ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Международные экономические отношения
ФАКТОРЫ-КАТАЛИЗАТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Юлия Анатольевна РЫЖКОВА3*, Вера Николаевна БАТОВА\ Юлия Игоревна РУСАКОВА0
а кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и международных отношений,
Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация
ь доцент кафедры экономики и менеджмента, Пензенский государственный технологический университет,
Пенза, Российская Федерация
с студентка факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация [email protected]
* Ответственный автор
Аннотация
Тема. В условиях глобализации и сохранения кризисных явлений в мировой финансово-экономической системе интеграционные процессы приобретают еще большую актуальность и значимость. Государства, объединенные общими интересами и задачами, более успешно действуют в глобальной экономике, получая реальные конкурентные преимущества. Не обошли стороной эти процессы и евразийское пространство. Лидирующим интеграционным проектом под эгидой России стало формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Актуальными в настоящее время являются недостаточная реализация потенциала интеграционного объединения Союзного государства России и Белоруссии и активизация Китая в реализации своих интересов, связанных с ЕАЭС. Эти факторы рассматриваются в качестве причин, ускоряющих образование ЕАЭС.
Цели. Выявление факторов, ускоряющих развитие ЕАЭС, и изучение характера их влияния.
Методология. Реализация поставленных в работе задач была достигнута на основе анализа основных положений, а также статистических данных по основным макроэкономическим показателям. При написании работы в зависимости от особенностей решаемых задач использовались различные методы экономического исследования: абстрактно-логический -при постановке цели и задач исследования; сравнительный анализ - при определении основных причин создания международной организации региональной экономической интеграции ЕАЭС и других проблем, рассматриваемых в работе; индуктивный и дедуктивный методы - при выявлении политических и экономических предпосылок объединения России и Белоруссии.
Результаты. В работе выявлено, что одно из наиболее приоритетных внешнеполитических направлений России - это выстраивание эффективных взаимоотношений с Белоруссией. Также предлагается считать в качестве одной из причин формирования ЕАЭС попытку реализации более полного потенциала Союзного государства России и Белоруссии и выхода отношений некоторых стран - членов СНГ на качественно новый уровень. В работе в качестве еще одного фактора, способствующего созданию ЕАЭС, предлагается считать реализацию интересов Китая в процессе сотрудничества со странами - участницами ЕАЭС. Предполагается, что на фоне складывающихся политических событий взаимодействие с данной азиатской страной в ближайшем будущем будет только увеличиваться, особенно это касается России.
Значимость. Изучение факторов, способствующих ускорению развития интеграционного проекта на постсоветском пространстве, позволит лучше разобраться в приоритетных направлениях развития национальной политики России и выявить интересы, которые преследует Китай при активизации сотрудничества со странами - участницами ЕАЭС.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В условиях глобализации и сохранения кризисных еще большую актуальность и значимость [1, с. 154]. явлений в мировой финансово-экономической Объединенные общими интересами и задачами системе интеграционные процессы приобретают государства более успешно действуют в глобальной
История статьи:
Принята 30.04.2015 Одобрена 20.05.2015
УДК 339.98 JEL: O19, P45, P51
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Союзное государство России и Белоруссии, интеграция, Россия, Китай
экономике, получая реальные конкурентные преимущества [2, с. 250]. Не обошли стороной эти процессы и евразийское пространство [3, с. 10].
Лидирующим интеграционным проектом под эгидой России стало формирование Евразийского экономического союза [4, с. 15]. Первоначально в рамках стратегии интеграционного развития постсоветского пространства был реализован проект, согласно которому с 01.07.2011 на внутренних границах России, Белоруссии и Казахстана был снят контроль за передвижением товаров [5, с. 150]. Затем 01.01.2012 вступил в силу важнейший интеграционный проект по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана [6, с. 15]. Это, в свою очередь, завершило формирование полноценной единой таможенной территории. Данное интеграционное объединение с 2015 г. официально именуется Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в состав ЕАЭС вошли Армения и Киргизия. Кандидатом на вступление является Таджикистан.
Особенно важным является то, что ЕАЭС базируется на согласованных действиях в ключевых институциональных областях, управлении, экономической сфере, обеспечении правил конкуренции, в сфере сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий, а также на единой визовой и миграционной политике. Все это в совокупности позволит в ближайшем будущем снять пограничный контроль на всех внутренних границах1.
Безусловно, существуют различные причины, которые способствуют быстрому развитию данного интеграционного проекта [7, с. 148]. Среди основных факторов, способствующих ускорению образования ЕАЭС, хотелось бы особенно выделить следующие: желание России и Белоруссии как можно более полно реализовать свое сотрудничество, которое в некоторой степени стало затухать в рамках Союзного государства двух стран, а также заинтересованность КНР в данном интеграционном проекте.
