УДК 070 (075.8)
Е. Ю. Агамян
Новосибирский государственный педагогический университет ул. Вилюйская, 28/3, Новосибирск, 630126, Россия
[email protected] L2T КАК ЖАНР СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАСФЕРЫ
Статья посвящена изучению новых способов привлечения внимания аудитории на телевидении. Интерес зрительской аудитории становится главным критерием при создании новостей, аналитических и других материалов. Такое определение основных задач телевидения вызывает дискуссию о границах жанров СМИ. Рассматривается вопрос появления новых жанров, соответствующих требованиям инфотейнмента и интертейнмента. Сегодня в структуре известных телевизионных жанров выделяется то, что еще не принято называть жанром, но уже сложно назвать просто структурным элементом телевизионного сюжета, в силу его самостоятельности и функциональности. Речь идет о так называемом лайф-ту-тейп.
Ключевые слова: лайф-ту-тейп, репортаж, жанр, инфотейнмент, интертейнмент, функции.
Каждый жанр в процессе своего становления и развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. Сегодня из известных информационных телевизионных жанров заметно выделяется нечто, что еще пока не принято называть жанром, но уже сложно именовать просто структурным элементом телевизионного сюжета в силу его законченности, обоснованной самостоятельности и цельности. Речь идет о так называемом life to tape, что означает в дословном переводе с английского «жизнь на пленке». Кто и когда ввел это понятие в обиход российских журналистов, сегодня трудно определить. Но это понятие автор статьи предлагает использовать в варианте написания «L2T» взамен «лайф-ту-тейп», встречающегося сегодня в редких упоминаниях об этом жанре.
Говоря о степени изученности темы, следует признать, что изучением этого способа передачи информации серьезно занимаются журналисты-практики, в том смысле, что эмпирический подход позволяет выявить плюсы и минусы использования L2T в раз-
личных драматургических обстоятельствах, видоизменяя подходы, хронометраж, технические требования и проч. Тогда как найти опубликованные работы российских и зарубежных исследователей современного телевидения автору данной работы не удалось. Тем не менее мы опираемся на труды тех, кто так или иначе занимается изучением такого способа подачи информации, как «инфотейнмент», о котором речь пойдет ниже. Потому как именно этим медиастилем так востребован сегодня L2T.
Первый развернутый анализ явления «инфотейнмент» относится к концу прошлого столетия (Ник Портман «Развлекаясь до смерти» (Amusing ourselves to death. New York, 1985); Майкл Д. Мюррей «Энциклопедия теленовостей» (Encyclopedia of television news)). Тогда же уже выделяется тенденция к усилению развлекательности в масс-медиа сразу на нескольких уровнях (Гайдемари Шумахер «Эстетика инфотейнмента на современном телевидении» (Info-tainment-Ästhetik im Fernsehen der Gegenwart); Андреас Виттвен «Инфотейнмент —
Агамян Е. Ю. Ь2Т как жанр современной медиасферы // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 6: Журналистика. С. 42-49.
ISSN 1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 6: Журналистика © Е. Ю. Агамян, 2014
телевизионные новости между информацией и развлечением» (Infotainment - Fernsehnachrichten zwischen Information und Unterhaltung. Bern).
Отечественные исследователи активно приступили к изучению этого явления лишь в начале нынешнего столетия (Н. А. Бара-баш «Телевидение и театр: игры постмодернизма», С. Богданова «Феномен инфотейн-мента или о превращении информации в развлечение на телевидении», Д. Дондурей «Развлекательное ТВ: шутки в сторону»).
Вопрос о способах подачи информации в стиле инфотейнмент, его жанровое разнообразие широко обсуждается на страницах профессиональных изданий, в журналах «Журналист», «Relga», «Искусство кино» (Н. Зорков «Инфотейнмент на российском телевидении», Л. А. Васильева «Меню репортера: на первое - инфотейнмент, а на десерт - диатриба», А. Вартанов «Infortain-ment - это случилось вчера»).
Все авторы солидарны во мнении, что в условиях жесточайшей конкуренции телеканалов, в условиях «информационного шума» зритель способен воспринять ту информацию, которая подана для него особым образом, эти факторы оказали существенное влияние на дальнейшее расшатывание строгой дихотомии информационного и развлекательного [Еремина, 2013].
