Роль Россотрудничества и организаций российских соотечественников в Республике Казахстан
References
Antonenko T.F. Migracionnaya politika: mirovoj, rossijskij i regional'nyj opyt // Enisejskie politiko-pravovye chteniya: sbornik nauchnyh statej. M.: Prospekt, 2016.
Kuklin N.S. Gosudarstvennaya politika Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov na pros-transtve SNG // Materialy Mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii «Vneshnyaya politika Rossii na prostranstve SNG», 9 dekabrya 2016 g., g. Moskva / pod red. K.P. Kuryleva. - M.: RUDN, 2016.
Kurylev K.P., Kurbanov R.M., Makenova A.B., Hotivrishvili A.A. Migracionnye potoki iz Central'noj Azii v strany Evropejskogo Soyuza // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 18. № 2.
Kurylev K.P., Savicheva E.M. Faktor kul'tury v modernizacii i prognozirovanii budushchego Sodru-zhestva Nezavisimyh Gosudarstv // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 1.
Lebedeva N.V., Ogurcov A.Yu. Konstitucionno-pravovye osnovy politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2016. - №12.
Mihajlov V.P. Rossijskie sootechestvenniki i migracionnaya politika Rossii: Stat'i. Vystupleniya. Doklady. Analitika. Proekt zakona «O repatriacii v Rossijskuyu Federaciyu» / V.P. Mihajlov. -M.: Institut stran SNG (Institut diaspory i integracii), 2018.
MorozovaE.R. Istoriko-geograficheskie usloviya formirovaniya rossijskoj diaspory // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №3.
Morozova E.R. Polozhenie rossijskih sootechestvennikov v Respublike Kazahstan na sovremennom etape // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2, №4.
Muhametshin F.M. Podderzhka sootechestvennikov, prozhivayushchih v gosudarstvah SNG // Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informacionnyj zhurnal vuzov kul'tury i iskusstv. - 2010. -№2(8).
Tlepina SH.V., Saukenov A.T. Politiko-pravovoj aspekt stanovleniya nepravitel'stvennyh organizacij v Kazahstane // Gosudarstvenno-pravovye osnovy politicheskoj sistemy Respubliki Kazahstan i ee vliyanie na sferu gosudarstvennogo upravleniya v usloviyah globalizacii: sbornik materialov konferencii. - Astana: ENU im. L.N. Gumileva, 2010.
About the author: Morozova Ekaterina Romanovna - Master of International Relations, Moscow Metropolitan Governance University (e-mail: [email protected]).
1619
Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
М.С. Мухаева
Российский Университет Дружбы Народов, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья посвящена проблематике участия Республики Беларусь в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве (СНГ, Союзное государство, ЕАЭС). В работе рассматриваются основные этапы Республики Беларусь на пути к евразийской интеграции, а также взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного Государства. Представлен прогноз развития двусторонних отношений исходя из актуальных данных, что подтверждает актуальность работы. В ходе подготовки материала в нем применялись методы социологической и исторической наук: аналитический, структурный и системный методы.
Ключевые слова: постсоветское пространство, интеграция, Республика Беларусь, СНГ, ЕАЭС, Союзное государство.
Participation of the Republic of Belarus in Integration Processes in the Post-Soviet Region
M.S. Mukhaeva
RUDN University, Moscow, Russian Federation
Abstract. This article is devoted to the problems of the participation of the Republic of Belarus in integration associations in the post-Soviet space (CIS, Union State, EAEU). The paper discusses the main stages of the Republic of Belarus on the path to Eurasian integration, as well as the interaction of Belarus and Russia within the Union State. A forecast of the development of bilateral relations based on relevant data is presented, which confirms the relevance of the work. Working on the material, the author used the methods of sociological and historical sciences: analytical, structural and systematic methods.
Key words: post-Soviet space, integration, Republic of Belarus, CIS, EAEU, Union State.
Проблема участия Республики Беларусь в интеграционных процессах
на постсоветском пространстве привлекает достаточно большое внимание исследователей. В данном контексте следует выделить в первую очередь работы профессорско-преподавательского состава факультета международных отношений белорусского государственного университета [Достанко 2013], [Достанко 2014], [Лазоркина 2018], [Тихомиров 2014], [Шадурский 2009], Шадурский 2017]. Также заслуживают внимания научные трудны представителей Витебский государственный университет имени П.М. Маше-рова [Косов 2017], [Косов 2018].
