УДК 340.13
Вестник СПбГУ Право. 2022. Т. 13. Вып. 1
Участие прокурора
в гражданском и административном процессе при защите общественных интересов в Китае
Цзя Шаосюе1, Ли Яо2
1 Шанхайский университет права и политики,
Китайская Народная Республика, 200333, Шанхай, район Ципу, пр. Вэйцинсун, 7989
2 Институт сравнительного правоведения при Китайском политико-правовом университете, Китайская Народная Республика, 100088, Пекин, район Хайдянь, шоссе Ситучэн, 25
Для цитирования: Цзя Шаосюе, Ли Яо. 2022. «Участие прокурора в гражданском и административном процессе при защите общественных интересов в Китае». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 206-218. https://doi.org/10.21638/spbu14.2022.111
С быстрым развитием экономики все чаще встречаются случаи нарушения общественных интересов, например загрязнение окружающей среды, возникает проблема безопасности продуктов питания и лекарств, что приводит к нарушению личных прав и огромным потерям имущественных средств большого числа людей. В настоящее время граждане или соответствующие общественные организации неспособны обращаться для решения проблем в суд с исковым заявлением, затрагивающим общественные интересы, поэтому необходимо полагаться на органы прокуратуры для защиты общественного порядка и общественных интересов. При исполнении прокурорами соответствующих законодательных актов достигнуты значительные результаты в области защиты общественных интересов, однако возникли проблемы как в гражданском, так и административном судопроизводстве при защите общественных интересов в делах, возбужденных органами прокуратуры. Одна из проблем состоит в том, что данная категория дел касается лишь случаев, указанных в законах, также при осуществлении прокурорского надзора возникают сложности доказывания ущерба общественным интересам и недостатка профессиональных знаний прокуроров. В статье представлена и проанализирована правовая основа участия прокуроров при обращении с исками в защиту общественных интересов в Китае, раскрыты причины фундаментальных проблем. Кроме того, предложены способы совершенствования действующего законодательства и пути решения возникающих проблем с помощью использования современной интеллектуальной судебной системы и соответствующих административных органов в области экологии и окружающей среды, природных ресурсов, продуктов питания и лекарств, защиты прав потребителей и т. д.
Ключевые слова: органы прокуратуры, защита общественных интересов, охрана окружающей среды, безопасность пищевых продуктов, доказывание, искусственный интеллект.
1. Введение
23 октября 2014 г. в Решениях 4-го пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китайской Народной Республики (далее — КНР) 18-го созы-
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022
ва1 впервые было предложено создать режим участия прокуроров в судебном процессе при защите общественных интересов. В мае 2015 г. Центральная руководящая группа по всестороннему углублению реформы рассмотрела и приняла экспериментальную программу «О реформе судопроизводства в органах прокуратуры при обращении с исками в защиту общественных интересов»2, содержащую принципы участия прокуроров в судебном процессе, затрагивающем общественные интересы, порядок рассмотрения дел, затрагивающих общественные интересы, и другие требования. В июле того же года началось применение такой программы на два года в 87 городских прокуратурах и 759 районных прокуратурах. На основании результатов вышеуказанного эксперимента на 28-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 11-го созыва в Гражданский процессуальный кодекс КНР3 и Кодекс административного судопроизводства КНР4 (далее — ГПК КНР и КАС КНР) были внесены изменения от 27.06.2017, касающиеся участия прокуроров в гражданском и административном процессе при защите общественных интересов. Верховный суд КНР и Генеральная прокуратура КНР совместно приняли Разъяснение от 23.02.2018 о некоторых вопросах, касающихся применения прокурорами законодательства в судебных делах, связанных с общественными интересами5 (далее — Разъяснение). Разъяснение состоит из 4 глав (общее положение, участие прокурора в гражданском процессе при защите общественных интересов, участие прокурора в административном процессе при защите общественных интересов и дополнительное положение) и 27 статьей. Также 23.04.2019 на 10-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва было внесено дополнение в Закон КНР о прокурорах6, принятый 28.02.1995 на 12-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва: в ст. 7 «Полномочия прокуроров» внесен п. 3: «...осуществлять работу по участию в судебных процессах при защите общественных интересов».
Обобщая опыт судебной практики за последние годы, можно отметить, что ценность режима участия прокуроров в гражданском и административном процессах при защите общественных интересов постепенно повышалась. Надзор за выполнением административными органами своих обязанностей в соответствии с законом и их эффективностью при защите общественных интересов и законных
1 «флф^^шййшшид^ж^ййшй» [Решения Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким основным вопросам, касающимся всестороннего продвижения верховенства закона]. Дата обращения 19 июня, 2021. https://www.ccps.gov.cn/ хуШ201812Д20Ш212_123256^Ы:ш1.
