УДК 620.9 (4+470+571+73) А.А. Курдин, Ю.А. Ершова1
США - «ТРЕТЬЯ СИЛА» В РОССИЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация. Одной из тенденций современных энергетических рынков является возрастающая роль США как в качестве непосредственного участника торговли энергоресурсами, так и в роли третьей стороны, влияющей на отношения других игроков. Задачей данной статьи является оценка динамики и степени влияния США на энергетическое сотрудничество России и ЕС. В работе также определяется соотношение эффектов различных методов воздействия США: косвенного влияния энергетической дипломатии, прямого участия в торговле энергоресурсами или принятия политических решений.
Ключевые слова: энергетическая политика, «сланцевая революция», энергетические рынки, энергетическая безопасность, международные энергетические отношения, США, ЕС, Россия.
A.A. Kurdin, Yu.A. Ershova2
THE UNITED STATES ARE «THE THIRD FORCE» IN RUSSIAN-EUROPEAN ENERGY RELATIONS
Abstract. One of the trends on modern energy markets is the growing role of the United States both as a direct participant in energy trade and as a third party influencing the relations of other players. The purpose of this article is to assess the dynamics and extent of the US influence on energy cooperation between Russia and the EU. The article also defines the correlation between the effects of different US influence methods: indirect influence of energy diplomacy, direct participation in energy trade or policy making.
Keywords: energy policy, «shale revolution», energy markets, energy security, international energy relations, United States, EU, Russia.
Трансформация энергетических рынков и ее влияние на политику
Трансформации глобальных энергетических рынков в 2010-е гг. сопутствует ряд перестановок сил на международной политической арене, и оба этих взаимосвязанных фактора серьезно воздействуют как на внешнюю, так и на внутреннюю энергетическую политику США. Грамотная энергетическая политика и правильная расстановка приоритетов в области энергетической безопасности влияют на экономический рост, достижение целей в области изменения
климата и политическую стабильность не только Соединенных Штатов, но и их союзников и партнеров по всему миру.
В 2010-х гг. мировой энергорынок переживает трансформацию, обусловленную рядом факторов: осознанием глобальных климатических изменений и необходимости пересмотра энергетического баланса с повышением доли низкоуглеродных источников энергии, нестабильной политической ситуацией на Ближнем Востоке, растущим спросом на энергоносители в Китае и Индии. В ЕС и США все активнее развивается собственная энергетическая трансформация,
1 Александр Александрович Курдин - руководитель исследований управления по ТЭК Аналитического центра при Правительстве РФ, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, к.э.н., e-mail: [email protected];
Юлия Александровна Ершова - магистрант факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ e-mail: julia. [email protected].
2 Alexander A. Kurdin - Study Director of the Fuel and Energy Complex Administration at the Analytical Centre affiliated to the Government of the Russian Federation, Senior Researcher of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, PhD in Economics, e-mail: [email protected];
Yuliya A. Ershova - Master's Degree Student of the Faculty of Global Economy and Global Policy at the National Research University Higher School of Economics, e-mail: [email protected].
двигающаяся параллельными курсами, пусть и с несколько разными акцентами. Важнейшим элементом энергетической политики Европейского союза является курс на развитие конкуренции среди поставщиков традиционных энергоресурсов и межтопливной конкуренции, поскольку при прежней траектории ТЭК рост зависимости региона от внешних поставок энергоносителей представлялся неизбежным вариантом. Отдельным аспектом этой политики является диверсификация инфраструктуры внешних поставок, поскольку эта инфраструктура становится фактором зависимости.
В США нередко входят в противоречия решения проблем энергетической безопасности (за счет разработки, в том числе собственных, обширных ресурсов ископаемого топлива) и защиты окружающей среды (за счет ограничения разработки своих ресурсов). Приход к власти Д. Трампа обусловил смену приоритетов в пользу первой из двух этих альтернатив, тогда как позиции администрации Б. Обамы были иными.
