УДК 327
ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РУМЫНИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ EВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ
© Михаэла-Александра ВЕЗУИНА
Российский университет дружбы народов 117198, Российская Федерация, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
E-mail: [email protected] ассистент кафедры теории и истории международных отношений E-mail: [email protected]
Европейский союз является уникальной формой сотрудничества и основным игроком, учитывая то, что его внешняя политика оказывает существенное влияние на международную обстановку. Проанализированы некоторые неоднозначности этого явления при помощи интерпретации с точки зрения нескольких методов исследования. Кроме того, рассмотрены основные координаты развития Европейской политики безопасности и обороны, в рамках выражения интересов национальной безопасности государств-членов ЕС, в частности, Румынии. Для обоснования генезиса и эволюции европейской безопасности и европейской политики обороны, а также отношения между Европейским союзом и Румынией, рассматриваются две дополнительные методологические практики: объективная, основанная на концепции эпистемологического объяснения, и интерпретативная практика, основанная на эпистемологические концепции понимания и интерпретации. Румыния последовательно выступает за улучшение и продвижение своих национальных интересов, эффективно используя инструменты своей национальной дипломатической, экономической, военной и информационной силы. Активное участие Румынии в достижении целей Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО), преобразованной в Общую политику безопасности и обороны ЕС (CSDP), приносит как преимущества, так и новые обязанности в сфере безопасности.
Ключевые слова: ЕС; ЕПБО; CSDP; Румыния; национальная безопасность; национальные интересы
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -7/8(159/160)-110-117
После окончания холодной войны и соперничества между Советским Союзом и Соединенными Штатами, Европейский союз столкнулся с необходимостью реагировать на изменения в архитектуре безопасности. Понимая, что проект европейской интеграции не может быть исчерпывающим без изменения внешней политики и обороны, начиная с середины 1990-х гг., государства-члены ЕС предприняли значительные меры для улучшения политической интеграции. Эти меры заключались в разработке Европейским союзом Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) в целях получения более значимой роли на международной арене и возможности реагировать на различные кризисы (как, например, на Балканах).
Развивая эту инициативу, с 1998 г. государства-члены взяли на себя обязательства по рассмотрению вопросов обороны в рамках ОВПБ. Впоследствии создание постоянной военной архитектуры, сил быстрого реагирования и институционализация ЕПБО привели к реализации поставленной цели: созданию Европы, способной удовлетворять возмож-
ные вызовы. Лиссабонский договор закрепил преобразование ЕПБО в ОВПБ, сохранив при этом ее межправительственный характер и принцип единогласия.
Таким образом, в настоящей статье рассматривается проблема развития Европейской политики безопасности и обороны. Выбор данной темы заключается в новизне и необычности этой концепции: с учетом ин-ституционализации сотрудничества в сфере безопасности и обороны, область, подводящая итог современной концепции стабильности и суверенитета, - это беспрецедентный исторический феномен.
В целом ЕПБО носит рамочный характер для защиты интересов безопасности государств-членов. В качестве страны-члена Европейского союза Румыния активно принимала участие в достижении целей ЕПБО, понимая, что ЕПБО является благоприятной основой для развития ее интересов безопасности. Румыния проводит адекватную политику национальной обороны и безопасности, которая представлена в виде стратегических рамок и плана действий, направленных на
защиту и продвижение национальных интересов. К ним относятся обеспечение суверенитета, независимости и неделимости государства, защита и укрепление конституционной демократии и верховенства закона, защита основных прав и свобод всех граждан и обеспечение их безопасности, обеспечение необратимости принадлежности к атлантической системе коллективной обороны, укрепление Европейского союза и активное участие в европейских интеграционных процессах. Румыния участвовала в общеевропейском процессе ЕПБО с момента его запуска, тем самым способствуя укреплению стабильности и безопасности на европейском и субрегиональном уровне. Впоследствии Румыния принимала активное участие в многочисленных гражданских миссиях и военных операциях в рамках Общей политики безопасности и обороны (CSDP).
