Научная статья на тему 'Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск, Беларусь'

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск, Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / СНГ / Союзное государство / ОДКБ / ЕАЭС / инте-грация. / Republic of Belarus / CIS / Union State / CSTO / EAEU / integration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косов Александр Петрович

В предлагаемой статье проводится геополитический анализ Беларуси как субъекта Союзного государства России и Беларуси – с одной стороны, и как полноправного политического актора на постсоветском пространстве – с другой. Проведённый автором ана-лиз, основанный на мнении авторитетных белорусских и российских исследователей внеш-неполитических процессов, позволил выявить слабое применение в белорусской государ-ственной практике солидных возможностей, которые вытекают из объединительного потен-циала. Также, в целом, наблюдается недостаточная проработанность данной проблемы в ли-тературе, посвященной вопросам геополитики. В то же время геополитический подход дал шанс четче увидеть угрозы односторонней экономической и военно-политической привязан-ности Беларуси к Российской Федерации. Поиск рационального синтеза коалиции и сувере-нитета специфичен для внимание уделять рискам в экспорте товаров и услуг в Россию, пу-тям их минимизации и, в частности, оптимизации устройства, содержания и механизмов совместных белорусско-российских инициатив в рамках Союзного государства. При подго-товке исследования автором применялся широкий методологический инструментарий. Это метод политического анализа, историко-аналитический метод, статистический метод и ком-паративный метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Belarusian Expert Community on the Country's Foreign Policy in the Post-Soviet Region

The proposed article provides a geopolitical analysis of Belarus as a subject of the Union State of Russia and Belarus, on the one hand, and as a full-fledged political actor in the post-Soviet space, on the other. The analysis conducted by the author, based on the opinion of authorita-tive Belarusian and Russian researchers of foreign policy processes, revealed the weak application of solid opportunities in Belarusian state practice that arise from the unifying potential. Also, in general, there is a lack of sophistication of this problem in the literature on issues of geopolitics. At the same time, the geopolitical approach gave a chance to see more clearly the threats of Belarus’s unilateral economic and military-political attachment to the Russian Federation. The search for a rational synthesis of coalition and sovereignty is specific for paying attention to risks in the export of goods and services to Russia, ways to minimize them and optimizing the structure, content and mechanisms of joint Belarusian-Russian initiatives within the Union State. In preparing the study, the author used a wide methodological toolkit. This is a political analysis method, a historical-analytical method, a statistical method and a comparative method.

Текст научной работы на тему «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова, Витебск, Беларусь»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА БЕЛОРУСИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

Экспертное сообщество Беларуси о внешней политике страны на постсоветском пространстве

А.П. Косов

Витебский государственный университет имени П.М. Машерова,

Витебск, Беларусь

Аннотация. В предлагаемой статье проводится геополитический анализ Беларуси как субъекта Союзного государства России и Беларуси - с одной стороны, и как полноправного политического актора на постсоветском пространстве - с другой. Проведённый автором анализ, основанный на мнении авторитетных белорусских и российских исследователей внешнеполитических процессов, позволил выявить слабое применение в белорусской государственной практике солидных возможностей, которые вытекают из объединительного потенциала. Также, в целом, наблюдается недостаточная проработанность данной проблемы в литературе, посвященной вопросам геополитики. В то же время геополитический подход дал шанс четче увидеть угрозы односторонней экономической и военно-политической привязанности Беларуси к Российской Федерации. Поиск рационального синтеза коалиции и суверенитета специфичен для внимание уделять рискам в экспорте товаров и услуг в Россию, путям их минимизации и, в частности, оптимизации устройства, содержания и механизмов совместных белорусско-российских инициатив в рамках Союзного государства. При подготовке исследования автором применялся широкий методологический инструментарий. Это метод политического анализа, историко-аналитический метод, статистический метод и компаративный метод.

Ключевые слова: Республика Беларусь, СНГ, Союзное государство, ОДКБ, ЕАЭС, интеграция.

Belarusian Expert Community on the Country's Foreign Policy in the Post-Soviet Region

A.P. Kosov

Vitebsk State University named after P.M. Masherova, Vitebsk, Belarus

Abstract. The proposed article provides a geopolitical analysis of Belarus as a subject of the Union State of Russia and Belarus, on the one hand, and as a full-fledged political actor in the postSoviet space, on the other. The analysis conducted by the author, based on the opinion of authoritative Belarusian and Russian researchers of foreign policy processes, revealed the weak application of solid opportunities in Belarusian state practice that arise from the unifying potential. Also, in general, there is a lack of sophistication of this problem in the literature on issues of geopolitics. At the same time, the geopolitical approach gave a chance to see more clearly the threats of Belarus's unilateral economic and military-political attachment to the Russian Federation. The search for a rational synthesis of coalition and sovereignty is specific for paying attention to risks in the export of goods and services to Russia, ways to minimize them and optimizing the structure, content and mechanisms of joint Belarusian-Russian initiatives within the Union State. In preparing the study, the author used a wide methodological toolkit. This is a political analysis method, a historical-analytical method, a statistical method and a comparative method.

Keywords: Republic of Belarus, CIS,

Внешняя политика Беларуси на постсоветском пространстве привлекает пристальное внимание экспертного сообщества страны. Сегодня в республике существуют различные научные и экспертно-аналитические центры, сотрудники которых изучают акту-

Union State, CSTO, EAEU, integration.

альные проблемы международных отношений на постсоветском пространстве. На сегодняшний день ведущим центром страны в сфере изучения международных отношений и внешней политики Беларуси является основанная в 1992 г. кафедра международных

1586

отношений БГУ. Именно здесь работают известные отечественные специалисты в области внешней политики Беларуси, в том числе и в отношении постсоветского пространства, - В.Е. Снапковский, А.В. Шара-по, В.Г. Шадурский, А.А. Розанов, А.М. Байчоров, А.В. Тихомиров и др., которые являются авторами многочисленных публикаций по рассматриваемой проблеме1.

