Научная статья на тему 'Геостратегическая роль Румынии в Черноморском регионе'

Геостратегическая роль Румынии в Черноморском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
673
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
BLACK SEA REGION / BLACK SEA SYNERGY / EUROPEAN UNION / NATO / ROMANIA / RUSSIA / GEOSTRATEGIC ROLE / ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН / ЧЕРНОМОРСКАЯ СИНЕРГИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / НАТО / РУМЫНИЯ / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Везуина М.А., Гаврила А.

В статье анализируется внешняя политика Румынии в Черноморской синергии. В статье также рассматриваются основные внешнеполитические инициативы современной Румынии, направленные на укрепление ее позиций в Черноморском регионе. Геостратегическое значение Черноморского региона для Румынии и ЕС играет огромное значение и представляет значительные экономические возможности для развития, однако, также несет многочисленные проблемы в сфере безопасности. Черноморский регион характеризуется сложными процессами, связанными с угрозой безопасности. Используя конкретные методы исторического исследования, парадигмы международных отношений, и анализа внешней политики, в данной статье анализируется внешнеполитическая деятельность Румынии в контексте стратегических партнерств в рамках НАТО, ЕС, а также партнерство с США. В статье рассматриваются также важность и значимость сотрудничества Румынии с Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геостратегическая роль Румынии в Черноморском регионе»

Везуина М.А.

Аспирант Кафедры теории и истории международных отношений, факультета гуманитарных и социальных наук, Российского университета дружбы народов.

Гаврила А.

Аспирант Кафедры теории и истории международных отношений, факультета гуманитарных и социальных наук, Российского университета дружбы народов.

Геостратегическая роль Румынии в Черноморском регионе

В статье рассмотрена внешняя политика Румынии, как стратегического игрока Черноморского региона. С вступлением Румынии и Болгарии в 2007 г. в ЕС, имеющие выходы в Черное море, обязательства страны по отношению к евро-атлантическому альянсу возросли. Являясь восточной границей ЕС, Румыния взяла на себя определённые обязательства по отношению к общему европейскому пространству безопасности. В связи с этим ее значение как международного регионального геополитического игрока для Европейского Союза неизмеримо возрастает.

Геостратегическое значение Черноморского региона для Румынии и ЕС играет огромное значение и представляет значительные экономические возможности для развития, однако, также несет многочисленные проблемы в сфере безопасности.

Европейский союз и Черное море: Черноморская синергия, Стратегия ЕС для Черного моря и Восточное партнерство.

Для Европейского Союза Черноморский регион интересен и важен с точки зрения экономических взаимосвязей, прежде всего исходя из интересов энергетической безопасности.

В 2007 году Румыния и Болгария вступили в ЕС, в надежде на участие в экономических и политических проектах, выгодных этим странам. После присоединения к Европейскому союзу эти страны выступили с инициативой проведения новой региональной политики в ЕС - Черноморской синергии. В соответствии с их просьбой 11 апреля 2007 г. Европейская комиссия представила на рассмотрение Совета ЕС и Европарламента свою новую инициативу регионального сотрудничества, которую получила название «Черноморской Синергией». Основная цель Синергии направлена на укрепление сотрудничества

стран Черноморского региона при непосредственном участии ЕС. В этой связи ЕС предлагает различные проекты сотрудничества между странами региона, направленные на развитие демократии, прав человека, укрепление границ, решения замороженных конфликтов, а также развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта, окружающей среды, морской политики, рыболовства, торговли, миграции, развития, образования, научных исследовании и разработки проектов». [1, р.З] В этом документе было отмечено, что Болгария, Румыния и Греция как черноморские прибрежные страны имеют важное стратегическое значение для политики ЕС в Черноморском регионе. [2, р. 2]

Румыния и Болгария инициировали диалог в рамках Стратегии в 2011 г., призывая черноморские государства объединиться для борьбы с общими рисками и угрозами, связанные с вопросами морской безопасности, а также выработки совместных мер [3], для противодействия им. Стратегия ЕС в Черноморском регионе была направлена на создание зоны мира, демократии, процветания и стабильности, основанных на соблюдении прав и основных свобод человека и обеспечении энергетической безопасности ЕС. Стратегия выражала собой комплексный подход к Политике сплочения и соседства ЕС, обращая внимание на долгосрочное стратегическое партнерство между Россией и ЕС и общий интерес обеих сторон в активизации двусторонней торговли и инвестиций, в том числе в Черноморском регионе. [4, р.5]

Европейская комиссия совместно с министерством иностранных дел Румынии организовала и провела конференцию по вопросам Черноморского региона, которая прошла 30 января 2014 г. в Бухаресте. Во время конференции министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян заявил, что» Румыния всегда была и остается гарантом устойчивого регионального сотрудничества, а также последовательности в политике ЕС в ее соседстве. Румыния поддерживает прямой и всеобъемлющий диалог государств этого региона, как между собой, так и с европейскими институтами» [5, р.1].

Другой опорой стратегического сотрудничества ЕС с субъектами в Черноморском регионе является Восточное партнерство, направлено на укрепление отношений между ЕС и его шестью восточными соседями - Арменией, Азербайджаном,

Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной [6, р.7]. Во время Рижского саммита «Восточное партнерство», который прошел 21-22 мая 2016 г. чиновники ЕС вновь подтвердили, что Европейский союз не готов или не желает расширить свои границы в ближайшем будущем, добавив, что ни один из государств-партнеров еще не готов к вступлению в ЕС.

Насколько ЕС удаётся «экспортировать» европейскую модель демократии, верховенство закона, экономическую стабильность и уважение прав человека в причерноморских странах, можно будет увидеть только в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе европейские усилия, на наш взгляд, не имели ожидаемого успеха. Черноморское сотрудничество столкнулось с рядом трудностей, во многом связанных с наличием постоянных конфликтов в регионе.

Роль Румынии в качестве регионального геополитического игрока на Черном море.

Как региональный геополитический игрок, Румыния проводит политику ЕС в Черноморском регионе, хотя уровень экономического и социального развития имеет более низкие показатели, чем развитие страны Евросоюза. [7, р. 26] Как член Европейского Союза, Румыния разделяет его стратегические взгляды на политику в черноморском регионе, согласно которым «стабильность черноморских государств, в первую очередь, оказывает влияние на безопасность всей Европы, и именно поэтому Черноморский регион все чаще рассматривается как один из основных элементов архитектуры настоящей и будущей евроатлантической безопасности» [8, р.65].

Румыния развивает и продвигает действующие европейские практики и модели европейского сотрудничества- речь идет о продвижении новой формы сотрудничества, основанной на обновлении, новом руководстве и новом виде решения региональных проблем. В частности, внимание Румынии сосредоточено на следующих основных направлениях Черноморского региона: демократическом развитии; безопасности; экономическом развитии; продвижении геостратегического значения Черного Моря в рамках ЕС и НАТО; культурном пространстве.

Румыния инициировала или принимала также активное участие в ряде региональных инициативах, такие как: Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ), Совет

по Региональному сотрудничеству (СРС), Центрально-Европейская Инициатива (ЦЕИ), Процесс сотрудничества по реке Дунай (-ОСР), Центр СИЮВЕ -региональный центр по борьбе с трансграничной преступностью, Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Эти инициативы направлены не только на укрепление регионального сотрудничества с целью восстановления доверия между странами региона и на борьбу с региональными опасностями (например, с трансграничной преступностью) в целях обеспечения климата безопасности, но также и на развитие региона в целом, и повышения уровня жизни населения.

Румыния стремится превратить Черноморский регион в регион сотрудничества, безопасности и стабильности делая акцент на следующие направления: упорядочение деятельности ОЧЭС; более активного участия ЕС в регионе и создания проектов в рамках Черноморской Синергии, Черноморского Еврорегиона; укрепления двустороннего диалога со странами в регионе; достижения целей Черноморского Форума диалога и партнерства; надлежащего функционирования Черноморского Фонда (ВБТ, инициатива немецкого фонда Маршалла США).

Румыния начала процесс реформирования и реструктуризации ОЧЭС через «Бухарестскую декларацию 2006 года- На пути к 15-й годовщине ЧЭС». В экономическом плане румынские приоритеты в рамках ОЧЭС были направлены на развитие магистралей Черного моря и строительство Черноморской кольцевой автомагистрали и транспортного маршрута, который может связывать Европейские автомобильные транспортные коридоры с Каспийским регионом, Центральной Азией и Ближним Востоком. Румыния координирует, также, рабочую группу по борьбе с преступностью (2013-2015 гг.) и по охране окружающей среды (2014-2016гг.) и председательствовала в организации во второй половине 2015 г., продвигая свои интересы и инициативы на региональном уровне.

Как государство-член ЕС в Черноморском регионе (наряду с Болгарией и Грецией), и как один из основателей ОЧЭС, Румыния развивает сотрудничество как с Европейским союзом, так и с другими региональными государствами. Так Румыния передала России право председательства в ОЧЭС. Министр иностранных дел Румынии Лазэр Комэнеску заявил в связи

с этим: «Румыния должна быть прагматичной в отношении с Российской Федерацией, учитывая существующие «конкретные вопросы», по поводу которых Бухарест и Москва могут продолжать оказывать друг другу содействие» [9]. Румыния намерена развивать сотрудничество с Российской Федерацией и в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. Одновременно российская сторона в инициативном порядке взяла на себя функции координатора Рабочей группы ЧЭС по энергетике сроком на два года, вплоть до декабря 2017 г.[10]

