Б01: 10.31249/аре/2019.03.04 Т. Г. Биткова1 ©, 2019
Румыния в НАТО и Евросоюзе: Политические декларации и общественное мнение
Аннотация. Рассматривается специфика внешнеполитической ориентации Румынии как члена ЕС и НАТО в контексте сопоставления официальных деклараций и стратегических инициатив ее лидеров с общественным мнением. Основным методом научного исследования является контент-анализ. Подчеркивается мысль, что, несмотря на некоторые нюансы внутри- и внешнеполитических предпочтений сменявшихся президентских команд и правительственных кабинетов, власти твердо придерживались курса на интеграцию в евро-атлантические структуры. Специальное внимание уделяется периоду после украинских событий 2014 г., когда в условиях обострения взаимоотношений России и Запада новый президент К. Йоханнис продолжил и развил курс, начатый его предшественниками. При этом анализ последних деклараций К. Йоханниса заставляет сделать вывод, что в трениях между США и Евросоюзом Румыния осторожно позиционирует себя в первую очередь как член ЕС. Тем самым Румыния стремится утвердиться в качестве одного из полюсов влияния в регионе. В этой связи внимание в статье также уделяется позиции румынского истеблишмента в отношении проекта Троеморья.
1 Биткова Татьяна Георгиевна - канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).
При освещении вопроса о степени поддержки внешней политики центральной власти гражданским обществом и рядовыми избирателями исследуются материалы, свидетельствующие о том, что в румынском обществе нет абсолютного консенсуса в этом отношении. Курс правящей политической элиты зачастую подвергается сомнению и даже критике как независимыми экспертами-политологами и экономистами, так и известными представителями науки и культуры. Делается предположение о возможном проведении Румынией особой линии в ЕС и НАТО с учетом роста проблем внутри страны, вызванных современным политическим курсом.
Ключевые слова: Румыния, НАТО, Евросоюз, экономика, демократия, глобализация, традиционные ценности.
В условиях нарастания глубокого кризиса в отношениях Запада и России возникли объективные предпосылки для изменения роли Румынии как в Североатлантическом альянсе, так и в Европейском союзе. Задачей данной статьи является изучение данных предпосылок и их восприятия как румынским истеблишментом, так и широкими слоями общественности. В этой связи основным методом исследования избран контент-анализ ключевых выступлений действующего президента К. Йоханниса и в целом стратегических установок Румынии по вопросам развития НАТО и ЕС.
Ряд аспектов членства Румынии в этих структурах, в частности связанных с реализацией проекта Троеморья, нашел достаточно подробное освещение в работах исследователей, в том числе отечественных [Гулевич, 2018; Прокофьев, 2017]. Однако в целом актуальным вопросам, возникающим в связи с членством Румынии в НАТО и ЕС - как во внешне-, так и особенно внутриполитическом контексте, - уделяется все же недостаточное внимание, чем и обусловлена новизна тематики исследования.
С первых лет демократических преобразований Румыния стремилась в евро-атлантические структуры. Ждать, правда, пришлось довольно долго, лишь в 2004 г. она стала членом НАТО, а в 2007-м вступила в Евросоюз. Все это время ни внутриполитические предпочтения сменявшихся президентских команд, ни проблемы исполнительной власти не влияли на внешнеполитический курс страны. Правда, стиль формулировок изменялся, что наглядно 74
отражают декларации первых лиц румынского государства. Осторожного и дальновидного Иона Илиеску, взявшего твердый курс на Запад сразу же после падения режима Чаушеску, подозревали в скрытых коммунистических и пророссийских симпатиях, имея в виду его партийно-номенклатурное прошлое, обучение в Москве и личное знакомство с Горбачевым. Но именно он сделал всё возможное, чтобы приблизить Румынию к заветной цели.
Прозападный курс был продолжен при либерале Эмиле Константинеску. Ученый-геолог, университетский профессор, внешне он был воплощением абсолютного интеллигента и прямо ассоциировался в представлениях публики с вхождением страны в «круг цивилизованных стран». Правда, при Константинеску из-за реформ по типу шоковой терапии в стране чуть было не случился экономический и политический коллапс, несмотря на солидные западные вливания.
В 2000 г. «пророссийскому» Илиеску удалось вернуться в президентское кресло и несколько уравновесить политическую и экономическую ситуацию в стране, в том числе и благодаря увеличению западных кредитов и помощи. В 2003 г., несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности, был подписан основной договор с Россией, а в 2004 г. Румыния наконец вступила в Североатлантический альянс.
Следующий президент - Траян Бэсеску, бывший когда-то капитаном морского судна, прославился своей конфликтностью и скандальностью на внутриполитическом поле, а также остротой высказываний, кажущейся необдуманностью и парадоксальностью суждений не только внутри страны, но за рубежом. Его коньком стала яркая антироссийская риторика и заявления о срочной необходимости вхождения Республики Молдова в объединенную Румынию. При этом, хотя идея объединения популярна в румынском общественном сознании, Бэсеску сумел восстановить против себя многих представителей политического истеблишмента, и даже вступление Румынии в 2007 г. в Евросоюз не ассоциировалось с деятельностью этого неугомонного человека. Два раза парламент голосовал за его импичмент, но народ на референдуме каждый раз оставлял его в президентском кресле.
Сегодняшний президент Клаус Йоханнис, этнический немец и протестант1, в прошлом преподаватель математики в гимназии, сдержан, дипломатичен и в высшей степени аккуратен в высказываниях. Он воплощает собой высокий стиль и некий аристократический эталон общения как внутри страны, так и за рубежом. Суть же внешней политики Румынии при нынешнем президенте остается прежней. В интервью, данном 23 декабря 2014 г. французскому еженедельнику «L'Express», Йоханнис заявил: в сфере внешней политики «важно понимать, что не следует изобретать колесо. Внешнеполитический курс страны имеет три основы: стратегическое партнерство с США, отношения с НАТО и Европейским союзом, и я не намерен что-либо менять» [Klaus Iohannis: «Les Roumains.., 2014].
Йоханнис вступил в должность в конце 2014 г., в год, ознаменовавший собой кардинальное ухудшение взаимоотношений России с западным миром. В своих первых интервью румынский президент подтвердил безоговорочную приверженность Румынии политике и действиям НАТО, а также стремление продолжать реформы для вхождения в Шенгенскую зону. Что касается российско-румынских отношений в этом контексте, он заявил и продолжает заявлять сейчас, что, несмотря ни на что, необходимо стремиться к диалогу с Россией.
С 4 по 9 июня 2017 г. Йоханнис первым из восточноевропейских лидеров находился с рабочим визитом в США после избрания Трампа президентом. Цель визита формулировалась как углубление стратегического партнерства и двусторонних отношений. Оба президента демонстрировали единство намерений и оценок.
На совместной пресс-конференции по итогам встречи 9 июня 2017 г. Трамп приветствовал роль Румынии в международной коалиции в Афганистане под командованием США. Румыния, по словам американского президента, стала достойным членом коа-
1 Граждане Румынии в большинстве своем являются приверженцами православной церкви. - Прим. авт.
76
лиции, борющейся с экстремистской группировкой ИГИЛ1. Трамп также высоко оценил намерение Румынии увеличить военные расходы с 1,4 до 2% ВВП.
Йоханнис, в свою очередь, подтвердил твердую поддержку инициатив США в рамках Североатлантического альянса. Тема «российской угрозы» также звучала. Румынскому президенту был задан вопрос о степени озабоченности Румынии, находящейся на восточном фланге НАТО, в связи с действиями России. Йоханнис сказал: «Все озабочены.., но мы должны выражаться очень ясно, просто и понятными словами, когда говорим о России или с Россией. По моему мнению, нам нужен диалог, но нам также нужен сильный сдерживающий фактор, как мы все решили в НАТО. Сочетание сильного сдерживания и диалога должно привести к приемлемому решению для всех сторон» [Declaratia de presa.., 2017].
