готовность к использованию различных педагогических стратегий, информационно-коммуникационных технологий, интерактивному взаимодействию с обучающимися, создание современной развивающей культурно-учебной среды.

Список литературы

1. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном Российском обществе [Текст] / В. П. Коломиец // «Социологические Исследования». - 2010. - № 1, Январь. - C. 58-66.

2. Троянская, С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие [Текст] / С. Л. Троянская. - Ижевск : Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.

3. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - C.75-108.

4. Федоров, А. В. Медиаобразование: История, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов-н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.

5. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А. В. Федоров. - М., 2007. - 616 с.

6. European Parliament Resolution of 16 December 2008 on Media Literacy in a Digital World [Электронный ресурс]. - URL: http://europarl.europa.eu/sides/ (дата обращения: 15.11.2019). - Загл. с экрана.

7. Treumann, K. P., Sander, U. und Meister, D., Medienhandeln Jugendlicher. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2007. - 808 р.

8. Zeiger, S. List of Core Competencies for educator [Электронный ресурс] / S. Zeiger. - URL: https://work.chron.com/list-core-competencies-educators-8916.html (дата обращения: 15.11.2019). - Загл. с экрана.

Троянская Светлана Леонидовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Электронная почта: svetatroya@ mail.ru

Хазиева Диана Юрьевна - студент Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета.

Электронная почта: hazieva_diana-1997@mail.ru

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10221 С. В. Фенчин

Новосибирский государственный педагогический университет

Новосибирск (Россия)

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФИЛЬНЫЕ СМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается роль профильных смен в формировании профессиональных умений и навыков у подростков. Автором проводится анализ городских профильных смен, выявлены их сильные и слабые стороны, как профориентационных проектов. Происходит осмысление журналистских смен как инструмента формирования медиаграмотности у подростков с учетом особенностей физиологического и психологического развития и интересов.

Ключевые слова: медаграмотность, профильные смены, профориентация

В связи с развитием технологического прогресса и ускорением темпов жизни (в том числе и профессиональной) современные подростки все чаще стараются овладеть какими-либо профессиональными умениями и навыками еще в школе. Они чувствуют растущий уровень конкуренции на профессиональном рынке и хотят соответствовать запросам современных работодателей. Для этого образовательным учреждениям необходимо не только дать подросткам полноценное и качественное образование, но и предоставить возможность овладеть представлениями о профессиях и попробовать себя в самых разнообразных сферах деятельности [4. С. 130].

Благодаря формированию стойкого интереса подростков к профессиональной деятельности профориентационные проекты и мероприятия в России все больше развиваются, приобретая новые формы и расширяя виды деятельности. В энциклопедии по социологии дается следующее определение профориентации: «Процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией» [10].

Говоря о профориентации, разумеется, нельзя утверждать, что профессиональные навыки в любой деятельности можно получить, еще будучи учеником средней или старшей школы. Есть ряд профессий, навыки в которых могут быть получены только при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.