СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РУМЫНИИ: РИСКИ И УГРОЗЫ Везуина М.-А. Email: [email protected]
Везуина Михаэла—Александра — аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы национальной безопасности Румынии, продвижения и защиты национальных интересов, а также установления внутренних и внешних факторов риска. В последние десятилетия государства стали рассматривать безопасность не только в качестве цели международного сообщества, но и в качестве национальной ценности, имеющей решающее значение, налагая так новую концепцию национальной безопасности. Концепция национальной безопасности призвана определять национальные интересы государства, которые нужно защищать и продвигать. Для того чтобы защитить и сохранить жизненно важные национальные интересы такие, как выживание нации и обеспечение национальной безопасности, необходимо определить, установить и устранить риски и угрозы любого рода. Румыния стремится к улучшению и продвижению своих национальных интересов, используя инструменты дипломатической, экономической, военной и информационной силы.
Ключевые слова: Румыния, стратегические интересы, концепция национальной безопасности, риски и угрозы, Стратегия национальной безопасности.
THE STRATEGIC INTERESTS OF NATIONAL SECURITY OF ROMANIA: THE RISKS AND THREATS Vezuina M.-А.
Vezuina Mihaela-Alexandra - Graduate student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS, FACULTY OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES, PEOPLE'S FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA, MOSCOW
Abstract: this article examines the national security of Romania, the promotion and protection of national interests, as well as the establishment of internal and external risk factors. In recent decades, states have begun to view security not only as the goal of the international community, but also as a national value of decisive importance, imposing such a new concept of national security. The concept of national security is designed to determine the national interests of the state, which need to be protected and promoted. In order to protect and preserve vital national interests such as the survival of the nation and ensuring national security, it is necessary to identify, establish and eliminate risks and threats of any kind. Romania aims to improve and promote its national interests using diplomatic tools, economic, military and information power.
Keywords: Romania, strategic interests, the concept of national security, risks and threats, National Security Strategy.
УДК 32 (323)
Система национальной безопасности объединяет «все средства, правила и институты румынского государства, которые призваны нести, защищать и утверждать, фундаментальные интересы Румынии» [1, с. 11]. Национальные интересы Румынии устанавливаются в официальных документах таких, как: «Интегрированная концепция национальной безопасности Румынии», «Национальная стратегия безопасности Румынии» (в 2001 и 2006 годах), «Национальная стратегия обороны Румынии» (в 2010 и 2015 годах). Все перечисленные документы, устанавливают и определяют национальные интересы Румынии в международном плане, адаптируя их к новым условиям международных стандартов или же они подлежат изменениям, которые как раз-так и произошли в статусе Румынии на региональном и глобальном уровнях (например, вступления в НАТО и ЕС). Однако, отметим, что жизненно важные национальные интересы Румынии были сформулированы в первой статье Конституции - «Румыния является национальным, суверенным, независимым, единым и неделимым государством» [2]. Эта формулировка жизненных интересов Румынии является основой для
определения других категорий национальных интересов, с учетом источников государственной мощи, установленных между румынским государством и другими субъектами в международной сфере, конвергенций и расхождений интересов и их способность влиять на поведение Румынии на международной арене.
Кроме того, фундаментальные национальные интересы были сформулированы в первый раз в официальном тексте, в документе «Интегрированная концепция национальной безопасности Румынии», в апреле 1994 года. Они были представлены следующим образом:
1. Развитие Румынии в качестве национального, унитарного, независимого, неделимого, демократического и социального государства путем укрепления законности, баланса сил и социальной стабильности, а также своей системы внешних связей;
2. Разработка динамической социальной рыночной экономики - в условиях более активной интеграции в международную экономическую систему, и повышение эффективности использования в интересах страны людских и природных ресурсов, имеющихся в его распоряжении;
3. Обеспечение процветания румынского общества для функционирования адекватной системы социальной защиты; обеспечение свободного утверждения человеческой личности в соответствии с правами человека и основных свобод граждан, в том числе лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам;
4. Разработать инициативы по вопросам культуры и духовной жизни с учетом традиционных ценностей народа и его европейского призвания; подтверждение Румынии в качестве носителя европейской и мировой культуры;
5. Обеспечение физического и морального здоровья всех граждан;
6. Защита окружающей среды, природных условий, способствующих вести нормальную жизнь граждан;
7. Подтверждение румынского государства как фактора стабильности на субрегиональном и континентальном уровне, увеличивая свой вклад в создание обстановки стабильности и всеобщего мира [3, с. 4].
