Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ США В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ'

УЧАСТИЕ США В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА ДОМИНИРОВАНИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сеньковская Д.А.

В данной статье рассматривается вопрос взаимоотношений между Россией и странами-членами ЕС в рамках рынка энергоресурсов, а также роль проводимой политики США в их дальнейшем формировании и развитии. За последнее время американское правительство в результате многолетнего преследования цели роста независимости и доминирования в вопросах добычи и поставки энергетических продуктов превратилось в крупного и сильного игрока на рассматриваемом рынке, способного влиять на торгово-экономические отношения других стран, в результате чего периодически происходит конфликт интересов с другими мировыми державами, такими как Россия, например, в вопросах конкурирования на рынке нефти и газа ЕС. Проведенный анализ американской энергетической политики, ее целей в отношении рынка энергоресурсов в целом и отдельных ее участников (страны Европы и России) показал, что США крайне агрессивно настроена в отношении присутствия России на европейском энергетическом рынке, что, в первую очередь, вполне объяснимо преследованием экономических и внешнеполитических целей, стимулирующих американское правительство во главе с нынешним президентом Джо Байденом подавлять и снижать торговые обороты России с Европой. Дальнейшие прогнозы развития отношений между США, Россией и странами Европы в основном будут зависеть от уровня политической напряженности, в последнее время обусловленной обострением ситуации на Украине, но, куда более важно, от желания и возможности ЕС стать менее зависимой от поставки российской энергетической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

US PARTICIPATION IN RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION ON THE ENERGY MARKET

This article discusses the issue of relations between Russia and the EU member states within the framework of the energy market, as well as the role of the US policy in theirfurtherformation and development. Recently, the American government, as a result of many years ofpursuing the goal of increasing independence and dominance in the production and supply of energy products, has become a major and strong player in the market in question, capable of influencing the trade and economic relations of other countries, resulting in periodic conflicts of interest with others. world powers such as Russia, for example, in matters of competition in the EU oil and gas market. The analysis of the American energy policy, its goals in relation to the energy market in general and its individual participants (European countries and Russia) showed that the United States is extremely aggressive about Russia's presence in the European energy market, which, first of all, is quite explicable by the persecution of economic and foreign policy goals that encourage the US government, led by current President Joe Biden, to suppress and reduce Russia's trade with Europe. Further forecasts for the development of relations between the US, Russia and European countries will mainly depend on the level ofpolitical tension, which has recently been caused by the aggravation of the situation in Ukraine, but, much more importantly, on the desire and ability of the EU to become less dependent on the supply ofRussian energy products.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ США В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ»

УЧАСТИЕ США В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Сеньковская Д.А., студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва Россия

E-mail: senkovskayadaria@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос взаимоотношений между Россией и странами-членами ЕС в рамках рынка энергоресурсов, а также роль проводимой политики США в их дальнейшем формировании и развитии. За последнее время американское правительство в результате многолетнего преследования цели роста независимости и доминирования в вопросах добычи и поставки энергетических продуктов превратилось в крупного и сильного игрока на рассматриваемом рынке, способного влиять на торгово-экономические отношения других стран, в результате чего периодически происходит конфликт интересов с другими мировыми державами, такими как Россия, например, в вопросах конкурирования на рынке нефти и газа ЕС. Проведенный анализ американской энергетической политики, ее целей в отношении рынка энергоресурсов в целом и отдельных ее участников (страны Европы и России) показал, что США крайне агрессивно настроена в отношении присутствия России на европейском энергетическом рынке, что, в первую очередь, вполне объяснимо преследованием экономических и внешнеполитических целей, стимулирующих американское правительство во главе с нынешним президентом Джо Байденом подавлять и снижать торговые обороты России с Европой. Дальнейшие прогнозы развития отношений между США, Россией и странами Европы в основном будут зависеть от уровня политической напряженности, в последнее время обусловленной обострением ситуации на Украине, но, куда более важно, от желания и возможности ЕС стать менее зависимой от поставки российской энергетической продукции.

