Научная статья на тему 'Партнерство государства, общества и вузов: опыт Франции'

Партнерство государства, общества и вузов: опыт Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ОЦЕНКА / ПАРТНЕРСТВО / НЕЗАВИСИМЫЕ АГЕНТСТВА / ФРАНЦИЯ / HIGHER EDUCATION / QUALITY / ASSESSMENT / PARTNERSHIP / FRANCE / INDEPENDENT AGENCIES / AERES / CTI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Неретина Евгения Алексеевна, Еналеева Юлия Рифатовна

В статье рассмотрены особенности обеспечения качества высшего профессионального образования во Франции, в частности, речь идет о формировании партнерских отношений государства, вузов и независимых агентств. Приведена информация о деятельности двух независимых агентств по оценке качества образования – AERES и CTI. Проведен анализ их деятельности с целью выявления возможностей использования данного опыта в практике российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The partnership of government, society and universities in the process of education quality assurance: the experience of France

The paper deals with the specific features of higher education quality assurance in France based on the development of partnership between government, universities and independent agencies. The information about the two independent agencies providing assessment ofeducation qualityAERES and CTI is presented. The results of comparative analysis of Russian and French quality assurance systems in education are discussed with the aim to study the possibility of foreign experience transformation into the practice of Russian universities.

Текст научной работы на тему «Партнерство государства, общества и вузов: опыт Франции»

Ханне Смидт. Тенденции 2010: десятилетие перемен в европейском высшем образовании // Болонский процесс: итоги десятилетия / Под ред. В.И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. С. 24-157.

4. См.: London Communique “Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world.” URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/ London_ Communique18May2007.pdf. Перевод: Лондонское коммюнике «К европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира». URL: www.vovr.ru/bolon.html; см. также: Байденко В.И., Селезнева Н.А. Из

истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 99-116; № 10. С. 89104; № 11. С. 99-112.

5. См.: http://cae.msu.ru/? q=node/29

6. О некоторых результатах мониторинга эф-

фективности внедрения ФГОС в учреждениях высшего профессионального образования. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012; см. также: Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3-12.

7. См.: www.neurobiotech.ru

ARTAMONOVA J.D., DEMCHUK A.L., MOISEEVA V.V. POSTGRADUATE EDUCATION NETWORK: THEORY AND PRACTICE IN EUROPE AND RUSSIA

This article presents the current state of the world practice of higher education institutions networking at PhD level, analyzes the experience of the European and Russian higher education institutions in organizing such a networking, points out the key issues and suggests solution options.

Key words: higher education institutions networking, postgraduate education network, academic mobility, European Higher Education Area, European Research Area, “knowledge triangle”, BioN project.

НД. гуc:шoвA, профессор Партнерство

Е.А. НЕРЕТИНА, профессор

ю.р. еналеева, доцент государства, общества

Мордовский государственный и вузов- опыт фрянпмм

университет им. Н.П. Огарева и ву3°в« оПЫт франЦИИ

В статье рассмотрены особенности обеспечения качества высшего профессионального образования во Франции, в частности, речь идет о формировании партнерских отношений государства, вузов и независимых агентств. Приведена информация о деятельности двух независимых агентств по оценке качества образования - АЕЯЕ8 и СТI. Проведен анализ их деятельности с целью выявления возможностей использования данного опыта в практике российского образования.

Ключевые слова: высшее образование, качество, оценка, партнерство, независимые агентства, Франция.

Обеспечение высокого качества образо- собов обеспечения качества образования

вания на основе сохранения его фундамен- является изучение зарубежного опыта с

тальности и соответствия актуальным и целью выявления возможностей его трансперспективным потребностям личности, формации для внедрения в практику рос-

общества и государства является главной сийского образования [1]. Среди европей-

задачей российской государственной поли- ских стран можно выделить Францию -

тики в сфере образования. Одним из спо- одного из лидеров в развитии процессов

интеграции в европейское образовательное пространство.

Для французской системы высшего образования характерна своя специфика: определенная система дипломов и ученых степеней, особое деление на циклы обучения, престиж дипломов государственных учебных заведений по сравнению с частными. Франция в большей степени, чем другие европейские страны, стремится сохранить национальные и культурно-исторические традиции в образовании. Вместе с тем эта страна начиная с 1998 г. последовательно проводит политику реформирования высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса и за короткий срок смогла перестроить систему образования таким образом, чтобы она отвечала требованиям Болонской декларации.

