Научная статья на тему 'Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Регулирование деятельности оффшорных центров'

Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Регулирование деятельности оффшорных центров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ОФФШОР / LEGALIZATION / LAUNDERING / REFORM / CONFLICT / OFFSHORE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов Антон Сергеевич

Данная статья является итогом комплексного исследования проблем правового регулирования и организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем на международном уровне. Практические данные, приведенные в статье, являются материалом, полученным автором в процессе непосредственной работы с международными финансовыми центрами (так называемыми оффшорами). Автором предпринимается попытка привести ряд практических рекомендаций по реформированию системы международного сотрудничества, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's participation in international cooperation in the sphere of money laundering regulation. Regulation of offshore centers

This article is a common outcome of a comprehensive study of problems of legal regulation and organization of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime at the international level. Practical data presented in this article are the material obtained by the author in the process of working directly with international financial centers (the so-called offshore). The author attempts to give a number of practical recommendations for reforming the system of international cooperation aimed at money laundering regulation and terrorist financing.

Текст научной работы на тему «Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Регулирование деятельности оффшорных центров»

11.9. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ ЦЕНТРОВ

Карпов Антон Сергеевич, аспирант кафедры финансового права. Должность: преподаватель кафедры финансового права. Место работы: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. E-mail: [email protected]

Аннотация: Данная статья является итогом комплексного исследования проблем правового регулирования и организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем на международном уровне.

Практические данные, приведенные в статье, являются материалом, полученным автором в процессе непосредственной работы с международными финансовыми центрами (так называемыми оффшорами).

Автором предпринимается попытка привести ряд практических рекомендаций по реформированию системы международного сотрудничества, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Ключевые слова: легализация, отмывание, реформирование, оффшор.

RUSSIA'S PARTICIPATION IN INTERNATIONAL

COOPERATION IN THE SPHERE OF MONEY LAUNDERING REGULATION. REGULATION OF OFFSHORE CENTERS

Karpov Anton Sergeevich, postgraduate student at Financial Law chair. Position: Lecturer at Financial Law chair. Place of employment: Moscow state university of economics, statistics and informatics. E-mail: [email protected]

Annotation: This article is a common outcome of a comprehensive study of problems of legal regulation and organization of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime at the international level.

Practical data presented in this article are the material obtained by the author in the process of working directly with international financial centers (the so-called offshore).

The author attempts to give a number of practical recommendations for reforming the system of international cooperation aimed at money laundering regulation and terrorist financing.

Keywords: legalization, laundering, reform, conflict, offshore.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, приобрела особую остроту. Безусловно, проделаны существенные шаги, направленные на реформацию и совершенствование национального законодательства. Но не стоит забывать и о важности международного

сотрудничества в сфере противодействия преступным доходам. Каково же на данный момент участие Российской Федерации в вопросе противодействия преступным капиталам?

Российская Федерация на законодательном уровне активно участвует в международном противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Это обусловлено процессами глобализации и интернационализации мировой экономики, неизбежно влекущими интернационализацию экономической преступности и распространение используемых ею механизмов легализации доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике государств, их объединений, мирового сообщества в целом. Данное сотрудничество заключается в ратификации ряда международных Конвенций. Но как уже отмечалось ранее, эффективность данного сотрудничества ставится под большой вопрос, а порой имеет даже негативные стороны.

ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ

Особое внимание необходимо уделить международному сотрудничеству по вопросам правового регулирования деятельности оффшорных финансовых центров.

Оффшорный финансовый центр - это часть территории государства или чаще государство полностью, в пределах которой регистрируются компании иностранных резидентов, которым предоставляется право ведения на льготных (не только налоговых) условиях торговых, финансовых и иных коммерческих операций. Компании, зарегистрированные в подобного рода центрах, платят, как правило, минимальные налоги либо полностью освобождаются от налогообложения и уплачивают лишь регистрационные и ежегодные пошлины.

Ряд авторов так же дает несколько иное определение оффшорного центра. Оффшорный центр - это организация, специализирующаяся на регистрации оффшорных компаний в данной или во множестве оффшорных зон и предоставляющая широкий спектр услуг, связанных с обеспечением их функционирования (юридический адрес, секретарские услуги, услуги бухгалтера, управление счетом и др.).[1]

Так же считается, что понятие оффшорного финансового центра, хоть точно и не определено, но является, как правило, с низким уровнем налогообложения, легко регулируются юрисдикцией, которая специализируется в предоставлении корпоративных и коммерческих инфраструктур для облегчения использования этой юрисдикции, для создания оффшорных компаний, и для инвестиций оффшорных фондов. Оффшорные финансовые центры, часто (но не всегда), нынешние или бывшие британские колонии или зависимы от Британии, и часто называют себя оффшорными юрисдикциями (Jersey, BVI).

