ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Н. Н. ДАНИЛЕНКО
доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права
Н. В. РУБЦОВА
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
УЧАСТИЕ РОССИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА
Рассматривается опыт стран-участников Всемирной торговой организации в аспекте развития сферы рекреации и туризма. Анализируются специфические обязательства России перед ВТО по видам деятельности, связанными с туризмом и путешествиями. Определяются возможности и угрозы, а также последствия для сферы рекреации и туризма, обусловленные вступлением России в ВТО.
Ключевые слова: сфера рекреации и туризма; Всемирная торговая организация; страны-участники ВТО; последствия.
УДК 339.9 ББК 65.5
N. N. DANILENKO
Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law
N. V. RUBTSOVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
RUSSIA’S WTO ACCESSION: IMPLICATIONS FOR RECREATION AND TOURISM INDUSTRY
The authors study the experience of the WTO member countries in the aspects of recreation and tourism; analyze specific responsibilities of Russia to the WTO on the types of tourism and travel activities, and determine opportunities, threats and consequences for recreation and tourism due to Russia's WTO accession.
Keywords: recreation and tourism industry; World Trade Organization; WTO member countries; implications.
В августе 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), что имеет краткосрочные и долгосрочные последствия для различных отраслей и сфер национальной экономики, в том числе для сферы рекреации и туризма. Членство в ВТО предполагает выполнение определенных обязательств, совершенствование норм и стандартов средств размещения, расширение возможностей для здоровой конкуренции, способствующих либерализации торговли услугами туризма.
Рассмотрим динамику показателей, характеризующих развитие сферы рекреации и туризма за десятилетний период (1995-200б) (табл. 1). Во всех странах (за исключением Молдавии) в разной степени, но произошло увеличение объемов
© Н. Н. Даниленко, Н. В. Рубцова, 2013
въездного туристического потока. Данные об изменении выездного туристического потока представлены только для шести стран из 14 вошедших в список.
В 2006 г. для ряда стран (Турция, Болгария, Панама, Киргизия, Китай и Армения) наблюдалось превышение въездного потока туристов по сравнению с выездным. При этом в 1995 г. отмеченное превышение было характерно для Турции и Панамы, но в меньшей степени, чем в 2006 г.
Для пяти стран (Болгария, Киргизия, Грузия, Литва и Молдавия) в 1995 г. въездной поток был меньше выездного. Интересная ситуация сложилась в Китае: в 1995 г. наблюдалось существенное превышение въездного потока по сравнению с выездным в 2006 г.
Таблица 1
Показатели сферы рекреации и туризма стран-участников ВТО
Страна Год вступления в ВТО До вступления в ВТО (1995 г.) После вступления в ВТО (2006 г.)
Въездной туризм Выездной туризм Въездной туризм Выездной туризм
коли- чество турис- тов, тыс. чел. дохо- ды, млн дол. доля в экс-порте, % коли- чество турис- тов, тыс. чел. дохо- ды, млн дол. доля в им-порте, % коли- чество турис- тов, тыс. чел. дохо- ды, млн дол. доля в экс-порте, % коли- чество турис- тов, тыс. чел. дохо- ды, млн дол. доля в им-порте, %
Турция 1995 7 083 4 957 13,6 3 981 911 2,3 18 916 18 441 15,8 8 275 3 154 2,2
Болгария 1996 3 466 662 9,8 3 524 312 4,8 5 158 3 315 16,5 4 180 2 092 8,1
ОАЭ 1996 2 315 632 - - - - 7 126 4 972 - - 8 827 -
Монголия 1997 108 33 6,5 - 22 4,2 386 261 12,9 - 212 11,3
Панама 1997 345 372 4,9 185 181 2,3 843 1 446 11,6 284 401 3,4
Киргизия 1998 36 5 1,1 42 7 1,0 766 176 14,8 454 115 5,1
Латвия 1999 539 37 1,8 1 812 62 2,8 1535 622 7,1 3 151 788 5,9
Эстония 1999 530 452 17,6 1 764 121 4,2 1940 1 372 10,5 - 705 4,8
Грузия 2000 85 75 13,1 228 171 12,1 938 361 14,1 - 257 5,8
Хорватия 2000 1 485 1 349 19,3 - 422 4,6 8 659 8 269 38,7 - 770 3,1
Китай 2001 20 034 8 730 5,9 4 520 3 688 2,7 49 913 37 132 3,5 34 524 28 242 3,3
Литва 2001 650 102 3,2 1 925 107 2,7 2 000 1 077 6,1 - 931 4,5
Молдавия 2001 32 71 8,0 71 73 7,3 13 145 9,4 68 220 7,0
Армения 2003 12 14 4,7 - 12 1,7 381 193 12,8 329 133 5,2
Источник: [3].
