УДК 327
РУМЫНО-РОССИЙСКИЕ ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ АМБИВАЛЕНТНОСТИ К НАПРЯЖЕНИЮ
© Михаэла-Александра ВЕЗУИНА
ассистент кафедры теории и истории международных отношений
Российский университет дружбы народов 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 E-mail: [email protected]
Рассмотрена эволюция двусторонних отношений между Румынией и Россией после «холодной войны», а также факторы, которые повлияли на динамику этих отношений в последние два десятилетия. В рамках исследования были применены сложные теоретические и эмпирические методы исследования, анализирующие эволюцию румыно-российских отношений в новой архитектуре безопасности, которая непрерывно изменяется после окончания «холодной войны». Румыно-российские отношения в настоящее время соотносятся с той динамикой, которая присутствует в мире, а потому иногда в них возникает напряженность. Эта динамика является результатом исторических и геополитических факторов. Все исследование основано на принципе объективности, поскольку были подробно изучены вопросы внешней политики двух стран и эволюция румыно-российских отношений с точки зрения процессов, происходящих на международной арене. Особый акцент сделан на изменение позиции Румынии и России с точки зрения активизации партнерских отношений и смягчения «холодного» климата в двусторонних отношениях. Кроме того, определены «нерешенные проблемы» румыно-российских отношений и рассмотрена постепенная их нормализация, которая оказывается медленным процессом из-за взаимных враждебных восприятий и якобы несовместимых политических национальных интересов.
Ключевые слова: Румыния; Россия; двусторонние отношения; национальные интересы; «исторические проблемы»; взаимное недоверие
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-131-139
В данной работе рассматриваются отношения между Румынией и Россией и сосредотачивается внимание на политических и дипломатических аспектах за последние два десятилетия. Историография и публицистика как на русском [1-3], так и на румынском [4; 5] языках показывает периоды консолидации и ослабления конструктивного сотрудничества между двумя странами в контексте серьезных изменений своих внешнеполитических приоритетов.
Проанализирована эволюция румыно-российских отношений, подход не является абстрактно-теоретическим, или синтетическим, аналитическим и пояснительным. Цель состоит в конкретном рассмотрении анализа двусторонних отношений, раскрытии их эволюции. Данный период был выбран из-за значительных событий, отмечающих указанный характер и динамику румыно-российских отношений.
Прошло почти два десятилетия после окончания «холодной войны», а румыно-российские отношения продолжают оставаться напряженными [6, с. 195]. В них прослежи-
ваются так называемая амбивалентность, внутренняя двойственность и противоречивость политических явлений, обусловленные наличием противоположных начал. Можно выделить как исторические, так и геополитические причины. Именно поэтому в статье будут рассмотрены некоторые исторические темы. С одной стороны, Румыния все еще не доверяет России ввиду истории их недавних отношений. С момента обретения независимости Румынией в 1878 г. и особенно во время «холодной войны» Россия постоянно вмешивалась в вопросы и внутренней, и внешней политики Румынии. В то же время Россия опасается тесного стратегического партнерства Румынии с Соединенными Штатами Америки; поддержки Румынией ускоренного перехода Молдовы к демократии и ее вступления в ЕС; участия в отмене региональных заказов, выгодных для России (Конвенция Монтрё); антироссийской позиции по энергетическим вопросам, а также размещения новых американских военных объектов, таких как системы противоракетной обороны в Европе. Особенно волнует Россию под-
держка Румынией проектов ЕС и НАТО по демократизации и оборонной реформе, таких как Восточное партнерство и Черноморская синергия. Основная цель Синергии направлена на укрепление сотрудничества стран Черноморского региона при непосредственном участии ЕС. В этой связи ЕС предлагает различные проекты сотрудничества между странами региона, направленные на развитие демократии, прав человека, укрепление границ, решение замороженных конфликтов, а также развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта, окружающей среды, морской политики, рыболовства, торговли, миграции, развития, образования, научных исследовании и разработки проектов [7, с. 3]. Румыния может использовать свое выгодное геостратегическое положение, направив свои силы на укрепление вектора сотрудничества в сфере безопасности на восточные границы ЕС и, в частности, на укрепление отношений с Россией.
В настоящее время между Румынией и Россией существует информационный пробел ввиду злонамеренной пропаганды сведений, выставляющих Россию в негативном свете. В ходе визита румынского министра Титус Корлэцян в Москву А.Г. Дугин заявил, что «мы были разделены третьей силой, ат-лантистской. Они пытаются настроить нас друг против друга, совершая небольшие акты саботажа и создавая атмосферу враждебности, но это должно закончиться. Россия и Румыния имеют много общего! Мы ожидаем воссоединения и взаимного повторного сотрудничества в контексте общей цивилизации» [8].