Усилия Румынии направлены на дальнейшую гармонизацию политики и проектов Черноморской синергии в соответствии с другими проектами Восточного партнерства, Европейской политики добрососедства, Стратегии ЕС для Дунайского региона, Стратегии морской безопасности, Стратегии ЕС по Центральной Азии, Интегрированной морской политики ЕС, Инструмента подготовки к вступлению в ЕС. Со стороны Румынии был также инициирован новый подход ЕС с соседними странами с целью укрепления отношений между ЕС и странами-соседями в целях развития сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского союза. Согласно этой программе Румыния внесла свой вклад конкретными предложениями, такие как: диалоговые площадки «Security Trusts»; активизация Черноморской синергии; инициирование вместе с Польшей в сентябре 2015 г. рабочей группы по упорядочению Восточного партнерства.

В то же время, на наш взгляд, Румынии необходимо проводить более гибкую политику в отношении стран Черноморского региона. В этом отношении, Румынии необходимо уделять особое внимание отношениям с Российской Федерацией, особенно в контексте тех идей, которые она сама предложила европейским партнерам в рамках Черноморской синергии и пересмотра Европейской политики соседств. В этом отношении интересна концепция «Security Trusts», предложенная в рамках европейских дебатов по обзору Политики соседства ЕС. Речь идет о построении площадки постоянного политического диалога для того, чтобы собрать вместе региональных игроков, производить обмен мнениями и поощрять точки нахождения соглашения с целью решения проблем безопасности. Эти не-

формальные диалоговые площадки могут обеспечить договорённость в том числе посредством конкретных проектов, согласованных всеми участниками в секторальных областях, объединённых наличием взаимного интереса (транспортной инфраструктуры, торговли, гуманитарной помощи, помощи в целях развития, энергетики, охраны окружающей среды, миграции и прав человека). [11]

Сотрудничество Румынии с Россией, основанное на равных партнерских отношениях, может принести пользу не только обеим сторонам, но также может быть полезным для партнеров Румынии по Евросоюзу. Для превращения Румынии в значимое региональное государство стране необходимо проводить более взвешенную и самостоятельную политику. Такая политика требует и пересмотра отношений с Российской Федерацией, отношения с которой желательно выстраивать на основах добрососедства и сотрудничества.

Оказавшись заложницей евроатлантической политики, Румыния проводит свою внешнюю политику, не учитывая интересов России в этом регионе. Учитывая тот факт, что румыно-российские отношения были поставлены под угрозу (один из наиболее важных вопросов заключается в размещении элементов системы противоракетной обороны США на румынской территории), Румыния не должна забывать о том, что дипломатия является одним из главных инструментов, с помощью которого можно сохранить сотрудничество.

Кроме того, в соответствии с задачами североатлантического альянса, румынское государство поставило перед собой стратегическую цель по поддержанию, развитию и укреплению «оперативного потенциала команд крупных блоков для участия в защите национальной территории в зоне ответственности и для выполнения обязательств перед НАТО, ЕС и региональными партнерами» [12, р. 95]. Румыния является частью ряда механизмов военного сотрудничества на Черном море, таких как: БЕАСКБЕАРОЯ, БЕЕВШС, СБВМв и СииАМ.

Не стоит забывать, что Румыния являясь партнёром НАТО дала согласие на размещение в Румынии первой в Восточной Европе наземной базы противоракетной обороны в Девеселу, расположенной на юге страны, что тут же получило негативную оценку со стороны России. [13] Россия предупредила, что размещение ракет в Девеселу представляет собой нарушение Дого-

вора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). [14] А если Договор о РСМД должен быть отменен, с ним будут уничтожены и последние остатки контроля над вооружениями, что позволит открыть путь к новой военной конкуренции.

Президент России Владимир Путин заявил, что "развертывание сегмента американской ПРО в Румынии - это вызов не только в отношении России. Такие действия разрушают систему международной безопасности" [15]. По словам политолога Кирилла Коктыша, Россия будет вынуждена применить ответные меры: « То есть, естественно, Россия ответит, и естественно, что население Польши и Румынии не будет счастливо от того, что оно окажется мишенью, и как-то надо будет ему все объяснить. Никому не нравится быть мишенью - это факт. Поэтому действия России будут представляться не как ответные меры на недружественные мероприятия НАТО, а как неспровоцированная российская агрессия, которая является выражением якобы странной российской непоследовательности и загадочной русской души» [16].

Румынское руководство, скорей всего, не дооценивает всех последствий, которые может за собой повлечь размещение американской противоракетной системы на своей территории. Кроме того, их размещение вряд ли обеспечит ей защиту от ядерного нападения. Кроме того, не стоит забывать, что инициатива размещения системы ПРО в Девеселу принадлежит правительству Румынии, а не самим гражданам, которые были обмануты речами своих политиков, в основном служащих интересам Брюсселя и Вашингтона, и еще не понимающих, к каким последствиям это может привести.

Выводы.

В заключение можно сказать, что Черноморский регион входит в долгосрочные интересы внешней политики Румынии. По мнению авторов, Черноморская синергия должна быть направлена на такие области сотрудничества, как энергетика, развитие транспортной системы, окружающей среды и региональной безопасности. Румыния может использовать свое выгодное геостратегическое положение, направив свои силы на укрепление вектора сотрудничества в сфере безопасности на восточные границы ЕС, и, в частности, на укрепление отношения с Россией. Румыния должна пройти от пассивной

внешней политики к активной, и это требует сотрудничества с Российской Федерацией и принятия дипломатической, профессиональной и уверенной позиции по отношению к России.

Bibliography

1. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Black Sea Synergy - a New Regional Cooperation Initiative, COM (2007) 160 final, Bruxelles, 11.04.2007,3 p.

2. An EU Strategy for the Black Sea / European Parliament Resolution 20 January 2011 on the EU Strategy for the Black Sea (2010/2087 (INI), P7_TA (2011) 0025, (12), p. 2, URL: http : //www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do? PubRef = - // EP // NONSGML + ТА + P7-TA-2011-0025 + 0 + DOC + PDF + V0 // EN, (20.11.2016).

3. Brainstorming Event between Bulgarian and Romanian Authorities on Maritime Affairs and Fisheries in the Black Sea, Brussels 14 October 2011, Conclusions of the Meeting, URL: http://ec.europa.eu/maritimeafFairs/events/2011/10/documents /conclusions_en.pdf (11/20/2016)

4. An EU Strategy for the Black Sea, European Parliament Resolution of 20 January 2011 (2010/2087 (INI)), 11 p. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/docu-ments/ta/20/01/201 l%20-%200025/p7_ta-prov(201 l)0025_en.pdf

5. Address by Mr. Titus Korlatsean, Minister for Foreign Affairs of Romania, during the conference "Sustainable Development of the" Blue Economy "of the Black Sea Region: Promoting Cooperation in the Marine Sphere," Bucharest, January 30, 2014, 3 pp. URL: http:// www.mae.ro/sites/default/files/ffle/pdf/201401-30_speech_t_corlatean_en.pdf (11/20/2016).

6. The European Parliament's Committee on Foreign Affairs. The Eastern Partnership after five years: time for deep rethinking, EP / EXPO / В / AFET / FWC / 2013-08 / Lotl / 01, Printed in Belgium, 24 February 2015, p. 7.

7. Jennifer D. P., Moroney J.H. Romania's Role in the Black Sea, The DISAM Journal of International Security Cooperation Management, Volume 28. No. 3,2006, p. 26-34.

8. Calopareanu G. Security implications of NATO and EU enlargement to the Black Sea, Strategic Impact Journal, No. 1 (38) / 2011, "Carol I" National Defense University, Bucharest, 2011,148 p.

9. Lazar Comanescu, despre rela^ia cu Rusia: Trebuie sa fim pragmatici, sunt punctu pe care putem sa continuam dialogul, 01/21/2016, URL: http://www.caleaeuropeana.ro/lazar-coma-nescu-despre-relatia-cu- Rusia-trebuie-sa-fim-pragmatici-sunt-puncte-pe-care-putem-sa-continuam-dialogul. (08.12.2016).

10. Ministry of Energy of the Russian Federation, Cooperation with BSEC, URL: http://mine-nergo.gov.ru/node/502, (08.12.2016).

11. Propunerea Romaniei pentru modernizarea Politicii de Vecinatate and UE - Security Trusts la Dialoguri @ MAE, 23.04.2015, 2 p. URL: http://www.mae.ro/sites/default/files/ file/2015/pdf/2015.04.23_security_trusts_-_pev_final_23.pdf.

12. Sauliuc A. Security interests of Romania in the wider Black Sea Area, "Carol I" National Defense University, Bucharest, 2014,147 p.

13. American missile defense in Europe is already under Moscow's sights / Nezavisimaya gazeta. 13.05.16. URL: http://www.ng.ru/politics/2016-05-13/l_pro.html, (08.12.2016).

14. Putin: the deployment of American missile defense systems in Europe is the buildup of nuclear potential, 13 May 2016, More on TASS: http://tass.ru/politika/3279509, (08.07.2016).

15. Vladimir Putin: Russia's response to the deployment of US bases in Poland and Romania, URL: http://7la.ru/watch/SHS6-PYQrII, (08.07.2016).

16. Political scientist: the response of the Russian Federation to EuroPRO will target Poland and Romania, May 13,2016, RIA Novosti, URL: http://ria.ru/radio_brief/20160513/1432474379. html, (08.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.