Л. И. Ятина, А. Е. Кутейников
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ИННОВАЦИИ «БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА»*
Значительная часть инноваций в российском высшем образовании связана с общеевропейским процессом, получившим название «болонский». «Болонский процесс» представляет собой ряд политических и организационных действий, согласованных на европейских конференциях представителей вузов и государств. По их результатам на внутригосударственном уровне принимаются решения, в совокупности обеспечивающие реформирование сферы высшего образования. Эти действия направлены на создание европейского пространства высшего образования к 2010 г. В некоторых переводах на русский язык употребляется термин «зона высшего образования» (английский термин —area) [1, с. 43-49].
«Болонский процесс» —постепенное, крайне «осторожное» движение в сторону единого образовательного пространства. Его основу образует ряд документов, принятых на международных конференциях министров образования и на встречах представителей университетов. Эти документы носят характер деклараций и содержат комплекс рекомендаций, адресованных правительствам и высшим учебным заведениям [подробнее см.: 2]. Составители документов избегают употреблять такие термины, как «интеграция», «унификация» и в последнее время даже «гармонизация». «Включение» государства в «болонский процесс» носит сугубо добровольный характер, не предполагает ратификации межгосударственных соглашений и принятия каких-либо международных юридических обязательств. Каждая страна, включающаяся в международное сотрудничество на основе содержащихся в документах рекомендаций, сама решает, каким образом, как быстро и насколько глубоко она будет реформировать свою образовательную систему. Вместе с тем нельзя не отметить, что существует своего рода общая идеология данных изменений, обусловленная вполне прозаичными мотивами: сделать европейское высшее образование более привлекательным для студентов и тем самым привлечь дополнительные финансовые ресурсы в университеты, объединить усилия европейских государств в конкурентной борьбе на рынках образовательных услуг, подготовить кадры, способные жить и трудиться в условиях развития интеграционных процессов в Европе. Подобного рода «мягкое регулирование» международного сотрудничества не является каким-то исключением из правил, оно вполне характерно для современных отношений между государствами. «Болонский процесс» задает своего рода рамки, внутри которых каждый участник имеет значительную степень свободы.
В «болонском процессе» выделяется несколько основных направлений сотрудничества. Среди них: создание единообразной трехуровневой системы обучения — бакалавриат, магистратура, аспирантура; введение унифицированных документов, позволяющих сравнивать содержание и «объем» полученных студентом знаний; обеспечение мобильности студентов. Одной из важнейших составляющих сотрудничества госу-
* Работа выполнена в рамках прикладного научного исследования по тематическому плану НИР СПбГУ 2009 г. «Обеспечение качества в магистерских программах университетов Англии: возможности использования в России в условиях перехода на двухуровневую систему высшего образования». В сборе материалов для данной статьи принимала участие М. В. Туровец.
© Л.И.Ятина, А.Е.Кутейников, 2010
дарств в рамках «болонского процесса» является «европейское взаимодействие» в обеспечении качества высшего образования.
Что же подразумевается под качеством высшего образования? Обратимся к существующим документам. В Меморандуме о высшем образовании Комиссии Европейских сообществ, опубликованном в 1991 г., качество определяется как «наиболее эффективное использование людских и материальных ресурсов высшей школы; расширение научных исследований и максимально возможное их внедрение в учебный процесс; совершенствование и оптимизация приема в вузы и форм аттестации студентов; повышение профессиональной компетенции преподавателей; углубление взаимодействия с работодателями». Во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века», принятой в 1998 г. на организованной ЮНЕСКО Всемирной конференции по высшему образованию, качество в сфере высшего образования трактуется как многомерная концепция, которая «должна охватывать все его функции и виды деятельности: учебные и академические программы; научные исследования и стипендии; укомплектование кадрами; учащихся; здания; материально-техническую базу; оборудование; работу на благо общества и академическую среду».