Анализируя эту подверженность национальных интересов Румынии, мы можем легко заметить, что они состоят из ряда оперативных шагов и конкретных целей, которые должны быть достигнуты в целях достижения жизненно важных национальных интересов, как те, что упоминаются в Конституции - «Румыния является национальным, суверенным, независимым, единым и неделимым государством». Таким образом, для того чтобы защитить и сохранить жизненно важные национальные интересы - выживание нации и обеспечение национальной безопасности - необходимо определить, установить и устранить риски и угрозы любого рода.
Среди основных внутренних факторов риска - политических, экономических и социальных -были приняты во внимание: политическая и социальная нестабильность; экономический спад; социальные издержки перехода к рыночной экономике (безработица, недостаточная социальная защита и помощь, снижение уровня жизни значительной части населения); экстремистские, сепаратистские проявления; социальная нестабильность; издержки законодательства, измененного в процессе адаптации к требованиям демократического общества; коррупция; кражи и незаконный оборот оружия и боеприпасов; незаконный оборот наркотиков; насилие, террористические акты и т.д.. ; снижение качества медицинской помощи; снижение естественного темпа роста; незаконная миграция; ухудшения качества окружающей среды и т.д. [3, с. 5-7]. Среди внешних факторов риска для национальной безопасности были выделены как наиболее важные: нестабильность ситуации, связанной с переходом к новому порядку европейской безопасности; давление и внешнее вмешательство, направленное против суверенитета, независимости и национального единства Румынии; хрупкость общей ситуации в странах с переходной экономикой; потеря традиционных рынков; дисбалансы экономических обменов с другими странами; искаженное восприятие за рубежом румынских реалий и т.д. [3, с. 7-8].
В контексте глобализации, связанной с созданием взаимозависимостей к многоуровневому сотрудничеству между различными странами и регионами мира, любое государство (в особенности Румыния) не может иметь никакого интереса, связанного только со своей страной или с отношениями с соседями в непосредственной близости, большинство из этих интересов имеют глобальные последствия. Таким образом, даже жизненно важные национальные интересы связаны с устранением рисков и угроз глобального характера. Кроме того, хотя и установлено, что национальные интересы определяют действия государств на международной арене и что фундаментальным интересом каждого государства является выживание нации и обеспечение национальной безопасности, мы должны принять во внимание, что национальные интересы не имеют уникального контента, они изменяются от государства к государству, в
соответствии с силой, которой государства обладают, но также и на международной арене часто подвержены влиянием извне. Например, в случае Румынии, маленькая страна с ограниченной силой для защиты национальных интересов, можно заметить изменения национальных интересов в первоначальном этапе присоединения к НАТО и ЕС и после вступления в эти две организации.
Согласно Стратегии национальной безопасности 2001 года, построение демократической страны, политически стабильной и экономически и социально процветающей Румынии, способной эффективно участвовать в динамичной международной жизни, требует в полной мере соответствия эволюции процессов европейской и евроатлантической интеграции, для достижения и защиты следующих национальных интересы: поддержание целостности, единства, суверенитета и независимости румынского государства; гарантирование основных прав и демократических свобод, благополучия, безопасности и защиты граждан Румынии; экономическое и социальное развитие страны; сокращение неравенства между Румынией и развитыми европейскими странами; создание условий для вступления Румынии в НАТО и ЕС - Румыния должна стать полноправным членом обеих организаций, способных гарантировать независимость и суверенитет и обеспечивать дальнейшее экономическое и политическое развитие, аналогично социальным демократическим странам; утверждение национальной идентичности и его популяризации как демократической ценности; использование и развитие национального культурного наследия и творческого потенциала румынского народа; охрана окружающей среды, природных ресурсов, качества окружающей среды по международным стандартам [4].
Национальные фундаментальные интересы вытекают из общих целей Румынии на данном этапе, а именно: строительства демократической Румынии, стабильной политически, процветающей в экономическом и социальном планах, а также обеспечение активного участия в европейских и евроатлантических интеграционных процессах. Согласно Стратегии национальной безопасности 2001 года, защита и поощрение основных интересов Румынии будет осуществляться с соблюдением норм международного права, на основе диалога и сотрудничества со всеми международными организациями и государствами, заинтересованными в обеспечении стабильности и безопасности в Европе и во всем мире.
Румыния показывает зрелость и стабильность в своих внешнеполитических действиях, взяв на себя ответственность постоянного участия в операциях в рамках ЕС [5, с. 211]. В условиях глобализации, когда внутренние и внешние риски дополняют и усиливают друг друга, Стратегия национальной безопасности 2001 года, указывала на потенциальные источники нестабильности, такие как: распространение ядерных технологий и оружия массового уничтожения; расширение сетей террористической деятельности и транснациональной организованной преступности (экономической и финансовой преступности, незаконной торговли людьми, наркотиками, радиоактивными материалами и стратегическими вооружениями и боеприпасами и т.д.); ограничение доступа румынского государства к жизненно важным ресурсам для населения и экономики; сепаратистские тенденции; проявления сепаратизма, ксенофобии, нетерпимости; незаконная миграция; ущерб окружающей среде и т.д.
Следует отметить, что, хотя Стратегия национальной безопасности Румынии 2001 года стала официальным политическим документом и несла благоприятные последствия для всех направлений внешней и внутренней политики, она также имеет и некоторые недостатки, например, в нее не вошли положения, которые могли бы выявить более системный подход к национальной безопасности: нецелесообразная расстановка приоритетов касаемо национальных интересов, когда права и свободы граждан ставятся выше государственных интересов - независимостью, суверенитетом, единством и территориальной целостностью и др.; не упомянаются некоторые важные области национальной безопасности, такие как здоровье (Румыния, например, заняла первое место в Европе по детской смертности [6, с. 6], туберкулезу и другим заболеваниям), гражданская защита (слаборазвитая область, потому Румыния оказалась неподготовлена во время бедствий и катастроф, наводнений, ураганов, т.д.); отсутствуют положения, связанные с национальными ресурсами безопасности, с принципами их использования и т.д.
В 2006 году Правительство Румынии приняло Стратегию национальной безопасности Румынии - первый официальный документ, принятый по вопросам безопасности после вступления Румынии в НАТО, в котором нашли отражение изменения, произошедшие в обстановке национальной и международной безопасности и в глобальных тенденциях. В связи
с этим, согласно Стратегии национальной безопасности Румынии, 2006 года фундаментальными национальными интересами являются: полная интеграция в Европейский Союз и взятие на себя ответственности членства в НАТО; поддержание целостности, единства, суверенитета, независимости и неделимости румынского государства; развитие конкурентоспособной, динамичной и эффективной рыночной экономики; радикальная модернизация системы образования и эффективное использование человеческого и научно-технического потенциала; повышение благосостояния граждан, уровня жизни и здоровья населения; утверждение и защита национальной самобытности, культуры и духовной жизни, в контексте активного участия в строительстве европейской идентичности [7, с. 6]. Помимо разработки своей собственной роли и политического профиля в рамках НАТО и ЕС, укрепление безопасности в регионе и консолидация демократических достижений являются стратегическими приоритетами внешней политики и политики безопасности Румынии [8, с. 61].
Согласно Стратегии национальной безопасности Румынии 2006 года [7, с. 8] «риски и угрозы национальной безопасности Румынии воспринимаются в основном, с точки зрения ее статуса, в качестве члена НАТО и Европейского Союза». Рассматривая Румынию, как члена евроатлантического сообщества, можно отметить, что основными рисками и угрозами национальной безопасности, ее ценностями и интересами являются: международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты, транснациональная организованная преступность.
Помимо региональной нестабильности и терроризма, в Национальной стратегии обороны 2010 года анализируются и новые виды рисков и угроз, таких как эпидемии, стихийные бедствия, энергетическая и кибербезопасность. На основании этого видения, действия румынских государственных учреждений, ответственных за обеспечение общественного порядка, будут сосредоточены на следующих направлениях: 1. повышение безопасности граждан; 2. снижения влияния организованной преступности и трансграничного терроризма - стратегическая задача, которая находится на общественной повестке дня и в списке приоритетов в процессе европейской интеграции; 3. защита границы, особенно внешней границы Европейского Союза по всей Румынии - которая является одним из приоритетных направлений для Румынии, имея в виду и присоединение к Шенгену (пограничная безопасность в первую очередь, направленная на защиту граждан в Европе, в «глобальном обществе»); 4. укрепление комплексного управления кризисами общественного порядка и чрезвычайных ситуаций [9, с. 21].
В отличие от Стратегии национальной безопасности 2006 года, Национальная стратегия обороны 2010 года не только идентифицирует граждан как наиболее ценного национального ресурса, но и сосредотачивает внимание на технологическом развитии, выявляя новые угрозы -кибератаки и баллистические ракеты. Согласно Национальной стратегии обороны, 2010 года «оценки, сделанные на национальном уровне, так и в рамках НАТО, указывают на то, что ракетные угрозы, в частности баллистические ракеты, несущие оружие массового уничтожения, являются реальными угрозами, находящимся в стадии разработки, которым нужно эффективно противостоять» [9, с. 20]. Согласно Национальной стратегии обороны, 2010 года «разработка интегрированной системы ПРО, основанной на возможности обнаружения и перехвата, является существенным компонентом ответа на такие угрозы» [9, с. 20].
