Научная статья на тему 'Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации'

Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
608
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ЖАНР / МОДЕЛЬ / ТЕЛЕКАНАЛ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Антонова Мария Геннадьевна

В статье рассматривается жанровая структура телевизионной информации, а также методы построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1». Автором проведен анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном ТВ-сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the genre structure of television information and methods of information broadcasting on the local segment of the TV channel "Russia 1". The author analyzes the sustainable conditions of the information broadcasting model on the local TV segment.

Текст научной работы на тему «Жанровая структура как система основных выразительных средств подачи телевизионной информации»

АНТОНОВА М. Г.

ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА КАК СИСТЕМА ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОДАЧИ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ Аннотация. В статье рассматривается жанровая структура телевизионной информации, а также методы построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1». Автором проведен анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном ТВ-сегменте. Ключевые слова: жанр, модель, телеканал, выразительные средства.

ANTONOVA M. G GENRE STRUCTURE AS A SYSTEM OF EXPRESSIVE MEANS OF TELEVISION INFORMATION BROADCASTING Abstract. The article studies the genre structure of television information and methods of information broadcasting on the local segment of the TV channel "Russia 1". The author analyzes the sustainable conditions of the information broadcasting model on the local TV segment. Keywords: genre, type, channel, means of expression.

В сегменте современной системы средств массовых коммуникаций происходят постоянные изменения: совершенствуются уже существующие механизмы взаимоотношений общества и СМИ; трансформируются функции журналистики, меняется ее роль. В настоящее время средства массовой информации живут и функционируют в новых условиях развития медиарынка. В связи с быстрым развитием социальных сетей, блогов и интернет-СМИ степень доверия к телевидению среди образованных людей стала снижаться. При этом ТВ остается наиболее востребованным источником информации. К центральному телевидению обращаются 98% респондентов. На втором месте - региональное, местное ТВ (87%). Об этом говорят, например, данные опросов ВЦИОМ в 2008-2011 гг. [5].

Перед каждым телевизионным каналом-вещателем стоит задача - достичь уникальности, неповторимости, узнаваемости и, как следствие, оригинальности. Несомненно, лицом канала является его информационное вещание, поскольку именно оно имеет четкие временные отрезки, зафиксированные в сетке вещания и стабильную системность подачи теленовостей. Зритель не только знает, когда может ознакомиться с последними известиями, но и порой строит собственный график в соответствии с графиком выхода в эфир теленовостей на предпочитаемом канале. У канала формируется устойчивая телеаудитория. Как же оформить этот процесс и достичь успеха на современном

медиарынке?

По мнению исследователя телевизионного медиапространства В. В. Егорова, «характерной особенностью происходящих сегодня культурных изменений и, как следствие трансформация функций современных СМИ, является регионализация социально-культурной сферы и медиапотребления соответственно» [1, с. 40].

Анализ условий устойчивости модели информационного вещания в региональном сегменте на телеканале «Россия 1» позволяет сделать следующие выводы:

- модель развития и совершенствования информационного телевизионного вещания регионального сегмента полностью повторяет общефедеральный кластер. Для полного описания сути процесса эффективно применение основного биогенетического закона Геккеля, которым до недавнего времени пользовались биологи. Почему до недавнего времени? Все дело в том, что связь между онтогенезом и филогенезом очевидна, но абсолютное повторение отсутствует. Экстраполяция данных, казалось бы, сторонней журналистике науке, позволяют наиболее полно осмыслить анализируемый процесс. Развиваясь и функционируя в различных социальных условиях, федеральный и региональный сегменты формируют уникальный контент согласно специфическим задачам и сверхзадачам;

- устойчивость модели информационного вещания обусловлена применением определенного набора выразительных средств, которые образуют «внутреннюю» жанровую структуру. По мнению В. В. Егорова, жанр обобщает черты, свойственные произведениям, построенным на основе одинаковых закономерностей [1, с. 78].

Также под жанром можно подразумевать способ подачи телеинформации. Правомерность этого суждения подтверждает и мнение профессора кафедры телевидения и радиовещания МГУ им. М. В. Ломоносова В. Л. Цвика, который утверждает, что жанр -способ отражения реальной жизни, содержательные характеристики которого меняются мало (природные катаклизмы, техногенные катастрофы, человеческие судьбы и пр.); отсюда и устойчивость жанров [6, с. 56]. Влияние на совершенствование анализируемой структуры оказывает материально-техническая база телеканала, которая позволяет применять более выразительные формы и средства подачи информации.

Посредством алгоритмизации применения набора выразительных средств выстраивается информационный поток, характерный определенному телеканалу. На профессиональном языке телевизионщиков - это «формат вещания». Соответственно формируется и структура требований формата, которая обеспечивает телевизионному каналу индивидуальность и узнаваемость. Своеобразное клиширование самой системы

формирования контента определяет постоянность состава телеаудитории. Необходимо отметить, что понятие «телеаудитория» подразумевает, прежде всего, группу людей, объединенных процессом восприятия одного и того же информационного потока. Как правило, аудитория легко определяет предпочитаемый телевизионных канал по манере подачи информации, набору выразительных средств и схеме их применения. В свою очередь, учитывая это обстоятельство, вещатель постоянно работает над совершенствованием технической и творческой составляющей, выполняя требования формата. В частности, телеканал «Россия 1 » непрерывно проводит исследования мнения аудитории относительно методов построения сетки информационного вещания, применения основных выразительных средств, наполнения контента актуальной информацией. На основе полученных данных выстраивается стратегия дальнейшего совершенствования структуры изготовления и подачи телеинформации. В данном контексте телеинформация - это готовая система ассоциативных образов, выстроенных в трехуровневый поток знаков и символов.

Тот фактор, что телевизионный информационный поток складывается в результате применения устойчивого алгоритма его построения из трех уровней, обусловливает силу воздействия телеинформации на сознание зрителя. Она выражается в парализующем эффекте. Зритель практически лишен возможности продуктивного мышления относительно того или иного явления. Подача телеинформации происходит в короткий (практически молниеносный) промежуток времени. Текст, как правило, персонифицирован и имеет эмоциональную окраску, что склоняет реципиента к принятию определенного вывода относительно поданных данных. Вещатель в результате выступает в качестве манипулятора мнением аудитории. Это означает, что на создателей информационного телевизионного потока ложится особый груз морально-этической ответственности перед потребителем основного продукта - телеинформации.

Анализ методов построения информационного телевизионного вещания в региональном сегменте телеканала «Россия 1» показал, что модель выстраивается посредством применения таких жанровых элементов и выразительных средств, как:

Репортаж - основной жанр телевизионного информационного вещания. Это запись хода события с последующим монтажом на основе авторского текста или нового изобразительного материала - в соответствии со сценарным планом. Применение репортажа связано, прежде всего, с оперативностью подаваемой информации. Сама оперативность является основой актуальности. Исследования показывают, что подчас не содержание, а сиюминутность выходит на первый план при формировании очередного информационного выпуска. Передача посредством репортажа событий последнего часа делает новости

«живыми», «реальными», существующими в одной параллели с аудиторией.

Видеосюжет - изложение сути, оценок и комментариев к текущему событию посредством системы основных выразительных средств информационного ТВ. Жертвуя оперативностью, репортаж приобретает свойства аналитического жанра, поскольку аккумулирует выразительные средства, способные донести до зрителя некоторые упущенные ранее подробности, факты, комментарии. Работая над видеосюжетом, перед автором ставится одна из непростых задач - отделить факты от мнений. Иначе нарушается принцип объективности, который закреплен за СМИ на законодательном уровне.

Как уже отмечено выше, видеосюжет аккумулирует основные выразительные средства ТВ. Их не много, но их коммуникативную значимость сложно переоценить.

Система основных выразительных средств информационного ТВ состоит из:

1. Видео - чередование телевизионных планов различных по крупности. Длительность одного плана приближена к четырем секундам. Требования формата заключаются в четком порядке чередования планов, использовании панорам и трансфокаций. Посредством формирования видеоряда задается ритм, тональность, эмоциональная окраска видеосюжета. Формат предусматривает особый подход в использовании изображения экспертов в видеоряде, размещении в кадре и самого корреспондента во время записи произносимой внутрикадрового текста;

2. Текст - устное изложение сути события, построенное на комментариях, оценках и фактах. Существуют так же форматные требования и к подготовке текста, сопровождающего видеосюжет. К примеру, он должен быть кратким, лаконичным, приближенным к телеграфному стилю. Однако в этих жестких условиях необходима и авторская составляющая. Демонстрация индивидуальности в жестких условиях формата - это залог профессионального мастерства тележурналиста службы новостей. Автор текста должен учитывать, что требования формата так же регламентируют наличие причастных и деепричастных оборотов в информационном телевизионном тексте. Исключается наличие информационного шума и информационного мусора в «текстовом полотне»;