В Болонской декларации признается необходимость обеспечения качества высшего образования [3]. В «Послании», принятом по итогам встречи представителей более 300 европейских вузов в Саламанке (29-30 марта 2001 г.), качество рассматривается в ряду фундаментальных академических ценностей, подчеркивается, что формирование отношений взаимного доверия между странами к качеству их высшего образования не может основываться только на использовании общих для всех стандартов, необходима разработка на международном уровне механизмов взаимного признания результатов оценки качества, учитывающих национальные особенности и содержательные отличия объектов оценки [3].
Один из разделов итогового коммюнике встречи европейских министров в Праге 19 мая 2001 г. носит название «Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества» [3]. В нем отмечается важная роль, которую играют системы обеспечения качества в обеспечении стандартов образования и в облегчении сравнимости квалификаций по всей Европе. Одобряется более тесное сотрудничество между сетями по обеспечению качества и по признанию документов об образовании. Подчеркнута потребность в тесном европейском сотрудничестве и взаимном доверии при создании национальных систем обеспечения качества. Содержится призыв к университетам и другим высшим учебным заведениям распространять опыт и разрабатывать сценарии для взаимного принятия механизмов аккредитации, сертификации и оценки. Министры призвали университеты и другие высшие учебные заведения, национальные агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) сотрудничать с соответствующими организациями стран, не являющихся членами европейской сети, в установлении общих норм принятия рекомендаций и распространения опыта.
В настоящее время обеспечение качества образования осуществляется на трех уровнях: учебное заведение, государство, международное сотрудничество. Рассмотрим два из трех уровней на примере Великобритании. Это вполне уместно, поскольку «британская модель» служит своего рода прототипом модели образования, создаваемой странами, включившимися в «болонский процесс». Качество в британской системе высшего образования характеризует, насколько доступные студенту возможности для обучения способствуют достижению необходимого уровня образования. В Великобритании создана и наиболее развитая система контроля качества высшего образования, действующая как на уровне университетов, так и на общегосударственном уровне.
Каждый британский университет имеет в своей структуре подразделение, отвечающее за качество образования, с соответствующим штатом администраторов. В дело обеспечения качества включены также все участники образовательного процесса. Обеспечение качества на уровне вуза пронизывает все стороны учебного процесса, начиная с наброска будущей учебной программы или учебного курса. Содержание действий и даже их последовательность во многом совпадает с существующими в вузах Российской Федерации: имеются определенные правила и инструкции, составляется спецификация учебной программы (например, магистерской), разрабатываются — по строго определенному формату — программы учебных курсов, есть в Великобритании и аналог наших методкомиссий. Однако понимание участниками образовательного процесса смысла совершаемых действий и статуса разработанных программ и нормативных документов отличаются.
Для российского образовательного процесса важно существование своего рода устной традиции и интуитивного понимания требований критериев успешного усвоения учебного материала, оценки знаний студентов, тогда как в британских вузах те же самые положения должны быть оформлены письменно. Для британских университетских преподавателей и чиновников зафиксированные в документах положения выступают как установки к действиям, которые должны быть осуществлены в строжайшем соответствии с написанными текстами. Строго определенный конвенциональный смысл имеет не только программа в целом, но и каждое отельное слово или выражение.
Пробным камнем качества образования выступает процедура валидации. Валидация представляет собой совокупность мероприятий, подтверждающих то, что образовательные программы соответствуют критериям британской системы обеспечения качества и внутривузовской системы обеспечения качества. На практике валидация состоит в написании и утверждении документов, регулирующих все основные стороны учебного процесса. Валидация — довольно длительный процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых длится несколько месяцев. Ее кульминацией является заседание специального валидационного совета. Оно продолжается несколько часов и предполагает продолжительное обсуждение членами совета всех аспектов будущей реализации учебного курса или учебной программы.
В валидационных документах, подготавливаемых преподавателями и административными работниками, кратко излагаются основные цели и ожидаемые практические результаты, демонстрируется наличие необходимых ресурсов для обеспечения образовательного процесса. В документах определены, в частности, формы и методы занятий, способы проверки полученных знаний, наличие литературы в библиотеках, аудиторный фонд, компьютерное и программное обеспечение и т. д. Обосновываются формы проверки знаний, итогового контроля, критерии оценок.