Ключевые слова: рынок энергоресурсов, энергетическая политика, энергетическая безопасность, политика доминирования, сотрудничество, конкуренция.

US PARTICIPATION IN RELATIONS BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION ON THE ENERGY MARKET

Senkovskaya D.A., student

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow Russia E-mail: senkovskayadaria@yandex.ru

Abstract. This article discusses the issue of relations between Russia and the EU member states within the framework of the energy market, as well as the role of the US policy in theirfurtherformation and development. Recently, the American government, as a result of many years ofpursuing the goal of increasing independence and dominance in the production and supply of energy products, has become a major and strong player in the market in question, capable of influencing the trade and economic relations of other countries, resulting in periodic conflicts of interest with others. world powers such as Russia, for example, in matters of competition in the EU oil and gas market. The analysis of the American energy policy, its goals in relation to the energy market in general and its individual participants (European countries and Russia) showed that the United States is extremely aggressive about Russia's presence in the European energy market, which, first of all, is quite explicable by the persecution of economic and foreign policy goals that encourage the US government, led by current President Joe Biden, to suppress and reduce Russia's trade with Europe. Further forecasts for the development of relations between the US, Russia and European countries will mainly depend on the level ofpolitical tension, which has recently been caused by the aggravation of the situation in Ukraine, but, much more importantly, on the desire and ability of the EU to become less dependent on the supply ofRussian energy products.

Keywords: energy market, energy policy, energy security, dominance policy, cooperation, competition.

1. ВВЕДЕНИЕ

Сотрудничество мировых держав в области развития, добычи и поставки энергоресурсов играет большую роль в формировании торгово-экономических

отношений. За последние пару лет, благодаря изменению вектора стратегии США с поддержки стабильности, на усиление доминирования на мировом энергетическом рынке, а также усложнение проводимой

политики сотрудничества России и ЕС в рассматриваемом секторе, в виду влияния экономических и политических факторов, привело к возникновению ситуации неопределенности в российско-европейских отношениях, требующих детального рассмотрения с позиции роли американского правительства в их развитии в ближайшем будущем. Для этого необходимо, во-первых, проанализировать позиционирование США в отношении рынка энергоресурсов в целом и отдельных ее участников, таких как Россия и страны-члены ЕС, во-вторых, рассмотреть эволюцию развития отношений между Россий и ЕС в вопросах поставки энергетической продукции, а также барьеры, препятствующие их долгосрочному взаимовыгодному продолжению.

2. ПРОВОДИМАЯ ПОЛИТИКА США НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Говоря об энергетической политике, проводимой США за последние годы, стоит начать с установок, принятых предшественником нынешнего президента, Джо Байдена, а именно, Дональдом Трампом, которые фундаментально изменили развитие американского и мирового рынка энергоресурсов. Их ключевая цель состояла не только в обеспечении самодостаточности страны энергетическими ресурсами с помощью активной разработки новых месторождений, строительства

электростанций и увеличения интенсивности и эффективности работы существующих источников, но и создание таким образом независимой державы, которая бы доминировала среди остальных стран-конкурентов, демонстрируя свой

непоколебимый суверенитет.

Выбранная стратегия развития американского энергетического рынка задействовала увеличение выработки и добычи сразу нескольких видов создания

энергии (нефть, газ, уголь и атомная энергетика), что подразумевало принятие ряда важных решений и реформ в отношении их дальнейшего будущего.

Во времена президентства Дональда Трампа было принято решение пересмотреть нормативные акты, регулирующие деятельность компаний в сфере энергетики и увеличить степень их законодательной свободы, чтобы стимулировать рост добычи и приток новых игроков на энергетический рынок, в основном из малого и среднего бизнеса. Также было спланировано увеличение финансирования ряда проектов за счет средств федерального бюджета, в том числе тех, которые проводились в нефтегазовом секторе.

Особая роль отводилась наращиванию добычи сланцевой нефти и газа, которая ранее помогла США превратиться в лидера по добыче газа и практически сравнять результаты по производству нефти с Саудовской Аравией. Данное направление рынка энергоресурсов считали ключевым источником процветания страны, поэтому ему была отведана одна из главных ролей для создания сильного и независимого государства.

