-РЩШЛ СОВ^МШДОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Мельников Александр Борисович,
доктор экономических наук, профессор, г. Краснодар, начальник кафедры экономики, бухгалтерского учета и аудита
ой милиции
в МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Ж
НАЛИЗ данного вопроса сегодня представляется особо актуальным кзкдля сотрудников МВД России, так и для правоохранительных - -- - органов стран мирового сообщества. Прежде всего потому, что опыт такого участия российских милиционеров достаточно велик, но недостаточно систематизирован. Так, за одиннадцать лет участия МВД России в миротворческой деятельности через миссии в «горячих точках» планеты (Гаити, Восточный Тимор, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Косово) прошли более 400 сотрудников российской милиции. В настоящее время около 150 представителей МВД России несут службу в составе миротворческих полицейских сил в Восточном Тиморе, Боснии и Герцеговине, Косово, Сьерра-Леоне, Конго. Готовы группы россиян-миротворцев для миссий ООН в Либерии и Абхазии. Это тщательно отобранные и хорошо подготовленные офицеры милиции и внутренних войск МВД России. Более половины из них занимали в свое время или занимают сейчас руководящие посты и преподавательские должности как в России, так и в миссиях. Российский полицейский контингент по праву завоевал авторитет и уважение коллег из других стран, местного населения. Результаты деятельности российских миротворцев были высоко оценены руководством ООН и ОБСЕ. Посетившие недавно Россию заместитель Генерального Секретаря ООН Р.Н. Гиеэно и специальный помощник Генерального Секретаря ОБСЕ Р. Монк выразили свою глубокую благодарность
руководству МВД за качество подготовки кандидатов в миротворческие миссии ООН и ОБСЕ.
Однако весь этот опыт пока нашел свое освещение лишь в ряде газетных статей, в немногочисленных выступлениях участников практической конференции, посвященной 10-летию участия МВД России в миротворческих миссиях ООН, и в материалах юбилейного справочного сборника «На службе мира» (под ред. Стельникова A.A. Воронеж, 2002). Сейчас готовится к выпуску новый дополненный и расширенный вариант данного справочника, возможно, в него попадут отдельные материалы нашей конференции, на наш взгляд, это должно создание сыграть немаловажную роль в пропаганде и распространении опыта миротворцев в локализации межнациональных конфликтов.
Межэтническая ситуация в отдельных регионах России (прежде всего на Кавказе) й в странах ближнего зарубежья настоятельно требует от нас всестороннего освещения и внедрения передового опыта накопленного российскими миротворцами и их коллегами из зарубежных стран.
В связи с этим, хочется обратить внимание на ряд организационных аспектов, направленных на разрешение проблемы локализации межнациональных конфликтов с участием российского контингента международной полиции и других кон-тингентов.
Во-первых, международные миротворческие полицейские контингенты стали важнейшим инструментом реализации решений ООН. Выполнение наблюдательной функции и непосредственно
81
ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2004 г® № 3(5)
-г^ЩдаСОВРЕМЕННрй-ЯЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
полицейской работы на местах в сочетании с подготовкой местных полицейских кадров дает значительный положительный эффект.
Определенный интерес в этой связи представляет опыт отдела Гражданской полиции, который был выделен в качестве обособленного подразделения Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) Штаб-квартиры ООН в г. Нью-Йорке в 2000 году. В задачи этого подразделения входит: оказание консультативной помощи странам-участницам ООН по полицейским миротворческим вопросам и в подготовке миротворцев, организация управления полицейскими миссиями, планирование, разворачивания новых миссий.
. Сейчас в отделе работают 16 офицеров полиции из 13 стран мира (2 из них - представители России), осуществляя различную деятельность по полицейскому миротворчеству ООН. Все они направлены в Это подразделение правительствами своих стран и прошли жесткий конкурсный отбор в системе ООН. В настоящее время концепция полицейской миротворческой деятельности претерпела значительные изменения. Если раньше усилия международной полиции ООН в основном сосредоточивались на наблюдении за работой местной полиции и контроле над соблюдением прав человека, то теперь прерогативы отданы правоприменительной и консультативной деятельности. Сейчас более восьми тысяч полицейских из 77 стран мира несут службу в девяти миссиях ООН.
