ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ
The new EU global security strategy and its potential consequences for the Romania's foreign policy
Vezuina M.-A. Новая глобальная стратегия безопасности ЕС и ее возможные последствия для внешней политики Румынии
Везуина М.-А.
Везуина Михаэла-Александра / Vezuina Mihaela-Alexandra - аспирант, кафедра теории и истории международных отношений, Российский университет Дружбы Народов, г. Москва
Аннотация: Европейский союз приступил к разработке новой глобальной стратегии для проведения своей внешней политики во и» все более и более взаимосвязанном, сложном и конфликтном мире«. Настоящая статья анализирует наиболее важные концепции, на которых будет основываться будущая глобальная стратегия ЕС в ближайшие годы, а также потенциальные последствия для внешней политики Румынии в качестве члена ЕС и во время важного сдвига парадигмы глобальной власти.
Abstract: the European Union began to develop a new global strategy for conducting its foreign policy in an «increasingly connected, contested and complex world». This article analyzes the most important concepts that future EU global strategy will be based in the coming years and also the potential consequences for the foreign policy of Romania, as an EU member, and in times of an important paradigm shift in the global power.
Ключевые слова: глобальная стратегия ЕС, новый международный порядок, общая политика безопасности и обороны, внешняя политика и политика безопасности, Румыния.
Keywords: EU global strategy, the new international order, Common Security and Defence Policy, foreign and security policy, Romania.
Верховный Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини будет разрабатывать в июне 2016 года Глобальную стратегию, касающуюся Общей политики безопасности и обороны ЕС. Эта стратегия аналогичным образом показывает потенциал программного документа Европейской Стратегии безопасности 2003 года [1], проведенной Хавьерой Соланой, чья стратегия была предпосылкой «безопасной Европы в лучшем мире».
По словам Федерики Могерини, глобальная роль ЕС в международной обстановке непрерывно и быстро должна быть реализована через всеобъемлющую стратегию и определённые приоритеты. Поэтому в апреле 2015 года Европейская комиссия направила всем институтам ЕС документ, который был рассмотрен на пленарном заседании парламента в Страсбурге. В документе, озаглавленном «Европейская Повестка дня по безопасности» [2], еще раз подчеркнули необходимость скоординированного ответа со стороны Европейского Союза в контексте сложных угроз. Это приводит нас к вопросу: Каково нынешнее состояние этой реформы, и каковы возможности для Румынии?
Пятью принципами, упомянутыми в документе, являются:
• полное соблюдение основных прав;
• повышение прозрачности и демократического контроля для восстановления доверия граждан к европейским институтам;
• обеспечение более эффективного действия правовых документов Союза;
• сотрудничество между учреждениями и секторами безопасности;
• объединение всех аспектов внутренней и внешней безопасности.
В то же время Румыния запустила «Стратегию национальной обороны» страны [3], в вводной части которой можно отметить «сближение с принципами европейской безопасности.» Естественный вопрос, который следует из этого: какие существуют средства, с помощью которых Румыния может выполнить это обязательство? Может быть, можно найти ответ, если подробнее рассмотреть то, что готовит Европейский союз в области безопасности.
Федерика Могерини заявила, что необходимо создать глобальную стратегию для внешней политики и политики безопасности ЕС [4], и что этот амбициозный проект должен основываться на таких основополагающих принципах, как вовлечение, ответственность, сотрудничество и партнерство. Инициатива разработки новой глобальной стратегии является чрезвычайно важной, принимая во внимание изменения в международной обстановке с 2003 года, момента выхода первой Европейской стратегии безопасности: процессы территориального расширения ЕС в 2004, 2007 и 2013 годах; внутренние изменения в соседних с ЕС странах (арабская весна, кризис на Украине) с серьезными последствиями для внешней политики ЕС; финансовый кризис, который привел к сокращению европейского оборонного бюджета и бюджетным ограничениям для европейских институтов; и, не в последнюю очередь, миграционный кризис.
