Научная статья на тему 'Социологический анализ особенностей процесса современного российского миротворчества'

Социологический анализ особенностей процесса современного российского миротворчества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
479
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ВОЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ / ПРИНУЖДЕНИЕ К МИРУ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЛИЦИЯ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / PEACEMAKING / REGIONAL CONFLICTS / MILITARY OBSERVERS / ENFORCEMENT TO THE PEACE / CIVIL POLICE / PEACEMAKING OPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азявин Роман Николаевич

Автором производится анализ миротворческой деятельности России на рубеже XX-XXI вв. В статье использованы результаты социологических исследований, проведенных учеными из Южной Осетии и Приднестровья по вопросам эффективности деятельности российских миротворцев в этих регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ особенностей процесса современного российского миротворчества»

Азявин Роман Николаевич

слушатель Академии управления МВД России (г. Москва)

(тел.: 89651275039)

Социологический анализ особенностей процесса современного российского миротворчества

Аннотация

Автором производится анализ миротворческой деятельности России на рубеже XX-XXI вв. В статье использованы результаты социологических исследований, проведенных учеными из Южной Осетии и Приднестровья по вопросам эффективности деятельности российских миротворцев в этих регионах.

Annotation

The author is produced analysis peacemaking to activity to Russia on border XX-XXI centuries. In article are used results of the sociological studies, called on scientists from South Osetya and Pridnestrovye about questions of efficiency to activity Russian pacifier in these regions.

Ключевые слова: миротворчество, региональные конфликты, военные наблюдатели, принуждение к миру, гражданская полиция, миротворческая операция.

Key words: peacemaking, regional conflicts, military observers, enforcement to the peace, civil police, peacemaking operation.

ервое десятилетие XXI в. ха-

Практеризуется повышением миротворческой активности других организаций, помимо ООН. В наши дни НАТО, Европейский Союз (ЕС), Африканский Союз (АС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) и ряд других международных организаций и объединений принимают все более активное участие в регулировании региональных конфликтов [1].

Для России и других участников Содружества Независимых Государств миротворчество представляет собой относительно новый вид деятельности, хотя и имеющий собственную историю. Россия намерена наращивать свое участие в миротворческих операциях. В частности, планируется оказание активного содействия Организации Объединенных Наций в подготовки полицейских контингентов и командного состава полиции, направление квалифицированных сотрудников в секретариат ООН и полевые миссии. Рос-

сийские компании рассчитывают не только укреплять, но и по возможности диверсифицировать свое участие на рынке услуг ООН [2].

Активизация деятельности России и других стран в международных организациях по регулированию региональных конфликтов, актуализирует проблему повышения функциональной готовности миротворческих сил, специальной подготовки миротворческого персонала. Международное сообщество осознает эту проблему и предпринимает шаги в направлении ее разрешения. Так, члены "Группы восьми" выделили в отдельную категорию обязательства по содействию подготовке кадров и укреплению потенциала для операций по поддержанию мира. Помощь получают африканские региональные сети учебных центров подготовки кадров для операций по поддержанию мира: Центр Кофи Аннана в Аккре (Гана), Школа по проблемам поддержания мира в Куликоро (Мали), Международный центр подготовки специалистов по разминированию в Найроби (Кения) и др.

Создан Центр передового опыта для подготовки полицейских подразделений в Винченце (Италия). В Турине постоянно действуют учебные

______________________________________66

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

курсы по предотвращению конфликтов, правам человека и поддержанию мира. Кадры для проведения гуманитарно-спасательных и миротворческих операций готовятся также на базе российского учебного центра "Выстрел". На базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел РФ ежегодно проходят обучение около 80 военнослужащих и представителей правоохранительных органов из африканских стран, которые затем принимают участие в миротворческих операциях ООН. Российские инструкторы направляются в зарубежные центры подготовки миротворцев.

Россия имеет богатый опыт миротворчества. Впервые наши военные приняли участие в миротворческой операции на Ближнем Востоке в далеком 1973 г. Потом они гасили конфликты в Камбодже, Анголе, Мозамбике, Югославии, Сьерра-Леоне, Конго, Гватемале, Боснии и Герцеговине, Косово, Таджикистане, Эфиопии-Эрит-рее. И сегодня наши миротворцы продолжают решать свои задачи в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Если соблюсти политкорректность - в Приднестровском регионе Республики Молдова и на территории Грузии - операции в Южной Осетии и Абхазии [3].

