Научная статья на тему 'Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования'

Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / THE STUDENT'S ORGANIZATIONS / THE BOLOGNA DECLARATION / QUALITY OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION QUALITY ASSURANCE / PARTICIPATION OF STUDENTS IN MAINTENANCE OF QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко Наталья Федоровна

Статья посвящена изучению зарубежного и передового отечественного опыта участия студентов в системе внутренней и внешней гарантии качества высшего образования. Рассмотрены преимущества и проблемы вовлечения студентов в процессы качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to study of international and advanced national experience of participation of students in the system of internal and external quality assurance of higher education. Advantages and problems of involving of students in the processes of quality of education are considered.

Текст научной работы на тему «Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования»

УДК 378.183

Н. Ф. Власенко

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена изучению зарубежного и передового отечественного опыта участия студентов в системе внутренней и внешней гарантии качества высшего образования. Рассмотрены преимущества и проблемы вовлечения студентов в процессы качества образования.

Ключевые слова: Болонская декларация, качество образования, гарантия качества высшего образования, участие студентов в обеспечении качества образования, студенческие организации.

Одно из требований Болонской декларации -привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях. Участие студентов в системе гарантии качества высшего образования стало признаваться по всей Европе как необходимое и желаемое явление [1].

Современный педагогический словарь трактует качество образования как «... степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от представляемых образовательным учреждением образовательных услуг...» [2, с. 120].

Необходимость привлечения общественности и потребителей образования к решению задач обеспечения качества образования исследовали Л. Р. Ягудина, Т. И. Пуденко, Э. В. Онищенко, С. Е. Солтан и др. Мониторинговыми исследованиями по выявлению требований своих потребителей занимались В. И. Андреев, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, З. А. Капелюк, С. С. Донецкая, Л. М. Стру-минская, С. Е. Шишов, В. П. Беспалько, В. А. Каль-ней, А. А. Орлова др.

Студенты стали принимать активное участие в улучшении и совершенствовании процесса обучения. Это происходит путем высказывания мнения о курсах обучения, которые они проходят, и внесения вклада в развитие преподавания изучаемых предметов; посредством участия в принятии решений на уровне университета, а также через непосредственное представление интересов студенчества в студенческих союзах и других представительных органах.

Более чем в четверти вузов - участников Болонского процесса участие студентов не ограничивается заполнением анкет, а воплощается в активных процессах обратной связи. Это обеспечивается различными путями, включая регулярные встречи студентов и сотрудников, деятельность студенческих и преподавательских комитетов. Подобная практика существует в вузах Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Германии, Литвы, Нидерландов, Словении, Швейцарии и Великобритании. В одном из финских университетов студенты даже проходят некий курс знакомства с процессами улучшения качества

образования и осознают роль, которую они могут играть в его совершенствовании.

Будущие педагоги могут участвовать в деятельности по обеспечению качества образования с различным уровнем вовлеченности. Самая распространенная форма - это заполнение опросников с целью проведения внутреннего оценивания в рамках процедур внутреннего обеспечения качества вузов. На втором уровне эксперты консультируются у студентов в ходе проведения внешних проверок учебного заведения. На третьем студенты могут принимать участие во внешних проверках вузов или учебных программ либо в составе экспертных групп в статусе наблюдателей, либо на стадии принятия решений. На заключительном четвертом уровне - в управлении государственными агентствами по обеспечению качества [3, с. 76].

Рассмотрим роль студенческих организаций в обеспечении качества учебного процесса на примере ряда зарубежных стран и некоторых российских вузов.

Одна из самых важных задач университетов Финляндии - повышение качества обучения. Добиться этого можно только при активном участии студентов. В Финляндии под вовлечением студентов всегда понимается их полное участие в процессе.

В финских университетах все первокурсники автоматически становятся членами местного студенческого союза, который представляет их интересы и таким образом может действовать от их лица. Положение студента в студенческом союзе зафиксировано в Университетском акте.При этом распространена практика участия студентов не только в работе студенческих союзов, но и ассоциациях по предметным областям. В каждой ассоциации есть человек, ответственный за решение проблем, касающихся образования. Такая работа студенческих ассоциаций способствует развитию более доверительных отношений между студентами и преподавателями.

Основные участники процесса гарантии качества образования в Финляндии - это университет, студенческий союз, студенческие ассоциации, персонал и отдельные студенты. Проблемой вовлечения студентов в данный процесс является постоян-

ная смена студенческого состава: абитуриенты поступают в университет и заканчивают его, соответственно, уходят из студенческой организации. Для студенческих союзов и ассоциаций характерна смена представителей каждый январь.