В тесном сотрудничестве с кафедрой международных отношений работает Центр международных исследований факультета международных отношений (ЦМИ ФМО) Белорусского государственного университета, образованный в марте 2000 г. в результате совместной инициативы белорусских ученых, представляющих академическое сообщество, и Белгосуниверситета при поддержке Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Сегодня его руководителем является Е.А. Достанко, изучающая политические проблемы евразийской и европейской интеграции. Центр осуществляет постоянное взаимодействие с Министерством иностранных дел Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь, другими органами государственного управления по вопросам организации и проведения научных исследований и внедрения их результатов. В настоящее время в проектах ЦМИ ФМО участвуют многие эксперты и ученые-международники из государственных и негосударственных исследовательских учреждений, учреждений высшего образования Беларуси и других стран2.

Отдельные постсоветские исследования, в том числе касающиеся внешней политики и международных отношений, ведутся сотрудниками БГЭУ (О.Г. Буховец, Л.В. Вон-сович), БНТУ (В.А. Бобков), Академии

1 Кафедра международных отношений [Электронный ресурс] // Сайт факультета международных отношений Белорусского государственного университета. URL: http://fir.bsu.by/index.php/ru/departments/ir-in-menu.html (дата обращения 15.03.2018).

2 О Центре международных исследований [Электронный ресурс] // Сайт факультета международных отношений Белорусского государственного университета. URL: http://fir.bsu.by/index.php/ru/faculty-in-menu/centres-in-menu/centis-in-menu/396-faculty/centres/centis/79-about-centis.html (дата обращения 15.03.2018).

управления при Президенте Республики Беларусь (С.А. Кизима, В.А. Мельник, С.А. Трахимёнок), МГУ имени А.А. Кулешова (Г.И. Волчок), ВГУ имени П.М. Машерова (а.П. Косов, Д.В. Юрчак), ГрГУ имени Я. Купалы (В.Н. Ватыль, И.П. Крень) и других учреждений образования.

В 1991 г. в структуре Института истории Национальной академии наук Беларуси был создан отдел истории национальных отношений и культуры Беларуси. С 1993 г. он стал называться отделом национальных и международных отношений, а с 2000 г. -отделом всеобщей истории нового и новейшего времени [Улахович 2009: 238]. В 2005 г. в Институте истории НАН Беларуси был создан Центр истории постиндустриального общества, ставший с января 2016 г. Центром всеобщей истории и международных отношений. Отдельные его сотрудники (Е.А. Александрович, Е.А. Кривичанина, Т.А. Поповская) активно занимаются постсоветскими исследованиями3. В сентябре 2014 г. в Институте истории НАН Беларуси создается Центр истории геополитики с целью изучения роли и места Беларуси в геополитических процессах в Европе, а также системе международных организаций и структур ХХ - начала XXI в. Внешнюю политику Беларуси и интеграционные процессы в Европе изучают Д.А. Буконкин, А.А. Володькин и

др.4

В структуре Института философии НАН Беларуси функционирует Центр исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества. Его сотрудники занимаются проведением фундаментальных и прикладных научных исследований современных процессов глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества в междисциплинарном формате, а также разработкой практических рекомендаций по

3 Центр всеобщей истории и международных отношений [Электронный ресурс] // Сайт Института истории Национальной академии наук Беларуси. URL: http://history.by/struktura-instituta/center_of_world_history_and_international_rela tions/ (дата обращения 15.03.2018).

4 Центр истории геополитики [Электронный ресурс] // Сайт Института истории Национальной академии наук Беларуси. URL: http://history.by/struktura-instituta/center_for_history_of_geopolitics/ (дата обращения 15.03.2018).

1587

укреплению имиджа Республики Беларусь на международной арене и обеспечению стратегии устойчивого развития страны в социокультурном измерении. В работе Центра большое внимание уделяется изучению социально-политических и социокультурных процессов региональной интеграции в различных форматах - СНГ, Союзного государства, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Евразийского экономического союза, места и роли в них Беларуси1.

Несколько лет в структуре Института экономики НАН Беларуси существовал сектор социально-политических отношений, сотрудники которого (В.А. Бобков, А.А. Во-лодькин и др.) занимались, в том числе, изучением международных отношений на постсоветском пространстве и интеграционными процессами.

С начала 2000-х гг. в системе Национальной академии наук Беларуси работает Центр системного анализа и стратегических исследований, основной целью которого является научное обеспечение государственно-правового и социально-экономического развития Беларуси2. Сотрудниками Центра проводятся научные исследования в области макро- и микроэкономики, науковедения, теории и практики организации инновационной деятельности. Большое внимание уделяется проблемам развития Союзного государства в сферах образовательного, научно-технического, инновационного сотрудничества, свидетельством чему стал ряд публикаций, изданных при участии Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси [Актуальные проблемы и перспективы развития... 2007; Актуальные проблемы строительства. 2006; Межакадемический совет по проблемам

1 Центр исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества Института философии Национальной академии наук Беларуси [Электронный ресурс] // Сайт Института истории философии Национальной академии наук Беларуси. URL: http://philosophy.by/ru/departments/csgisc/ (дата обращения: 15.03.2018).

2 Центр системного анализа и стратегических

исследований Национальной академии наук Беларуси [Электронный ресурс] // Сайт Национальной академии наук Беларуси. URL: http://center.basnet.by/index.htm (дата обращения: 15.03.2018).

развития... 2010а; Межакадемический совет по проблемам развития. 2010Ь; Развитие сотрудничества между. 2006; Союзное государство в контексте. 2011].

В 1993 г. на основе существовавшего в республике с 1968 г. Белорусского научно-исследовательского института научно-технической информации и технико-экономических исследований Госплана БССР был создан Белорусский институт научно-технической информации и прогноза при Совете Министров Республики Беларусь, ставший с января 1995 г. Белорусским институтом информации и прогноза при Администрации Президента Республики Беларусь (Белинформпрогноз). В сентябре 1996 г. произошло разграничение его функций: научно-технический блок был преобразован в отдельный Институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы при Министерстве образования и науки Республики Беларусь (с 1997 г. передан Госкомитету по науке и технологиям). Одновременно Белорусский институт информации и прогноза реорганизовали в Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. С 2006 г. он стал Информационно-аналитическим центром (ИАЦ) при Администрации Президента Республики Беларусь. Его целью является информационно-аналитическое обеспечение деятельности Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь по стратегическим направлениям политической, социально-экономической и духовной жизни общества3.

