МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
Д-р экон. наук М. Ю. Лайко Ю. В. Кудрявцева
ГОТОВ ЛИ РОССИЙСКИЙ ТУРБИЗИЕС К ВСТУПЛЕНИЮ В ВТО?
В статье исследуется один из аспектов вступления России в ВТО - его влияние на туристическую отрасль страны. На основе сравнительного анализа специфических обязательств в сфере туризма стран, вступивших в ВТО в последние годы, делается выгвод об уровне открытия российского туристического рынка и поддержке отечественных компаний в условиях усиления конкуренции с иностранными поставщиками туруслуг.
Ключевые слова и словосочетания: въездной туризм, внутренний туризм, выездной туризм, международная торговля услугами, вступление в ВТО, специфические обязательства, доступ на рынок.
Внутренние проблемы, с которыми столкнулась туристическая отрасль РФ в последнее время, включая громкие банкротства и необходимость внесения изменений в действующее законодательство, выступают не единственными вызовами, требующими серьезного внимания всех участников рынка.
Макроэкономическая, глобальная сущность туризма как явления диктует необходимость восприятия государственного регулирования отрасли как части глобальной системы регулирования. Соответственно особую значимость приобретает умение оценивать и прогнозировать последствия для бизнеса решений и договоренностей, принимаемых на более высоких уровнях системы.
Углубляя свою интеграцию в мировой туристический рынок, Россия, занимающая сегодня 4-е и 13-е места по обеспеченности природными и культурными ресурсами (соответственно) и лишь 59-е - по конкурентоспособности туристической отрасли в рейтинге ВЭФ1, активизирует сотрудничество с международными организациями, оказывающими влияние на развитие туризма и торговлю туристическими услугами. Исследуются новые направления взаимодействия с ЮНВТО, ЮНЕСКО и ВОЗ, членами которых РФ является практически с момента основания этих организаций (ВОЗ - с 1948 г.2, ЮНЕСКО - с 1954 г.3, ЮНВТО - с 1975 г.4). В апреле 2011 г. Россия стала стратегическим партнером Комитета по туризму ОЭСР5. На очереди вступление России в ВТО. Безусловно, оценка ожидаемых последствий этого события будет носить во многом искусственный характер. Однако это не снижает ее важности и необходимости как для представителей бизнеса, так и для органов власти, поскольку ее главная задача - дать возможность хозяйствующим
1 ШЬ: http://gcr.weforum.org/ttci2011/
2 ШЬ: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/members-ru.pdf
3 ЖЬ: http://www.unesco.org/new/en/member-states/countries/
4 ЖЬ: http://unwto.org/ru/members/states
5 ЖЬ: http://www.russiatourism.ru/news/-33557305/
субъектам подготовиться к предстоящим изменениям, минимизируя тем самым потери и увеличивая выгоды.
Выделение конкретных плюсов и минусов усложняется тем, что все участники рынка (индивиды, фирмы, государственные институты) не одномерны, имеют целую гамму интересов, а значит, выигрыш на одном направлении может быть уравновешен проблемами на другом, и наоборот. Исходя из этого попробуем взглянуть на данный вопрос под другим углом. Проанализировав обязательства, принимаемые Россией в отношении доступа иностранных услуг и их поставщиков в сфере туризма, сравним их с обязательствами, принятыми на себя странами, вступившими в ВТО за последние 15 лет. А затем, основываясь на результатах этого сравнения, сделаем прогноз для российского турбизнеса.
Международная торговля услугами регулируется многочисленными международными соглашениями, в основном носящими секторальный характер. Универсальные же договоренности были достигнуты относительно недавно в рамках многосторонних переговоров в ходе Уругвайского раунда (1986-1994) и воплотились в Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Вступив в силу в 1995 г., оно стало первым многосторонним межгосударственным соглашением по торговле услугами. К ГАТС присоединились все страны - члены ВТО, приняв на себя обязательства, которые можно подразделить на две группы:
— общие обязательства, принимаемые государствами в безусловном порядке (режим наибольшего благоприятствования в торговле и обеспечение транспарентности);
— специфические обязательства, касающиеся условий доступа на рынок услуг данного государства и предоставления национального режима, являющиеся предметом переговоров.