Во всех университетах Финляндии представители студентов обеспечены обучающими и инструктивными материалами. Кроме того, существует практика организации разных тематических дней и мероприятий для информирования обучающихся и персонала о развитии событий в области гарантии качества.

Немаловажной является мотивация студента или группы студентов: выделение ежегодной премии «Ad Fontes» за новые разработки и значительный вклад в улучшение преподавания. Получатель премии выбирается на основе рекомендаций студенческой ассоциации и рабочей группы преподавателей [4].

Агентство по гарантии качества в системе высшего образования Каталонии AQU Catalunya рассматривает студентов в качестве основных пользователей университета, заинтересованных в процессах гарантии качества.

С самого начала деятельности Агентства мнения студентов принимались во внимание во время процедуры оценивания, а в состав всех комиссий по внутренней оценке входили, по крайней мере, два студента. Агентство занимается периодической оценкой уровня трудоустройства выпускников вузов, проводит исследования и публикует его результаты (жалобы и просьбы студентов, оценка их уровня образованности) в форме статистических данных.

Несмотря на то, что участие студентов в управлении вузом регламентируется законом, в университетах Каталонии имеются и проблемы: вовлечение обучающихся в процессы гарантии качества минимально, количество студентов, принимающих участие в выборах ректоров и студенческих мероприятиях и ассоциациях, ограниченно, они пассивны при голосовании и, таким образом, не проявляют интереса к участию в оценочных процессах.

Подобную ситуацию можно объяснить существующей в настоящее время в обществе склонностью к индивидуализму, который ослабляет коллективное участие. Студенты придерживаются убеждения, что они всего лишь «временно учатся» в университете и не могут повлиять на процессы внутри него. Более того, академическая жизнь занимает большую часть свободного времени студентов, что приводит к снижению политической активности в университетах. Для студентов, вовлеченных в процесс, важно, чтобы в них видели больше партнеров, нежели потребителей высшего образования, с тем, чтобы они стали значимыми участниками в планировании и управлении уни-

верситетами и перестали играть роль пассивных получателей образования [4].

В Шотландии представительные органы студенчества участвуют в подготовке учебным заведением Аналитического отчета (Reflective Analysis or RA), в Англии, Северной Ирландии и Уэльсе - составляют Письменное студенческое представление (a Student Written Submission, or SWS), которое подается отдельно от представляемого учебным заведением документа по самообследованию (selfevaluation document, or SED).

«Голос студенчества» отдельных учебных заведений, который складывается из встреч с группами студентов и их представительными органами, дает важную информацию для группы экспертов/аудиторов при вынесении решения о гарантии качества внутри вуза. Прислушиваться и реагировать на мнения своих студентов - в интересах каждого учебного заведения.

Студенты на основании Устава или Основных прав участвуют в процедурах принятия учебным заведением решения через соответствующие выборные органы и комитеты. Однако некоторые вузы жалуются на низкий уровень участия представителей студенчества. Данная проблема связана не только с личными качествами обучающихся; это происходит и вследствие особенностей существующей практики, которые находятся под контролем самого учебного заведения [5].

Студенты Бельгии участвуют как во внутренней, так и во внешней оценке качества образования. В соответствии с Болонской декларацией с 2003 г. в комиссии по внешней оценке гарантии качества обязательно участие одного студента. Это закреплено юридически. Он имеет те же самые права и обязательства, что и другие участники комиссии, и получает денежное вознаграждение.

Внешняя оценка гарантии качества в Бельгии организована через организации: Фламандская ассоциация университетов (Vlir) и Совет фламандских университетских колледжей/политехникумов (Vlhora). VVS - Национальный союз студентов во Фландрии ответственен за поиск и отбор студентов для внешних групп качества: набирает группу из университетов и политехнических институтов; широко рекламирует вакансию в местных студенческих советах, учреждениях, вузовской прессе; на основе резюме и заявления делает первый выбор. Включенные в окончательный список студенты приглашаются для собеседования. Для каждой предметной области выбирают двух лучших студентов-участников и несколько запасных кандидатов.

На этом роль VVS заканчивается. Дальнейшее общение, обучение, инструктаж и оплата студентов - задачи Vlir и Vlhora. Это должно гарантировать независимость членов комиссии. Студенты не

могут быть связаны ни с одним из посещаемых учреждений, поэтому не имеют права посетить свое учреждение; необходимо, чтобы второй студент был из другого учреждения.