Важным этапом в процессе модернизации системы высшего профессионального образования Франции стало создание в 2006 г. независимого Агентства по оценке качества научно-исследовательской деятельности и высшего образования (AERES), миссия которого заключается в экспертизе работы институтов науки и высшего образования в соответствии с европейскими рекомендациями и требованиями [2].

Исходя из принципов «комплексной оценки качества», агентство действует по следующим направлениям:

■ оценка образовательных программ (лиценциат - магистратура - докторантура);

■ оценка вузов;

■ оценка деятельности научно-исследовательских лабораторий;

■ оценка уровня и квалификации персонала высших учебных заведений;

■ участие в оценке иностранных или международных исследовательских и образовательных программ.

Таким образом, AERES является уникальным инструментом, позволяющим интегрировать результаты оценки научно-исследовательских подразделений и программ подготовки специалистов для созда-

ния целостного представления о деятельности и стратегии вуза.

Агентство предоставляет свободный доступ ко всем своим отчетам по аудиту университетов, а также публикует информацию о процедурах и методах оценки качества. Однако оно не имеет права принимать решения, поскольку не является органом аккредитации. Окончательное решение о финансировании вуза, открытии или закрытии основных образовательных программ остается за государством.

Основополагающими принципами AERES являются:

■ независимость. Агентство выполняет свои обязанности без какого-либо давления со стороны институтов государственной власти. Независимость позволяет экспертам выявлять сильные и слабые стороны учреждения в соответствии с принятым им этическим кодексом;

■ прозрачность. Агентство придерживается политики открытости своей деятельности, поскольку все результаты работы согласно его этическим нормам доводятся до сведения общественности. Все доклады публикуются в полном объеме на веб-сайте;

■ беспристрастность. Экспертные комиссии AERES проводят независимую оценку вузов на основе коллегиальности, обеспечивая справедливость и беспристрастность получаемых выводов. Эксперты должны информировать друг друга о любой ситуации, которая может повлиять на объективность оценки.

Кроме указанных принципов, агентство формулирует определенные этические ре-гулятивы, следование которым во многом определяет качество оценки:

■ уважение к людям и учреждениям. AERES стремится к учету интересов своих коллег и конкретных структур. Кроме того, эксперты придерживаются строгой конфиденциальности и вне заседания комитета экспертов по вопросам полученной в ходе оценки информации;

Рис. 1. Взаимоотношения Министерства высшего образования и научных исследований

Франции с AERES и вузами

■ эффективность. AERES постоянно развивает компетенции своего персонала и экспертов. Это обеспечивает согласованность всех процедур периодической оценки в соответствии с установленным графиком;

■ профессионализм. Агентство применяет современные методы и процедуры, соответствующие его миссии, в том числе регулярно оценивает и изучает удовлетворенность заинтересованных сторон.

В составе AERES около 70 постоянных сотрудников, также к оценке привлекаются порядка 500 различных экспертов. Один раз в пять лет оценку со стороны AERES проходят порядка 250 учебных заведений, 380 научных лабораторий, 4800 основных образовательных программ. Взаимоотношения государства в лице Министерства высшего образования и научных исследований Франции с AERES, а также с вузами основаны на принципах партнерства и представлены на рис. 1 [3].

Из рисунка видно, что AERES, получая государственное финансирование, ежегод-

но отчитывается о выполнении своих обязанностей перед министерством, которое, в свою очередь, направляет отчеты в Парламент. Деятельность агентства отражает стремление Правительства Франции к формированию единого механизма оценки качества вузов на национальном уровне: впервые миссия по оценке учебных заведений, научно-исследовательских подразделений и институтов возлагается на одну структуру.

AERES осуществляет свою деятельность в соответствии с европейскими стандартами и руководящими принципами ENQA (Европейской ассоциации по гарантиям качества в высшем образовании), принятыми в 2005 г. в Бергене, и стремится распространить культуру качества в учреждениях и организациях, поощряя вузы к разработке процедур обеспечения качества по европейским стандартам [4].

