УДК 330.1
ВЗАИМОВЫГОДНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС) ДЛЯ ЕГО СТРАН-УЧАСТНИЦ
Ю. А. Рыжкова, Ю. И. Русакова
MUTUALITY OF BENEFITS OF FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU) FOR THESE UNION MEMBERS
Yu. A. Ryzhkova, Yu. I. Rusakova
Аннотация. Актуальность и цели. В настоящее время рассмотрение темы взаимовыгодности образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для его стран-участниц приобретает особую актуальность и значимость, поскольку в связи со сложной политической ситуацией в мире Россия остро нуждается в поддержке как со стороны стран-участниц ЕАЭС, так и со стороны других государств, в частности Китая. Цель данного исследования заключается в выявлении основных преимуществ создания Евразийского экономического союза для его участников. Материалы и методы. Поставленные в работе задачи реализуются на основе анализа Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства», Договора от 29.05.2014 «О Евразийском экономическом союзе», а также на основе статистических данных по итогам функционирования ЕАЭС. При написании работы использовались методы экономического исследования, такие как абстрактно-логический, сравнительный анализ, при выявлении взаимовыгодности образования ЕАЭС для его стран участниц и потенциальных партнеров - индуктивный и дедуктивный методы. Результаты. В ходе исследования в качестве одной из предпосылок образования ЕАЭС было предложено считать попытку воплощения в жизнь нереализованного потенциала интеграционного объединения Союзное государство России и Белоруссии. Также было установлено в целом положительное отношение Китая к данному интеграционному проекту. Были выявлены позитивные и отрицательные тенденции в ходе реализации евразийского интеграционного проекта. Выводы. Авторы приходят к выводу о том, что при грамотной и взвешенной политике ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства стран постсоветского мира, своеобразным мостом между европейским интеграционным проектом - Евросоюзом - и бурно развивающимся Китаем.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Союзное государство России и Белоруссии, интеграция, Китай, макроэкономический эффект.
Abstract. Background. Considering the topic of mutual benefits of functioning of the EEU for its members is of current interest and very important, because due to the difficult political situation in the world, Russia desperately needs support from the members of the EEU as well as from other states, for example China. The purpose of this study is to identify the main advantages of the Eurasian Economic Union to its members. In the research as one of the prerequisites of the formation of the EEU was proposed to consider an attempt to implement the unrealized potential of the integration association the Union State of Russia and Belarus. Materials and methods. Put in work tasks are implemented on the basis of an analysis of the Treaty between the Russian Federation and the Republic of Belarus of 08.12.1999 «On establishment of the State of the Union» the Treaty of 29.05.2014 «On the Eurasian Economic Union», as well as statistical data on the results of the operation of the
EAEC. In the work are used different methods of economic studies, such as abstract and logical, comparative analysis, the detection of EEU mutual benefit of education for its member countries and potential partners - inductive and deductive methods. Results. In the article China's positive attitude to this integration project was revealed as well as the implementation by this state of its own interests concerning the EEU. Also were found positive and negative trends in the implementation of the Eurasian integration project. Conclusions. In the end, the end, the authors come to a conclusion that using the competent and balanced policy the EEU could become a representative for the interests of the majority of post-Soviet world, a bridge between the European integration project - the European Union and a gathering pace China.
Key words: the Eurasian Economic Union, the Union State of Russia and Belarus, integration, China, macroeconomic effect.
В условиях глобализации и сохранения кризисных явлений в мировой финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают большую актуальность и значимость. Объединенные общими интересами и задачами государства более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества. Не обошли стороной эти процессы и евразийское пространство.
Лидирующим интеграционным проектом под эгидой России стало формирование Евразийского экономического союза. Начальной стадией этого проекта стал Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, формально начавший свою работу в 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ) и был принят Таможенный кодекс.
Можно утверждать, что интеграция в рамках ЕврАзЭс в целом идет согласно намеченному плану. С октября 2014 г. состав интеграционного объединения расширился, страной-участницей ЕАЭС с 2015 г. стала Армения, а с 29 мая 2015 г. планируется официальное вхождение в союз Киргизии. Кандидатом на вступление является и Таджикистан.
Существует несколько основополагающих причин активизации интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Среди основных причин создания международной организации региональной экономической интеграции Евразийского экономического союза хотелось бы выделить:
- недостаточный спрос на несырьевые товары стран-участниц ЕАЭС на рынках ведущих государств;
- большая зависимость от конъюнктуры мировых рынков;
- негативное воздействие мирового экономического кризиса;
- нереализованность потенциала интеграционного объединения Союзного государства России и Белоруссии;
- желание некоторых стран СНГ более углубленно развивать сотрудничество в различных сферах;
- стремление преодолеть политическое и экономическое давление со стороны США и некоторых европейских стран и т. д.