Хотя румынскому президенту не был задан вопрос по поводу сложности взаимоотношений между НАТО и ЕС (кстати, этой темы сам Трамп тоже не касался), Йоханнис во вступительном слове все же счел нужным затронуть эту тему с позиций еврозащит-ника: «Румыния является государством - членом ЕС, и я думаю, что в ваших интересах, господин Президент, иметь сильный Европейский союз в качестве партнера. Это жизненно важно для всех нас. Наши отношения, наша трансатлантическая связь являются жизненно важными, не просто дипломатическими и политическими. Это - основа нашей западной цивилизации. Вместе мы будем укреплять и совершенствовать их. НАТО и Европейский союз не должны конкурировать, но должны работать вместе, чтобы добиться синергетического эффекта. Мы должны сделать НАТО более сильным альянсом. Нам нужно усилить Европу. Нам нужно усилить Соединенные Штаты» [Declaratia de presa.., 2017].
Во время этого визита Йоханнис встретился также с представителями румынской диаспоры в США и стал почетным гостем Глобального форума Американского еврейского комитета. Все встречи проходили под знаком американо-румынской дружбы. Выступая 5 июня на форуме «Актуальность стратегического парт-
1 Организация, запрещенная в России. - Прим. авт.
нерства между Румынией и США в современном международном контексте и контексте безопасности», организованном фондом «Наследие» в Вашингтоне, президент Румынии подчеркивал, что для европейских стран нет альтернативы, кроме НАТО - «самого успешного военного альянса в истории». Что касается России, «пытающейся силой создать свою собственную сферу влияния», Йоханнис очередной раз подчеркнул, что необходим диалог, но «на основе мощного сдерживания» [цит. по: Ilie, 2017].
Эта же риторика повторялась и на других форумах, но в первую очередь звучала озабоченность хрупкостью границ и необходимостью наращивания военного присутствия на восточных рубежах Альянса. Йоханнис выступает также за общую позицию Евросоюза в вопросе санкций в отношении России из-за ситуации на Украине.
На Парламентской ассамблее НАТО в Бухаресте 9 октября 2017 г. президент заявил: «Необходимо усилить присутствие на восточном фланге, особенно на юге, в Черном море, во всех отношениях». Вместе с тем, как всегда обтекаемо и дипломатично, он сказал: «Наша цель не война, а мир. НАТО не является угрозой для России. В отношении России необходима комплексная стратегия союзников. Она должна предусматривать и диалог» [Klaus Iohanms.., 2017].
Румыния числится среди наиболее «пронатовских» стран Восточной Европы. Подтверждением этого служат не только декларации, но и реальные дела. Сегодня в Румынии размещены и обустраиваются несколько военно-воздушных и одна военно-морская база НАТО, а на одной из них - Девеселу - в мае 2016 г. введен в строй первый в Восточной Европе комплекс противоракетной обороны (ПРО) Соединенных Штатов Америки, что вызвало особенное раздражение в Москве.
Активизацию военно-политического сотрудничества Румынии в рамках НАТО после 2014 г. политики объясняют тем, что сегодня ее восточные границы соприкасаются с зонами локальных вооруженных конфликтов и межгосударственных конфронтаций. В качестве аргументов приводятся усиление военного присутствия России на постсоветском пространстве, ее действия в Украине и
Черноморском регионе, но в первую очередь присоединение Крыма.
Румыния, как и Польша, стремится сегодня к лидерству на восточноевропейском пространстве, заявляя о необходимости консолидации стран - членов НАТО в этом регионе. В 2014 г. она стала организатором так называемой «Бухарестской инициативы-9» (В9), объявленной платформой для углубления диалога и сотрудничества между девятью странами восточного фланга Североатлантического альянса ввиду общих рисков и угроз для их национальной безопасности. Участниками платформы были объявлены Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия.
12-14 марта 2018 г. для обсуждения насущных проблем собрались министры обороны названных стран, там же присутствовали представители НАТО и Министерства обороны США. Выступая на этой встрече, министр обороны Румынии Михай Фифор заявил: «Поскольку государства на восточном фланге Североатлантического альянса разделяют ряд общих и особых проблем с точки зрения восприятия рисков и угроз безопасности, мы считаем полезным обсуждение этих тем в формате B9, считая эту встречу этапом подготовки и выработки национальных позиций для определения общего видения на уровне НАТО в преддверии июльского саммита в Брюсселе» [B9 Defence.., 2018].
В России эту инициативу оценили однозначно негативно. «Бухарестская девятка - детище Североатлантического альянса, появившееся на свет в 2014 г. и предназначенное для консолидации восточного фланга НАТО», - писал, в частности, В. Гулевич -один из экспертов журнала «Международная жизнь» [Гулевич, 2018].
Кроме этого Румыния активно включилась в региональный проект «Троеморье», который в 2015 г. инициировали Польша и Хорватия. В проект вошли 12 стран, находящихся в пространстве между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Инициатива Троеморья, по общему признанию, ассоциируется с геополитическим проектом «Междуморье» Пилсудского. «Возникший в 20-х годах ХХ века проект Пилсудского имел целью консолидировать
на антироссийской основе и под польским лидерством пояс государств от Балтики до Черного моря» [Гулевич, 2016].
25-26 августа 2016 г. в хорватском Дубровнике состоялся первый форум участников Троеморья. На нем собрались представители 12 стран - членов Европейского союза (Австрии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии), а в качестве наблюдателей - представители Албании, Македонии, Черногории, частично признанной Республики Косово, Турции, Китая и США.
Содержанием проекта было объявлено экономическое сотрудничество. Он, по словам участников, должен ускорить создание новых инфраструктурных и энергетических связей в регионе для повышения конкурентоспособности по отношению к Западной Европе. Но суть инициативы, в первую очередь, всё же состоит в том, чтобы ослабить зависимость Европы от российского газа1. По этой причине инициатива превращается в проект геополитический, поэтому он не безразличен России, где его стали называть «американским забором между Россией и Европой» [Гулевич, 2016]. По сути «идет борьба, чтобы заблокировать вторую ветку "Северного потока"» [Эксперт.., 2017].
Поначалу в России всё же были не очень обеспокоены проектом. «"Инициатива трех морей" не вызвала большого ажиотажа. Российские телевизионные комментаторы европейской политики привычно обругали хорватского президента в запредельных выражениях, но этим и ограничились. А эксперты газовой отрасли отнеслись к проекту и вовсе без ажиотажа» [Прокофьев, 2017].
Негативные оценки резко усилились после того, как Трамп лично прибыл на второй саммит стран Троеморья, проходивший в Варшаве в июле 2017 г. «Ваши храбрые народы победили комму-
1 На смену топливу из Российской Федерации должен прийти сжиженный газ из США. В Польше построен для этого СПГ-терминал в городе Свиноуйсьце, в 2019 г. должен заработать плавающий терминал на хорватском острове Крк. В рамках Троеморья к 2050 г. планируется построить трансъевропейскую автомагистраль Клайпеда - Салоники. СПГ-терминалы там уже есть. Обсуждаются также перспективы поставок газа по «северному коридору» из Норвегии через Данию в Польшу. - Прим. авт. 80
низм, но инфраструктура в Центральной и Восточной Европе остается пережитком советской эпохи... Мы не позволим другим странам использовать энергоресурсы, чтобы шантажировать вас, и мы не допустим, чтобы на рынке был монополист», - заявил американский президент [цит. по: Прокофьев, 2017].