Кроме того, следует отметить, что такие вопросы, как реалистический и смелый национальный проект Румынии, процесс европейской интеграции, приоритеты активного участия в реализации международной безопасности, построение новой европейской и евроатлантической идентичности Румынии стали объектами изучения для многих румынских и российских ученых, среди которых можно выделить: М. Буше [1], П. Дуцу [2], А. Калин-Раду [3], Т.Г. Биткову [4], Т.С. Гузенкову [5], Т.А. Шарову [6].
Другими словами, в данной статье исследуются и расшифровываются основные координаты эволюции процесса европейской интеграции, особенно в сфере безопасности и обороны, а также ее влияние на интересы национальной безопасности Румынии, как государства-члена ЕС. В статье также делается акцент на политику безопасности Румынии и ее действия на европейском и международном уровне в целях обеспечения национальной безопасности и развития фундаментальных национальных интересов. Учитывая уникальность и актуальность прогресса в европейской интеграции, возникновение и развитие европейской политики безопасности и обороны, литература в этой области является такой же сложной, как и само явление, проанализированное многими российскими и западными учеными, такими как: В. Журкин [7], А.Г. Нестеров [8], С. Даганд [9], Д. Фиотт [10], Д. Петерсон [11], С. Пет-
реску [12]. В последней части настоящей статьи анализируется соотношение между ЕПБО и интересами национальной безопасности Румынии, а также рассматривается роль румынского государства в переопределении концепции безопасности ЕС.
Эволюция Европейской политики безопасности и обороны - Новая архитектура европейской безопасности. Европейский союз стремится развивать военную составляющую, что позволяет ему увеличить свою активную роль на международной арене, особенно с точки зрения предотвращения кризисов и конфликтов в целях обеспечения мира и стабильности как на своем собственном континенте, так и в мире. Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО) направлена на развитие гражданского и военного потенциала ЕС для урегулирования кризисов и предотвращения конфликтов на международном уровне. Поскольку формирование ЕПБО и милитаризация Европы являются аномалией для теорий европейской интеграции (в контексте которых защита не рассматривается как часть европейской интеграции, а ЕС остается гражданским актором), современные объяснения европейского инте-грационизма утверждают, что классические теории не в состоянии объяснить причинно-следственных связей формирования идентичности и европейской политики обороны
[13, p. 10].
Эволюция ЕПБО рассматривается многими учеными. Так, в своей работе «Теории интеграции, теории развития и Европейская политика безопасности и обороны», Т. Форсберг считает, что анализ эволюции ЕПБО должен быть достигнут путем установления «трех уровней игры / three level game»: 1) результат естественного и постепенного процесса интеграции, т. к. европейское сотрудничество в сфере обороны не развивалось бы без предшествующей интеграции; 2) соперничество между США и ЕС, т. к. ЕПБО не развивалась бы без гегемони-стской позиции США или расходящихся интересов и ценностей между ними; 3) практические потребности европейских государств в том, чтобы справиться с кризисом в новой среде безопасности, т. к. после окончания холодной войны кризисы (а именно, балканские кризисы) коагулировали европейскую политику для милитаризации Европы [14, р. 9-10].
Разногласия между странами-членами ЕС, последователями чисто европейской обороны, и странами, желающими оставаться под полной защитой НАТО, появились в полном свете после изменений в Восточной Европе и войны в Персидском заливе, Боснии и Косово. Прежде всего, идея европейской обороны появилась сразу после окончания Второй мировой войны. В конце 1980-х гг., во время объявления о возможности распада социалистического лагеря, члены Европейского экономического сообщества (ЕЭС) решили ускорить процесс европейской интеграции. Например, в 1987 г., в рамках Гаагской «программы», страны-члены ЕС признали, что, по сути, европейская интеграция будет оставаться неполной до тех пор, пока она не затрагивает вопросы безопасности и обороны [15, р. 724], Маастрихтский [16] и Амстердамский договоры открыли Европейскому союзу перспективу построения общей оборонной политики. Создание и рост Европейской политики безопасности и обороны отличаются от традиционного межгосударственного альянса, такого как НАТО. Они направлены на удовлетворение условий Договора о Европейском союзе, с прогрессивным формированием общей оборонной политики, которая приведет к созданию общей обороны.