После обретения независимости в 1991 году Республика Беларусь стала полноправным участником диалога в рамках «Большого евразийского партнерства». Последовательно отстаивая идеи евразийства, Беларусь
занимает активную и конструктивную позицию в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве - Евразийском экономическом союзе, Содружестве Независимых Государств, Организации Договора о коллективной безопасности1.
8 декабря - особенная дата в истории постсоветских стран. В этот день были подписаны Беловежские соглашения, в соответствие с которыми Советский Союз прекратил свое существование, и был запущен новый процесс взаимодействия образовавшихся независимых государств.
С тех пор СНГ стало своеобразным форпостом при реализации как социо-гумани-тарной, так и политико-экономической повестки дня. Тем не менее, на ежегодном саммите СНГ в Ашхабаде было отмечено, что в настоящее время наблюдается тенденция
1 Внешняя политика Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь, http ://mfa. gov.by/foreign_policy/
1620
фактического перевода политических и экономических полномочий СНГ на уровень Евразийского Союза1. В этом ключе находятся предложения белорусского президента в области промышленного сотрудничества по линии СНГ-ЕАЭС с целью "подключения" всех стран-участниц евразийской интеграции, в том числе, не умаляя роль взаимодействия с КНР.
Тем не менее за 28 лет СНГ сделало немало для стабильного будущего Содружества. Во-первых, вероятность обострения между бывшими советскими государствами минимизирована. Речь идет о Карабахском конфликте, для решения которого Минск предоставлял площадку для переговоров под контролем ОБСЕ, а также налаживалось двустороннее сотрудничество Армении и Азербайджана в гуманитарной сфере.
Безусловно, историческая общность наших народов дала импульс к проведению переговоров и поддержания уровня понимания и доверия между правящими элитами. Более того, именно в СНГ нашли свою реализацию новые двусторонние договоры, которые поддерживали прежние хозяйственно-экономические связи, при этом одновременно подтверждая новое правовое пространство и суверенитет. Из этого вытекает вторая причина эффективности СНГ: сохранение основных свобод и прав. В первую очередь, свободу передвижения — безвизовые поездки внутри СНГ — что в последствие сформировало новые рынки труда и поддержало наиболее слабые экономики. Здесь же — свободный доступ к единой инфраструктуре на транспорте.
В-третьих, СНГ постепенно приобщило торговое пространство в виде зоны свободной торговли к текущим формам межблоковой торговли, которые изначально зарождались в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Назревает вопрос: а мог бы ЕАЭС стать ЕАЭС без СНГ?
1 Куда движутсяч страны СНГ после распада СССР? // Спутник Эстония, https://ee.sputniknews.ru/column-ists/20191012/18140649/Kuda-dvizhutsya-strany-SNG-posle-raspada-SSSR.html, 12.10.19
2 Стратегия будущего ЕАЭС // Евразийские исследо-
вания, http ://eurasian-studies.org/archives/12359,
07.07.19
В 2019 г. исполнилось пять лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе, который объединяет Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию. За этот срок были не только сняты таможенные посты, но и снизились нетарифные барьеры, что привело к значительному росту взаимной торговли, выросшие с 2015 г. на 31%2.
Первая пятилетка также ознаменовалась достижением важных успехов - заключением соглашения о Зоне свободной торговли с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром и Сербией, параллельно ведутся переговоры о ЗСТ с Египтом, Индией и Израилем3. Таким образом, можно подчеркнуть, что ЕАЭС развивает внешние экономические связи со всеми регионами, эволюционируя из континентального интеграционного объединения в международное.
В то же время Республика Беларусь привержена своей идее о налаживании партнерских отношений ЕАЭС с Европейским союзом. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволит укрепить доверие между восточной и западной моделями экономической инте-граций. Путем создания постоянного диалога между ЕАЭС и ЕС, в первую очередь, в сфере промышленности и экономики, будут активизировано сотрудничество в таможенной сфере, в частности при транспортировке и контроле товаров. Совместное развитие инфраструктуры автомобильных и железнодорожных магистралей континентального значения могло бы стать одним из важных направлений взаимодействия. Особую актуальность имеет сопряжение транспортных сетей ЕАЭС, ЕС и инициированного Китаем проекта "Пояс и путь". Большой потенциал Беларусь видит также в создании общих рынков электроэнергии и трансконтинентальных оптоволоконных линий связи4.