2 [Экспериментальная программа «О реформе судопроизводства в органах прокуратуры при обращении с исками в защиту общественных интересов»]. Дата обращения 20 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/zdgz/201507/t20150703_100706.shtm1.
3 ((Ф^АЙ^^ПДЙ^^ЙЙ» [Гражданский процессуальный кодекс КНР]. Дата обращения 23 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/spp/fl/201802/t20180201_363882.shtm1.
4 ((ф^айл^питй^йй» [Кодекс административного судопроизводства КНР]. Дата обращения 23 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/spp/fl/201802/t20180207_365256.shtm1.
5 ШйЛййК ййлйшшй^шш^йш^шшадтййш» [Разъяснение о некоторых вопросах, касающихся применения прокурорами законодательства в судебных делах, связанных с общественными интересами]. Дата обращения 20 июня, 2021. https://www. spp.gov.cn/xwfbh/wsfbt/202012/t20201230_504430.shtш1#2.
6 «Ф^АЙЛЮДШШШЙ» [Закон КНР о прокурорах]. Дата обращения 23 июня, 2021. https://www.jcy.gz.gov.cn/xxgcssxfz1/1122.jhtm1.
прав народа внес значительный вклад в гарантию строительства экологической цивилизации и безопасность питания продуктов и лекарств. Видя достижения и прогресс, важно также признать, что судебный процесс в области защиты общественных интересов все еще является новым делом по сравнению с другими областями судебного процесса и столкнется с новыми проблемами и вызовами по мере развития. Рассмотрим ряд особенностей участия прокуроров в гражданском и административном процессе при защите общественных интересов.
2. Основное исследование
2.1. Правовая основа участия прокуроров в судебных процессах, касающихся защиты общественных интересов, и форма их участия
Действующая правовая основа участия прокуроров в судебных процессах при защите общественных интересов в Китае главным образом состоит из следующих норм: ст. 55 ГПК КНР7, п. 4 ст. 25 КАС КНР8, вышеуказанного Разъяснения Верховного суда КНР и Генеральной прокуратуры КНР, а также ст. 25 Закон КНР о защите (памяти) павших героев9.
7 Статья 55 ГПК КНР: «В случае загрязнения окружающей среды, ущемления законных прав и интересов многих потребителей и совершения других действий, наносящих ущерб общественным интересам, органы и соответствующие организации, предусмотренные в законе, могут обращаться с исками в народные суды. В случае выявления народными прокуратурами при исполнении своих полномочий действий, наносящих ущерб экологической среде и охране ресурсов, ущемляющих законные права и интересы многих потребителей в сфере безопасности пищевых продуктов и лекарственных средств, а также иных действий, наносящих ущерб общественным интересам, они вправе обращаться с исками в народные суды при отсутствии органов и организаций, указанных в предыдущем пункте, или при отказе органов и организаций, указанных в предыдущем пункте, от обращения с исками в суды. В случае обращения с исками в суды органами или организациями, указанными в предыдущем пункте, народные прокуратуры могут оказывать поддержку» (((Ф^А ЙЛ^ПДЙ^^ЙЙ)) [Гражданский процессуальный кодекс КНР]. Дата обращения 23 июня, 2021. http://www.moj.gov.cn/Department/content/2018-12/25/357_182594.html).
8 Пункт 4 ст. 25 КАС КНР: «Если в ходе исполнения своих полномочий народные прокуратуры выявляют, что административные органы, осуществляющие надзор и управление в таких сферах, как охрана экологической среды и ресурсов, безопасность пищевых продуктов и лекарственных средств, охрана государственного имущества, предоставление права пользования землями, которые находятся в государственной собственности, и в других сферах осуществляют свои полномочия с нарушением закона или бездействуют, что приводит к ущемлению государственных или общественных интересов, то они должны вносить в административные органы соответствующие акты прокурорских реагирований, призывающие их исполнять свои обязанности в соответствии с законом. Если административные органы не выполняют свои обязанности, народные прокуратуры вправе обращаться с исками в народные суды в соответствии с законом» (((Ф^АйЛ^ПД
[Кодекс административного судопроизводства КНР]. Дата обращения 23 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/spp/fl/201802/t20180207_365256.shtml).