Кажется, что европейцы восприняли создание ЕПБО как увеличение мощности Европейского союза. Хотя, стоит отметить, что идея автономной европейской обороны подняла, в рамках ЕС, спорные вопросы, связанные в основном со слабостью существующих структур, сложностью их роли и присутствием США на европейском континенте. Тем не менее, Маастрихтский договор (1992) был первым договором, включавшим положения об ответственности ЕС за безопасность и возможность создания общей политики обороны [17, р. 7]. После вступления в силу Амстердамского договора [18] были включены новые миссии в Договор о ЕС. Это важное нововведение направлено на гуманитарные и спасательные операции, миссии по поддержанию мира, а также вовлечение боевых сил в урегулирование кризисов, в т. ч. миротворческие миссии (т. н. Петерсбергские миссии) [19, р. 11]. К этим гражданским и военным миссиям добавляются компоненты ЕПБО для предотвращения конфликтов: Комитет по политике и безопасности, Военный комитет
ЕС и Военный штаб ЕС. На самом деле, реализация ЕПБО осуществляется с помощью акторов и инструментов ОВПБ. Кроме того, Европейский Совет в Хельсинки (декабрь 1999 г.) создал «глобальную цель», которая заключалась в возможности Союза размещать в течение 60 дней и поддерживать на протяжении одного года военные силы численностью до 60000 человек. Во время встречи в Гетеборге (июнь 2001 г.), Европейский Совет выразил готовность улучшить потенциал ЕС в области предотвращения конфликтов и регулирования кризисов гражданскими и военными средствами. Ниццкий договор (2001) ставил задачи Комитета по политике и безопасности под руководством Совета.
В декабре 2003 г. принятие Европейским Советом Европейской стратегии безопасности (ЕСБ) помогло прояснить дальнейшие цели ЕПБО и ее роль [20, р. 17-21]. Этот документ действительно является доктриной внешней политики ЕС, которая не исключает применения силы в крайних случаях и остается неоднозначной в отношении концепции превентивных действий.
Важный вклад в развитие европейской безопасности и обороны вносил Лиссабонский договор, который предусматривает преобразование ЕПБО в Общую политику безопасности и обороны (CSDP) и предоставляет полные полномочия ЕС по вопросам внешней политики и общей безопасности [21]. Что касается ЕПБО, Лиссабонский договор устанавливает, что она является неотъемлемой частью ОВПБ. Создание ЕПБО привело к идентификации гражданских и военных средств, которые использует Европейский союз при запуске миссии кризисного управления. Средства, необходимые для выполнения Европейской политики безопасности и обороны, являются военными и гражданскими.
Таким образом, можно сказать, что ОВПБ способствует предоставлению ЕС более активной политической роли в мировых делах в сфере предотвращения и разрешения кризисов и конфликтов, которые могут возникнуть за пределами его границ. ЕПБО призвана помочь определить четкий и конкретный статус и роль глобального политического актера ЕС. ЕПБО направлена на защиту основных интересов обороны и безопасности ЕС как единого целого, а не интересов отдельных государств-членов. Однако в то же
время ЕПБО требует специализации военных функций. Это приводит к различным вкладам государств-членов в создание ЕПБО, конечно, в зависимости от их экономического потенциала, численности населения и очевидной военной силы в их распоряжении. Европейская политика безопасности и обороны не является синонимом создания отдельных вооруженных сил ЕС. Конечно, существуют руководящие органы и военное планирование на уровне ЕС, но отсутствуют армии. ЕПБО призвана поощрять и защищать общие интересы безопасности Европейского союза в качестве хозяйствующего, социального и политического субъекта. Таким образом, существует также продвижение интересов безопасности государств-членов ЕС, с учетом того, что ряд европейских мер по обеспечению безопасности принимается на основе консенсуса всех членов Союза. Поэтому, можно сказать, что ЕПБО, в общем, создает основу для продвижения и реализации интересов безопасности государств-членов ЕС.