Однако имеется определенная проблема: на некоторые предметные области невозможно найти достаточное количество компетентных кандидатов. Это оказывает влияние на качество отобранных кандидатур. Чем меньше студентов соревнуются за участие в группе по оценке качества, тем меньше возможностей избавиться от некомпетентных кандидатов. Причины кроются в различии между университетским образованием и образованием в политехнических институтах. Первая причина - у студентов-политехников более высокая рабочая нагрузка, они боятся, что не справятся с ней, если будут отсутствовать на занятиях. В некоторых случаях родители отговаривают молодых людей от участия во внешней экспертизе и советуют им сконцентрироваться на учебе. Вторая причина - сроки обучения по степени бакалавра в университетах и политехнических институтах разные. Студенты-первокурсники боятся брать определенные обязательства, а в течение последнего года учебы интернатура занимает большую часть их времени. Толь -ко второй год обучения в вузе остается для работы по гарантии качества. Этого времени недостаточно для эффективного участия во внешней экспертизе. Третья причина заключается в том, что часто студенты-политехники не знают о своей возможности участвовать в гарантии качества, пока не прочитают об этом в рекламе, и не все политехнические институты готовы мотивировать своих студентов на это или позволить быть активнее на национальном уровне [5].

В Совет по аккредитации Германии входят два представителя студенчества. В принятии решений агентства по аккредитации учитывают мнения студенческих представителей как участников с полными избирательными правами. Студенты должны быть квалифицированными и иметь необходимый опыт. Студенческое объединение по аккредитации проводит обучающие семинары, которые открыты для всех заинтересованных студентов. На семинарах участники знакомятся с учебными реформами, материалами Болонского процесса и процедурами систем аккредитации. Благодаря интерактивным методам они получают практические знания по содержанию и организации коллективной работы. Большинство студенческих организаций делегирует представителей в Совет по аккредитации только после того, как они посетят учебные семинары или иначе получат сопоставимую степень знаний.

Студенческое объединение по аккредитации проводит генеральную ассамблею дважды в год,

предоставляя возможность студентам, имеющим дело с высшим образованием, обсудить недавние события в системе аккредитации и обменяться своими представлениями и опытом.

Но и здесь имеются проблемы. Число студентов из университетов прикладных наук (Fachhochschu-len) в Объединении сравнительно низкое, финансовая ситуация развита слабо. Это серьезно ограничивает возможности участия студентов в аккредитации среди сообщества высшего образования и студентов [5].

Главная миссия ARACIS (Agency for Quality Assurance in Higher Education) - Румынского агентства гарантии качества в высшем образовании -внешняя оценка качества румынского высшего образования.

Студенческие союзы, которых довольно много в Румынии, пытались привлечь внимание высших чиновников, администрации вузов, прессы к проблемам качества образования, но не были услышаны. И только ARACIS сделало некоторые важные шаги к изменению ситуации, поддерживая включение студентов в процесс гарантии качества. Чтобы улучшить их положение в высшем образовании, проводились следующие мероприятия: студенты посещали ARACIS-встречи; была создана база студенческих оценщиков качества образования; организовано обучение для студентов.

В союзы выбираются студенты, которые прошли обучение и представляют студенческие интересы, соблюдая законность. Таким образом, привлечение студентов к усовершенствованию системы высшего образования имеет и воспитательный компонент: молодые люди учатся быть ответственными, чувствовать личную причастность к изменениям и понимать, что на все это надо время.

Поскольку румынские студенческие союзы объединяют студентов с различными политическими взглядами, разных университетов, занимающихся другими областями исследований, они облегчают процесс личностного и коллективного студенческого развития [6].

NOKUT (Nasjonal organ for kvalitet i utdanni-gen) - Норвежское агентство по обеспечению качества в образовании представляет собой независимую государственную структуру, созданную для осуществления надзора за качеством в системе высшего образования Норвегии посредством оценки, аккредитации и признания качества систем, учебных заведений и курсов.

С начала своего основания Норвежское агентство гарантии качества практиковало участие студентов в составе большинства экспертных групп по внешней оценке. Студенты являются полноправными членами экспертных комиссий по аккредитации образовательных учреждений. В Совете

NOKUT есть представитель студентов. Во-первых, это в первую очередь студент, единственный, кто способен увидеть ситуацию с точки зрения учащегося. Во-вторых, у тех, кого выбирают в состав экспертной комиссии, как правило, уже есть опыт такой работы либо на уровне вуза, либо на национальном уровне. Они понимают и знают систему высшего образования, что очень важно, и способны воспринимать ситуацию глазами студентов, чего нельзя сказать о других членах комиссии. Третья функция студентов заключается в том, что они являются заинтересованными в высшем образовании лицами, вкладывая в образование время и деньги [7].

В российских вузах большинство усилий направлено на создание внутренней системы оценки качества подготовки специалистов, в европейских - внешней.

