ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Е.Д. Дамёткина И.А. Зубов
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Данная статья посвящена развитию экономических отношений Российской Федерации и Республики Беларусь. На протяжении многих лет Белоруссия является важнейшим экономическим партнером России. Среди стран СНГ наиболее последовательно осуществляют экономическую интеграцию именно наши страны. Республика Беларусь глубоко интегрирована в экономику России и заинтересована в сохранении и углублении хозяйственных связей со своим восточным соседом, в преференциях для себя в закупках российских топливно-энергетических ресурсов и других видов минерального сырья, а также в поставках своих товаров и услуг на российский рынок. Вместе с тем Беларусь является важнейшим стратегическим пространством для России, которая заинтересована в надежности транспортных (железнодорожных, автомобильных, воздушных, трубопроводных) и иных коммуникаций с Евросоюзом. Через территорию республики поставляется значительная часть российской нефти и газа.
Ключевые слова: Россия, Беларусь, Союзное государство, ЕАЭС, интеграция.
Прошло 26 лет с момента образования СНГ. С того момента Россия и Белоруссия, в отличие других стран-участниц Содружества, смогли выстроить крепкие, дружеские отношения на базе экономической интеграции.
Факторами, вызвавшими необходимость экономической интеграции Беларуси с бывшими советскими республиками, выступили:
1. нехватка собственных энергетических и сырьевых ресурсов, а также рынков сбыта для успешного функционирования, созданного во второй половине ХХ в. промышленного комплекса;
2. налаженные производственные и человеческие контакты;
3. технологическая взаимозависимость, единые технические нормы и т.д.
Но помимо данных факторов, существовали и те, которые значительно тормозили интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Такие как:
1. стремление правящих элит новых государств укрепить свой суверенитет, иногда вопреки экономической целесообразности.
2. противодействие западных стран, заинтересованных в расширении своего влияния на постсоветском пространстве.
3. различия в темпах и характере системных экономических реформ.
Все эти факторы как способствовали, так и мешали развитию отношений между Россией и Беларусью, которые не смогли избежать в своих интеграционных процессах сочетания центростремительности и центробежности.
Договоры России и Республики Беларусь 1992-2000 гг.
В 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование, но это не означало, что старая база отношений между республиками СССР была утрачена полностью.
Подписание Беловежских соглашений символизировало не только распад СССР, но и создание на его руинах нового образования СНГ. Данное событие справедливо можно назвать «точкой отсчета» создания новых отношений государств-членов. Ведь именно с момента образования СНГ, Российская Федерация и Республика Беларусь начали выстраивать новый курс, направленный на развитие двусторонних экономических связей.
Первостепенным внешнеполитическим приоритетом Республики Беларусь являлось сотрудничество с Российской Федерацией. 25 июня 1992 г. Республика Беларусь и Российская Федерация установили дипломатические отношения. В 1992 г. в Минске было открыто посольство РФ, в 1993 г. на базе Постоянного представительства БССР при Совете Министров СССР в Москве было создано посольство Беларуси. В 1992 г. глава белорусского
правительства В. Кебич допустил возможность создания белорусско-российской конфедерации, но более четкие формы стремление к сближению с Россией обрело в 1993 г. В это время акцент делался на необходимости сохранения позиций Беларусь на российском рынке. Осенью 1993 г. В. Кебич высказался за создание единой рублевой зоны с Россией, поставив свою подпись под соглашением об объединении денежных систем (условия соглашения предполагали фактическое вхождение белорусского государства в зону российского рубля в 1994 г.). В 1994 г. после избрания на пост главы белорусского государства А. Лукашенко отказался от реализации идеи «единой рублевой зоны», сославшись на неготовность белорусской стороны к такому шагу (справедливости ради нужно отметить, что соответствующая идея неоднозначно воспринималась частью общественности двух стран). Однако радикально пересматривать принципы взаимоотношений с Россией президент Беларуси не стал [Дегтерев, Курылев 2017: 74].