Прежде всего хотелось бы отметить, что существует несколько основополагающих причин активизации интеграционных проектов на постсоветском пространстве2. Среди основных причин создания
1 Калмыкова С. Союзное государство РФ и Белоруссии: полигон для интеграции // Российская государственная радиостанция «Голос России», 26.10.2013. URL: http://rus.ruvr.ru.
2 Макарова И.В., Коровин Г.Б. Тенденции неоиндустриализации экономики старопромышленного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 31. С. 2-12.
международной организации региональной экономической интеграции Евразийского экономического союза хотелось бы назвать:
• нереализованный спрос на несырьевые товары стран - участниц ЕАЭС на рынках ведущих государств;
• зависимость от конъюнктуры мировых рынков;
• негативное воздействие мировых экономических кризисов;
• нереализованность потенциала интеграционного объединения Союзное государство России и Белоруссии;
• желание некоторых стран СНГ развивать сотрудничество в различных сферах;
• стремление преодолеть политическое и экономическое давление со стороны США и некоторых европейских стран и пр.
Все указанные причины в той или иной мере способствовали интеграционному развитию постсоветского пространства в рамках ЕАЭС. В связи с организацией данного экономического союза предполагается:
1) формирование самостоятельной экономики, которая, опираясь на свои внутренние ресурсы, находилась бы в наименьшей зависимости от мировой конъюнктуры;
2) противостояние современным мировым экономическим кризисам и преодоление их последствий;
3) организация рынка сбыта несырьевых товаров, общего рынка труда и взаимного обмена инвестициями;
4) смягчение политического и экономического давления на Россию со стороны США и некоторых европейских стран;
5) выход интеграционного объединения Союзное государство России и Белоруссии на новый уровень (в другом формате).
Среди основных предпосылок и причин создания Евразийского экономического союза хотелось бы более подробно остановиться на Союзном государстве России и Белоруссии. При создании ЕАЭС использовался опыт «союзного строительства», в частности был изучен положительный и отрицательный опыт функционирования Союзного государства. Например, в рамках Союзного государства так и не был решен вопрос о единой валюте. Поэтому сегодня в рамках ЕАЭС этот вопрос пока не поднимается.
Политические и экономические предпосылки образования Союзного государства России и Белоруссии
Предпосылки образования Союзного государства России и Белоруссии
политические экономические
1. Подрыв созданного в советские годы единого военно-стратегического потенциала Заинтересованность в дальнейшем всестороннем развитии взаимовыгодных торгово-экономических связей
2. Удачное географическое и стратегическое положение Белоруссии (для России очень важно, что Белоруссия остается практически единственным соседним государством, не вошедшим в так называемый Черноморско-Балтийский «санитарный кордон» Тесная связь экономики Белоруссии со времен существования СССР с общесоюзным (особенно российским) экономическим пространством. Топливно-энергетический комплекс двух стран интегрирован на 95%; машиностроительный - на 85; строительная индустрия -на 80%
3. Союз с Белоруссией обеспечивает России облегченный доступ к Калининградскому анклаву Сильная зависимость белорусской экономики от поставок дешевых российских энергоносителей
4. Выгодное расположение Белоруссии на транспортных путях между ЕС и Россией Объединение двух государств могло способствовать восстановлению баланса экономики Белоруссии и повысить динамичность экономики России
Источник: разработано авторами.
Вполне возможно, что успешный опыт взаимоотношения Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках деятельности Союзного государства стал мощным плацдармом для создания нового интеграционного объединения ЕАЭС. Образование Союзного государства России и Белоруссии является средством реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран.
Данные преимущества вытекают из межгосударственного и территориального разделения труда, специализации, кооперирования производства [8, с. 90]. В Союзном государстве объединяются и концентрируются усилия на приоритетных направлениях хозяйственной деятельности, устраняются причины возникновения дублирующих производств и нерационального использования ограниченных финансовых и инвестиционных ресурсов [9, с. 250].
Геополитическое положение России и Белоруссии серьезно осложнилось после распада СССР [10, с. 180] и, в частности, вследствие расширения НАТО на Восток. Границы России оказались отодвинутыми на сотни километров на восток, в то время как военная инфраструктура НАТО непосредственно приблизилась к западным границам Белоруссии. Так, в конце июня 2015 г. стало известно, что США разместят тяжелую военную технику в странах Балтии, Восточной Европы и Германии. Об этом заявил находящийся с визитом в Эстонии глава Пентагона Эштон Картер. «Целью размещения техники, достаточной для обеспечения мотопехотной бригады, является помощь государствам НАТО в качестве меры сдерживания России и оказание противодействия террористическим группам»,
- отметил он на пресс-конференции. По словам министра обороны США, в 7 странах - Болгарии, Эстонии, Литве, Латвии, Польше, Румынии и Германии - планируется дислоцировать 250 танков, самоходные гаубицы и боевые машины пехоты3. Все это является продолжением целенаправленной политики. Так, в 2015 г. министры обороны стран НАТО приняли решение увеличить состав так называемых Сил реагирования Североатлантического альянса более чем в 2 раза - с 13 до 30 тыс. чел. Альянс не скрывает, что усиление направлено против России. Инициатива НАТО не просто ставит под угрозу стабильность в регионе, но и противоречит международным договоренностям4.