9 Статья 25 Закона КНР о защите (памяти) павших героев: «1. Близкие родственники павших героев в соответствии с законом могут обращаться с исками в народные суды за действия, посягающие на имена, изображение, честь и достоинство павших героев. 2. Если у павших героев нет близких родственников или если близкие родственники отказываются обращаться с исками в народные суды, органы прокуратуры вправе обращаться с исками в народные суды в соответствии с законом в отношении действий, посягающих на имя, изображение, честь и достоинство павших героев и наносящих ущерб общественным интересам. 3. При выявлении в ходе исполнения служебных обязанностей отделом по павшим героям (памяти павших героев) и другими соответствующими отделами действий, указанных в п. 1, если нужно обращение органов прокуратуры с исками в народные суды,
В области гражданского судопроизводства по искам в защиту общественных интересов в ГПК КНР четко установлены порядок органов и соответствующих организаций, предусмотренных в законе, и органов прокуратуры при обращении в суд в гражданском процессе в защиту общественных интересов. Иными словами, органы и соответствующие организации, предусмотренные в законе, имеют приоритетный статус для обращения с иском в суд, в данном случае органы прокуратуры могут лишь оказывать содействие и поддержку для них, но не напрямую участвовать в судебном разбирательстве. Если отсутствуют вышеуказанные органы и организации или если они существуют, но не инициируют судебный процесс, органы прокуратуры могут инициировать судебный процесс в качестве дополнительного истца. По этому поводу в ст. 13 Разъяснения уточнено, что в случае выявления народными прокуратурами при исполнении своих полномочий действий, наносящих ущерб экологической среде и охране ресурсов, ущемляющих законные права и интересы многих потребителей в сфере безопасности пищевых продуктов и лекарственных средств, а также иных действий, наносящих ущерб общественным интересам, надлежит проводить публичное объявление о заключении под стражу в соответствии с законом сроком на 30 дней. Если срок объявления истекает, а предусмотренные законом органы и соответствующие организации не обращаются с исками в суды, то органы прокуратуры могут возбудить дело в народном суде. В сфере защиты чести и достоинства павших героев в связи с особым характером чести этих лиц в ст. 25 Закона КНР о защите (памяти) павших героев установлен первоочередной порядок обращения в суд их близких родственников, а при отсутствии таковых органы прокуратуры являются законным истцом для инициирования судебного процесса в общественных интересах.
По сравнению с гражданским судопроизводством при защите общественных интересов в административном судопроизводстве, с одной стороны, круг дел, затрагивающих общественные интересы, в защиту которых могут обратиться представители прокуратуры, шире и включает сферы охраны экологической среды и ресурсов, безопасности пищевых продуктов и лекарственных средств, охраны государственного имущества, предоставления права пользования землями, которые находятся в государственной собственности, и т. д. С другой стороны, объект административного судопроизводства также более однороден, т. е. в основном оно направлено на незаконные действия (бездействие) административных органов, и согласно ст. 25 КАС КНР орган прокуратуры является единственным правомочным истцом для возбуждения административного судопроизводства, касающегося защиты общественных интересов. В судебной практике также встречается гражданский иск в защиту общественных интересов, а в административном судопроизводстве — в защиту общественных интересов. Например, народная прокуратура г. Хух-Хото возбуждала дело против Бюро лесного хозяйства района Сайхан с гражданским иском в защиту общественных интересов в связи с тем, что Бюро лесного хозяйства района Сайхан не выполнило свои обязанности в соответствии с законом, в результате чего сотни акров государственных лесных угодий, находя-
данные отделы должны сообщать об этом в органы прокуратуры» (((Ф^АЙЛ^ПД^Й^^Ж ^Й» [Закон КНР о защите (памяти) павших героев]. Дата обращения 21 июня, 2021. Ы^://«'«^ zunyi.gov.cn/zwgk/zd1ygk/twjrsw/y1by/202104/t20210408_3674).
щихся под его контролем и управлением, были серьезно повреждены компанией Hubei Tuolin Construction and Installation Engineering Co., Ltd.10
Что касается гражданского иска в защиту общественных интересов в уголовном процессе, когда органы прокуратуры в ходе возбуждения уголовных дел привлекают к уголовной ответственности правонарушителей и одновременно взыскивают ущерб, причиненный общественным интересам, то ст. 20 Разъяснения предусматривает: в случае возбуждения народными прокуратурами уголовных дел о взыскании убытков, причиненных окружающей среде, и о защите прав и законных интересов многих потребителей в сфере безопасности пищевых продуктов и лекарственных средств, а также иных действиях, наносящих ущерб общественным интересам, гражданские иски могут подаваться в защиту общественных интересов в народные суды совместно и рассматриваться одним и тем же народным судом. Судебная практика в уголовном процессе с гражданским иском в защиту общественных интересов в основном сосредоточена на защите экологических ресурсов и безопасности продуктов питания и лекарств; в качестве примеров можно привести дело против Changzhou Dingmei Decoration Material Co., Ltd. и гражданина Ли Щейбинь о загрязнении окружающей среды11 и дело против гражданина Чжан Чжэнь о производстве и продаже продуктов питания, не соответствующих стандартам безопасности питания12.