Начиная с 1990-х гг. в Беларуси появляются негосударственные экспертно-аналитические структуры, отражающие различные точки зрения на планирование и осуществление внешнеполитической стратегии страны. С целью подготовки аналитических докладов белорусскому парламенту и МИД в апреле 1993 г. был создан Национальный центр стратегических инициатив «Восток-Запад». В 1997 г. на его основе был

3 Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: http://iac.gov.by/hist.html (дата обращения: 15.03.2018).

1588

образован аналитический центр «Стратегия» [Улахович 2009: 116, 242]. Его экспертами (Л.Ф. Заико, В.И. Карбалевич и др.). обсуждаются многие вопросы, касающиеся внешнеполитического поведения Беларуси на постсоветском пространстве [Заико 1999; Карбалевич 1999а; Национальная и региональная безопасность... 2001].

В 1993 г. была создана неправительственная, непартийная и некоммерческая организация -

Исследовательский институт развития и безопасности (ИИРБ). Среди приоритетных направлений исследований в Институте -белорусско-российские отношения в контексте европейской безопасности; коллективная безопасность в СНГ и др. С 1996 по 2006 г. ИИРБ выпускал журнал «Беларусь в мире», в котором публиковались статьи белорусских и зарубежных дипломатов и экспертов по внешней политике страны, в том числе и на постсоветском направлении [см.: Данилов 1997; Егоров 2000; Звонко 2002; Лаптенок 1999; Макей 2000; Портнов 1996; Розанов 1999, 2000, 2002; Розанов, Гордейчик 2001; Сенько 1996; Снапковский 1997; Хвостов 2002; Цепкало 1996]. Однако в 2008 г. ИИРБ прекратил свое существование [Улахович 2009: 242-243].

В 1996-2004 гг. функционировал в качестве общественной организации Международный институт политических исследований (МИПИ), издававший аналитический бюллетень «Вектор» и реализовавший такие исследовательские проекты, как «Проблемы развития СНГ», «Военно-техническое сотрудничество в СНГ» и др. [Улахович 2009: 242]

В 1999 г. в рамках финансируемой ЕС программы ТЕМР^-ТАСК «Европейские исследования» был создан Центр по проблемам европейской интеграции (директор -Ю.В. Шевцов с 2006 г.), который занимается политологическими и информационными исследованиями проблем европейской интеграции и развития отношений стран Восточной Европы, в основном Беларуси и государств-соседей, с Евросоюзом1.

С октября 2006 г. большое внимание внешнеполитической проблематике уделяется Белорусским институтом стратегических исследований (BISS), являющимся независимым аналитическим центром и находящимся в Вильнюсе. Штатными и приглашенными экспертами Института (А. Алеш-ко, С. Богданом, А. Елисеевым, М. Карлюком, В. Костюговой, Д. Мельянцовым, А. Папко, А. Скрибой и др.) ведется исследование влияния интеграционных процессов на политику, экономику и общество Беларуси, всех аспектов белорусско-российских отношений и их динамики. BISS издается ежеквартальный аналитический отчет, посвященный процессам евразийской интеграции, а также выходящий раз в два месяца Белорусский внешнеполитический индекс, где, в том числе, анализируются отношения Беларуси с Россией и Украиной, и полугодовой мониторинговый отчет BISS-Trends2.

В 2008 г. белорусскими учеными и экспертами в области истории, права, дипломатии был создан «Центр изучения внешней политики и безопасности». Его деятельность направлена на реализацию научных программ в области международных отношений, организацию и проведение научных мероприятий, подготовку аналитических материалов и предложений для государственных и иных организаций и учреждений Республики Беларусь и т.д.3 Экспертами Центра являются такие специалисты-международники, как А.В. Русакович, А.А. Розанов, В.Г. Шадурский, А.В. Шарапо, Е.Ф. Довгань, А.В. Тихомиров, Р.М. Ту-рарбекова и др.

В 2012 г. в целях реализации исследовательских и образовательных проектов в Минске была создана неполитическая некоммерческая организация «Либеральный клуб» (директор по исследованиям - Е.Л. Прейгерман)4. В марте 2015 г. в качестве

1 Чем занимается Центр по проблемам европейской интеграции // Коммерсантъ. 14.10.2003. № 187. С. 20.

2 Белорусский институт стратегических исследований (BISS) [Электронный ресурс]. URL: http://belinstitute.eu/ru (дата обращения: 15.03.2018).

3 Центр изучения внешней политики и безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://forsecurity.org (дата обращения: 15.03.2018).

4 Либеральный клуб [Электронный ресурс]. URL: http://liberalclub.biz/about (дата обращения: 15.03.2018).

1589

неправительственного (Тгаск-П) форума по тематике международных отношений и безопасности на европейском континенте начала свою работу экспертная инициатива «Минский диалог» под руководством Е.Л. Прейгермана. Миссией Инициативы является предоставление открытой и качественной дискуссионной и исследовательской площадки без геополитических разделительных линий1.

В мае 2012 г. в Литве начал свою работу в качестве независимого исследовательского и аналитического центра Институт развития и социального рынка для Беларуси и Восточной Европы. Его деятельность сфокусирована на изучении плюралистической демократии и социального рыночного хозяйства на постсоветском пространстве. Свою цель сотрудники центра (В.В. Ровдо, А.В. Остапенко, М.И. Пастухов и др.) видят в содействии процессу демократизации и либерализации политической системы Беларуси, посредством консультирования демократических организаций, неформального образования, проведения исследований и подготовки аналитики по актуальным проблемам белорусского общества2.