Российские "голубые каски" - так из-за цвета защитных головных уборов называют миротворцев любой страны, действующих в зоне вооруженного конфликта под эгидой ООН - побывали не только в бывшей Югославии (выведены из Боснии и Герцеговины, а также Косово в 2003 г.) и Абхазии (там находятся 1600 человек и 150 единиц бронированной техники). Остаются они в Приднестровье (около 500 человек и 50 единиц боевых машин) и в Южной Осетии (аналогичное количество военнослужащих и боевой техники).

Но кроме миротворцев военнослужащие России принимают участие в работе военных наблюдателей ООН, которые сегодня находятся в самых разных "горячих точках" мира - от Ближнего и Среднего Востока (Иордания и Кувейт) до ЮгоВосточной Азии (Восточный Тимор) и Африки (граница Эфиопии и Эритреи, Сьерра-Леоне и Западная Сахара).

И еще на одной детали отечественного миротворческого опыта необходимо акцентировать внимание: Россия никогда не принимала участие в операциях по принуждению к миру (пример -операция НАТО против Югославии в 1999 г.), но не отказывается от участия в операциях по поддержанию мира. Тем более если они проходят в зонах ее национальных интересов -например, в странах СНГ.

Операции по принуждению к миру и по поддержанию мира разнятся в главном: в одном

случае, миротворцы вводятся в конфликтную зону вопреки желанию враждующих сторон и заставляют прекратить кровопролитие. При этом на такую операцию требуется решение Совета Безопасности ООН. В другом случае, миротворцы вводятся в зону разъединения конфликтующих по просьбе обеих сторон и с их согласия. Если одна из сторон против присутствия "голубых касок" (пример - Нагорный Карабах), такая операция не проводится.

Во всех случаях проведения операций по поддержанию мира Россия действовала по просьбе и с согласия обеих сторон конфликта и по решению Совета Безопасности ООН. Так было и в Приднестровье, и в Южной Осетии, и в Абхазии, и в Таджикистане. Кроме того, правовой статус российских "голубых касок" поддерживается в "горячих точках" в том числе и решением глав государств СНГ.

Здесь же следует коснуться вопроса об эффективности миротворческой деятельности. Как по этому поводу, так и - деятельности ООН в других сферах, идут дискуссии. Однако нужно ставить вопрос по-другому: как соотносятся эффективность и результативность? Не всё, что эффективно, - результативно, и наоборот.

Отмечается, в частности, недостаточная эффективность отдельных миротворческих миссий, что связано с действием следующих причин: 1) несвоевременность миссий; 2) "размытость" руководства, смена задач в ходе проведения самой операции; 3) политика "двойных стандартов"; 4) неадекватная оценка ситуации; 5) сохраняющееся господство ортодоксальной стратегии миротворчества; 6) финансовая и материальнотехническая необеспеченность.

Оптимизация миротворческой деятельности международных организаций предполагает решение ряда актуальных проблем. Выделены и рассмотрены следующие проблемы: политические, финансовые, нормативноправовые, организационно-технологические, кадровые, социально-психологические и научнометодические [4].

Всего за период миротворческой деятельности ООН было проведено 64 ОПМ. В первые 40 лет существования ООН, в период "холодной войны", провели всего лишь 13 операций. Остальные 51 ОПМ - в так называемый постконфронтационный период. В 2010 г. ООН осуществляла 16 ОПМ. Их годовой бюджет составляет 7 млрд. 260 млн. долл. США, в четыре раза больше, чем тратит ООН на свою основную деятельность! Сейчас в ОПМ задействовано 99 тыс. миротворцев из 118 стран. Увеличение количества и стоимости ОПМ, наверное,

67

можно расценивать как признание того, что мировое сообщество вполне довольно их эффективностью. Иначе вряд ли бы на них тратили столько денег и усилий. Вместе с тем, по имеющимся оценкам, за последние пять лет в половине стран, где проводились миротворческие операции, проявляются нестабильность и конфликтность. Вот и получается, что операции эффективны, но не результативны.

Российская Федерация в 2010-2012 гг., согласно принятой шкале, должна нести 1,9 % всех расходов на ОПМ. По размеру взносов наша страна находится на 41-м месте. Она является поставщиком военных контингентов (365 человек), оказывает материально-техническую и транспортную поддержку. Особенно велика ее роль в обеспечении миротворцев самолетами и вертолетами [5].

