ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
УДК 327.7
От MINUSTAH к MINUJUSTH: основные направления деятельности гражданского полицейского миротворческого контингента
в Республике Гаити
Вербилов Алексей Федорович, доцент кафедры огневой и технической подготовки Барнаульского юридического института МВД России, кандидат технических наук, доцент
e-mail: verbilov-alex@yandex.ru
Опарин Константин Юрьевич,
инспектор отделения организации строительства
и капитального ремонта отдела тылового обеспечения
УМВД России по Тверской области,
кандидат технических наук
e-mail: ondt@rambler.ru
Созина Анастасия Юрьевна,
старший инспектор отделения анализа, планирования и контроля штаба Управления МВД России по г. Перми
e-mail: lisapatrikevna@list.ru
Работа посвящена деятельности полицейского компонента в миротворческих операциях под эгидой Организации Объединенных Наций в Республике Гаити, в частности Миссии ООН по стабилизации в Гаити (MINUSTAH) и Миссии ООН по поддержке сектора правосудия в Гаити (MINUJUSTH). Кроме того, рассмотрено участие Министерства внутренних дел Российской Федерации в деятельности миротворческих миссий ООН в Гаити: исторические аспекты, текущий этап и дальнейшие перспективы.
Ключевые слова: Организация Объединенных Наций; миротворцы; миссии ООН, МВД России.
From MINUSTAH to MINUJUSTH: mainstreams of activity of international police peacekeeping contingent in the Republic of Haiti
Verbilov Alexey Fedorovich,
Associate professor of the Department of Shooting and Technical Training of the Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Associate professor
Oparin Konstantin Yurevitch,
Inspector of the Organization of Construction
and Main repairs of the Logistics Department
of the Ministry of the Interior of the Russian Federation in
Tver region, Candidate of Technical Sciences
Sozina Anastasiia Yurevna,
Senior inspector of Analytical, Planning and Controlling unit of Perm Police Headquarter of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
The work is devoted to the activities of the police component in peacekeeping operations under the auspices of the United Nations in the Republic of Haiti, in particular the UN Stabilization Mission in Haiti (MINUSTAH) and the UN Mission for Justice Support in Haiti (MINUJUSTH). In addition, the participation of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the activities of the UN peacekeeping missions in Haiti is considered: historical aspects, the actual stage and further prospects.
Key words: United Nations; peacekeepers; UN missions, Ministry of the Internal Affairs of Russia.
В настоящее время под эгидой ООН развернуто 15 операций по поддержанию мира. Миротворческие контингенты для проведения таких операций включают военный, полицейский и гражданский компоненты, дополняемые политико-дипломатическим компонен-том1. Участие России в операциях по поддержанию мира относится к важнейшим внешним и внутренним политическим функциям нашего государства. Министерство внутренних дел Российской Федерации принимает активное участие в миротворческой деятельности, направляя своих сотрудников в различные миротворческие миссии. По официальным данным ООН2, в настоящее время 38 сотрудников из России проходят службу различных миротворческих контин-гентах в качестве гражданских полицейских. В июне 2016 г. Министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев на саммите глав полицейских ведомств стран - членов ООН, отмечая высокий уровень профессионализма российских миротворцев, акцентировал внимание на том, что наша страна обладает обширным опытом в области противодействия транснациональной организованной преступности и коррупции, незаконной миграции, борьбы с незаконным оборотом наркотиков3. В связи с этим В. Колокольцев отметил, что Россия готова к увеличению российского полицейского контингента в различных миротворческих миссиях ООН.