Авторы настоящей статьи проанализировали результаты работы органов прокуратуры за последние годы и заметили следующее. Во-первых, количество дел быстро растет; с января по ноябрь 2018 г., т. е. вскоре после внесения изменений в ГПК и КАС, органами прокуратуры по всей стране было подано в общей сложности 89 523 иска о защите общественных интересов13. Во-вторых, постепенно расширялся круг дел, затрагивающих общественные интересы в судопроизводстве, в защиту которых могут обратиться представители прокуратуры. В 2012 г., когда была создана система судебных разбирательств в общественных интересах, формы участия прокуроров в судебных процессах при защите общественных интересов были в основном сосредоточены на гражданском судопроизводстве. Однако в настоящее время существуют и гражданский, и административный процесс, направленные на защиту общественных интересов, а также административный процесс с гражданским иском и уголовный процесс с гражданским иском. Круг дел постепенно расширяется от первоначальной области защиты окружающей среды до области экологических ресурсов, продуктов питания и лекарств, предоставления права пользования землей, которая находится в государственной собственности, защиты павших героев и др. (Цао Миндэ 2020, 119).
10 Дело № 2017. Й0НтЙ142^. Дата обращения 24 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/ dfjcdt/201711/t20171116_204855.shtml.
11 Дело № 2019. ^04Ш#60^. Дата обращения 24 июня, 2021. http://www.faxin.cn/lib/cpal/ AlyzContent.aspx?isAlyz=1&gid=C1377620&userinput=.
12 Дело № 2020. Я072ШЛЛ230^. Дата обращения 24 июня, 2021. http://wenshu.faxin.cn/ wenshu/page/detail.html?uniqid=3cea407a-24b0-46d7-dee8-b464035b9168&backurl=http://www.faxin. ш/.
13 [Данные из Обзора судебных дел в защиту общественных интересов, поданных органами прокуратуры за 2018 г.]. Дата обращения 24 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/spp/zdgz/201812/t20181226_403577.shtml.
2.2. Проблемы законодательства, регулирующего вопросы участия прокуроров в судебных процессах при защите общественных интересов
Органы прокуратуры имеют преимущества для защиты общественных интересов в связи с их полномочиями по надзору за соблюдением исполнения законов, принятию мер по предотвращению, устранению и пресечению нарушений закона. Такие полномочия эффективны и удобны для улучшения разрешения споров, однако в связи с большим количеством лиц, вовлеченных в судебные процессы, касающиеся защиты общественных интересов, и сложностью дел на практике возникли некоторые проблемы.
2.2.1. Узкий круг дел в защиту общественных интересов
Круг дел, затрагивающих в судебных процессах общественные интересы, в защиту которых могут обратиться представители прокуратуры, определяет степень прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и за исполнением законов администрациями органов и учреждений, а также то, в какой степени общественные интересы могут быть защищены посредством прокурорского надзора (Ван Ваньхуа 2018, 97). В докладе Генерального прокурора Генеральной прокуратуры Чжан Цзюня от 23.10.2019 о работе Генеральной прокуратуры по судебным разбирательствам в общественных интересах подчеркивается, что с июля 2017 по сентябрь 2019 г. органы прокуратуры возбудили 118 012 судебных дела по защите общественных интересов в сфере охраны экологической среды и ресурсов, 71 464 судебных дела в сфере безопасности продуктов питания и лекарств, 20 363 судебных дела в сфере охраны государственного имущества, 4826 судебных дел в сфере предоставления права пользования землями, которые находятся в государственной собственности, и 75 судебных дел в сфере защиты прав павших героев14. Из приведенных данных видно, что на практике судебное судопроизводство, касающееся защиты общественных интересов, возбужденное органами прокуратуры, ограничивается лишь сферами дел, указанных в законах, например делами об экологических ресурсах, продуктах питания и лекарствах. Заметим: количество дел, связанных с общественными интересами, относящимися к экологическим ресурсам, продуктам питания и лекарствам, слишком велико по сравнению с количеством дел по защите прав павших героев.
Причина заключается в том, что в действующем законодательстве полномочия прокуроров по разрешению споров в общественных интересах в основном закреплены в п. 2 ст. 55 ГПК КНР и п. 4 ст. 25 КАС КНР, несмотря на то что круг дел в этих статьях четко определен, некоторые типы дел, которые могут возбуждаться органами прокуратуры, указаны как «совершение других действий» или действий «в других сферах», этот перечень открыт, но на практике органы прокуратуры не обращают внимания на другие виды дел. Более того, в связи со многими новыми типами правоотношений само понятие «общественные интересы» еще не опреде-
14 »^»ШйАйШШЙ^^Й^ЙШШШХтШШ^» [Данные из Доклада о работе Генеральной прокуратуры по судебным разбирательствам в общественных интересах]. Дата обращения 25 июня, 2021. https://www.12309.gov.cn/11zw/yw/201910/t20191024_436143.shtm1.