Оценка системы качества вуза со стороны AERES строится на основе европейских стандартов и принципов и включает два взаимодополняющих метода:

■ самооценку, которая позволяет вузу

определить цели, миссии, осмыслить свои возможности, измерить свои результаты и эффективность, понять себя в перспективе усиления ответственности и развития автономии;

■ внешнюю оценку, которая осуществляется, во-первых, через анализ отчета о самооценке и другой документации и, во-вторых, через анализ соответствия деятельности вуза его миссии и стратегии.

Проводя анализ управления и институциональной политики организаций, занимающихся исследованиями, разработками, высшим образованием, особое внимание AERES уделяет политике учебного заведе-

ния в области качества. Важными параметрами оценки также являются отношения со студентами, инновационная составляющая образования, партнерские отношения учебного заведения с обществом через правительственные учреждения, некоммерческие организации и работодателей. Процедура оценки образовательных учреждений включает этапы, представленные на рис. 2.

Таким образом, процесс оценки качества образовательных учреждений предполагает непрерывный диалог между агентством и заинтересованными сторонами, включающий, в частности: предварительные консультации заинтересованных сто-

Рис. 2. Схема процесса оценки AERES образовательных учреждений

Рис. 3. Сравнение положительных оценок университетов и высших школ Франции

рон на национальном уровне, сбор комментариев от вузов по итогам их оценки перед публикацией окончательного отчета, обратную связь для проверки согласованности и целесообразности процедуры.

На рис. 3 представлены сводные результаты оценки высших учебных заведений Франции, проведенной AERES в 2011 г. в разрезе их типов: университетов и высших школ [2]. По результатам оценки научных исследований положительные оценки получили 42% университетов и только 30% высших школ. Качество образования, напротив, является сильной стороной более чем 40% высших школ и 36% университетов. Незначительно отличаются средние результаты, полученные университетами и школами по таким показателям, как международная деятельность и студенческая жизнь. Интересен результат оценки экспертной комиссии по вопросу привлекательности университетов и высших школ Франции (25% и 38% соответственно).

Сравнение положительных оценок по различным аспектам качества образования

представлено на рис. 4. Видно, что по большинству оцениваемых аспектов лидируют высшие школы; университеты отличает лишь более совершенный контроль качества образования и развитая система непрерывного образования, что является вполне закономерным.

AERES активно развивает свою деятельность в европейском и международном образовательном пространстве по следующим направлениям [2]:

■ привлечение иностранных экспертов разных категорий в зависимости от объекта оценки;

■ обеспечение международной прозрачности и открытости по отношению к иным культурам оценки;

■ сотрудничество с органами оценки качества образования в мире. AERES установило контакты с учреждениями в Квебеке, Бразилии,Бельгии, Германии и Великобритании с целью организации международных семинаров для обмена идеями и инновационными практиками оценки качества, проведения совместной работы;

Качество предлагаемого образов ан ия

—♦—Университеты Высшие шкапы

Рис. 4. Сравнение положительных оценок университетов и высших школ Франции

в образовательной деятельности

■ развитие международного опыта в агентстве. AERES проводит оценки учреждений за рубежом; первый международный опыт связан с оценкой в 2008 г. Университета Saint-Joseph в Бейруте.

В 2010 г. AERES прошел внешнюю оценку со стороны своих коллег и получил возможность стать полноправным членом ENQA. Членство в Европейской ассоциации позволяет агентству делиться своим опытом с другими учреждениями и вносить свой вклад в совершенствование системы оценки высшего образования и научных исследований в европейском образовательном пространстве. Так, в октябре 2012 г. на Г енеральной ассамблее ENQA генеральный секретарь агентства Laurence Pinson и руководитель европейских и международных дел AERES Patricia Pol участвовали в крупных дебатах по вопросам интернационализации деятельности агентств и подготовки к пересмотру европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества. Президент AERES Didier Houssin предложил

свое видение эволюции европейских стандартов и рекомендаций для гарантии качества высшего образования: расширение сферы их действия для обеспечения связи между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями, уточнение терминологии данных стандартов, развитие исследований по проблемам обеспечения качества [5].

В 2011 г. агентством была пройдена аттестация для включения его в EQAR (Европейский регистр агентств по гарантиям качества высшего образования) [6], что свидетельствует об авторитете организации за рубежом. Международное признание AERES имеет важное значение для укрепления доверия к французской системе высшего образования со стороны иностранных студентов, а также способствует успешному трудоустройству французских выпускников на европейском рынке труда.