Помимо этого, стоит напомнить, что не только Беларусь, но и Армения с Молдовой
3 Т. Саркисян: Для стран-членов Союза нет альтернативы ЕАЭС на евразийском пространстве // Международная жизнь, https://interaffairs.ru/news/show/24470 ,13.11.19
4 Беларусь выступает за создание постоянного формата для диалога между ЕС и ЕАЭС \\ БЕЛТА, https://www.belta.by/politics/view/belarus-vystupaet-za-sozdanie-postojanmgo-formata-dlja-dialoga-mezMu-es-i-eaes-makej-373838-2019/, 23.12.19
1621
являются участниками проекта "Восточного партнерства", что можно использовать при поиске решений по наиболее актуальным вопросам в двусторонних отношениях.
В 2018 г. отношения Беларуси с государствами-участниками ЕАБР и ЕАЭС характеризовались, с одной стороны, расширением кооперационных и торговых связей, с другой стороны - продолжающимися торговыми переговорами в сфере поставок белорусской продукции на российский рынок и в нефтегазовой сфере. В отраслевой структуре корпоративных отношений Беларуси со странами ЕАЭС в 2018 г. продолжали лидировать химический и топливный комплексы, а также сфера информационных технологий.
Более того, в 2020 г. председательство в Евразийском союзе перейдет к Беларуси - и одним из вопросов, решением которых Минск планирует заняться, является расширение полномочий ЕЭК. Также были подписаны соглашения между Евразийским банком развития и Белорусским банком реконструкции и развития, и еще соглашение между Белорусским банком и Россель-хозбанком. Данный этап очень важен, поскольку соглашение углубляет институциональное сотрудничество не только между Москвой и Минском, но между всем Евразийским союзом и Минском, что должно позитивно отразиться в дальнейшем на процессе евразийства1.
20 декабря 2019 г. в Санкт-Петербурге прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, в котором приняли участие главы всех государств-участников. Члены ВЕЭС рассмотрели вопросы дальнейшего развития евразийской интеграции, общего рынка труда, единого рынка услуг, функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, конкуренции, энергетики. Подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, утвержден план мероприятий, которые необходимо выполнить до начала работы общего
электроэнергетического рынка ЕАЭС, принят ряд других важных решений по вопросам
" 2 евразийской интеграции2.
С 1 января 2020 г. пост Председателя коллегии ЕЭК будет занимать нынешний Председатель Совета республики Национального собрания Республики Беларусь Михаил Мясникович. Вполне вероятно, что в течение занимаемой должности белорусским представителем, вопросы, касающиеся роли Беларуси в евразийской интеграции, будут чаще и точнее поставлены на повестку дня, а, следовательно, будет услышаны всеми членами Союза.
Несмотря на достигнутые успехи по ряду направлений, ЕАЭС сталкивается с внутренними вызовами. Во-первых, речь идет о недостаточно эффективной системой управления, в частности, в силу нехватки наднациональных полномочий. Ведь встаёт вопрос о том, как сделать механизм принятия решений более эффективным. Мир меняется очень быстро, и у государств-членов ЕАЭС больше нет возможности месяцами обсуждать технические вопросы, а на формальную часть принятия решений правительства государств-членов Союза тратят минимум год. Во-вторых, это касается достигнутых пределов в институциональном строительстве ЕАЭС. В-третьих, можно говорить о недостаточном уровне промышленного развития, поскольку Союз во многом основывается на тех ресурсах, которые были созданы еще во времена СССР. Таким образом, необходимо расширять полномочия регионов, диверсифицировать экономику, привлекать большее число зарубежных партнеров, а самое главное, развивать молодежный потенциал, ведь, как говорил проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков, "важность формирования евразийской идентичности молодого поколения стран ЕАЭС есть залог успеха интеграционного объединения в будущем"3.