Особенностью межгосударственного диалога Белоруссии и России с самого начала их раздельного суверенного существования являлись именно интеграционные проекты, обусловленные объективными предпосылками. Рассматриваемые государства в равной степени, хотя и по разным причинам, заинтересованы в тесном сотрудничестве. Белорусское государство находится в зависимости от России как поставщика энергоресурсов, рынка сбыта готовой продукции, а с некоторого времени и источника поддержки на международной арене. Российская Федерация, в свою очередь, нуждается в Белоруссии, поскольку это государство всегда имело для России стратегическую значимость, являлось важнейшим партнером и союзником на западном направлении. К этому следует добавить историческую общность двух народов, длительное время существовавших в рамках единой государственности [Веревкина 2010] .
В 1995 г. наиболее активные «интеграторы» СНГ в лице Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключили Соглашение о Таможен-
ном союзе. Документ предполагал ликвидацию барьеров для взаимодействия хозяйствующих субъектов сторон, обеспечение условий для свободного товарообмена и добросовестной конкуренции. Позже к нему присоединились Кыргызская Республика (1996 г.) и Республика Таджикистан (1999 г.) [Дегтерев, Курылев 2017: 23].
Затем, 21 февраля 1995 г. между Россией и Беларусью последовало подписание Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.
Важнейшим этапом в истории международного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь стала дата 2 апреля 1996 г. - договор о создании Сообщества России - Белоруссии. 2 апреля 1997 г. по просьбе Б. Ельцина «Сообщество» было переименовано в «Союз».
Договор о создании Союзного государства был подписан 8 декабря 1999 г., затем успешно ратифицирован парламентами обоих государств. 26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами, и договор вступил в силу. Стороны подписывали его, «движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., Договором о Союзе Белоруссии и России от 2 апреля
1997 г., Уставом Союза Белоруссии и России от 23 мая 1997 г., а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Белоруссии от 25 декабря
1998 г.»1.
Правовой статус создаваемого Договором объединения - государство. Однако в ст. 3 говорится, что «Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств», то есть на принципах международного права, что характерно для разных субъектов международного права. Согласно ст. 6, каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному госу-
1 Договор о создании Союзного государства. Информационно-аналитический портал Союзного государства. -
http ://www. soyuz.by/about/docs/dogovor5/
дарству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности. Государства-участники сохраняют свое членство в ООН и других международных организациях. Возможность единого членства в международных организациях, других международных объединениях определяется государствами-участниками по взаимной договоренности [Дегтерев, Курылев 2017: 24].
Ст. 60 (п.2) предусматривает примат союзного законодательства: «В случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства». Однако конституции государств-участников имеют все же преимущественную силу: «Данное положение не применяется к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников». Таким образом, законодательство Союзного государства стоит примерно на той же позиции, что и международное право, вводимое ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации1.
В ст. 60 Договора о Союзном государстве сказано, что законы и декреты Союзного государства «подлежат прямому применению на территории каждого государства-участника», а «постановления являются обязательными во всех своих частях для того государства, физического или юридического лица, которому они адресованы». Очевидно, что эти акты применяются только в случае наличия пробела в национальном праве и в том случае, если они не противоречат Конституции. По этим причинам трудно говорить о наличии наднациональных полномочий у органов Союзного государства [Дегтерев, Курылев 2017: 25].
В итоге Договор 1999 г. можно расценивать как скорее договор о намерении создать Союзное государство.
1 Конституция РФ, 1993 г.
Данное событие вызвало большой резонанс в истории международных отношений двух стран-лидеров в области экономики. Причиной тому было то, что и Москва, и Минск претендовали на лидерство в союзном государстве.
При подготовке проектов Союзного договора Москва настаивала на ускорении приватизации белорусских предприятий и демократизации политической жизни в республике. Минск, в свою очередь, требовал наделения высших законодательных и исполнительных органов нового союзного объединения правом выносить решения, которые были бы обязательны к исполнению в обоих государствах. Извлечение собственной выгоды на тот момент представлялось лидерам первостепенной задачей. Стороны всячески пытались избежать роли «посредника» или «марионетки».