Подрыв созданного в советские годы единого военно-стратегического потенциала является одним из важнейших объективных факторов, который помог осознать России и Белоруссии негативные последствия их разъединения [11, с. 220]. Стало очевидным, что уровень их внешней безопасности в результате раздела единой армии и вооружений заметно снизился.
Политические и экономические предпосылки объединения России и Белоруссии после распада СССР представлены на рисунке.
Россия - основной торговый партнер Республики Беларусь и крупнейший экспортный рынок для товаров этой страны, что подтверждается данными, представленными в табл. 1 и 2. Согласно данным,
3 США разместят в Европе тяжелую военную технику // Информационное агентство России «ТАСС». 23.06.2015. URL: http://tass.ru.
4 Балтачева М., Богданов Ю. НАТО резко увеличивает
численность своих Сил реагирования // Взгляд: деловая газета. 05.02.2015. URL: http://vz.ru/world/2015/2/5/728046.html.
Таблица 1
Экспорт товаров Белоруссии в I полугодии 2014 г., млн долл.
Страна-импортер Сумма экспорта
Всего 18 801,5
Россия 7 608,0
Украина 2 067,9
Великобритания 1 849,1
Германия 900,1
Нидерланды 846,2
Источник: Статистическое обозрение Беларуси за I полугодие 2014 г. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014.
Таблица 2
Импорт товаров Белоруссии в I полугодии 2014 г., млн долл.
Страна-экспортер Сумма импорта
Всего 19 668,3
Россия 10 878,1
Германия 1 243,2
Китай 1 128,9
Украина 853,9
Польша 770,8
Источник: Статистическое обозрение Беларуси за I полугодие 2014 г. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014.
Россия в I полугодии 2014 г. стала самым крупным партнером Белоруссии в импорте и экспорте, экспорт белорусских товаров в Россию составил 40,5%, а импорт российских товаров в Белоруссию - 55,3%. Следует отметить, что Россия в разы опередила других торговых партнеров Белоруссии.
Союзные программы являются одним из главных инструментов интеграции [12, с. 30]. Они эффективно развивают интеграцию, что позволяет загрузить производственные мощности, организовать дополнительные рабочие места, а также увеличить экспортные поставки [13, с. 127].
В рамках Союзного государства России и Белоруссии существуют приоритетные направления развития интеграции, однако в последнее время наметились некоторые проблемы во взаимодействии двух стран. Последние 10-15 лет характеризуются тем, что российское и белорусское общество развивалось с доминированием различных векторов политической и экономической жизни5. Это создало ряд условий,
5 Строева О.А., Сибирская Е.В., Хохлова О.А., Овешникова Л.В. Механизм согласованного управления инновационной деятельностью в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27. С. 2-8.
факторов и причин, препятствующих объединению Белоруссии и России.
Определение основных причин, которые тормозят процесс объединения России и Белоруссии в Союзное государство, имеет особое значение. По мнению специалистов, негативное влияние крупных российских финансово-промышленных групп сильнее всего противодействует интеграции6.
Результаты существования Союзного государства не оправдали надежд российского правительства. Оно не достигло уровня интеграции Евросоюза - у него нет исполнительного органа, чьи решения были бы обязательны на территории России и Белоруссии, нет должного согласования экономической политики, нет единой валюты и пр. В то же время «цена» интеграции с Минском оказалась для России слишком высокой [14, с. 72].
Более того, экономическая интеграция между Россией и Белоруссией в выбранном дотационном формате оказалась бесперспективной. Некоторые экономисты полагают, что односторонние по большей части преференции белорусской экономике стимулировали в Белоруссии «экономический национализм». Создание зоны свободной торговли в рамках российско-белорусской интеграции по причине недобросовестности Минска превратилось в обузу для российского бюджета. В результате двух «энергетических войн» (газовой и нефтяной), произошедших в 2006-2007 гг., отношения между Москвой и Минском сильно осложнились.
Многие экономисты ставят под сомнение дальнейшее успешное существование Союзного государства России и Белоруссии. Отмечается, что определенное время будет сохраняться экономическая привлекательность отношений между двумя странами, но со временем противоречия могут привести к ее затуханию. Возможно, ЕАЭС был создан именно для того, чтобы поднять взаимоотношения России и Белоруссии на качественно новый уровень.