В 2013 г. был создан Центр стратегических и внешнеполитических исследований (директор - А.В. Сивицкий). Это неправительственная некоммерческая независимая исследовательская организация («фабрика мысли»), целью которой является содействие расширению возможностей Республики Беларусь на международной арене путем анализа международных процессов, разработки программ и проектов. Центр осуществляет постоянное сотрудничество с органами государственного управления Республики Беларусь, аналитическими и экспертными структурами зарубежных стран, СМИ. Центр стратегических и внешнеполитических исследований на постоянной основе осуществляет подготовку аналитических материалов о развитии политической и экономической ситуации в странах постсовет-

1 Минский диалог [Электронный ресурс]. URL: http://minskdialogue.by (дата обращения: 15.03.2018).

2 Институт развития и социального рынка для Беларуси и Восточной Европы [Электронный ре-

сурс]. URL: http://idsm.ws/o-nas/ (дата обращения: 15.03.2018).

ского пространства, а также международной ситуации вокруг региона. Особое внимание при этом уделяется развитию событий в истеблишменте изучаемых стран3.

Сотрудники неправительственного аналитического центра «Актуальная концепция» (А.П. Шпаковский и др.), нацеленные на фундаментальные разработки в области консервативной интеллектуальной мысли, переосмысление идей белорусского национализма, приспособление их к современности, также затрагивают ситуацию на постсоветском пространстве, свидетельством чего являются многочисленные комментарии в СМИ.

Таким образом, за двадцатипятилетний период в Республике Беларусь создана необходимая инфраструктура, позволяющая на высоком уровне осуществлять экспертное сопровождение внешней политики страны, в том числе и на постсоветском пространстве. На сегодняшний день научно-исследовательская и экспертно-

аналитическая работа ведется представителями как государственных, так и негосударственных, как проправительственных, так и оппозиционных структур.

Исследование экспертным сообществом участия Республики Беларусь в интеграционных процессах

Активное участие Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве вынуждает экспертное сообщество страны пристально следить за этой темой, свидетельством чему являются многочисленные ток-шоу, комментарии в СМИ, круглые столы и конференции, а также большое количество научных и аналитических публикаций, посвященных СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, ЕАЭС.

Исходя из того, что Минск является столицей СНГ, белорусское руководство всегда выступало и выступает за активизацию разнопланового сотрудничества между ННГ в рамках Содружества. Являясь его активным участником, Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической

3 Центр стратегических и внешнеполитических исследований [Электронный ресурс]. URL: http://csfps.by/ru/about (дата обращения: 15.03.2018).

1590

сфере. Успешность взаимодействия в таких областях, как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов входящих в Содружество стран. Поэтому Беларусь активно выступает за активизацию процессов, направленных на дальнейшее укрепление взаимодействия между государствами Содружества1. Экспертное сообщество страны, поддерживая заинтересованность Минска в интенсификации сотрудничества в рамках СНГ, тем не менее отмечает серьезные проблемы, так и не позволившие Содружеству за двадцать пять лет полностью реализовать свой потенциал [Волчок 2001; Шумский 2011]. В ряде публикаций просматривается скептицизм относительно дееспособности СНГ, несмотря на все усилия Беларуси по его «реанимированию» [Беларусь у сацыяльна-эканам1чных... 2007: 205-207; Косов 2017]. По словам В.Г. Шадурского, надежды сторонников сохранения единства народов бывшего СССР на СНГ не оправдались. Сыграв роль организатора «цивилизованного развода» ННГ в начале своей истории, Содружество трансформировалось в дискуссионный клуб и площадку для встреч на высшем уровне [Шадурский 2009: 16]. Причины кризиса Содружества усматриваются исследователями в его политической и правовой природе. Кроме того, как отмечали А.И. Гордей-чик и В.Е. Снапковский из БГУ, одной из причин кризисного состояния СНГ стало возникновение на постсоветском пространстве групп государств по интересам (СБР, ЦАС, ГУАМ, Таможенный союз и др.). В результате оказалась узаконена концепция разноскоростной интеграции на просторах СНГ [Гордейчик, Снапковский 1999: 57]. А.В. Русакович из БГУ увидел в этом возможность ННГ участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия объединениях (Таможенный союз, Единое эконо-

1 Многостороннее сотрудничество [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. URL: http://mfa.gov.by/mulateral/ (дата обращения: 07.03.2018).

мическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности и др.). К тому же, по его мнению, СНГ состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой является взаимодействие в различных сферах общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. Тем более что страны Содружества в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство, действует ряд общих исторических, экономических, политических, культурных, технологических факторов [Русакович 2012: 36-37]. Академик Е.М. Бабосов и вовсе уверен, что Содружество сумело не только сохранить, но по некоторым направлениям и упрочить множество экономических, циви-лизационных и культурных связей, соединяющих друг с другом постсоветские государства [Бабосов 2011: 6]. Поэтому упразднять СНГ никто не настроен. С точки зрения В.Г. Шадурского, даже в нынешней форме существование СНГ полезнее для постсоветского пространства, нежели его ликвидация [Шадурский 2009: 17]. Большинство руководителей ННГ устраивает состояние вялой стагнации структур Содружества и отношений в нем [Гордейчик, Снапковский 1999: 63]. Поэтому в среднесрочной перспективе наиболее вероятен вариант сохранения нынешнего состояния СНГ, формат взаимодействия в котором устраивает все страны [Русакович 2012: 41]. Тем не менее, по общепринятому мнению экспертов, превращение Содружества в дискуссионную площадку вынудило страны СНГ, в том числе и Республику Беларусь, перенести акцент своей внешнеполитической деятельности на налаживание эффективного двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках иных интеграционных проектов.

Экспертным сообществом страны активно обсуждаются актуальные вопросы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, как правило, сквозь призму участия в них Республики Беларусь. Эксперты акцентируют внимание

1591

на взаимодействии и расхождениях участников интеграции относительно ее дальнейшего развития, успехах, проблемах и противоречиях, не позволяющих им достигать намеченных целей [Бабосов 2011; Беларусь в интеграционных проектах 2011; Бо-жанов 2010; Васiлевiч 2009; Достанко 2014; Кизима 2011; Симановский, Зенченко 2014; Тихомиров 2014а].

Эксперты подчеркивают, что, принимая участие в тех или иных проектах - Таможенном союзе, ЕврАзЭС, ЕЭП, ЕАЭС, ОДКБ, - Минск стремится реализовать свои национальные интересы в сферах экономики и безопасности. Беларусь выступает активным участником интеграционных процессов на разных уровнях, что является одним из приоритетных направлений ее внешней политики [Александрович, 2017: 13]. По словам Ю.П. Бровки, белорусский подход к различным интеграционным проектам на постсоветском пространстве характеризуется стремлением к достижению максимальной эффективности без ущерба для суверенитета и международной правосубъектности ННГ [Бровка 2010б: 70]. Однако порой несовпадающие интересы государств, особенно в экономической области, приводят к кризисам и торможению интеграции [Бай-чоров 2016; Достанко 2013; Елфимов 2012, 2013; Ковалев, Господарик, Пасеко 2012; Семак 2011; Тихомиров 2015 а; Турарбекова, Семак, Довгань 2017; Шадурский 2009; ВаюЬогоу 2017; СЬаБпошЫ 2013; Я^апоу 2010].

В целом, срез имеющихся в Беларуси исследований показывает, что одни эксперты, например, академика Е.М. Бабосов, достаточно оптимистично смотрят на интеграционное взаимодействие на постсоветском пространстве [Бабосов 2011: 7, 9]. Другие (В.А. Бобков) придерживаются более сдержанных оценок интеграции, поскольку сторонами не преодолен целый ряд серьезных противоречий, мешающих двигаться вперед [Бобков 2009: 63]. По словам В.В. Шимова, П.С. Петровского и других экспертов, одним из слабых мест ЕАЭС, впрочем, как и СГ, является идеология. По их мнению, в публичном пространстве не хватает представления о значимости интеграции. У участников интеграционных процессов пер-

вичной всегда оказывается национальная мотивировка. Постоянно союзные интересы натыкаются на внутренние интересы государств-членов. Поэтому необходимо сформировать чувство общности, некую евразийскую идентичность1. Тем не менее интеграционный тренд в экспертном сообществе не утрачивает интереса.

В последние годы в политико-академических кругах Беларуси получила популярность идея «интеграции интегра-ций», т.е. сопряжения европейской и евразийской интеграции. О ее благе для всех в Евразии, в том числе и Беларуси, заявил А.Г. Лукашенко: «Беларусь, находясь на стыке двух интеграционных союзов, особо заинтересована в их взаимном сближении. Грандиозный, но вполне реалистичный проект создания Евразийского союза таит огромные выгоды для всего континента. Возможность работы по одинаковым правилам на рынке от Атлантики до Тихого океана укрепит экспортный потенциал наших предприятий и привлекательность наших экономик для иностранного бизнеса»2. Экспертное сообщество страны разделяет данную точку зрения, но обращает внимание на целый ряд факторов, препятствующих «интеграции интеграций» по причине политических разногласий сторон [Байчоров 2014; Буховец 2012]. По словам академика Е.М. Бабосова, участники евразийской интеграции готовы к взаимодействию с ЕС в целях создания гармоничной экономической интеграции на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана [Бабосов 2011: 10]. С точки зрения директора консервативного центра «НОМОС» П.С. Петровского, «интеграция интеграций» выгодна Минску, поскольку «Беларусь получает прямую геополитическую выгоду, заключающуюся в постепенном снятии экзистенциального и по-

1 Алексеев Н. ЕАЭС - это шанс на новую индустриализацию? [Электронный ресурс] // Союзное вече. 01.11.2016. URL: https://souzveche.ru/articles/our-union/33831/ (дата обращения 20.03.2018).

2 Лукашенко А.Г. О судьбах нашей интеграции -статья в газете «Известия» [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by/press127193.html#doc (дата обращения: 22.12.2011).

1592

литэкономического напряжения между западом и востоком, которое очень часто проходит через умы и судьбы граждан региона между Балтикой и Черным морем. Геополитическое сплочение континента даст импульс стабильности региону, а также улучшит транзитные возможности стран между-морья». По его мнению, «интеграция инте-граций» является той концепцией, которая имеет все шансы сформулировать дорожную карту взаимодействия конфликтующих между собой сторон, т.е. Востока и Запада1.

Согласно декану ФМО БГУ профессору В.Г. Шадурскому, первым шагом для развития равноправных и конструктивных отношений между ЕС и ЕврАзЭС (после 1 января 2015 г. - ЕАЭС) должен был стать запуск официального диалога между Европейской комиссией и Евразийской экономической комиссией. Однако главным препятствием для старта процесса стало охлаждение российско-европейских отношений в связи с украинским кризисом. Поэтому в настоящий момент эксперт считает, что можно говорить о соперничающих моделях интеграции. Хотя, по его мнению, это не означает, что стороны должны отказаться на неопределенную перспективу от идеи сопряжения различных интеграционных группировок [Шадурский 2017: 77-78]. Действительно, для Беларуси, имеющей выгодное геополитическое расположение, реализация интеграционных мега-проектов принесло ощутимую пользу. Однако, на сегодняшний день политическая ситуация в Европе не способствует их реализации.

Заключение. Таким образом, постсоветское пространство занимает ведущее место во внешней политике Республики Беларусь. После непродолжительного периода внешнеполитической неопределенности в начале 1990-х гг. белорусское руководство под влиянием происходящих в современном мире глобальных и региональных процессов определило четкие приоритеты внешней политики страны, где постсоветское пространство оказалось первым как по порядку, так и

1 Петровский П. Интеграция интеграций. Дорожная карта по преодолению украинского кризиса [Электронный ресурс] // Naviny.by. 19.09.2014. URL: http://naviny.by/rubrics/opinion/2014/09/19/ic_articles_4 10_186837 (дата обращения: 19.03.2018).

по значимости, поскольку включает в себя развитие и укрепление двусторонних отношений Беларуси с другими ННГ, особенно с Россией, а также участие в различных интеграционных проектах - СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, СГ, ЕАЭС. Поэтому повышенное внимание белорусского экспертного сообщества к планированию и реализации внешней политики страны в данном регионе неудивительно. Именно эксперты способны на профессиональном уровне осуществлять сопровождение внешнеполитического курса Беларуси: выявлять и обосновывать национальные интересы страны, определять для страны возможные преимущества и риски на мировой арене как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Сегодня в Беларуси существует целый ряд различных научно-исследовательских структур, в полной мере обеспечивающих экспертное сопровождение внешнеполитической деятельности страны на международной арене, в том числе и на постсоветском пространстве. Разумеется, их влияние на выработку и реализацию внешнеполитических решений государственными органами неодинаково. Одни эксперты активно привлекаются МИД к обсуждению актуальных вопросов, участвуют в ток-шоу на радио и телевидении, публикуются и выступают в СМИ, тем самым являясь узнаваемыми персонами среди широкой общественности. Другие, наоборот, известны только в узкопрофессиональных кругах. При этом в общественно-политическом дискурсе Беларуси представлены различные точки зрения относительно внешнеполитического курса страны на постсоветском пространстве: от одобрения действий белорусского руководства до критики и даже жесткого их неприятия, особенно в сфере интеграции с Россией. В целом, оценки внешней политики Беларуси в данном регионе представителями экспертного сообщества страны напрямую зависят от практической реализации заключенных договоренностей, соблюдения национальных интересов и извлечения выгоды на том или ином временном этапе.

Неодинаково в белорусской историографии изучены двусторонние отношения Беларуси с другими постсоветскими госу-

1593

дарствами. Наибольшее количество публи- Данный факт объясняется рядом субъектив-каций посвящено белорусско-российским ных и объективных причин. Поэтому в пер-отношениям, затем взаимосвязям с Украи- спективе следует ожидать появления новых ной, Казахстаном, Молдовой. Исследований, публикаций, посвященных внешнеполити-затрагивающих отношения Беларуси с за- ческому курсу страны на постсоветском кавказскими и среднеазиатскими республи- пространстве. ками относительно немного или вообще нет.

Библиографический список Baichorov A.M. The Eurasian Economic Union at the Crossroads // Journal of the Belarusian State University. International Relations = Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения / found.: Belarusian State University. Minsk: BSU, 2017. № 2. P. 13-18.

Chasnouski M. Belarus' Participation in Integration Processes in the Former Soviet Union Space // Post USSR Diplomacy and the Eurasian Union / S.G. Musienko (ed.). New York: Global Scholary Publ., 2013. Р. 9-19. Rozanov A.A., Dovgan, E.F. Collective Security Treaty Organization 2002-2009 // Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces. Geneva/Minsk: DCAF Regional Programmes Series no. 6, 2010. 92 p.

Александрович Е.А. Участие Республики Беларусь в экономической интеграции на постсоветском пространстве // Беларусь в геополитических процессах XX - начала XXI в.: сборник научных статей / редкол.: А.А. Коваленя (гл. ред.) [и др.]. Минск: Беларуская навука, 2017. С. 5-15.

Бабосов Е.М. Интеграционные взаимодействия на постсоветском пространстве: перспективы

созидания Евразийского союза // Проблемы управления. 2011. № 4. С. 6-10. Байчоров А.М. Создание Евразийского экономического союза и проблема «интеграции интеграцию» // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. Вып. 2 / сост. Е.А. Достанко; редкол.: А.М. Байчоров (гл. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2014. С. 8-17. Беларусь в интеграционных проектах / А.К. Акулич [и др.]; науч. ред. В.А. Бобков; Ин-т экономики НАН Беларуси. Минск: Беларуская навука, 2011. 324 с. Беларусь у сацыяльна-эканамiчных i грамадска-пал^ычных працэсах1946-2006 гг. / навук.

рэд. М.П. Касцюк. Мшск: Беларуская навука, 2007. 215 с. Бобков В. Стратегические интересы: поиск баланса: взгляд из Минска на среднесрочные перспективы белорусско-российских отношений // Беларуская думка. 2009. № 4. С. 56-63. БожановВ.А. Беларусь в интеграционных процессах // Иппокрена. 2010. № 2/3. С. 14-26. Буховец О.Г. Европейская и евразийская интеграция: вчера, сегодня, завтра // Белорусский

экономический журнал. 2012. № 2. С. 15-26. Васглевгч Р.А. 1нтэграцыйныя працэсы - важнейшы фактар развщця Беларускай дзяржавы // Весщ Нацыянальнай акадэмп навук Беларусь Серыя гумаштарных навук. 2009. № 1. С. 36-43.

Волчок Г.И. Беларусь и Содружество Независимых Государств: 10 лет спустя // Весшк

Магшёускага дзяржаунага ушверстта iмя А.А. Куляшова. 2001. № 4. С. 62-70. Волчок Г.И. Строительство Союзного государства: итоги, проблемы, перспективы // Весшк

Магшёускага дзяржаунага ушверстта iмя А.А. Куляшова. 2003. № 1. С. 12-22. Гордейчик А., Снапковский В. О нынешнем состоянии СНГ и перспективах его развития // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 1. С. 57-64.

Достанко Е.А. Участие Беларуси в евразийских интеграционных процессах // «Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. «Белорусская политология: многообразие в единстве - VI»: тез. докл. VI междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 15-16 мая 2014 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 172-175.

1594

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достанко Е.А. Формирование Евразийского экономического союза: социально-политические аспекты // Интеграционные процессы в евразийском пространстве и современный мир: Материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 14 ноября 2012 г.) / отв. ред. Б.К. Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2013. С. 37-45.

Елфимов В.А. Союзное государство и Евразийский союз как два интеграционных проекта: глобальное измерение и влияние // Политика ЕС по отношению к Союзному государству Беларусь - Россия: материалы международного круглого стола, Минск, 11 мая 2012 г. / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, Российский институт стратегических исследований, Белорусский государственный университет культуры и искусств; под ред. А.В. Базанова, Л.П. Решетникова. Минск, 2012. С. 65-81.

Кизима С.А. Союзное государство в контексте Таможенного союза и ЕЭП // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2011. № 9. С. 178-182.

Ковалёв М., Господарик Е., Пасеко С. Евразийский Союз и стратегия экономической интеграции // Беларуская думка. 2012. № 3. С. 13-23.

Косов А.П. Роль и место Республики Беларусь в СНГ // Проблемы стран постсоветского пространства, Центральной и Юго-Восточной Европы: сборник научных статей. Вып. 1 / под общ. ред. А.А. Слинько; отв. ред. О.Ю. Михалев, В.И. Сальников; Воронежский государственный университет; факультет международных отношений ВГУ; Центр изучения Центральной и Восточной Европы; Центр исследований проблемной государственности. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2017. С. 37-50.

Косое О., Юрчак Д. Роль i мюце Республши Бшорусь у процес врегулювання кризи на сходi Украшы // Вюник Львiвського ушверситету. Серiя мiжнароднi вщносини. 2017. Випуск 41. С. 89-96.

Русакович А.В. СНГ: от Вискулей до наших дней // Беларуская думка. 2012. № 2. С. 32-41.

Семак Е.А. Интеграционное сотрудничество стран ЕврАзЭС в условиях глобального экономического кризиса // Беларусь и мировые экономические процессы. Вып. 8. Минск: БГУ, 2011. С. 96-105.

Симановский С.И., Зенченко В.А. Республика Беларусь в условиях интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Современные интеграционные процессы и Республика Беларусь: европейский и евразийский контекст. Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. (Гродно, 15-16 мая 2014 г.). В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (гл. ред.) [и др.]. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 203-206.

Тихомиров А.В. Внешняя политика Республики Беларусь в 1991-2011 гг. Минск: Право и экономика, 2014. 278 с.

Тихомиров А.В. Подходы основных акторов к развитию ОДКБ после 2014 г. (Россия, Беларусь, Казахстан) // ОДКБ и планирование на случай чрезвычайных обстоятельств после 2014 года / Е.Ф. Довгань, А.В. Русакович (ред.). Женева, Минск, 2015. С. 39-71.

Турарбекова Р., Семак Е., Довгань Е. Евразийский экономический союз: интеграция между идеальным и реальным. Экспертный доклад. Минск, 2017. 40 с.

Шадурский В.Г. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве // Весшк Беларускага дзяржаунага ушверстта. Сер. 3, Псторыя. Фiласофiя. Палггалопя. Сацыялопя. Эканомша. Права. 2009. № 1. С. 16-22.

Шадурский В.Г. Перспективы реализации концепции «интеграция интеграций» // Беларусь в современном мире: материалы XVI Междунар. науч. конф., посвящ. 96-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 25 окт. 2017 г. / редкол. : В.Г. Шадурский (пред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 76-78.

Шумский Н.Н. Содружество Независимых Государств как модель интеграции постсоветских государств // Белорусский экономический журнал. 2011. № 4. С. 4-14.

1595

Сведения об авторе: Косов Александр Петрович - кандидат исторических наук, доцент,

заведующий аспирантурой, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ВГУ

имени П.М. Машерова (email: alekos1979@mail.ru)

References

Aleksandrovich E.A. Uchastie Respubliki Belarus' v ekonomicheskoj integracii na postsovetskom prostranstve // Belarus' v geopoliticheskih processah XX - nachala XXI v.: sbornik nauchnyh statej / redkol.: A.A. Kovalenya (gl. red.) [i dr.]. Minsk: Belaruskaya navuka, 2017. S. 5-15.

Babosov E.M. Integracionnye vzaimodejstviya na postsovetskom prostranstve: perspektivy sozidaniya Evrazijskogo soyuza // Problemy upravleniya. 2011. № 4. S. 6-10.

BajchorovA.M. Sozdanie Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza i problema «integracii integracij» // Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij i global'nogo razvitiya: sb. nauch. st. Vyp. 2 / sost. E.A. Dostanko; redkol.: A.M. Bajchorov (gl. red.) [i dr.]. Minsk: BGU, 2014. S. 8-17.

Belarus' v integracionnyh proektah / A.K. Akulich [i dr.]; nauch. red. V.A. Bobkov; In-t ekonomiki NAN Belarusi. Minsk: Belaruskaya navuka, 2011. 324 s.

Belarus' u sacyyal'na-ekanamichnyh i gramadska-palitychnyh pracesah1946-2006 gg. / navuk. red. M.P. Kascyuk. Minsk: Belaruskaya navuka, 2007. 215 s.

Bobkov V. Strategicheskie interesy: poisk balansa: vzglyad iz Minska na srednesrochnye perspektivy belorussko-rossijskih otnoshenij // Belaruskaya dumka. 2009. № 4. S. 56-63.

Bozhanov V.A. Belarus' v integracionnyh processah // Ippokrena. 2010. № 2/3. S. 14-26.

Buhovec O.G. Evropejskaya i evrazijskaya integraciya: vchera, segodnya, zavtra // Belorusskij ekonomicheskij zhurnal. 2012. № 2. S. 15-26.

Vasilevich R.A. Integracyjnyya pracesy - vazhnejshy faktar razviccya Belaruskaj dzyarzhavy // Vesci Nacyyanal'naj akademii navuk Belarusi. Seryya gumanitarnyh navuk. 2009. № 1. S. 3643.

Volchok G.I. Belarus' i Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv: 10 let spustya // Vesnik Magilyoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A.A. Kulyashova. 2001. № 4. S. 62-70.

Volchok G.I. Stroitel'stvo Soyuznogo gosudarstva: itogi, problemy, perspektivy // Vesnik Magilyoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A.A. Kulyashova. 2003. № 1. S. 12-22.