Взаимоотношения между ЕПБО и интересами национальной безопасности Румынии. Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО) является одним из важнейших компонентов Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) - второго столпа Европейского союза. В этом контексте взаимоотношения между ЕПБО и интересами национальной безопасности Румынии могут быть проанализированы на двух уровнях: общем и конкретном. Общий уровень должен быть описан и проанализирован с точки зрения целей и задач, преследуемых ОВПБ и соответственно ЕПБО.
С вступлением в Европейский союз (1 января 2007 г.) Румыния способствовала реализации Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) и впоследствии Общей политики безопасности и обороны (CSDP), участвуя в многочисленных гражданских миссиях и военных операциях под ее эгидой. С точки зрения военного вклада, Румыния принимала участие в течение долгого времени в боевых группах ЕС, с пакетами специализированных сил. Эта политика активного участия будет продолжаться и в будущем. Румыния также поддерживает улучшение модульности и гибкости боевых групп, которые остаются основным военным инструментом быстрого реагирования ЕС. Кроме
того, Румыния является одним из основных участников, имеющих гражданские возможностями для исполнения миссий по урегулированию кризисов, проводимых ЕС. В начале 2016 г. около 123 румынских специалистов работали в гражданских миссиях CSDP.
Согласно Стратегии национальной обороны Румынии, «национальные интересы, в т. ч. интересы безопасности, нацелены на поощрение и защиту ценностей, с помощью которых румынское государство гарантирует его существование, идентичность, развитие и стабильность, и в соответствии с которыми строит свое будущее и принимает участие в международной безопасности» [22, р. 8]. По области проявления, они адресованы всем гражданам Румынии, а также румынам, проживающим или работающим за рубежом. В частности, каждое государство-член защищает и продвигает интересы национальной безопасности. Таким образом, каждое государство разрабатывает военные и гражданские возможности, соответствующие целям и задачам безопасности. Каждое государство-член имеет свою собственную политику национальной обороны и безопасности, которая реализуется другими средствами и в других рамках, обособленных от тех, которые предоставляет Европейский союз.
Румыния проводит адекватную политику национальной безопасности, которая представлена в виде стратегических рамок и плана действий по реагированию на текущие и будущие угрозы. Национальная политика безопасности основывается на трех фундаментальных интересах безопасности. Во-первых, речь идет о защите Румынии и румынских граждан (как в стране, так и за рубежом). С этой целью, правительство должно обеспечивать румынским гражданам не только физическую безопасность, но и защиту их основных ценностей, а также основных государственных институтов. Помимо этого, правительство обязано защищать государство от угроз его суверенитету, начиная от незаконного въезда до вторжения в территориальные воды страны. Кроме того, международное присутствие Румынии на международной арене может сделать свою территорию мишенью для террористических организаций.
Во-вторых, Румыния хочет получить гарантии, что страна не будет являться источником угроз для своих союзников. Кроме
того, в настоящее время Румыния воспринимается своими союзниками в качестве поставщика безопасности в регионе. Из-за взаимозависимостей, которые характеризуют современный мир, невозможно обеспечить стране полную защиту от рисков и угроз. Отсюда возникает необходимость сотрудничества государств-членов при борьбе с этими угрозами. Румыния, в свою очередь, участвует вместе с партнерами ЕС в ряде программ по развитию ведущих возможностей и увеличению значимости своих усилий. План развития потенциала является основным элементом поддержки в планировании обороны государств-членов и создании наиболее эффективного реагирования на будущие кризисы. Выводы, сделанные в мае 2014 г. Советом ЕС по внешним конфликтам и кризисам, отражают новую валентность, которую ЕС хотел предоставить для решения текущих проблем. Румыния поддерживает сбалансированный подход, который учитывает реализацию комплексного подхода Союза как на Юге, так и на Востоке ЕС. Она также призывает к развитию взаимодействия с членами Восточного партнерства, в т. ч. в рамках CSDP. Румыния в равной степени поддерживает программы, разработанные по инициативе объединения и совместного использования возможностей (Pooling & Sharing Initiative) и направленные, помимо прочего, на более эффективное использование ресурсов и повышение функциональной совместимости, а также соблюдение Кодекса поведения в целях укрепления сотрудничества между государствами-членами.
В-третьих, Румыния стремится внести больший вклад в обеспечение международной безопасности. Вслед за развитием событий в среде безопасности, количество внешних угроз, которые могут оказывать влияние на национальную безопасность Румынии, увеличилось. На основе членства в НАТО и ЕС, Румыния принимает участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и т. д. Таким образом, всякий раз, когда Румыния может стать мишенью террористических атак или других видов угроз безопасности, она должна предпринимать определенные меры для их предотвращения. Поэтому необходимо обеспечить как собственные инструменты
реагирования на эти угрозы, так и инструменты, полученные путем обращения к региональным (например, ЕС) и международным структурам (например, НАТО).
В качестве члена ЕС, Румыния активно участвует в концептуальной деятельности и реализации ЕПБО, а также CSDP, проводя многочисленные гражданские и военные операции под ее эгидой. Участие Румынии в гражданских миссиях ЕС оправдывается важностью и масштабом, которые они получили в контексте демаршей ЕС по содействию в создании функционального верховенства закона, реформы сектора гражданской безопасности, увеличении регионального и местного институционального потенциала, уважении прав человека и благого управления, с прямым воздействием на международную стабильность и безопасность [23, р. 8]. Румыния также принимает непосредственное участие в принятии решений по CSDP через национальных экспертов из специализированных групп, работающих в Брюсселе (Комитет по политике и безопасности, Комитет по гражданским аспектам управления в кризисных ситуациях, Военно-политические группы). Однако следует отметить, что CSDP сохраняет свой межправительственный характер и правила единогласия для принятия решений. В то же время Румыния активно участвует в различных совместных проектах по развитию военного потенциала под эгидой Европейского оборонного агентства, в соответствии с инициативой объединения и совместного использования возможностей ЕС (Pooling & Sharing Initiative) [24, р. 30]. Румыния вносит свой вклад в осуществление различных военных операций ЕС на международном уровне.
Чрезвычайно важную роль играл Совет Европы в декабре 2013 г., целью которого было принятие решений по повышению эффективности, прозрачности и результативности CSDP, по углублению и развитию потенциала и европейской оборонной промышленности. В июне 2015 г. Европейский Совет продолжил решать задачи, поставленные Советом Европы, и осуществил реализацию многочисленных текущих проектов, таких как: разработка Новой глобальной стратегии внешней политики и безопасности ЕС до лета 2016 г.; продолжение реализации Комплексного подхода в условиях кризиса и внешних
конфликтов; развитие гражданских и военных возможностей; продолжение и углубление диалога по вопросам безопасности с НАТО, ООН, ОБСЕ, Африканским союзом.
Выводы. Мы живем во взаимодействующем мире, где проблемы очень сложны. Именно по этой причине как государства-участники, так и негосударственные актеры в равной степени сосредотачивают внимание на вопросах безопасности. Могут быть найдены многие возможные решения для того, чтобы построить эффективную национальную безопасность. Государства решили создать систему национальной безопасности и участвовать активно, ответственно и добровольно в системе коллективной безопасности.
ЕС, как основной политический и экономический игрок на международной арене, создает свою собственную политику безопасности и обороны. Государства-члены активно участвуют в достижении целей Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО) и Общей политики безопасности и обороны (CSDP). Новые обязанности в сфере безопасности и обороны, которые добровольно берет на себя Европейский союз в качестве глобального политического игрока, будут способствовать увеличению его роли. Активное участие ЕС в предотвращении и разрешении кризисов и конфликтов, а также в содействии развитию демократии и процветания за пределами своих границ все больше и больше становится реальностью. ЕПБО / CSDP является инструментом, который позволяет ЕС такое участие на международном уровне. Румыния, как государство-член ЕС, действует в целях содействия и развития национальных интересов в рамках ЕПБО / CSDP. Членство в ЕС приносит как преимущества в области безопасности, так и новые обязанности на континентальном уровне.