Россия неоднократно подчеркивала, что евразийская интеграция - стратегический выбор РФ и приоритет на постсоветском пространстве [15, с. 70]. Однако существует еще один фактор-катализатор образования Евразийского экономического союза - это увеличивающееся присутствие Китая в странах Центральной Азии, его заинтересованность
6 Сухарев А.Н., Голубев А.А. Проблемы введения единой валюты в Евразийском экономическом сообществе // Финансы и кредит. 2015. № 6. С. 40-47.
Таблица 3
Прямые инвестиции Китая в Центральную Азию, млн долл.
Страна 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Казахстан_94,93 46,00 279,92 496,43 66,81_36,06_581,60
Киргизия_13,74 27,64_14,99_7,06_136,91_84,27_145,07
Таджикистан_0,77_6,98_67,93_26,58_16,67_15,42_22,10
Туркменистан_-_-0,04_1,26_86,71 119,68 450,51 -383,04
Узбекистан_0,09_107_13,15_39,37_4,93_4,63_88,25
Всего..._109,53 81,65 377,25 656,15 345,00 581,63 453,98
Источник: Евразийские интеграционные проекты в восприятии постсоветских стран и Китая / под общей ред. Е.М. Кузьминой. М.: ИЭ РАН, 2013. 226 с.
в продвижении своих интересов на территории стран - участниц ЕАЭС.
Развитие сотрудничества Китая с региональными интеграционными организациями (в частности с ЕАЭС) - в основном экономического и политико-экономического характера - рассматривается китайским руководством не только в аспекте продвижения своих торгово-экономических интересов в глобальном масштабе, но и в качестве важного средства укрепления политического влияния страны на мировой арене [16, с. 110].
В Китае волна обсуждения евразийской интеграции поднялась после публикации в газете «Известия» в октябре 2011 г. статьи В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня». С самого начала формирования данного интеграционного объединения Китай воспринимал его расширение как естественный процесс, и в первую очередь его интересует участие в будущем Евразийском союзе остальных стран Центральной Азии (ЦА).
В китайской прессе активно публикуются материалы, посвященные данному интеграционному проекту. В целом их можно разделить на 2 вида:
1) «политические», в которых внимание уделяется вопросам усиления России на постсоветском пространстве и обсуждается вероятность восстановления ее статуса сверхдержавы;
2) «практико-экономические», которые указывают на выгоды для Китая и его влияние в регионе. Они в большинстве своем демонстрируют уверенность Китая в собственных экономических позициях.
Внешнеполитическая и экономическая стратегии китайского правительства преследуют несколько главных целей:
1) устойчивое поступление природного сырья в Китай, которого в самой стране недостаточно.
Основным направлением внешнеэкономической и политической деятельности КНР являются страны Ближнего Востока, Северной Африки, а также Россия;
2) получение доступа к современным высоким технологиям в сфере производства и торговли, что позволит Китаю расширить рынки сбыта собственной продукции;
3) стимулирование экспорта китайской продукции на мировые рынки;
4) осуществление социокультурной экспансии и создание впоследствии китайского анклава на территории других государств;
5) поиск наиболее выгодных партнеров во всех сферах государственной деятельности7.
Экономические интересы изначально подчинены интересам безопасности. Неслучайно Китай содействует странам Центральной Азии в налаживании транспортной инфраструктуры и прочих систем коммуникаций, выдает кредиты на развитие. По мере экономического развития страны ЦА стали совершенствовать инвестиционное законодательство, в настоящее время во многих из них удалось наладить благоприятный инвестиционный климат. Китай не остался в стороне от инвестиционных процессов, и ЦА становится одним из ключевых регионов размещения китайских зарубежных инвестиций. Данные о прямых инвестициях Китая в странах Центральной Азии приведены в табл. 3.
В Китае оценивают Евразийский союз как возможность для развития России, ее усиления в регионе и, как конечный результат, - формирования мирового полюса. Китайская сторона отмечает, что для осуществления интеграции на пространстве бывшего Советского Союза существуют
7 Радов Н. Белоруссия и Китай - партнерство или лицемерие? URL: http://www. imperiya.by/authorsanalytics3-8650.html.
объективные условия - общее прошлое; основная транспортная, энергетическая и коммуникационная инфраструктура; существующая производственная специализация; общий язык; научно-техническое и культурное пространство. Все это способствует и облегчает процесс интеграции.
Китайские ученые выделяют 3 основных фактора, стимулирующих интеграционные процессы на постсоветском пространстве:
1) многие товары стран бывших республик СССР менее конкурентоспособны, чем импортные, поэтому в результате отмены таможенных барьеров значительная часть предприятий в текстильной, пищевой, деревообрабатывающей отраслях обанкротится. Неслучайно страны СНГ озабочены формированием коллективной системы экономической протекции, которая бы на время блокировала или сдерживала поступление импортных товаров;
2) существует высокая технологическая взаимозависимость, без сотрудничества в этой сфере, по оценкам специалистов, каждая из стран может производить только 65% видов продукции, а Казахстан без сотрудничества с Россией - всего 10% всей промышленной продукции; Киргизия и Таджикистан и того меньше - менее 5%;
3) многие из бывших советских республик после распада СССР в 1990-х гг. испытали серьезный, продолжительный кризис, в процессе которого массы укрепились во мнении, что этот процесс обогатил и усилил только власть имущих, поэтому призыв к сотрудничеству с Россией резко повышает рейтинг местных политиков.