Была сохранена политика льготного налогообложения и повышенного уровня инвестирования в энергетический рынок США, в первую очередь, для поддержания малых и средних нефтегазовых компаний с целью роста добычи сланцевой нефти и угля на новых месторождениях, одновременно с этим смягчив проблему безработицы. Таким образом, в 2017 году был создан один из крупнейших в американской истории закон о налоговой реформе, который гласил о снижении налогового бремени нефтегазовых компаний с 35% до 21% ради улучшения ситуации с доходностью и увеличения свободных денежных средств для

инвестиций в новые значимые для развития страны проекты [1, С 60]. Все это помогло создать здоровую конкуренцию среди нефтегазовых компаний малого и среднего бизнеса, которые оказались наиболее подходящими для осуществления политики в области наращивания добычи сланцевых энергетических продуктов на небольших месторождениях.

Дональд Трамп, в отличие от своего предшественника, Барака Обамы, не стал поддерживать запрет на разведку месторождений нефти и газа в Арктике и Атлантическом океане. Напротив, была принята долгосрочная стратегия 2019-2024 гг. по формирование исследовательских экспедиций для исследования

континентального шельфа Америки, в том числе в более отдаленных и малоизведанных локациях в Арктике, Атлантике и Тихом океане, а также на территории западных штатов страны, где большинство предполагаемых месторождений находится в федеральной собственности [2, С 81].

Одним из ключевых аспектов американской энергетической политики при Дональде Трампе осталось строительство энергетической инфраструктуры

(трубопроводы и железные дороги), развитие которой предполагало усилить транспортную взаимосвязь между центрами добычи сланцевой нефти, газа и угля (сланцевые поля Техаса и Северной Дакоты, угольные месторождения в Вайоминге),

расположенных в глубине страны и ее окраинами (берега Атлантического и Тихого океана), где расположены не только ведущие топливно-энергетические комплексы и заводы, но и главные центры экспорта энергетического топлива в другие страны. Все это потребовало от прошлого правительственного руководства

значительных затратных усилий и

проведения переговоров с защитниками окружающей среды, фермерами и другими невольными участниками массового строительства.

Немаловажным экономическим и политическим решением было снятие части ужесточающих законов, касающихся функционирования угольных шахт и работающих на угле тепловых электростанций. Это было связано в основном с видением дальнейших перспектив развития угольной

промышленности, а также с собственными убеждениями президента в отношении концепции глобального потепления. По мнению Дональда Трампа, вред окружающей среде с помощью добычи и производства угля было придумано китайским правительством ради навязывания остальному миру ложных представлений и таким образом снижения уровня конкуренции на данном рынке.

Более того, пока ведущие мировые державы разрабатывали пути увеличения использования возобновляемых источников энергии, Дональд Трамп не высказывал одобрения в отношении их рентабельности и целесообразности развития, так как, согласно текущим тенденциям, подобные

инновационные направления не

выдерживают конкуренции среди укоренившихся традиционных

энергоносителей.

Тем не менее, одновременно с развитием угольной промышленности рассматривались пути возрождения атомной энергетики, которая на момент становления Дональда Трампа президентом США прибывала в состоянии упадка.

Итак, подводя итоги энергетической политики США во времена президентства Дональда Трампа, можно сделать вывод, что главной задачей всех вышеперечисленных

реформ являлся стремительный прорыв в развитии внутреннего рынка энергоресурсов ради укрепления влияния и лидерства США за его пределами. Таким образом, это обеспечило бы снижение зависимости от поставок нефти и газа из стран ОПЕК и рост уровня самодостаточности американской энергетической отрасли. Причем, если Барак Обама связывал проводимую при нем энергетическую политику с обеспечением энергетической безопасности, то Дональд Трамп, наоборот, превратил пассивную в отношении влияния на международных конкурентов стратегию, в активную, тем самым сформировав доминирующий образ намерений американского правительства в отношении добычи и продвижения энергоресурсов [3, С 45].

