Чэн Бин, Д. В. Севастьянов
СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ И РОССИИ
Введение
Исследование истории развития и современного состояния туристских связей между КНР и Россией, которые становятся все более существенными представителями на международном туристском рынке, приобретает актуальное значение в связи с поиском путей оптимизации взаимодействия между странами в сфере туризма. Несмотря на то, что на фоне мирового экономического кризиса международный туризм во всем мире испытывает некоторый спад, можно отметить, что благодаря высокому спросу на выездной туризм и в КНР, и в России, в целом международный туризм обеих стран имеет положительные перспективы и находится на благоприятном этапе своего развития. Успешно развивается и приграничный туризм в этих странах.
Становление международного туризма в России и Китае
Начало массового внутреннего и международного туризма в его современном понимании относят к XIX в. Принято считать, что туризм, как бизнес и сфера предпринимательства, зародился в Европе, в Англии. До наших дней дошло описание первой туристской поездки 570 человек по железной дороге из г. Лейстера в г. Лафоборо, организованной Томасом Куком в 1843 г. Позднее, в 1866 г., он же организовал путешествие двух групп на пароходах из Англии в США, чем положил начало международным туристским перевозкам [1].
Это событие в значительной мере повлияло на появление и развитие в конце XIX в. туризма в России, где возрастал общественный интерес к экскурсиям и путешествиям внутри страны и за ее рубежами. В 1877 г. в Тифлисе был организован «Альпийский клуб», который организовывал путешествия по горам Кавказа. В 1891 г. в Ялте возник «Крымский горный клуб», популяризировавший путешествия и исследования в Крыму. В 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано «Общество велосипедистов-тури-стов», заложившее основу развития велотуризма во многих городах России. В 1898 г. на Люксембургском конгрессе это популярное в России общество было принято в Международную «Лигу туристских обществ». В 1902 г. в России утверждается Устав Русского туринг-клуба, деятельность которого была направлена на популяризацию знаний
о России и новых видах путешествий. «Русский туринг-клуб» (позднее — Российское общество туристов) издавал ежемесячный журнал «Русский турист», в котором популяризировал разнообразие природы России и рекламировал туристские маршруты по Крыму, Кавказу, Центральной и Северной России, а также и зарубежные путешествия в Финляндию, Германию, Италию, Францию и Китай (г. Харбин). Так начинался организованный внутренний и международный туризм в России [2].
© Чэн Бин, Д. В. Севастьянов, 2010
Новый этап развития туризма и экскурсий наступил уже в Советской России, где в 1920-х гг. было организовано «Общество пролетарского туризма», пропагандировавшее экскурсионно-краеведческое движение народа. В 1930-х годах оно было преобразовано во «Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий». После окончания II Мировой войны в 1945 г. в СССР был организован Центральный совет по туризму и экскурсиям, который занялся организацией массового туризма. С 1960 г. Международные туристские связи осуществлялись через «Интурист», молодежное бюро «Спутник» и Центральный совет профсоюзов (ВЦСПС). Основными объектами массового международного туризма были дружественные «страны социалистического лагеря» и некоторые капиталистические страны мира.
В конце XX — начале XXI в., на фоне произошедших в Российской Федерации политических и экономических перемен, существенно возросла роль международного туризма. В России туризм превратился в самостоятельный вид бизнеса, который продолжает динамично развиваться. Количество туристов, прибывших из-за рубежа в Россию и выехавших за ее пределы с 1995 по 2005 г., выросло более чем в 2 раза. В 2005 г. въезд туристов составил 2,4 млн чел., а выезд — 6,8 млн чел. В настоящее время международный туризм в России достиг еще более высокого уровня. В 2007 г. было зафиксировано 22,9 млн туристских прибытий и 34,22 млн выездов. По числу принимаемых иностранных туристов Россия заняла 10-е место в мире. По прогнозам UNWTO в 2015 г. Россия займет 10-е место по туристским убытиям [3].