Особенности энергетической политики США обусловлены их уникальной ситуацией на мировых энергетических рынках: они являются одним из крупнейших производителей и одновременно потребителей нефти, природного газа и угля (в случае природного газа - крупнейшим после «сланцевой революции»). При этом США могут войти в число ведущих поставщиков сжиженного природного газа (СПГ) на рынки Южной Америки, в ряд стран ЕС, а в долгосрочной перспективе - на Ближний Восток и в Азию.
Идея энергетической независимости США, продвигаемая Д. Трампом и его администрацией, является логическим продолжением энергетической политики большинства предыдущих администраций [1]. Проблемы обеспечения энергетической безопасности довольно тесно связаны с геополитическими интересами. Соединенные Штаты уже значительно сократили импорт нефти из Саудовской Аравии (с 436,0 млн баррелей в 2011 г. до 348,6 млн баррелей в 2017 г.), Алжира (с 130,7 млн баррелей в 2011 г. до 68,9 млн баррелей в 2017 г.), Мексики
(с 440,3 млн баррелей в 2011 г. до 249,1 млн баррелей в 2017 г.) и т.д.3 Избыточное предложение газа на внутреннем американском рынке привело к тому, что Америка постепенно начинает реализовывать проекты по экспорту газа. Первые танкеры СПГ были отправлены в феврале 2016 г., и с тех пор США поставили газ в Европу, Азию и Южную Америку. Согласно прогнозам US Energy Information Administration к 2035 г. на сланцевый газ - основной ресурс для наращивания производства и экспорта газа - будет приходиться около 46% добычи природного газа в США.4 Также специалисты МЭА прогнозируют многократное увеличение поставок американского сжиженного газа в Европу к 2040 г.: ЕС будет покупать 84 млрд м3(5) СПГ - 22% от всего импорта [2].
Переход на газовое самообеспечение (вплоть до перепроизводства) приводит к тому, что исторически сложившиеся поставщики природного газа в США теряют одного из ключевых импортеров, вследствие чего формируется структурный дисбаланс на рынке. Такие сдвиги приводят к тому, что бывшие поставщики энергоресурсов в США вынуждены искать новые рынки сбыта (в том числе ЕС - один из самых привлекательных).
ЕС импортирует более половины потребляемой энергии (около 90% сырой нефти и двух третей природного газа), причем в отношении газа имеет значительную зависимость от одного поставщика - России, что ставит энергетическую безопасность Европы в достаточно уязвимое положение. По мере ввода новых СПГ-мощностей по сжижению и регазификации проблема будет постепенно смягчаться, и темпы этого смягчения в значительной степени теперь зависят от политики США.
Активизация энергосотрудничества США - ЕС
Современный этап глобализации энергетики неразрывно связан с активизацией международного сотрудничества США с ЕС в области
3 Данные U.S. Energy Information Administration (EIA). URL: https://www.eia.gov/dnav/pet/pet_move_impcus_a2_nus_ep00. im0_mbbl_a.htm.
4 Shale gas is a global phenomenon. 05.04.2011. URL: http://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=811.
5 Здесь и далее - в пересчете на газ в газообразном состоянии, если не указано иное.
энергетики, катализаторами которого стали «сланцевая революция» и конфликт на Украине, до самого последнего времени сохраняющей позиции ключевого транзитера газа из России в Европу.
Динамика развития энергетических отношений Европейского союза и Соединенных Штатов показывает, что, начиная со второй половины 2000-х гг. - периода, который в отношениях между Украиной и Россией был отмечен рядом конфликтов вокруг поставок газа, - сотрудничество европейцев и американцев укрепляется по многим аспектам: борьба с изменениями климата, диверсификация маршрутов поставки энергоресурсов, совместная разработка нетрадиционных запасов газа. В 2009 г. Европейская комиссия (ЕК) положительно отреагировала на предложение Вашингтона начать разработку сланцевых месторождений на территории ЕС. Кроме того, была активизирована политика по полной либерализации и созданию конкуренции на рынке Европы путем разработки Плана действий ЕС по обеспечению энергетической безопасности и солидарности (2008 г.) [3, р. 39], Третьего энергопакета (2009 г.), к которым многие годы подталкивали США и выступали за максимально жесткий вариант для России [3].
В 2009 г. был также организован Энергетический совет ЕС - США [4], направленный на активизацию двустороннего сотрудничества в области решения возникающих проблем, сопряженных с глобальной энергетической безопасностью (в том числе по минимизации и управлению рисками, связанными с перебоями в поставках энергоресурсов), разработки низкоуглеродных технологий, совместных проектов и исследований в области изменения климата.
Цели внешней энергополитики США на европейском энергорынке и механизмы их реализации
Исходя из описанных выше факторов и программных документов США можно выделить ряд целей США на европейском энергорынке: • снижение энергетической зависимости европейских союзников США от России путем лоббирования новых инфраструктурных проектов (СПГ-терминалов), чтобы
не допустить применения российскими властями энергетики в качестве рычага политического влияния в рамках взаимодействия России с ЕС и одновременно реализовать поставки газа из США и потенциально союзных им государств;
• продвижение технологий разработки нетрадиционных (в частности сланцевых) углеводородов, также в рамках политики диверсификации источников углеводородного сырья Европы и реализации собственных передовых технологий в данной сфере.
Об энергетическом сотрудничестве на достаточно высоком уровне говорят совместные американо-европейские проекты, такие как Трансанатолийский газопровод (TANAP) (к 2023 г. пропускная мощность планируется на уровне 24 млрд м3, при запуске - 18 млрд м3) и Трансадриатический газопровод (TAP) (пропускная мощность - 10 млрд м3), которые станут частями Южного газового коридора, активно продвигаемого США. По состоянию на сентябрь 2018 г. газопровод ТАР, конечная цель которого - транспортировка газа из стран Каспия и Ближнего Востока в ЕС, построен уже на 80% [5]. Начало эксплуатации газопровода назначено на 2019 год. По подсчетам экспертов, TAP не позволит значительно снизить зависимость от России, но большим преимуществом является диверсификация источников [6]. Предполагается, что газопровод станет частью Южного газового коридора, активно продвигаемого Америкой. Южный газовый коридор является приоритетным направлением для европейских наднациональных институтов и соответствует энергетической стратегии ЕС, поскольку он обеспечит не только экономические выгоды, но и повысит долгосрочный уровень энергетической безопасности стран Европы, разнообразит поставки природного газа, будет содействовать интеграции внутреннего рынка и формированию конкуренции.
Примечательно то, что в проекте Трансадриатического газопровода непосредственно не задействована ни одна американская компания, однако на подписании соглашения о запуске строительства присутствовал представитель США - А. Хохштайн - специальный предста-
витель и координатор по международным вопросам энергетики Госдепартамента США. Он заявил: «Проект Трансадриатического газопровода является приоритетным для США, как ни один другой» [7]. Вашингтон с конца 1990-х гг. активно поддерживал нефтегазодобывающие предприятия с целью поддержать «глобальную диверсификацию энергии», продвигая выход на мировой рынок таких стран, как Туркменистан, Азербайджан, Казахстан [3, р. 40].
Кроме того, представители администрации Б. Обамы участвовали в ряде переговоров с Грецией и Болгарией, заявляя, что российский проект является опасным по политическим причинам, поэтому стоит выбрать «правильный газопровод» для участия [8]. При этом Госдеп США критично отзывался об инвестировании ЕС в газопровод «Северный поток - 2» и о нарушении «Газпромом» Третьего энергопакета, однако проекту ТАР была оказана активная поддержка [9], несмотря на нарушение ключевых европейских принципов разделения продажи и транспортировки энергоресурсов в соответствии с нормами Третьего энергопакета.
В случае с Трансадриатическим газопроводом ЕК в 2013 г. сделала исключение6 (представители проекта TAP еще в 2011 г. обратились за получением изъятий) и одобрила азербайджанской компании SOCAR прокачку только собственного газа, не оставляя конкурентный доступ к трубопроводу на европейской территории для любого другого поставщика. При этом SOCAR является и добывающей компанией. Роль США в проекте TANAP по большей части заключалась в привлечении ключевых участников.
Перспективы экспорта американского газа в Европу
Подробнее анализируя перспективы полномасштабного экспорта американского СПГ в Европу, стоит отметить, что, во-первых, ЕС менее зависим от газа (23,8% от общего потребления энергоресурсов в 2017 г. [10]), в отличие от Соединенных Штатов (28,5% от общего по-
требления энергоресурсов, согласно статистическим данным 2017 г. [10]), и активное развитие ВИЭ повышает шансы на умеренный уровень потребностей в газе, во-вторых, внутри Европейского союза были попытки и надежды на собственную «сланцевую революцию». Однако в Европе «сланцевая революция» не состоялась: опыт США оказался не применим к европейскому континенту, поскольку породы сланца залегают глубже, следовательно, технологическая специфика должна быть иной. Также плотность населения в местах потенциальной разработки выше, соответственно и себестоимость добычи гораздо больше. Кроме того, в Европе до сих пор очень болезненно воспринимается экологический ущерб от добычи сланцевых газа и нефти, поэтому «зеленые» движения и партии, скорее всего, предпримут все необходимые действия против негативного воздействия на окружающую среду [11, с. 2-10].
Осторожная политика в отношении нетрадиционного газа усугубила европейские проблемы со снижением собственной добычи, вследствие которых, даже при отсутствии значительного роста спроса, ЕС планирует импортировать СПГ из Канады, США, Северной Африки, Каспийского региона (на данный момент основные поставщики СПГ - Катар, Алжир, Нигерия) [12]. В настоящее время на территории ЕС построено почти 200 регазификационных установок (около 30-ти терминалов [13]) для получения СПГ в Бельгии, Финляндии, Франции, Италии, Португалии, Литве, Голландии, Испании, Великобритании, Греции, Польше, Швеции, однако имеющиеся мощности недозагружены примерно на 80%, ввиду того, что до 2016-2017 гг. на мировом рынке наблюдалось серьезное ограничение мощностей по сжижению. Несмотря на недоиспользование регазификации, ЕС продолжает строительство семи новых регазификационных терминалов с учетом вероятного развития рынка СПГ в среднесрочной перспективе по мере ввода новых терминалов по сжижению в различных регионах мира (в том числе США) или форс-мажорных обстоятельств, связанных со срывами поставок энергоресурсов [14].
6 European Commission. Commission decision of 16.5.2013 on the exemption of the Trans Adriatic Pipeline from the requirements on third party access, tariff regulation and ownership unbundling laid down in Articles 9, 32, 41(6), 41(8) and 41(10) of Directive 2009/73/EC.
Существенным преимуществом для европейцев является то, что американский СПГ поможет Европе достичь цели по снижению зависимости от российского газа. Соответственно, он повысит энергобезопасность и укрепит переговорную позицию ЕС, европейских государств и компаний, которые получат рычаги давления на Россию, в том числе в переговорах по ценам и предоставляемым скидкам. Кроме того, ЕС получит возможность дальше продвигать идею интегрированного, либерализованного рынка и обезопасит страны от возможных перебоев с поставками со стороны России, а не полностью исключит Россию в качестве поставщика энергоносителей [15]. Существует выгода и для США: способствуя реализации задач энергобезопасности Европы в рамках политической повестки, Соединенные Штаты продвигают собственные коммерческие интересы, параллельно обеспечивая собственную безопасность.
Потенциальное прямое краткосрочное влияние американского СПГ на европейский рынок весьма невелико, так как требуются значительные инвестиции и издержки на сжижение, строительство инфраструктуры для хранения газа, транспортировку (около 80% расходов, которые несет экспортер, составляют расходы на сжижение [12, p. 6]). В результате стоимость СПГ из США на европейском рынке будет значительно превышать цену на российский трубопроводный газ. По оценке МЭА и аналитиков Оксфордского института энергетических исследований, средняя рентабельная цена на американский газ для стран Европы составляла 245 долл. за 1000 м3 в 2016 г. [16], при этом средняя экспортная цена российского газа на европейском рынке в 2016 г. составила 165 долл. за 1000 м3 [17]. Несмотря на относительно высокую стоимость для полной окупаемости сланцевых проектов, некоторые европейские эксперты полагают, что к 2020 г. США станут третьим крупнейшим поставщиком СПГ в мире [18], а Wood Mackenzie ожидает, что 60% экспорта газа США в 2020 г. будет направлено именно в ЕС [19].
Политический фактор может повлиять на то, что США будут искусственно занижать цену для союзников по НАТО с целью снизить российское влияние на Европу. В среднесрочной перспективе вполне вероятно, что страны Восточ-
ной Европы (в частности страны Прибалтики) будут настаивать на переходе на американский газ, поскольку именно они зависимы от российского трубопроводного газа более чем на 70%. Налаженная инфраструктура с Россией, конкурентоспособные цены «Газпрома» уменьшают вероятность полномасштабного перехода на американский сжиженный газ или СПГ. Однако конкуренция между поставщиками газа может сделать цены для импортеров более выгодными.
Одним из направлений политики энергетической безопасности ЕС де-факто является достижение газовой независимости от России, что активно поддерживается и лоббируется со стороны США. Поэтому, оценивая перспективы Европы, можно отметить, что ее положение является одним из самых выгодных. Во-первых, предполагаемая конкуренция среди поставщиков как трубопроводного газа, так и СПГ дает возможность ЕС либо получать скидки, выбирая наиболее выгодный вариант, либо устанавливать иные контрактные условия, поскольку экспортеры будут стараться сохранить рыночную долю и минимизировать издержки. Во-вторых, пока потребление Европы находится на достаточно стабильном уровне, происходит диверсификация поставщиков энергоресурсов, энергобезопасность европейских стран укрепляется. Впрочем, вероятное снижение собственного производства ухудшит эту перспективу. Также проблемой в перспективе может стать так называемый евроскептицизм, который окажет негативное влияние на целостность подхода стран ЕС к проблеме энергобезопасности.
Санкции на фоне изменения политической конъюнктуры в США
С приходом администрации во главе с Д. Трампом как российские, так и американские эксперты и бизнесмены разделились на тех, кто ждал потепления в отношениях с США, и тех, кто считает, что радикальных перемен не произойдет. Тем не менее санкционный режим сохраняется.
Наиболее существенное развитие санкци-онного режима при действующем президенте США - пакет санкций июля 2017 г. - распространяется на международные проекты с уча-
стием российских компаний, ограничения на поставку оборудования, услуг, технологий, необходимых для разработки арктических месторождений, глубоководной нефти и добычи из сланцевых пород. Ограничения касаются снижения сроков кредитования основных нефтегазовых компаний («Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть», «НОВАТЭК»). Также в документе содержатся ограничительные меры в отношении совместного участия всех российских (ранее в список компаний были включены «Газпром», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сургутнефтегаз») и американских компаний в проектах по разработке сланцевой нефти, арктического шельфа и глубоководных месторождений [20], ограничения распространяются на строительство инфраструктуры для экспорта энергоресурсов (нефтепроводов, газопроводов), что опять же ставит под угрозу своевременную реализацию ряда российских проектов («Турецкий поток» и «Северный поток - 2» (данному газопроводу в рамках санкций уделяется особое внимание, как объекту для противодействия его строительству)). На сегодняшний день эффекты от этих санкций не являются критическими, так как масштабы разработок глубоководной и сланцевой нефти российских компаний как внутри стран, так и за рубежом весьма невелики (в части Арктики планы более обширны). К тому же введение пороговой доли участия российских компаний на уровне 33% (в том числе для проектов в России) сохраняет возможности для работы в данных сферах.
Законопроекты о новых пакетах санкций США вызывают негативную реакцию у европейцев. В частности, канцлер ФРГ А. Меркель выступила против принятия документа, ведь он не только нацелен против немецко-российского газопровода «Северный поток - 2» и других инфраструктурных проектов. Негативную реак-
цию выразил и канцлер Австрии, заявивший, что целью США является обеспечение успешного функционирования американского ТЭК, а энергоснабжение Европы - дело самой Европы, а не США.
Брюссель провел работу и с администрацией, и с конгрессменами с целью тщательного пересмотра и смягчения закона, направленного против Москвы, поскольку санкции могут не только привести к обострению американо-европейских отношений, но и подорвать энергетическую безопасность Европы.
Степень влияния США
на российско-европейские энергетические отношения
Можно провести ранжирование факторов воздействия США по степени их влияния, согласно разработанным авторами критериям, на энергетическое сотрудничество России с Европейским союзом. Факты как прямого, так и косвенного влияния США на энергосотрудничество России с ЕС можно классифицировать согласно ряду критериев, представленных в таблице.
Наивысшим баллом можно оценить «сланцевую революцию» США, которая повлияла не только на локальные или региональные рынки, но и на мировые цены на энергоносители, произвела колебания на мировом энергорынке, сместив экспортные направления. Низший балл присвоен газопроводу «Набукко», который в связи с проблемами с потенциальными поставщиками и инвесторами, не был реализован (однако активно лоббировался представителями Госдепартамента США) и, соответственно, влияния на энергетические отношения между Россией и ЕС не оказал.
Шкала оценки влияния фактора США на энергосотрудничество России-ЕС
1 балл Инициативы с низкой степенью влияния на рынок
2 балла Воздействие, требующее дипломатической реакции со стороны России
3 балла Воздействие на региональный рынок
4 балла Воздействие, вызывающее трансформацию энергополитики ЕС
5 баллов Масштабное воздействие на мировой рынок и международные потоки
-Рекордноеувеяичение-ебъемов добычи газа США => рост избытка => полномасштабный экспорт =>]структурный дисбалансэнергорынка
2006 год 2008 год 2010 год
Использование США энергетической дипломатии
2012 год 2014 год 2016 год 2017 год
ф Реализация стратегий энергетической дипломатии на практике
Степень влияния США на российско-европейские энергетические отношения
Далее факторы разделены на две группы: реализация США стратегий энергетической дипломатии и непосредственное использование энергетической дипломатии. Под энергетической дипломатией понимается комплекс практических действий, осуществляемых Госдепартаментом США, направленных на защиту национальных интересов в области реализации энергоресурсов посредством проведения переговоров. К таким действиям относятся следующие факторы: критика российских проектов, лоббирование альтернативных газопроводов, секьюритизация энергодиалога Россия - ЕС. К реализации стратегий энергодипломатии на практике относятся прикладные проекты и проектные инициативы в производственной и регулятивной сферах ТЭК, осуществляемые администрацией США для достижения энергетической безопасности самих Соединенных Штатов и их союзников -стран ЕС (см. рисунок).
Более сильное влияние на энергетические отношения оказывают факторы, связанные с инициативами энергетической дипломатии США в ходе политики администрации Б. Обамы, в рамках обеспечения энергетической безопасности в Европе и США. Под реализацией стратегий подразумеваются попытки разработки сланцевых месторождений на территории ЕС, организация Совета по энергетике совместно с ЕС, разработка Третьего энергопакета под влиянием США и т.д. В 2010 г., как раз, когда началась перезагрузка в отношениях США - Россия снизился уровень влияния Соединенных Штатов на энергетическое сотрудничество между Россией и ЕС. Далее снова наблюдается рост. Можно сделать вывод о том, что США создают определенные условия противостояния, на фоне которых происходит эволюция энергетической стратегии ЕС в сторону сближения с Америкой. Предположения о дальнейшем расширении влияния США на данный момент сделать достаточно трудно, поскольку с приходом администрации Д. Трампа происходит трансформация энергетической стратегии, основа которой - насыщение внутреннего рынка собственными энергоносителями. Однако, учитывая привлекательность европейского рынка, можно предположить, что США будут стремиться занять свою нишу на нем.
Сценарный анализ развития отношений России и ЕС под влиянием США
На данном этапе можно разработать три сценария развития отношений Россия - ЕС под влиянием США: оптимистичный, пессимистичный и наиболее вероятный. Оптимистичным (для России) сценарием развития отношений с Европейским союзом является развитие инновационных технологий в области энергетики, что повышает конкурентоспособность российских энергоносителей и энергетических технологий на рынке и, как следствие, ведет к появлению новых контрагентов (стран АТР). За счет расширения торгово-экономических отношений с этими контрагентами растет роль торгово-ин-теграционных группировок с участием России. Смягчение политики США в отношении России, отмена антироссийских санкций и взаимные действия со стороны России могут дать старт работы по изменению характера двусторонних отношений в сторону их нормализации. Совокупность благоприятных факторов позволит России реализовать экспортный потенциал на новых рынках, получить дополнительные инвестиции, а также повысить свою конкурентоспособность в мировой экономике.
Пессимистичным сценарием для России является снижение спроса на все виды ископаемого топлива в ЕС в связи с развитием технологий и появлением новых поставщиков (например, США). Непосредственно на России это может отразиться, с одной стороны, предоставлением более гибкой системы ценообразования, скидок для того, чтобы оставаться конкурентоспособным экспортером на рынке. Фактором ослабления России на европейском рынке может стать эскалация региональных конфликтов и, как это часто наблюдается, разные позиции России и США по урегулированию ситуации. Как следствие - усилится напряженность в отношениях с Европой на политическом и экономическом уровнях. В среднесрочной перспективе нет предпосылок к снятию антироссийских санкций, наблюдаются экономические потери России в связи с отсутствием инвестиционных вливаний со стороны Запада, доступа к специализированным технологиям, что в совокупности не даст дополнительного импульса для развития
энергетической отрасли и экспортного потенциала России. Совокупность критических факторов может оказать влияние на международный имидж России, что не позволит укрепить торгово-экономическую интеграцию со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Наиболее вероятный сценарий не предполагает сближения США с Россией в среднесрочной перспективе, поскольку последние действия Америки (пролонгация санкций, дипломатическая война с Россией) усиливают конфронтацию, а мирное урегулирование конфликта находится под угрозой. Оценивая перспективы США в области сотрудничества с Европой, можно констатировать, что в связи с упрощением условий экспорта и получением разрешений на добычу природного газа методом гидроразрыва пласта в ряде штатов, а также выгодными условиями в Европе для развития сотрудничества, США будут направлять усилия на получение доли европейского рынка.
Выводы
В связи с трансформацией глобальных энергетических рынков происходит смена расстановки сил на международной политической арене. Активизация энергетического сотрудничества США - ЕС показывает, что Соединенные Штаты выделяют ряд целей на европейском энергорынке, среди которых: снижение энергозависимости от России путем лоббирования новых инфраструктурных проектов, продвижение технологий разработки нетрадиционных (в частности сланцевых) углеводородов. Американский газ может помочь Европе получить рычаги давления на Россию и укрепит энергетическую безопасность ЕС, однако его ценовая конкурентоспособность относительно российского газа находится под большим вопросом.
Наиболее сильное влияние на энергетические отношения оказывают факторы, связанные с инициативами энергетической дипломатии США администрации Б. Обамы, в рамках обеспечения энергетической безопасности в Европе и США. Под реализацией стратегий подразумеваются попытки разработки сланцевых месторождений на территории ЕС, организация Совета по энергетике совместно с Европейским
союзом, разработка Третьего энергопакета под влиянием США и т.д. Однако свое воздействие оказала также и сама энергетическая дипломатия, которая часто характеризуется политизацией отношений России с ЕС и является катализатором к реальным действиям. Политизация сотрудничества проявляется в критике российско-европейских проектов, секьюритизации, лоббировании альтернативных газопроводов. Администрации США создают определенные условия противостояния, на фоне которых происходит эволюция энергетической стратегии ЕС в сторону сближения с Америкой.
С изменением политической конъюнктуры в США российско-американские отношения переживают новый виток напряженности, что выражается в санкциях, затрагивающих российский топливно-энергетический сектор, контрсанкциях и дипломатической войне. Новые пакеты санкций вызывают негативную реакцию у европейцев, поскольку такого рода ограничения негативно сказываются не только на энергетической безопасности ЕС, но и на развитии мировой экономики.
Энергетическое сотрудничество России и Европы в энергетической сфере, безусловно, будет продолжено, несмотря на косвенное влияние США и геополитические разногласия, ввиду географической близости, инфраструктурных особенностей и рыночной конъюнктуры. ЕС в среднесрочной перспективе вряд ли сможет полностью отказаться от российского газа, заменив его равноценными источниками. Россия, в свою очередь, активно развивает СПГ-проекты и трубопроводную инфраструктуру, которые нацелены и на европейский рынок («Северный поток - 2», «Турецкий поток», Балтийский СПГ), и на рынок АТР. Исходя из этого положение ЕС является одним из самых выгодных, поскольку предполагаемая конкуренция среди поставщиков как трубопроводного газа, так и СПГ дает возможность ЕС добиваться либо преференциального ценового режима, либо установления новых контрактных отношений, поскольку поставщики энергоресурсов будут стараться удержать существующую долю рынка и минимизировать издержки. США на данном этапе нацелены прежде всего на обеспечение энергоресурсами собственного рынка.
ЛИТЕРАТУРА /REFERENCES
1. Grigoriev L.M., Belova M.A., Kurdin A.A. US energy security: an objective picture and a national approach / US in search of answers to the challenges of the XXI century /ed. A. V. Kirichenko. M.: IWEIR RAS, 2010. P. 179-200 (in Russian).
2. IEA. IEA World Energy Outlook 2017. Paris: OECD / IEA, 2017.
3. Deni J.R., Stegen K. Smith Transatlantic Energy Relations: Convergence or Divergence. London: Routledge, 2013.
4. European Commission. Energy Council transatlantic energy cooperation. Press Release IP / 09/1674. November 4, 2009.
5. Trans-Adriatic Pipeline AG. Project progress. URL: https://www. tap-ag. com/pipeline-construction/ project-progress (access date: 04.11.2018)
6. Nichol J. Armenia, Azerbaijan and Georgia: Political Developments and Implications for U.S. Interests. Congressional Research Service Report. 2014.
7. TAP Remains U.S. Government's Priority. URL: https://www. usacc. org/news-a-publications/ investment-news/1486-tap-remains-us-governments-priority.html (access date: 02.02.2018).
8. Deutsche Welle. US wants Greece to stick to the 'right' pipeline. URL: http://www. dw.com/en/us-wants-greece-to-stick-to-the-right-pipeline/a-18439958 (access date: 12.02.2017).
9. U.S. Department of State. The Southern Gas Corridor Press Statement: Selection of Pipeline. June 28, 2013.
10. BP. BP Statistical Review of World Energy June 2018. BP, 2018.
11. Ernst & Young. Shale gas in Europe: revolution or evolution? EY, 2012.
12. Wilson A. Liquefied Natural Gas in Europe // European Parliamentary Research Service Briefing. Nov. 2015.
13. GIIGNL. The LNG industry GIIGNL Annual Report 2017. GIIGNL, 2017.
14. King & Spalding. LNG in Europe 2016/2017: An Overview of LNG Import Terminals in Europe. King & Spalding LLP, 2016.
15. B or doff J., Houser T. American gas to the rescue? US LNG exports N.Y.: Columbia University in the City of New York, 2014.
16. Eurasia Daily. One year of LNG exports from the United States: Europe is trying to close its failure with Asia. 01/13/2017. URL: https://eadaily.com/ en/news/2017/01/13/odin-god-eksporta-spg-iz-ssha-proval-v-evrope-pytayutsya-zakryt-aziey (access date: 02.02.2018).
17. Ministry of Economic Development of Russia. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2017 and for the planning period of 2018 and 2019. M., 2016 (in Russian).
18. Salameh M. U. S. LNG Exports Could Prove a Game Chang in the Global Gas Market // IAEE Energy Forum. 2016. No. 4. P. 15-18.
19. LNG World News. WoodMac: 60 pct of US LNG supplies to land in Europe. 04.19.2017. URL: https://www.lngworldnews. com/woodmac-60-pct-of-us-lng-supplies-to-land-in-europe.
20. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. Anti-Russian sanctions against the global fuel and energy complex // Energy Bulletin. 2017. No. 50. P. 14-19 (in Russian).
Поступила в редакцию 05.04.2018 г.