Тем не менее, опыт стран-участников ВТО показывает в целом положительные последствия для сферы рекреации и туризма в результате их вступления в ВТО (см. табл. 1).
Например, Турция, являясь членом ВТО с 1995 г., демонстрирует динамичное развитие туризма. Согласно статистике OECD количество туристов в 1995 г. составляло 4 617 тыс. чел., а в 1996 г. уже 6 440 тыс. чел.1 Положительная тенденция в целом отмечается и в дальнейшем — в 2007 г. количество туристов составляло уже 14 788 тыс. чел.
Со вступлением Болгарии в ВТО значительно увеличился приток прямых иностранных инвестиций в сферу рекреации и туризма (Болгария вступила в ВТО в 1996 г.)2.
Положительное влияние на развитие сферы рекреации и туризма от вступления страны в ВТО отмечается и в Монголии, которая стала членом этой организации в 1997 г. Поступления от туризма в 1998 г. увеличились на 160 % и составили 32,5 млн дол. В 2002 г. этот показатель возрос до 130,1 млн дол. (увеличение по сравнению с годом вступления страны в ВТО примерно на 960 %) [2].
1 URL : http://www.oecd.com.
2 Россия и ВТО: мифы и реальность. — URL : http://cefir.ru download.php?id=84.
В Китае после присоединения государства к ВТО в 2001 г. сфера рекреации и туризма получила существенное развитие. В июле 2003 г. Китайская национальная туристская администрация (С^А) одобрила первое предложение по созданию полностью иностранного туристского агентства в Китае, тем самым выполнив свои обязательства перед ВТО на четыре года раньше запланированного срока. К концу 2004 г. С^А подписала меморандум туризма с двумя странами Карибского бассейна и тремя латиноамериканскими странами, которые позволяют туристским группам из Китая посещать соответствующие страны. За время членства в ВТО Китай добился ощутимого прогресса в гостиничной индустрии, которая на данный момент включает в себя практически все международные сети отелей. Также успешен Китай и в сегменте туроператорского бизнеса, в котором создаются новые транснациональные туристские корпорации и открываются их представительства за рубежом. Ощутимое развитие получило иностранное инвестирование туризма в Китае, а также многие другие составляющие туристской сферы. Объем иностранных инвестиций в туристическом секторе Китая достиг к 2004 г. 50 млрд дол., составляя около 11 % всего потока иностранных инвестиций в экономику
Китая1. Исходя из полученных результатов, китайским правительством была сформирована долгосрочная цель развития национального туризма, согласно которой к 2020 г. поток туристов в Китае достигнет 210 млн чел., что в свою очередь принесет доходы, превышающие 300 млрд дол., составляющие от 8 до
11 % внутреннего валового продукта страны2.
Еще одной страной, где существенно ускорились темпы роста в сфере рекреации и туризма, является Армения, которая присоединилась к ВТО в 2003 г. Так, если в 2001 г., по данным Всемирной туристской организации, Армению посетило около 145 тыс. туристов, то в 2011 г. эта цифра составила уже 750 тыс.3
В 2008 г. в ВТО вступила Украина. По данным статистики 2011 г., туризм в Украине бурно развивается. В 2011 г. его вклад в экономику Украины достиг 10,1 млрд дол., это третий результат среди стран Центральной и Восточной Европы (данные Всемирного совета по путешествиям и туризму) [1].