Россия и Китай имеют опыт взаимодействия в многосторонних объединениях, таких как АТЭС, ШОС, БРИКС, ООН, причем интересы Евразийского союза и Китая не противоречат друг другу. Можно сказать, что базой взаимодействия Евразийского союза с Китаем являются отношения стратегического партнерства России и Китая. Существование Евразийского союза как мирового полюса, представляющего интересы стран
Таблица 4
Прямые инвестиции КНР и России в 2006-2013 гг., млн
объединения, не противоречат концепции Китая о многополюсном мире. Дискуссии по поводу российско-китайского сотрудничества усилились в 2014 г. на фоне того, что страны «Большой семерки» угрожают России мировой изоляцией, а США и ЕС ввели экономические санкции против нашей страны. Увеличивая объемы двусторонней торговли и инвестиций, страны диверсифицируют свои риски на случай дальнейшего ухудшения отношений с Западом. Китаю это тоже важно, ведь эта страна периодически испытывает экономическое давление со стороны США.
Уровень развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества в настоящее время не в полной мере отвечает уровню сложившихся политических и торговых отношений двух стран [15, с. 70]. Тем не менее к 2020 г. планируется увеличить объем инвестиций Китая в экономику России до 30 млрд долл. Такое заявление прозвучало на совещании глав экономических ведомств стран -участниц АТЭС, которое прошло 17-18 мая в китайском Циндао под девизом «Совместное строительство партнерских отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
По итогам 2013 г. прямые инвестиции Китая в экономику России составили 4 080 млн долл. против 660 млн долл. в 2012 г. Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 7 661 млн долл. (табл. 4).
Как видно из анализа данных табл. 4, российские прямые инвестиции в Китае существенно ниже. Так, в 2013 г., по данным Министерства коммерции КНР, они составили 22,08 млн долл. против 29,92 млн долл. в 2012 г. К началу 2014 г. суммарный объем российских прямых инвестиций в Китай достиг 869,79 млн долл. Основными направлениями российских инвестиций в Китае являются производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.
Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в Китае достигло 2 500 ед., что свидетельствует о довольно высоком
долл.
_Показатель_2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции КНР в Россию 470 438 240 410 594 303 660 4 080 Инвестиции России в КНР_67_52_60_32_35_31_29,9 22,08
Источник: Основные итоги инвестиционного сотрудничества России и Китая. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/ cn_ru_relations/cn_rus_projects.
Таблица 5
Торговые индикаторы внешней торговли Казахстана с Китаем в 2008-2013 гг., млн долл.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2612 2013
Товарооборот Казахстана с КНР 12 241,7 9 458,1 14 084,1 19 706,3 21 672,7 22 5270
Экспорт из Казахстана в КНР_7 676,6 5 888,6 10 121,6 14 777,5 14 227,8 14 334,3
Удельный вес в общем экспорте 10,78 13,63 16,79 17,52 16,46 17,37 Казахстана, %
Импорт в Казахстан из КНР 4 565,1 3 569,5 3 962,5 4 928,8 7 444,8 8 192~
Удельный вес в общем импорте 12,05 12,56 12,73 13,36 16,06 16,76 Казахстана, %
Источник: Навигатор по странам Таможенного союза. URL: http://www.analitika.kz.
уровне инвестиционной активности в Китае российского среднего и малого бизнеса. Основными отраслями российско-китайского двухстороннего инвестиционного сотрудничества являются энергетика (атомная энергетика, транспортировка и переработка российской нефти, экспорт в Китай российской электроэнергии, строительство и реконструкция объектов энергогенерации), освоение месторождений полезных ископаемых, переработка древесины, строительство, торговля и промышленное производство.
В рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.), по данным Минрегионразвития России, на российской территории на стадии практической реализации находятся 22 проекта. Широко обсуждался отечественными СМИ договор России и Китая, подписанный 21.05.2014, на поставку газа нашей страной Китаю в течение следующих 30 лет. Приблизительная стоимость этого контракта с Китаем составляет 400 млрд долл. В Китай планируется поставлять 38 млрд м3 газа в год. Россия находится в активном поиске альтернативных рынков газовых поставок в связи с тем, что многие страны Европы высказывают намерение избавиться от зависимости от российского газа. Москву подталкивает к такому поиску и возможность новых санкций Евросоюза из-за политики России в отношении Украины8.