В период с 8 по 10 июля 2013 г. бывший министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян посетил Москву по приглашению своего российского коллеги С.В. Лаврова. С 2009 г. это был первый контакт между главами дипломатий двух стран. В ходе встречи министры обменялись мнениями по двусторонним отношениям, оценили перспективы развития диалога и сотрудничества между Румынией и Россией. Был обсужден ряд вопросов двусторонней повестки дня: политический диалог, экономическое и культурное сотрудничество, перспективы совершенствования договорно-правовой базы, региональная и международная проблемы. Были подписаны Соглашение между Правительством
Румынии и Правительством Российской Федерации об учреждении и условиях деятельности Румынского культурного института в г. Москве и Российского центра науки и культуры в г. Бухаресте, Программа сотрудничества в области культуры, образования, средств массовой информации, спорта, молодежи и туризма между Правительством Румынии и Правительством Российской Федерации, а также План консультаций между Министерствами иностранных дел Румынии и России на 2013-2014 гг. [9].
Румыно-российские двусторонние отношения: исторический обзор
В начале 1990-х гг. румыно-российские отношения характеризовались стратегической амбивалентностью. Оказавшись в серой зоне европейской нестабильности и конфликтов после «холодной войны», а также в срочном поиске сильных гарантий безопасности, Румыния проводила политику балансирования между Востоком и Западом. В 1991 г. Румыния была единственным посткоммунистическим государством, которое подписало двустороннее соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с СССР. Тем не менее, этот договор не был ратифицирован, поскольку СССР распался чуть позже в том же году. Однако Румыния оставалась членом ОВД до 1991 г., вплоть до распада СССР. Однако Россия как преемница СССР была не в состоянии обеспечить те же гарантии безопасности, что СССР. Как следствие, Румыния должна была позиционировать себя слабой и уязвимой к Российской Федерации [10, с. 280-281] и по отношению ко всем вновь образованным государствам. Известно также, что «Румыния является несовершеннолетней властью» [11, с. 34], которая не имеет достаточного потенциала для поддержки собственных интересов и действий за пределами своего государства на международной политической арене. Это, наряду с политическими соображениями, заставило Румынию официально заявить в 1993 г. о своем желании вступить в НАТО и ЕС. В то же время в попытке успокоить своего бывшего союзника в 1994 г. Румыния подписала с Россией договор о двустороннем военном сотрудничестве и договорилась продолжить переговоры о подписании двустороннего договора о добрососедских от-
ношениях. Несмотря на эти усилия, двусторонние отношения быстро ухудшились.
К 2000 г. румыно-российские отношения вступили в новый этап развития, становясь все более и более напряженными. Начиная с 1993 г., по мере сближения с НАТО и ЕС, Румыния, как и другие страны Центральной Европы, стремилась отстраниться от своего бывшего союзника времен «холодной войны». В апреле 1996 г. румыно-российские отношения пережили один из самых напряженных моментов, когда президент Румынии Эмиль Константинеску заявил, что Румыния откажется подписать договор, так как он не в состоянии решить два из наиболее старых споров между двумя странами: Румыния раскритиковала отсутствие договорных положений, осудивших пакт Молотова-Риббентропа (1939) и установивших четкую дорожную карту для возвращения национального Золотого запаса Румынского Королевства, хранившегося в Москве. Россия осудила румынские намерения, восприняв их как враждебные и движимые амбициозными наклонностями по отношению к территории Республики Молдова и Украины, на которые, по мнению Москвы, может претендовать Румыния. Кроме того, Россия была недовольна тем, что Румыния отказалась включить положение, которое бы заставило обе стороны не вступать в альянсы, которые ориентированы против другого. После этого эпизода все двусторонние дипломатические визиты были отменены. Они не возобновлялись до 2003 г., и процесс их возобновления отличался большой сложностью. Политические контакты между Румынией и Россией в 1990-е гг. были затруднены не только из-за «атлантиз-ма» политики России, но и из-за отсутствия ее интереса к Восточной Европе. Так уж повелось, что Румыния сосредоточила все свои внешнеполитические ресурсы на Западе. Отношения между Румынией и Россией были также обременены поиском компромисса в переговорах по подготовке базового политического договора, подписание которого состоялось в 2003 г. [12, с. 50]. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве [13] не обращался к «историческим проблемам», таким как последствия пакта Молото-ва-Риббентропа, участие Румынии во Второй мировой войне в коалиции с фашистской Германией, а также вопрос о румынских зо-
лотых резервах, депонируемых в царской России. Специальная комиссия была создана для решения этих проблем, которая внесла свой вклад в сглаживание различий и позволила двусторонним отношениям выйти из тупика [14, с. 53-54]. В последние годы наблюдается тенденция во внешней политике Румынии по расширению сотрудничества с Россией, но в то же время Румыния активно участвует в процессах, конфликтующих с интересами России в иностранных делах, которые не могут способствовать взаимопониманию между этими странами.