Одной из стран, где в настоящее время проводится миротворческая операция, является Гаити - государство в западной части одноименного острова и на прибрежных островах. Республика Гаити обрела свою независимость в начале XIX в. в результате восстания рабов. На протяжении всей истории существования
1 См.: Жуковский В. М. Участие сотрудников МВД России в международных миротворческих операциях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_37_5.pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
2 См.: Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://peacekeep¡ng. un.org/ s¡tes/default/files/summary_of_contr¡but¡ons_to_un_ peacekeeping_by_country_mission_and_post.pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
3 См.: Борисенко И. Глава МВД РФ: участие полицейских из России в миротворческих операциях ООН эффективно [Элек-
тронный ресурс] // Сайт ТАСС. 2016. 4 июня. Режим доступа: http://tass.ru/politika/3339013 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
страну потрясали всевозможные политические кризисы и в итоге - нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в государстве. Разрушительное землетрясение 12 января 2010 г., вследствие которого (по данным правительства Гаити) погибли 220 тыс. человек, включая 96 миротворцев ООН, нанесло удар по инфраструктуре страны и резко ухудшило и без того сложное экономическое положение Гаити. В настоящее время Республика Гаити - беднейшее в плане экономики государство западного полушария планеты и одна из самых неразвитых стран мира. Ниже уровня бедности находится около 80 % населения4. Основной источник валютных доходов республики -денежные переводы от эмигрантов (25 % ВВП, вдвое больше всех доходов от экспорта из страны). Задачи обеспечения правопорядка и безопасности в Республике Гаити возложены на подразделения Национальной полиции Гаити (НПГ), включая подразделения береговой охраны.
С 1993 г. в Республике Гаити развертывалось несколько миротворческих миссий под эгидой ООН. Одной из них было введение контингента после беспорядков, вызванных свержением президента Аристида в начале октября 2004 г. Задача по их прекращению была поставлена перед полицейскими стабилизационными силами ООН (почти 7 тыс. человек). Миротворцам пытались помогать отряды гаитянской армии и полиции, но их усилия не принесли должных результатов. Поэтому в июне 2005 г. Совет Безопасности ООН объявил о новой миротворческой операции по поддержанию стабильности на Гаити МООНСГ (The UN Stabilization Mission in Haiti, MINUSTAH), целями которой являлась стабилизация социально-политической ситуации в стране. В частности, одной из задач было укрепление полицейского института путем материально-технического, организационно-структурного и кадрового реформирования НПГ. С момента развертывания миротворческого контингента в рамках реализации Проекта развития национальной полиции Гаити на 2004-2016 гг. было набрано, обучено и получило полицейское образование на базе полицейской академии г. Порт-о-Пренса 14 000 полицейских, из них около 1400 женщин. Положительный результат позволил сфор-
4 См.: Большая российская энциклопедия - электронная версия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bigenc.ru/ geography/text/2340307 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
мировать различные структуры НПГ, способные выполнять поставленные перед ними задачи по поддержанию общественного порядка и противодействию насилию, защите прав человека с помощью аппарата юстиции. Стабилизация ситуации в республике была достигнута благодаря совместным усилиям миссии МООНСГ, странам донорам и проектам, реализуемым под эгидой всемирных благотворительных организаций «Врачи без границ», «Красный крест», WFP (World Food Program) - «Всемирная продовольственная программа» и других. По прошествии 12 лет с момента основания миссии 13 апреля 2017 г. Совет Безопасности в своей резолюции 2350 (2017)1 принял решение
0 продлении мандата МООНСГ на заключительные 6 месяцев. В течение этого периода сотрудникам миссии предстояло провести мероприятия, необходимые для плавного перехода к последующей миссии по поддержанию мира, которая поможет правительству Гаити укрепить институты верховенства права, далее развивать и поддерживать национальную полицию Гаити и осуществлять мониторинг и анализ прав человека. В то же время Совет признал основную ответственность правительства и народа Гаити за дальнейшее развитие своей страны.
Приоритетными задачами в течение финальных шести месяцев МООНСГ стали: разработка новой концепции взаимодействия с НПГ, вывод военного и сокращение полицейского компонентов.
В период с 16 апреля по 15 октября 2017 г. количество полицейских советников, набранных на индивидуальной основе, снизилось с 1001 до 295 сотрудников. Кроме того, сократилось и число сформированных полицейских подразделений, основной задачей которых является обеспечение общественной безопасности и пресечение массовых беспорядков и агрессивных демонстраций. Количество последних в МООНСГ составляло 11 специальных полицейских подразделений численностью до 1600 человек, однако в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в новой миссии должно было остаться лишь 7 подразделений общей численностью 980 сотрудников.
Военный компонент, составлявший 2355 человек, был планомерно выведен из состава миссии, что, в свою очередь, вызвало озабоченность со стороны представителей Бразилии в части соответствия принятого решения реальной оперативной обстановке и способности полицейского компонента миссии реагировать на нападения на гражданских лиц.