Китай также планомерно развивает свое сотрудничество с Казахстаном. Казахстанско-китайские отношения характеризуются высокой интенсивностью политических контактов. В 2011 г. Казахстан и Китай вышли на качественно
8 Россия и Китай подписали контракт на поставку газа. 21.05.2014. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2014 /05/140521_russia_china_gas_contract
новый уровень сотрудничества - всестороннее стратегическое партнерство.
Успешно развивается сотрудничество в области безопасности и в военной сфере. Стороны сотрудничают в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, наркобизнесом, нелегальной миграцией и другой преступной деятельностью. Между странами подписаны соглашения о научно-техническом сотрудничестве и взаимном признании документов о высшем образовании. В Казахстане функционируют Институты Конфуция. На основе межправительственного соглашения ежегодно осуществляется обмен студентами. Налажены прямые контакты между вузами. На учебу в Китай направляются студенты по линии президентской стипендии «Болашак»9.
В табл. 5 приведены основные торговые индикаторы внешней торговли Казахстана с Китаем. Внешнеторговый оборот между Казахстаном и Китаем в 2013 г. составил 22,5 млрд долл., что на 4% больше показателя 2012 г. При этом экспорт из Казахстана вырос на 0,7% и составил 14,3 млрд долл., а импорт Казахстана из Китая вырос на 10% и составил 8,2 млрд долл.
Спад взаимной торговли Казахстана с Китаем в 2008-2013 гг. наблюдался лишь в 2009 г. в связи с мировым экономическим кризисом. Тогда товарооборот снизился на 22% по сравнению с 2008 г. (снижение экспорта составило 23,4%, импорта -21,7%), в последующие годы объемы торговли между двумя странами ежегодно увеличивались.
Активизация отношений Казахстана и Китая проявлялась в таможенной сфере, свидетельством чему стал переход китайско-казахстанского
9 Болашак (каз. болашак - будущее) - международная образовательная стипендия президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. Цель программы - подготовка кадров и специалистов для приоритетных секторов экономики страны.
таможенного поста «Хоргос» в 2011 г. с 8-часового на 12-часовой рабочий график, причем без обеда и выходных дней. Принятая мера позволила увеличить пропуск грузовых автомобилей через это направление со 100 до 180 машин ежедневно.
Сегодня, используя свое основное преимущество -геополитическое место расположения, Республика Казахстан сосредоточивает свои возможности на расширении пропускной способности транспортно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай - Западная Европа».
Главное преимущество, которым обладают транзитные коридоры, проходящие через территорию Казахстана, заключается в значительном сокращении расстояний. При осуществлении сообщения между Европой и Китаем через Казахстан расстояние перевозок уменьшается в 2 раза по сравнению с морским путем и на 1 000 км по сравнению с транзитом по территории России. Казахстан в данном случае выступает в роли государства-посредника, по территории которого будет пролегать вновь созданный и модернизированный в XXI в. Великий Шелковый путь, предоставляющий огромные экономические и политические дивиденды.
Китай выступает за высокую динамику развития связей с другим участником ЕАЭС - Белоруссией. В своей внешней политике оба государства высказываются в поддержку создания многополярной системы международных отношений и в целом стараются поддерживать друг друга на международной арене. В частности, белорусский МИД поддержал КНР в связи с беспорядками в Синьцзян-Уйгурском автономном районе летом 2009 г. Сегодняшнее состояние отношений двух государств оценивается как стратегическое взаимодействие [17, с. 326].
Официальная версия заинтересованности Китая в отношениях с Белоруссией звучит следующим образом: Белоруссия позволит китайскому бизнесу «прорубить окно в Европу» и доказать свою состоятельность на европейском континенте. Однако Евросоюз не является неизведанной территорией для китайских компаний, о чем может свидетельствовать достаточно серьезная зависимость европейского рынка от китайского импорта, конкурентоспособность которого во
многом объясняется искусственно заниженным курсом национальной валюты.
Китай для Белоруссии представляется неким универсальным инструментом, позволяющим решить практически все накопившиеся в белорусской экономике проблемы. Развитие отношений с этой страной может послужить фактором определенного психологического давления. Фактическое провозглашение курса на китаизацию белорусской экономики должно заставить задуматься Россию о возможных его последствиях.
В конечном итоге от сотрудничества между государствами больше выгоды может получить именно Китай, что связано не только с возможным расширением его присутствия в Европе, но и с той схемой выделения кредитов, которой придерживается Пекин. Финансовые вливания Китая, как правило, идут на реализацию конкретных проектов с обязательным участием компаний и специалистов из Поднебесной.
Таким образом, в исследовании выявлено, что одно из наиболее приоритетных внешнеполитических направлений России - это выстраивание эффективных взаимоотношений с Белоруссией. В связи с этим в работе предлагается считать в качестве одной из причин формирования ЕАЭС попытку реализации более полного потенциала Союзного государства России и Белоруссии и выхода отношений некоторых стран - членов СНГ на качественно новый уровень.