Таким образом, мы можем утверждать, что одним из этих «особых» способов подачи информации является L2T. Описывая это явление, автор данной статьи, кроме работ, указанных в обзоре литературы, использует содержание проведенных экспертных интервью, собственный многолетний опыт работы на региональном телевидении.
Надо сказать, что сегодня L2T достаточно часто применяется в информационном вещании, а также в программах научно-популярного характера, когда журналист разъясняет, убеждает зрителя в «очевидном и невероятном».
Среди журналистов, мастерски работающих в жанре L2T, - Антон Войцеховский, автор и ведущий программ «ЕХпериметы» на телеканалах Россия 2 и Наука 2.0, корреспондент программы «Доброе утро, Россия!» Андрей Алексеенко, который создает микроистории научно-познавательного характера в рамках утреннего эфира, зритель которого не может позволить себе длительное времяпрепровождение у телеэкрана.
Сюжеты этого автора в жанре Ь2Т всегда убедительны и интересны. Евгений Шама-наев, корреспондент телевидения Башкортостана, также очень интересно работает в этом жанре. Его проект «Пешком по всей Республике» рассказывает о природных достопримечательностях, интересных с точки зрения туризма. Динамичная подача материала за счет использования Ь2Т превращает передачу в захватывающее приключение. Ведущий программы подробно изучает каждый район республики, испытывая на себе трудности и радости, связанные с препятствиями, которые он пытается преодолеть. Необходимо отметить, что как на региональных, так и на федеральных каналах существуют требования, предъявляемые к созданию сюжетов для информационных программ, среди которых - работа журналиста в кадре. Это может быть появление в кадре или развернутый стендап, главное, он должен быть оправдан и нести не только смысловую, но и развлекательную нагрузку. Подобные стендапы являются предтечей Ь2Т.
Говоря о функциях Ь2Т, процитируем экспертное интервью Сергея Бондарева (ме-диатренер-практик, действительный член Евразийской академии телевидения и радио): «Взяв разные крупности, поменяв угол камеры, мы добиваемся потрясающего эффекта. Зритель почти ощущает то, как камера совершает "облёт" вокруг репортера, показывая фоновую действительность в развитии. Получается в одном флаконе четыре "удовольствия":
• передается суть,
• промоутируется репортер (и, следовательно, телекомпания),
• телезритель перемещается в пространстве,
• расширяется "география" сообщения.
Видимо, вот это и есть "точка отсчета" в
разработке лайф-ту-тейпа».
Действительно, функции Ь2Т связаны, прежде всего, с привлечением внимания телезрителей к телевизионному сообщению и одновременно удовлетворяют его информационные потребности. Разговор об информационных потребностях особый. Он требует детального обсуждения и анализа, но в рамках данной темы имеет значение такое понятие, как «рейтинги СМИ». Мы можем утверждать, что сегодня инструментом измерения популярности издания или телеви-
знойного канала, интернет-ресурса является рейтинг, одна из составляющих которого -количество посещений, просмотров и проч. Наличие высокой конкурентности в условиях расширения телевизионного рынка за счет создания так называемых «нишевых» каналов заставляет производителей телевизионного медиапродукта задумываться о форме подачи информации, серьезнее подходить к вопросу жанровой палитры. На наш взгляд, появление Ь2Т стало следствием процесса борьбы за своего телезрителя. Безусловно, расширение диапазона средств и методов подачи информации идет только на пользу процессу пролонгированного становления российского телевидения.
Автор статьи считает необходимым, резюмируя вышесказанное, выделить следующие функции Ь2Т.
1. Информационная функция с использованием принципа «сокращения дистанции». Ь2Т информирует телезрителей о ситуациях и событиях. Принцип «сокращения дистанции» заключается в том, что корреспондент находится на месте события, «здесь и сейчас» рассказывает о происходящем, «погружая» телезрителя в заданную атмосферу. Есть все основания полагать, что Ь2Т использует два вида информации: а) дескриптивную - описывающую синхронное состояние какого-либо явления наглядно и по возможности всесторонне; б) фактологическую - основанную на фактах. Факты в свою очередь обозначают «дискретное (прерывистое, разделенное на отдельные, но взаимосвязанные части) состояние действительности, и суждение журналиста, вербально фиксирующее это состояние» [Смелкова, 2003. С. 65]. Особо отметим требования, которые Ь2Т предъявляет к информации, -точность, достоверность, наглядность и лаконичность.