Поскольку принятие любого решения Секретариатом ООН требует соблюдения специальной процедуры, в состав которой входит получение различного рода согласований и подписей, работа сотрудника отдела является не столько полицейской, сколько дипломатической.
Так, один из самых сложно разрешимых вопросов - это определение перечня стран, которые примут участие в той или иной миссии. Список государств обсуждается на всех уровнях, и решающее слово здесь принадлежит политикам. При этом анализируется буквально все - от опыта участия страны в полицейских миротворческих миссиях до возможной реакции соседних государств на размещение в миссии полицейских той или иной национальности. Это один аспект, в котором опыт наших представителей может оказать неоценимую услугу в деле локализации межнациональных конфликтов.
Вторым таким аспектом является опыт российских миротворцев, работавших в отделах информационных технологий в различных миротворческих миссиях ООН.
Третий аспект связан с тем, что любая миротворческая миссия отличается сложной психологической нагрузкой, которую испытывают принимающие в ней участие сотрудники полиции. Они нередко сталкиваются с различными психологическими и социальными проблемами, которые влияют на их здоровье, официальный имидж и личное благополучие.
В целях оказания соответствующей помощи в рамках гражданской полиции ООН в Косово был создан специальный отдел - Группа психологической поддержки. Советники Группы призваны оказывать членам миссии необходимую помощь в столь часто возникающих в процессе прохождения службы в миссии стрессовых ситуациях. Они также работают над созданием положительной социально-психологической атмосферы как в целом в миссии, так и внутри каждого контингента.
В миссии имеется достаточное количество советников, способных удовлетворить потребность всех сотрудников, в том числе и по личным вопросам. Преимущественно, советниками являются носители английского языка либо лица, хорошо владеющие им и подготовленные для работы с пациентами эмоционально неустойчивыми. Обычно, советники осуществляют психологическую поддержку членов миссии путем их вовлечения з работу над существующей или развивающейся проблемой. Они дают возможность сотруднику поговорить о проблемной ситуации и совместно найти решение, инициируя тем самым процесс психологической самопомощи. Абсолютно необходимым условием работы Советников является конфиденциальность и тактичность, а также доступность и способность консультировать по широкому кругу проблем. Вместе с тем, советники не являются психиатрами, и в случае выявления психопатологических симптомов они привлекают к работе с пациентом соответствующих врачей-специалистов.
Для достижения максимальной эффективности работы советников по поддержке сотрудников миссии предусмотрено тесное сотрудничество с руководителями контингентов, руководящим составом миссии и другими заинтересованными лицами.
Иллюстрацией работы группы может служить ситуация, возникшая в апреле 2002 года, когда в результате массовых беспорядков в регионе Мит-ровицы после применения демонстрантами против полиции огнестрельного оружия и ручных гранат одновременно пострадали 20 международных полицейских. Пострадавшие были эвакуированы в военный госпиталь с ранениями различной степени тяжести и отчетливыми проявлениями перенесенной психологической травмы. Приб^1вшие в госпиталь через 2 часа советники группы в течение последующих трех суток провели с ними комплекс психологических коррекционных и реабилитационных мероприятий, позволивших избежать развития посттравматических стрессовых расстройств и вернуть в строй всех пострадавших полицейских
Особо следует остановиться на миссии ООН в Косово, которая была организована в соответствии с резолюцией Совета Безопасности N91244, подписанной 10 июня 1999 года. В ней был признан факт продолжающегося насилия в отношении населения Косово и необходимость предпринять усилия международного сообщества по
РЕАЛШСОВРЕМШНОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
изменению ситуации. Генеральным Секретарем ООН и ранее отмечалось, что Косово на момент открытия миссии находилось в состоянии войны со всеми вытекающими из этого последствиями1. Положение, не соответствующее статусу мирного времени и законности в Косово, репрессии и насилие, в то же время, признавались в отдельных документах правительства Сербии2.
