Научная статья на тему 'Необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Российской Федерации'

Необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1428
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ОТМЫВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ОФФШОР / LEGALIZATION / LAUNDERING / REFORM / CONFLICT / OFFSHORE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов Антон Сергеевич

Данная статья является итогом комплексного исследования проблем правового регулирования и организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем на международном уровне. Практические данные, приведенные в статье, являются материалом, полученным автором в процессе непосредственной работы с международными финансовыми центрами (так называемыми оффшорами). Автором предпринимается попытка привести ряд практических рекомендаций по реформированию системы международного сотрудничества, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Карпов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The obligatoriness to improve the system of money laundering regulation and financing of terrorism in the Russian Federation

This article is a common outcome of a comprehensive study of problems of legal regulation and organization of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime at the international level. Practical data presented in this article are the material obtained by the author in the process of working directly with international financial centers (the so-called offshore). The author attempts to give a number of practical recommendations for reforming the system of international cooperation aimed at money laundering regulation and terrorist financing.

Текст научной работы на тему «Необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Российской Федерации»

Карпов А.С.

8.2. НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпов Антон Сергеевич, ^арший преподаватель кафедры финансового права, Московский государственный университет экономики статистики и информатики

[email protected]

Аннотация: Данная статья является итогом комплексного исследования проблем правового регулирования и организации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем на международном уровне.

Практические данные, приведенные в статье, являются материалом, полученным автором в процессе непосредственной работы с международными финансовыми центрами (так называемыми оффшорами). Автором предпринимается попытка привести ряд практических рекомендаций по реформированию системы международного сотрудничества, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Ключевые слова: Легализация, отмывание, реформирование, оффшор.

THE OBLIGATORINESS TO IMPROVE THE SYSTEM OF MONEY LAUNDERING REGULATION AND FINANCING OF TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Anton S. Karpov, Postgraduate Department of Financial Law, Senior lecturer of the Department of Financial Law

The Summary. This article is a common outcome of a comprehensive study of problems of legal regulation and organization of counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime at the international level.

Practical data presented in this article are the material obtained by the author in the process of working directly with international financial centers (the so-called offshore).

The author attempts to give a number of practical recommendations for reforming the system of international cooperation aimed at money laundering regulation and terrorist financing.

Key words: Legalization, laundering, reform, conflict, offshore.

Введение:

Появление термина «отмывание» принято относить к 70-ым годам двадцатого века. В то время отмывание определялось как процесс преобразования

денежных средств, полученных от продажи психотропных и наркотических веществ.

В 1988 году Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ привела схожее определение легализации. При этом преступления, не связанные с торговлей наркотиками, не попадают под приведенное в конвенции определение.

Сущность процесса «отмывания».

Зарубежные ученые зачастую сходятся во мнении, что суть самого процесса отмывания заключается в сокрытии истинного происхождения денежных средств, при этом, не различая преступной природы их получения. Так, по мнению Э. Даха и Х.Кернера отмывание есть ни что иное как совершение различных операций, целью которых является сокрытие происхождения тех материальных ценностей, которые приобретаются в результате совершения преступления. Целью в данном случае является извлечение регулярных доходов.1

В свою очередь, К. Карчмер, американский эксперт экономист отмечает что, отмывание денег представляет собой процесс сокрытия наличности, которая была получена в результате совершения преступления. Данная наличность, впоследствии, конвертируется в иную форму платежа, преследуя цель искажения истинной природы ее получения.

В свою очередь, российскими учеными приводятся несколько иные определения. С. Чернов дает более широкую формулировку отмывания. Так, по его мнению, отмывание есть любая деятельность или операция, которая осуществляется с целью сокрытия тех источников, из которых в результате преступной деятельности были получены денежные средства.2

Российский специалист в означенной сфере И. Цоколов дает схожее определение, однако, несколько более схожее с формулировкой, в настоящее время содержащейся в ФЗ № 115. Так, И. Цоколов считает, что отмывание - это процесс, в ходе которого человек скрывает существование того преступного источника, из которого получен доход, и в последствии прикладывает усилия для маскировки дохода и придания ему законного вида.

Изучая причины и этапы распространения в России легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, стоит особое внимание уделить периоду так называемой «ранней российской Федерации», а именно девяностым годам.

Политические волнения, изменение экономики, «открытие границ» и т.д., безусловно, негативно сказались на эффективности государственного финансового контроля и противодействия многим преступным явлениям в сфере экономики и финансов. Пользуясь пробелами в законодательстве и новыми экономическими механизмами, преступные группы получают возможность безнаказанно легализовывать колоссальные денежные суммы, полученные преступным путем, и направлять их, в том числе, на финансовую поддержку террористических групп. Именно к этому периоду относится начало

вооруженного конфликта на территории Чеченской республики.

Первым шагом в создании означенной системы стала разработка проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов».3 Фактически в этот период начинает создаваться принципиально новая правовая концепция.

В ходе работы над приведенным нормативным актом в него вносятся существенные изменения, и он получает название проекта Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

В связи с отмеченным, в 1996 году в Уголовный кодекс вводится норма, регулирующая ответственность за легализацию денежных средств, а также иного имущества, которые были приобретены незаконным путем. К этому же периоду относится создание качественно новых систем банковского надзора и валютного контроля. Несмотря на это, объемы легализовываемых преступных средств существенно увеличивались.

Положение усугублялось еще и тем, что «при открытии границ», стал наблюдаться существенный отток капитала за рубеж - особенно это касалось легализованных преступных средств, что доказано правоохранительной практикой. Упомянутые капиталы оседали в основном в оффшорных зонах и центрах.

Так называемый «вывод» крупных денежных капиталов из финансового оборота страны может привести к крайне негативным последствиям, таким как замедление товарооборота в стране. Те товары, которые были произведены, фактически становятся невостребованными из-за снижения покупательской способности, явившейся результатом недостатка оборотных средств. Как следствие снижается объем выпускаемой продукции и потенциал предприятий, что негативно сказывается на экономической системе страны.

Факты в цифрах.

В соответствии со статистическими данными, представляемыми уполномоченными органами, в период с 2000 года из Российской Федерации ежегодно вывозится порядка 18-20 млрд. долларов. Путем простой арифметики получаем, что на сегодняшний деньги общая цифра могла бы приблизиться к 240 млрд. долларов. Подобная сумма подтверждается также аналитиками Министерства финансов России и Международного валютного фонда.

Неутешительными выглядят и данные, публикуемые МВД России. Так в 2011 году подразделениями правоохранительных органов выявлено 7462 преступления, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем. Сумма установленного ущерба составила более 165 млрд. рублей. При этом в

2010 году выявлено всего 1977 преступлений. Общий ущерб составил 140 млн. рублей. Сумма изъятого имущества для возмещения причиненного ущерба составила 179 млн. рублей в 2010 году. При этом в

2011 году данная сумма составляет уже рекордные 2,2 млрд. рублей (более чем в 12 раз больше).4

К 2011 году количество проведенных Росфинмониторингом проверок составило около 800. При этом, в ходе больше половины из них были выявлены нарушения действующего законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основная масса которых, касается нарушения предоставления в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих контролю.

Что касается проверок, инициатором которых выступал сам Росфинмониторинг, то по результатам 2011 года было выявлено 4600 операций на общую сумму порядка 20 млрд. рублей, подлежащих обязательному контролю. При этом 95% процентов из них (на 18,2 млрд. рублей) было произведено в лизинговых компаниях.5

Причины увеличения масштабов преступной деятельности.

Имеют место следующие факторы, способствующие появлению такого рода преступлений как легализация доходов, полученных преступным путем:

- Механизмы мониторинга и контроля за

деятельностью финансовых институтов недостаточно совершенны. Международные стандарты регулирования финансовой деятельности, разработанные

специализированными международными

организациями, зачастую применяются некорректно, либо не применяются вообще.

- Существование коррупции на высоком государственном уровне.

- Наличие так называемого «теневого рынка» в экономике, т.е. неконтролируемые доходы физических и юридических лиц.

- Отсутствие должного взаимодействия с иностранными органами правопорядка по вопросу обмена информацией.

- Возможность использования преступниками анонимных денежных счетов и других финансовых инструментов, таких как акции и облигации «на предъявителя».

- Наличие пробелов в регулировании ряда финансовых операций, в том числе валютообменных.

- Активное функционирование на экономическом рынке компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях.

- Недостаточно контролируемый доступ финансовых институтов к международным центрам, специализирующимся на торговле слитками драгоценных металлов и драгоценными камнями.6

Немаловажно, что в процессе легализации преступных средств, а равно и в процессе совершения предшествующего преступления, денежные средства покидают экономическое пространство той или иной

Карпов А.С.

страны, что может повлечь за собой подрыв стабильности финансовой системы. Подобная ситуация особенно опасна для стран с плохо развитой экономикой.

С юридической точки зрения, легализация также представляет особую опасность для социальных институтов страны. В данном случае имеется в виду ограничение экономических прав и свобод человека и гражданина. Так, статья 8 Конституции Российской Федерации закрепляет и устанавливает фундаментальные основы экономики, такие как единство экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств и, что не маловажно в свете означенной проблематики, свободу экономической деятельности. Ведь именно эти принципы при совершении легализации преступных доходов, в первую очередь нарушаются.

Как ранее отмечалось, легализация преступных денежных средств представляет серьезную общественную опасность. В статье 14 УК РФ сформулировано само определение преступления, а также указание на то, что общественная опасность есть ни что иное как причинение вреда общественным отношениям. Причиненный вред может быть как физическим, так и моральным, и материальным.

Как и большинство преступлений, легализация доходов, полученных преступным путем, имеет негативные последствия, связанные с укоренением в предпринимательской среде представлений о том, что незаконные действия всегда более выгодны. Т.е. фактически, является причиной криминализации частных экономических структур. Это связанно и с недостаточно суровым наказанием, предусмотренным за отмывание денежных средств. В итоге, подобное крайне отрицательно сказывается на экономическом климате как отдельно взятого государства, так и всей мировой экономики.

При этом следует уделить особое внимание и тому, что степень общественной опасности бывает разной и зависит от тяжести последствий, которые наступили в результате совершения преступления. Именно поэтому обоснованно принято относить легализацию денежных средств, полученных преступным путем, к особо опасным преступлениям. Ведь, как отмечалось ранее, легализованные денежные средства зачастую направляются на финансирование террористических группировок, которые представляют большую опасность для населения государства или ряда государств. Кроме этого, безнаказанная легализация преступных доходов является существенным стимулом для предшествующей легализации преступности. Точнее будет сказать - легализация преступных денежных средств зачастую позволяет скрывать предшествующие преступления и особо опасным преступникам избежать ответственности. Следует сделать вывод о том, что подобного рода преступление наносит колоссальный вред и урон как отдельным людям и организациям, так международному сообществу в целом.

Заключение:

Подведем итог вышесказанному. Учитывая тот факт, что такой вид преступлений как легализация доходов, полученных преступным путем, попадает, как правило,

в категорию латентных (т.е. регистрируется лишь их малая часть). Очевидно, что объективные размеры денежных потерь государства достаточно сложно объективно оценить.

Следует сделать вывод о том, что угроза

экономической безопасности Российской Федерации и финансово-правовым конструкциям государства была велика как никогда. Хозяйственная деятельность частных структур была пронизана криминалитетом, а львиная доля сделок проходила без государственного контроля. Неуплата налогов в государственный бюджет была, в связи с этим, составляла

существенную долю совершаемых преступлений, связанных с отмыванием денег.

Именно поэтому для результативного, оперативного

противодействия все нарастающему количеству

подобных преступлений, требовалось немедленное принятие ряда законов и подзаконных нормативноправовых актов.

Список литературы:

1. Х. Кернер, Э. Дах. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.: Международные отношения, 1996.

2. С. Чернов. Банковская политика «Знай своего клиента»

как метод противодействия легализации преступного капитала. Материалы научно-практической

конференции «Легализация доходов: банковский

аспект». М.:1997.

3. Указ Президента Российской Федерации № 1016 от 24 мая 1994 года.

4. Отчетные статистические данные МВД России за 2004 -

2011 гг // http://www.mvd.ru

5. Отчетные статистические данные Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2009, 2010, 2011 год.

6. Литвиненко А.Н. Ковалева Е.Ю. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. СПб, 2004. - С.37.

7. Рыбаков Д.В. Легализация денежных средств или иного имущества в российском уголовном праве // дисс. канд.юр. наук. Москва. 2002. - С. 101.

8. Карпов А.С. Участие Российской Федерации В Международном Сотрудничестве В Сфере Противодействия Легализации Доходов, Полученных Преступным Путем. Регулирование Деятельности Оффшорных Центров. М.: Пробелы в российском законодательстве №5 2011, стр. 266-269

Reference list:

1. H. Kerner, E. Dach. Money laundering. Guide to current legislation and legal practice. Moscow: International Relations, 1996.

2. S. Chernov. Banking policy of "Know Your

Customer" as a method of combating the legalization of criminal capital. Proceedings of the conference "Money Laundering: the banking

aspect." New York: 1997.

3. Presidential Decree № 1016 of 24 May 1994.

4. Reported MVD statistics for 2004 - 2011 / / http://www.mvd.ru

5. Reporting statistics of the Federal Financial Monitoring Service for 2009, 2010, 2011.

6. A Litvinenko, E Kovalev. Legalization (laundering) of proceeds from crime. St. Petersburg, 2004. - C.37.

7. D. Rybakov. Legalization of money or other property in the Russian criminal law / / diss. kand.yur. Science. Moscow. 2002. - S. 101.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью: «Необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма, в Российской Федерации» старшего преподавателя кафедры финансового права МГУЭСИ Карпова Антона Сергеевича.

Краткое описание проблемы, которой посвящена статья:Статья Карпова А.С. посвящена выявлению и анализу проблем в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма на международном уровне. Автор уделяет особое внимание необходимости реформирования системы противодействия легализации доходов, полученных

преступным путем, как в Российской Федерации, так и на

международном уровне.

Степень актуальности предоставляемой статьи: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку степень общественной опасности данного вида преступления для финансовых, экономических, социальных и политических систем отдельных государств, регионов и в целом мирового сообщества крайне высока.В целом

рассмотрение данной проблемы имеет важное значение с точки зрения эффективного развития рыночной системы мировой экономики, поскольку подобные явления, по сути, «сковывают» рыночные механизмы посредством недобросовестной конкуренции.

Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье: Автором проведена работа по выработке конкретных предложений по совершенствованию национальной системы законодательства, касающейся противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Научная статья А.С. Карпова «Необходимость совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Российской Федерации» соответствует всем требованиям, предъявляемым к подобного рода публикациям и может быть рекомендована к публикации.

Заведующий кафедрой финансового права МГУЭСИ, к.ю.н., доцент,

Шавров Алексей Владимирович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.