2. Интерпретативная функция - автор Ь2Т демонстрирует способность и необходимость интерпретировать смысл происходящего в кадре. Корреспондент должен не наблюдать и объяснять, а понимать смысл и значение событий и явлений, включаясь в объект «исследования», изучая его не извне, а изнутри.
3. Замещающая функция - возможность рассказать о событии, ситуации, явлении, когда нет достаточного количества видеоряда. Например, в случае серьезного ЧП или ДТП, когда корреспондент в кадре стоит
рядом с попавшим в аварию автотранспортным средством и воспроизводит текстом события. Это может быть ретроспективный Ь2Т, когда корреспондент реконструирует события, эпизоды, происходившие много лет назад.
4. Развлекательная функция - выделяет материал из общего «информационного шума» за счет оригинальной игровой подачи.
Среди задач, которые ставятся перед Ь2Т, важной является продемонстрировать эмоциональное, неиндифферентное отношение к информации, выразить собственные эмоции, дать прогноз развития событий или ситуации. «Динамичная картина, которая кажется сиюминутным откликом на событие, сохраняющим взволнованность очевидца, - вот репортаж» [Теленовости..., 1997. С. 75].
Функции Ь2Т во многом тождественны функциям репортажа. Это совпадение не случайно, поскольку мы имеем основания считать, что Ь2Т - эволюционный последователь жанра телевизионного репортажа, имеющий не только признаки жанрового развития, но и характеристики, позволяющие откровенно вступать в конкуренцию с традиционным репортажем. «Жанры вступают во взаимодействие, поддерживают друг друга и одновременно конкурируют друг с другом». Это было сказано в отношении системы жанров литературы, но в методологическом аспекте представляет плодотворную основу для исследования и жанров журналистики, в том числе таких современных, мобильных и постоянно изменяющихся, как жанры телевизионные. «Любое жанровое произведение не существует в единственном числе, развитие событий и отражение его средствами разных жанров подразумевает горизонтальные связи, проявляющие взаимодействие жанровых произведений» [Шостак, 1998. С. 17].
Из экспертного интервью Сергея Бондарева: «Лайф-ту-тейп - в прямом родстве с репортажем событийным. Он получил от своего "предка" все самое лучшее. Кроме того, по ходу событий ему впрыснули в вены кровь от еще более прыткого родственничка - прямого репортажа. Советский зритель знал разве только прямые репортажи с Красной площади на Первомай, в День Победы или на седьмое ноября. Позже к ним добавились репортажи с чемпионатов по хоккею, футболу». Репортажность Ь2Т -
в единстве места и времени действия. Как и в репортаже, место и время действия едины, информационное сообщение включает множество элементов.
Постараемся дать наиболее полное определение предмету нашего исследования. L2T (life to tape) - это самостоятельное драматургически выстроенное произведение. Его задачи - разъяснить, показать, продемонстрировать происходящее. Главная отличительная особенность этого жанра от других - корреспондент на протяжении всего сюжета находится в кадре, что обусловлено не только жанровыми требованиями, но функциональными. Автор, находясь на месте события, берет интервью у участников происходящего, комментирует данное явление, по возможности прогнозирует ситуацию, имеет в арсенале богатую палитру выражения авторского «Я». Он одновременно «патронирует» все, что видит зритель. Автор выступает в роли конферансье - представляет в кадре синхронируемых; в роли шоумена - удерживает внимание зрительской аудитории на происходящем; в роли комментатора - интерпретируя, объясняет суть происходящего и проч.