Третья встреча стран Троеморья прошла 17-18 сентября 2018 г. в Бухаресте. Этому событию придается чрезвычайное значение в румынском общественно-политическом пространстве. Во-первых, на встрече кроме непосредственных участников присутствовали председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, министр иностранных дел Германии Хайко Маас, министр энергетики США Рик Перри. Во-вторых, участники договорились учредить инвестиционный фонд Троеморья объемом 5 млрд евро, а также обозначили приоритетные проекты в энергетике, транспортной сфере и электронно-цифровой отрасли. Таким образом, именно на Бухарестском форуме проект начал принимать практически осязаемые формы.
Как известно, Германия вначале скептически оценивала идею Троеморья, но потом всё же стала рассматривать возможность присоединения к этой инициативе. Доказательством этого можно считать присутствие на нем министра иностранных дел Германии. Главным камнем преткновения в германо-восточноевропейском взаимодействии служит российско-германский проект «Северный поток-2», против которого категорически выступает Трамп.
Хотя страны-участницы, каждая по-своему, заинтересованы в проекте, однако имеются и некоторые несовпадения в оценках его перспектив. Как известно, Венгрия ориентируется в какой-то мере на позитивные отношения с Россией, демонстрируя особую позицию в рамках ЕС и НАТО. Болгария сомневается в некоторых инициативах проекта, которые можно расценить как антироссийские. Хорватия и Чехия, участвуя в проекте, не отказываются от диалога с Москвой.
У Румынии нет никаких сомнений в необходимости и плодотворности Троеморья. Здесь она полностью солидаризируется с Польшей, подписав с ней в 2015 г. План совместных действий на
2015-2020 гг., что, как полагают эксперты, подняло отношения двух стран до уровня стратегического партнерства. Диверсификация получения энергоресурсов означает освобождение от зависимости поставок газа из России, а это соотносится с военно-политическими целями укрепления восточного фланга НАТО, полагают в Румынии.
Результаты этой встречи Клаус Йоханнис охарактеризовал следующим образом: «Это была успешная встреча с ощутимыми результатами. Нам удалось провести отличную встречу на высшем уровне, несмотря на наши внутренние политические трудности, на пользу Румынии, ее экономического развития, румынских граждан и всего региона трех морей» [Iohannis: Summit.., 2018].
Этот саммит высоко оценивали и румынские аналитики, в том числе те, которые сдержанно относятся к безоговорочному следованию внешней политики Румынии за Западом. Как полагает Р. Лупицу, внешняя политика Бухареста после вступления в НАТО и ЕС демонстрировала, в отличие от Будапешта и Варшавы, некую безличность, вялость, несамостоятельность, но Бухарестский саммит стал иллюстрацией самого большого успеха румынской внешней политики за последнее десятилетие. «Высокая степень политического представительства в Бухаресте ввела Троеморье в русло конструктивного курса, и здесь заслуга Румынии. Саммит, который проводился в нашей стране, был первым заседанием, в котором приняли участие Европейский союз, Соединенные Штаты и Германия, самая крупная экономическая держава Европы» [Lupitu, 2018].
Эксперты-политологи, особенно близкие к властным кругам, поддерживают не только отдельно взятые проекты и мероприятия, такие как «Бухарестская инициатива-9» или активное участие в проекте Троеморье, но и прозападный курс страны в целом. Надо отметить, что среди них есть не только западники, но и традиционалисты, в том числе озабоченные возрождением Великой Румынии в границах межвоенного периода и полагающие, что присутствие их страны в системе евро-атлантических организаций положительно повлияет на процесс интеграции с Республикой Молдова.
Что касается членства в Евросоюзе, вступление в который было воспринято в обществе с энтузиазмом, румынские политики и сегодня не подвергают сомнению этот шаг, однако Румыния чувствует себя ущемленной из-за того, что до сих пор не присоединена к Шенгенской зоне. Актуальной остается ситуация, сложившаяся в результате массовой выдачи молдаванам румынских паспортов. Несколько стран Евросоюза прямо заявляют о недопустимости таких шагов и блокируют, в том числе и по этой причине, присоединение Румынии к Шенгенской зоне.
В последнее время предметом обеспокоенности в румынских общественно-политических изданиях стали инициативы Евросоюза в отношении Венгрии и Польши, руководство которых обвиняется в авторитаризме. Речь идет о лишении этих стран права голоса на европейских форумах и сокращении финансирования по общеевропейским программам.
Хотя общим местом румынских СМИ является критика венгерского руководства в отстаивании интересов Москвы (Венгрия -«Троянский конь Москвы» - пошла на «отравленный союз» с Москвой), теперь комментаторы встали на защиту своих вечных оппонентов, ибо и Румынии грозят аналогичные санкции из-за недавних преобразований в судебной сфере, направленных, по сути, на снижение эффективности борьбы с коррупцией.
В Румынии в течение 2017-2018 гг. проходили массовые демонстрации, требовавшие отставки правительства социал-демократов. Первоначальным поводом стала попытка принятия чрезвычайного закона, позволяющего увести от уголовной ответственности чиновников-коррупционеров. Президент страны, правый либерал Клаус Йоханнис, и европейские структуры поддерживали демонстрантов. Правительство в отставку не ушло и стало добиваться сокращения полномочий прокуратуры, чтобы иметь возможность предотвратить расследование дел о коррупции. Негативный резонанс в Евросоюзе имела в 2018 г. отставка с поста главного прокурора Национального антикоррупционного управления Лауры Ковеши. Ее деятельность очень высоко оценивалась как румынским обществом, так и в Евросоюзе.
Согласно мнению Венецианской комиссии Совета Европы, многие из предложенных румынским правительством поправок к Уголовному кодексу и Кодексу уголовной процедуры в Румынии серьезно подрывают эффективность уголовной судебной системы в борьбе с коррупцией. Вслед за этим президент Йоханнис также выразил свое отрицательное отношение к упомянутым поправкам. Как указывается в Коммюнике президентской администрации, он настаивал, чтобы парламент Румынии учел позицию Венецианской комиссии и с максимальной тщательностью пересмотрел упомянутые поправки: «Недопустимо, чтобы всё законодательство в этой области, основной для любой подлинной демократии, было драматически испорчено только для того, чтобы защитить политических лидеров, у которых есть проблемы с правосудием». Поэтому Йоханнис требовал отставки министра юстиции [Pozitia РтеэеШШеЫ., 2018].
Еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер даже назвал Румынию наряду с Венгрией, Польшей и Италией страной, которая стремится «к ослаблению и даже уничтожению Евросоюза» [Comisarul ОеШ^ег.., 2018].
Румынская пресса выразила тревогу в связи с этой ситуацией, но при этом зачастую представляла Румынию бедным ягненком перед лицом неблагосклонного к ней Брюсселя. «ВСЕ крупные парламентские группы... объединились в осуждении нынешнего положения дел в Румынии в отношении состояния ее правопорядка» [ИпЬеапи.., 2018]. «Ктотка», газета венгерского меньшинства в Румынии, так пишет о сегодняшнем отношении Брюсселя к Венгрии, Польше и Румынии: «Все три страны раньше входили в состав социалистического блока... Сегодня они - молодые члены ЕС, рынки которых в сообществе весьма желанны, но при этом они, дескать, еще слишком юны и неопытны, чтобы принимать важные политические решения. Что с них взять - восточные европейцы, второй сорт. За ними глаз да глаз! Конечно, не всегда - лишь тогда, когда они недостаточно строго следуют общим предписаниям... Пока эти страны смиренно идут курсом, заданным институтами ЕС, их можно похвалить за примерное поведение. Но стоит им потерять из виду своего "пастуха", как они тут же откатываются на-
зад. И сразу, мол, возвращается коррупция и рушится правовое государство» [Pataky, 2018].