Истории известно множество фактов, которые, как мы считаем, объединяют Россию и Румынию. Крупные дипломатические связи между российским и румынским государством берут свое начало в 1457-1504 гг.: в это время князь Стефан Великий обратился за помощью к русским православным князьям в связи с расширением экспансии мусульман (турок и татар) [15, с. 20]. А в сентябре/октябре 1878 г. были установлены дипломатические отношения на уровне дипломатических миссий [16]. Кроме того, не стоит забывать, что румынский народ является романским народом (на который большое влияние оказали славяне) и, прежде всего, православным народом. Православная культура является истинной жемчужиной европейской культуры XIX и XX веков. По мнению политолога А.Г. Дугина, «на самом деле, румынское общество является одним из наиболее интересных и интеллектуальных европейских обществ и самым близким к России. Парадигма неизбежной близости и связи наших народов определяется многими факторами. Русские, румыны, молдаване, приднестровцы - все православные, связанные одним и тем же региональным пространством, которое может стать единым экономическим пространством и общей евразийской площадкой, где каждый найдет себе достойное место» [17]. В ноябре 2016 г. Румыния и Россия договорились возобновить взаимодействие в культурно-гуманитарной сфере. Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой, который совершил визит в Румынию, заявил: «Между нашими странами существуют глубокие культурные связи. Интеллигенция в восточноевропейских странах всегда отделяла социалистиче-
скую систему, идеологический диктат коммунистических партий от подлинной русской культуры, без которой интеллигентный человек не может состояться. В этих странах прекрасно понимают, что без прикосновения к русской культуре у них не будет полноты восприятия мира» [18].
Неоднозначное развитие натянутых отношений
Двусторонние отношения вступили в следующий этап развития в апреле 2004 г. с присоединением Румынии к НАТО (позже, в 2007 г. - ЕС). С тех пор политические отношения становились все более и более напряженными, было осуществлено только несколько визитов на высоком уровне со стороны министров Румынии в Москве и только один ответный визит С.В. Лаврова, министра иностранных дел России, в 2005 г. С 2009 г. политические отношения, кажется, снова зашли в тупик. В течение этого периода развитию двусторонних отношений препятствовало несколько моментов повышенной напряженности. Во второй половине 2008 г. румыно-российские отношения были ослаблены российско-грузинской войной. Всего несколько месяцев спустя, в апреле 2009 г., еще один напряженный момент произошел в связи с неудавшейся революцией в Молдове. В феврале 2010 г., после объявления о соглашении Румынии разместить компоненты европейской системы противоракетной обороны Вашингтона, отношения с Россией сделали еще один деструктивный поворот. Украинский кризис, который разразился в 2014 г., почти поставил крест на официальных отношениях между Бухарестом и Москвой, предвещая начало их нового напряженного витка. Это событие произошло на фоне присоединения Румынии к позиции своих западных союзников с осуждением действий России, что вызвало настоящее раздражение у лиц, принимающих решения в Кремле. Все вышесказанное означает, что более чем за два десятилетия после распада СССР двусторонние отношения между Румынией и Россией по-прежнему напряжены и имеют ряд спорных вопросов. Наиболее известные вопросы касаются Молдавии, Золотого запаса Румынского Королевства, продвижения Румынией демократии и присутствия ЕС/НАТО в Восточной Европе, системы противоракетной
обороны (ПРО) США в Европе и энергетической безопасности.
Довольно долго Бухарест и Москва спорят об их противоположных позициях по Республике Молдова. А именно Москва обеспокоена тем, что Румыния развивает привилегированные стратегические отношения с Молдовой. Политику Бухареста в отношении Кишинева часто называют «одна нация, две страны», хотя румынские власти редко относятся к ней как таковой. Румыния проявила большой интерес к ускорению присоединения Кишинева к ЕС, ускорению модернизации, демократизации и развития тесных образовательных и культурных связей с Молдовой.