Как известно, медиажанр - это относительно устойчивая структурно-содержательная организация сообщения, обусловленная отражением действительности и характером авторского отражения. Тектонические подвижки в медиасфере, по меткому выражению исследователя Т. В. Шмелевой, не могли не отразиться и на жанровой системе. Между тем именно сегодня становится очевидным, что теория медиажанров, идя вслед за практикой, не может ни догнать, ни опередить ее. Теория не успевает иногда даже назвать происходящее, идентифицировать его. И в итоге эксперты признают, что система жанров «не является системой в строгом смысле этого термина, а представляет собой набор типов текстов, выделенных на разных основаниях с чисто прагматическими профессиональными намерениями на основе профессионального здравого смысла» [Коньков, 2010. С. 59]. Жанр, как и все остальные элементы художественной формы, является одним из средств раскрытия содержания. Говоря о жанре, мы употребляем этот термин, в том числе, и в значении стандарта СМИ. А также обусловленный телевидением хронометраж, особенность аудитории, редакционная политика, методы, ко-
торые принято использовать для привлечения внимания целевой аудитории. Ь2Т сегодня уже имеет свои сложившиеся формат, стандарт и виды, благодаря которым из структурного элемента сюжета он стал вполне самостоятельным жанром. Кроме того, Ь2Т успешно справляется с названными функциями, являясь завершенным медиа-продуктом, в отличие, например, от стенда-па, которому уготована судьба лишь одного из компонентов сюжета.
Основной метод Ь2Т - корреспондент в кадре, повествующий о событии. Цель -привлечь внимание телезрителя за счет разнообразия творческого подхода и авторских средств выражения.
Строительным материалом, из которого формируются отдельные жанры, служат элементы, определяющие особенности жанра и отличающие его от других жанров. Говоря о медиажанрах, необходимо помнить, что основными признаками любого жанра являются его предмет, метод и функции.
Рассмотрим, что может являться предметом жанра Ь2Т. Поскольку «предметом могут быть и отдельное событие, и процесс, содержащий в себе ряд событий, и ситуация, включающая как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий» [Тер-тычный, 2002. С. 320], есть основания полагать, что предметом Ь2Т являются и события, и ситуации в своем разнообразии и взаимодействии, о которых рассказывает телезрителям корреспондент в кадре. Корреспондент может находиться на выставке и рассказывать, не выходя из кадра, о ее особенностях и достоинствах. Знакомить в кадре телезрителей с автором работ и посетителями, приглашать к микрофону экспертов, которые дадут оценку представленным работам. Автор может дать, находясь здесь же, в кадре, обзор рецензий, откликов, опубликованных на произведения данного автора в сети, в зарубежной прессе и т. д. Корреспондент не только рассказывает о выставке, но и формирует у телезрителя его собственную оценку, дает ориентиры и «способствует глубокому эмоциональному восприятию информации, позволяет делать смысл сообщения доступным, в том числе для аудитории, не обладающей специальными знаниями в той или иной области и не имеющей интереса к теме сообщения» [Бережная, 2009. С. 51]. В данном случае мы можем
рассматривать Ь2Т с выставки как отдельное событие, которое журналист выбрал для совещания методом перманентной работы в кадре.
Если говорить о таком предмете отображения, как процесс в том контексте, в котором определяет его А. А. Тертычный, «динамичное следование различных состояний, находящихся в причинно-следственной связи "если... то" ("если наступит это, то должно наступить то-то...")», мы можем утверждать, что работа в жанре Ь2Т достаточно эффективна для восприятия телезрителями. Задача журналиста в этом случае - проанализировать ход события, определяя исходное звено цепочки, а также остальные ее звенья, которые ведут к результату. К примеру, это может быть сюжет о том, как самостоятельно произвести какое-то действие, которое в понимании телезрителей доступно только специалисту, так как требует особых знаний и навыков. Корреспондент в кадре начинает выполнять действия, комментируя их последовательность, прибегая, при необходимости, к помощи эксперта, с которым общается «здесь и сейчас», не выходя из кадра. Этот же прием может быть использован в сюжетах расследовательского толка. Когда, к примеру, журналист «идет по следам» правонарушителя, реконструируя процесс преступления, рассказывая о том, как оно было совершено, о том, как шло следствие и каким был приговор, прозвучавший в зале суда. Весь этот процесс описан в рамках одного сюжета журналистом с привлечением или без экспертов / других участников процесса.
В этом случае автор считает необходимым выделить несколько видов Ь2Т, основанием чего служит принцип монтажности / немонтажности как прием видеосъемки материала, но не его монтаж.
1. Монтажный, когда Ь2Т снимается с нескольких точек. Автор использует прием «подхвата» (специальное построение фразы и плана, когда в кадре корреспондент словно подхватывает предыдущую фразу, но в этот момент он уже находится в другом «пространстве»). Логическая последовательность совокупности планов поддерживается только текстом. Если в этот момент выключить звук, телезрителю может показаться, что допущена ошибка при монтаже. Например, корреспондент входит в самолет, а выходит на следующем плане из автомобиля.