В целом итоги этих лет явились весьма плодотворными для нового Союзного государства, ситуация стабилизировалась.
«Конфликт интересов обеих стран-участниц на основе нового Союзного государства.
Однако это было лишь видимостью. После того как к власти в России пришел В. Путин с новой внешнеполитической концепцией, основанной на принципе прагматизма, обнаружились многочисленные сложности в реализации концепта Союзного государства, которые ранее были скрыты официальной риторикой обеих сторон. В частности, возник вопрос: как будет управляться Союзное государство? Предложение А. Лукашенко «поочередно возглавлять Союзное государство» было отвергнуто В. Путиным, который в свою очередь предложил в мае 2003 г. провести референдум по союзной конституции, а через полгода, одновременно с российскими парламентскими выборами, провести выборы союзного парламента и президента. Проблема так и осталась в итоге не решенной. В равной степени как и переход на единую валютную систему - рубль, должна была осуществиться 1 января 2005 г., но этого так и не произошло. Тому воспрепятствовал А. Лукашенко по причине того, что не хотел быть «субъектом» РФ.
Не решенным оставался и вопрос о транзите газа из России в Европу через территорию Белоруссии и цене за кубометр газа. С советских времен 100% газа и около 90% нефти республика получает из России [Болкунец 2014: 120-128].
Официальный Минск требовал от России цены на газ по внутрироссийским ценам, которая является в два раза ниже рыночной. Россия продолжала отстаивать свои национальные и экономические интересы. И с 1 января 2007 г. Россия намеревалась ввести пошлины на поставки нефти во все страны, включая Республику Беларусь. Но этого не произошло, так как договор о цене на газ в период с 2007 г. по 2011 г. был ратифицирован за 2 минуты до Нового года (срок прошлого соглашения истекал 1 января 2007 г.).
Также наряду с энергическими проблемами с 6 января 2009 г. началась, так называемая, «молочная война». Роспо-требнадзор запретил ввоз некоторых молочных продуктов из-за проблем некоторых белорусских предприятий с документацией. Благодаря усилию двух сторон по урегулированию данного конфликта путем диалога «молочная война» была завершена, что способствовало нормализации отношений. Новый виток напряженности в отношениях произошел в 2014 г., когда Россия наложила запрет на ввоз мяса из Республики Беларусь из-за реэкспорта запрещенной к поставкам продукции из стран ЕС. В тоже время ухудшению отношений способствовала новая «молочная война». Также был учреждён фитосани-тарный контроль. Это было необходимо, чтобы не допустить ввоз на территорию Россия продукции, на которую действует продовольственное эмбарго.
Но, несмотря на сложности в некоторых сферах сотрудничества, в целом отношения Российской Федерации и Республики Беларусь имеют положительные тенденции. В том числе на развитие программ Союзного государства Россия планирует выделить в 2018 г. 3 млрд. рублей. Российско-белорусские отношения развиваются на основе тесного сотрудничества во многих сферах народного хозяйства.
Заключая, приведем оригинальное определение, данное отечественным исследователем Союзному государству. По А.А. Гваришвили, «Союзное государство — это уникальное межгосударственное образование, представляющее собой пара-государство (или государствоподобное образование), на абстрактном уровне содержащее ключевые черты «государства-процесса», отражающие динамику и специфику переходного этапа к более плотному государственному единству суверенных субъектов СГ» [Гваришвили 2011: 7480].
Экономическая интеграция: ЕврАзЭС, Таможенный союз.
26 февраля 1999 г. Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Данный документ без конкретизации сроков реализации предполагал отмену таможенного контроля на внутренних границах, проведение общей экономической политики и формирование общего рынка товаров, услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики. Это соглашение стало основой нового объединения — Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое было образовано 10 октября 2000 г. (Договор вступил в силу 30 мая 2001 г.). Это была международная экономическая организация, в состав которой вошли Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, созданная с целью постепенного формирования общего рынка. Государства-члены организации решили сформировать интеграционную структуру, нацеленную на более тесное сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики [Дегтерев, Курылев 2017: 25].