Большое значение для развития туризма в современных условиях приобретает создание в России особых экономических зон рекреационного типа (ОЭЗ РТ), которые ориентированы на развитие рекреации и туризма, как важных направлений региональной экономики. В этот список вошли семь регионов, по ряду показателей наиболее перспективных для разработки и использования природных лечебных ресурсов, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, комплексного использования туристских ресурсов и дальнейшего развития международного и внутреннего туризма: Краснодарский край, Ставропольский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Алтай, Алтайский край и Калининградская область [4]. В последнее время существенно возрастает роль формирования единых рекреационных пространств в приграничных регионах сопредельных государств. Это создает благоприятные условия для развития туризма в приграничных регионах. Особенно наглядно это проявляется на сопредельных территориях России и Китая в Хабаровском и Приморском краях Дальнего Востока. В частности, въезд в Приморский край туристов из Китая возрос с 30 тыс. чел. в 1994 г. до 178 тыс. чел. в 2004 г. [5].
В Китае, несмотря на тяжелую социально-экономическую ситуацию и агрессию иностранных держав на рубеже XIX — XX вв., начал организовываться международный туризм. В 1923 г. при одном из коммерческих банков был создан туристский отдел, который через некоторое время был преобразован в Китайское туристическое бюро. Деятельность этого бюро 1920-30-х гг. распространялась на ряд крупнейших городов Китая и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Однако это были индивидуальные коммерческие туры.
Качественно новый этап развития туризма начался после провозглашения в 1949 г. Китайской Народной Республики. В 1954 г. было создано Китайское бюро международных путешествий, которое установило деловые контакты с СССР и другими дружественными странами. Туризм в Китае стал рассматриваться как «гражданская дипломатия», способствующая развитию взаимопонимания и дружбы китайского народа с народами других стран. Уже в 1965 г. число прибытий в Китай иностранных ту-
ристов достигло 13 тыс. чел. Однако развитие массового международного туризма и интенсивный рост туристских потоков в Китае начались лишь в 1970-х гг., в связи с провозглашением в стране политики «открытых дверей» и курса на реформы. Интерес к Китаю как туристской дестинации стал возрастать во многих странах мира. В результате объем въездного туризма в стране с 1977 по 1997 г. возрос почти в 18 раз: с 1,8 до 31,7 млн чел. [6].
За годы реформ быстрое развитие экономики в Китае сопровождалось повышением жизненного уровня населения и изменением потребительских приоритетов. При этом возросли расходы населения на образование, культуру, транспорт, на отдых и туризм. В 1983 г. Китай стал официальным членом Всемирной туристской организации (UNWTO). Но на начальном этапе, вплоть до 1997 г., в стране действовало строгое ограничение на туризм. Практиковался только официальный туристский обмен и визиты к родственникам на безвалютной основе. С 1997 по 2005 г. началось смягчение ограничений, вводится система «официальных туристских направлений», разрешен регламентированный туризм с целью отдыха и лечения на частные средства. Наконец, с 2005 г. по настоящее время выездной туризм признан полноправной сферой туристской деятельности без регламентации географии поездок и состава участников туров. Отказ от политики ограничений в пользу оптимизации выездного туризма привел к дальнейшему снижению административных барьеров [7].
В 1984 г. в стране начали развивать туризм с пограничными государствами и туризм в Гонконг и Макао, которые в то время были колониальными территориями Англии и Португалии. Начиная с 1986 г. туристская индустрия была включена китайским правительством в государственный план развития народного хозяйства и в стране началось массовое строительство гостиниц, сооружение новых туристских объектов и направленная подготовка кадров для сферы туризма.
В 1997 г. Госсоветом были опубликованы «Временные правила управления (регулирования) для граждан КНР, выезжающих за границу с целью туризма на платной основе». После этого выездной туризм в Китае пошел по быстрому и нормативному пути развития. Численность туристских убытий в 1997 г. составляла около 5 млн, а в 2007 г. она достигла 40,95 млн чел. Годовой прирост составил более 20% [6].
В настоящее время Китай, пережив неспокойное столетие и преодолев политические и экономические трудности, благодаря богатым природным ресурсам и трудолюбию населения к началу XXI в. показывает бурное развитие экономики и в том числе в сфере рекреации и туризма. По данным ВТО, в 2005 г. Китай занял четвертое место в мире по приему туристов и шестое — по доходам от международного туризма. Доля туристской сферы в экономике страны в 2006 г. составила 6% ВВП. [3].