Gordejchik A., Snapkovskij V. O nyneshnem sostoyanii SNG i perspektivah ego razvitiya // Belorusskij zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnyh otnoshenij. 1999. № 1. S. 57-64.

Dostanko E.A. Uchastie Belarusi v evrazijskih integracionnyh processah // «Sovremennye integracionnye processy i Respublika Belarus': evropejskij i evrazijskij kontekst. «Belorusskaya politologiya: mnogoobrazie v edinstve - VI»: tez. dokl. VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Grodno, 15-16 maya 2014 g.). V 2 ch. CH. 1 / GrGU im. YA. Kupaly; redkol.: V.N. Vatyl' (gl. red.) [i dr.]. Grodno: GrGU, 2014. S. 172-175.

Dostanko E.A. Formirovanie Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza: social'no-politicheskie aspek-ty // Integracionnye processy v evrazijskom prostranstve i sovremennyj mir: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Almaty, 14 noyabrya 2012 g.) / otv. red. B.K. Sultanov. Almaty: KISI pri Prezidente Respubliki Kazahstan, 2013. S. 37-45.

Elfimov V.A. Soyuznoe gosudarstvo i Evrazijskij soyuz kak dva integracionnyh proekta: global'noe izmerenie i vliyanie // Politika ES po otnosheniyu k Soyuznomu gosudarstvu Belarus' - Rossi-ya: materialy mezhdunarodnogo kruglogo stola, Minsk, 11 maya 2012 g. / Informacionno-analiticheskij centr pri Administracii Prezidenta Respubliki Belarus', Rossijskij institut strate-gicheskih issledovanij, Belorusskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv; pod red. A.V. Bazanova, L P. Reshetnikova. Minsk, 2012. S. 65-81.

Kizima S.A. Soyuznoe gosudarstvo v kontekste Tamozhennogo soyuza i EEP // Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. 2011. № 9. S. 178-182.

Kovalev M., Gospodarik E., Paseko S. Evrazijskij Soyuz i strategiya ekonomicheskoj integracii // Belaruskaya dumka. 2012. № 3. S. 13-23.

Kosov A.P. Rol' i mesto Respubliki Belarus' v SNG // Problemy stran postsovetskogo prostranstva, Central'noj i YUgo-Vostochnoj Evropy: sbornik nauchnyh statej. Vyp. 1 / pod obshch. red. A.A. Slin'ko; otv. red. O.YU. Mihalev, V.I. Sal'nikov; Voronezhskij gosudarstvennyj universi-

1596

tet; fakul'tet mezhdunarodnyh otnoshenij VGU; Centr izucheniya Central'noj i Vostochnoj Evropy; Centr issledovanij problemnoj gosudarstvennosti. Voronezh: Izdatel'skij dom VGU, 2017. S. 37-50.

Kosov O., YUrchak D. Rol' i misce Respubliki Bilorus' u procesi vregulyuvannya krizi na skhodi Ukrainy // Visnik L'vivs'kogo universitetu. Seriya mizhnarodni vidnosini. 2017. Vipusk 41. S. 89-96.

RusakovichA.V. SNG: ot Viskulej do nashih dnej // Belaruskaya dumka. 2012. № 2. S. 32-41. Semak E.A. Integracionnoe sotrudnichestvo stran EvrAzES v usloviyah global'nogo ekonomich-eskogo krizisa // Belarus' i mirovye ekonomicheskie processy. Vyp. 8. Minsk: BGU, 2011. S. 96-105.

Simanovskij S.I., Zenchenko V.A. Respublika Belarus' v usloviyah integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve // Sovremennye integracionnye processy i Respublika Belarus': evropejskij i evrazijskij kontekst. Belorusskaya politologiya: mnogoobrazie v edinstve: materi-aly VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Grodno, 15-16 maya 2014 g.). V 2 ch. CH. 1 / GrGU im. YA. Kupaly; redkol.: V.N. Vatyl' (gl. red.) [i dr.]. Grodno: GrGU, 2014. S. 203-206. TihomirovA.V. Vneshnyaya politika Respubliki Belarus' v 1991-2011 gg. Minsk: Pravo i ekonomi-ka, 2014. 278 s.

Tihomirov A.V. Podhody osnovnyh aktorov k razvitiyu ODKB posle 2014 g. (Rossiya, Belarus', Kazahstan) // ODKB i planirovanie na sluchaj chrezvychajnyh obstoyatel'stv posle 2014 goda / E.F. Dovgan', A.V. Rusakovich (red.). ZHeneva, Minsk, 2015. S. 39-71. Turarbekova R., Semak E., Dovgan' E. Evrazijskij ekonomicheskij soyuz: integraciya mezhdu ide-

al'nym i real'nym. Ekspertnyj doklad. Minsk, 2017. 40 s. Shadurskij V.G. Integracionnye i dezintegracionnye tendencii na postsovetskom prostranstve // Vesnik Belaruskaga dzyarzhaynaga yniversiteta. Ser. 3, Gistoryya. Filasofiya. Palitalogiya. Sacyyalogiya. Ekanomika. Prava. 2009. № 1. S. 16-22. Shadurskij V.G. Perspektivy realizacii koncepcii «integraciya integracij» // Belarus' v sovremennom mire: materialy XVI Mezhdunar. nauch. konf., posvyashch. 96-letiyu obrazovaniya Belorus. gos. un-ta, Minsk, 25 okt. 2017 g. / redkol. : V.G. SHadurskij (pred.) [i dr.]. Minsk: Izd. centr BGU, 2017. S. 76-78.

Shumskij N.N. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv kak model' integracii postsovetskih gosudar-stv // Belorusskij ekonomicheskij zhurnal. 2011. № 4. S. 4-14.

About the author: Kosau Aliaksandr P. - Candidate of Science (History), Associate Professor, Head of Postgraduate Course, Associate Professor of the Department of General History and World Culture, Vitebsk State University after named P.M. Masherov (email: alekos1979@mail.ru)

1597

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.