Со вступлением на пост президента Джо Байдена курс энергетической политики претерпел значительные изменения в пользу развития декарбонизации отрасли.

Ряд энергетических проектов, который ранее активно поддерживался Дональдом Трампом, подвергся кардинальному пересмотру, а на международной арене нынешний президент США высказывает свое стремление вернуть страну в число участников, поддерживающих Парижское соглашение по борьбе с изменением климата. Также Джо Байден утверждает, что намерен совершить «революцию чистой энергии», которая в дальнейшем приведет к нулевому уровню выбросов углерода в атмосферу к 2050 г., что непосредственно включает в себя развитие технологий идентификации уровня углекислого газа в воздухе, производство электромобилей и выработку водородной энергетики. Помимо этого, ожидается смягчение законодательных ограничений, ранее введенных Дональдом Трампом в отношении возобновляемых источников

энергии, например, возобновление строительства ветровых электростанций.

В рамках экологической направленности энергетической политики при Джо Байдене наиболее значимым событием стала остановка строительства нефтепровода Keystone XL и установка запрета на выделение новых лицензий на проведение геологоразведки на землях, находящихся в федеральной собственности с целью проведения предварительных расчетов экологических издержек, которые могут иметь место быть на арендованных участках и, в последствие, превратиться в «углеродный налог» для тех компаний, который будут владеть ими в будущем [4].

Все это может негативно повлиять на производителей сланцевых источников энергии, так как их доля собственности в арендованных федеральных участках, особенно в Нью-Мексико достигает около 60-65%.

Тем не менее, исходя из последних принятых решений нынешним президентом за последние несколько месяцев, справедливо заметить, что проводимая политика декарбонизации проводится весьма осторожно, а предпринимаемые меры в пользу улучшения экологической составляющей рынка энергоресурсов, скорее всего не окажут, значительного давления на американские компании нефтегазовой отрасли в ближайшее время. Так, например, прекращение строительства нефтепровода Keystone XL из Канады на юг США не создает больших проблем для канадских производителей, так как потенциала производства и экспорта без дополнительных капитальных вложений вполне достаточно по крайней мере до 2025 г. [5].

В отношении ужесточения политики в рамках аренды федеральных участков сланцевые производители за последние годы

провели тщательную подготовку, активно занимаясь оформлением лицензий и другой документации, позволяющих поддерживать должный уровень операционной

производительности в течение трех-четырех лет. К тому же, в большинстве ключевых регионов сланцевой добычи федеральные земли занимают лишь малую доли от общей площади арендованных участков. Согласно расчетам независимой компании по энергетическим исследованиям Rystad Energy, к 2030 г. в зоне риска по запрету или повышению стоимости аренды из 11 млн баррелей в сутки окажется лишь, примерно, 250 тыс. баррелей в сутки (на федеральных участках эффект еще меньше). Ужесточение экологической и налоговой политики, возможно, в дальнейшем приведет к консолидации отрасли, в которой крупные производители смогут адаптироваться под новые реалии, а малые и средние игроки потеряют интерес или существенно снизят свои доли на рынке [6, C. 173].

Текущая ситуация с глобальной пандемией COVID-19, которая вынудила компании сократить добычу, риск усиления позиций стран-членов ОПЕК из-за дополнительного давления на сланцевых операторов, возможный рост цен на топливо с последующим ростом инфляции в связи с сокращением использования нефти и газа, желание придерживаться политике достижения и удержания доминирующих позиций на рынке энергоресурсов являются ключевыми факторами, которые не дают Джо Байдену и его администрации предпринимать кардинальные меры по направлению усиления роли зеленой энергетики не только внутри страны, но и во всем мире.

3. ОТНОШЕНИЯ США И РОССИИ НА РЫНКЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

На сегодняшний день Россия и США являются одними из самых главных лидеров

на мировом рынке энергоресурсов. В результате мощной ресурсной базы и развитых торгово-экономических связей, топливно-энергетические комплексы обоих стран имеют большой потенциал. Так, например, в России экспортируется более трети добываемого газа и около половины добываемой нефти, а США являются крупнейшими импортерами и экспортерами нефтегазового топлива. Более того, обе страны достаточно самодостаточны, чтобы обеспечивать себя финансово и капитально, что значительно снижает вероятность конкуренции на мировом рынке.