лено в китайской юридической теории. Хотя термин «общественные интересы» часто встречается в Конституции15 и во многих законах и нормативных правовых актах, на законодательном уровне отсутствует четкое и конкретное его определение. Отсутствие ясности в вышеупомянутых правовых положениях затрудняет участие органов прокуратуры в судебных процессах, направленных на защиту общественных интересов.
Есть и много других категорий дел, нарушающих общественные интересы, например недавнее дело о велосипедных стартапах в Китае в 2017 г.16 Некоторые компании не сумели вернуть залоги всем клиентам и просто обанкротились, что стало новым типом дел, нарушающих общественные интересы. Поэтому круг дел в защиту общественных интересов прокурорами нуждается в дальнейшем уточнении в законодательстве.
2.2.2. Сложности доказывания ущерба общественным интересам и недостатка профессиональных знаний прокуроров
Ввиду значительного отличия доказательной способности органов прокуратуры и от гражданина, и организаций в целом в судебном процессе, направленном на защиту общественных интересов, органы прокуратуры обязаны нести бремя доказывания и имеют право проводить расследование и собирать доказательства (Ли Чэн, Чжао Вэйган 2018, 58). Так, ст. 6 Разъяснения устанавливает, что при возбуждении судебных дел, затрагивающих общественные интересы, народные прокуратуры вправе проводить расследование и собирать доказательственные материалы от соответствующих административных органов, а также других организаций и граждан; соответствующие административные органы, а также другие организации и граждане должны содействовать в этом, если необходимо применять меры по сохранению доказательств, осуществляемые согласно положениям АПК КНР и КАС КНР. Согласно ст. 14 Разъяснения, когда органы прокуратуры возбуждают гражданский судебный процесс в защиту общественных интересов, они должны представить предварительные доказательства того, что действия ответчика нанесли ущерб общественным интересам. Причем стандарт предварительного доказательства здесь неясен: в соответствующих положениях не определено, как прокуратура сможет доказать, что общественным интересам был нанесен ущерб, чтобы можно было считать, что она выполнила необходимые предварительные действия по доказыванию. По большинству дел об экологическом и природоохранном ущербе трудно доказать наличие, степень и неизбежность ущерба без профессиональной оценки экологического и природоохранного ущерба, а прокуратура не имеет опыта и специалистов в некоторых областях, связанных с общественными интересами, например касающихся экологических ресурсов. Так, предотвращение и контроль загрязнения окружающей среды требуют специальных знаний и профессионалов: выявление и устранение загрязнения атмосферы, воды, почвы, выявление и устранение шума, электромагнитного излучения, радиоактивного и опас-
15 [Конституция КНР]. Дата обращения 26 июня, 2021. Ы^//^^'. xinhuanet.com/politics/2018lh/2018-03/22/c_1122572202.htm.
16 Дело № 2018. ■%01:®12-1^. Дата обращения 12 марта, 2022. chinairn.com/ hyzx/20190702/092728121.shtml?ivk_sa=1024320u.
ного химического загрязнения и экологического ущерба относятся к вопросам узкой специализации, а расследование и сбор доказательств в этих случаях также более сложны и требуют соответствующего оборудования и технических экспертов. Органы прокуратуры не имеют профессиональных преимуществ в этих областях. Если невозможность доказать ущерб используется в качестве причины для прекращения преследования прокуратурой, то это явно не способствует защите общественных интересов в экологической области.
2.3. Совершенствование режима судебного процесса, возбужденного органами прокуратуры в целях защиты общественных интересов, в законодательстве и на практике
2.3.1. Расширение круга дел, в защиту которых могут обращаться представители прокуратуры
Именно в связи с установлением в законе открытого перечня сфер участия прокуроров в упоминаемых делах органы прокуратуры при осуществлении своих полномочий всегда придерживались принципа «для государственных органов и должностных лиц запрещено все, что прямо не предусмотрено законом»; долгое время органы прокуратуры придавали большое значение сфере борьбы с коррупцией, должностным преступлениям и другим уголовным делам и не имеют достаточного представления о важности гражданских и административных дел. Кроме того, в прокуратурах штат отделов гражданского и административного судопроизводства также меньше, чем штат отделов уголовного судопроизводства, особенно в прокуратурах нижнего уровня, которые проводят большую практическую работу — расследование и сбор доказательств в гражданском и административном судопроизводстве в общественных интересах. Соответственно, органы прокуратуры не обращали внимания на дела, не входящие в перечень, и даже само понятие «общественные интересы» в законе четко не определено, что делает правовое основание для осуществления прокурорского надзора более неоднозначным. Цзян Минъань предполагает, что, помимо дел, четко предусмотренных АПК КНР и КАС КНР, в законе установлено, что судебные процессы в защиту общественных интересов могут быть возбуждены и в других областях. Как правило, в таких областях, как нарушение прав и интересов потребителей, прав и интересов работников, существует недобросовестная конкуренция в промышленности и в сфере права интеллектуальной собственности. Также автор статьи отмечает, что в рамках административного судопроизводства круг дел, направленных на защиту общественных интересов, предусмотренных законом, должен быть расширен, а органы прокуратуры должны сосредоточиться на надзоре за сферами общественной безопасности, сноса жилья и изъятия земли для государственных нужд и др. в дополнение к четырем сферам, в настоящее время указанным в законе, проверяя их на предмет нарушений закона или бездействия административных органов (Цзян Минъань 2016). Ли Вэй и Линь Сянчжи считают, что к указанным сферам можно добавить нарушения прав сла-бозащищенных групп населения, таких как женщины и дети, и проблемы защиты культурного наследия, включая материальное и нематериальное культурное наследие (Ли Вэй, Линь Сянчжи 2018, 108).