Аналитики уже делают прогнозы о содержании стратегии [5]. Таким образом, мы можем понять некоторые аспекты, которые влияют на подготовку документа:
• ослабление евроатлантической связи и необходимость большей ответственности со стороны ЕС;
• укрепление двусторонних отношений между государствами-членами и партнерами ЕС, которые в настоящее время приводят к усилению национальной внешней политики и к слабости внутренней сплоченности;
• отсутствие четкого определения стратегических партнерств и необходимость переопределения этой концепции с учетом подъема развивающихся государств, таких как Бразилия, Китай, Индия;
• необходимость укрепления европейских отношений со странами Северной Африки и Ближнего Востока и координирования внешней политики ЕС в этих регионах вместе с США на двусторонней основе или через НАТО. В частности, новой стратегии, которая будет запущена в июне 2016 года, придется отвечать трем основным критериям: пересмотр международной обстановки и внесение более реалистичных поправок в рамки политики ЕС для более быстрой адаптации; формулировка амбиций внешней политики и безопасности ЕС и, не в последнюю очередь, пересмотр своих отношений с Соединенными Штатами.
В контексте сдвига европейской перспективы представляет интерес, какие же последствия могут быть для внешней политики Румынии.
Существует несколько аспектов, которые необходимо принять во внимание. Во-первых, многосторонний подход потребует более активного вовлечения государств-членов ЕС, которые должны взять на себя оперативные вопросы и управлять ими быстро и эффективно, в то время как ЕС должен быть обеспокоен нормативно-правовой базой.
Премьер-министр Дачян Чолош выразил свое желание видеть Румынию как более активную участницу важнейших стратегических решений [6]. Учитывая, что Румыния председательствует в Европейском Совете в 2019 году, важно, чтобы партнеры ЕС придавали важное значение мнению Румынии и доверяли румынским внешнеполитическим решениям. Таким образом, укрепление позиций страны в ряде ключевых областей будет крайне необходимо. Например, правительство могло бы наметить последовательную внешнюю политику по отношению к Молдове, в результате чего Румыния могла бы объявить себя «двигателем» экономического
развития и укрепления верховенства права своего основного партнера. Румыния также могла бы сыграть роль производителя энергии в будущей европейской энергетической стратегии. Еще одним предложением могло бы быть выражение своего мнения по поводу ухудшения отношений между ЕС и Турцией и предложение методов экономического сотрудничества с Турцией в регионе Черного и Средиземного морей, чтобы распространить европейское влияние. Твердая и последовательная внешняя политика Румынии определилась бы как выражение мнений по всем этим планам и, в любом случае, имела бы направленность на европейскую и ближайшую территорию Румынии.
Во-вторых, пересмотр стратегии безопасности включает в себя введение вопроса трансатлантических отношений, а эти дебаты обычно приводят к расколу в европейском пространстве стран, более сходных с перспективами американской безопасности, чем с европейской. Со временем была замечена большая активность Румынии в области безопасности в рамках НАТО [7], чем в рамках ЕС [8]. В контексте угроз на границах Союза требуется единая внешняя политика ЕС, а Румыния может укрепить позицию поощрения трансатлантического сотрудничества и, таким образом, сыграть более важную роль за столом переговоров. Правительство уже предложило укрепить партнерство Румынии с США и НАТО, а также выступает за «Румынию, твердо закрепленную в ЕС» [9].
Таким образом, Румыния может повлиять на ЕС, выступая единым голосом через координацию с США:
• больший обмен информацией между разведывательными службами европейских агентств и НАТО в целях предотвращения и пресечения любых возможных террористических актов;
• в будущем избежание дублирования военных и финансовых структур между НАТО и Общей политикой безопасности и обороны ЕС;
• создание повестки дня сотрудничества с ощутимыми и конкретными предложениями, направленными на основные интересы европейских стран, в частности, таких как Франция и Великобритания, привлечение интереса этих стран автоматически принесет большие ресурсы и финансирование;
• конечно же, внутриевропейская напряженность мешает ЕС взять на себя ведущую роль, когда речь заходит о своей безопасности; Таким образом, Румыния может стремиться к координации приоритетов стран-членов ЕС, которая будет стимулировать способность и эффективность европейской дипломатии в области безопасности.