16 августа 2006 г. в Сочи на встрече глав государств-членов ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации. В октябре 2007 г. данные страны подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Тогда же утвердили план действий, чтобы обеспечить свободное перемещение товаров во взаимной торговле, благоприятные условия торговли с третьими странами, а также развитие экономической интеграции. 19 декабря 2009 г. главы трех государств Д. Медведев, А. Лукашенко и Н. Назарбаев подписали Совместное заявление о формировании Таможенного союза, после чего 1 января 2010 г. вступил в силу единый таможенный тариф. [Дегте-рев, Курылев 2017: 27].
1 июля 2011 г. произошло грандиозное для всех трех стран (Россия, Белоруссия и Казахстан) событие - ликвидации таможенного контроля между ними. Ведь, в 2007 г. между странами-участницами был заключен договор о создании единой Таможенной территории и формировании Таможенного союза. Важно знать, что все страны, входящие в ЕАЭС - страны с переходной экономикой и средним ВВП1.
В структуре ВВП стоит обратить внимание на промышленность, именно она является составляющей Таможенного союза. В основе лежит ТЭК, нефть и газ -главные источники добычи и прибыли. Лидирующие позиции в 2012 г. занимала Российская Федерация. Второе место принадлежало Казахстану, а третье - Белоруссии. Главным конкурентом России по добычи данных ресурсов являлась и является США и Саудовская Аравия (хотя в настоящее время 2017-2018 гг. Юго-восточная часть США страдает от нехватки нефти).
К 2018 г. ЕАЭС состоит из следующих членов:
Республика Армения (с 2015 г.);
Республика Беларусь (с 2010 г.);
Республика Казахстан (с 2010 г.);
Кыргызская Республика (с 2015 г.);
Российская Федерация (с 2010 г.).
Итоги действия ЕАЭС в 2017 г.
Ушедший год стал самым успешным в трехлетней истории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
26 декабря на неформальной встрече президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко рассказала об итогах действия Таможенного союза и отметил, товарооборот между государствами СНГ в 2017 г. вырос почти на 25%. При этом глава Белоруссии признал, что в основе этого роста -успехи Евразийского экономического союза. А. Лукашенко напомнил, что в наступающем году в ЕАЭС будет председательствовать Россия, и выразил надежду, что в этот период она предложит серьёзные инициативы по укреплению союза. За 2015 г. товарооборот между входящими в ЕврАзЭС странами рухнул на 40%, а за 2016 год - на 15%2.
ЕАЭС претерпевал серьезные кризисы и падения (деэскалация цен на нефть, газ, войны и санкции, российское продовольственное эмбарго и прочее). Это не давало толчков к развитию экономической интеграции.
Но в 2017 г. «плохое» сменилось «хорошим». 21 декабря на парламентских слушаниях «Трёхлетие подписания Договора о ЕАЭС и инициативы российского председательства в 2018 г.» министры Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) рассказали, что взаимная торговля стран Евразийского экономического союза по итогам января — октября 2017 г. в сравнении с тем же периодом прошлого года выросла на 26,7%, причём рост наблюдается по большинству товарных позиций3. По словам Т. Валовой (член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК) рост взаимной торговли составил 26,7% и достиг почти 44 млрд. долл.4
2 Путин и Лукашенко обсудят функционирование единого рынка ЕАЭС. Источник: https://regnum.ru/news/economy/2256250.html
3 «Каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 г.» Источник: https://news.rambler.ru/economics/38794133/?utm_co ntent=mews&utm_medium=read_more&utm_source= copylink
4 ЕЭК подвела итоги трехлетия ЕАЭС. Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages /25-12-2017-1.aspx
1 Страны ЕАЭС перешли в зону экономического роста. Источник:
https ://regnum. ru/news/2299300. html
Взаимная торговля увеличилась по всем межстрановым товарным потокам (от 123% до 136%) и по большинству товарных позиций. Бывший премьер-министр Белоруссии, а ныне министр по агропромышленному комплексу ЕЭК - С. Сидорский подводя итоги уходящего года сказал, что в странах ЕАЭС за десять месяцев 2017 г. составил 2,5%, в сельском хозяйстве — 2,7%1.