В заключение следует отметить, что в качестве важного фактора, способствующего созданию ЕАЭС, видится реализация интересов Китая в процессе сотрудничества со странами - участницами ЕАЭС. Как правило, они носят всесторонний характер: от научного взаимодействия до совершенствования таможенной политики. Однако главная цель Китая -увеличить степень своего присутствия в Европе за счет усиления своих позиций в странах - участницах ЕАЭС. Предполагается, что на фоне складывающихся политических событий взаимодействие с данной азиатской страной в ближайшем будущем будет только увеличиваться, особенно это касается России. Между тем в Пекине демонстрируют уверенность в том, что сотрудничество будет развиваться на
Список литературы
1. Андреев В.А., Павлов К.В. Интенсификация общественного производства в свете институциональной теории // Общество и экономика. 2006. № 6. С. 152-162.
2. Павлов К.В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды: монография. М.: Магистр, 2007. 271 с.
3. Евразийские интеграционные проекты в восприятии постсоветских стран и Китая / под общ. ред. Е М. Кузьминой. М.: ИЭ РАН, 2013. 226 с.
4. Мамедов А.А. Евразийское экономическое сообщество и международно-правовые регулятивы // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4. С. 14-16.
5. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России: институциональный и корпоративный аспекты. М.: Едиториал УРСС, 2011. 416 с.
6. Мамедов А.А. Международное право в управлении экономикой в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2014. № 6. С. 14-16.
7. Кашкуров Н.А., Иванова Л.И. Финансовые проблемы вступления России в ВТО // В сборнике: «Столыпинские чтения. Проблемы развития АПК в условиях вхождения в ВТО»: материалы Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной 70-летию Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А. Столыпина. 14-15 марта 2013 г. / Министерство сельского хозяйства РФ, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина; ред.: М.В. Постнова, О.М. Ягфаров, Н.Р. Александрова. Ульяновск, 2013. 345 с. С.147-150.
8. Михнева С.Г. Научно-технические сдвиги и закономерности развития экономики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2011. № 1. С. 89-95.
9. Павлов А.Ю. Развитие инновационной инфраструктуры модернизации экономики на региональном уровне // Экономика. Общество. Человек / Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Белгород: БГТУ, 2014. С. 249-259.
10. Павлов К.В. Ядро экономических систем и эффективная хозяйственная политика: монография. М.: Магистр, 2009. 191 с.
11. ХиманенП., КастелсМ. Информационное общество и государство благосостояния: финская модель / пер. с англ. М.: Логос, 2002. 224 с.
12. Бойко И.В. Национальная инновационная политика: из мирового опыта // Инновации. 2007. № 4. С. 28-31.
13. Павлов К.В. Патоинституционализм, патоинституты и модернизация российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 7. С. 126-133.
14. Суздальцев А. Сменит ли Евразийский экономический союз Союзное государство Белоруссии и России? // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 8. С. 71-75.
15. ЖуковМ. Развитие инфраструктуры как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 9. С. 68-76.
16. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). М.: Весь Мир, 2011. 256 с.
17. Трошин А. С. Структура инвестиционного риска экономических объектов // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 8. С. 325-330.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
International Economic Relations FACTORS ACTING AS CATALYSTS FOR SETTING UP THE EURASIAN ECONOMIC UNION Yuliya A. RYZHKOVAa*, Vera N. BATOVAb, Yuliya I. RUSAKOVAc
a Penza State University, Penza, Russian Federation [email protected]
b Penza State Technological University, Penza, Russian Federation [email protected]
c Penza State University, Penza, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Abstract
Importance Considering the globalization and crisis phenomena in the global financial and economic system, the integration processes gain special relevance and significance. The establishment of the Eurasian Economic Union (EEU) becomes the most important integration process under the auspices of Russia. Currently, the Union State, an integration association of Russia and Belarus, insufficiently unleashed its potential, with China taking more active efforts in pursuing its interests in the EEU. The factors accelerate the process of setting up the EEU. Objectives The research identifies the factors accelerating the development of the EEU and examines the nature of their impacts.
Methods The objectives were addressed by analyzing provisions and statistical data on the key macroeconomic indicators. We applied such economic research methods as abstraction and logic methods, comparative analysis, induction and deduction, depending on the specifics of tasks. Results As the research figures out, establishing effective relations with Belarus is one of the most critical aspects of Russia's foreign policy. The EEU is considered to have been set up so to unfold the potential of Union State of Russia and Belarus and make relations of some CIS States reach an absolutely different level. As suggested in the research, the Chinese interests in cooperation with the EEU States are another factor stimulating the foundation of the EEU. We assume that, under the current political circumstances, cooperation with China will be growing. Conclusions and Relevance It will be possible to better understand the priority areas of Russia's national policy development and determine the interests China pursues in activating its cooperation with the EEU if we study factors accelerating the development of the integration project in the Post-Soviet territory.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Andreev V.A., Pavlov K.V. Intensifikatsiya obshchestvennogo proizvodstva v svete institutsional'noi teorii [Intensifying the public production in terms of the institutional theory]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2006, no. 6, pp. 152-162.