Идея присоединения к Европе или даже объединения с Румынией не означает объединения единого народа в едином государстве, также как и присоединение Молдовы к территории НАТО с растворением в Евросоюзе. Никакой «Великой Румынии» не будет. Потому что в самой Румынии сейчас происходит размывание национальных ценностей, румынское общество недовольно ни Евросоюзом, ни тем более прозападной олигархической элитой. Там очень слабое правительство, невнятная политика, Румынию надо спасать от атлантизма и возвращать к ее румынским корням. Те, кто стремится в Европу, не отдают себе отчета, что с ней происходит. В Европе никакие молдаване не нужны. Нужны только границы НАТО, как можно более придвинутые к России [19]. В свою очередь, Россия считает, что Молдова является частью ее сферы влияния и, в соответствии со своей стратегией Ближнего Зарубежья, намерена поддерживать пророссий-ские политические силы в Кишиневе. Кремль серьезно возмущен поддержкой Румынией действий по присоединению Республики Молдова к ЕС [20, с. 11]. Более того, Москва подозревает, что Румыния может иметь ревизионистские намерения по отношению к Бессарабии [21], которая до июня 1940 г. была румынской провинцией.
По мнению А.Г. Дугина, «в Молдове стоит собрать все то, что объединяет глубинную православную Русь и глубинную Румынию. Надо не выбирать, а объединять, воскрешать и утверждать высшие горизонты духовного родства православных народов. И в этом лишними являются только прозапад-
ные либеральные провокаторы» [22]. К сожалению, в этом контексте и на фоне разных политических и стратегических интересов, отличающихся друг от друга, румыно-российские двусторонние отношения ухудшились. Румыния считает, что авторитарная Россия стремится усилить свою сферу влияния в Восточной Европе - цель, которая не совместима с текущими интересами безопасности Румынии в регионе и ценностями демократического управления.
Москва настаивает на том, что румынские власти не имеют своего четко определенного набора геополитических, стратегических прагматических целей по отношению к Востоку. Стратегический прагматизм России оказался политически несовместимым с нынешними отношениями Румынии в сфере безопасности с США, НАТО и ЕС и ее интересами по продвижению демократии в Восточной Европе и на Южном Кавказе [23]. Участие Румынии в ряде проектов ЕС (Черноморской синергии и Восточного партнерства) и НАТО (IPAP) по оборонному реформированию несколько противоречит интересам России, что становится препятствием для дальнейшего развития румыно-российских отношений. Москва неоднократно говорила, что в определении своих стратегических интересов Бухарест чрезмерно зависит от США и Запада.
Один из наиболее важных вопросов в отношениях между Румынией и Россией заключается в размещении элементов системы противоракетной обороны США на румынской территории, которое вряд ли обеспечит защиту Румынии от ядерного нападения. «Соглашение о размещении американской системы противоракетной обороны на румынской территории» [24] вступило в силу 23 декабря 2011 г. и включает в себя хостинг в Девеселу, ракетный объект Aegis Ashore (который начал действовать в конце 2015 г.) и запуск нескольких модулей ракет-перехватчиков SM-3. Соглашение привело к негативной реакции со стороны России, так как новые элементы американской системы ПРО могут быть использованы для ограничения стратегических ядерных сил России. Российские чиновники отреагировали бурно, обвинив, что США планирует стать гегемоном и получить мировое господство.
Тем не менее, несмотря на предоставление заверения Бухареста, Россия утверждает, что Румыния является слишком послушной интересам Вашингтона по отношению к России, которые направлены на подрыв ядерного потенциала России. Кремль утверждает, что расположение противоракетного щита в Румынии не больше стратегически выгодно, чем предыдущие предложения России о проведении и совместной работе РЛС на российской или азербайджанской территории. Беспокойство Москвы по поводу поведения НАТО проявляется в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», в которой говорится, что «НАТО представляет наиболее серьезную военную опасность для национальной безопасности; это говорит о том, что Россия будет рассматривать, в первый раз, возможность отказа от его неприменения в целях борьбы с угрозой ракетного щита...» [25]. Другими словами, Россия считает рост присутствия НАТО в Восточной Европе и развитие системы ПРО как прямую угрозу национальной и глобальной безопасности [26] и оставляет за собой право применить ядерное оружие превентивно против потенциальных агрессоров.
Оказавшись под влиянием атлантической империи (США), Румыния ведет неустойчивую и невыгодную внешнюю политику, игнорируя двусторонние отношения с Россией и, скорее всего, недооценивает всех последствий, которые может за собой повлечь размещение американской противоракетной системы на своей территории. В связи с этим бывший министр иностранных дел Румынии в 2008 г. Лазэр Комэнеску заявил, что: «Румыния должна быть прагматичной в отношениях с Российской Федерацией, учитывая существующие «конкретные вопросы», по поводу которых Бухарест и Москва могут продолжать оказывать друг другу содействие» [27]. Румыния должна перейти от пассивной внешней политики к более активной, а это требует другого отношения к Российской Федерации: дипломатического, профессионального и уверенного.