3. Синхрон (интервью) - фрагмент беседы, заявление, выступление, оценка, комментарий. Именно синхроном телевизионщики называют интервью. Название это обусловлено технической составляющей. Во времена использования «кино» в эфир запускались одновременно звуковая и кино- пленки. Режиссерам приходилось нажимать пусковые кнопки на пультах как можно синхроннее, чтобы артикуляция совпадала со звуком. Отсюда и произошел профессиональный термин - синхрон. К нему также предъявляются определенные требования формата вещателя. К примеру, синхрон

предпочтительней эмоциональный нежели информационный. Синхрон должен быть максимально лаконичным, иначе создается эффект говорящей головы. Синхрон чиновника предпочтительней записывать не за его рабочим столом, а вне кабинета на производстве или хотя бы изменить диспозицию кабинета так, чтобы интервьюируемый стоял или сидел не на своем привычном месте, а, к примеру, за столом переговоров;

4. Лайф - сегмент системы основных выразительных средств, который не содержит комментария, оценки и специальной видеообработки. Лайф - это жизнь. Назначение лайфа -дать зрителю самому почувствовать обстановку действия. Как правило, лайф - это момент действия, сопровождающийся ярким звуком: взрыв, разрушение, крик младенца, ликование толпы и т.д. Если лайф используется как самостоятельная жанровая форма телеинформации, то, как правило, под рубрикой «без комментариев». Исследования показывают, что этот прием не свойственен формату информационного вещания телеканала «Россия 1». В то же время редкий видеосюжет обходится без применения лайфа;

5. Стенд-ап - выступление в кадре самого автора. Наличие стенд-апа обусловливает презентабельность видеосюжета. Наличие в кадре автора доказывает высокую степень ответственности перед телезрителем за подаваемые факты и комментарии. Определенно подготовка стенд-апа требует от корреспондента высокого уровня профессионального мастерства, поскольку текст данного выразительного средства необходимо подготовить на ходу. К подготовке стенд-апа так же предъявляются определенные форматные требования. Они касаются как текста, так и внешнего вида автора;

6. Хрип - сообщение, оценка или комментарий, записанный по телефону. Используется при повышенной оперативности или отдаленности респондента. Посредством хрипа подаются последние подробности или недостающие комментарии. Термин «хрип» так же как «синхрон» имеет технические корни. Как правило, телефонную запись разговора или разговор по телефону в режиме «прямой эфир» легко отличить по характерным звуковым хрипам, сопровождающим запись.

В настоящее время в информационном ТВ вещании присутствуют такие самостоятельные жанровые формы, как:

• «Б/З» (читается бэзэ) - короткое информационное сообщение, где закадровый текст читает не автор, а ведущий выпуска. (может компилироваться с синхронном и лайфом);

• «прямое включение» - связь ведущего из студии с корреспондентом, находящимся на месте события. Передается в режиме реального времени при помощи системы спутниковой связи Fly Away.

• «Лайф ту тейп» - это стенд-ап, сопровождающийся видео с места события и

включением синхрона (применяется при скудности видеоматериала или высокой оперативности сообщения).

Для эффективного теоретического осмысления необходимо учитывать, что если выразительное средство используется как самостоятельный сегмент информационного выпуска, то его следует воспринимать как жанровую форму. Информационно-аналитические программы на региональных телеканалах - важный индикатор развития медиаотрасли в целом [2, с. 30-31], несмотря на гораздо меньшие территории охвата вещания местных телеканалов [4, с. 4]. Недостаток информации о жизни отдельных субъектов Российской Федерации не способен в полной мере отразить картину происходящих событий в стране [3, с. 48]. В этом заключается важность исследования, результаты которого могут помочь учредителям и редакторам выявить основные тенденции развития рынка региональных каналов, внести коррективы в работу редакции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и

комментарии. - М., 1997. - 92 с.

2. Константинова О. Хочешь узнать настоящую Россию - изучай глубинку! //

Журналистика и медиарынок. - 2009. - № 3. - С. 30-31.

3. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. В 3-х тт. Т. 1. - М.: Прогресс, 1989. -

323 с.

4. Симонян Р. Х. Концепция мезоуровня применительно к региону // СОЦИС. - 2010.

- № 5. - С. 2-4.

5. Федоров В. Свободы не хватает, но цензура нужна [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13779.

6. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.