Тем не менее, Россия и США могли бы извлечь весьма весомые выгоды от сотрудничества в сфере энергетики. Так, одним из наиболее выгодных способов сотрудничества представляется

взаимопомощь в освоении месторождений на малоизведанных территориях, таких как Артика, извлечении запасов топлива, объединение опыта в области технологий и инноваций, в области атомной энергетики, возобновляемых источников энергии (с учетом набирающей обороты «зеленой» политике Джо Байдена). Важной сферой продуктивного взаимодействия может служить нефтяная отрасль энергетического мирового сектора, в рамках которого возможно и целесообразно было бы создание торгово-экономического объединения между США, Россией и Саудовской Аравией, что позволило бы стабилизировать цены на нефтяном рынке.

Несмотря на ряд многообещающих возможностей от сотрудничества между Россией США, в настоящее время он представляется практически невыполнимым в виду нескольких причин: агрессивная (антироссийская) позиция США,

препятствующая заключению

взаимовыгодных соглашений между

компаниями обеих стран; ужесточение конкуренции в энергетическом секторе, борьба на энергетические ресурсы среди ведущих стран и стратегических альянсов (США, Россия, Китай, ЕС и т.д.), что делает энергетическую безопасность большинства стран, особенно России (в свете последних событий на Украине) весьма хрупкой; формирование позиции политического и экономического доминирования США на мировом рынке энергоресурсов, что приводит к столкновению интересов России в отношении, в первую очередь, стран Европы, которая в значительной степени остается зависимой от российской энергетической продукции.

4. РОЛЬ США В ЭНЕГЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕС

Говоря о роли США в сотрудничестве между Россией и станами-членами ЕС на рынке энергоресурсов с позиции изначальных взаимоотношений межу США и Россией, можно сделать вывод, что американское правительство крайне негативно относится к данному политическому и экономическому союзу и намерена поддержать ЕС в диверсификации импорта нефтегазовых продуктов, а также в снижении зависимости от российских поставок.

Анализируя начало развития тесных отношений между ЕС и Россией в области энергоресурсов, важно отметить ключевой этап их продвижения посредством подписания последней стороной Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) в Лиссабоне в 1994 г., который формировал основы энергетического сотрудничества: поставка энергоносителей в ЕС в обмен на предоставление инвестиций и

технологических разработок [7].

Тем не менее, в настоящий момент страны-члены ЕС активно продвигают

стратегию развития в Европе конкурентного газового рынка с целью уменьшения зависимости от импорта российских энергоносителей, что находит свое отражение в Третьем энергетическом пакете реформ в области газа и электроэнергии (2009 г.), Стратегии энергетической безопасности (2014 г.), Энергетическом Союзе ЕС (2015 г.).

Третий энергетический пакет реформ предполагает либерализацию газового рынка ЕС и устранение разобщенности между регионами с помощью строительства интерконнекторов, позволяющих

производить свободные закупки между отдельными регионами. Также в рамках данного пакета планируется разделение вертикально-интегрированных компаний на производственные и транспортные, а также поддержание неограниченного доступа стран-членов ЕС к общей энергетической инфраструктуре.

Стратегия энергетической безопасности с целью диверсификации импорта газа ориентируется на задействование энергетических рынков стран Норвегии, Алжира, Катара, Нигерии и т.д. Предполагается строительство терминалов и хранилища для ввозимого СПГ, а также разработку политику более эффективного задействования собственных энергоресурсов (возобновляемых источников энергии, угля, сланцевого газа).

Энергетический союз ЕС включает в себя выстраивание политики взаимоотношений между странами-участниками на рынке энергоресурсов, в том числе со странами, не входящими в данное объединение. Кроме того, представлен список наиболее приоритетных стран для сотрудничества, куда входит США, Канада, Алжир, Турция, Африка, Норвегия, Азербайджан,

Туркмения, страны Ближнего Востока и Украина.