Подводя итог, можно сказать, что румыно-российские отношения по-прежнему затруднены восприятием стран друг друга, что они имеют несовместимые политические ценности, а также определенный набор рас-
ходящихся стратегических интересов. Вследствие этого, Бухарест и Москва продолжают говорить друг с другом без взаимного понимания. К сожалению, Румыния проводит внешнюю политику, ориентированную исключительно на интересы Брюсселя и Вашингтона. Согласно Стратегии национальной обороны на период 2015-2019 гг., в настоящее время «интересы Румынии состоят в том, чтобы поддерживать сильные трансатлантические отношения и сильное американское военное присутствие в Восточной Европе, которое обязано служить румынским потребностям в области безопасности» [28, с. 7]. Однако, как американцы перефокусировали свое стратегическое внимание к Азии, так и Россия постепенно начинает исчезать в качестве приоритета безопасности из повестки дня Запада. По мере того, как агрессивная риторика между Вашингтоном и Москвой идет еще дальше, вполне возможно, что Румыния может стать более созвучной к этой новой стратегической реальности. Бухарест кажется уже более готовым принять гораздо более зрелую политическую позицию по отношению к России, пытаясь избежать каких-либо ненужных дипломатических или политических недопониманий. Пока еще слишком рано говорить о том, получится ли у Румынии воспользоваться шансом и нормализовать отношения с Россией, но нет никаких сомнений в том, что на данный момент как Бухарест, так и Москва по-прежнему весьма скептически относятся друг к другу.
Предубеждения, возникшие между Румынией и Россией, должны исчезнуть путем строительства мостов двустороннего диалога на всех уровнях, что поможет возобновить политико-дипломатические, экономические и культурные связи между двумя странами. К сожалению, в настоящее время существует дефицит информации между Румынией и Россией, враждебная пропаганда не позволяет Румынии увидеть, что скрывается за искусственными «ненавистью» и «любовью», возникшими между крупными международными игроками, потому что настоящие отношения основаны на взаимных интересах, а не на схемах, догмах или искусственных понятиях. Россия является одним из соседей и исторических партнеров Румынии, именно поэтому двусторонние отношения должны быть основаны на взаимном уважении и за-
интересованности в дальнейшем развитии, на прагматичных действиях. Мы должны сохранять оптимизм и верить, что мы можем улучшить двусторонние отношения. Если есть желание у обеих сторон, то, как Румыния, так и Россия вместе смогут найти способы, чтобы достичь этого.
Список литературы
1. Биткова Т.Г. Восприятие России в румынском обществе: оценки, суждения, интерпретации // Актуальные проблемы Европы. 2015. № 2. С. 70-93.
2. Фейт Н.В. Россия - Румыния // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке / под ред. Н.В. Куликовой, И.И. Орлика, Н.В. Фейт. М., 2012. С. 185-212.
3. Чурилин А.А. Российско-румынские дипломатические отношения - 130 лет спустя // Международная жизнь. 2008. № 10. С. 37-44.
4. Dungaciu D. Romania and Russia: what do we know and do we want to know about each other? // Romanian Review of Political Sciences and International Relations. Bucharest, 2014. Vol. 11. P. 39-43.
5. Tanasescu G., Dungaciu D. Romania §i Rusia dupa 20 de ani. Perceptii, realitati, perspective. Bucure§ti: Institutul de §tiinte Politice §i Relatii Internationale, 2013. 317 p.
6. Hlihor C. Romania §i vecinatatea sa dupa incheierea Razboiului Rece // Analele Universitatii Creatine "Dimitrie Cantemir". Seria Istorie - Serie Noua. 2010. Anul 1. № 1. P. 186202.
7. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament "Black Sea Synergy - a New Regional Cooperation Initiative". Bruxelles, 2007. 13 p. URL: https://eeas. europa. eu/enp/pdf/pdf/com07_ 160_en.pdf (accessed: 20.09.2016).
8. Mandra§escu V. Viitorul relatiilor romano-ruse in viziunea lui Aleksandr Dughin. 2013. July 7. URL: http://romanian.ruvr.ru/2013_07_07/ Viito-rul-relatiilor-romano-ruse-in-viziunea-lui-Aleksandr-Dughin-8687/ (accessed: 20.09.2016).
9. Визит министра иностранных дел Румынии Титус Корлэцян в Российскую Федерацию // Посольство Румынии в Российской Федерации. 2013. 10 июля. URL: https://moscova. mae.ro/ru/local-news/822 (дата обращения: 20.09.2016).
10. Rothschild J., Wingfield N. Return to Diversity. A Political History of East Central Europe Since World War II. Oxford, Oxford University Press, 2000. 352 p.
11. Wright M.Power Politics. N. Y.: Leicester University Press, 1995. 317 p.
12. Bitkova T.G. The place of Romania and Russia in the context of east-west relations: political and cultural aspects // Romanian Review of Political Sciences and International Relations. Bucharest. 2014. Vol. 11. № 2. P. 44-52.
13. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией. 2003. 4 июля. URL: http:// krem-lin.ru/supplement/1691 (дата обращения: 10.10.2016).
14. Feyt N. Russian-romanian relations in the 21st century // Romanian Review of Political Sciences and International Relations. Bucharest, 2014. Vol. 11. № 2. P. 53-59.
15. Cernovodeanu P. Dimensiunea politica a relatiilor matrimoniale romano-ruse de odinioara // Dorul. 1996. Vol. 6. № 78.
16. Двусторонние отношения - краткая история // Посольство Румынии в Российской Федерации. URL: https://moscova.mae.ro/ru/node/581 (дата обращения: 10.10.2016).
17. Mandra§escu V. Viitorul relatiilor romano-ruse in viziunea lui Aleksandr Dughin. 2013. 7 July. URL: http ://romanian. ruvr. ru/2013_07_07/Viito -rul-relatiilor-romano-ruse-in-viziunea-lui-Alek-sandr-Dughin-8687/ (accessed: 20.09.2016).
18. Швыдкой: Россия и Румыния договорились возобновить сотрудничество в области культуры // Культура. 2016. 18 ноября. URL: http://tass.ru/kultura/3793877 (дата обращения: 10.10.2016).
19. Александр Дугин: Никакой «Великой Румынии» уже никогда не будет - наоборот, она будет тянуться к Молдове! // Комсомольская правда. 2013. 18 июня. URL: http://www.kp. md/daily/26093/2993371/ (дата обращения: 10.10.2016).
20. Malinina J. Russia's and the European Union's Relations in the Context of Their Foreign Policies Towards Moldova. Gothenburg, University of Gothenburg, 2013. 83 p.
21. Гросул В.Я. У истоков Бессарабской автономии в составе России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. М., 2012. № 1. С. 74-89.
22. Рошка Ю. Дугин и Молдавская Национальная Идея // Sputnik. 2016. 30 июля. URL: http://ru. sputnik.md/columnists/20160730/8363843 .html (accessed: 10.10.2016).
23. Valasek T. NATO, Russia and European Security. Working paper. L.: Centre for European Reform, 2009. 26 p.
24. Agreement between the United States of America and Romania on the Deployment of the United States Ballistic Missile Defense System in Romania. 2011. 13 September. 14 p. URL: https://www.mae.ro/sites/default/files/file/tratate/ 2011.09_scut_en.pdf (accessed: 15.09.2016).
25. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. I. Общие положения (15), (17). Москва, 2015. URL: http://rg.ru/2015/12/31/nac-be-zo-pasnost-site-dok.html (дата обращения: 15.10.2016).
26. Royansky M. The geopolitics of European Security and Cooperation. The consequences of U.S.Russia tension // Journal of Security and Human Rights. 2014. Vol. 25. Issue 2. P. 169-179.
27. Lazar Comanescu, despre relatia cu Rusia: Trebuie sa fim pragmatici, sunt puncte pe care putem sa continuam dialogul. 2016. 21 Ianuarie. URL: http://www.caleaeuropeana.ro/lazar-coma-nescu-despre-relatia-cu-rusia-trebuie-sa-fim-prag-matici-sunt-puncte-pe-care-putem-sa-continuam-dialogul/ (accessed: 15.10.2016).
28. The National Defense Strategy 2015-2019. A Strong Romania within Europe and the World. Bucharest, 2015. 23 p. URL: http://old.presiden-cy.ro/static/National%20%20Defense%20Strate gy%202015%20-%202019.pdf (accessed: 15.10.2016).
References
1. Bitkova T.G. Vospriyatie Rossii v rumynskom obshhestve: otsenki, suzhdeniya, interpretatsii [The perception of Russia in the Romanian society: the assessments, judgments, interpretations]. Aktual'nye problemy Evropy - Urgent Problems of Europe, 2015, no. 2, pp. 70-93. (In Russian).
2. Feyt N.V. Rossiya - Rumyniya [Russia -Romania]. Rossiya i Tsentral'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v XXI veke [Russia and Central-Eastern Europe: the Relations in the XXI century]. N.V. Kulikova, I.I. Orlik, N.V. Feyt (eds.). Moscow, 2012, pp. 185-212. (In Russian).
3. Churilin A.A. Rossiysko-rumynskie diplo-maticheskie otnosheniya - 130 let spustya [Russian-Romanian diplomatic relations - 130 years later]. Mezhdunarodnaya zhizn' - International Affairs, 2008, no. 10, pp. 37-44. (In Russian).
4. Dungaciu D. Romania and Russia: what do we know and do we want to know about each other? Romanian Review of Political Sciences and In-ternationalRelations, 2014, vol. 11, pp. 39-43.
5. Tanasescu G., Dungaciu D. Romania §i Rusia dupa 20 de ani. Perceptii, realitati, perspective [Romania and Russia After 20 Years. Perceptions, Realities, Perspectives]. Bucharest, Institute of Political Science and International Relations, 2013, 317 p. (In Romanian).
6. Hlihor C. Romania §i vecinatatea sa dupa incheierea Razboiului Rece [Romania and its vicinity after the Cold War]. Analele Universitatii Creatine "Dimitrie Cantemir". Seria Istorie-
Serie Noua [Cantemir Christian University Annals Series. New Series History], 2010, vol. 1, no. 1, pp. 186-202. (In Romanian).
7. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament "Black Sea Synergy - a New Regional Cooperation Initiative". Bruxelles, 2007, 13 p. Available at: https://eeas.europa. eu/enp/pdf/pdf/com07_ 160_ en.pdf (accessed 20.09.2016).
8. Mandra§escu V. Viitorul relatiilor romano-ruse in viziunea lui Aleksandr Dughin [The future of Romanian-Russian relations the vision of Aleksandr Duginin], 2013, 7 July. (In Romanian). Available at: http://romanian.ruvr.ru/2013_07_ 07/Viitorul-re-latiilor-romano-ruse-in-viziunea-lui-Aleksandr-Dughin-8687/ (accessed 20.09.2016).
9. Vizit ministra inostrannykh del Rumynii Titus Korletsyan v Rossiyskuyu Federatsiyu [The visit of the Minister of Foreign Affairs of Romania Titus Corlatean to the Russian Federation]. Po-sol'stvo Rumynii v Rossiyskoy Federatsii [The Romanian Embassy in the Russian Federation], 2013, 10 July. (In Russian). Available at: https:// mo scova. mae.ro/ru/local-news/822 (accessed 20.09.2016).
10. Rothschild J., Wingfield N. Return to Diversity. A Political History of East Central Europe Since World War II. Oxford, Oxford University Press, 2000, 352 p.
11. Wright M. Power Politics. New York, Leicester University Press, 1995, 317 p.
12. Bitkova T.G. The place of Romania and Russia in the context of east-west relations: political and cultural aspects. Romanian Review of Political Sciences and International Relations, 2014, vol. 11, no. 2, pp. 44-52.
13. Dogovor o druzhestvennykh otnosheniyakh i sotrudnichestve mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Rumyniey [The Treaty on Friendly Relations and Cooperation between the Russian Federation and Romania], 2003, 4 July. (In Russian). Available at: http://kremlin.ru/supplement/1691 (accessed 10.10.2016).
14. Feyt N. Russian-Romanian relations in the 21st century. Romanian Review of Political Sciences and International Relations, 2014, vol. 11, no. 2, pp. 53-59.
15. Cernovodeanu P. Dimensiunea politica a relatiilor matrimoniale romano-ruse de odinioara [The political dimension of the Romanian-Russian relations dating of yore]. Dorul [Longing], 1996, vol. 6, no. 78. (In Romanian).
16. Dvustoronnie otnosheniya - kratkaya istoriya [The bilateral relations - a brief history]. Po-sol'stvo Rumynii v Rossiyskoy Federatsii [The Romanian Embassy in the Russian Federation]. (In Russian). Available at: https://moscova.mae. ro/ru/node/581 (accessed 10.10.2016).
17. Mandra§escu V. Viitorul relatiilor romano-ruse in viziunea lui Aleksandr Dughin [The future of Romanian-Russian relations the vision of Alek-sandr Duginin], 2013, 7 July. Available at: http://romanian.ruvr.ru/2013_07_07/Viitorul-re-latiilor-romano-ruse-in-viziunea-lui-Aleksandr-Dughin-8687/ (accessed 20.09.2016).
18. Shvydkoy: Rossiya i Rumyniya dogovorilis' vo-zobnovit' sotrudnichestvo v oblasti kul'tury [Shvydkoi: Russia and Romania have agreed to resume cooperation in the field of culture]. Kul'tura [Culture], 2016, 18 November. (In Russian). Available at: http://tass.ru/kultura/3793877 (accessed 10.10.2016).
19. Aleksandr Dugin: Nikakoy «Velikoy Rumynii» uzhe nikogda ne budet - naoborot, ona budet tyanut'sya k Moldove! [Alexander Dugin: a "Greater Romania" will never be - on the contrary, it will be attracted to Moldova!]. Komso-mol'skaya pravda [Komsomolskaya pravda], 2013, 18 June. (In Russian). Available at: http:// www.kp.md/daily/26093/2993371/ (accessed 10.10.2016).