Разработка новой концепции взаимодействия с НПГ началась еще в 2017 г. На базе одного из десяти региональных департаментов был подготовлен проект по переориентированию усилий полицейских советников с сопровождения работы рядовых сотрудников НПГ на уровне комиссариатов региона на оказание практической и методической помощи руководителям высшего управленческого звена полиции департамента. Подобное решение было обусловлено необходи-
1 См.: Резолюция Совета Безопасности ООН 2350 (2017) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: http://undocs.org/ru/S/ RES/2350(2017) (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
мостью совершенствования механизмов управления подразделениями полиции.
За прошедшие 12 лет функционирования МООНСГ схема взаимодействия с НПГ не претерпевала существенных изменений. Усилия полицейских миротворцев были сфокусированны на обучении сотрудников НПГ основам правоохранительной деятельности по следующим направлениям: работа с населением, охрана общественного порядка, раскрытие преступлений, соблюдение прав граждан. В результате многолетней работы с НПГ повысился уровень самостоятельности подразделений, в связи с чем деятельность международных полицейских советников на уровне комиссариатов отошла на второй план и была сведена к наблюдению и контролю за работой сотрудников национальной полиции. После мирного завершения 7 февраля 2017 г. избирательного процесса и восстановления конституционного порядка мандат по стабилизации в Гаити был по своей сути выполнен и МООНСГ подошла к логическому завершению2. Однако правительство Гаити, вдохновленное развитием системы правоохранительной деятельности при поддержке ООН, выразило готовность к продолжению сотрудничества. При этом этом интерес НПГ поднялся на качественно новый уровень. Перед международным миротворческим контингентом были поставлены новые, более сложные задачи, требующие переформатирования миссии и направленные на решение наиболее важных и остро стоящих проблем в сфере правоохранительной деятельности. Совершенствование системы пенитенциарных учреждений и сопровождение управленической деятельности НПГ стали основными из них.
К моменту принятия резолюции Совета Безопасности ООН № 2350 (2017) руководство миссии уже имело представление о том, каким образом необходимо реорганизовать миссию, чтобы удовлетворить нужды страны в развитии институтов правоохранительной системы. Первый пилотный запуск нового проекта сотрудничества с НПГ стартовал в мае 2017 г. в Северном Департаменте (г. Кап Аитьен). Идея новой системы взаимодействия видоизменилась и отошла от принципов базового обучения. Целевой аудиторией новой программы стало руководство полиции департамента. За каждым руководителем в регионе (начальник департамента, руководители по отдельным направлениям деятельности: криминальная полиция, административная деятельность, сбор оперативной информации, обеспечение общественной безопасности, логистическая поддержка и работа с личным составом) был закреплен полицейский советник, главной задачей которого являлось оказание практической и методической помощи в организации работы. Исходя из условий новой программы, количество задействованных в ней полицейских миротворцев удалось существенно
2 См.: Rapport du Secrétaire général sur la Mission des Nations Unies pour la stabilisation en Haïti S/2017/604 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Миссии ООН по стабилизации в Гаити. Режим доступа: https://minustah.unmissions.org/sites/ default/files/n 1720837fr.pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
сократить. Данная система взаимодействия тестировалась в течение нескольких месяцев. На основе ее положительной оценки как со стороны участников проекта на уровне региона, так и со стороны руководства НПГ и Миссии была введена в действие во всех десяти регионах страны и стала основой работы полицейского компонента новая миссия - Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке сектора правосудия в Гаити, МООНППГ (the UN Mission for Justice Support in Haiti, MINUJUSTH).
Главными задачами МООНППГ стали: содействие правительству Гаити в продолжении формирования НПГ; укрепление институтов верховенства права в республике, включая правосудие и тюрьмы; защита прав человека и гражданина в целях улучшения качества жизни населения. Разработка программы развития НПГ, а также включение дополнительных департаментов и служб в структуру современной ветви исполнительной власти страны должны равным образом учитывать самобытность народа Гаити, его историю, а также специфику государства и регионов, продолжающих жить в условиях непрекращающихся межэтнических конфликтов, конфликтов общин и необузданной криминальной действительности. Все это ставит дополнительные задачи, решать которые будет способна хорошо организованная и получившая передовой опыт от экспертов ООН национальная полиция Гаити.
Постепенный переход от подмены функций НПГ до обеспечения только мониторинга и разработки конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на построение современной структуры управления национальной полицией, обуславливает необходимость наличия профессиональных навыков у международных экспертов и специалистов со стороны ООН, имеющих опыт работы с высшими эшелонами власти, включая аппарат директората НПГ. На второй план отходят мероприятия, проводимые департаментом по операциям в рамках выявления криминальных элементов, что требует от департамента развития дополнительных мероприятий и процедур, осуществляемых совместно с начальниками различных департаментов, акцентируя особое внимание на развитии институтов юстиции НПГ, дальнейшем формировании учетных баз данных, внедрении электронного документооборота и обмене информацией, использовании профессиональных средств связи и коммуникации. С учетом отсутствия армии Гаити и регулярных внутренних войск, войск прибрежной защиты, все данные функции, а также тюремные функции возложены на НПГ. С одной стороны, в условиях единоначалия упрощает руководство данными структурами, но с другой - требует от миссии совместных усилий с руководством НПГ по реализации плана развития на 2017-2021 гг. и создания дополнительных эффективных органов правосудия.
В этом контексте продолжает оставаться актуальным вопрос направления сотрудников МВД России для участия в деятельности МООНПГ. Первый российский отряд, состоящий из 9 сотрудников МВД России, прибыл в Гаити для несения службы в составе между народного полицейского контингента МООНСГ в ноябре
2005 г. С того момента численность российского миротворческого контингента составляла в среднем 10 человек. Российские миротворцы вот уже более 13 лет осуществляют мониторинг деятельности Национальной полиции Гаити в различных областях:
- контроль и мониторинг за соблюдением законности сотрудниками Национальной полиции Гаити в комиссариатах;
- осуществление контроля за планированием несения службы спецподразделениями полиции, а также участие в совместных операциях по охране общественного порядка и инспектирование служебной деятельности;
- планирование служебной деятельности полицейских и координация усилий по формированию и развитию структуры местной полиции на всех уровнях;
- подготовка специалистов в материально-технической и информационно-технологической сферах деятельности;
- обобщение, сбор, анализ, хранение, систематизация и обработка информации о политической, социально-экономической и криминальной обстановке.
Разрушительное землетрясение 2010 г., унесшее большое количество жизней как среди мирного населения, так и сотрудников миссии, потребовало от сотрудников полиции мобилизации сил, средств и полученных навыков в ликвидации последствий стихийного бедствия. Помимо выполнения основных обязанностей по охране общественного порядка, российские миротворцы осуществляли поиск и эвакуацию раненых и погибших из разрушенных зданий. Работая в сложных и опасных для жизни условиях, силами российской полиции удалось предотвратить массовое мародерство и анархию на улицах Порт-о-Пренса. Деятельность россиян получила высокую оценку руководства ООН, сотрудники были награждены медалями «За службу миру»1.
Большой вклад российский контингент внес в процесс закрытия миссии ООН по стабилизации ситуации в Республике Гаити и становлению новой миссии по поддержке правосудия. По сути, при участии российских миротворцев была сформирована и начала функционировать новая миссия, преследующая цель поддержания существующей системы юстиции республики и переход ее на новый уровень развития. Российские миротворцы в составе международного полицейского контингента продожают оказывать поддержку правительству Гаити, помогая и содействуя переводу национальной полиции на профессиональную основу, в том числе в виде обучения полицейских практической работе и повышения у центрального полицейского аппарата способности распоряжаться своими ресурсами.
Следует отметить, что слаженность при выполнении служебных задач - это результат кропотливой работы и согласованных действий всего коллектива российского контингента на протяжении многих лет.
Широкий спектр выполняемых российскими ми-
1 См.: Молотков С. Русская полиция «построила» Гаити [Электронный ресурс] // Сайт «Сегодня.Ру». 2009. 2 февр. Режим доступа: http://www.segodnia.ru/content/18706 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
ротворцами задач, профессионализм и опыт играют важную роль при назначении их на высокие руководящие посты в миссии ООН на Гаити в разное время: начальник штаба - заместитель комиссара, командир регионального полицейского контингента, начальник инспекции по личному составу, начальник центра профессиональной подготовки, начальники оперативных отделов, руководители подразделений. Высокую оценку среди руководства ООН и сотрудников национальной полиции заслуживают также узкие специалисты, особенно IT-специалисты, эксперты-криминалисты, инженерно-технический и инструкторско-преподава-тельский персонал, сотрудники спецподразделений.