Ярким примером требования Болонского процесса по реализации декларации об участии студентов в управлении качеством образования в российских вузах является Российский университет дружбы народов (РУДН). Независимый контроль обеспечения качества здесь осуществляют студенческие организации. В университете создана Комиссия студенческого совета РУДН по качеству обучения. Основной целью работы Комиссии является совершенствование системы качества образовательной деятельности и содействие в осуществлении эффективной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями путем постоянного повышения качества образовательного процесса в университете и интеграции его в национальные и международные образовательные программы.

Главными задачами Комиссии являются:

- анализ состояния процессов образовательной деятельности в вузе, определение направлений их развития и совершенствования;

- оптимизация учебного процесса;

- мониторинг качества подготовки специалистов;

- анализ обеспечения качества образовательной деятельности, в том числе при открытии новых специальностей.

Студенты принимают участие в работе совещаний, симпозиумов по вопросам качества образовательной деятельности и проблемам высшей школы, собирают отчеты по данным вопросам и участвуют в их анализе. Члены комиссии имеют право запрашивать необходимую информацию от структурных подразделений, получать материально-технические и иные средства, необходимые для осуществления функциональных обязанностей, получать поощрения и пр.

В Кемеровском филиале РГТЭУ создан Институт уполномоченных по качеству от студентов, в

который входят студенты от института, факультетов, академических групп. Задачами уполномоченного являются:

- содействие реализации миссии и политики Кемеровского института (филиала) РГТЭУ в области обеспечения качества образования;

- повышение качества подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями;

- привлечение студентов к оценке качества образовательных услуг;

- представление интересов студентов при решении вопросов в области качества.

Будущие специалисты принимают участие в организации и проведении маркетинговых исследований, качества обучения студентов (в том числе в исследовании обратной связи по дисциплине) и информировании об их результатах; участвуют в проектировании и оценке качества учебных планов и рабочих программ по дисциплинам, инновационных проектах и пр.

Однако привлечение обучающихся к работе экспертных комиссий по оценке деятельности высших учебных заведений показало ряд проблем.

Во-первых, отсутствие в нашей стране традиций привлечения студентов к оценке качества образования, неразвитость общественных организаций студенчества.

Во-вторых, неготовность представителей студенчества к объективной оценке деятельности вуза.

В-третьих, отсутствие у студентов необходимых компетенций.

В качестве еще одной проблемы была обозначена прямота (искренность) студентов.

Внутривузовские системы обеспечения качества (в том числе и студенческие организации) являются необходимым внутренним атрибутом деятельности современного учреждения высшего образования, желающего получить международное признание своих академических программ или международную аккредитацию. Главный критерий успешного вхождения вузов в мировое образовательное пространство (в том числе и российских) - это качество обучения и уровень подготовленности выпускников к применению знаний на практике, восприятию нового, способность учиться всю жизнь.

Как показывает опыт, чем активнее молодые люди принимают участие во внутренней и внешней оценке гарантии качества, тем очевиднее результаты по повышению качества обучения. Студенты в экспертных комиссиях имеют богатый опыт работы членами Советов по гарантии качества на разных институциональных уровнях, знакомы с процедурами, системой правил и терминологией гарантии качества. Это участие перерастает в надежное партнерство и таким образом происходит более открытый диалог.

Список литературы

1. Лежнина Л. В., Шишковский В. И. Концептуальные основы интеграции российской и европейской образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 6(69). С. 115-119.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. 448 с.

3. Меликян А. В. Обеспечение качества высшего образования в странах ОЭСР // Вестн. международных организаций. 2008. № 7-8 (22). С. 71-84.

4. Alaniska H., Codina E. A., Bohrer J. et al. Student involvement in the processes of quality assurance agencies, ENQA. Helsinki, 2006. 48 p.

5. Embedding quality culture in higher education. A selection of papers from the 1st European forum for quality assurance. URL: https:// www.eua. be

6. Geven K.. Quality Assurance is a Process of Growing Up Quality Assurance Review, Vol. 2, Nr. 1, Aprilie 2010. Р. 30-31.

7. Норвегия. Воплощение в жизнь элементов Болонского процесса. URL: https://www.hse.ru/data/2010/05/12/1217370860/15.pdf

Власенко Н. Ф., ассистент.

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт.

Пр. Московский, 95, Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия, 423812.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 06.05.2011.

N. F. Vlasenko

PARTICIPATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF QUALITY ASSURANCE OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to study of international and advanced national experience of participation of students in the system of internal and external quality assurance of higher education. Advantages and problems of involving of students in the processes of quality of education are considered.

Key words: the Bologna declaration, quality of education, higher education quality assurance, participation of students in maintenance of quality of education, the student’s organizations.

Naberezhnye Chelny State Trade and Technology Institute.

Pr. Moskovsky, 95, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russia, 423812.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.