20. Malinina J. Russia's and the European Union's Relations in the Context of Their Foreign Policies Towards Moldova. Gothenburg, University of Gothenburg, 2013, 83 p.
21. Grosul V.Ya. U istokov Bessarabskoy avtonomii v sostave Rossii [At the root of the Bessarabian autonomy within the Russia]. Vestnik Rossiy-skogo universiteta druzhby narodov. Seriya Is-toriya Rossii [Bulletin of Russian Peoples' Friendship University. Series History of Russia], 2012, no. 1, pp. 74-89. (In Russian).
22. Roshka Ju. Dugin i Moldavskaya Natsional'naya Ideya [Dugin and Moldavian national idea]. Sputnik [Satellite], 2016, 30 July. (In Russian). Available at: http://ru.sputnik.md/columnists/201 60730/8363843.html (accessed 10.10.2016).
23. Valasek T. NATO, Russia and European Security. Working Paper. London, Centre for European Reform, 2009, 26 p.
24. Agreement between the United States of America and Romania on the Deployment of the United States Ballistic Missile Defense System in Romania. 2011, 13 September, 14 p. Available at: https://www.mae.ro/sites/default/files/file/tratate/ 2011.09_scut_en.pdf (accessed 15.10.2016).
25. Russian Federation. Decree of the President of Russian Federation no. 683 of December 31, 2015, O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. I. Obshchie polozheniya (15), (17) [On strategy of national homeland security of Russian Federation. I. General contributions (15), (17)]. Moscow, 2015. (In Russian). Available at: http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezo-pasnost-site-dok.html (accessed 15.10.2016).
26. Royansky M. The geopolitics of European Security and Cooperation. The consequences of
U.S.-Russia tension. Journal of Security and Human Rights, vol. 25, no. 2, 2014, pp. 169-179.
27. Lazär Comanescu, despre relatia cu Rusia: Tre-buie sä fm pragmatici, sunt puncte pe care putem sä continuäm dialogul [Lazar Comanescu, about the relationship with Russia: It must be pragmatic, points on that we can continue the dialogue], 2016, 21 January. (In Romanian). Available at: http://www.caleaeuropeana.ro/lazar-co-manescu-despre-relatia-cu-rusia-trebuie-sa-
fim-pragmatici-sunt-puncte-pe-care-putem-sa-continuam-dialogul/ (accessed 15.10.2016).
28. The National Defense Strategy 2015-2019. A Strong Romania within Europe and the World. Bucharest, 2015, 23 p. Available at: http://old. presidency.ro/static/National%20%20Defense% 20Strategy%202015%20-%202019.pdf (accessed 15.10.2016).
Поступила в редакцию 14.11.2016 г. Received 14 November 2016
UDC 327
ROMANIAN-RUSSIAN POLITICAL AND DIPLOMATIC RELATIONS AFTER THE END OF THE "COLD WAR": FROM AMBIVALENCE TO TENSION Mihaela-Alexandra VEZUINA
Assistant of Theory and History of International Relations Department The Peoples' Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklay St., Moscow, Russian Federation, 117198 E-mail: [email protected]
The evolution of bilateral relations between Romania and Russia after the "cold war", as well as the factors that have influenced the dynamics of these relations in the last two decades are examined. In this study, a complex theoretical and empirical research methods, analyzing the evolution of Romanian-Russian relations in the new security architecture that is continually changing after the end of the "cold war" is used. Romanian-Russian relations are now correlated with the dynamics that exist in the world, and therefore sometimes tension occurs. This dynamic is a result of historic and geopolitical factors. All research is based on the principle of objectivity, since it was possible to study in detail the issues of foreign policy of the two countries and the evolution of Romanian-Russian relations in terms of the processes taking place in the international arena. Particular emphasis is placed on the changes in the positions of Romania and Russia in terms of partnership activation and it mitigates the "cold" climate in bilateral relations. In addition, "unresolved issues" of the Romanian-Russian relations are defined and their gradual normalization is examined, which is a slow process because of the mutual hostile perceptions and political allegedly incompatible national interests.
Key words: Romania; Russia; bilateral relations; national interests; "historical problems"; mutual distrust DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-131-139
Информация для цитирования:
Везуина М.-А. Румыно-российские политико-дипломатические отношения после окончания «холодной войны»: от амбивалентности к напряжению // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 131-139. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-131-139.
Vezuina M.-A. Rumyno-rossiyskie politiko-diplomaticheskie otnosheniya posle okonchaniya «kholodnoy voyny»: ot ambivalentnosti k napryazheniyu [Romanian-Russian political and diplomatic relations after the end of the "cold war": from ambivalence to tension]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 1 (165), pp. 131-139. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-131-139. (In Russian).