В XXI в. Китай, как и Россия, вошел в число стран, где выездной туризм развивается наиболее быстрыми темпами. Туристская индустрия стала новой точкой роста экономики КНР. За 10 лет с 1994 по 2004 г. объем выезда китайских туристов возрос в 8 раз и составил 28,9 млн поездок. Расходы китайских туристов на зарубежные поездки в 2004 г. достигли 19,1 млрд. долл. По этому показателю Китай занял седьмое место в мире. При этом отмечается существенный рост доли индивидуальных поездок и сокращение доли групповых туров. В потоке выездных туров доля организованных групп снизилась с 76% в 2000 г. до 28% в 2004 г. [6]. В структуре выездов формируется три основных потока: в специальные административные районы Сянган и Аомынь (70% всего потока); приграничный туризм (в Приморском и Хабаровском краях России, в Монголии, КНДР, Вьетнаме, Мьянме); зарубежный туризм (в Европу, Америку, Африку и Австралию) [7].
Сфера туризма имеет возрастающее значение и в международных взаимоотношениях современных Китая и России. Обе страны в настоящее время пользуются взаимным высоким туристским спросом, поэтому можно утверждать, что туризм в обеих странах играет значительную роль в укреплении дружбы и взаимопонимания между народами. По данным UNWTO, в 2007 г. число туристов, выезжающих из Китая, составило 40,95 млн чел. и было зафиксировано 54,72 млн туристских прибытий (табл. 1).
Таблица 1. Динамика развития международного туризма в Китае и России [по 8]
Направление Китай Россия
1997 г. 2007 г. 1997 г. 2007 г.
Въезд (млн чел.) 31,7 54,72 2,4 22,9
Выезд (млн чел.) 4,8 40,95 6,8 34,2
Поступления от международного туризма составили 41,9 млрд долл. США. По прогнозу ВТО, к 2015 г. Китай станет первым в мире туристическим центром и четвертой крупной страной по выезду туристов [3].
Организация международного туризма в Китае
На основании Закона о туризме в Китае туристские фирмы разделяют на международные и внутренние. Международные турфирмы занимаются международным (въездным и выездным) туризмом, а внутренним турфирмам разрешается заниматься только внутренним туризмом. В 2007 г. турфирм в стране насчитывалось 18943 единиц, из них международных— 1797 [8].
Развитие международного туризма в Китае происходит в рамках долгосрочного планирования с участием государственного управления и частного предпринимательства. Стратегия развития туризма Китая направлена на всемерную поддержку въездного туризма, активизацию внутреннего туризма и постепенное увеличение доли выездного туризма на основе государственного регулирования. Это связано с противодействием утечке валютных резервов государства и возможным пассивным торговым балансом. В связи с этим государство предпринимает следующие управленческие меры:
1. Ограничение прав и количества туркомпаний, занимающихся выездным туризмом. Запрет иностранных инвестиций в организацию выездного туризма граждан Китая.
2. Валютные ограничения. При выезде за границу граждане Китая могут обменять определенную сумму на иностранную валюту, в пределах, предусмотренных законом. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению этой обменной суммы валюты (с 2000 долл. США в 2000 г. до 50 000 долл. США в 2007 г.).
3. Госконтроль и регулирование в открытии новых мест назначения выездного туризма осуществляется по модели ADS, путем двусторонних переговоров. В 2007 г. количество туристических направлений для китайских туристов составляло 89 стран и регионов.
Наибольшей популярностью у китайских туристов пользуются такие страны, как Япония, Корея, Таиланд, Россия, США, Сингапур, Вьетнам и Малайзия. Следует отметить, что по статистике с 2000 г. Россия постоянно входит в первую пятерку стран,
наиболее посещаемых китайскими туристами. В последние годы отмечается рост популярности туристских поездок в Россию. В целом, в 2007 г. Россия принимала 1,9% китайского выездного потока туристов, что составило более 750 тыс. чел.