С приходом Джо Байдена на пост президента США и осложнением ситуации на Украине, отношения между ЕС и Россией усилиям американского правительства только усложнились, создав ситуацию неопределенности среди стран Европы в отношении дальнейшего российско-европейского сотрудничества.

В ходе визита в Европу президент США настоятельно рекомендовал прекратить энергетическое сотрудничество с российскими компаниями, что,

непосредственно, смогло бы стимулировать производство американского сланцевого газа, а также ослабить торгово-экономические связи между ЕС и Россией, наращивая импорт энергетической продукции. Более того, «привязка» Европы к американскому энергетическому рынку, создала бы прочные внешнеполитические связи в отношении решения азиатско-тихоокеанских проблем [8, С120].

Однако в настоящий момент ЕС придерживается двойственности проводимой политики, с одной стороны, разрабатывая стратегии независимости от российского рынка энергоресурсов, но, с другой стороны, не спешит активно поддерживать политику Вашингтона. В основном, причина, по которой происходит подобная

неопределенность заключается в

изначальной неготовности Европы к замене российской нефти и газа, европейскими или американскими аналогами (рис. 1). Даже несмотря на то, что Европейская комиссия уже активно заявила о планах освободить европейские страны от ввозимого российского энергетического топлива задолго до установленного 2030 года (рис. 2).

■ Россия

■ Норвегия

■ Алжир

■ Катар

■ Другие

Рисунок 1 Зависимость стран Европы от российского природного газа Источник: [9]

Рисунок 2 Зависимость стран Европы от российских нефтепродуктов Источник: [9]

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, энергетическая политика США, а именно усиление вектора доминирования на мировом рынке энергоресурсов значительно меняет расстановку сил на политической арене. Благодаря росту торговых мощностей в области экспорта и импорта энергетической продукции, а также предоставление возможности усилить свои позиции на европейском рынке, американское правительство имеет достаточно шансов на наращивание влияния на мировые цены энергетических ресурсов [10]. В ближайшим будущем, сотрудничество между ЕС и Россией во многом будет зависеть как от внешнеполитической обстановки

(противостояние между Россией и США, а также неопределенности в отношениях между Россией и ЕС), так и от экономических факторов, таких как формирование газового рынка ЕС, тенденция мировой добычи сланцевой продукции и динамика цен на нефть.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[1] Волошин В.И. Энергетическая политика США и сотрудничество Россия-ЕС в нефтегазовом обеспечении // Мировая экономика. 2018. № 9. С. 58-75.

[2] Шуранова А.А. Энергетический кризис 20212022 гг. в отношениях России и Европейского союза// Государственное управление. Электронный вестник. 2022. № 90. С. 74-89.

[3] Хлопов О.А. Экологический план нового избранного президента США Дж. Байдена и его влияние на национальную и глобальную энергетическую политику // Научное наследие. 2020. № 56. С. 42-46.

[4] Siddi M. A Green Revolution? A Tentative Assessment of the European Green Deal // International Organisations Research Journal. 2021. Vol. 1. P. 1-25.

[5] Siddi M. EU-Russia Energy Relations // International Organisations Research Journal. 2020. Vol. 1. P. 1-26.

[6] Кинякин А.А. Энергетический диалог России и ЕС: сотрудничество или конкуренция? // Наука Красноярья. 2018. № 2. С. 167-194.

[7] Popovic N. The Energy Relationship Between Russia and the European Union // E-International relations. 2020. Vol. 1. P. 1-5.

[8] Боровский Ю. Приоритетные цели энергетической политики ЕС// Современная Европа. 2021. №3. С. 117-127.

[9] Global Energy Review 2021 // International Energy Agency - URL: https://www.bp.com/en/global/ (дата обращения: 20.05.2022).

[10] ДынкинА., Телегина Е., ХаловаГ. Перспективы и вызовы международного экономического и энергетического сотрудничества после пандемии COVID-19 // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 3. С. 5-10.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.