В-третьих, существует также финансовый вопрос. С течением времени Румыния предпочитала выделять финансовые ресурсы для безопасности в рамках НАТО и в меньшей степени в ЕС. Все это понятно, если считать, что геостратегическое положение Румынии является привлекательным для США. Вместе с тем, Румыния имеет бюджетные обязательства и на европейском уровне, которые, согласно заявлениям премьер-министра Чолоша, правительство будет выполнять. В качестве возможного предложения Румыния может содействовать совместному финансированию гражданских и военных операций, чтобы разделить расходы с другими странами, участвующими в миссиях, и внести свой вклад в гораздо большее число операций. Румыния показывает зрелость и стабильность в своих внешнеполитических действиях, взяв на себя ответственность постоянного участия в операциях в рамках ЕС.
Конечно, еще предстоит выяснить, будет ли новая глобальная стратегия безопасности ЕС выполнена так, как и ожидается. На самом деле, члены ЕС проявляют осторожность, когда речь идет о большей передаче полномочий от национального до европейского уровня, а также внешняя политика и политика безопасности является одной из областей, которую страны ЕС пытаются держать под контролем. А что касается британского референдума, еще предстоит выяснить, какие
дальнейшие шаги могут быть сделаны, чтобы разрешить этот кризис - особенно
учитывая важный вклад Великобритании в строительство европейской безопасности.
Литература
1. Совет Европейского Союза, Европейская Стратегия Безопасности, Безопасная Европа в лучшем мире, Люксембург: Бюро официальных публикаций Европейских Сообществ, 2009 г, 48. с.
2. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions, The European Agenda on Security, Strasbourg, 28.4.2015, COM (2015) 185 final, http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52015DC0185&from=EN, (accessed on 25.03.2016).
3. The Presidential Administration, National Defense Strategy 2015-2019, A Strong Romania within Europe and the World, Bucharest, 2015, 23 p.
4. Remarks by High Representative / Vice-President Federica Mogherini at the EUISS Annual Conference, Bruxelles, 09/10/2015, 151009_06, http://eeas.europa.eu/statements-eeas/2015/151009_06_en.htm, (accessed on 25.03.2016).
5. Bendiek A., Kaim M. New European Security Strategy, The Transatlantic Factor, SWP (Stiftung Wissenschaft und Politik /German Institute for International and Security Affairs) Comments 2015/C 34, June 2015, 7 p.
6. Premierul Dacian Ciolos: Voi face ce imi stä in putere pentru un rol cat mai activ al Romaniei in UE, Agentia de Presä AGERPRES, 17 Decembrie 2015, http://www.agerpres.ro/politica/2015/12/17/ciolos-voi-face-ce-imi-sta-in-putere-pentru-un-rol-cat-mai-activ-al-romaniei-in-ue-20-26-13, (accessed on 27.03.2016).
7. Ministry of Foreign Affairs, International Security // Romania in NATO - Alliance operations and missions, http://www.mae.ro/en/node/2132 (accessed on 28.03.2016).
8. Ministry of Foreign Affairs, International Security //Romania and the EU Common Security and Defence Policy (CSDP), http://www.mae.ro/en/node/2064, (accessed on 28.03.2016).
9. Dacian Ciolos, in plenul Parlamentului: Vom mentine färä echivoc reperele existente ale politicii externe, Agentia de Presä AGERPRES, 17 Noiembrie 2015, http://www.agerpres.ro/politica/2015/11/17/dacian-ciolos-in-plenul-parlamentului-vom-mentine-fara-echivoc-reperele-existente-ale-politicii-externe-13-47-13, (accessed on 27.03.2016).