1 ЕАЭС нуждается в новых механизмах принятия решений //Евразийские исследования, http://eш•asian-stu-dies.org/archives/13000, 07.08.19
2 Итоги ВЕЭС: подписано Соглашение о пенсионном
обеспечении трудящихся, утвержден план мероприятий, которые необходимо выполнить до начала работы общего электроэнергетического рынка ЕАЭС //
Евразийская экономическая комиссия, http://www.eur-asiancommission.org/ru/nae/news/Pages/20-12-2019-20.12.19
3 Т. Саркисян: Для стран-членов Союза нет альтернативы ЕАЭС на евразийском пространстве // Международная жизнь https://interaffairs.ru/news/show/24470
1622
8 декабря 2019 г. братские народы, Беларусь и Россия, отметили 20-летие со дня подписания договора "О создании Союзного государства". У данного соглашения нелегкая судьба: оно было практически забыто, многие его положения так и остались нереализованными, а после вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза актуальность некоторых положений вставала под вопрос. Тем не менее, Россия и Беларусь декларируют свою приверженность положениям договора о создании Союзного государства, а также намерены реализовать часть его положений, воздержавшись от пересмотра текста данного соглашения. В связи с чем, было предусмотрено подписание соглашения об углублении интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства к 8 декабря 2019 г.
Как отметил посол России в Беларуси Д. Мезенцев, Союзное государство служит примером для практики отношений, которая формируется и совершенствуется в формате Евразийского экономического союза1.
В сентябре премьеры двух стран парафировали проект совместной программы действий по реализации договора о Союзном государстве, после чего правительства союзных государств приступили к разработке 31 "дорожной карты". На сегодняшний день осталось согласовать 8 вопросов по интеграционным картам. Дорожные карты и программа действий по реализации союзного договора - это возможность проведения согласованной политики по поддержке национальной промышленности двух государств, аг-рарно-продовольственного сектора, проведения сбалансированной работы таможенных служб, работа по сближению и унификации законодательств, в том числе налогового2. Речь также идет о взаимодействии в сфере цифровых технологий, операторов связи, разработчиков программного обеспечения и по другим направлениям. Основные противоречия сторон в переговорах по дальнейшей интеграции в настоящее время касаются во-
просов цены на российский газ для Республики Беларусь в 2020 г. и компенсации Минску потерь в результате налогового маневра в нефтяной сфере Российской Федерации.
Стоит признать, что переговорный процесс по углублению интеграции носит весьма длительный характер в силу ряда экономических и политических преференций сторон. Во-первых, интеграция России и Беларуси - это выбор народов, а не только политическое решение глав государств.
Во-вторых, решая судьбу Союзного государства, необходимо руководствоваться общими достижениями в сфере экономики, а именно: единый рынок труда, общий аграрный рынок, тесное взаимодействие в военной сфере, сохраняющейся координации при строительстве Белорусской АЭС, а также совместных проектов в промышленности, туризме и образовании. Таким образом, признавая сложности интеграционного процесса, следует оценить те трудности, которые возникнут при отказе сторон от своих обязательств.
Двусторонние переговоры на протяжении текущего года показывают, что в Минске опасаются "поглощения" Россией, т.е. утраты как политической, так и экономической власти. В Москве, в свою очередь, опасаются отдаления Беларуси по примеру Украины. Москва потенциально готова к любому варианту развития отношений - и к успешной интеграции, и к ее провалу. Ведь цель - не столько поглощение Беларуси, сколько создание экономических, политических и правовых механизмов, препятствующих переходу республики в сферу влияния США и ЕС.
Минску важно защитить интересы своего национального товаропроизводителя и нарастить объемы поставок продукции в Россию, что позволит наполнить бюджет, а также обеспечить политическую стабильность, а также сохранить полный контроль над экономическими активами внутри республики. В интересы Москвы входит также
1 Посол России: Союзное государство - это пример для практики отношений в ЕАЭС //БЕЛТА, https://www.belta.by/politics/view/posol-rossii-sojuznoe-gosudarstvo-eto-primer-dlja-praktiki-otnoshemj-v-eaes-
373689-2019/ , 20.12.19
2 Посол России: Союзное государство - это пример для практики отношений в ЕАЭС //БЕЛТА, https://www.belta.by/politics/view/posol-rossii-sojuznoe-gosudarstvo-eto-primer-dlja-praktiki-otnoshemj-v-eaes-373689-2019/ , 20.12.19
1623
защита интересов своего национального товаропроизводителя, который занят реализацией проектов импортозамещения в различных сферах экономики. Как видно, по каждому из пунктов имеются противоречия. Впрочем, они могут быть при желании сняты с помощью достижения экономических и политических договоренностей, а также путем создания союзного капитала.