Учитывая статус Румынии в ЕС и обязанности, вытекающие из внутренней и международной безопасности, необходимо принятие каких-то мер. На мой взгляд, приоритетом должно быть повышение оперативных структур реагирования на кризисные ситуации, быстрое и эффективное вовлечение в контекст CSDP и национальных внутренних обязанностей; обеспечение материальной стороны управления кризисных ситуаций и стихийных бедствий, а также совершенствование национальной системы защиты и пре-
дупреждение населения о неизбежных кризисных ситуациях.
Список литературы
1. Bu§e M. Romania and the European Security and Defence Policy (ESDP) / Common Security and Defence Policy (CSDP) // Ovidius University Annals, Series Economic Sciences. Bucharest, 2012. Vol. 12. Issue 2. P. 141-145.
2. Du{u P., Bogzeanu C. National interests and the use of national power for the promotion and defense: the case of Romania. Bucharest: Editura University of National Defense "Carol I", 2010. 73 р.
3. Calin-Radu A. Interesul national si politica de securitate Institutul Roman de Studii Internationale. Bucuresti, 1995. 352 р.
4. Биткова Т.Г. Румыния, Евросоюз, НАТО. Внешняя политика стран Восточной Европы в первом десятилетии XXI в.: сборник научных трудов. Серия «Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России». М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2013. С. 51-71.
5. Гузенкова Т.С. Международный статус и внешнеполитические притязания Румынии // Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем (конец XIX - начало XXI в.): сборник докладов международной научной конференции. М.: РИСИ, 2011. С. 222-231.
6. Шарова Т.А. Региональный аспект политики Румынии и упрочение ее позиций в ЕС и НАТО // Черноморское сотрудничество: на пути к партнерству XXI в.: материалы научно-практической конференции. М.: Институт Европы РАН: Русский сувенир, 2007. 100 с.
7. Журкин В. Европейская армия: поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского Союза. М.: Международные отношения, 2012. 192 с.
8. Нестеров А.Г. Европейская безопасность: вызовы и проблемы. Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2008. 172 с.
9. Dagand S. The impact of the Lisbon Treaty on CFSP and ESDP // European Security Review. 2008. № 37. P. 5-9.
10. The common security and defence policy: national perspectives / ed. by D. Fiott. Brussels, Academia Press for Egmont; The Royal Institute for International Relations, 2015. 129 p.
11. A Common Foreign Policy for Europe? Competing visions on CFSP / ed. by Peterson J. London; New York: Routledge; Taylor and Francis e-Library. 2005. 209 p.
12. Petrescu S. Apärarea §i Securitatea Europeanä. Bucure§ti: Editura Militarä, 2006. 384 p.
13. Benjamin P. Explaining ESDP: A Liberal Approach. Proceedings of the 4th Pan-European Conference on EU Politics. Riga: University of Latvia, 2008. 24 p.
14. Forsberg T. Integration Theories, Theory development and European Security and Defence Policy. Proceedings of the 4th Pan-European Conference on EU Politics. Porto, 2010. 23 c.
15. Deighton A. The European Security and Defence Policy // JCMS. Oxford: Blackwell Publishers Ltd., 2002. Vol. 40. № 4. P. 718-741.
16. Treaty on European Union, signed in Maastricht on 7 February 1992. Brussels; Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 256 p. URL: http://europa.eu/ eu-law/decision-making/treaties/pdf/treaty_on_ european_union/treaty_on_european_union_en. pdf (accessed: 23.01.2016).
17. Nutall S. The CFSP at Maastricht: Old friend or enemy? Bruges: CIS/LSE; College of Europe, 1997. 7 p.
18. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts -Contents // Official Journal. C 340. Vol. 40. 1997. P. 0001-0144. URL: http://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ. C_. 19 97.340.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:1997:340:T OC (accessed: 23.01.2016).
19. Petersberg Declaration, Western European Union Council of Ministers Bonn. 19 June 1992. 11 p. URL: http://www.weu.int/documents/ 920619peten.pdf (accessed: 23.01.2016).
20. A secure Europe in a better world, European Security Strategy, Document proposed by Javier Solana and adopted by the Heads of State and Government at the European Council in Brussels on 12 December 2003. 25 p. URL: http://www. iss.europa. eu/uploads/media/solanae .pdf (accessed: 23.01.2016).