Остановимся более подробно на Союзном государстве России и Белоруссии. Вполне возможно, что успешный опыт взаимоотношений Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках деятельности Союзного государства стал мощным плацдармом для создания нового интеграционного объединения ЕАЭС. Образование Союзного государства России и Белоруссии является средством реализации преимуществ объединения экономических
потенциалов двух стран. Данные преимущества вытекают из межгосударственного и территориального разделения труда, специализации, кооперирования производства. В Союзном государстве объединяются и концентрируются усилия на приоритетных направлениях хозяйственной деятельности, устраняются возникновение дублирующих производств и нерациональное использование ограниченных финансовых и инвестиционных ресурсов.
Тесное сотрудничество в торгово-экономической сфере - одна из основных целей Союзного государства, закрепленная в Договоре о его создании. Глава 1, которая определяет цели и принципы объединения, ставит задачу создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения равных прав граждан [1].
Необходимость тесной экономической интеграции стран-членов Союзного государства, обусловлена также сильной зависимостью белорусской экономики от поставок дешевых российских энергоносителей. Главное экономическое условие существования белорусского государства - доступ к максимально дешевым энергоносителям. Нефтепродукты и сырая нефть стабильно занимают первое место в экспорте страны [2, с. 71].
Белоруссия имеет удачное географическое и стратегическое положение. Для России в свете последних политических событий приобретает особую значимость тот факт, что Беларусь остается практически единственным соседним государством, не вошедшим в так называемый Черноморско-Балтийский «санитарный кордон». Часть этого кордона - прибалтийские государства (Латвия, Литва, Эстония), другая половина - участники ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова) [3, с. 11].
Союзные программы являются одним из главных инструментов интеграции. Они эффективно развивают интеграцию, что позволяет загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, а также увеличить экспортные поставки.
В последнее время в рамках Союзного государства России и Белоруссии наметились некоторые проблемы взаимодействия.
Последние 10-15 лет характеризуются тем, что российское и белорусское общество развивалось с доминированием различных векторов политической и экономической жизни. Это создало ряд условий, факторов, причин, препятствующих объединению Белоруссии и России.
Экономическая интеграция между Россией и Белоруссией в выбранном дотационном формате оказалась бесперспективной. Некоторые экономисты полагают, что по большей части односторонние преференции белорусской экономике стимулировали там «экономический национализм». Создание зоны свободной торговли в рамках российско-белорусской интеграции по причине недобросовестности Минска превратилось в обузу для российского бюджета. В результате двух «энергетических войн» (газовой и нефтяной), произошедших в 2006-2007 гг., отношения между Москвой и Минском сильно ухудшились [2, с. 73].
Многие экономисты ставят под сомнение дальнейшее успешное существование Союзного государства России и Белоруссии. Отмечается, что определенное время между двумя странами будет сохраняться экономическая привлекательность, но со временем противоречия приведут к ее затуханию.
Возможно, ЕАЭС был создан именно для того, чтобы «реанимировать» взаимоэффективное сотрудничество России и Белоруссии.
Для России развитие интеграционного проекта на азиатском пространстве особенно важно сейчас, когда США и ЕС вводят все новые санкции, а в Украине социально-экономическая ситуация дестабилизирована. Россия добилась определенного успеха в сплочении своих ближайших соседей - Белоруссии и Казахстана. Формируется мощный притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 178 млн человек. На ЕАЭС приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 % нефти, а географическое положение позволяет создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и трансконтинентального значения [4, с. 70].
Россия неоднократно подчеркивала, что евразийская интеграция -стратегический выбор РФ и приоритет на постсоветском пространстве. Правительства многих государств осознают экономическую эффективность и выгодность ЕАЭС, например, велика заинтересованность КНР данным интеграционным объединением.
Развитие сотрудничества Китая с региональными интеграционными организациями, в частности с ЕАЭС, в основном экономического и политико-экономического характера, рассматривается китайским руководством не только в аспекте продвижения своих торгово-экономических интересов в глобальном масштабе, но и в качестве важного средства укрепления политического влияния страны на мировой арене.
Необходимо подчеркнуть, что некоторые специалисты придерживаются мнения, что одной из причин создания единого таможенного пространства государств могла стать экономическая экспансия Китая в странах бывшего СССР. Между тем Президент Казахстана Н. А. Назарбаев официально неоднократно отрицал это.
Тем не менее следует отметить, что Китай весьма пристально отслеживает изменения в регионе СНГ, в том числе внимательно относится к оценкам специалистов стран СНГ возможного влияния формирования Евразийского союза на отношения России и Китая, присутствия Китая в регионе и, собственно, его роли в данном процессе.