Под влиянием ряда факторов, таких как визовая политика, языковый барьер и трудности в общении, питание, финансовая ограниченность основной формой китайского выездного туризма по-прежнему является массовый туризм. При этом турфирмы оказываются неотъемлемой частью при подготовке и реализации путешествия туристов. Предоставляя туристам полную программу с проживанием, питанием, транспортом и достопримечательностями, мало учитывая индивидуальный интерес, турфирмы ориентируются только на количественные показатели поездки, а не на качество туристических услуг. Это и есть нынешнее состояние китайского выездного туризма. Основный вид туризма — культурно-познавательный, выставочный и деловой. Например, самым распространенным маршрутом при поездке китайских туристов в Россию является недельный тур в Москву и Санкт-Петербург. Сокращая расход на проживание, турфирмы обычно советуют выбирать ночную поездку из Москвы до Петербурга на поезде. При этом, туристы часто попадают в самые неудобные и старые поезда, прибывающие в Санкт-Петербург в 4-5 ч. утра. Поскольку поселение в гостиницы обычно осуществляется только после 14 ч., утомленные с поезда туристы после завтрака в китайском ресторане, заказанного турфирмой, уже начинают обзорную экскурсию по городу. Затем, в 14-15 ч их ожидает насыщенная программа в Петербурге, а потом туристы опять уезжают на ночном поезде в Москву, откуда вечером должны улетать в Китай после дневной прогулки и без отдыха. Такая программа физически утомительна даже для молодых людей.
По такому же принципу организуются туры из Китая по Европе и по Северной Америке. За десять дней, побывав в нескольких странах и городах, по возвращению на Родину туристы с трудом вспоминают, что видели. Это, конечно, не совпадает с целью туристской поездки, направленной на знакомство с другой страной, ее людьми и культурой.
С ростом количества выезжающих, возросли проблемы с безопасностью туристов. Главным образом это связано с дорожно-транспортными происшествиями, с физическим насилием, злоупотреблением имуществом, стихийными бедствиями и очагами нестабильности в регионах посещения и т. д. Например, 30 января 2009 г. группа китайских туристов пострадала в ДТП в США, где 6 туристов погибли. В этой же стране в апреле 2009 г. 4 китайца пропали в результате похищения [9].
Развитие международного туризма во всем мире способствует значительному увеличению доходов населения и росту занятости в странах назначения. Приезд туристов не только приносит прямую пользу в отраслях проживания, питания, транспорта и производства национальных сувениров, но и оживляет все сопутствующие сферы экономической деятельности. В Китае 3-4 иностранных туриста косвенно обеспечивают
1 рабочее место в экономике страны.
В последние годы наметился рост числа китайских туристов, выезжающих за рубеж. Выезжающие китайские туристы проявляют высокую покупательную способность во всем мире. По данным крупнейшей в мире аналитической компании AC Nielsen, которая исследовала динамику китайского туризма, каждый китайский турист в 2006 г. в среднем за одну заграничную поездку расходовал 928 долларов США на покупки, но в поездках в Европу — в среднем 1408 долларов США. Туристические службы Австралии, Германии, Швейцарии, Финляндии также отметили, что китайские туристы все больше тратят на проживание и на покупки.
По прогнозу Всемирной туристской организации к 2015 г. число туристских убытий из Китая достигнет 100 млн. Годовой прирост составит 12,8%. При этом Китай выйдет на 4-е место в мире по числу убытий [3].
Перспективы развития международного туризма в Китае и России
Особенностью России является не только ее обширная территория, но и пограничное положение со многими европейскими странами. Для населения России характерны свободные рыночные условия для туркомпаний, традиционная отпускная привычка, неконкурентоспособный внутренний туризм. Все это способствует процветанию российского выездного туризма. Организация Российского выездного туризма осуществляется в в правовых рамках соблюдения законов «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”» (01.06.2007), но, в отличие от Китая, без вмешательства со стороны правительства. По статистике, в 2007 г. из России выехали 34,22 млн чел. По сравнению с 2006 г. увеличение составило 18%. Основной поток российского выездного туризма направлен в следующие страны: Таиланд, Израиль, Египет, Великобритания, Италия, США, Испания, Турция и Китай. Особенно быстро увеличиваются темпы роста количества поездок в Китай. Численность убытий в Китай в 2007 г. составляла более 300 тыс. чел. Годовой рост в течение последних нескольких лет превышает 20%.
Выездной туризм из Китая в Россию уже в 2004 г. достиг максимального числа — 813 тыс. чел., после чего наметился спад и в 2007 г. Россию посетили всего 756 тыс. китайских туристов [7].
В соответствии с международным стандартом на российском рынке работают туроператоры, занимающиеся деятельностью по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, и турагенты — посредники, осуществляющие продвижение и реализацию. На рынке российского туризма представлен сравнительно большой выбор туристских продуктов: культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, пляжный, экологический, круизный, деловой, шоппинг и т. д. Следует отметить, что по данным агентства по туризму РФ, 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Поэтому пляжные курорты пользуются большой популярностью у русских туристов. Русских и китайских туристов приветствуют многие страны мира, такие как Финляндия, Швеция, Греция, Чехия, Франция, в связи с высокими расходами, которые они готовы нести в стране пребывания. По данным шведского отделения Global Refund, туристы из России и Китая тратят в среднем на треть больше, чем туристы из других стран. Эксперты отметили, что россияне, пользуясь распродажами, чаще всего покупают фирменную одежду, косметические средства и бытовую технику [10].
По сравнению с китайскими туристами, русские туристы за рубежом чаще сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами. По сообщению Российского союза турин-дустрии, в 2008 г. в различных странах мира 285 туристов погибли в ДТП, из них 47, или каждый шестой, оказался россиянином. Острая ситуация требует соответствующих мер как со стороны правительства, так и со стороны мирового туристского сообщества.
По сравнению с Россией, выездной туризм Китая еще находится на начальной стадии развития. Процентное соотношение китайцев, выезжающих за рубеж к общему числу населения страны еще малозначительно. В 2007 г. было зафиксировано всего около 41 млн туристских убытий из Китая, т. е. лишь 3% китайцев смогли поехать за
границу и познакомиться с другим миром. В том же году, например, было зафиксировано туристских убытий во Франции 130% и в России — 25%.
Наибольшим спросом у китайцев пользуются страны, расположенные в соседстве с Китаем. Этот факт объясняется относительно низким уровнем ВВП на душу населения. По данным исследования UNWTO, население стран, в которых ВВП на душу населения составляет менее 4000 долл. США, чаще выбирает в целях туризма близлежащие страны. В странах, где ВВП на душу населения превышает 10000 долл. США, туристы начинают путешествовать по всему миру. Благодаря успешным реформам, проводимым в последние 30 лет в Китае, экономика получила беспрецедентное развитие и занимает по темпам роста одну из ведущих позиций в мире. Но из-за огромного населения Китай еще не вышел из группы развивающихся стран. В 2007 г. ВВП на душу населения в Китае достиг 2460 долл. США. Во Франции и в России эта цифра составляет соответственно — 40782 и 8612 долл. США. Китайская экономика характеризуется неравномерностью и по географическому, и демографическому положению. Поэтому преимущественно люди из развитых зон Китая образуют сегодняшний состав выездного туризма. Это проявляется и в туристском взаимодействии между Китаем и Россией. В 2007 г. более 2 млн россиян посетили Китай, в то время как более 760 тыс. китайцев побывали в России. Из всего этого числа около 50% туристского обмена составляют «челночные» неоднократные пересечения границы, происходящие в приграничном туристском пространстве на российском Дальнем Востоке [8].
Необходимо отметить, что имеется ряд препятствий для более успешного развития международного туризма в Китае. В частности, осуществляется государственная регламентация географии поездок через систему соглашений с принимающими странами и присуждения этим странам статуса «официального туристского направления» (ОТН). Это является обязательным условием организации поездок из КНР с целью туризма на личные средства. Число таких официально утвержденных туристских направлений быстро возрастало с 1983 по 2007 г. в соответствии с последовательной государственной политикой развития международного туризма (табл. 2) [7]. Однако, выбор турпродуктов для международного туризма пока еще относительно мал. Отсталый механизм управления, отсутствие инноваций в турбизнесе препятствуют не только развитию выездного туризма, но и развитию всего китайского туризма в целом. Недостаточно внимания уделяется менеджменту, маркетингу и рекламе туристских продуктов и международному сотрудничеству в туристской сфере.
Таблица 2. Динамика развития китайского выездного туризма [по 7]
№ Этапы Годы Темпы роста отн,% Темпы убытий, %
I Начальный 1983-1997 6 25
II Устойчивого роста 1998-2001 24 23
III Интенсивного роста 2002-2003 26 30
IV «Бум» выездного туризма 2004-2006 42 15
V Современный этап с 2007 9 15
В настоящее время существуют благоприятные перспективы для развития международного туризма между Китаем и Россией. Прежде всего, наши страны — это дружественные страны-соседи, имеющие протяженные совместные границы и длительную историю взаимных контактов. В истории развития российско-китайского туризма важнейшая роль принадлежала южным районам Дальнего Востока России. С 1994 по
2004 г. количество туристских прибытий из Китая только в Приморский край выросли в 6 раз. Но после 2004 г., на фоне расширения географии выездного туризма, наметилась тенденция к сокращению относительного числа китайских туристов, выезжающих в Россию. Абсолютное количество туристов, въехавших в Приморский Край из Китая в 2007 г. было ниже, чем в 1997 г. и составило всего 50,3 тыс. [7].
Быстро расширяются приграничные контакты в различных областях культуры, бизнеса и туризма. Наметилось интенсивное экономическое развитие Северо-Восточных провинций Китая. В соответствии с приятой в 2003 г. Программой возрождения этого региона, он станет четвертым центром экономического роста страны наряду с Пекином, Шанхаем и провинцией Гуандун. Это неизбежно приведет к расширению туристского рынка как в мировом масштабе, так и в региональном, ориентированном на российский Дальний Восток. Для стимулирования добрососедских отношений и обеспечения развития туризма между двумя странами, на государственном уровне вышел ряд постановлений, связанных с туристской политикой и были организованы некоторые мероприятия. Например, согласно договорам, заключенным обеими сторонами с 25.08.2005 г., начались туристические поездки граждан России в Китай и граждан Китая в Россию на безвизовой и визовой основе без ограничений по географии. Обе стороны придают большое значение развитию безвизовых туристических обменов как одному из действенных средств укрепления взаимопонимания и доверия между нашими народами. В последние годы в России целенаправленно разрабатывались меры по обеспечению комфортного и безопасного пребывания в стране граждан КНР и создания им необходимых условий для познавательного туризма и отдыха. Кроме этого, в рамках «Года России в Китае» и «Года Китая в России» в 2006 и 2007 г. соответственно, обе стороны приняли ряд мер для укрепления дружбы и взаимопонимания между народами и расширения туристских связей между странами.
В условиях мирового экономического кризиса развитие и продвижение туризма между двумя странами имеет важное стратегическое значение. С учетом быстрых темпов роста общего числа убытий из Китая, в обозримом будущем Китай может стать главным партнером России в области туризма. Важным направлением взаимовыгодного сотрудничества двух наших стран должно стать дальнейшее формирование на российском и китайском Дальнем Востоке единого приграничного туристского пространства, обеспеченного туристской инфраструктурой и соответствующими льготами для туристов. Это позволит увеличить долю взаимных международных туристских посещений по сравнению с челночными «шоппинг-турами».
Международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей мировой экономики. Китай и Россия имеют много общего не только в области развития туризма, но и в других сферах хозяйственной деятельности. Анализируя состояние и структуру выездного туризма обеих стран, обобщая их положительные стороны и недостатки, мы можем исправлять ошибки и выйти на путь прогрессивного развития туризма, и, в конечном счете — содействовать укреплению дружбы, экономических и культурных связей между двумя нашими странами. Развитие взаимовыгодного сотрудничества между Китаем и Россией — это стратегически оправданный путь в будущее.
Литература
1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. СПб., 2004.
2. Соколова М. В. История туризма. М., 2004.
3. WTO. Tourism 2020 Vision. Madrid:WTO.2001.
4. Кружалин В. И. Особые экономические зоны туристско-рекреационного назначения // Географические основы рекреации и туризма: теория, образование, практика / Сб. научн. Трудов. Отв. ред. А. А. Ткаченко. Тверь, 2008.
5. Александрова А. Ю. Туризм в странах полупериферии. Российская Федерация // География туризма / Под ред. А. Ю. Александровой. М., 2008.
6. Тикунова И. Н. Туризм в странах полупериферии. Китай // Там же. 2008.
7. Нечаева А. В. Этапы развития и особенности китайского выездного туризма // Проблемы Дальнего Востока. 2008. №4.
8. Итоги развития туризма в 2007 г. в Китае. Государственное управление по туризму КНР. Пекин. 2008 г. (кит.)
9. Современное состояние туризма в Китае. Ассоциация по туризму КНР. Пекин. 2008. (кит.)
10. Chris K. Tourism principles and practice. Third Edition, NY. 2007.
Статья поступила в редакцию 5 октября 2009 г.