Согласно Национальной Стратегии обороны на период 2015-2019 годов, «национальные интересы, в том числе интересы безопасности, нацелены на поощрение и защиту ценностей, с помощью которых румынское государство гарантирует его существование, идентичность, развитие и стабильность, и в соответствии с которыми строит свое будущее и принимает участие в международной безопасности» [10, с. 8]. При определении национальных интересов и целей безопасности, Стратегия опирается на следующие ценности: достоинство; гражданское единство и утверждение национальной идентичности; конституционная демократия и верховенство закона; государственная и территориальная целостность Румынии.
Ухудшение ситуации в сфере безопасности на международном уровне и особенно на региональном уровне требует понимания основных региональных угроз, стоящих перед страной, включая: миграцию, организованную преступность, ущерб экономического потенциала; нерешенность замороженных конфликтов в Черноморском регионе и нестабильность на Западных Балканах; изменения на энергетических рынках; кибер-угрозы от враждебных государств или других лиц; терроризм; распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; информативные враждебные действия, направленные на развитие опорных пунктов по всей территории страны, особенно с целью влияния на стратегические проекты и решения Румынии в пределах государства [10, с. 14-15].
Что касаются рисков, они были определены так: региональная нестабильность, ограничивающая способность Румынии для продвижения стратегических интересов; неудача в достижении целей развития Румынии, которая может быть связана со стойкими экономическими трудностями, распространением теневой экономики и коррупции, уклонением от уплаты налогов, ненадежной инфраструктуры, но и внешними факторами, такими как -разрывом между развитием с ЕС и низким сопротивлением к изменениям на внешних рынках, особенно в банковской и финансовой сфере; социальные риски - демографический спад, эмиграция активного населения, деградация окружающей среды, недостатки национальных систем здравоохранения, образования и социальной помощи, а также безработица; радикализация экстремистских организаций, присутствующих в Румынии; трансграничная преступность, незаконный оборот обычных вооружений; конфликты низкой интенсивности, миграционные потоки в результате стихийных бедствий, эпидемий и т.д. [10, с. 15].
Для предотвращения должным образом потенциальных угроз, с которыми Румыния может столкнуться в течение следующих пяти лет и более, разработана Национальная стратегия обороны на период 2015-2019 годов, которая определяет действия Румынии на пути обеспечения национальной безопасности, которые сосредоточены в следующих областях: оборона; общественный порядок; разведка, контрразведка и безопасность; экономика и энергетика; дипломатия; область антикризисного управления; область образования, здравоохранения, социальная и демографическая.
Вместе с тем, что касается Национальной Стратегии обороны на период 2015 - 2019 годов, считаем, что остаются нерешенными некоторые концептуальные вопросы, касающиеся определения интересов безопасности страны; установления элементов системы национальной безопасности, и определение того, как она функционирует; принципы антикризисного управления; принципы сотрудничества между национальными и международными институтами безопасности; разъяснение ресурсов и инфраструктуры национальной безопасности; установление обязательств для учреждений образования и научных исследований, а также для других государственных или частных учреждений в целях поощрения и защиты национальной безопасности и т.д.
Также обратим внимание на внешние опасности, угрозы, риски, которые не были зарегистрированы в Национальной стратегии обороны, такие как: негативные последствия усиления конкуренции между центрами власти (политической, экономической и финансовой, военной, религиозной и т.д.) в целях осуществления своих влияния; соглашения - публичные или тайные - любого характера между отдельными государствами или группами государств, международными организациями, которые серьезно влияют на фундаментальные национальные интересы страны; усиление давления по демонтажу румынского государственного строя; открытые или тайные попытки шантажа и вмешательства во внутренние дела Румынии государств, организаций или кругов, влиятельных в международной жизни; усиление разрыва между степенью безопасности соседних государств; расположение Румынии в неустойчивой системе безопасности; чрезмерная задолженность страны в международных финансовых организациях; и так далее.