Достижение положительных результатов для сферы рекреации и туризма в результате вступления государства в ВТО во многом предопределяется тщательной проработкой условий, накладываемых членством в данной организации. Например, одним из наиболее существенных общих обязательств в сфере туризма является режим наибольшего благоприятствования, который ставит все государства-члены ВТО в одинаковые условия, не определяя при этом конкретных условий доступа на рынок. Согласно этому режиму любое государство-участник ВТО должно предоставлять другому ее участнику доступ на рынок услуг не хуже того, что оно предоставляет какому-либо третьему государству, даже если это третье государство не входит в ВТО. Например, режим наибольшего благоприятствования не будет считаться нарушенным в случае запрета на российском рынке всех туроператоров из всех государств, но если для каких-то стран разрешить доступ, а для каких-то запретить, то в такой ситуации
1 China's tourism speeds up opening after WTO entry. 30 Nov 2004. — URL : http://ehotelier.com/ hospitality-news/item.php?id=A3278_0_11_0_M.
2 Там же.
3 Россия и ВТО: мифы и реальность. — URL : http://cefir.ru download.php?id=84.
с уверенностью можно будет говорить о дискриминации.
Согласно Перечню специфических обязательств РФ по видам деятельности «Услуги, связанные с туризмом и путешествиями» и «Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий» Протокола от 15.12.2011 г. «О присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994 г.» имеется ряд ограничений доступа на рынок и ограничений национального режима (табл. 2).
Данные табл. 2 позволяют сделать следующие выводы:
- присоединение РФ к ВТО не накладывает существенных ограничений на функционирование сферы рекреации и туризма в РФ;
- по виду деятельности «Услуги гостиниц и ресторанов» установленные ограничения доступа на рынок благоприятно воздействуют на развитие сферы рекреации и туризма в стране, поскольку коммерческое присутствие новых субъектов рынка допускается только в форме юридического лица РФ;
- по видам деятельности «Услуги туроператоров и турагентов» и «Услуги экскурсионных бюро» ограничения доступа на рынок также благоприятно воздействуют на развитие сферы рекреации и туризма в стране, повышая ее конкурентоспособность, поскольку коммерческое присутствие новых субъектов рынка допускается только в форме юридического лица РФ, являющего коммерческой организацией; в случае коммерческого присутствия иностранного участника данная организация должна быть юридическим лицом с опытом оказания услуг туроператоров в стране своего местонахождения не менее пяти лет; физические лица, оказывающие услуги гидов (гидов-переводчиков), должны быть гражданами РФ, что дает возможность сохранить и расширить занятость местного населения;
- по виду деятельности «Услуги по организации развлечений» установленные ограничения доступа на рынок благоприятно воздействуют на развитие сферы рекреации и туризма в стране, поскольку коммерческое присутствие новых субъектов рынка допускается только в форме юридического лица РФ;
- по виду деятельности «Услуги информационных агентств» ограничения доступа на
Таблица 2
Ограничения доступа на рынок и ограничения национального режима РФ
по видам деятельности
Вид деятельности Ограничения доступа на рынок Ограничения национального режима
Услуги, связанные с туризмом и путешествиями
Услуги гостиниц и ресторанов (включая предприятия общественного питания) Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица РФ Коммерческое присутствие требует разрешение местных органов власти, которое выдается на недискриминационной основе, учитывая градостроительные планы и программы социально-экономического развития в их юрисдикции
Услуги туроператоров и турагентов Услуги по экскурсионному обслуживанию Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица РФ, являющегося коммерческой организацией Иностранный участник коммерческой организации с иностранным участием должен быть юридическим лицом с опытом оказания услуг туроператоров в стране своего местонахождения не менее 5 лет Для целей оказания услуг туроператоров в сфере въездного и выездного туризма общее иностранное участие в уставном капитале (голосующих акций) может быть ограничено 49 %. Через 7 лет после даты присоединения России к ВТО ограничение будет устранено Доля иностранного участия в уставном капитале, превышающая 49 %, не может рассматриваться в качестве основания для прекращения деятельности и/или деинвестирования юридических лиц РФ, получивших лицензии на оказание туристических услуг и услуги, связанные с путешествиями, выданных до даты введения такого ограничения. Физические лица, оказывающие услуги гидов (гидов-переводчиков), должны быть гражданами РФ Обязательства по коммерческому присутствию не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, связанных с национальной культурой и самобытностью
Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий
Услуги по организации развлечений Прочие услуги по организации развлечений, не включенные в другие категории (иные, чем аудиовизуальные услуги) только в отношении услуг по эксплуатации кинотеатров Коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица РФ Обязательства по коммерческому присутствию не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, связанных с национальной культурой и самобытностью
Услуги информационных агентств Допускается коммерческое присутствие при условии, что учредители средств массовой информации должны быть гражданами РФ Обязательства по коммерческому присутствию не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, связанных с национальной культурой и самобытностью
рынок благоприятно воздействуют на развитие сферы рекреации и туризма в стране, поскольку учредители средств массовой информации должны быть гражданами РФ;
- ограничения национального режима в отношении всех видов деятельности предполагают, что соответствующие обязательства не принимаются в отношении субсидий и иных форм государственной поддержки, связанных с национальной культурой и само-
бытностью. Данное условие благоприятно для развития этнического и культурно-познавательного туризма, поскольку не ограничиваются возможности коммерческого присутствия.
Таким образом, присоединение РФ к ВТО в аспекте принятых обязательств и ограничений должно благоприятно сказаться на условиях и характере функционирования сферы рекреации и туризма.
Таблица 3
Возможности и угрозы для сферы рекреации и туризма, обусловленные вступлением РФ в ВТО
Возможности Угрозы
Развитие транспортной сети Снижение объемов продаж и прибыли местных субъектов турбизнеса (типичных для туризма видов деятельности)
Увеличение качества предоставляемых услуг вследствие возросшей конкуренции Расширение выездного турпотока вследствие большей доступности информации и субъектов, предоставляющих турпродукты за границей
Увеличение въездного туристского потока Негативное влияние на природные туристские ресурсы
Развитие туристской инфраструктуры -
Продвижение туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках -
Появление новых турпродуктов, увеличение доходов от сферы туризма и рекреации -
Приток иностранных инвестиций -
Вместе с тем можно выделить ряд возможностей и угроз для сферы рекреации и туризма, обусловленных вступлением РФ в ВТО (табл. 3).
Представленные возможности будут способствовать повышению конкурентоспособности и развитию сферы рекреации и туризма в России.
Наиболее существенной угрозой, на наш взгляд, можно обозначить «Негативное влияние на природные туристские ресурсы», что приведет к снижению туристской привлекательности природных ресурсов и тем самым явится фактором снижения конкурен-
тоспособности сферы рекреации и туризма страны.
Изложенное позволяет резюмировать, что вступление государств в международные экономические организации, в частности в ВТО, имеет ряд положительных последствий, что продемонстрировано на примере сферы рекреации и туризма.
Опыт стран-участников ВТО, а также учет принятых обязательств и ограничений присоединения России к ВТО позволяют утверждать, что участие России в ВТО является положительным фактором для развития отечественной сферы рекреации и туризма.
Список использованной литературы
1. В фокусе: Украина / А. Горохова, К. Иванова, А. Костенко. — URL : http://www.pe.com.ua/upload/ content/site/ITE%20Regional%200utlook%20Focus%20on%20Ukraine_ru.pdf.
2. Киселева И. А. Проблемы моделирования туризма (на примере развития туристического бизнеса в
Монголии) / И. А. Киселева, Цэцгээ Баясгалангийн // Системотехника : сетевой электрон. науч. журн. — 2004. — 2. — URL : http://systech.miem.edu.ru/2004/n2/Kiseleva.htm.
3. World Development Indicators / The World Bank. Washington : D. C., 2008. 440 p.
References
1. Gorokhova A., Ivanova K., Kostenko A. V fokuse: Ukraina [In focus: Ukraine]. Available at: http://www. pe.com.ua/upload/content/site/ITE%20Regional%200utlook%20Focus%20on%20Ukraine_ru.pdf.
2. Kiseleva I. A., Tsetsgee Bayasgalangiyn. Modeling problems of tourism (by the example of tourism business development in Mongolia). Sistemotekhnika — Systems Engineering, 2004, no. 2 (in Russian). Available at: http:// systech.miem.edu.ru/2004/n2/Kiseleva.htm.
3. The World Bank. World Development Indicators. Washington, D. C., 2008. 440 p.
Информация об авторах
Даниленко Нина Николаевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Рубцова Наталья Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Danilenko Nina Nikolaevna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].
Rubtsova Natalia Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].