В соответствии с п. 3 Резолюции Совета Безопасности №1244, все военные, военизированные и полицейские силы Сербии были выведены с территории края Косово, местным организациям были предоставлены очень ограниченные права, специально оговоренные в приложении 2. Таким образом, никаких официальных правоохранительных сил на территории Косово не осталось. Данная ниша должна была быть заполнена как можно скорее.
В провинции организовалось несколько относительно самостоятельных миссий. Поскольку гер-вой и основной задачей миссии на начальном этапе было прекращение насилия и обеспечение правопорядка, наиболее многочисленными подразделениями Миссии ООН в Косово стали КФОР (международные силы безопасности, состоящие из военных контингентов отдельных стран) и международная полиция. Общие положения мандатов обеих структур обозначены в ст. 9 и 11 Резолюции Совета Безопасности №1244.
Среди остальных наиболее важными задачами сил безопасности названы:
- разоружение всех нелегальных вооруженных формирований;
- поддержание общественного порядка и спокойствия до передачи этой функции гражданской (международной)полиции;
- соответствующая поддержка международного гражданского персонала на территории миссии;
- охрана границ;
- обеспечение охраны международного персонала ООН и других международных организаций.
Полномочия полицейских сил в основном сведены к следующему:
- поддержание гражданского мира и правопорядка;
- обеспечение соблюдения законов;
- мониторинг соблюдения прав человека.
Для осуществления данных полномочий на
первоначальном этапе было предусмотрено введение на территорию миссии международного полицейского персонала. Следующим этапом решения задач, поставленных Резолюцией Совета Безопасности ООН, было формирование местной
полиции из жителей Косово, прошедших отбор и специальную подготовку сроком около 3 месяцев. Около 90% личного состава местной полиции не имело предыдущего опыта работы. Таким образом, основная нагрузка по охране правопорядка легла на плечи международной полиции.
Структура полиции, подчиненной Комиссару, назначаемому специальным решением, была сформирована следующим образом:
1. международная гражданская полиция;
2. подразделения специальной полиции для борьбы с массовыми беспорядками;
3. международная пограничная служба3.
В соответствии с повышенной сложностью
поставленных задач и, исходя их соображений безопасности личного состава, Генеральной Сессией ООН впервые в истории миротворческих миссий было принято решение о вооружении международного полицейского персонала. С этого времени никаких изменений статуса миссии в Косово и ее основных подразделений не происходило. Международная полиция Миссии ООН в Косово стала выполнять полный набор правоохранительных функций и фактически заменила собой подразделения внутренних дел и безопасности на территории Косово.
Несмотря на достаточно большое количество времени, прошедшее с момента введения международного присутствия в регионе, и ряд безусловно положительных изменений, ситуация в Косово остается взрывоопасной и события порой развиваются по непредсказуемому сценарию. Данный факт отмечается во многих документах ООН. Так, в отчете специальной Миссии СБ ООН по оценке усилий по поддержанию мира и стабильности в Косово признается, что миссия столкнулась со значительными трудностями в осуществлении предписаний Резолюции Совета Безопасности и что вопреки усилиям международного персонала насилие в регионе полностью не остановлено4.
Безопасность национальных меньшинств в Косово по-прежнему не обеспечена. Среди выводов Комиссии был следующий: «Несмотря на значительное улучшение ситуации с насилием и преступностью в регионе, атаки в отношении представителей национальных меньшинств продолжаются, что делает необходимым продолжение осуществления спецоперации по поддержанию мира и безопасности. Поддержка спецопераций полиции ООН по защите национальных меньшинств со стороны международного военного контингента в Косово (КФОР) остается жизненно необходимой»5.