В китайской прессе активно публикуются материалы, посвященные данному интеграционному проекту. В целом их можно разделить на «политические» и «практико-экономические», основные аспекты которых проиллюстрированы в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика типов китайских публикаций об экономическом влиянии интеграции в Евразии под началом России
Характеристика Политические материалы Практико-экономические материалы
1 2 3
Содержание публикаций Уделяется внимание вопросам усиления России на постсоветском пространстве и обсуждается вероятность восстановления ее статуса сверхдержавы Оснащены рассуждениями, в которых более точно указываются выгоды и цели влияния Китая в регионе
Окончание табл. 1
1 2 3
Отношение Китая к России Не содержится информации об отношении Китая к разным вероятным исходам усиления России в политическом плане и о влиянии евразийской интеграции в духе восстановления СССР В большинстве своем демонстрируют уверенность Китая в собственных экономических позициях
Экономические интересы Китая изначально подчинены интересам безопасности. Неслучайно Китай содействует странам Центральной Азии в налаживании транспортной инфраструктуры и прочих систем коммуникаций, выдает кредиты на развитие. Это позволяет КНР составить представление о том, на каком уровне развития находятся соседи, чтобы обеспечивать равный или лучший уровень в прилежащих китайских регионах с целью оказания препятствия развитию сепаратистских настроений у населения и его миграции в этих районах.
Китайские ученые выделяют три основных фактора, стимулирующих интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Рассмотрим их.
1. Многие товары стран бывших республик СССР менее конкурентоспособны, чем импортные. Страны СНГ озабочены формированием коллективной системы экономической протекции, которая на время блокировала бы или сдерживала бы поступление импортных товаров.
2. Существует высокая технологическая взаимозависимость: без сотрудничества в этой сфере, по оценкам специалистов, каждая из стран может производить только 65 % видов продукции, а Казахстан без сотрудничества с Россией и вовсе 10 % всей промышленной продукции, Киргизия и Таджикистан - менее 5 %.
3. Большинство бывших советских республик после распада СССР в 1990-х гг. испытали продолжительный кризис, в процессе которого массы укрепились во мнении, что этот процесс обогатил и усилил только власть имущих, поэтому призыв к сотрудничеству с Россией резко повышает рейтинг местных политиков.
Хотя ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 г., экономическая система будет формироваться длительное время, и главная цель в том, чтобы она стала подлинно интегрированной, прогрессивной и конкурентоспособной. Немаловажно, что при создании ЕАЭС нормы были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами ВТО.
Важную роль в интеграционных процессах играют разные политические институты: главы государств, парламенты стран, правительства, институты гражданского общества.
Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Определены места дислокации основных наднациональных структур: ЕЭК - в Москве, Евразийский суд - в Минске, а финансовый центр - в Алма-Ате.
Эффективное административное управление экономического союза дает свои результаты в виде существующего макроэкономического эффекта от интеграции стран в рамках ЕАЭС, который создается:
- за счет снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции;
- из-за стимулирования конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития;
- путем увеличения средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности труда;
- за счет увеличения благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения;
- повышением окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка и т.д. [4, с. 74].
Между тем подписанная версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был осуществлен в полном объеме. В частности, ЕЭК и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля над соблюдением договоренностей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого носят рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне Совета глав государств.
Выгоды от ЕАЭС распределяются между его участниками не совсем равномерно. Уступки партнерам по ЕАЭС - это в какой-то степени плата России за новое объединение. России пришлось пойти на ряд уступок Белоруссии, которые касаются свободной торговли, расширения возможностей экспорта российских энергоносителей. Россия пошла на компромисс, понимая, что перспектива и эффект интеграционного объединения выше, чем возможные текущие убытки.
Опыт работы предшественников ЕАЭС - Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) - оставляет двойственное впечатление. За время существования Таможенного союза наметились некоторые позитивные и отрицательные тенденции, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Позитивные и отрицательные тенденции в ходе реализации евразийского интеграционного проекта [5, с. 53]
Положительные тенденции Отрицательные тенденции
1. Снижение доли сырьевой торговли между странами-участницами с 39 до 33 % 1. Снижение в 2013 г. объемов взаимной торговли стран-членов ТС до 930 млрд долл. США. Нисходящий тренд продолжился в 2014 г.
2. Активный рост торговли стран ТС с внешним миром в 2011 г. (суммарный объем ее составил 913 млрд долл. США) и в 2012 г. 2. Замедление темпов роста экономик стран ТС и ослабление их валют по отношению к доллару США
3. Развитие АПК: увеличение в 1,5 раза физических объемов поставок казахстанской пшеницы на рынке ЕЭП, рост поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из Белоруссии 3. Повышенная конкуренция в некоторых сферах (мясомолочном животноводстве)
4. Гармонизация уровня субсидий в сельском хозяйстве, которые не должны превышать 10 % от объемов производства 4. Сохранение барьеров во взаимной торговле и проблемы импортозамещения товаров несоюзного происхождения
Заметим, что сокращение взаимной торговли в 2014 г. обусловлено наличием трех факторов:
- изменением форматов торговли нефтью и нефтепродуктами с Казахстаном;
- снижением спроса на инвестиционные товары в условиях непростой экономической ситуации в странах ЕАЭС;
- усилением конкуренции со стороны импортных товаров в условиях
ВТО.
В некоторых отраслях за время реализации данного интеграционного проекта наметилась особая положительная динамика. Проанализируем такой сегмент взаимной торговли, как поставка машиностроительной продукции. С момента образования ТС происходит рост доли взаимной торговли такими товарными группами, как машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности. При этом одновременно снижается удельный вес топливно-энергетических товаров. Если в 2011 г. их удельный вес составлял 34,9 % объема взаимной торговли, то в 2012 г. - 33,4 %, а в январе-ноябре 2013 г. - 28,9 %. Это достаточно существенное изменение структуры за три года. Безусловно, можно отметить, что изменения идут в правильном направлении [5, с. 54].
Основные перспективы дальнейшего существования ЕАЭС связаны с расширением числа его участников. Как уже отмечалось выше, состав евразийского интеграционного объединения на настоящий момент пополнился: страной-участницей ЕАЭС с 2015 г. стала Армения, а с 29 мая 2015 г. планируется официальное вхождение Киргизии.
Решение Армении - суверенный выбор этой страны. Более того, это не просто политическая воля руководства страны, это решение подкреплено очень серьезной проработкой нормативной и договорной базы ТС.
Армения, не имеющая общей границы с Евразийским союзом, экономически зависима от Москвы, поскольку Россия - главный торговый партнер Армении и крупный поставщик энергетических ресурсов. Недавно Армения получила 150 млн долл. на проект автодорожного коридора «Север-Юг».
Что касается Армении, никаких серьезных рисков для стран-участниц ЕАЭС в связи с ее присоединением не видится. Но существует препятствие политического характера: Азербайджан против вступления в него Армении. В Армении достаточно развиты таможенная, фитосанитарная инфраструктура, система лабораторий, обслуживающих техническое регулирование. Аппарат государственного управления этой страны показывает высокую эффективность и подготовленность к оперативной работе. Многие нормы в Армении более прогрессивны, поэтому не исключается, что некоторые из них будут интегрированы в наднациональное законодательство как наиболее передовые.
Таким образом, выход евразийского интеграционного проекта на качественно новый уровень путем преобразования в Евразийский экономический союз открывает более широкие перспективы для экономического развития его стран-участниц, создает дополнительные конкурентные преимущества. В процессе создания ЕАЭС успешно была проведена работа наднациональных органов ЕЭК и Евразийского суда в создании Договора ЕАЭС, который в итоге приобрел компромиссный характер. Наметились как положительные,
так и отрицательные тенденции в деятельности ЕАЭС. Между тем для евразийского интеграционного проекта освоение собственного рынка за счет повышения конкурентоспособности производителей стран - это задача минимум. А задача максимум - укрепление позиций на внешнем рынке.
При мудрой политике ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства стран постсоветского мира, мостом между европейским интеграционным проектом - Евросоюзом - и бурно развивающимся Китаем. При расширении ЕАЭС способен трансформироваться в крупного субъекта мировой экономики и содействовать устранению тех перекосов и дисбалансов, которые сложились за последние десятилетия в мирохозяйственных связях.
Список литературы
1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного Государства» // СЗ РФ. - 14.02.2000. - № 7. - Ст. 786.
2. Суздальцев, А. Сменит ли евразийский экономический союз союзное государство Белоруссии и России? / А. Суздальцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 8. - С. 71-75.
3. Базанов А. В. Союзное государство как императив развития Беларуси и России в современном мире / А. В. Базанов, Л. Е. Криштапович ; Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. -Минск, 2011. - С. 31.
4. Зиядуллаев, Н. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы / Н. Зиядуллаев // Экономист. - 2014. - № 10. - С. 70-78.
5. Христенко, В. «Серые зоны» Таможенного союза - результат недоинтеграции / В. Христенко // Эксперт. - 2014. - № 4 (883). - С. 49-55.
Рыжкова Юлия Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и международных отношений, Пензенский государственный университет E-mail: econm@pnzgu.ru
Ryzhkova Yuliya Anatol'evna candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic theory and international relations, Penza State University
Русакова Юлия Игоревна
студентка,
Пензенский государственный университет E-mail: rusakova-yulia@mail.ru
Rusakova Yuliya Igorevna student,
Penza State University
УДК 330.1 Рыжкова, Ю. А.
Взаимовыгодность образования Евразийского экономического союза для его стран-участниц / Ю. А. Рыжкова, Ю. И. Русакова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 50-57.