Вполне естественно, что Минск интеграция страшит больше, чем Москву: экономики республик неравноценны, интеграция неизбежно приведет к трансформации в экономической жизни - появлению новых точек роста и угасанию существующих - с последующими изменениями политического ландшафта страны1.
У российско-белорусских отношений есть несколько путей развития.
1. Нисходящий - отказ Минска от интеграции в рамках СГ, ЕАЭС и ОДКБ, политическое отдаление от Москвы с последующим попаданием в зависимость от США и ЕС, чьи интересы по отношению к Беларуси будет представлять Польша, которая стала распорядителем грантов, которые выделяются для работы Республики Беларусь, а также контролирует многие белорусские СМИ. В таком случае последняя рискует быстро превратиться во вторую Прибалтику или Украину. Данный сценарий является наиболее разрушительным и наименее вероятным.
2. Инерционный - взаимодействие по формуле "шаг вперед, два шага назад". Взаимодействие РФ и РБ в рамках Союзного государства сворачивается, дорожные карты по углублению интеграции либо не подписываются вовсе, либо их положения реализуются крайне медленно. Минск делает упор на ЕАЭС как наиболее удобное для него наднациональное экономическое объединение на постсоветском пространстве, где неизбежно
входит в противоречие с интересами Рос-сии2. Экономика Беларуси впадает в состояние рецессии, что ускоряет процессы трудовой миграции и эмиграции белорусов в Польшу.
3. Восходящий - подписание дорожных карт и углубление интеграции с последующей компенсацией налогового маневра Республики Беларусь, сохранением существующих схем субсидирования белорусской экономики, а также созданием союзного капитала в машиностроении и иных отраслях экономики, что позволит придать дополнительный импульс развития Республики Беларусь и Союзному государству.
Исходя из имеющейся информации о Петербургских переговорах 20 декабря 2019 г., можно заметить, что, по всей вероятности, усиление Союзного государства не состоится - отдельный субъект будет таковым лишь формально. Вместо "Союзного государства" обе страны будут переходить к "Союзу государств" - переговорным отношениям двух субъектов. Это значит, что продолжится постепенная гармонизация законодательств, сотрудничество ведомств и поиск компромиссов по спорным вопросам. Самое правильное, что могли бы сделать Москва и Минск - привести Союзный договор в соответствие с текущей реальностью.
Тем не менее, можно предположить, что лишь после снятия наиболее проблемных вопросов в экономическом взаимодействии двух стран и преодоления кризиса доверия друг к другу наступит пора создания общих политических институтов, которые ограничат суверенитет как Москвы, так и Минска. Собственно, один такой институт - Евразийская экономическая комиссия - уже создан и успешно функционирует, решения которого, независимо от того, нравятся они или нет, вынуждены выполнять все страны- члены
ЕАЭС.
Библиографический список
Достанко Е.А. Участие Беларуси в евразийских интеграционных процессах // «Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. «Белорусская политология: многообразие в единстве - VI»: тез. докл. VI междунар. науч.-
1 Скрытая угроза // С0НАР-2050, https://www.so-nar2050.org/publications/skrytaya-ugroza/, 02.07.19
2 Участие Республики Беларусь в ЕАЭС: в поисках формата взаимовыгодного сотрудничества // Россий-
ский совет по международным де-лам,https://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/uchastie-respubliki-belarus-v-eaes-v-poiskakh-formata-vzai-movygodnogo-/ , 13.07.17
1624
Участие Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве практ. конф. (Гродно, 15-16 мая 2014 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 172-175.
Достанко Е.А. Формирование Евразийского экономического союза: социально-политические аспекты // Интеграционные процессы в евразийском пространстве и современный мир: Материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 14 ноября 2012 г.) / отв. ред. Б.К. Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2013. С. 37-45.