Миссия ООН в Косово имеет принципиальное
' Письмо ГС Президенту СБ ООН, 9 июня 1999, 5/1999/662, п. М.4.
г См. текст Плана мирного урегулирования ситуации в Косово, принятого парламентом Сербии (3 июня, 1999); п. 1. 3 См.: Доклад Генерального Секретаря ООН от 12.06.1999, 3/1999/672; п. 9. 1 См.: Доклад Миссии СБ ООН по осуществлению резолюции СБ № 1244 (01.05.2001); п. 1.1,1.2. ' См. там же, п. IV. 23.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО ® 2004 » № 3(5)
РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
отличие от предыдущих операций ООН. Миссия в Косово предполагает одновременное выполнение всех полицейских оперативных функций с одной стороны и подготовку личного состава Косовской полиции из числа местных жителей с другой. Общая численность полиции находится на недопустимо низком уровне, что создает дополнительные трудности в обеспечении правопорядка.
Ситуация с обеспечением безопасности личного состава как полиции, так и гражданского персонала остается достаточно напряженной, что было подчеркнуто в заявлениях экспертов ООН. До сих пор Косово в характеристиках многих международных экспертов признается «горячей» или «проблемной» точкой на карте Европы1. На различных уровнях обсуждаются и принимаются документы об усилении мер безопасности в отношении международного персонала, находящегося в этих регионах.
Сложное положение с обеспечением безопасности персонала Миссии ООН в Косово подтверждается и статистическими данными. Так, за время миссии зарегистрировано более 800 преступлений в отношении международного гражданского персонала, КФОР и полиции, из них: 11 убийств, 21 покушений на убийства, около 240 нападений, из них 16 с тяжкими последствиями и более 270 угроз жизни.
Существующих возможностей КФОР и полиции зачастую недостаточно для оперативного перекрытия всего региона. Острота ситуации в Косово предопределила характер деятельности международной полиции: от наблюдательной функции,
характерной для предыдущих миссий, к непосредственной полицейской деятельности, что поставило более остро вопрос о праве сотрудников миссии на самооборону. «Совет Безопасности признает необходимость оформления четкого мандата, соответствующего существующей ситуации, для миротворческих миссий для того, чтобы они эффективно и объективно работали в поставленных временных и пространственных границах, а также для обеспечения максимального уровня безопасности персонала, принимающего участие в операциях ООН. Совет безоговорочно подтверждает право персонала ООН на самооборону»2. Данное право закреплено и в других источниках международного права3.
Руководство Российской Федерации неоднократно подчеркивало свое отношение к происходящим событиям. В частности, неоднократно выражалась серьезная обеспокоенность положением в области безопасности в Косово, торговлей оружием и наркотиками и указывалось на необходимость предотвращения дестабилизации в регионе4 . Одна из ведущих ролей в процессе стабилизации ситуации в Косово принадлежит международной полиции ООН.
С момента своего учреждения Миссия ООН в Косово достигла значительного прогресса в осуществлении Резолюции 1244 (1999) Совета Безопасности ООН, хотя сделать ещё предстоит многое, как отмечено в одном из последних документов: «... для поддержания эффективности деятельности требуются значительные усилия со стороны... международной полиции...»5.
1 Пресс-релиз № 5С6803 «СБ осуждает насилие в отношении персонала ООН и иных гуманитарных организаций»-выступления Катерины Бертини (исполнительный директор Всемирной Продовольственной Организации) и Сергея Лаврова (представитель России в ООН).
2 См. там же.
3 См.: Конвенция «О безопасности персонала ООН и иных, международных, организаций», ст. 21.
4 Доклад Миссии СБ ООН по осуществлению резолюции СБ № 1244(19.06.2001); п. III.23.
5 См. там же, п. IV. 29. ..<..--.:.