Среди дипломатических опасностей, рисков и угроз могут быть: подписание договоров и соглашений, которые могут нанести ущерб фундаментальным национальным интересам; дезинформировать общественное мнение в стране об основных выборах и дипломатических действий государственных органов, уполномоченных осуществлять дипломатическую деятельность и т.д. Экономические опасности для национальной безопасности весьма разнообразны. Что касается Румынии, то считаем, что к источникам экономической нестабильности, представленным в Национальной стратегии оборонной, мы можем добавить и другие: потеря государственного контроля над определенными стратегическими секторами или отраслями экономики; потеря важных внешних рынков румынских товаров и услуг; подрыв национальной экономики; деловые или экономические операции, которые серьезно повредили интересам страны; коррумпированные чиновники, которые, по своей природе и функции в обществе могут иметь крайне негативное влияние в управлении национальным богатством; блокирование или серьезное нарушение систем или механизмов для важнейших отраслей экономики (энергетика, транспорт и телекоммуникации, финансовые, валютные и т.д.); банкротство некоторых стратегических секторов экономики (морской и речной флот и т.д.) и так далее.
Конечно, могут быть и другие источники нестабильности, характерные для других областей, таких как образование, охраны окружающей среды, гражданская защита, здравоохранение, общественный порядок и т.д. Исходя из вышеизложенного, очевидна
необходимость дальнейшего совершенствования концепции безопасности, а также необходимость достижения согласованного ответа по основным проблемам, возникающих в защите основных ценностей страны во все более сложном и динамичном мире. Отметим, что необходимо, чтобы разработка концепции национальной безопасности основывалась на научном и строгим подходе, на основе соответствующей методологии, которая учитывает как краткосрочные, так и долгосрочные последствия от каких-либо принципов или доктринальных идей. Политики государства должны продвигать продуманные решения, подходящие к большому числу опасных ситуаций, которые могут возникнуть.
Выводы. Безопасность должна рассматриваться, как способность геополитического актора защитить фундаментальные национальные ценности, сохраняя при этом возможность эффективно участвовать на международной арене с учетом своих собственных интересов. Румыния проводит политику национальной безопасности, которая представлена в виде стратегических рамок и плана действий по реагированию на текущие и будущие угрозы.
Румыния вступила в новый этап с точки зрения ее политики безопасности, этап, который укрепляет и расширяет уже взятые обязательства, а также создает новые направления для действия [11, с. 108].
Список литературы / References
1. Strategia de securitate na^ionalä a Romaniei. — Garantarea democra^iei §i a libertäilor fundamentale, dezvoltare economicä §i socialä sus^inutä §i durabilä, aderare la NATO §i integrare in Uniunea Europeanä. Bucure^ti, noiembrie, 2001. 15 p.
2. Конституция Румынии 1991, Статья 1 (1). Jпубликованна в Официальном мониторе № 233 от 21 ноября 1991 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ro/pls/legis/legis_pck.htp_act_text?idt=1253/ (дата обращения: 01.04.2017).
3. Concep^ia integratä privind securitatea Romaniei, Aprobatä in aprilie 1994 de CSAT. 15 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents.tips/documents/conceptia-integrata-privind-securitatea-nationala-a-romaniei-1994.html/ (дата обращения: 01.04.2017).
4. Strategia de securitate na^ionalä a Romaniei - Garantarea democra^iei §i a libertä^ilor fundamentale, dezvoltare economicä §i socialä sus^inutä §i durabilä, aderare la NATO §i integrare in Uniunea Europeanä. - Bucure^ti, noiembrie 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ro/pls/legis/legis_pck.htp_act_text?idt=31060/ (дата обращения: 01.04.2017).
5. Везуина М.-А. Новая глобальная стратегия безопасности ЕС и ее возможные последствия для внешней политики Румынии // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 6 (48). С. 209-212.
6. Statistica oficialä romaneascä, Romania- Speranta de viatä//Sursa datelor: INS, EUROSTAT. — Bucuresti: Institutul National de Statisticä (INS), 2013. 10 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insse.ro/cms/files/publicatii/pliante%20statistice/07Speranta%20de%20viata _n.pdf (дата обращения: 01.04.2017).
7. The National Security Strategy of Romania, The European Romania, the Euro-Atlantic Romania: For a Better Life in a Democratic, Safer and More Prosperous Country, Bucharest, 2006. 33 p.
8. Везуина М.-А. Место и роль Румынии в системе международной безопасности// Academy. № 4 (7), 2016. С. 60-61.
9. Strategia Na^ionalä de Apärare — Pentru o Romanie care garanteazä securitatea §i prosperitatea genera^iilor viitoare. Bucuresti, 2010. 21 p.
10. The National Defense Strategy 2015-2019. A Strong Romania within Europe and the World, Bucharest, 2015. 23 p.
11. Везуина М.А. Румыния и условия обеспечения национальной безопасности // European Research № 3 (14), 2016 г. С. 107-108.