Монтажный L2T, в свою очередь можно разделить на L2T:
а) с использованием спецэффектов (ин-фографики, 3Б-графики, хромакея, так называемый хроматийный стендап, и проч.);
б) без использования спецэффектов.
L2T со спецэффектами широко применяется в программах в жанре инфотейнмент и интертейнмент. Инфотейнмент (от англ. information и entertainment) - развлечение информированием, «информируя, развлекай». Интертейнмент (англ. entertainment) - развлечение, соответственно, развлекай. Следуя этим способам подачи материала, журналист находит и приводит в материалах на любые, в первую очередь, «серьезные» темы, занимательные детали и сюжеты. Инфотейнмент зародился в 1980-е гг. в США. Начавшееся в те годы падение рейтингов информационных программ вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Изменения коснулись, во-первых, принципа отбора информации: снизилась доля «официоза», возросло число сообщений на социальные и культурные темы. Во-вторых, изменились способы подачи информации: в репортажах на первый план стали выходить детали, интересные всем зрителям. Среди новостей выделилась отдельная группа - информационно-развлекательные программы. Пионером в этом направлении принято считать еженедельную программу «60 минут» (CBS), где ведущие стали активно включать в репортажи свое отношение к событиям, более того, журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей, что было совершенно нетипично для американского телевидения [Агамян, 2011. С. 77], Тот же процесс, но с некоторым опозданием происходит и на российском телевидении. Человека, включившего телевизор, следует удержать у экрана; ему не должно быть скучно, поэтому «интерес-ность» становится основным критерием новостей и аналитики. Такое определение главной задачи вызывает дискуссии о границах жанров на телевидении, целях новостных передач, профессиональной этике журналистов, социальной ответственности телевидения.
Если иметь в виду уместность использования L2T, то следует говорить о форме, которая априори вызывает интерес зрителя, но при которой не страдает содержание сюжета. Другими словами, контент не идет на поводу у оболочки, в которую он заключен,
в ущерб смыслу. Если сюжет в жанре L2T использует в качестве элементов развлечения графику и спецэффекты, то есть основания полагать, что привнесение в видеоряд дополнительного изображения работает на обогащение, усиление его воздействия. Это хорошо заметно в научно-популярных передачах о науке.
2. Немонтажный L2T. Камера следует за корреспондентом, который работает в кадре и описывает ситуацию, процесс или событие. Съемки на видеокамеру с использованием метода внутрикадрового монтажа: от съемок одним кадром отдельных крупных сцен до съемок одним кадром всего фильма. Исследуя способ видеосъемки, мы можем утверждать, что телевидение в этом случае испытывает значительное влияние кинематографа. Кинематограф и телевидение заимствуют друг у друга не языковые модели, а разнообразные их черты и структурные элементы, которые адаптируются и преобразуются в зависимости от задач экранного искусства. «Языки кино, телевидения, видео, имея общие корни, не являются идентичными. Вызревание и эволюция киноязыка - в доминанте - происходит в процессе его обогащения специфическими свойствами смежных искусств. Кинематограф, используя художественно-эстетические особенности телевидения и видео, проявляет устойчивую способность их органично преобразовать и подчинить своим эстетическим законам» [Потемкин, 2007. С. 32]. Однако, утверждает С. В. Потемкин, освоение эстетики видео и специфики телеискусства в новейшем кинематографе зависит «не только от объективных процессов развития и конвергенции экранных искусств, видеоэстетики, но - в значительной степени - от художественной воли авторов, стремящихся к совершенствованию киноязыка и поиску его новых коммуникативных возможностей» [Там же]. Действительно, внутрикад-ровый монтаж, качественно произведенные съемки события, процесса одним планом (т. е. когда камера не выключается на протяжении всего повествования, соответственно отснятый материал не монтируется) -это признак высокого уровня профессионализма всей съемочной группы - корреспондента, оператора, режиссера. В кинематографе этот прием используют такие маститые режиссеры, как Ларс фон Триер, А. Сокуров, Ж.-Л. Годар.