Рассматриваемое соглашение не дает определения услуги. Вместо него в рамках ГАТС используется Классификационный перечень секторов услуг, разработанный в 1991 г. Секретариатом ГАТТ. В соответствии с данным классификатором ГАТС осуществляет регулирование в 12 секторах услуг, разделенных на 155 подсекторов.
Услуги, связанные с туризмом и путешествиями, сгруппированы в один сектор и подразделяются на подсектора:
A. Услуги гостиниц и ресторанов (включая предприятия общественного питания).
B. Услуги туроператоров и турагентов.
C. Услуги по экскурсионному обслуживанию.
Б. Прочие услуги1.
Также ГАТС определяет 4 способа поставки услуг, в том числе и туристических, по каналам международной торговли:
1) трансграничная поставка;
2) потребление за рубежом;
3) коммерческое присутствие;
1 ИЯЬ: http://www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/serv_e.htm
4) присутствие физических лиц.
Таким образом, каждая страна - член ВТО определяет свои обязательства как в отношении каждого из подсекторов, так и в отношении способов поставки. Кроме того, помимо секторальных обязательств принимаются и так называемые горизонтальные обязательства - общие для всех секторов услуг. Вместе они образуют перечни специфических обязательств в торговле услугами.
В то же время ГАТС признает за странами, присоединяющимися к Соглашению, право регулировать поставки услуг на своих территориях для достижения целей национальной политики, учитывая асимметрию, существующую в отношении степени развития регулирования услуг в различных странах. Таким образом, допускается принятие обязательств не в полном объеме, а с некоторыми ограничениями в соответствии с уровнем экономического и технологического развития отдельных отраслей. Цели применения данных инструментов регулирования могут быть различными: с одной стороны, они должны защищать интересы потребителей, обеспечивая надлежащее качество и безопасность предоставляемых услуг, а с другой - они могут носить протекционистских характер и защищать интересы поставщиков от иностранной конкуренции.
По своему характеру ограничения в торговле услугами можно условно разделить на количественные и качественные1. Через количественные ограничения регулируется доля иностранного компонента в данном секторе (ограничение количества поставщиков услуг, объема поставляемых услуг, специальных требований к юридической форме осуществления коммерческой деятельности и т. п.). Качественные ограничения применяются для обеспечения соответствующего качества услуг и по соображениям благоразумия (через лицензирование деятельности, выполнение требований, предъявляемых к техническим стандартам, уровню профессиональной подготовки и т. п.).
Обязательства по услугам в сфере туризма приняли на себя большинство стран - членов ВТО. Из 153 стран2 (по состоянию на 10 февраля 2011 г.) 133 страны приняли обязательства по услугам гостиниц и ресторанов, 110 стран - по услугам туроператоров и турагентов, 68 стран - по услугам по экскурсионному обслуживанию, 18 стран - по прочим услугам3. Это больше, чем по любому другому сектору услуг. Отрасль не является конфликтной - в рамках ВТО из 22 споров по торговле услугами по туризму не было ни одно-
го4.
При этом анализ обязательств, принятых странами - членами ВТО, позволяет сделать вывод, что их объем и наличие ограничений доступа на рынок и национального режима напрямую зависят от уровня развития туризма в каждой конкретной стране и его доли в экономике. Так, доля туризма в ВВП
1 См.: Основы торговой политики и правила ВТО. - М. : Международные отношения, 2005. -С. 231.
2 URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm
3 URL: http://tsdb.wto.org/matrixlist.aspx
4 URL: http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_agreements_index_e.htm?id=A8#selected_ agreement
стран СНГ, уже вступивших в ВТО (Киргизия в 1998 г., Грузия в 2000 г., Армения в 2003 г., Молдавия в 2001 г. и Украина в 2008 г.), колеблется (по данным за 2011 г.) от 1,0% у Киргизии до 2,1% у Армении. Невелик вклад туризма данных стран и в занятость населения - от 0,9% у Киргизии до 1,8% у Армении1. Вполне логично, что эти страны принимали обязательства в сфере туризма без ограничений во всех подсекторах и по всем способам поставки, накладывая лишь общие ограничения на присутствие физических лиц. Здесь, правда, следует оговориться, что на объем принятых обязательств, которые являются результатом переговорного процесса, влияют не только национальные интересы вступающей страны, но и интересы самой ВТО и ее действующих членов, которые могут потребовать более или менее значимых уступок в отдельных секторах. Соответственно, вполне закономерно, что вступившие в ВТО страны СНГ будучи небольшими государствами, расположенными на периферии Содружества, столкнувшись с серьезнейшими проблемами в первые годы после распада СССР, проявляли большую гибкость в отношении принимаемых обязательств.
Иначе выглядят специфические обязательства Китая (член ВТО с 2001 г.) и Вьетнама (член ВТО с 2007 г.), у которых развит сектор туризма. Обе страны входят в список 50 стран с наибольшими доходами от международного туризма (Китай - с 45,8 млрд долларов, Вьетнам - с 4,5 млрд долларов, по данным ЮНВТО за 2010 г.2). По данным WTTC, доля туризма в ВВП Китая составляет 2,6% (9,2% с учетом связанных отраслей), вклад в занятость - 2,9% (8,1% с учетом связанных отраслей). В ВВП Вьетнама доля туризма еще выше - 4,3% (10% с учетом связанных отраслей), в отрасли занято 3,7% работающего населения (8,6% с учетом связанных отраслей).
Китай принял обязательства по первым двум способам поставки без ограничений, при этом коммерческое присутствие допускалось только на определенных условиях. Так, ограничение по 100%-ному зарубежному участию в гостиничных предприятиях должно было быть снято через 4 года после вступления в ВТО (через 6 лет для туроператоров и турагентств). Кроме того, на поставщиков туристических услуг накладывались и другие ограничения. В частности, к работе на внутреннем рынке Китая допускались исключительно компании, для которых туризм был основным видом деятельности, а ежегодный оборот превышал 40 млн долларов. Требования предъявлялись и к уставному капиталу совместных предприятий (4 млн юаней в течение первых трех лет после присоединения Китая к ВТО, далее - 2,5 млн юаней). При этом данные компании не могли заниматься выездным туризмом, включая поездки в Гонконг, Макао и Тайбэй, а должны были ограничивать свою деятельность определяемым правительством Китая перечнем местных курортов и городами Пекин, Шанхай, Гуанчжоу (Кантон) и Сиань. Все ограничения снимались через 6 лет после вступления Китая в ВТО3.
1 URL: http://www.wttc.org/research/
2 UNWTO World Tourism Barometer. - 2012. - Vol. 10. - January. - URL: http://mkt.unwto. org/ru/barometer
3 Report of the Working Party on the Accession of China. Part II - Schedule of Specific Commitments on Services. - URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm
Несмотря на более скромные по сравнению с Китаем объемы доходов от туризма, Вьетнам также принял обязательства по доступу на рынок с ограничениями. Так, оказание гостиничных услуг должно осуществляться параллельно с инвестированием в строительство, реконструкцию, реставрацию или приобретение отелей. Данное ограничение действует в течение 8 лет с момента вступления страны в ВТО. Турагентские и туроператорские услуги разрешено оказывать только в форме совместного предприятия, правда, без ограничения доли иностранного участия в уставном капитале. Аналогично Китаю Вьетнам разрешает туристическим компаниям заниматься исключительно внутренним и въездным туризмом без указания срока действия данного ограничения. Физические лица, оказывающие услуги гидов, должны быть гражданами Вьетнама1.
Таким образом, мы видим, что страны, придающие большое значение развитию туризма как отрасли экономики, предпринимают определенные шаги по его защите.
Безусловно, исходные позиции России на переговорах по вступлению в ВТО несколько иные. Исследователями обнаружена закономерность, что продолжительность переговорного процесса при вступлении в ВТО тем дольше, чем позже подана заявка и чем крупнее экономика вступающей страны. Количество обязательств, взятых на себя вступающими государствами, также име-
2
ет тенденцию к возрастанию со временем .
Страны - члены ВТО пытались вести переговоры с РФ, как с другими странами СНГ. При этом они не хотели принимать аргументацию того, что в уже вступивших в ВТО странах СНГ некоторые рынки товаров и услуг просто не существуют и, следовательно, им нечего защищать. В этой связи не удивительно, что переговоры по доступу на одни лишь рынки услуг шли долгих 12 лет (с 1999 по 2011 г.)3. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т. е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 115 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО4, включая туризм. И хотя данная сфера не относится к наиболее чувствительным в нашей экономике, обязательства по открытию сектора содержат определенные ограничения, которые должны помочь отрасли пережить переходный период.
Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, государство намерено содействовать ее развитию, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и
1 См.: Working Party on the Accession of Viet Nam. Part II - Schedule of Specific Commitments on Services. - URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/completeacc_e.htm
2 См.: Kent J. The Political Economy of WTO Accession: the Unfinished Business of Universal Membership // Эволюция международной торговой системы: перспективы для развивающихся рынков : материалы международной научно-практической конференции. 1-2 марта 2007. -СПб. : Европейский Дом, 2007. - С. 27.
3 URL: http://www.wto.org/english/thewto_e/acc_e/a1_russie_e.htm
4 См.: ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под ред. С. Ф. Сутырина. - М. : Эксмо, 2008. - С. 364365.
их объединений. В Перечне специфических обязательств РФ по услугам1 зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации, что позволит осуществлять контроль иностранных инвестиций. При условии перенасыщения иностранного капитала на российском рынке туроператорских услуг Россия также временно оставляет за собой возможность ввести ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале (голосующих акциях) совместного предприятия на уровне 49%. Это ограничение будет действовать в течение 7 лет от даты присоединения России к ВТО.
В области туроператорской деятельности гарантией надежности наших будущих партнеров должно стать требование подтверждения не менее 5-летнего опыта работы в стране происхождения инвестора. Кроме того, в соответствии с нашими будущими обязательствами Россия сохранит за собой возможность предоставлять финансовую помощь, направленную на цели развития туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью. Физические лица, оказывающие услуги гидов (гидов-переводчиков), должны быть гражданами Российской Федерации.
Таким образом, Россия применяет как количественные ограничения, обговаривая долю иностранного участия в уставном капитале, так и качественные, предъявляя требования к опыту работы туроператоров и национальной принадлежности гидов-переводчиков. Государственная поддержка, связанная с национальной культурой и самобытностью, не относится к непосредственному субсидированию, а выступает примером инфраструктурной субсидии, предназначенной для формирования и развития отрасли. Национальный режим на нее не распространяется.
Сравнивая данные меры защиты российской туриндустрии с уже рассмотренными выше инструментами Китая и Вьетнама, мы видим, что по объему они вполне сопоставимы. В то же время бросается в глаза тот факт, что Россия не ограничивает сферы деятельности компаний с иностранным участием. Вероятно, это связано, в числе прочего, с определенной уверенностью в устойчивости российского рынка выездного туризма, существовавшей на момент проведения переговоров. Однако необходимо понимать, что крупные российские туроператоры («Капитал тур» и «Ланта-тур вояж»), потерпевшие в недавнем прошлом банкротства, были лидерами именно выездного туризма, что может подорвать доверие потребителя к отечественным компаниям и, как следствие, снизить их конкурентоспособность.
Кроме того, даже если рассматривать выездной туризм как относительно развитый по сравнению с въездным и внутренним, то конкуренция с ним иностранных компаний беспокоит еще больше. Известно, что россияне -очень выгодные туристы, которые не жалеют денег на отдых. По данным ЮНВТО за 2010 г., российские туристы снова вошли в десятку наиболее щедрых путешественников (вместе с Германией, США, Китаем, Великобританией, Францией, Канадой, Японией, Италией и Австралией), оставив на отдыхе
1 ЖЬ: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/indexdocs
26,5 млрд долларов, что на 5,6 млрд долларов больше, чем в 2009 г.1 При этом, по данным Росстата, в 2010 г. российские туристы совершили 12650 тыс. поездок за границу - почти на 3050 тыс. больше, чем в 2009.
Положительная динамика сохранилась и в 2011 г., когда число поездок достигло 14495,9 тыс., что на 15% больше, чем в 2010 г.2 Эти цифры показывают, насколько объемным и динамично развивающимся является российский рынок выездного туризма и как много мы можем потерять, отдав его иностранным поставщикам туристических услуг.
Что касается въездного туризма, то, несмотря на гораздо более скромные объемы (иностранные граждане в 2011 г. совершили 2 млн 336 тыс. поездок в Россию с целью туризма3), он также вызывает беспокойство, поскольку высока вероятность того, что иностранные компании, придя на российский рынок, не станут развивать новые направления для поездок, а начнут конкурировать с нашими на относительно раскрученных, таких, как Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо России. Кроме того, поскольку низкие объемы въездного туризма связаны в первую очередь с визовыми сложностями, которые не разрешатся со вступлением в ВТО, не стоит ожидать и значительного увеличения турпотока с приходом новых игроков на рынок. Таким образом, мы скорее всего не получим тех плюсов, которые может дать здоровая конкуренция, а с минусами столкнемся в полной мере.
Гостиничный же рынок в целом относится к вступлению в ВТО более оптимистично. Иностранные бренды и так заходят на наш рынок без проблем, увеличение количества участников рынка происходит и без вступления. Так что обострение конкуренции можно в расчет не брать, это процесс объективный. Кроме того, вполне ожидаем дополнительный приток гостей за счет общего увеличения бизнес-активности.
Усиление конкуренции в свою очередь приведет к некоторому снижению цен на гостиницы, которое также будет способствовать наращиванию объемов въездного и внутреннего туризма, развитию которых в значительной мере препятствует дороговизна размещения. Снижению цен будет способствовать и сокращение расходов гостиничного предприятия, поскольку за счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться. Так, например, существенно снизится ставка пошлин на косметику, мыло и моющие средства. В течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику уменьшатся с 15 до 7-9%4.
Помимо этого, в силу целого ряда причин можно ожидать роста инвестиций в отрасль. Во-первых, в настоящий момент иностранные операторы
1 URL: http://mkt.unwto.org/ru/barometer
2 Выезд российских туристов за рубеж в 2011 г. - URL: http://www.ratanews.ru/news/news_ 6032012_2.stm
3 Въезд иностранных туристов в Россию по итогам 2011 г. - URL: http://www.ratanews.ru/news/ news_ 7032012_1.stm
4 Что нам даст вступление в ВТО? // Российская газета. - 2011. - 29 декабря. - URL: http://www.rg.ru/2011/12/29/wto.html
приходят на российский рынок в основном в виде франшизы, не рискуя вкладывать реальные деньги из-за политической конъюнктуры. Вступление в ВТО не устранит автоматически ни коррупции, ни административных барьеров доступа на рынок. Можно ожидать улучшения имиджа России на международной арене и, как следствие, притока инвестиций.
Есть и еще один момент. В настоящее время многие владельцы гостиниц не рассматривают этот бизнес как основной, а держат его из соображений престижа, удобства и т. п., зарабатывая деньги в других областях. Особенно ярко это проявлялось до запрета на игорную деятельность, когда многие гостиницы были всего лишь одной из дополнительных услуг для клиентов казино, и к их доходности предъявлялись минимальные требования. Вступление в ВТО может создать конкурентную среду, при которой норма прибылей во многих отраслях начнет существенно снижаться и, возможно, кто-то начнет уходить в гостиничную отрасль, что опять же означает дополнительный приток денежных средств.
Как мы видим, анализ принимаемых защитных мер в свете открытия российского рынка иностранным поставщикам туристических и гостиничных услуг оставляет определенные опасения в их эффективности и готовности оказать достаточную степень поддержки российской туриндустрии. Неоднозначен и итоговый баланс выигрышей и потерь для отрасли.
Успокаивает тот факт, что во всех рассмотренных странах после вступления в ВТО, независимо от объема принятых обязательств, наблюдался рост доходов от туризма (некоторое сокращение наблюдалось только во время кризиса, что никак нельзя отнести к влиянию ВТО). Так, доходы Китая возросли с 16,2 млрд долларов в 2000 г. до 45,8 млрд долларов в 2010 г. Доходы Армении за тот же период возросли с 38 млн долларов до 403 млн долларов. Доходы Вьетнама возросли с 2,3 млрд долларов в 2005 г. до 4,5 млрд долларов в 2010 г.1
Данная статистика позволяет надеяться на то, что негативные последствия от вступления в ВТО будут носить краткосрочный характер и нивелируются долгосрочным положительным трендом развития международного туризма.
Список литературы
1. ВТО: механизм взаимодействия национальных экономик. Угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под ред. С. Ф. Сутырина. - М. : Эксмо, 2008.
2. Основы торговой политики и правила ВТО. - М. : Международные отношения, 2005.
3. UNWTO World Tourism Barometer. - 2012. - Vol. 10. - January. -URL: http://mkt.unwto. org/ru/barometer
1 URL: http://mkt.unwto.org/ru/barometer