Научная статья на тему 'Участие Румынии в обеспечении региональной безопасности Причерноморья'

Участие Румынии в обеспечении региональной безопасности Причерноморья Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
НАТО / ЕС / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РУМЫНИЯ / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврила Андрэа

После окончания холодной войны и распада СССР международная система изменилась, став однополярной. Это дало огромную власть США, региональных акторам и международным организациям, таким как НАТО и ЕС. Региональная безопасность это проблема не только тех государств, что географически принадлежат данному региону, но и вызов всему международному сообществу, особенно когда конфликты развиваются радикальным способом и приводят к войне в государстве или между ними [1, с. 70].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие Румынии в обеспечении региональной безопасности Причерноморья»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УЧАСТИЕ РУМЫНИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Аннотация: после окончания холодной войны и распада СССР международная система изменилась, став однополярной. Это дало огромную власть США, региональных акторам и международным организациям, таким как НАТО и ЕС. Региональная безопасность - это проблема не только тех государств, что географически принадлежат данному региону, но и вызов всему международному сообществу, особенно когда конфликты развиваются радикальным способом и приводят к войне в государстве или между ними [1, с. 70].

Ключевые слова: НАТО, ЕС, региональная безопасность, Румыния, Черноморский регион.

В Стратегии национальной обороны Румынии на период 2015 - 2019 годов прямо говорится, что «обеспечение безопасности в Черноморском регионе» [2, с. 10] представляет цель национальной безопасности румынского государства в условиях, когда речь идет о политико-военных эволюциях в районе Эуксина Понта.

Румыния, как член НАТО и Европейского Союза, берет на себя обязательство «сохранить стратегический баланс в зоне вмешательства некоторых региональных комплексов безопасности, а также внести свой вклад в консолидацию процесса европеизации путем постепенного расширения Европейского пространства: свобода, процветание, безопасность и справедливость» [2].

С такой точки зрения, определенной стратегией национальной обороны, Румыния заинтересована в обеспечении свободы путей сообщения в Черном море для развития торговли, урегулирования замороженных конфликтов в этом районе, защиты экономической деятельности, осуществляемой в эксклюзивной экономической зоне Черного моря, а также в «разработке проектов, направленных на диверсификацию доступа к ресурсам, укрепление потенциала взаимоподключения и конкурентоспособности, в том числе путем реализации целей Энергетического союза» [2].

Исследования в Черноморском регионе находятся на ранней стадии, несмотря на 100 пробуренных скважин, поскольку эти операции связаны с высокими затратами (разведочная скважина достигает примерно 150 млн. долл. США), а вероятность успеха составляет 20-25%. Черноморский регион является энергетическим коридором и поставщиком энергии, поскольку сеть трубопроводов, ориентированных на север-юг и восток-запад, пересекает этот район.

Гаврила А.

Гаврила Андрэа - аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Согласно программным документам, в области национальной безопасности и обороны, Румыния, как страна-член НАТО и ЕС, «обязана участвовать в обеспечении национальной безопасности и союзников», так как на региональном уровне происходит «дестабилизация ситуации» безопасности в более широком регионе Черного моря [5].

Возрождение Блэксифор и возобновление диалога в рамках ОЧЭС, ее политические и экономические инструменты могут стать предпосылками для укрепления доверия и сотрудничества в Черном море между Румынией и Российской Федерацией.

Военные возможности Румынии остаются слабыми, поскольку страна имеет относительно скромный оборонный бюджет и была озабочена внеофисными миссиями, такими, как международные силы содействия безопасности в Афганистане. Программа модернизации, начатая Румынией в 2007 году, в значительной степени зашла в тупик, завершено только 15 из 85 планируемых приобретений, и некоторые румынские силы все еще используют оборудование, относящееся к коммунистическим временам [6].

Военные недостатки очевидны в артиллерии Румынии, противотанковых вооружениях, возможностях противовоздушной обороны, потенциале береговой обороны, а также в обеспечении противодействия десантированию и материально -техническом обеспечении. Позитивную тенденцию можно наблюдать в румынском оборонном бюджете. Начиная с 2017 года, ожидается, что в течение следующего десятилетия он вырастет до 2 процентов от ВВП, а дополнительные деньги будут выделены для приобретения вооружений, что потенциально может составить около 10 миллиардов евро за 10-летний период. Программа модернизации ВМС Румынии приближается к критическому этапу, чтобы создать более надежные и гибкие силы для национальной обороны [7].