Действия российских миротворцев, а это вынуждены признать даже те силы, которые в той или иной стране пытаются спекулировать на их присутствии в регионе, являются гарантией сохранения мира. Пример: десять лет нет кровопролития на абхазской земле, в Южной Осетии, в Приднестровье.

На алтарь мира в этих регионах Россия положила почти 200 жизней своих сыновей, около 500 солдат и офицеров были ранены в "горячих точках" на просторах СНГ. Но жертвы были не напрасны.

На берегах Днестра вообще сложилась уникальная ситуация - участники бывшего конфликта, Кишинев и Тирасполь при содействии Кремля были готовы в конце 2003 г. подписать уникальное соглашение - демилитаризовать регион, распустить свои вооруженные силы, оставив в качестве гаранта мира и спокойствия только небольшое количество российских миротворцев и начать процесс политического сближения. Помешала неконструктивная позиция руководства ОБСЕ и НАТО, которому почему-то решение одного из самых застарелых конфликтов на постсоветском пространстве показалось преждевременным.

Сегодня вокруг присутствия российских "голубых касок" в Абхазии и, особенно, в Южной Осетии опять кипят страсти. То один, то другой деятель нового правительства Грузии говорит о том, что поставит вопрос о выводе российских миротворцев из этих "горячих точек".

В тоже время одно лишь присутствие миротворческих войск в зонах межнациональных конфликтов не может решить проблем "враждующих регионов". Военные меры должны дополняться экономическими, решением социальных проблем местного населения, восстановлением нормаль-

ной жизни в зоне разъединения сторон, помощью в возвращении беженцев, активной работой как местных руководителей, так и международных организаций. В том числе и ООН, ОБСЕ, различных комиссий ПАСЕ. И это один из главных уроков миротворчества [6].

Из-за отсутствия такого взаимодействия и, более того, нежелания чиновников ООН, ОБСЕ и НАТО защищать сербское населения Косовского края Россия вынуждена была вывести свой воинский контингент из бывшей Югославии. Ее "приштинский бросок" оказался, в конце концов, бесполезным.

Участие в международной операции по выполнению Дейтонских соглашений по бывшей Югославии несомненно обогатит опыт российских миротворцев, существенно изменит характер их деятельности и в СНГ. Однако и опыт, приобретенный при миротворческих операциях России в СНГ за эти годы, еще ждет своих исследователей.

Миротворческие силы России оказались способны заморозить конфликты и удержать враждующие стороны от возвращения к открытым боевым действия. Однако они не могут ликвидировать напряженность между бывшими врагами без усилий политиков. Сама жизнь заставляет наиболее добросовестных командиров миротворцев использовать далекие от военных методы для предотвращения столкновений и восстановления нормальной жизни населения. Реальная практика заставляет и российское руководство вновь обратиться к дипломатическим методам разрешения конфликтов.

В миротворческих операциях приняли участие лучшие силы офицерского корпуса Российской Армии. Защищая население и предотвращая вспышки конфликтов на границах России, военнослужащие миротворческих сил обеспечивают тем самым защиту безопасности своей страны. Приобретенный опыт разрешения вооруженных конфликтов наложил свой отпечаток на отношение российских офицеров - миротворцев к роли армии в жизни страны.

Там, где российские "голубые каски" продолжают нести свою службу, ситуация сегодня более стабильная. Но и она может взорваться, как спящий вулкан, если ее не укрепить политическими и экономическими мерами, переговорным процессом. Однако решать эти проблемы одна Россия не в состоянии. И это тоже урок тем, кто реально хочет мира в "горячих точках" СНГ.

Операция по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта осуществляется с 1994 г. Несмотря на то, что миротворческий контингент в этом регионе носит громкое название

______________________________________68

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

Коллективных миротворческих сил СНГ, в настоящее время представлен он только миротворцами России. Сегодня миротворческие задачи в составе КСПМ решают около 2000 российских военнослужащих [7].

В зоне грузино-осетинского конфликта в 1992 г. размещены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) по одному батальону от России, Грузии и Южной Осетии. Российское подразделение насчитывает около 500 миротворцев.

В Приднестровье также с 1992 г. действуют Совместные миротворческие силы, которые состоят из военнослужащих России, Республики Молдовы и Приднестровской Молдавской Республики. В российском подразделении около 300 солдат и офицеров.

Существует оценочно-аналитическая модель функциональной готовности персонала миротворческих подразделений, включающая девять критериев:

профессиональный критерий (профессиональные качества, которые складываются из профессиональных знаний, умений и навыков деятельности);

психофизиологический критерий (способность к работе в условиях экстремальных ситуаций);

коммуникативный критерий (наличие определенных коммуникативных качеств, позволяющих успешно строить и поддерживать общение с коллегами, начальниками и подчиненными и, в особенности, с местным населением; умение позитивно воспринимать и понимать иные системы ценностей, вести диалог с их представителями);

социально-психологический критерий (способность к сотрудничеству, работе в команде, взаимной поддержке и взаимодействию);

информационный критерий (наличие информации, необходимой и достаточной для своевременного и качественного выполнения работы);

перцептивно-когнитивный критерий (способность адекватно воспринимать и понимать информацию и не искажать ее при передаче);

ценностно-ориентационный критерий (наличие системы ценностей, которые позволяют интери-оризировать цели миротворческой миссии и превратить их в мотивы собственной деятельности);

мотивационный критерий (наличие реальных побуждений (мотивов) к своевременному и качественному выполнению работы);

административный критерий (исполнительность и дисциплинированность).

Деятельность миротворческих контингентов регламентируется международными соглашениями, от которых нельзя отступать. Сегодня у про-

тивников мирного урегулирования в горячих точках на постсоветском пространстве есть соблазн приписать миротворцам политические роли. Не надо заблуждаться, там находятся солдаты, которые выполняют приказы. А приказ строг и ясен: не допустить нового кровопролития.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что сегодня сам факт присутствия наших солдат в Абхазии и Южной Осетии предотвращает войну. В докладах Совета Безопасности ООН деятельность Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) в зоне конфликта Абхазии в Грузии всегда оценивалась положительно. Об этом заявил командующий КСПМ генерал-майор Сергей Чабан. "ООН всегда оценивает деятельность миротворцев в Абхазии объективно положительно. Это очень важно для нас, как сил содействия безопасности и стабильности", - подчеркнул Чабан, отметив, что КСПМ в своей миротворческой деятельности тесно сотрудничает с миссией ООН в Абхазии, со спецпредставителем Генерального секретаря ООН по Грузии и главным военным наблюдателем МООНГ, с которыми периодически обсуждается эффективность деятельности российского контингента.

По словам С. Чабана, целесообразность и эффективность пребывания миротворцев в Абхазии является принципиальным вопросом. "Если потребуется, то мы сделаем все необходимое и поставим вопрос об оценке нашей миротворческой операции на самом высоком уровне", - заявил он.

Власти Абхазии деятельность российских миротворцев оценивают высоко и считают что благодаря им в зоне конфликта сохраняется мир [8].

В Южной Осетии российские миротворцы контролируют перевозки на дорогах, пресекая ввоз и вывоз боевой техники, оружия и боеприпасов конфликтующими сторонами, охраняют жизненно важные объекты, доставляют гуманитарную помощь населению и оказывают ему другую помощь.

Международный институт новейших государств и Юго-Осетинский государственный университет организовали социологический опрос "Социальный портрет Южной Осетии: гражданин и государство", который был проведён 8-13 апреля 2010 г. на всей территории Республики Южная Осетия, включая города и сельскую местность.

Репрезентативность опроса была соблюдена как по гендерному, так и по возрастному и социальному признакам. Опрос проводился в форме интервью при участии студентов старших курсов ЮОГУ. Всего опрошено 1039 человек. Средняя погрешность в абсолютных цифрах состав-

69

ляет не более 2 %. Анкета разработана специалистами Международного института новейших государств (МИНГ) совместно с социологами московского Центра SOCIUM и Киевской академии гуманитарных исследований.

Ответы на вопрос "С деятельностью каких государственных институтов Вы связываете перспективы развития государственности РЮО?" выглядят следующим образом: Президент -31 %, Парламент - 9 %, Правительство - 16 %, совместные усилия всех ветвей власти - 41 %. "Каким из государственных институтов Вы доверяете?": Президент - 34 %, Парламент -6 %, Правительство - 3 %, средства массовой информации - 11 %, Церковь - 26 %, партии и общественные организации - 14 %. "На Ваш взгляд, имеет ли Южная Осетия будущее как самостоятельное суверенное государство?" : да - 51 %, нет - 14 %. "Какое из перечисленных высказываний Вам ближе?": РЮО -

самостоятельное суверенное государство - 33%, РЮО - часть России - 67%, РЮО - часть Грузии - 0 % [9].

Безусловно, результаты опроса связаны с тем, что российские миротворцы делают все, чтобы наладить мирную жизнь. В том числе обеспечивают работу органов государственного управления, инфраструктуры, социальной сферы, следят за правопорядком. Конечно же, все взять под контроль невозможно, но наиболее ответственные участки - просто необходимо.

Кстати, если брать чисто экономическую сторону миротворчества, то картина следующая. Только на передислокацию одной батальонной группы в зону и из зоны конфликта Россия тратит 5 млн. руб. И это только транспортные расходы. А если прибавить к этому денежное довольствие военнослужащих, питание, экипировку, то получим астрономические цифры.

Солдаты и офицеры России заплатили своими жизнями за мир в Таджикистане, Молдавии и Грузии (только в Абхазии за годы конфликта погибло более 100 миротворцев). Они выполнили свою главную задачу - развели конфликтующие стороны и дали политикам возможность вести переговоры. В те страшные годы никто не горел желанием отправить своих солдат в пекло. Только Россия оказалась способна решить сложнейшую военно-политическую задачу, прекратить кровопролитие, обеспечить переговорный процесс и дальнейшее соблюдение мирных соглашений. Причем делала это в строгом соответствии с нормами международного права и под эгидой уважаемых международных организаций.

Все было на высшем уровне профессионализма. Российские миротворцы никогда не потака-

ли и не шли на поводу ни у одной из сторон конфликта. Есть мандат, в нем прописаны задачи. Как говорится, извините, ничего личного. За это наших миротворцев ценят и уважают во всем мире.

Взять хотя бы международную миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине. В состав миротворческой дивизии входили части из США, Турции, Дании, Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Швеции, России.

Россию представляла отдельная воздушнодесантная бригада. Ей достался самый сложный сектор во всей зоне ответственности. Чтобы не говорили сегодня в Кишиневе и Тбилиси, альтернативы нашим миротворческим силам нет. Поэтому к оценкам современных грузинских и молдавских политиков не следует относится серьезно.

С 14 по 19 февраля 2011 г. в Приднестровье Научно-исследовательским институтом стратегического анализа и прогнозирования ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Центром социальных и политических исследований "Перспектива" и научно-исследовательской лабораторией "Социология") было проведено социологическое исследование под названием - "Суверенитет Приднестровской Молдавской Республики в зеркале общественного мнения" [10].

Деятельность российских миротворцев в регионе конфликта оценили: на "отлично"- 72,2 %;

"миротворческая операция неэффективна" -3,5%.

Предпочтения приднестровцев в выборе стратегического курса, которого должны придерживаться народ и государственная власть, распределились следующим образом: независимое государство - 30,5 %; самостоятельное государство в зоне влияния России - 28,2 %;

включение ПМР в состав России - 24,5 %; включение ПМР в состав Молдовы - 8,3 %; включение ПМР в состав Украины - 4,5 %. Через 10 лет ПМР хотели бы видеть: суверенным самодостаточным государством - 45,8 %; частью России - 42,9 %; частью Молдовы - 7,3 %; частью Украины - 3,7 %.

Несмотря на то, что во всех конфликтных точках, в которых участвовали российские миротворцы сложная военно-политическая обстановка, существовали умело подогретые реваншистские настроения, опасное бряцание оружием. Однако знание языка межнационального общения, знание националь-

______________________________________ZQ

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

ной психологии определяли умение на этой основе достигать компромисса. Но есть и еще одна причина - простые люди верят нашим ребятам, надеются на их помощь и поддержку. А анти-российская пропаганда все чаще остается за кадром.

Природа миротворческих операций за последние годы претерпела существенные изменения. Прежние "модели" миротворчества малоэффективны, поскольку современные операции по урегулированию региональных конфликтов не являются в полной мере ни военными операциями, ни операциями полицейского типа, а, скорее, представляют собой их комбинацию. В ходе проведения миротворческих операций участвующим в них воинским формированиям приходится сталкиваться с необходимостью решения тех или иных полицейских задач, для выполнения которых у военных нет необходимых знаний, навыков и умения.

При этом изменился сам характер требований, предъявляемых к служащим гражданской полиции (милиции) в миротворческих операциях. Если ранее на них возлагались главным образом функции наблюдения и обучения местного персонала, то теперь все чаще возникает необходимость выполнения следующих основных специальных мероприятий по охране правопорядка: осуществление вмешательства для прекращения насилия в отношении гражданских лиц и недопущения самоуправства; прекращения и предотвращения массовых грабежей, актов вандализма и гражданских беспорядков; "рассеивания" демонстраций немирного характера и т.п.

Поэтому возложить все проблемы миротворческой деятельности России только на плечи военных сегодня уже недостаточно. Наряду с другими державами Россия все больше берет на себя ответственность за соблюдение прав человека и поддержание мира в любом регионе планеты.В миротворческих операциях, наряду с военными, все более широкое применение находят контингенты гражданского персонала, МВД, ФПС, МЧС и др. Но единого координирующего, направляющего и курирующего органа, способного разрабатывать и выдерживать генеральную линию концепции миротворчества России, организовать подготовку и применение миротворческого контингента пока в России нет.

В заключение можно сделать вывод, что миротворческая деятельность в настоящее время стала одним из важнейших направлений внешней политики многих, в первую очередь, ведущих государств мира. Для России она приобретает особую значимость еще и потому, что наше государство в силу своего геостратегического

положения оказалось в непосредственной близости к некоторым очагам напряженности, затрагивающим интересы ее собственной безопасности.

Россия, переживая сложные преобразования, кровно заинтересована в сохранении стабильности в мире. Возникновение вооруженных конфликтов как межгосударственных, так и внутри государств в непосредственной близости от границ России постоянно вынуждает принимать различные шаги в политической, экономической и, особенно, в военной областях для мирного их разрешения. Поиск форм и методов решения таких конфликтов будет являться одной из основных задач российской геополитики в области миротворчества и в обозримой перспективе.

1. Коржев В., Шаковец О. Миротворчество ООН//Ориентир. 2001. № 5.

2. Романченко Ю. Место России в миротворческом процессе //Международная жизнь. 2004. № 7.

3. Боголюбов А.А. Миротворческие силы и их роль в разрешении вооруженных конфликтов // Международные отношения и мировая экономика. 2001. № 3. С. 45-49.

4. Гридчин А.А. Методология урегулирования региональных конфликтов // Свободная мысль. 2009. № 7. С. 121-128.

5. Без миротворчества наш мир существовать не может // Университет и мир 2011. № 1.

6. Сазонова К.Л. Роль операций по поддержанию мира в современной структуре миротворчества Организации Объединённых Наций // Вестник Читинского государственного университета, №2 (47). Чита: РИК ЧитГУ. 2008. С. 34-39.

7. Россия обладает уникальным опытом миротворчества //Интервью Президента РОО "Информационная цивилизация - XXI век" Александра Старунского ИА "Новый Регион" // URL: http://www.warandpeace.ru/ru/ commentaries/view/1615/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чабан С. ООН оценивает деятельность миротворцев в Абхазии положительно: http:// www. abkhaziya. org/news_detail. html?nid= 10993

9. Опрос в Южной Осетии: 67 % считают Южную Осетию частью России. URL: http:// osinform.ru/21267-opros-v-yuzhnoj-osetii-67-

71

6. Sazonova K.L. The role operation on modern structure peacemaking Organizations United Nation //Herald Chitinsky State university, № 2 (47). Chita: RIK ChitGU. 2008. P. 34-39.

7. Russia possesses unique experience peacemaking // Interview of the President ROO "Information civilization - XXI century" Alexander Starunsky IA "New Region" // URL: http:// www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/1615/

8. Chaban S. UNO values activity a pacifier in Abhazypositively. URL: http://www.abkhaziya.org/ news_detail. html?nid= 10993

9. Questioning in South Osetya: 67 % consider South Osetya part to Russia. URL: http:// osinform.ru/21267-opros-v-yuzhnoj-osetii-67-schitayut-yuzhnuyu. html

10. Geopolitical course of Pridnestroviye to eyes sociologists // URL: http://dniester.ru/content/ geopoliticheskii-kurs-pridnestrovya-glazami-sotsiologov

__________________________________________72

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2011 • № 3

10. Геополитический курс Приднестровья глазами социологов //URL: http://dniester.ru/content/ geopoliticheskii-kurs-pridnestrovya-glazami-sotsiologov

1. Korzhev V., Shakovez O. Peacemaking UNO // Orientir. 2001. № 5.

2. Romanchenko Yu. Place of Russia in peacemaking process // International life. 2004. P. 7.

3. Bogolubov A.A. Peacemaking powers and their role in permit armed by conflicts // International relations and amicable agreement economy. 2001. № 3. P. 45-49.

4. Gridchin A.A. The methodology of the adjusting regional conflicts // Free thought. 2009. № 7. P. 121-128.

5. Without peacemaking our world cannot exist // University and the world 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.