Что же касается внешнеполитических связей. Объём внешней торговли продукцией ЕАЭС со странами, не входящими в союз, за период с января по сентябрь 2017 г. составил 450,8 млрд. долл.: экспорт — 274,3 млрд. долл., импорт — 176,5 млрд. долл.2
Как сказал недавно посол Белоруссии в России И. Петришенко, в январе — октябре 2017 г. объём российско-белорусской торговли значительно вырос.
«В текущем году тренд восстановления и роста экономики наблюдается как в Российской Федерации,
так и в Республике Беларусь. Основной индикатор — уровень торговых экономических отношений, уровень товарооборота. Он достиг 26 млрд. долл.», - заявил И. Петришенко. По его словам, эта сумма на 22,2% выше объёмов торговли в 2016 г. Россия остаётся главным торгово-экономическим партнёром Белоруссии: её доля во внешней торговле республики составляет 51,3%. В свою очередь, Белоруссия входит в пятёрку главных торговых партнёров России3.
Также, 1 января 2018 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс. Пока некоторые страны его не ратифицировали, но, по словам министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК М. Кадыркулова - Армения,
Беларусь, Казахстан и Россия
уже ратифицировали новый Таможенный кодекс. «...Такой кодекс, мы надеемся, не только укрепит торговые связи ЕАЭС, но и привлечёт в него новые инвестиции» -М. Кадыркулов4.
В основном уклон ЕАЭС в 2018 г. будет направлен на развитие цифровой экономики. Таможенная комиссия ЕАЭС — это первый документ в практике союза, который полностью ориентирован на электронные технологии. Это новая ступень развития международных отношений и укрепления внешне - и внутриполитических экономических связей.
Таким образом, анализируя данную экономическую ситуацию можно сделать вывод, что последовательная интеграция стран СНГ, в особенности России и Белоруссии занимает важное место в жизни не только стран Содружества, но и стран дальнего и ближнего зарубежья. Интеграция осуществляется и по сей день не без изъянов. Экономическая ситуация как в мире, так и межгосударственных отношениях несмотря на положительную динамику 2017 г., представляется недостаточной для проведения диалога на высоком уровне. Взаимодействие стран-партнёров (Россия и Белоруссия) во многих сферах является уникальным примером в рамках СНГ. Данное сотрудничество, прошедшее проверку временем и доказавшее свою эффективность, безусловно способствует взаимному развития двух стран в социальной и технологической сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Болкунец Д.В. Состояние и особенности российско-белорусского энергетического сотрудничества. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. №4. С. 120-128.
2. Веревкина Ю.И. Интеграционные тенденции в белорусско-российских отношениях // Ученые записки Курского государственного университета. 2010. №4 (16).
4 Таможенный кодекс ЕАЭС ратифицирован всеми странами Союза. Источник:
http ://www. eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages /30-12-2017-1.aspx
1 Беларусь и Россия. 2016: Статистический сборник, — М.: Росстат, 2016. — С. 162. Режим доступа:
http ://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bel_rus_ 16 .pdf
2 Глазьев С.Ю. Итоги и перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве // http://www.glazev.ru/econom_polit/295/
3 «Каких результатов достиг Евразийский экономический союз в 2017 г.» Источник:
https://news.rambler.ru/economics/38794133/7utm_co ntent=rnews&utm_medium=read_more&utm_source= copylink
3. Внешняя политика стран СНГ. / Ред-сост. Д.А. Дегтерев, К.П. Курылев. М.: «Аспект Пресс», 2017. 496 с.
4. Гваришвили А.А. К вопросу о природе Союзного государства Беларуси и России. // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2011. № 3. С. 7480.
5. Королев А.А. Евразийство: от идей к современной практике // Знание. Понимание. Умение. 2015. №1. С. 38-47.
6. Короткова К.Е. Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана как пример «жесткой» интеграции» // Вестник Нижегородского университета им. Н И. Лобачевского 2014, №2 (1), с. 333-338.