2. Pavlov K.V. Intensifikatsiya ekonomiki v usloviyakh neopredelennosti rynochnoi sredy: monografiya [The economic intensification in uncertainty of the market environment: a monograph]. Moscow, Magistr Publ., 2007, 271 p.
3. Evraziiskie integratsionnyeproekty v vospriyatiipostsovetskikh stran i Kitaya [Eurasian integration projects in the perception of the former Soviet States and China]. Moscow, Institute of Economics of RAS Publ., 2013, 226 p.
4. Mamedov A.A. Evraziiskoe ekonomicheskoe soobshchestvo i mezhdunarodno-pravovye regulyativy [The Eurasian Economic Community and international legal regulations]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2014, no. 4, pp. 14-16.
5. Emel'yanov Yu.S., Khachaturyan A.A. Chelovecheskii kapital v modernizatsii Rossii: institutsional'nyi i
Article history:
Received 30 April 2015 Accepted 20 May 2015
JEL classification: O19, P45, P51
Keywords: Eurasian Economic Union, Union State, Russia, Belarus, integration, China
korporativnyi aspekty [Human capital in the modernization of Russia: institutional and corporate aspects]. Moscow, Editorial URSS Publ., 2011, 416 p.
6. Mamedov A.A. Mezhdunarodnoe pravo v upravlenii ekonomikoi v usloviyakh globalizatsii [International law in managing the economy in the context of globalization]. Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo = Public International and Private International Law, 2014, no. 6, pp. 14-16.
7. Kashkurov N.A., Ivanova L.I. [Russia's financial problems in acceding to the WTO]. Stolypinskie chteniya. Problemy razvitiya APKv usloviyakh vkhozhdeniya v VTO: materialy Vserossiiskoi studencheskoi nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Stolypin Readings. Problems ofAIC Development during the Accession to the WTO]. Ulyanovsk, Ministry of Agriculture of Russian Federation, Ulyanovsk State Agricultural Academy Publ., 2013, pp. 147-150.
8. Mikhneva S.G. Nauchno-tekhnicheskie sdvigi i zakonomernosti razvitiya ekonomiki [Scientific and technological developments and patterns of economic development]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, Systems and Network in Economics, Technology, Nature and Society, 2011, no. 1, pp. 89-95.
9. Pavlov A.Yu. Razvitie innovatsionnoi infrastruktury modernizatsii ekonomiki na regional 'nom urovne. Vkn.: Ekonomika. Obshchestvo. Chelovek [Development of innovation infrastructure modernization of economy at the regional level. In: Economy. Society. Man]. Belgorod, Belgorod State Technological University Publ., 2014, pp. 249-259.
10. Pavlov K.V. Yadro ekonomicheskikh sistem i effektivnaya khozyaistvennaya politika: monografiya [The core of economic systems and effective economic policies: a monograph]. Moscow, Magistr Publ., 2009,
11. Himanen P., Castells M. Informatsionnoe obshchestvo i gosudarstvo blagosostoyaniya: finskaya model '[The Information Society and Welfare State: The Finnish Model]. Moscow, Logos Publ., 2002, 224 p.
12. Boiko I.V. Natsional'naya innovatsionnaya politika: iz mirovogo opyta [National innovation policy: the global experience]. Innovatsii = Innovation, 2007, no. 4, pp. 28-31.
13. Pavlov K.V. Patoinstitutsionalizm, patoinstituty i modernizatsiya rossiiskoi ekonomiki [Pato-institutionalism, pato-institutions and modernization of the Russian economy]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2013, no. 7, pp. 126-133.
14. Suzdal'tsev A. Smenit li Evraziiskii ekonomicheskii soyuz Soyuznoe gosudarstvo Belorussii i Rossii? [Will the Eurasian Economic Union substitute the Union State of Belarus and Russia?]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2013, no. 8, pp. 71-75.
15. Zhukov M. Razvitie infrastruktury kak faktor ekonomicheskogo rosta [The infrastructure's development as a factor for economic growth]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2014, no. 9, pp. 68-76.
16. Obzornyi doklad o modernizatsii v mire i Kitae (2001-2010) [Overview report on the modernization of China and the world (2001-2010)]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2011, 256 p.
17. Troshin A.S. Struktura investitsionnogo riska ekonomicheskikh ob"ektov [A structure of the investment risk of economic units]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Knowledge ofSocial Sciences and Humanities, 2012, no. 8, pp. 325-330.
191 p.