В документах, доступных всем участникам учебного процесса, четко фиксируются основные «параметры» получаемых знаний и, что особенно важно, практических навыков. Вот один из примеров: по итогам изучения курса студент может эффективно работать в группе как лидер или как член команды; может разъяснить задачу и использовать возможности членов команды; умеет вести переговоры и разрешать конфликты; умеет пользоваться полным набором обучающих ресурсов; может оценить как свои действия, так и действия других с целью их совершенствования; может компетентно проводить научные исследования при минимальном внешнем руководстве; приобретает самостоятельность и самокритичность; может направлять обучающую деятельность других и умеет управлять своими собственными потребностями в плане профессионального развития; способен осуществлять эффективное профессиональное общение
(письменно и устно); способен проявить инициативу и принять личную ответственность в профессиональной области; становится специалистом в своей области, выполняет работу эффективно, точно и правильно; способен адаптировать существующие навыки и развивать новые навыки в зависимости от сложившейся ситуации [4].
Важным элементом обеспечения качества выступает информирование студента об учебном процессе. Каждый студент в начале учебного года получает (обычно в электронном виде) книгу студента с содержанием программы, кратким описанием учебных курсов (modules), расписанием занятий и контрольных по каждому курсу, списком обязательной и дополнительной литературы. Контроль в большинстве случаев осуществляется в письменной форме; обычно это 4-5 письменных заданий по пройденным темам, которые нужно сдать к определенному сроку в течение семестра.
Исключительно важное значение в обеспечении качества имеет объективная оценка знаний. Подробно определяются параметры оценок за ответы на экзаменах (в подавляющем большинстве это письменные работы). Так, например, студент получает высший балл — от 70 до 100% оценки — в том случае, если задание хорошо структурировано, демонстрируется полное понимание рассматриваемого вопроса, критически используется теория и рекомендованный для чтения материал, студент расширяет и углубляет знание лекционного материала дополнительными источниками, логично аргументирует ответ, демонстрирует продуманность, творческий и оригинальный подход к освещению вопроса, иллюстрирует соответствующие теоретические положения примерами, приводит конкретные данные [4, с. 19-20].
В документах, связанных с оцениванием знаний студентов, подробнейшим образом определяются критерии оценки, формы, методы и процедуры проверки результатов обучения. Эта проверка охватывает не только знания, но также умения и навыки, на что делается особый упор. Экзамены носят преимущественно письменный характер, что позволяет, в частности, несколько раз проверять фиксированные результаты. Распространено выставление оценок двумя преподавателями для большей объективности. К проверке итогов привлекается внешний экзаменатор — специалист из другого учебного заведения. После выставления оценок преподавателями, принимавшими экзамен, он проверяет повторно примерно четверть экзаменационных работ студентов. Его главная задача состоит в том, чтобы сопоставить уровень требований и критерии оценки студенческих работ, зафиксированные в документах, с оценками, которые выставили экзаменаторы. Вердиктом внешнего экзаменатора может стать как согласие с выставленной оценкой, так и несогласие с ней. Во втором случае внешний экзаменатор выставляет собственную оценку. После этого экзаменационные отметки всех студентов, сдававших экзамен, повышаются или понижаются на соответствующий коэффициент. Такие случаи, скорее всего, редки, и, как говорят британские преподаватели, если и произойдут, то станут предметом расследования со стороны подразделений, контролирующих качество образования в вузе*.
Важнейший надзорный орган по обеспечению качества на уровне государства — Агентство по гарантии качества (Quality Assurance Agency, QAA). Цель Агентства состоит в оказании комплексных услуг по поддержке качества высшего образования в Великобритании. Оно создано как независимый орган в 1997 г. университетами и колледжами, финансируется за счет отчислений вузов, а также учреждений, финансирующих высшее образование. Агентство, как это провозглашено в его задачах, служит защите интересов общественности в рамках установленных стандартов и стимулирует совершенствование управления качеством высшего образования.