Особое беспокойство у румын вызывает то, что в отличие от Польши и Венгрии, условием вступления их страны в ЕС в 2007 г. было принятие режима внешнего контроля для мониторинга степени реализации реформ. Мониторинг продолжает действовать, поэтому процедура лишения Румынии голоса в Европейском совете может быть осуществлена быстро. «Румыния хуже защищена, чем Венгрия и Польша, на уровне европейских институтов», - подчеркивает Дан Дунгачиу, директор Института социальных наук и международных отношений [Dan Dungaciu.., 2018].
Живой отклик в румынских СМИ вызывают перипетии внутриполитических дебатов внутри Евросоюза, касающиеся места стран Восточной Европы внутри этой организации. Разногласия между «старыми» и «новыми» членами в очередной раз проявились на саммите Евросоюза, прошедшем 9-10 марта 2017 г. Наибольший накал страстей тогда вызвало противодействие Польши переизбранию Дональда Туска председателем Европейского совета, что послужило поводом для взаимных обвинений, выраженных позже в европейских СМИ даже в скандальной форме. За этим инцидентом стоят противоречия и более глубокие. Как известно, канцлер Германии Ангела Меркель пытается претворить в жизнь доктрину «Европы двух скоростей», которая подразумевает продолжение интеграции «ядра Евросоюза» в рамках еврозоны независимо от позиции других государств-членов, в него не входящих. Поскольку младоевропейцы в это «ядро» не входят, эта инициатива вызывает с их стороны отторжение. На саммите это проявилось в резких высказываниях со стороны польского премьера Беаты Шидло и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Хотя президент Румынии Клаус Йоханнис поддерживает своих восточноевропейских коллег, но позицию свою выражает, как всегда, в корректной форме, осторожно заявляя, что «многоскоростная Европа» может привести к распаду ЕС.
Хотя политические элиты в целом единодушны в оценках евро-атлантических инициатив Румынии, в обществе проявляются сомнения на этот счет. В этой критике выделяется несколько ас-
пектов. Критике подвергается прежде всего экономическая целесообразность такой направленности. Хотя Румыния на протяжении всего посткоммунистического периода пользовалась кредитами и безвозмездной помощью разнообразных западных структур, ее экономика развивается недостаточно динамично, жизненный уровень (как и в Болгарии) остается самым низким в Евросоюзе, существуют серьезные трудности структурного характера после развала социалистического хозяйства. Поэтому у некоторых экономистов даже возникают сомнения в правильности избранного пути. Они связывают экономические трудности с засильем западного и международного капитала в такой специфической, в значительной мере сельскохозяйственной, экономике, как румынская. Подчеркивается, что сырьевые ресурсы и их переработка (в частности, нефть), большие земельные площади, лесные угодья, которыми обладает страна, попали сегодня в руки иностранцев. Промышленность, которую удалось наладить в годы социализма, пришла в упадок или вовсе уничтожена. В сельском хозяйстве тоже проблемы. К примеру, поток ввозимых сегодня дешевых овощей и фруктов, которыми Румыния раньше не только полностью себя обеспечивала, но и экспортировала, делает нерентабельным их выращивание внутри страны. Сегодня супермаркеты переполнены импортом из Турции и Египта.
Известный румынский экономист Кэлин Джорджеску, эксперт ООН по проблематике устойчивого развития и член Римского клуба, суровый критик крайнего неолиберализма, диктатуры крупных транснациональных компаний и мировых финансовых структур, выступает с идеей румынского национального проекта, который «должен разбудить сознание румынского народа». Необходимо, полагает он, поставить у руля страны группу специалистов, озабоченных общественным благом, а не просто декларирующих необходимость реиндустриализации страны, озабоченных восстановлением тех областей хозяйства, в которых Румыния может преуспеть (энергетику, продовольствие, водоснабжение) и даже стать важным игроком в международном плане, по крайней мере на региональном уровне.
Как убежден Джорджеску, страной сегодня руководит не правительство, не президент или какая-либо государственная структура. «Ею руководят иностранцы. Пока активы в промышленности, банки принадлежат иностранцам, пока им принадлежат стратегические рычаги, Румыния лишена суверенитета» [цит. по: Ronkov, 2017]. Джорджеску - автор нашумевшей книги «Румыния на краю пропасти», вышедшей в 2016 г. [Georgescu, 2016]. Книга написана с пафосом и пронизана желанием вывести страну из-под сильного иностранного влияния: «Румыния, я уверен, займет место, которого она достойна, она будет значима для мировой политики. Мы, как народ, должны быть объединены умами и чувствами, чтобы достичь свободы действий, что не исключает хороших отношений со всем миром. Но нам нужно знать, чего мы хотим: чего хотим достичь и какие средства имеем для достижения поставленных целей» [цит. по: Cumpana.., 2018]. Этот же автор писал: «Румыния вошла в ЕС не потому, что мы такие умные, но потому, что Запад был в этом заинтересован. Нас присоединили к ЕС, потому что у нас есть сырьевые ресурсы, которых у Евросоюза нет» [Romania afara.., 2014].
Сходную позицию занимает и Дан Тэнэсеску, литератор, эссеист, бывший член румынского сената, который выходит за рамки чисто экономической целесообразности в сферу политики. «Неолиберальная пропаганда, - пишет Тэнэсеску, - вбила в нашу голову мысль, что единственно возможное решение для развития страны и ее экономики исходит от МВФ, Всемирного банка и других инструментов колонизации со стороны американской империи» [Tanasescu, 2013]. По мнению автора, демократия, упакованная неолиберализмом, - это так называемая представительная демократия по американской и западноевропейской модели, но на самом деле она является псевдодемократией, контролируемой олигархами. Суть ее заключается в постоянном удержании власти коррумпированной политической элитой, из которой граждане всегда выбирают одних и тех же лиц, в рамках так называемой смены власти. «Эта клика, разделенная на партии, наряду с тем, что вообще ничего не представляет, не имеет ничего общего с голосующими гражданами, она полностью контролируется и обслу-
живает банковскую и корпоративную элиту, которая контролирует и финансирует ее» [Tänäsescu, 2013]. «Поэтому люди должны проснуться от гипнотического сна, навязанного пропагандой и политическими кругами, и действовать, чтобы западные государства и даже многие из бывших стран коммунистического блока больше не верили в сказки приватизации, глобализации, либерализации, МВФ, демократии, попытались защитить как можно больше национальных интересов, всё более атакуемых транснациональными корпорациями, банками и "иностранными инвесторами"» [Ibid.].
В Румынии, подчеркивает Тэнэсеску, где банковская система на 99% состоит из иностранных банков, а внутренний капитал почти равен нулю, ибо остальное вкладывается в виллы, яхты, роскошные автомобили или иностранные счета, государство еще более беспомощно, чем в западных странах, ибо попадает в ловушку задолженности. При этом частный бизнес контролируется на 80% из-за рубежа. Единственные меры, которые государство может принять, носят законодательный характер, но поскольку правительства зависят от внешних заимствований, дающихся на определенных условиях, включая контроль над внутренними законами, к которым добавляются и обязательства, взятые Румынией как членом ЕС и НАТО, государство не имеет силы для решения задач общенационального значения [Ibid.].
Сомнения Кэлина Джорджеску и Дана Тэнэсеску разделяет Василе Дынку - видный румынский социолог и политический деятель. Румыния, напоминает автор, находится среди стран, которые после падения Берлинской стены верили, что им поможет стратегическое планирование, исходившее от МВФ. Сегодня их экономики, в том числе румынская, находятся в зависимости от внешнего мира, испытывают не только влияние внешних кризисов, но и внутренних. Они потеряли производственные мощности, приватизировали всё, что можно, но большинство приватизированных предприятий потерпели крах. «Мы, румыны, видим, что у нас нет ни институтов, ни культуры, способных принять решения или выгработать стратегии для противостояния кризисам, которые исходят от глобализма» [Dancu, 2018].
Дынку видит проблемы Румынии в контексте общемировых тенденций глобализации, выражением которых стали такие мощные силы, как НАТО и Евросоюз. Именно мировой финансовый капитал и антигосударственный неолиберализм, подчеркивает Дынку, привели в Европе к феномену голосования за экстремистов. Они же явились причиной возникновения авторитарных режимов и популистски-авторитарных тенденций в целом в европейских странах. В качестве примеров автор приводит Турцию, Венгрию и Польшу.
Возникновение идеологии «параллельного государства», продолжает Дынку, также является следствием этих тенденций, она коррелируется с чувством утраты национального суверенитета. Политики и журналисты, вовлеченные в борьбу с параллельным государством, видят, что независимость и суверенитет были отданы добровольно, а именно, когда были приняты механизмы глобализации, когда были подписаны документы о вхождении в ЕС и НАТО, когда они некритически согласились со всеми теориями глобализации, которая, как говорили, приведет к лучшему миру, но которая ни к чему не привела.
Как социолог В. Дынку касается не только экономических и политических последствий вхождения Румынии в западный мир, но изменения образа жизни и ментальности под воздействием глобальных процессов, доступ которых в Румынию облегчен, в том числе и благодаря вхождению страны в евро-атлантические структуры. И в первом, и во втором случае создаются проблемы для традиционного образа жизни и мышления.
Сегодня, говоря о будущем Румынии, пишет В. Дынку, трудно не принимать во внимание наличие в обществе «другого» государства1, что обусловлено процессами глобализации. Речь идет о так называемой «цивилизации расслабленности и удовольствия». Говорить о будущем и трудных тенденциях стало намерением, которое больше не поддерживается интеллектуалами. Автор ссылается при этом на представления французского философа
1 Имеется в виду массовая культура в широком смысле этого термина. -Прим. авт.
Жиля Липовецки, выступающего за вход в «цивилизацию легкости», полиморфную культуру легких утопий. Общество мыслится в терминах идеала «мягкости», где великие политические революции заменены «нанореволюциями», находящимися под знаком сплетения веселья, развлечений и легкомысленной жизни.
Безработица, одиночество, неизлечимые болезни, бедность и распад семьи не кажутся серьезными проблемами, внимание концентрируется на стратегии личностного развития, диетах, заимствованных у знаменитостей, поисках личного духовного совершенства. Индивидуализация всех прав становится общим смыслом, который транслируется через культуру и коммерцию, через гедонистическую культуру, которая несет соблазны и маргинализиру-ет всякое истинное движение. Все трагические истории превращаются в развлекательные телешоу, где индивидуальные драмы «решаются» обращением к пожертвованиям или спонсорам.
Дынку полагает, что речь идет о новой диктатуре - диктатуре конформизма и апатии, которая коснулась и румынского общества. А ведь именно об этом провидчески писал О. Хаксли в своем знаменитом романе «О дивный новый мир» еще в 1932 г., сокрушается Дынку.
Место Румынии в евро-атлантическом пространстве, как видим, вызывает немало сомнений у представителей общественной мысли. Антиглобалистские и антиамериканские настроения в интеллектуальной среде соприкасаются с аналогичными высказываниями в социальных сетях.
Один из авторов Фейсбука критикует проамериканский пафос румынских СМИ, связывая с ним негативное отношение в обществе к России. Касаясь недавних событий в Украине, он пишет, что антирусские настроения в румынском обществе необоснованны и внушаются извне. «Благодаря пропаганде США, ЕС и основных средств массовой информации общественному мнению было навязано убеждение, что наши территории находятся под российской, а не под украинской оккупацией. Это ложная идея: Северная Буковина, Южная Бессарабия и исторический Мараму-реш - это территории, временно оккупированные украинским государством, они не являются территориями Российской Феде-
рации. Русофобия властей в Бухаресте имеет подражательный характер и рабски копирует американскую милитаристскую пропаганду. Мир и общественное мнение вообще забыли, что в 1997 г. Румыния под давлением США и Брюсселя была вынуждена подписать договор с Украиной в качестве предпосылки для вступления в НАТО, и мы косвенно признали Пакт Риббентропа-Молотова, т.е. принадлежность Северной Буковины, Южной Бессарабии и Северного исторического Марамуреша Украине. Тогда румыны возмущались подписанием договора с Украиной и признанием территориального грабежа 1940 г., сегодня румыны с мозгами, промытыми пропагандой США и Брюсселя, встали на защиту территориальной целостности Украины. В основных СМИ Украины она предстает своего рода праведной девственницей, пострадавшей от агрессии русского великана-людоеда. Но это не так. Украина была государственным образованием с особыми правами внутри СССР, с отдельным представительством в ООН, и она выиграла от территориальной экспансии бывшего советского государства. Украина является не "праведной девственницей", а искусственным государством, которое получило дары благодаря победе СССР во Второй мировой войне, территории, которые никогда раньше ей не принадлежали.., плюс крымский подарок от украинского коммунистического секретаря Хрущева в 1954 г. ... Таким образом, Украина не является невинным ангелом демократии в борьбе с "осью зла", а циничным государством, которое преследует меньшинства и удерживает территории, захваченные путем вторжения в период советской эпохи» [Romania afara.., 2014]. Такое мнение совершенно не коррелируется с курсом румынского руководства, осуждающего «российскую агрессию» и стремящегося к диалогу с Киевом, несмотря на свои территориальные претензии и негативное отношение к недавним инициативам украинских властей в отношении национальных меньшинств, в том числе румынского и молдавского.
Критическое отношение к евроструктурам отражают социологические опросы. Проведенный в 2017 г. компанией «Kantar Public» по заказу Европарламента опрос «Евробарометр» показал, что степень доверия румынских граждан к ЕС существенно снизи-
лась. Впервые после вступления в Европейский союз только 48% опрошенных стали считать, что быть членом Евросоюза хорошо. В это же время средняя цифра по Европе составляла 57% [«Евробарометр».., 2017].
Как полагает военный эксперт, генерал в отставке Василе Роман, Европейский союз в сознании румын «больше не представляет собой политико-административную структуру, которая способна решить их проблемы, потому что у него нет ни единого голоса, ни единого дальновидного руководства» [Roman, 2017]. Многое, по мнению эксперта, зависит и от информации, которую транслируют СМИ. «Слишком много раз в Румынии указывали на важность выборов в Нидерландах, Франции, Германии или Австрии, выборов, которые изменят вектор развития ЕС. Это дает румынам ощущение, что Евросоюз на самом деле является просто приложением Германии, Франции или других ведущих государств Западной Европы... Хотим мы этого или нет, часть восприятия Евросоюза и его деятельности проистекает также из сообщений, которые румынский политический класс направляет в адрес населения» [Ibid.]. Речь идет об оценках деятельности многонациональных компаний: о том, что они будто бы эксплуатируют дешевую рабочую силу и получают от этого выгоды для стран своего происхождения. Последнее, безусловно, является также объяснением ощущения, что Румыния - это «просто бизнес для некоторых европейских стран» [Ibid.].
Хотя критические выступления в СМИ и научно-политических изданиях нечасты, они всё же влияют на общественные настроения. Сами по себе альтернативные позиции, безусловно, отражают разнообразие мнений в общественном пространстве, стремление посмотреть иначе на реалии сегодняшней политики, пойти дальше принятых в пропаганде штампов. Зачастую они противоречат общей направленности румынской стратегии максимальной ориентации на западный мир и отгораживания себя от «мира русского», как бы мягко и обтекаемо ни звучали политические декларации в устах нынешнего румынского президента.
Литература
«Евробарометр»: Всё больше жителей Латвии убеждаются в пользе членства в ЕС // Es&ES. - 2017. - 18.10. - Режим доступа: https://www.leta. lv/es/item/54F8468F-C3B1-4A76-BDBF-9E7685E5334C/rus:news/ (Дата обращения - 30.01.2019).
Гулевич В. Бухарестская девятка как американский проект для Европы // Фонд стратегической культуры. - 2018. - 11.06. - Режим доступа: https://www.fondsk.ru/news/2018/06/11/buharestskaja-devjatka-kak-ame rikanskij-proekt-dlja-evropy-46282.html (Дата обращения - 26.01.2019).
Гулевич В. Троеморье - американский «забор» между Россией и Европой // Фонд стратегической культуры. - 2016. - 12.09. - Режим доступа: https://www.fondsk.ru/ news/2016/09/12/ troemore-amerikanskij-zabor-mezh du-rossiej-i-evropoj-42456.html (Дата обращения - 26.01.2019).
Прокофьев Д. Проект «Троеморье» - упущенный шанс России // Провэд. - 2017. - 11.07. - Режим доступа: https://m.провэд.рф/article/ 43150-ppoekt-tpoemopye-upushtennyy-shans-possii.html (Дата обращения -01.08.2018).
Эксперт о проекте «Троеморье»: Никто играть в пользу Польши не собирается / / РИА Новости. - 2017. - 22.06. - Режим доступа: https://ria.ru/radio_brief/20170622/1497098800.html (Дата обращения -30.01.2019).
B9 Defence ministers meeting // Ministerul Apararii Nationale. - 2018.13.03. - Mode of access: https://www.mapn.ro/b9defence/uploads/ discurs_ministru_deschidere.pdf (Date of access - 30.01.2019).
Comisarul Oettinger: Polonia, Ungaria, Romania si guvernul Italiei vor sa distruga proiectul european // Digi24. - 2018. - 05.09. - Mode of access: https://www.digi24.ro/ stiri/externe/ue/comisarul-oettinger-polonia-ungaria-romania-si-guvernul-italiei-vor-sa-distruga-proiectul-european-991747 (Date of access - 30.01.2019).
Cumpana Romaniei - Calin Georgescu // Libris. - 2018. - Mode of access: https: / / www.libris.ro/ cumpana-romaniei-calin-georgescu-CHR978-973-1913-87-2--p1059556.html (Date of access - 30.01.2019).
Dan Dungaciu: Nu sunt convins ca vreun stat va apara Romania in cazul activarii articolului 7// Digi24. - 2018. - 13.09. - Mode of access: https://www.digi24.ro/ stiri/actualitate/politica/dan-dungaciu-nu-sunt-convi ns-ca-vreun-stat-va-apara-romania-in-cazul-activarii-articolului-7-996089 (Date of access - 30.01.2019).
Dancu V. Tendinte sociale §i progresul discutabil // Vasile Dancu & friends. - 2018. - 17.07. - Mode of access: http://vasiledancu.blogspot.com/
T.r. BumKoea
search?q=Tendinte+sociale+§i+progresul+discutabil (Date of access -30.01.2019).
Declaratia de presa comuna a Pre§edintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, cu Pre§edintele Statelor Unite ale Americii, domnul Donald Trump // Pre§edintele Romaniei [site]. - 2017. - 09.06. - Mode of access: http://www. presidency.ro/ro/media/politica-externa/declaratia-de-presa-comuna-a-prese dintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-cu-presedintele-statelor-unite-ale-ame ricii-domnul-donald-trump (Date of access - 30.01.2019).
Discursul Presedintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, sustinut in cadrul intalnirii anuale cu sefii misiunilor diplomatice acreditati la Bucuresti // Presedintele Romaniei [site]. - 2018. - 23.01. - Mode of access: http:// www.presidency.ro/ro/media/agenda-presedintelui/discursul-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-sustinut-in-cadrul-intalnirii-anuale-cu-sefii-mi siunilor-diplomatice-acreditati-la-bucuresti1516705171 (Date of access -30.01.2019).
Georgescu C. Cumpana Romaniei. - Bucuresti, 2016. - 192 p.
Ilie A. Iohannis, in Statele Unite: Nu exista alternativa la NATO, cea mai puternica §i de succes alianta militara din istorie. Avem nevoie de dialog cu Rusia, dar bazat pe o puternica descurajare // News.ro. - 2017. - 07.06. - Mode of access: https://www.news.ro/politic-extern/iohannis-in-statele-unite-nu-ex ista-alternativa-la-nato-cea-mai-puternica-si-de-succes-alianta-militara-din-isto rie-avem-nevoie-de-dialog-cu-rusia-dar-bazat-pe-o-puternica-descurajare-1922 403607002017062317023786 (Date of access - 30.01.2019).
Iohannis: Summit Initiativei celor Trei Mari, excelent, in ciuda dificultatilor noastre de politica interna / Lista proiectelor regionale proritare / / Adevarul. - 2018. - 18.09. - Mode of access: https://adevarul.ro/news/politi ca/summitul-celor-3-mari-final-iohannis-reusit-summit-excelent-ciuda-dificul tatilor-politica-interna-germania-stat-partener-initiativei-1_5ba0e748df52022f75 916cac/index.html (Date of access - 30.01.2019).
Klaus Iohannis: «Les Roumains aspirent au changement»: Interview // L'Express / Par Ch. Haquet. - 2014. - 23.12. - Mode of access: https://www.lex press.fr/actualite/monde/europe/klaus-iohannis-les-roumains-aspirent-au-ch angement_1635150.html?xtmc=Klaus_Iohannis&xtcr=1 (Date of access -30.01.2019).
Klaus Iohannis: NATO nu este o amenintare pentru Rusia // Realitatea. -2017. - 09.10. - Mode of access: https://www.realitatea.net/iohannis-participa-la-adunarea-parlamentara-nato-i-il-prime-te-la-cotroceni-pe-jens-stoltenberg_2 111228.html (Date of access - 30.01.2019).
Lupitu R. Trei motive pentru care Initiativa celor Trei Mari este cea mai importanta referinta a politicii externe a Romaniei dupa aderarea la NATO §i
UE // Caleaeuropeana. - 2018. - 19.09. - Mode of access: https://www.caleaeu ropeana.ro/trei-motive-pentru-care-initiativa-celor-trei-mari-este-cea-mai-impo rtanta-referinta-a-politicii-externe-a-romaniei-dupa-aderarea-la-nato-si-ue/ (Date of access - 30.01.2019).
Pataky I. Kelet-Europa, a bunbak // Kronika. - 2018. - 03.10. - Mode of access: https://kronika.ro/velemeny/kelet-europa-a-bunbak (Date of access -30.01.2019).
Pozitia Pre§edintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, cu privire la opiniile cuprinse in raportul Comisiei de la Venetia in legatura cu modificarile aduse legilor justitiei §i codurilor penale // Pre§edintele Romaniei [site]. -2018. - 19.10. - Mode of access: http://www.presidency.ro/ro/media/ comunicate-de-presa/pozitia-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-c u-privire-la-opiniile-cuprinse-in-raportul-comisiei-de-la-venetia-in-legatura-cu-modificarile-aduse-legilor-justitiei-si-codurilor-penale (Date of access -30.01.2019).
Romania afara din UE NATO // Facebook.com - 2014. - 09.10. - Mode of access: https://www.facebook.com/Romania-afara-din-UE-NATO-3397537 96184129/?hc_ref=ARTjxUykD_LcZ4AygN10hXlRaTMNShY4pPRVuhN9k0U
AR4n6CwDmzJ-hSdf8-xq538s&fref=nf&_xts_[0]=68.ARDSB7-W9FftxWNoUe
0U12UFaJvx14FHlIm2ywPQPacg81 QlcBuTgMrc4 K18 Y5 sn_XdEOFclmpmkm UXgFQZXC27 MlfXeU-z5 tP9 EiStmnrcIYdQC8 YumFbWGSEfWlRUi2 q1 pJD 31 yMZEvX0 F0 Uct8 iddxw67 Gm0 sr21 HV1 UOirUIGKmd-qkg&__tn__=kC-R (Date of access - 30.01.2019).
Roman V. Romanii se indeparteaza de Uniunea Europeana // Qmaga-zine. - 2017. - 19.10. - Mode of access: https://www.qmagazine.ro/romanii-se-indeparteaza-de-uniunea-europeana/ (Date of access - 30.01.2019).
Ronkov L. EXCLUSIVITATE! Calin Georgescu: «Statul nu mai exista, statul este o corporatie astazi in Romania» // Banatul azi. - 2017. - 09.07. -Mode of access: https://www.banatulazi.ro/exclusivitate-calin-georgescu-statul-nu-mai-exista-statul-este-o-corporatie-astazi-in-romania-video/ (Date of access - 30.01.2019).
Tanasescu D. Ceea ce neoliberalii numesc socialismul este de fapt democratia adevarata // Dan Tanasescu. - 2013. - 24.03. - Mode of access: http://dantanasescu.ro/2013/03/24/ceea-ce-neoliberalii-numesc-socialism-es te-de-fapt-democratia-adevarata.html (Date of access -30.01.2019).
Thomas Markert: «In alte tari pentru atatea amendamente la Codurile penale este nevoie de mai multi ani...» // Radio Europa Libera Moldova. -2018. - 25.10. - Mode of access: https://www.europalibera.org/a/thomas-markert-in-alte-tari-pentru-atatea-amendamente-la-codurile-penale-este-nevo ie-de-mai-multi-ani-/29562987.html (Date of access - 30.01.2019).
Unteanu C. 3 octombrie 2018, ziua contra-performantei europene dramatice a Guvernului Romaniei // Adevarul. Bloguri. - 2018. - 03.10. - Mode of access: https://adevarul.ro/news/politica/3-octombrie-2018-ziua-contra-perfo rmantei-europene-dramatice-guvernului-romaniei-1_5bb494e5df52022f751df8 ae/index.html (Date of access -30.01.2019).
DOI: 10.31249/ape/2019.03.04
T.G. Bitkova1 ©, 2019 Romania in NATO and the EU: Political declarations and public opinion
Abstract. The article considers the peculiarities of foreign policy orientation of Romania as the EU and NATO member state in the context of comparative analyses of Romanian official declarations and strategic initiatives with the public opinion. The key scientific method is also content-analysis. The author underlines the idea that despite some specific features of each president and government in internal and foreign policy Romanian leaders consistently support the idea of active policy in the Euro-Atlantic institutions. The paper pays special attention towards the period after the year 2014, when the full-scale crisis in Western-Russian relations has started. In this situation president K. Johannis has continued and deepened the course in NATO and the EU that was launched by his predecessors. The analysis of Johannis" declarations shows that in the conflict between the USA and the EU Romania perceived itself first of all as the EU member state. It shows that Romania tries to be one of the centers of power in the region. In this regard the article shows the attitude of Romanian establishment towards the project «Three seas».
The article also demonstrates that not all the representatives of Romanian civil society support the current official Romanian course in foreign policy. This line is doubted and criticized by independent political and economic experts and also by the figures in the spheres of science and culture.
The assumption about the possible realization by Romania of specific line inside NATO and the EU as a reaction to the problems caused by the current political course is made.
1 Bitkova Tatiana Gueorguiyevna - Ph.D. in philological sciences, senior researcher INION RAS ([email protected]). 96
Keywords: Romania, NATO, EU, economics, democracy, globalization, traditional values.
References
B9 Defence ministers meeting (2018) // Ministerul Apararii Nationale. -13.03. - Mode of access: https://www.mapn.ro/b9defence/uploads/discurs_ ministru_deschidere.pdf (Date of access - 30.01.2019).
Comisarul Oettinger: Polonia, Ungaria, Romania si guvernul Italiei vor sa distruga proiectul european (2018) // Digi24. - 05.09. - Mode of access: https://www.digi24.ro/stiri/externe/ue/comisarul-oettinger-polonia-ungaria-romania-si-guvernul-italiei-vor-sa-distruga-proiectul-european-991747 (Date of access - 30.01.2019).
Cumpana Romaniei - Calin Georgescu (2018) // Libris. - Mode of access: https: / / www.libris.ro/ cumpana-romaniei-calin-georgescu-CHR978-973-1913-87-2--p1059556.html (Date of access - 30.01.2019).
Dan Dungaciu: Nu sunt convins ca vreun stat va apara Romania in cazul activarii articolului 7 (2018) // Digi24. - 13.09. - Mode of access: https://www.digi24.ro/ stiri/actualitate/politica/dan-dungaciu-nu-sunt-convi ns-ca-vreun-stat-va-apara-romania-in-cazul-activarii-articolului-7-996089 (Date of access - 30.01.2019).
Dancu V. Tendinte sociale §i progresul discutabil (2018) / / Vasile Dancu & friends. - 17.07. - Mode of access: http://vasiledancu.blogspot. com/ search?q=Tendinte+sociale+§i+progresul+discutabil (Date of access -30.01.2019).
Declaratia de presa comuna a Pre§edintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, cu Pre§edintele Statelor Unite ale Americii, domnul Donald Trump
(2017) // Pre§edintele Romaniei [site]. - 09.06. - Mode of access: http:// www.presidency.ro/ro/media/politica-externa/declaratia-de-presa-comuna-a-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-cu-presedintele-statelor-unite-a le-americii-domnul-donald-trump (Date of access - 30.01.2019).
Discursul Presedintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, sustinut in cadrul intalnirii anuale cu sefii misiunilor diplomatice acreditati la Bucuresti
(2018) // Presedintele Romaniei [site]. - 23.01. - Mode of access: http://www. presidency.ro/ ro/media/ agenda-presedintelui/discursul-presedintelui-roma niei-domnul-klaus-iohannis-sustinut-in-cadrul-intalnirii-anuale-cu-sefii-misiu nilor-diplomatice-acreditati-la-bucuresti1516705171 (Date of access -30.01.2019).
«Eurobarometer»: more and more people in Latvia are convinced of the benefits of EU membership (2017) [«Evrobarometr»: Vse bolshe zhiteley Latvii ubezhdayutsya v polze chlenstva v ES] // Es&ES. - 18.10. - Mode of access:
T.r. BumKoea
https://www.leta.lv/ es/item/54F8468F-C3B1-4A76-BDBF-9E7685E5334C/rus: news/ (Date of access - 30.01.2019).
The expert about the «Three seas»: Nobody will play for Polish interests
(2017) [Ekspert o projekte «Troemor^ye»: Nikto igraf v polzu Polshi ne sobiraetsya] // RIA News. - 22.06. - Mode of access: https://ria.ru/radio_brief/20170622/ 1497098800.html (Date of access - 30.01.2019).
Georgescu C. (2016). Cumpana Romaniei. - Bucuresti. - 192 p.
Gylevich V. (2018). Bucharest Group of nine as the US project for Europe [Bukharestskya dev"yatka kak amerikanskyi proekt dlya Evropi] // The fond of strategic cultrure. - 11.06. - Mode of access: https://www.fondsk.ru/news/ 2018/06/11/buharestskaja-devjatka-kak-amerikanskij-proekt-dlja-evropy-46282. html (Date of access - 26.01.2019).
Gylevich V. (2016). The initiative of «Three seas» is the US «fence» between Russia and Europe [Troyemor"ye - amerikanskyi «zabor» mezhdu Rossiei I Evropoi] // The fond of strategic cultrure. - 12.09. - Mode of access: https://www.fondsk.ru/ news/2016/09/12/ troemore-amerikanskij-zabor-mezh du-rossiej-i-evropoj-42456.html (Date of access - 26.01.2019).
Ilie A. (2017). Iohannis, in Statele Unite: Nu exista alternativa la NATO, cea mai puternica §i de succes alianta militara din istorie. Avem nevoie de dialog cu Rusia, dar bazat pe o puternica descurajare // News.ro. - 07.06. -Mode of access: https://www.news.ro/politic-extern/iohannis-in-statele-unite-nu-exista-alternativa-la-nato-cea-mai-puternica-si-de-succes-alianta-mili tara-din-istorie-avem-nevoie-de-dialog-cu-rusia-dar-bazat-pe-o-puternica-des curajare-1922403607002017062317023786 (Date of access - 30.01.2019).
Iohannis: Summit Initiativei celor Trei Mari, excelent, in ciuda dificultatilor noastre de politica interna / Lista proiectelor regionale proritare
(2018) // Adevarul. - 18.09. - Mode of access: https://adevarul.ro/news/ politica/summitul-celor-3-mari-final-iohannis-reusit-summit-excelent-ciuda-difi cultatilor-politica-interna-germania-stat-partener-initiativei-1_5ba0e748df52022 f75916cac/index.html (Date of access - 30.01.2019).
Klaus Iohannis: «Les Roumains aspirent au changement»: Interview (2014) // L'Express / Par Ch. Haquet. - 23.12. - Mode of access: https:// www.lexpress.fr/actualite/monde/europe/klaus-iohannis-les-roumains-aspir ent-au-changement_1635150.html?xtmc=Klaus_Iohannis&xtcr=1 (Date of access - 30.01.2019).
Klaus Iohannis: NATO nu este o amenintare pentru Rusia (2017) // Realitatea. - 09.10. - Mode of access: https://www.realitatea.net/iohannis-participa-la-adunarea-parlamentara-nato-i-il-prime-te-la-cotroceni-pe-jens-stol tenberg_2111228.html (Date of access - 30.01.2019).
Lupitu R. (2018). Trei motive pentru care Initiativa celor Trei Mari este cea mai importanta referinta a politicii externe a Romaniei dupa aderarea la NATO §i UE // Caleaeuropeana. - 19.09. - Mode of access: https://www. caleaeuropeana.ro/trei-motive-pentru-care-initiativa-celor-trei-mari-este-cea-mai-importanta-referinta-a-politicii-externe-a-romaniei-dupa-aderarea-la-nato-si-ue/ (Date of access - 30.01.2019).
Pataky I. (2018). Kelet-Europa, a bunbak // Kronika. - 03.10. - Mode of access: https://kronika.ro/velemeny/kelet-europa-a-bunbak (Date of access -30.01.2019).
Pozitia Pre§edintelui Romaniei, domnul Klaus Iohannis, cu privire la opiniile cuprinse in raportul Comisiei de la Venetia in legatura cu modificarile aduse legilor justitiei §i codurilor penale (2018) // Pre§edintele Romaniei [site]. -19.10. - Mode of access: http://www.presidency.ro/ro/media/comunicate-de-presa/pozitia-presedintelui-romaniei-domnul-klaus-iohannis-cu-privire-la-opi niile-cuprinse-in-raportul-comisiei-de-la-venetia-in-legatura-cu-modificarile-ad use-legilor-justitiei-si-codurilor-penale (Date of access - 30.01.2019).
Prokopofev D. (2017). The «Three seas» initiative is the lost chance for Russia [Proekt Troemory^e - upushennyi chans dlya Rossii] // Rroved. - 11.07. -Mode of access: https://m.провэд.рф/article/43150-ppoekt-tpoemopye-upushtennyy-shans-possii.html (Date of access - 01.08.2018).
Romania afara din UE NATO (2014) // Facebook.com. - 09.10. - Mode of access: https://www.facebook.com/Romania-afara-din-UE-NATO-339753 796184129/?hc_ref=ARTjxUykD_LcZ4AygN10hXlRaTMNShY4pPRVuhN9k0U
AR4n6CwDmzJ-hSdf8-xq538s&fref=nf&_xts_[0]=68.ARDSB7-W9FftxWNoUe
0U12UFaJvx14FHlIm2ywPQPacg81 QlcBuTgMrc4 K18 Y5 sn_XdEOFclmpmkm UXgFQZXC27 MlfXeU-z5 tP9 EiStmnrcIYdQC8 YumFbWGSEfWlRUi2 q1 pJD3 1 yMZEvX0 F0 Uct8 iddxw67 Gm0 sr21 HV1 UOirUIGKmd-qkg&__tn__=kC-R (Date of access - 30.01.2019).
Roman V. (2017). Romanii se indeparteaza de Uniunea Europeana // Qmagazine. - 19.10. - Mode of access: https://www.qmagazine.ro/romanii-se-indeparteaza-de-uniunea-europeana/ (Date of access - 30.01.2019).
Ronkov L. (2017). EXCLUSIVITATE! Calin Georgescu: «Statul nu mai exista, statul este o corporatie astazi in Romania» // Banatul azi. - 09.07. -Mode of access: https://www.banatulazi.ro/exclusivitate-calin-georgescu-statul-nu-mai-exista-statul-este-o-corporatie-astazi-in-romania-video/ (Date of access - 30.01.2019).
Tanasescu D. (2013). Ceea ce neoliberalii numesc socialismul este de fapt democratia adevarata // Dan Tanasescu. - 24.03. - Mode of access: http://dantanasescu.ro/2013/03/24/ceea-ce-neoliberalii-numesc-socialism-est e-de-fapt-democratia-adevarata.html (Date of access - 30.01.2019).
Thomas Markert: «In alte tari pentru atatea amendamente la Codurile penale este nevoie de mai multi ani...» (2018) // Radio Europa Libera Moldova. -25.10. - Mode of access: https://www.europalibera.org/a/thomas-markert-in-alte-tari-pentru-atatea-amendamente-la-codurile-penale-este-nevoie-de-mai-m ulti-ani-/29562987.htm! (Date of access - 30.01.2019).
Unteanu C. (2018). 3 octombrie 2018, ziua contra-performantei europene dramatice a Guvernului Romaniei // Adevarul. Bloguri. - 03.10. - Mode of access:https://adevarul.ro/news/politica/3-octombrie-2018-ziua-contra-perfo rmantei-europene-dramatice-guvernului-romaniei-1_5bb494e5df52022f751df8 ae/index.html (Date of access - 30.01.2019).