Авторы настоящей статьи полагают, что участие прокуроров в судебном процессе, направленном на защиту общественных интересов, призвано устранить пробел в управлении, ущемляющий общественные интересы, и эффективно задействовать эффективность правосудия в обеспечении общественных интересов. В Гражданском кодексе КНР17, вступившем в силу 01.01.2021, 11 раз встречаются выражения «общественные интересы» или «общественные интересы общества», в том числе: «в общественных интересах осуществляется постоянное изъятие или временная реквизиция недвижимого или движимого имущества» (ст. 117); «субъекты гражданских правоотношений не вправе злоупотреблять гражданскими правами в целях причинения вреда общественным интересам» (ст. 132); «органы регулирования рыночной деятельности... несут ответственность за осуществление контроля и проведение разбирательств по фактам использования лицами договоров для причинения вреда государственным интересам и общественным интересам» (ст. 534); «при сообщении новостей, общественном обсуждении и подобных действиях в общественных интересах допускается.» (ст. 999); «при ведении медицинской и научной деятельности. не допускаются причинение вреда здоровью человека, нарушение этики и морали, причинение вреда общественным интересам» (ст. 1009) и т. д. Таким образом, чтобы решить проблему узкого круга дел о защите общественных интересов с участием прокуроров на практике, нужно внести в Гражданский кодекс КНР и соответствующие процессуальные кодексы изменение, касающееся ссылок на нормы других нормативных правовых актов о защите общественных интересов, и дать законодательное определение термина «общественные интересы», чтобы органы прокуратуры в процессе исполнения своих полномочий поняли, какие интересы должны защищать.
2.3.2. Использование умной судебной платформы для доказательств и взаимодействия органов прокуратуры Китая с другими органами
Сталкиваясь с проблемой сложности доказывания ущерба общественным интересам и с недостатком профессиональных знаний прокуроров, следует усиливать связь и сотрудничество в получении доказательств не только внутри органов прокуратуры — между отделом по защите общественных интересов и следственным отделом и между органами прокуратуры на верхнем и нижнем уровнях. Органы прокуратуры также должны обмениваться информацией с соответствующими административными органами в области экологии и окружающей среды, природных ресурсов, продуктов питания и лекарств, защиты прав потребителей и т. д. В то же время некоторые каналы общественного мнения могут использоваться для выявления правонарушений, связанных с общественными интересами во всех аспектах. Для сотрудничества в этих областях необходима помощь искусственного интеллекта.
В апреле 2018 г. Верховный народный суд опубликовал «Отчет об оценке строительства умных судов за 2017 г.»18, в котором указывалось, что такие суды соз-
17 «Ф^АйЛдаДйЙЛ» [Гражданский кодекс КНР]. Дата обращения 20 июня, 2021. http:// www.npc.gov.cn/npc/c30834/202006/75ba6483b8344591abd07917e1d25cc8.shtml.
18 ^)»» [Отчет об оценке строительства умных судов за 2017 г]. Дата обращения 21 июня, 2021. http://www.court.gov.cn/zixun-xiangqing-89462.html.
даны по всей стране. Например, в 2017 г. Высший народный суд Шанхая создал платформу «Шанхайская интеллектуальная вспомогательная судебная система рассмотрения уголовных дел». Система включает в себя 26 функций и 88 подфункций, в том числе: руководство по стандарту доказательств; анализ и оценка достоверности и достаточности доказательств по всему делу; электронная передача материалов; предсудебное совещание; автоматическое показывание сотрудникам аналогичных дел; контроль процедуры рассмотрения дела; аудио- и видеозапись в целом судебном процессе и т. д. Также система включает следующие базы больших данных: 1039 баз, касающихся стандартов доказательства, 22,1 млн документов по судебным решениям и определениям, 1,46 млн законов и нормативных актов и т. д. (Цуй Ядун 2018, 94). Данная система создана в основном для сбора и классификации доказательств. В ней содержится перечень доказательств по аналогичным делам, а также требования к отдельным доказательствам по форме и содержанию, что дает возможность понять, какие доказательства и каким образом нужно собирать в отношении различных видов дел. Например, при загрузке материалов дела через интернет интеллектуальная система автоматически объединяет соответствующие законы и нормативные акты и список доказательств по предыдущим аналогичным делам, автоматически подсказывает сотрудникам, каких доказательных материалов не хватает в деле, тем самым изначально решая проблему нечеткого применения доказательств и нарушений в поведении прокурорского персонала при возбуждении дел. Исходя из текущей практики, интеллектуальная вспомогательная судебная система реализовала функцию электронной передачи материалов дела, а также наладила взаимосвязь и обмен информацией между органами общественной безопасности, прокуратуры и судами. Система делает процесс доказывания видимым, управляемым и контролируемым; от возбуждения дела до окончания судебного процесса введенные доказательства можно своевременно изучать, проверять и оценивать. Однако поскольку система находится на начальной стадии развития, а некоторые дела конфиденциальны, в настоящее время ее используют только вышеупомянутые три органа. В будущем может быть создана новая аналогичная специальная система искусственного интеллекта для дел, затрагивающих общественные интересы, и может быть открыт доступ для органов охраны окружающей среды, органов безопасности пищевых продуктов и органов защиты прав потребителей и т. д. Когда прокуроры столкнутся с соответствующими профессиональными проблемами, они смогут загружать в систему видео, фотографии, отчеты и другие материалы, чтобы своевременно связываться с различными органами онлайн. Также можно сделать так, что граждане смогут сообщать о фактах правонарушений, напрямую загружать в систему для органов прокуратуры видео и фотографии действий, наносящих ущерб общественным интересам, чтобы в определенной степени компенсировать недостаток получения органами прокуратуры соответствующей информации в судебных процессах, связанных с общественными интересами. Даже если прокурор вводит в систему экологические данные завода, система может автоматически обнаружить правовые документы о стандарте качества окружающей среды в этом районе и автоматически определить, превышены ли стандарты, а также своевременно представить экологический отчет, который отдел охраны окружающей среды раньше составил по заводу.
Но суть установления фактов заключается не в выявлении и восприятии доказательств, а в их сочетании для определения фактов. Процесс доказывания содержит множество форм аргументации, но перед лицом множества доказательств нет ничего более важного, чем поиск причинно-следственных связей между ними и установление обоснованных фактов (Ли Чжэн 2020, 123). Чтобы избежать судебной ошибки, искусственный интеллект используется только для сбора доказательств и представления процессов аргументации прокурорам и судье в наглядной и логичной форме. Окончательный вывод все равно делает судья с учетом достоверности и достаточности всех доказательств.
3. Выводы
Участие прокуроров в судебных процессах, связанных с общественными интересами, должно учитывать множество факторов. В гражданском судопроизводстве по делам, затрагивающим общественные интересы, прокуратура выступает в качестве истца или оказывает дополнительную поддержку. Однако в административном судопроизводстве положение прокуратуры гораздо сложнее. Административное правоотношение усиливает противостояние между административным органом и прокуратурой, и это противостояние и спор между двумя сторонами в конечном счете рассматривается судебными органами. Эти противоречивые отношения между административным органом и прокуратурой отличаются от предыдущих, т. е. происходит переход от отношений сотрудничества между государственными органами к состязательным отношениям между истцом и ответчиком в судебном процессе.
Таким образом, продвижение судебного процесса в общественных интересах является важной задачей для прокуратуры в настоящее время и в будущем. Необходимо в соответствии с потребностями социально-экономического развития Китая и с учетом фактической ситуации, касающейся судебных процессов, связанных с общественными интересами, как можно скорее усовершенствовать законодательство, расширять круг дел, затрагивающих в гражданском и административном процессах общественные интересы, в защиту которых могут обратиться представители прокуратуры. В случае, когда правонарушения трудно доказать из-за недостаточной способности прокуратуры получать доказательства и недостаточной квалификации прокуроров в областях контроля окружающей среды, безопасности продуктов и др., необходимо гарантировать своевременную координацию и сотрудничество между органами прокуратуры и другими ведомствами, а также использовать современную интеллектуальную судебную систему и другие технологии искусственного интеллекта, что поможет улучшить эффективность работы органов прокуратуры.
Библиография
96-108^0 [Ван,
Ваньхуа. 2018. «Некоторые вопросы совершенствования административного судопроизводства в общественных интересах по инициативе органов прокуратуры». Правовой журнал 1: 96-108].
. ттт-.тт^ш-.ъшшштттжттж)), 2018
^Щ4$ , Щ54-61^о [Ли, Чэн, Чжао Вэйган. 2018. «Проблема и путь решения: исследование механизма выявления административных правоотношений в судебных процессах в общественных интересах». Вестник Сычуаньского педагогического университета 4: 54-61].
> # # --,
2018^Щ22$, Щ107-111Жо [Ли, Вэй, Линь Сянчжи. 2018. «Некоторые размышления об административном судопроизводстве в общественных интересах — взгляд на понимание статьи 26 Разъяснения о некоторых вопросах, касающихся применения прокурорами законодательства в судебных делах, связанных с общественными интересами». Народное правосудие 22: 107-111].
, 2020^Щ1$, Щ117-133^о [Ли, Чжэн. 2020.
«Искусственный интеллект и установление фактов». Исследование в области юриспруденции 1: 117-133].
. 2016^3^7 0
Щ3®о [Цзян, Минъань. 2016. «Совершенствование законодательства и содействие надзору за административными нарушениями со стороны органов прокуратуры». Ежедневная газета о прокуратуре 7 марта. Дата обращения: 25 июня, 2021. https://www.spp.gov.cn/llyj/201603/ t20160307_113859.shtml].
ШЖЖ: «^шт > «АйШ^)) 2018 ^Щ
18 $ , Щ 92-97 Жо [Цу й, Ядун. 2018. «Мечта о судебной технологии: практика и размышления о шанхайской интеллектуальной вспомогательной судебной системе рассмотрения уголовных дел». Народное право 18: 92-97].
> 2020^Щ1$ , Щ118-
125Жо [Цао, Миндэ. 2020. «Дилемма, с которой сталкивается прокуратура при возбуждении дел в защиту общественных интересов, и направление продвижения». Юридическое обозрение 1: 118-125].
Статья поступила в редакцию 12 июля 2021 г.; рекомендована к печати 10 декабря 2021 г.
Контактная информация:
Цзя Шаосюе — д-р юрид. наук; ys02302041@126.com Ли Яо — докторант; 245259947@qq.com
Prosecutor's participation in civil and administrative proceedings in defense of public interests in the China
Jia Shaoxue1, Li Yao2
1 Shanghai University of Political Science and Law,
7989, Wai Qingsong Road, Qingpu District, Shanghai, 200333, China
2 Institute of Comparative Law, China University of Political Science and Law, 25, Xitucheng Road, Haidian District, Beijing, 100088, China
For citation: Jia Shaoxue, Li Yao. 2022. "Prosecutor's participation in civil and administrative proceedings in defense of public interests in the China". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 206-218. https://doi.org/10.21638/spbu14.2022.111 (In Russian)
With the rapid development of the economy, violations of public interest, such as environmental pollution, and food and drug safety issues, are increasingly occurring, resulting in the violation of personal rights and enormous losses of property assets for a large number of people. At present, citizens or relevant public organizations are unable to take legal action affecting the public interest to resolve problems, so it is necessary to rely on the prosecution authori-
ties to protect public order and the public interest through the exercise of their prosecutorial powers. The implementation of relevant legislation by prosecutors has achieved considerable results in favor of the protection of public interests, but problems have accordingly arisen in both civil and administrative proceedings for the protection of public interests brought by prosecution authorities. One set of problems is the limitation only to areas of cases specified in law, making the range of cases is narrow; the implementation of prosecutorial supervision leading to difficulties in proving damage to the public interest; and prosecutors' lack of professional knowledge. The article presents and analyzes the legal framework for prosecutors' involvement in public interest litigation in China and reveals the causes of the fundamental problems; and suggests ways to improve the current legislation and ways to solve the problems arising by using a modern intelligent judicial system and with the help of relevant administrative authorities in the field of environment and environmental protection, natural resources, food and medicine, consumer protection, and so on.
Keywords: prosecutors, public interest protection, environmental protection, food safety, evidence, artificial intelligence.
References
Cao, Mingde. 2020. "The dilemma and direction for advancing public interest litigation by the procuratorate".
Fa xue ping lun 1: 118-125. (In Chinese) Cui, Yadong. 2018. "Judicial technology dream: Practice and reflections on Shanghai's intelligent assisted
case management system for criminal cases". Ren min fa zhi 18: 92-97. (In Chinese) Jiang, Ming'an. 2016 "Improving legislation and promoting supervision of administrative violations by procuratorial organs". Jian cha ri bao March 7. Accessed June 25, 2021. https://www.spp.gov.cn/ llyj/201603/t20160307_113859.shtml. (In Chinese) Li, Cheng, