Научная статья на тему 'Участие шрифтовых выделений в просодическом оформлении текста'

Участие шрифтовых выделений в просодическом оформлении текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие шрифтовых выделений в просодическом оформлении текста»

данной культуры индивидов «душевные социальные конфликты» достаточно завуалированы и в той или иной форме находят свое разрешение. Хотя есть люди, у которых особый тип психической организации, у них подобные социально-личностные противоречия приводят к нарушению полноценного развития индивида. Такой человек больше не способен продуктивно взаимодействовать с другими людьми, теряет внутреннюю свободу, не может адекватно реагировать на внешние обстоятельства, оказываясь во власти какой-либо одной мысли, кажущейся ему чуждой [4]. В этом случае социальное отчуждение приобретает крайне деформированную форму: человек воспринимает собственные мотивы не как свои, а как форму существования мотивов господствующей над ним отчужденной силы. У такого индивида есть два пути: одни - идентифицируют себя с этими чуждыми силами, другие - воспринимают их отстраненно, осознавая их чуждость: они не могут понять природу этого разрывающего феномена, страдают от этого.

Так как мотивы общества выражаются в жестких требованиях и нормах, необходимых для выполнения каждым членом общества, то диссонанс их с личными мотивами человека приводит к тому, что человек начинает воспринимать их как средство, через выполнение которых он может удовлетворить свои мотивы. Возникает ситуация, когда индивиды выступают друг для друга тоже средствами, объектами манипулирования, между ними исчезают действительные человеческие отношения.

Перед философией и наукой стоят задачи поиска путей разрешения социального кризиса, вызванного социальным отчуждением, выявления таких структурных взаимоотношений в социуме, которые бы не несли угрозы здоровью отдельной личности.

Список использованной литературы:

1. Абишева А.К. Социальное отчуждение в концепции неврозов 3. Фрейда // Евразийское сообщество. 1998. №4. - С. 191.

2. Там же. - С. 191.

3. См.: Фрейд 3. Тотем и табу. В кн. «Я» и «Оно». - Тбилиси: Мерани, 1991. Кн. 1. - С. 193.

4. См. об этом: Фрейд 3. Ведение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С. 164.

Яковенко А.А.

УЧАСТИЕ ШРИФТОВЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ В ПРОСОДИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ТЕКСТА

Известно, что успешность декодирования письменного текста зависит не только от его лексико-синтаксической организации, но и от ряда других факторов, среди которых значительную роль играет пунктуационно-графическое оформление. Отметим, что и пунктуация, и средства графического оформления текста уже достаточно давно являются объектом лингвистических исследований. Тем не менее, ряд вопросов, связанных с описанием механизма функционирования отмеченных средств остаются нераскрытыми.

В рамках нашего исследования нас интересуют т.н. «речеимитирующие употребления шрифтовых выделений, соответствующие акцентному выделению в устной речи» (Баранов, Паршин 1989: 82). Для обозначения этого функционального вида шрифтовых выделений Н.Д.Светозарова предложила термин «интонационный курсив» Свето-зарова, 2000). Подчеркнем, что в понятие «интонационный курсив» включаются любые шрифтовые выделения в тексте (написание слова заглавными буквами, курсив, разрядка и т.п.), передающие интонационную информацию.

Чтобы понять, действительно ли читающий связывает шрифтовые выделения с интонационным оформлением текста, установить, насколько значимым является курсив при интонировании текста, необходимо проведение специального эксперимента. Такой эксперимент был проведен на материале 60 отрывков из произведений русских авторов, широко использующих интонационный курсив (Л. Толстого, Ф.Достоевского, А.Купри-на, И. Бунина, Н.Лескова, В.Вересаева, А. Цветаевой, А.Солженицына). Выборка была предложена для прочтения шести носителям русского языка. Фрагменты прочитывались каждым диктором дважды: без шрифтовых выделений и в авторском варианте.

Дикторские реализации фрагментов были подвергнуты слуховому анализу: вы-

полнена интонационная разметка и реальная фонетическая транскрипция реализаций фраз с курсивом и со снятым курсивом. Далее был проведен сравнительный анализ полученных транскрипций, который показал, что при озвучивании текста дикторы могут по-разному реагировать на присутствие в нем шрифтовых выделений. Так, четверо из шести дикторов интонационно выделили слово с курсивным оформлением в 81 - 93% случаев. У дикторов 4 и 6 слова-носители курсива получили особое выделение только в 48 и 18% случаев соответственно (см. Таблицу 1). Мы полагаем, что восприимчивость диктора к средствам, подсказывающим авторское интонирование текста, является индивидуальной: она зависит от развитости читательских навыков и внимания диктора к звуковой стороне речи.

Таблица 1. Процент дикторских реализаций интонационного курсива (60 случаев появления курсива в выборке) по результатам слухового анализа

Дикторы Д1 Д2 Д3 Д4 Д5 Д6

Реализация интонационного курсива 90% 93% 81% 48% 90% 18%

Анализ акцентных структур предложений с озвученным интонационным курсивом позволил отметить три типа изменений акцентной организации синтагм при озвучивании шрифтового выделения:

- слово, которое при снятом курсиве озвучивалось как носитель нейтрального синтагматического ударения, при появлении шрифтового выделения становится носителем эмфатического синтагматического ударения. Таким образом, курсив выступил средством эмфатизации интонационного центра.

- слово, которое при снятом курсиве озвучивалось как носитель обычного словесного ударения, при появлении курсива становится носителем интонационного центра синтагмы. В данном случае курсив выступил указателем на смещенное главное ударение в синтагме.

- слово, озвученное при снятом курсиве как носитель обычного словесного ударения или слабоударное, под курсивом приобретает просодическую выделенность, однако не становится интонационным центром синтагмы. Т.е. курсив привел к появлению дополнительного выделения в синтагме.

По нашему мнению, результаты проведенного эксперимента позволяют признать интонационный курсив достаточно эффективным средством обозначения авторской интонации в письменном тексте. Выступая сигналом особой акцентной выделенности слова, шрифтовое варьирование является дополнительным ключом к интонированию письменного высказывания. Можно говорить о трех основных способах участия интонационного курсива в акцентной структуре фразы: он может выступать указателем на усиление интонационного центра, смещение интонационного центра, либо на т.н. дополнительное акцентное выделение. Опытный читатель, ориентируясь на интонационный курсив, точнее восстанавливает особенности интонации фразы и благодаря этому лучше понимает смысл прочитанного.

Следующий этап работы над материалом предусматривает проведение инструментального анализа, который позволит уточнить особенности интонационного оформления фраз, содержащих реализацию интонационного курсива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.