Несомненно, работа в рамках немонтиро-ванного Ь2Т сложна творчески и технически и требует высокой отдачи, как от корреспондента, так и от оператора. Из экспертного интервью Алексея Боровикова, редактора 1-го канала: «Необходимо написать и запомнить весь текст, продумать и отрепетировать действие в кадре, в том числе подготовить других участников события - договориться о том, что они согласны поучаствовать в журналистском действии, ответить на вопросы, нужно заранее представлять хотя бы тональность их ответов, чтобы вписать в логику повествования. Необходимо договориться с оператором об определенной траектории движения камеры, визуальных акцентах, на которые он должен обратить внимание, и проч. Именно поэтому "живая часть" лайф-ту-тейп (не записанная заранее) редко бывает очень большой по хронометражу. Именно поэтому часто используются синхроны и лайфы, записанные заранее, до исполнения самого лайф-ту-тейп. Именно поэтому корреспондент часто использует примитивное действие в кадре или вовсе обходится без него, просто произнося текст, глядя в камеру». Ь2Т технически - один большой стен-дап, текст и логика которого полностью продуманы заранее, включая «территорию» синхронов, лайфов, дополнительного видеоряда, который записывается в одно включение камеры. «Выезжая на съемку, репортер уже представляет в общих чертах будущий экранный материал, поскольку съемка и монтаж подчинены определенным закономерностям, которые предоставляют, впрочем, большой простор для изобретательности» [Кузнецов, 2004. С. 136].
Требования, предъявляемые к авторам проекта: они должны обладать профессиональными знаниями, во всяком случае, должны иметь четкое представление о том, что такое основная сюжетная линия, экранное воплощение темы, видеопоследовательность, помимо вышеназванного функционала, можно отнести знание авторами телевизионного произведения принципов и законов драматургии, композиционного построения экранного произведения. «Дело в том, что сам язык экранной культуры - даже если он используется в научных целях - в своем исходном "зерне" является языком глубоко чувственным и уже поэтому изначально художественным» [Лихачев, 1963. С. 47]. Трех-частная композиция, как известно, содержит
основные точки: завязку, кульминацию и развязку. А также интродукцию и послесловие. Интерес зрителя держится на отложенном событии, которое декларируется в завязке. «Каждый информационный сюжет должен иметь четкую структуру и конфликт, проблему и ее решение, развитие и свертывание действия. То есть, начало, середину и конец» [Смирнов, 2006. С. 38].
Следующее немаловажное требование -это речевая ответственность корреспондента. Вряд ли нуждается в обосновании и неразрывное единство содержания и речевой формы информации. Поскольку автор Ь2Т имеет дело с устной речью, то дихотомическая характеристика устной телевизионной речи нередко играет злую шутку с авторами сообщения. С одной стороны, речь должна быть доступной для визуального восприятия, с другой - грамотной и стройной. С учетом того, что этап элокуции (облечение мыслей в слова) должен происходить в момент создания Ь2Т незамедлительно и оперативно, у корреспондента не всегда есть возможность прописать все составляющие «живой» работы. Но даже если корреспондент прописывает структуру и весь текст в кадре, у зрителя должно оставаться ощущение его спонтанности, что является основным признаком разговорной речи. Для этого жанра характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной. Важно, чтобы не было перекоса в сторону письменной речи, которая рассчитана больше на визуальное восприятие, или в сторону разговорной, когда автор, активно используя сленговые выражения, просторечия, грамматическую и лексическую контаминацию, нарушает статус сообщения. Есть особенности и в употреблении некоторых частей речи в Ь2Т, таких как причастия и деепричастия, которые редко используются в разговорном языке. Как правило, обороты с этими частями речи характеризуются в современной стилистике как книжные. Для удобства восприятия зрителями авторского текста он должен быть простым, доступным, но при этом ярким, метафоричным. Очень важно до начала записи Ь2Т прочесть текст вслух, чтобы понять, насколько он логичен, понятен. Тогда же можно услышать неудачные выражения, неоправданные повторы, неблагозвучия. Как известно, Сергей Довлатов, редактируя свои тексты, всегда читал их вслух - кон-
тролировал, чтобы текст звучал акустически красиво.
L2T - жанр сложный по техническим, технологическим и стилистическим характеристикам. В то же время он удобен для восприятия, эмоционально наполнен, что позволяет зрителю без особого труда не только воспринимать, но и запоминать сообщение. Как правило, L2T требует от журналиста опыта и профессиональных компетенций в работе с родственными жанрами -в репортаже, расследовании, реконструкции событий. Помимо этого необходимы навыки работы в кадре. Тем журналистам, кто хочет попробовать себя в этом жанре, необходимо освоить различные виды стендапов, хорошо понимая уместность собственного появления в кадре.