Данные факты выдвигают дополнительные требования к российским миротворцам, принимающим участие в миссии. Наряду с опытом службы в органах внутренних дел и свободным владением иностранными языками многие эксперты, направляемые Россией, обладают передовой практикой миротворческой деятельности. Они способны анализировать накапливаемый опыт и предоставлять руководству миссии рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы реинтеграции и разрабатывать методы охраны правопорядка, осуществлять концепции развития программ обучения личного состава НПГ. Таким образом, на первый план выходят понятия, подразумевающие передачу передового опыта, включающие улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие в конечном итоге высокий результат и соответствующие современным требованиям и стандартам ООН. Внедрение прогрессивных методик, новейших разработок требует от сотрудников максимальной отдачи на всех этапах работы, что в условиях переходных процессов нуждается в особом внимании и концентрации. В этой связи на первый план выходит привлечение экспертов и специалистов ООН узких сфер деятельности: IT-технологий и коммуникаций, противодействия преступности в экономических сферах, экспертов в области радио и криптозащиты, управления транспортными средствами, оборудованными сложной электронной техникой, специалисты по дронам и инструкторы для спецподразделений SWAT и FPU (Special Weapon and Tactic, Formed Police Unit). Только обладая обширными навыками и имея хороший опыт, сотрудник полиции Гаити будет способен исполнять поставленные перед ним задачи точно и в срок.
Библиографический список
1. Большая российская энциклопедия - электронная версия [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc. ru/geography/text/2340307 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
2. Борисенко И. Глава МВД РФ: участие полицейских из России в миротворческих операциях ООН эффективно [Электронный ресурс] / И. Борисенко // Сайт ТАСС. - 2016. - 4 июн. - Режим доступа: http://tass.ru/ politika/3339013 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
3. Жуковский В. М. Участие сотрудников МВД России в международных миротворческих операциях [Электронный ресурс] / В. М. Жуковский. - Режим доступа: http://dpr.ru/pravo/pravo_37_5.pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
4. Молотков С. Русская полиция «построила» Гаити [Электронный ресурс] / С. Молотков // Сайт «Сегод-ня.Ру». - 2009. - 2 февр. - Режим доступа: http://www. segodnia.ru/content/18706 (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
5. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// peacekeeping.un.org/ sites/default/files/summary_ of_contributions_to_un_peacekeeping_by_country_ mission_and_post.pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
6. Rapport du Secrétaire général sur la Mission des Nations Unies pour la stabilisation en Haïti S/2017/604 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Миссии ООН по стабилизации в Гаити. - Режим доступа: https:// minustah.unmissions.org/sites/default/files/n1720837fr. pdf (дата обращения: 19 февраля 2018 г.).
Bibliograficheskij spisok
1. Bol'shaya rossijskaya ehnciklopediya - ehlektronnaya versiya [EHlek-tronnyj resurs]. - URL: https://bigenc.ru/ geography/text/2340307 (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).
2. Borisenko I. Glava MVD RF: uchastie policejskih iz Rossii v mirotvorcheskih operaciyah OON ehffektivno [EHlektronnyj resurs] / I. Borisenko // Sajt TASS. - 2016. -4 iyun. - URL: http://tass.ru/politika/3339013 (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).
3. ZHukovskij V. M. Uchastie sotrudnikov MVD Rossii v mezhduna-rodnyh mirotvorcheskih operaciyah [EHlektronnyj resurs] / V. M. ZHukov-skij. - URL: http://dpr. ru/pravo/pravo_37_5.pdf (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).
4. Molotkov S. Russkaya policiya «postroila» Gaiti [EHlektronnyj resurs] / S. Molotkov // Sajt «Segodnya. Ru». - 2009. - 2 fevr. - URL: http://www.segodnia.ru/ content/18706 (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).
5. Oficial'nyj sajt Organizacii Ob»edinennyh Nacij [EHlektronnyj resurs]. - URL: https://peacekeeping.un.org/ sites/default/files/summary_of_contributions_to_un_ peacekeeping_by_country_mission_and_post.pdf (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).
6. Rapport du Secrétaire général sur la Mission des Nations Unies pour la stabilisation en Haïti S/2017/604 [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Missii OON po stabilizacii v Gaiti. - URL: https://minustah.unmissions.org/ sites/default/files/n1720837fr.pdf (data obrashcheniya: 19 fevralya 2018 g.).