* По устному сообщению внештатного преподателя Университета Честера А. Торпа.
Агентство разрабатывает стандарты качества и систему управления качеством в образовании. Основные рекомендации по обеспечению качества, выдвигаемые Агентством, изложены в десяти основополагающих инструкциях (Code of practice): «Последипломные исследовательские программы» (Postgraduate research programmes), «Совместные условия, а также гибкие и удаленные методы обучения (включая электронное обучение)» (Collaborative provision and flexible and distributed learning (including e-learning), «Студенты с проблемами со здоровьем» (Students with disabilities), «Проведение внешних экзаменов» (External examining), «Академические апелляции и студенческие жалобы по академическим вопросам» (Academic appeals and student complaints on academic matters), «Оценивание студентов» (Assessment of students), «Разработка академических программ, их одобрение, мониторинг и пересмотр» (Programme design, approval, monitoring and review), «Обучение в сфере карьеры, информация и руководство» (Career education, information and guidance), «Подготовка к трудовой деятельности и производственная практика» (Work-based and placement learning), «Доступ к высшему образованию» (Admissions to higher education). Фактически эти десять инструкций и составляют основу широко известного во всем мире «британского качества образования». В соответствии с этими инструкциями строится деятельность любой образовательной системы*.
Агентство проводит проверки и регулярно публикует о них отчеты, доступные на сайте агентства.
Формально агентство функционирует как экспертный орган, но фактически оно выполняет контрольно-управленческие функции и серьезным образом влияет на деятельность британских вузов. Преподаватели и сотрудники университетов с большим пиететом и уважением, даже с некоторой долей трепета воспринимают эту службу** . Несоответствие программ обучения стандартам, выявленное Агентством, может иметь самые серьезные последствия для университетов, вплоть до закрытия образовательных программ.
Контроль качества образования — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение таких условий обучения, которые гарантируют получение на выходе результатов, соответствующих принятым образовательным стандартам [5].
Международное сотрудничество по обеспечению качества образования, ставшее одной из важнейших инноваций в сфере образования, началось в конце XX в. Одним из первых международных проектов по оценке качества стал Европейский пилотный проект по развитию качества высшего образования, реализованный в 1994-1995 гг. Агентства по обеспечению качества Фландрии, Голландии и Германии в 1999 г. разработали методику оценки качества образования в области физики, позднее реализованную на практике всеми сотрудничающими агентствами в университетах, участвовавших в проекте. Рекомендация Совета ЕС, принятая в 1998 г. и Болонская декларация дали старт поддержке данной инновации со стороны институтов Европейского союза.
Для реализации сотрудничества по обеспечению качества образования в 2000 г. была учреждена Европейская сеть по гарантии качества в области высшего образования. С самого начала она получила грантовую поддержку Европейской комиссии. В 20022003 гг. Европейская сеть осуществила масштабный пилотный проект, поддерживаемый Европейской Комиссией «Транснациональный Европейский проект оценки», в задачи которого входило тестирование метода оценки по трем дисциплинам (физика, история
* По устному сообщению сотрудника отдела по обеспечению качества образования Университета Честера К.Пауэлла.
** По устному сообщению профессора Университета Честера Р.Хьюма.
и ветеринария) в сотрудничестве с соответствующими тематическими сетями программы «Socrates» по этим предметам. Этот проект дал возможность выявить как преимущества, так и риски совместного проведения оценки несколькими национальными агентствами.
В 2004 г. сеть была трансформирована в Европейскую ассоциацию гарантии качества в высшем образовании [6]. В настощее время в нее входит более 40 организаций из примерно 25 стран мира. Российская Федерация представлена в Ассоциации ФГУ Национальным аккредитационным агентством в сфере образования (Росаккредагентство), являющимся подведомственной организацией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора). Это ФГУ создано для обеспечения научнометодического, информационно-технического и финансового сопровождения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций [7]. Деятельность агентства показывает, в какой степени можно формализовать процедуры оценки различных аспектов функционирования учебных заведений с применением электронной отчетности.