21. Treaty of Lisbon, signed on 13 December 2007, TITLE V, Area of freedom, security and justice // Official Journal. C 326. Vol. 55. 2012. P. 00010390. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:12012E/TXT (accessed: 23.01.2016).
22. The National Defense Strategy 2015-2019, A Strong Romania within Europe and the World. Bucharest, 2015. 23 p. URL: http://old.presidency. ro/static/National%20%20Defense%20Strategy% 202015%20-%202019.pdf (accessed: 23.01.2016).
23. Coteanu L. Dimensiunea militarä a securitätii europene // Colocviu Strategic. № 5. Bucuresti: Editura UNAp "Carol I", 2010. 8 p.
24. Roman V. Perspective privind nevoia transformarii Strategiei de aparare nationalä in context european // Complexitatea §i
Dinamismul Mediului De Securitate. Bucuresti: Editura UNAp "Carol I", 2013. P. 24-34
References
1. Bu§e M. Romania and the European Security and Defence Policy (ESDP) / Common Security and Defence Policy (CSDP). Ovidius University Annals, Series Economic Sciences, vol. 12, issue 2, Bucharest, 2012, pp. 141-145. (In Romanian).
2. Dutu P., Bogzeanu C. National interests and the use of national power for the promotion and defense: the case of Romania. Bucharest, University of National Defense "Carol I", 2010.
3. Calin-Radu A. Interesul national si politica de securitate Institutul Roman de Studii Internationale. Bucuresti, 1995. 352 p.
4. Bitkova T.G. Rumynija, Evrosojuz, NATO [Romania. European Union. NATO]. Vneshnjaja politika stran Vostochnoj Evropy v pervom desjatiletii XXI v. [Foreign policy of eastern europe in the first decade of XXI century]: sbornik nauchnyh trudov. Serija "Problemy obshhestvennoj transformacii v stranah Vostochnoj Evropy i Rossii". Moscow, Institute of Scientific Information for Social Science RAS, 2013, pp. 51-71. (In Russian).
5. Guzenkova T.S. Mezhdunarodnyj status i vneshnepoliticheskie pritjazanija Rumynii [Romanian international status and aspiration of foreign policy]. Sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Vostochnaja politika Rumynii v proshlom i nastojashhem (konec XIX -nachalo XXI v.)" [East policy of Romania in past and present (end of XIX - beginning of XXI century)]. Moscow, Russian Institute for Strategic Studies Publ., 2011, pp. 222-231. (In Russian).
6. Sharova T.A. Regional'nyj aspekt politiki Rumynii i uprochenie ee pozicij v ES i NATO [Regional aspect of Romanian policy and strengthening its position]. Materialy nauchnoy-prakticheskoy konferentsii "Chernomorskoe sotrudnichestvo: na puti k partnerstvu XXI veka " [Black Sea cooperation: on the way to partnership of XXI century]. Institute of Europe RAS Publ. 100 p. (In Russian).
7. Zhurkin V. Evropejskaja armija: porazhenija i pobedy. Obshhaja politika bezopasnosti i oborony Evropejskogo Sojuza [European army: defeat and victories. General policy of safety and defence of European Union]. Moscow, International Relations Publ., 2012. 192 p. (In Russian).
8. Nesterov A.G. Evropejskaja bezopasnost': vyzovy i problemi [European safety: challenges and problems]. Yekaterinburg, A.M. Gorky Ural State University Publ., 2008. 172 p. (In Russian).
9. Dagand S. The impact of the Lisbon Treaty on CFSP and ESDP. European Security Review, no. 37, 2008, pp. 5-9.
10. The common security and defence policy: national perspectives, ed. D. Fiott. Brussels, Academia Press, Egmont - The Royal Institute for International Relations Belgium, 2015. 129 p.
11. A Common Foreign Policy for Europe? Competing visions on CFSP, eds. J. Peterson H. Sjursen. London, New York, Routledge, Taylor and Francis e-Library, 2005. 209 p.