Таким образом, деятельность AERES преследует следующие цели [7]:

■ помочь высшим учебным заведени-

ям и научно-исследовательским подразделениям в формировании эффективной стратегии;

■ повысить квалификацию научнопреподавательских работников;

■ обеспечить правительственные структуры (министерства) информацией, необходимой для принятия управленческих решений (распределение финансовых и человеческих ресурсов, сертификация научно-исследовательских подразделений и др.);

■ предоставить студентам необходимую информацию для выбора карьеры;

■ удовлетворить потребности бизнеса в информации о качестве подготовки и квалификации выпускников;

■ информировать общество о деятельности высших учебных заведений и о состоянии научных исследований.

Помимо AERES, во Франции созданы и другие агентства, целью которых является независимая оценка качества высшего образования. Одним из авторитетных является Комиссия дипломированных инженеров (СТ1), созданная в 1934 г. для расширения возможностей инженерных программ, повышения качества образования, содействия престижу инженерной профессии во Франции и за рубежом.

Миссия СТ1 заключается в оценке и аккредитации французских инженерных школ, желающих получить разрешение на присвоение выпускникам звания «дипломированный инженер». Данная структура проводит регулярную оценку (один раз в 6 лет) инженерных программ, что соответствует максимальному периоду «аккредитации » на право выпускать дипломированных инженеров. Помимо этого, СТ1 занимается оценкой и аккредитацией иностранных дипломов по инженерным специальностям, проводит консультации по всем вопросам, касающимся получения дипломов инженеров. СТ1 постоянно совершенствует критерии и процедуры оценки для выполнения своих обязанностей, что спо-

собствует постоянному повышению качества инженерного образования и его интеграции в европейское и международное пространство [8].

В состав СТ1 входят 32 человека, из них 16 представляют академическое сообщество, 16 - реальный сектор (при этом 8 -работодатели и 8 - представители профсоюзов и ассоциаций инженеров). Комиссия поделена на четыре рабочие группы исходя из следующих направлений: международная деятельность, качество, инженерные программы, связь с работодателями.

С 1997 г. СТ1 оценивает со строгой периодичностью все инженерные школы. Для упрощения процедуры оценки страна разделена на шесть регионов. Например, в 2011/2012 учебном году аккредитацию проходили все образовательные программы инженерных школ Парижа, в 2012/ 2013 учебном году - Иль-де-Франса в пригороде Парижа, в 2013/2014 учебном году настанет очередь Северо-Запада Франции и т.д.

Процедура аккредитации СТ1 включает:

■ проведение самооценки;

■ визит в образовательное учреждение;

■ анализ полученных результатов (SWOT-анализ и разработка рекомендаций);

■ принятие решения (отказ в аккредитации; полная аккредитация на шесть лет; аккредитация на три года - при выявлении тех или иных проблем) [9].

В 2011 г. лишь 60% представленных к оценке образовательных программ получили полную аккредитацию. Остальные не получили аккредитацию или получили ее только на три года. Как правило, это касается новых программ.

По результатам своей деятельности СТ1 публикует список аккредитованных программ. Выпускники данных программ получают звание «дипломированный инженер», что является очень престижным и

сразу может обеспечивать им высокую должность и оплату труда.

В свою очередь, CTI сама проходит оценку в других организациях. Т ак же как и AERES, Комиссия дипломированных инженеров признана ENQA и входит в EQAR. Помимо этого, CTI входит в EUR-ACE. Эта структура создана в целях обеспечения качества инженерных программ в Европе. Поэтому аккредитационные программы CTI также получают бренд «EUR-ACE», что говорит об их признании на европейском уровне.

Россия, следуя принципам Болонского процесса, так же как и Франция, модернизирует свою систему высшего профессионального образования. Были внесены изменения в законодательную базу, направленные на обеспечение качества образования и предусматривающие: совмещение процедур государственной аккредитации и аттестации; предоставление субъекту РФ права государственной аккредитации образовательных учреждений довузовского образования; расширение нормативной базы процедуры признания и установления эквивалентности иностранных документов об образовании. Процедуры обеспечения качества Правительство РФ попыталось привести в соответствие с документами ENQA.

Данные инициативы привели к активизации процесса формирования внутриву-зовских систем качества в отечественных образовательных учреждениях; отмечена тенденция сертификации систем качества и аккредитации образовательных программ в зарубежных аккредитационных агентствах. При государственной аккредитации вузов в России используются результаты их самообследования. Это стимулирует учебные заведения к развитию внутриву-зовских систем качества, а также предполагает вовлечение студентов, работодателей и выпускников в процедуры оценки качества образования.

Сравнение систем обеспечения качества высшего образования в России и во Фран-

ции позволяет выделить ряд отличий, обусловленных историческими традициями. Основное отличие заключается в том, что во Франции государство возложило функции непосредственного руководства и контроля за качеством образования на независимые агентства, а в России органы государственной власти оставили эти функции за собой.

Изучение опыта Франции по обеспечению качества высшего профессионального образования говорит о том, что вузам России следует более активно применять процедуры внутренней гарантии качества. Безусловно, привлекательными являются принципы и ценности, зафиксированные в уставе AERES. Российским структурам, занимающимся вопросами внешней гарантии качества ВПО, также необходимо следовать данным принципам в своей работе с целью формирования взаимовыгодных партнерских отношений с образовательными учреждениями, что, безусловно, положительно отразится на качестве отечественного высшего профессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Рубин Ю.Б., Соболева Э.Ю. Внутренние

гарантии качества процедур независимой аккредитации // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 12-23.

2. AERES: Agence devaluation de la recherche

et de l’enseignement superieur. URL: http:// www.aeres-evaluation.fr

3. Fouquet R. Quality Assurance and University

Governance in the context of the Bologna Process in France // Материалы стажировки «Управление качеством образования и инновационные технологии преподавания: опыт французских университетов», 1-8 мая 2012 г., Севр, Франция, Международный центр педагогических исследований.

4. Сurvale B. Management of quality: European

standards and guidelines // Материалы стажировки «Управление качеством образования и инновационные технологии пре-

подавания: опыт французских университетов»...

5. The European Association (N etwork) for Quality

Assurance in Higher Education (ENQA). URL: http:// www.enqa.eu; www.aeres-evaluation. com/News/News/ENQA

6. См.: EQAR: европейская матрица взаимо-

действия вузов и агентств (интервью с К. Тюком) // Качество образования. 2012. № 6. С. 11-13.

7. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко

А.А. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 91 с.

8. CTI. Commission des Titres d’Ingenieur. URL:

http://www.cti-commission.fr

9. Chapato T. Quality Assurance for Engineering

Diplomas// Материалы стажировки «Управление качеством образования и инновационные технологии преподавания: опыт французских университетов».

GUSKOVA N.D, NERETINA E.A., ENALEEVA YU.R. THE PARTNERSHIP OF GOVERNMENT, SOCIETY AND UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF EDUCATION QUALITY ASSURANCE: THE EXPERIENCE OF FRANCE

The paper deals with the specific features of higher education quality assurance in France based on the development of partnership between government, universities and independent agencies. The information about the two independent agencies providing assessment of education quality - AERES and CTI is presented. The results of comparative analysis of Russian and French quality assurance systems in education are discussed with the aim to study the possibility of foreign experience transformation into the practice of Russian universities.

Key words: higher education, quality, assessment, partnership, France, independent agencies, AERES, CTI.

Сведения для авторов

К публикации принимаются статьи с учетом профиля и рубрик журнала объемом до 0,5 а.л. (20 000 знаков), в отдельных случаях — до 0,75 а.л. (30 000 знаков).

Статьи принимаются в электронном виде (текстовый редактор—Word, шрифт — Times New Roman, размер шрифта — 11, интервал — 1,5). Сложные рисунки и графики должны быть сделаны с учетом формата журнала (136 х 206 мм).

В присланном файле, помимо текста статьи, должна содержаться следующая информация на русском и английском языках:

• сведения об авторах (ФИО полностью, ученое звание, ученая степень, должность, место работы, адрес электронной почты каждого автора);

• название статьи (не более пяти слов);

• аннотация и ключевые слова;

• ссылки на источники (даются в порядке упоминания в квадратных скобках, оформляются по ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Материалы принимаются в редакции по адресу: 107045, Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 6, офис 201, тел./факс: (495) 608-93-04 и по электронной почте ([email protected], [email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.