Организация состоит из Генеральной Ассамблеи, Управленческого органа (Board) и секретариата. Члены Ассоциации имеют возможность получать информацию о самых последних событиях в сфере высшего образования, участвовать в учебных семинарах и тематических видах деятельности, поддерживать контакты с экспертами в области качества и получать квалифицированную помощь [6].
В 2004 г. Европейская комиссия предложила «пять шагов по обеспечению качества». Они включают в себя: 1) создание всеми институтами высшего образования внутренних систем обеспечения качества; 2) появление независимых аккредитационных агентств по обеспечению качества; 3) включение российских агентств в европейский реестр аккредитационных агентств по обеспечению качества и определение условий регистрации; 4) возможность для институтов высшего образования выбирать из реестра агентство, соответствующее его профилю и потребностям; 5) принятие результатов оценки агентств официального реестра как основы для решений по лицензированию и финансированию, включая право на гранты для студентов [8, с. 12].
В Российской Федерации, активно подключившейся к «болонскому процессу», осуществляется ряд реформ, которые следует назвать инновационными. Большинство из этих инноваций не являются следствием «вхождения в процесс» — ни прямым, ни косвенным. Возможно, некоторые из них лишь оправдываются необходимостью двигаться по направлению к европейской зоне высшего образования. Учитывая важность сотрудничества с ЕС для Российской Федерации, роль ЕС как модели для многих стран и регионов, а также существующую практику России, следует предположить, что создание и внедрение различных механизмов обеспечения качества образования в нашей стране будет продолжаться. Вместе с тем инновации в образовании, связанные с «болонским процессом», не следует расценивать как какие-то неотвратимо наступающие международные события. В их основе лежат добровольные акты государств, и, кроме того, степень автономности и самостоятельности в принятии тех или иных нововведений учреждениями образования, в том числе и по вопросам реализации «болонских идей» определяется по-разному в каждом государстве.
Особое значение вопросы качества приобретают в связи с растущим экспортом образовательных услуг. Вместе с тем, обеспечивая качество высшего образования и рекламируя высокую степень качества российского высшего образования, не следует упускать из виду, что столь серьезное внимание к данному аспекту связано с мировой тенденций роста интереса к проблемам качества, что нашло самое яркое отражение в раз-
витии стандартов серии ISO. При этом в новой версии стандартов серии ISO 9000:2000, которые лежат в основе многих систем обсечения качества, включая и управления качеством в образовании, качество понимается как степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям. А это значит, что обыденный и привычный смысл данного слова трансформируется. Обеспечение качества в некоторых случаях становится не инновационной деятельностью, направленной к вершинам знания, а бюрократизированной процедурой разработки нормативной документации и ведения деятельности в рамках, жестко ограничивающих степень свободы. Существует риск получить предельно бюрократизированную структуру, что, кстати говоря, свойственно британским вузам, столь славящимся качеством. Противоречие между стремлением к новым горизонтам науки и рутинностью процедур достаточно остро. Оно осознается, и, скорее всего, его разрешение должно произойти на своего рода новом витке развития инноваций.
Литература
1. Болонский процесс: Основополагающие материалы. М., 2006.
2. Кутейников А. Е., Туровец М. В., Ятина Л. И. Инновации и обеспечение качества в российском высшем образовании // Социальные проблемы инновационного развития общества СПб., 2009.
3. К зоне европейского высшего образования. Коммюнике европейских министров, отвечающих за высшее образование // Болонский процесс: Основополагающие материалы. М., 2006. С. 43-49.
4. Видревич М. Б. Первухина И. В. Методическое руководство по подготовке к валидации российско-британских программ. URL: www.bridgeproject.ru
5. Проблемы обеспечения качества трансграничного образования.
6. European Agency for Quality Assurance. URL: http://www.enqa.eu/history.lasso
7. ФГУ Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. URL: http://www.nica.ru/
8. Пугачева М. Общественная оценка качества (по материалам круглого стола «Общественная оценка качества высшего образования», проведенного Министерством образования и науки) // Платное образование. №11. 2005.
Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.