12. Petrescu S. Apärarea §i Securitatea Europeanä. Bucureçti, Editura Militara, 2006. 384 p. (In Romanian).
13. Benjamin P. Explaining ESDP: A Liberal Approach. Proceedings of the 4th Pan-European Conference on EU Politics. Riga, University of Latvia Publ., 2008. 24 p.
14. Forsberg T. Integration Theories, Theory development and European Security and Defence Policy. Proceedings of the 4th Pan-European Conference on EU Politics. Porto, 2010. 23 p.
15. Deighton A. The European Security and Defence Policy. JCMS, vol. 40, no. 4, Oxford, Blackwell Publishers, 2002, pp. 719-741.
16. Treaty on European Union, signed in Maastricht on 7 February 1992. Brussels, Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 256 p. Available at: http://europa. eu/eu-law/decisionmaking/treaties/pdf/treaty_on_ european_union/treaty_on_european_union_en. pdf (accessed 23.04.2016)
17. Nutall S. The CFSP at Maastricht: Old friend or enemy? Bruges, CIS/LSE, College of Europe, 1997. 7 p.
18. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts -Contents. Official Journal, C 340, vol. 40, 1997, pp. 0001-0144. Available at: http://eur-lex. europa.eu/legalcotent/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.
C_.1997.340.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:C:1997: 340:TOC (accessed 23.04.2016).
19. Petersberg Declaration, Western European Union Council of Ministers Bonn, 19 June 1992. 11 p. Available at: http://www.weu.int/documents/ 920619peten.pdf, (accessed 23.04.2016).
20. A secure Europe in a better world, European Security Strategy, Document proposed by Javier Solana and adopted by the Heads of State and Government at the European Council in Brussels on 12 December 2003. 25 p. Available at: http://www.iss.europa.eu/uploads/media/solanae. pdf (accessed 23.04.2016).
21. Treaty of Lisbon, signed on 13 December 2007, TITLE V, Area of freedom, security and justice. Official Journal, C 326, 2012, pp. 0001-039. Available at: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:12012E/TXT (accessed 23.04.2016).
22. The National Defense Strategy 2015-2019, A Strong Romania within Europe and the World. Bucharest, 2015, 23 p. Available at: http://old. presidency.ro/static/National%20%20Defense %20Strategy%202015%20-%202019.pdf (accessed 23.04.2016).
23. Coteanu L. Dimensiunea militarä a securitätii europeanä. Colocviu Strategic, no. 5, Bucuresti, UNAp "Carol I", 2010. 8 p. (In Romanian).
24. Roman V. Perspective privind nevoia transformarii Strategiei de aparare nationalä in context European. Complexitatea §i Dinamismul Mediului De Securitate. Bucuresti, Editura UNAp "Carol I", 2013, pp. 24-34. (InRomanian).
nocTynuna B pegadura 12.02.2016 r. Received 12 February 2016
UDC 327
ROMANIA'S NATIONAL SECURITY INTERESTS IN THE CONTEXT OF PROMOTION AND DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN SECURITY AND DEFENCE POLICY Mihaela-Alexandra VEZUINA The Peoples' Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklay St., Moscow, Russian Federation, 117198 E-mail: [email protected]
Assistant of Theory and History of International Relations Department E-mail: [email protected]
The European Union represents a unique form of cooperation, and become a major player, given the fact that its foreign policy has an impact on the international architecture. Some of the ambiguity of this phenomenon by means of the interpretation in terms of several research methods is analyzed. Moreover, the main coordinates of the development of the European Security and Defence Policy are examined, in the framework of expressions of national security interests of the EU Member States, especially Romania. In order to understand the genesis and evolution of the European security and European defence policy, as well as the relations between the European Union and Romania, are addressed two additional methodological practices: the objective, based on the concept of epistemological explanations, and the interpretive practice based on the epistemological concepts of understanding and interpretation. Romania has consistently advocated for the improvement and promotion of its national interests, effectively using the tools of its national diplomatic, economic, military and information power. Active participation of Romania in achieving the objectives of the European Security and Defence Policy (ESDP), transformed into the Common Security and Defence Policy (CSDP), brings both advantages and new responsibilities in the field of security. Key words: EU; ESDP; CSDP; Romania; national security; national interests DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-110-117