Военно-морской флот Румынии намерен заменить свои современные противокорабельные батареи на берегу с помощью новой системы и нацелен на модернизацию своего быстроходного флота.

Президент Румынии Клаус Иоханнис заявил, что хочет, чтобы НАТО обладало «постоянным военно-морским присутствием» и создало регулярную Черноморскую флотилию, которая соблюдает международные конвенции и включает в себя немецкие, итальянские, турецкие и американские суда [8]. В феврале 2016 года румынский министр обороны Михнея Моток объявил, что Румыния будет вести переговоры в рамках НАТО о создании регулярного многонационального военно-морского патруля в Черном море [9]. Тем не менее, даже если Черноморский флот будет создан, он будет включать только Болгарию, Румынию и Турцию на постоянной основе, поскольку от других стран потребуется повернуть свои суда в соответствии с Конвенцией Монтрё.

Варшавский саммит НАТО подчеркнул ответственность альянса за обеспечение безопасности своих членов в Черном море и заявил, что он разработает индивидуальное перспективное присутствие. Это будет включать инициативу Румынии о создании многонациональной бригады для улучшения подготовки союзных подразделений под штаб-квартирой многонациональный юго-восточный дивизион. НАТО регулярно собирает военные расходы союзников. НАТО определяет расходы на оборону, платежи, производимые национальным правительством специально для удовлетворения потребностей своих вооруженных сил или сил союзников. Основным компонентом расходов на оборону являются выплаты по Вооруженным силам, финансируемые из бюджета Министерства обороны (МО). Вооруженные силы включают сухопутные, морские и воздушные силы. Министерство обороны каждой союзной страны сообщает о текущих и предполагаемых будущих расходах на оборону в соответствии с согласованным определением расходов на оборону и представляет фактически произведенные или подлежащие выплате платежи в течение финансового года [10].

Румыния увеличит оборонные расходы до 2% ВВП к 2017 году, 3307 млн. долл. США.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в Румынии в 2015 году составил 177,95 млрд

долларов США. ВВП в Румынии в среднем составлял 89,12 млрд долларов США с 1987

года по 2015 год, достигнув максимального значения 208,18 млрд. долларов США в 2008

году и рекордного минимума в 25,12 млрд долларов США в 1992 году [11].

Список литературы

1. Караганов С.А. Новые вызовы. Политика безопасности России в будущем // Intern. Politik, 2002. № 7. С. 70.

2. Strategia Nationala de Aparare a Tarii pentru perioada 2015 - 2019. O Romanie puternica in Europa si in lume, Р. 10. [Electronic resource]. URL: http://www.presidency.ro/ro/presedinte/documente-programatice/ (date of access: 08.06.2017).

3. Strategia militara a Romaniei - Forte armate moderne, pentru o Romanie puternica in Europa si in lume. [Electronic resource]. URL: http://lege5.ro/Gratuit/geztanjsgezq/hotararea-nr-708-2016-pentru-aprobarea-strategiei-militare-a-romaniei/ (date of access: 08.06.2017).

4. High Tide: Romanian Security in Europe's Front Line, CEPA U.S.-Romania Initiative: Defense and Security Working Group, January 2016. [Electronic resource]. URL: http://cepa.org/files/?id_plik=2097/ (date of access: 08.06.2017).

5. Pape Alex. Romania Outlines Fleet Modernization Plans, Jane's Defence Industry, January 28, 2016. [Electronic resource]. URL: http://www.janes.com/article/57539/romania-outlines-feet-modernisation-plans/ (date of access: 08.06.2017).

6. Romania Wants NATO fleet Permanently in the Black Sea, DiGi24 TV, January 16, 2016. [Electronic resource]. URL: http://www.digi24.ro/Stiri/Digi24/Actualitate/Stiri/Ro mania+vrea+o+flota+NATO+in+Marea+Neagra / (date of access: 08.06.2017).

7. Chiriac Marian. "Romania Calls for Permanent NATO Black Sea Force," BalkanInsight.com, February 2, 2016. [Electronic resource]. URL: http://www.balkaninsight.com/en/article/romania-calls-for-permanent-nato-black-sea-force-02-01-2016-1#sthash.wsENnKhI.dpuf./ (date of access: 08.06.2017).

8. Defence Expenditures of NATO Countries (2009-2016). [Electronic resource]. URL: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160704_160704-pr2016-116.pdf/ (date of access: 08.06.2017).

9. WORLD BANK - Валовой внутренний продукт (ВВП) Румынии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tradingeconomics.com/romania/gdp./ (дата обращения: 08.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.