Таким образом, анализ материала показал, что коммуникативная интенция информирования зрителя в материале, предложенном в жанре L2T, уступая первенство развлекательному компоненту, обусловливает особую языковую и телевизионную манеру подачи. Эта коммуникативная направленность позволяет говорить о L2T как о самостоятельном информационно-интер-претативном телевизионном жанре.
Список литературы
Агамян Е. Ю. Основы тележурналистики: Учеб. пособие. Новосибирск, 2011.
Бережная М. А. Проблематика социальной сферы в телевизионной журналистике: актуализация позитивного дискурса: Авто-реф. дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2009.
Еремина Д. А. Интерпретация термина «ин-фотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа. URL: http:// www. mediascope.ru (дата обращения 10.02.2014).
Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во МГУ, 2004.
Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004.
Лихачев Д. С. Система литературных жанров Древней Руси // Славянские литературы. М., 1963.
Потемкин С. В. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Смелкова З. С., Ассуирова Л. В., Саво-ва М. Р., Сальникова О. А. Риторические
основы журналистики. М.: Флинта: Наука, 2003.
Смирнов В. В. Жанровая система радиожурналистики. История. Теория. Особенности функционирования. Ростов н/Д, 2006.
Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 1997.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2002.
Шостак М. И. Журналист и его произведение. М.: Гендальф, 1998.
Материал поступил в редколлегию 04.03.2014
E. Yu. Agamyan
Novosibirsk State Pedagogical University 28/3 Viluiskaya Str., Novosibirsk, 630126, Russian Federation
[email protected] L2T AS A GENRE OF CONTEMPORARY MEDIA
Television is in active search of new ways to attract the attention of the audience, their interest becomes the main criterion of news and analytics. Such definition of the main tasks causes the discussion about boundaries of TV genres, the purpose of news broadcasts, and social responsibility of television. The article discusses the emergence of new genres, corresponding with the requirements of the infotainment and entertainment. Today, from the well-known television genres stands out something that is not yet customary to be called genre, but is difficult to name just a structural element of the television scene because of its completeness, reasonable autonomy and integrity. It is a question about so-called life to tape.
Keywords: life to tape, reportage, genre, infotainment, entertainment, functions.
References
Agamyan E. Yu. Osnovy telezhurnalistiki. Novosibirsk, 2011. (In Russ.)
Berezhnaya M. A. Problematika sotsial'noj sfery v televizionnoj zhurnalistike: aktualizatsiya pozitivnogo diskursa. St.-Petersburg, 2009.
Eremina D. A. Interpretatsiya termina «infotejnment» v nemetskikh i rossijskikh issledova-niyakh mass-media. URL: http:// www.mediascope.ru (In Russ.)
Kon'kov V. I. Rechevaya struktura gazetnykh zhanrov. St.-Petersburg, 2004. (In Russ.)
Kuznetsov G. V. Tak rabotayut zhurnalisty TV. Moscow, 2004. (In Russ.)
Likhachev D. S. Sistema literaturnykh zhanrov Drevnej Rusi. Slavyanskie literatury. Moscow, 1963. (In Russ.)
Potemkin S. V. Vliyanie estetiki video i spetsifiki teleiskusstva na evolyutsiyu kinoyazyka. Moscow, 2007. (In Russ.)
Shostak M. I. Zhurnalist i ego proizvedenie. Moscow, Gendal'f Publ., 1998. (In Russ.)
Smelkova Z. S., Assuirova L. V., Savova M. R., Sal'nikova O. A. Ritoricheskie osnovy zhurna-listiki. Moscow, Flinta: Nauka, 2003. (In Russ.)
Smirnov V. V. Zhanrovaya sistema radiozhurnalistiki. Istoriya. Teoriya. Osobennosti funktsioni-rovaniya. Rostov n/D, 2006. (In Russ.)
Telenovosti: sekrety zhurnalistskogo masterstva. Moscow, 1997. (In Russ.)
Tertychnyj A. A. Zhanryperiodicheskojpechati. Moscow, Aspekt Press, 2002. (In Russ.)