I_
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Ю.В. ЗЕМСКОВ,
начальник кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
А.В. ЗЕМСКОВА,
начальник управления иммиграционного контроля, доктор юридических наук, профессор (Федеральная миграционная служба России)
Участие сотрудников МВД России в операциях по поддержанию международного мира и безопасности: международно-правовой аспект
Статья посвящена 20-летию участия сотрудников МВД России в международных операциях по поддержанию мира.
Миротворчество, операции по поддержанию международного мира и безопасности, гражданская полиция, полицейский контингент, сотрудники МВД России.
Двадцать лет прошло с момента, когда впервые в операции по поддержанию международного мира и безопасности приняли участие сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации. С тех пор изменились не только качественный состав таких операций и количество задач, решаемых полицейским компонентом. Помимо организационных изменений, перемены затронули и правовое регулирование вопросов, связанных с деятельностью российского полицейского контингента как на международном уровне, так и национальном. Примером тому может служить принятый Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», который закрепил, по решению Президента Российской Федерации, правовую основу участия сотрудников полиции в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности [1].
Первая миротворческая операция была развернута в мае 1948 г. в ходе арабо-израильского конфликта, причиной которого явилось создание евреями-израильтянами государства Израиль. Это была попытка мирового сообщества с помощью миссии ООН, созданной для разъединения противоборствующих сторон и наблю-
дения за их действиями, не допустить новой войны. С этой целью на основании резолюции Совета Безопасности ООН S/RES/50(1948) в зону конфликта были направлены первые военные наблюдатели.
В том же году по инициативе Генерального секретаря ООН в рамках Генеральной Ассамблеи стали рассматриваться планы создания полицейских сил ООН, наделенных правами контроля за соблюдением условий перемирия в конфликтных регионах, а также в городах с международным режимом для охраны выездных миссий и собственности ООН, поддержания порядка при проведении там избирательных кампаний под эгидой ООН [2].
Впервые компоненты гражданской полиции были включены в операции ООН по поддержанию мира в 1964 г. на Кипре (1964 г. — по н. в.) и в Конго (1960—1964 гг.). Количество сотрудников, участвующих в тех миротворческих миссиях, было незначительно, и задачи, которые ставились перед ними в соответствии с мандатами этих миссий, сводились только к наблюдению за ситуацией в месте развертывания миссии. В конце 90-х гг. гражданская полиция стала составным элементом миротворческих операций ООН, начиная с момента осуществления наблюдательной миссии в Намибии (UNTAG), и далее — ограниченного исполнения полномочий в Кампучии (иЭТАС).
Существенное расширение полномочий гражданской полиции произошло при участии ее (с уполномоченной численностью международной полиции более двух тысяч человек) в миссии ООН в Боснии и Герцеговине (UNIPTF),
ISSN 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
где в ее функции входил контроль, воспитание и обучение местной полиции. С открытием миссий в Косове (UNMIK) и Восточном Тиморе (UNTAET) мандат гражданской полиции расширился по возможностям и масштабу: на нее был возложен полный спектр исполнительных правоохранительных полномочий (полномочия на ношение огнестрельного оружия, задержания и ареста, важные миростроительные задачи по созданию местных правоохранительных органов и системы уголовного правосудия).
С момента проведения первой миротворческой операции прошло более 60 лет. За этот период было проведено около 80 миротворческих операций, более 20 из них действуют в настоящее время.
Помимо количественных изменений, состав участников операций по поддержанию международного мира и безопасности изменился ка-чественно.Для участия в таких операциях могут привлекаться: международный гражданский персонал, военный контингент, военные наблюдатели, полицейский контингент, административно-технический и обслуживающий персонал.
Международный гражданский персонал — это граждане (подданные) иностранных государств, которые на постоянной или временной основе выполняют задачи, вытекающие из мандата миротворческой миссии, и выступают в личном качестве.
Военный контингент, или «голубые каски», — это военный персонал иностранного государства, направляемый на выполнение миротворческой операции на основании международного договора между этим государством и международной организацией, развернувшей данную операцию. Как правило, военный контингент вооружен стрелковым оружием и легкой бронетехникой, носит национальную форму со знаками различия, подчиняется единому командованию, если не предусмотрено иное взаимодействие.
Военные наблюдатели, или «голубые береты», — это военнослужащие иностранного государства, направляемые на выполнение миротворческой операции на основании договора между этим государством и международной организацией, развернувшей данную операцию, и выступающие в личном качестве. Военные наблюдатели могут быть вооружены легким стрелковым оружием (пистолетами) для обеспечения собственной безопасности, носят национальную форму со знаками различия, действуют в личном качестве и подчиняются руководителю операции.
Полицейский контингент, или «гражданская полиция», — это сотрудники полиции (милиции) иностранного государства, направляемые на выполнение миротворческой операции на основе международного договора, заключаемо-
го между этим государством и международной организацией, развернувшей данную операцию, и выступающие в личном качестве. Сотрудники полиции (милиции) выполняют свои обязанности в национальной форме со знаками различия и в зависимости от мандата операции могут вооружаться легким стрелковым оружием (пистолеты, автоматы) и легкой бронетехникой для обеспечения собственной безопасности и выполнения полицейских функций в личном качестве.
Административно-технический и обслуживающий персонал — это лица, имеющие гражданство (или подданство) или постоянно проживающие на территории государства, где развернута миротворческая операция, набираются на контрактной основе.
Особенно выделим такую категорию, как административно-технический персонал, т. е. переводчики, секретари, которые допускаются к работе с официальными документами и к которым предъявляются требование знания официального языка миротворческой миссии.
Российская Федерация как правопреемник Советского Союза свою миротворческую деятельность начала с октября 1973 г., впервые направив 25 военных наблюдателей на Ближний Восток после завершения так называемой трехдневной арабо-израильской войны.
Участием Министерства внутренних дел Российской Федерации в миротворческой деятельности можно считать и направление 14 сотрудников МВД России [3] в апреле 1992 г. в бывшую Югославию. С этого времени, помимо сотрудников МВД России, в состав российского полицейского контингента включались сотрудники и других федеральных органов исполнительной власти (пограничной службы, ФСБ России и ФСИН России).
С 1992 г. сотрудники МВД России приняли и принимают участие в более чем 15 миротворческих операциях, проводимых под эгидой Организации Объединенных Наций, в двух, проходивших под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (это Верификационная (проверочная) миссия ОБСЕ в Косово (OCSE Kosovo verification mission) в 1999 г. и в Киргизской Республике с 2010 г. — по наст. вр.), и в Полицейской миссии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине (EUPM in B&H), 2003-2007 гг. под эгидой Европейского Союза (ЕС) [6].
Отметим, что и количество принявших и принимающих участие сотрудников МВД России в операциях, проводимых международными региональными организациями ОБСЕ и СЕ, и разнообразие выполняемых ими задач несравненно ниже, чем при развертывании миротворческих миссий ООН. Так, в миссии ОБСЕ в Косово
95
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 1 (21)
участвовало 5 сотрудников МВД России, выполнявших одну основную задачу в соответствии с мандатом — мониторинг за действиями противоборствующих сторон, в миссии ЕС в Боснии и Герцеговине принимало участие 5 сотрудников МВД России, в миссии ОБСЕ — 2 сотрудника МВД России; задачами этих миссий ставились подготовка и обучение полицейских кадров в стране развертывания миссии. Следовательно, вся тяжесть миротворчества была возложена на Организацию Объединенных Наций. Пик проводимых ООН миротворческих операций пришелся на конец 80 — начало 90-х гг. XX в., чему в немалой степени способствовали политические процессы, протекавшие на Европейском континенте.
Начало миротворческой операции возможно тогда, когда выдержаны следующие условия: наличие согласия страны (стран), вовлеченных в конфликт, создающий угрозу международной безопасности; предложение о проведении миротворческой операции поддержано мировым сообществом; государства—члены ООН выделяют средства и персонал для проведения операции.
Правовым основанием для проведения ОПМ является мандат, в котором определяются задачи 3 и функции операции. Именно предписания ман-§ дата детерминируют содержание заключаемых , £ ООН и другими международными региональна ными организациями со странами-участниками Л соглашений.
ы Полагаем, что участие сотрудников МВД Рос-
сии в ОПМ нуждается в дальнейшем развитии, < что продиктовано повышающейся активностью
09
международных организаций по проведению миротворческих операций, многокомпонентно-стью участвующих в них сил, сложностью и разносторонностью решаемых задач.
Рассматривая двадцатилетнюю историю участия МВД России в миротворческой деятельности, необходимо отметить, что его сотрудники достойно представляют нашу страну за рубежом. Высоко ценятся в иностранных
миссиях российские эксперты-криминалисты и специалисты по компьютерным технологиям, которые занимают ведущие позиции в составе соответствующих подразделений международной гражданской полиции как наиболее квалифицированные офицеры. Подтверждением тому являются благодарственные письма от руководства миротворческих миссий, в которых высоко оценивается деятельность сотрудников МВД России.
За добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокий профессионализм многие российские миротворцы были отмечены наградами ООН и других международных организаций, зарубежных стран, а также государственными и ведомственными наградами Российской Федерации.
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 14 февраля 2011 г. № 7 // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав полицейской консультативной группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Киргизской Республике: распоряжение Президента Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 883-рп // СЗ РФ. 2010. № 52 (ч. I). Ст. 7074.
3. О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав полицейской миссии Европейского союза в Боснии и Герцеговине: распоряжение Президента Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 336-рп // СЗ РФ. 2003. № 27 (ч. II). Ст. 2795.
4. Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Операции ООН по поддержанию мира. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ resources/statistics/contributors.shtml
E-mail: [email protected]