Термин оффшорного финансового центра является неологизмом изобретённым в 1980ых. Этот термин плавающий, в определенной степени, и это было отмечено более чем один раз, финансовый центр характеризуется, как "оффшорный", но под вопросом степень этого оффшора.

Так или иначе, авторы сходятся в едином мнении, что основная цель оффшорных центров (оффшорных зон) - освобождение, или минимизация, налоговых обязательств. Это происходит путем «легального (законного) выведения всех или части доходов, оборотов,

имущества из-под налоговой юрисдикции стран с высоким уровнем налогообложения»[2]. Кроме того, условия регистрации компаний являются весьма либеральными: минимальные требования к уставному капиталу, к числу акционеров, возможность наличия номинальных акционеров и директоров, возможность выпуска акций на предъявителя и т.д.

Так же, благодаря тому, что оффшорные центры располагаются на территории другого государства, владелец предприятия, имеет возможность защитить свои капиталовложения от экономических потрясений и финансовых неурядиц, происходящих в собственной стране.

Существенными минусами данных территорий являются:

- существование анонимных банковских счетов,

- отсутствие обязательности идентификации клиентов,

- недостаточно эффективно работающие органы юстиции,

-отсутствие договоров об оказании правовой помощи при проведении расследований финансовых преступлений.

Все вышеперечисленное делает данные территории привлекательными для легализации доходов, полученных преступным путем.

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ ПРИ УЧАСТИИ НЕРЕЗИДЕНТОВ.

Приведем распространенный пример использования оффшорной компании (компании нерезидента) для реализации противозаконной экономической схемы.

Иностранная фирма-производитель товара реализует его иностранной фирме-посреднику по мировым ценам. Посредник, как правило, является фиктивным. При поставке товара в Россию он в ввозных документах значительно занижает объемы соглашения. Например, в несколько раз занижает цену товара, изменяет марку товара на более дешевую, уменьшает его количество, вес и тому подобное.

На таможне подтверждают правильность документов фирмы-посредника и реальная фирма платит заниженные налоги и собрания, а реализует товар по российским ценам (в несколько раз выше, чем заявленные на таможне). Такая схема активно используется при импорте нефтепродуктов, продуктов питания, бытовой и промышленной химии, одежды, электронной техники, мебели.

Фиктивные фирмы используются для занижения прибыли легальной фирмы, например, благодаря бестоварным операциям (маркетинговые, транспортные, консалтинговые и другие услуги). После этого деньги, переведенные реальной фирмой на фиктивные фирмы, переводятся в наличность и попадают к организаторам схемы.

При этом часто организаторы схемы являются одновременно и владельцами реальной фирмы и владельцами фиктивной иностранной фирмы-посредника. В таком случае полученная наличность остается в реальной фирме. В случае, когда этим занимаются три разных лица, деньги распределяются за предыдущей договоренностью между участниками схемы.

Отмеченные схемы требуют значительных расходов со стороны организаторов. Принимая во внимание количество денег, которые принимают участие в каждой из операций схемы и сложность последней, нужная исключительно четкая организация и координация всего процесса. Потому такие схемы по силам лишь очень

большим компаниям, которые имеют в распоряжении значительные объемы средств и связки.

Важна роль в выявлении таких махинаций принадлежит таможенным органам. Преступникам необходимо избежать их внимания, сделать невозможным выявление нарушений законодательства при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.

В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?

Нельзя забывать, что проблемы, порождаемые деятельностью оффшорных зон, имеют масштабы, не позволяющие их игнорировать. При этом «попытки поставить под контроль деятельность в оффшорных зонах столкнутся с множеством политических и международно-правовых проблем»[3].

Такого рода сложности в первую очередь обусловлены тем, что оффшорные финансовые центры расположены на территории суверенных государств, которые, в соответствии с нормами международного права, обладают на своей территории всеми присущими государству суверенными правами. Кроме того, финансовый сектор, нередко наряду с туризмом, является основой формирования доходной части бюджетов.

Одна из основных сложностей регулирования деятельности подобных территорий заключается в том, что наряду с финансовыми операциями преступных организаций проходит довольно значительная часть операций транснациональных корпораций и других компаний, действующих в сфере легального бизнеса в целях снижения уровня налогообложения. Эти компании обычно имеют большой вес при принятии политических и экономических решений в своих странах.

Очевидно, что основной проблемой как для международных организаций, в той или иной мере регулирующих деятельность оффшорных зон, так и для оффшорных финансовых центров является сбалансированный подход на международном уровне по установлению препятствий использования оффшорных зон для противоправной деятельности. В то же самое время не ограничивая или затрудняя использование преимуществ оффшоров законопослушным бизнесом.

Российская Федерация не остается в стороне от усилий мирового сообщества в рассматриваемой сфере и поддерживает «инициативу по повышению «прозрачности» оффшорных финансовых центров и борьбе с налоговыми убежищами, выдвинутую «Группой 20»[4] на встрече заместителей министров финансов и заместителей председателей центральных банков в Канкуне (март 2010 г.). Разработка и следование единым стандартам в отношении взаимодействия с оффшорными финансовыми центрами, повышение прозрачности их деятельности должны предотвращать возможности использования таких центров в противоправных целях, задействования их систем для финансовой подпитки терроризма»[5].

Особое внимание необходимо уделить следующим проблемам:

отсутствие эффективного финансового контроля;

строгие правила о банковской тайне, препятствующие проведению расследования;

условия, способствующие отмыванию доходов, полученных преступным путем, а также совершению иных финансовых преступлений.

Важным результатом международного сотрудничества явилось принятие 11 рекомендаций, среди которых следует выделить следующие:

- необходимо разработать механизм оценки соблюдения оффшорными финансовыми центрами международных стандартов;

- приоритет в процессе оценки должен отдаваться тем оффшорным центрам, которые придерживаются международных стандартов, однако возможно улучшение их соблюдения.

Кроме того, были разработаны некоторые международные стандарты, в частности:

- в области регулирования банковской деятельности - это «Основные принципы эффективного банковского надзора» (Core Principles for Effective Banking Supervision), разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору;

- в сфере регулирования страховой деятельности -это «Основные принципы страхования» (Insurance Core Principles), созданные Международной ассоциацией органов страхового надзора (ИАИС);

- в области регулирования ценных бумаг - это «Цели и принципы регулирования ценных бумаг» (Objectives and Principles of Securities Regulation), которые были разработаны Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО);

- в сфере борьбы с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма основными международными стандартами являются Сорок рекомендаций ФАТФ, а также Девять специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.

Эти нормы и правила касаются межгосударственного сотрудничества и обмена информацией, а также необходимых механизмов надзора; мероприятий, направленных на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Как упоминалось ранее, для того, чтобы международно-правовые стандарты в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма, были эффективными, необходимо их широкое единообразное принятие и применение. Особое значение это имеет в крупных финансовых центрах. МВФ и Всемирный Банк, сотрудничая с ФАТФ и другими организациями, разработали всестороннюю методологию для оценки правового регулирования борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма. Совместно с ФАТФ и региональными организациями (созданными по типу ФАТФ), МВФ и Всемирный Банк применяют выработанную методологию для определения пробелов в правовом регулировании в юрисдикциях, подлежащих оценке в рамках программ Offshore Financial Center Program или Financial Sector Assessment Program.

Сорок рекомендаций ФАТФ и девять специальных рекомендаций по противодействию финансированию терроризма признаны в качестве международного стандарта в области борьбы с легализацией преступных средств. Они носят рекомендательный характер и не обладают обязательной юридической силой, однако оказывают большое влияние на национальное законодательство государств. Некоторые ученые и специалисты не исключают возможности в будущем приобретения Сорока рекомендациями и Девятью специальными рекомендациями по противодействию финансированию терроризма статуса международного обычая.

Сорок четыре государства и территории начали сотрудничать с МВФ в рамках этой Программы. МВФ занимается всесторонним анализом и дает оценку фи-

нансовому надзору в оффшорных центрах, а также оказывает техническую и консультативную помощь. Особое внимание МВФ уделяет финансовой системе оффшорных финансовых центров, их соответствию международным стандартам, а также уязвимости наряду с оценкой эффективности надзора в этой области. Предпринимаются шаги для интегрирования этой деятельности в уже существующие программы МВФ, такие как Financial Sector Assessment Program (FSAP) и Reports on the Observance of Standards and Codes (ROSC). Важным является то, что указанные ранее программы МВФ разработаны не только для государств и территорий, являющихся оффшорными финансовыми центрами.

Несмотря на предпринимаемые меры, которые, следует признать, находятся в стадии развития, остается множество проблем, требующих решения. Примерно одна треть оффшорных зон, подвергшаяся оценке МВФ, не имеет законодательного определения терроризма как тяжкого преступления, либо в указанных государствах существуют определенные трудности в возможности экстрадиции за совершение такого преступления, как финансирование терроризма. Другая существенная проблема заключается в потребности расширения диапазона соглашений об оказании юридической помощи. Полная транспарентность не является целью, поскольку это просто нереалистично.

Что же касается России, как непосредственного участника борьбы с легализацией преступных средств, осуществляемых в оффшорных зонах, то стоит отметить, что в настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Росфинмони-торинг обменивается сведениями о подозрительных финансовых операциях с подразделениями финансовой разведки более чем 90 стран. За год в его адрес поступает в среднем около 400 первичных информационных запросов из-за рубежа и столько же запросов направляется в другие подразделения финансовой разведки[6]. В частности, в ноябре 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Росфин-мониторингом и Комиссией по ценным бумагам и биржевым операциям Кипра, который, при наличии политической воли, открывает возможность получения данных об уходе от налогов и о реальных собственниках зарегистрированных там многочисленных оффшорных компаний российского происхождения.

Вместе с тем существующие возможности в данной сфере используются далеко не полностью. Многие эксперты считают, что из-за недостаточного участия в международном налоговом сотрудничестве Россия лишена преимуществ, которыми обладают налоговые органы других стран в борьбе с неуплатой налогов и контролем за крупными налогоплательщиками^]. Такое положение необходимо изменить, тем более, что Россия в ближайшее время собирается вступить в Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum, FSF), который в своей деятельности уделяет много внимания мерам по обеспечению стабильности финансовых рынков, в том числе расширению межгосударственного сотрудничества в области обмена финансовой информацией между отдельными участниками финансовых трансакций.

Список литературы:

1. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М., 2006., c. 17.

2. Матусевич А.П. Оффшоры развивающихся стран. М., 2GG4. С. 125

3. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. М., 2GG3., c. 143.

4. Группа 2G развивающихся стран в рамках ВТО сформировалась в ходе Пятой конференции министров ВТО (Канкун, 2GG3 год). Координирует позиции важнейших развивающихся стран по актуальным проблемам деятельности ВТО.

http://mkf.vavt. ru/wto/wto/G2G

5. Участие Российской Федерации в противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов (справочная информация). Подготовлено Департаментом по вопросам новых вызовов и угроз МИД России 24.G2.2GG4r

www.ln.mid.ru

6. Новостная лента ФСФМ. Публикация: «Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)» http://www.fedsfm.ru/activity/international_ coope rati on/multilate ral/fatf/

7. Некоторые аспекты подходов к проблеме борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией в контексте бегства капиталов // Российская экономика в 2GG6 году. Вып. 28. М: Институт экономики переходного периода, 2GG7. с. 27G.

References:

1. Ushakov D, Offshore areas in the practice of Russian taxpayers. M., 2GG6., p. 17.

2. Matusevich A, Offshore developing countries. M., 2GG4. p. 125

3. Ivanov E, The system of international regulation to combat money laundering. M., 2GG3., p. 143.

4. Group of 2G developing countries in the WTO was formed during the Fifth WTO Ministerial Conference (Cancun, 2G1G). Coordinates critical position of developing countries on topical issues of the WTO. http://mkf.vavt. ru/wto/wto/G2G

5. Participation of the Russian Federation in combating the legalization (laundering) of proceeds from crime (background). Prepared by the Department for new challenges and threats, the Foreign Ministry of Russia 24.G2.2GG4 / / www.ln.mid.ru.

6. Newsline FSFM. Publication: "Financial Action Task Force on Money Laundering(FATF)». http://www.fedsfm. ru/activity/international_cooperation/multilateral/fatf/

7. Some aspects of the approaches to the problem of unfair tax competition in the context of capital flight / / The Russian economy in 2GG6. Vol. 28. M: IET, 2GG7, p. 27G.

Рецензия

на статью: «Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Правовое регулирование деятельности оффшорных центров» аспиранта кафедры финансового права МГУЭСИ Карпова Антона Сергеевича.

Краткое описание проблемы, которой посвящена статья:

Статья Карпова А.С. посвящена выявлению и анализу проблем в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма на международном уровне.

Автор уделяет особое внимание участию Российской Федерации в совершенствовании правового регулирования и контроля над деятельностью оффшорных финансовых центров, которые зачастую играют роль аккумуляторов денежных средств, полученных в результате совершения преступления.

Степень актуальности предоставляемой статьи:

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку степень общественной опасности данного вида преступления для финансовых, экономических, социальных и политических систем отдельных государств, регионов и в целом мирового сообщества крайне высока.

В целом рассмотрение данной проблемы имеет важное значение с точки зрения эффективного развития рыночной системы мировой экономики, поскольку подобные явления, по сути, «сковывают» рыночные механизмы посредством недобросовестной конкуренции.

Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье:

Автором проведена работа по выработке конкретных предложений по совершенствованию международной системы законодательства, касающейся регулирования деятельности оффшорных финансовых центров.

Рекомендации к публикации:

Научная статья А.С. Карпова «Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Правовое регулирование деятельности оффшорных центров» соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода публикациям и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент:

Заведующий кафедрой финансового права МГУЭСИ, кандидат юридических наук, доцент, Шавров Алексей Владимирович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.