Косое А.П. Роль и место Республики Беларусь в СНГ // Проблемы стран постсоветского пространства, Центральной и Юго-Восточной Европы: сборник научных статей. Вып. 1 / под общ. ред. А.А. Слинько; отв. ред. О.Ю. Михалев, В.И. Сальников; Воронежский государственный университет; факультет международных отношений ВГУ; Центр изучения Центральной и Восточной Европы; Центр исследований проблемной государственности. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. С. 37-50.
Косое А.П. Союзное государство Беларуси и России в 1999-2018 гг.: геополитический аспект // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №6. С. 537-549.
Лазоркина О.И. Гуманитарное измерение союзного государства России и Беларуси // Постсоветские исследования, 2018. Т. 1., №6. С. 550-555.
Тихомиров А.В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991-2011 гг. Минск: Право и экономика, 2014. 278 с.
Шадурский В.Г. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверстта. Сер. 3, Псторыя. Фшасоф1я. Пал1талопя. Сацыялопя. Эканомша. Права. 2009. № 1. С. 16-22.
Шадурский В.Г. Перспективы реализации концепции «интеграция интеграцию» // Беларусь в современном мире: материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. 96-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 25 окт. 2017 г. / редкол. : В.Г. Шадурский (пред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 76-78.
Сведения об авторе: Мухаева Мария Сергеевна - студент 1 курса магистратуры кафедры
теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов
(email: [email protected]).
References
Dostanko E.A. Uchastie Belarusi v evrazijskih integracionnyh processah // «Sovremennye integra-cionnye processy i Respublika Belarus': evropejskij i evrazijskij kontekst. «Belorusskaya politologiya: mnogoobrazie v edinstve - VI»: tez. dokl. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Grodno, 15-16 maya 2014 g.). V 2 ch. CH. 1 / GrGU im. YA. Kupaly; redkol.: V.N. Vatyl' (gl. red.) [i dr.]. Grodno: GrGU, 2014. S. 172-175.
Dostanko E.A. Formirovanie Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: social'no-politicheskie aspekty // Integracionnye processy v evrazijskom prostranstve i sovremennyj mir: Materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Almaty, 14 noyabrya 2012 g.) / otv. red. B.K. Sultanov. Almaty: KISI pri Prezidente Respubliki Kazahstan, 2013. S. 37-45.
Kosov A.P. Rol' i mesto Respubliki Belarus' v SNG // Problemy stran postsovetskogo prostranstva, Central'noj i YUgo-Vostochnoj Evropy: sbornik nauchnyh statej. Vyp. 1 / pod obshch. red. A.A. Slin'ko; otv. red. O.YU. Mihalev, V.I. Sal'nikov; Voronezhskij gosudarstvennyj universitet; fakul'tet mezhdunarodnyh otnoshenij VGU; Centr izucheniya Central'noj i Vostochnoj Evropy; Centr issledovanij problemnoj gosudarstvennosti. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2017. S. 3750.
Kosov A.P. Soyuznoe gosudarstvo Belarusi i Rossii v 1999-2018 gg.: geopoliticheskij as-pekt // Postsovetskie issledovaniya, 2018. T. 1., №6. S. 537-549.
Lazorkina O.I. Gumanitarnoe izmerenie soyuznogo gosudarstva Rossii i Belarusi // Post-sovetskie issledovaniya, 2018. T. 1., №6. S. 550-555.
1625
Постсоветские исследования. Т.2. № 8 (2019) TihomirovA.V. Vneshnyaya politika Respubliki Belarus' v 1991-2011 gg. Minsk: Pravo i ekonomika, 2014. 278 s.
Shadurskij V.G. Integracionnye i dezintegracionnye tendencii na postsovetskom prostranstve // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. Ser. 3, Gistoryya. Filasofiya. Palitalogiya. Sacy-yalogiya. Ekanomika. Prava. 2009. № 1. S. 16-22. Shadurskij V.G. Perspektivy realizacii koncepcii «integraciya integracij» // Belarus' v sovremennom mire: materialy XVI Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 96-letiyu obrazovaniya Belorus. gos. un-ta, Minsk, 25 okt. 2017 g. / redkol. : V.G. SHadurskij (pred.) [i dr.]. Minsk: Izd. centr BGU, 2017. S. 76-78.
About the author: Mukhaeva Maria - first-year student of master's program at the theory and history of international relations Department, People's Friendship University of Russia (email: [email protected]).
1626