7. Котилко В.В. Россия и Белоруссия: проблемы интеграции. // Финансы и кредит. - 2004. - № 19 (157). - С. 58-64.
8. Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ. // Ежегодник. СНГ: проблемы, поиск, решения. М.: Изд-во РУДН, 2010 г. С. 22-32.
9. Панкьковский А. Беларусь - Россия: от братства к союзничеству. // Белорусский ежегодник. 2016. С. 67-80.
10. Пугачева О.В. Основные результаты, проблемы и перспективы развития экспорта Республики Беларусь // Потребительская кооперация. 2011. № 3 (34). С. 15
11. Старшинова Н.А. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: содержание, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (16). С. 71-76.
Сведения об авторах: Дамёткина Елизавета Дмитриевна - студентка 1 -го курса кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected])
Зубов Илья Алексеевич - студент 1-го курса кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: [email protected])
ECONOMIC INTEGRATION OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF BELARUS
Damyotkina E.D.
Zubov I.A.
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. This article is devoted to the development of economic relations between the Russian Federation and the Republic of Belarus. For many years, Belarus has remained the most important economic partner of Russia. Russia and Belarus have been most consistently implementing their economic integration among all the countries of CIS. The Republic of Belarus is deeply integrated into the Russian economy and is interested in maintaining and deepening its economic ties with its eastern neighbor, in preferences for itself in the purchase of Russian fuel and energy resources and other types of mineral raw materials, as well as in supplying its goods and services to the Russian market. At the same time, Belarus is the most important strategic partner for Russia, which is interested in the reliability of transport (rail, road, air, pipeline) and other communications with the European Union. A considerable part of Russian oil and gas is supplied through the territory of the republic.
Keywords: Russia, Belarus, integration, Union of Belarus and Russia, Eurasian economic union.
REFERENCES
1. Bolkunets D.V. Sostoyanie i osobennosti rossijsko-belorusskogo ehnergeti-cheskogo sotrudnichestva. // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. №4. S. 120-128.
2. Gvarishvili А.А. K voprosu o prirode So-yuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii. // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdu-narodnye otnosheniya. 2011. № 3. S. 74-80.
3. Korolev АА. Evrazijstvo: ot idej k sov-remennoj praktike // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №1. S. 38-47.
4. Korotkova K.E. Tamozhennyj Soyuz Rossii, Belorussii i Kazakhstana kak primer «zhestkoj» integratsii» // Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo 2014, №2 (1), s. 333-338.
5. Kotilko V.V. Rossiya i Belorussiya: prob-lemy integratsii. // Finansy i kredit. -2004. - № 19 (157). - S. 58-64.
6. Kurylev K.P. Spetsifika integratsionnykh protsessov v SNG. // Ezhegodnik. SNG:
problemy, poisk, resheniya. M.: Izd-vo RUDN, 2010 g. S. 22-32.
7. Pank'kovskij А. Belarus' - Rossiya: ot bratstva k soyuznichestvu. // Belorusskij ezhegodnik. 2016. S. 67-80.
8. Pugacheva O.V. Osnovnye rezul'taty, problemy i perspektivy razvitiya ehkspor-ta Respubliki Belarus' // Potrebitel'skaya kooperatsiya. 2011. № 3 (34). S. 15
9. Starshinova КА. Tamozhennyj soyuz Rossii, Belorussii i Kazakhstana: so-derzhanie, problemy i perspektivy // Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2011. № 4 (16). S. 71-76.
10. Verevkina YU.I. Integratsionnye ten-dentsii v belorussko-rossijskikh ot-nosheniyakh // Uchenye zapiski Kurskogo
gosudarstvennogo universiteta. 2010. №4 (16).
11. Vneshnyaya politika stran SNG. / Redsost. D.A. Degterev, K.P. Kurylev. M.: «Aspekt Press», 2017. 496 s. About the authors: Damyotkina Elizaveta D. - the student of the first course of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]).
Zubov Ilya A. - the student of the first course of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected])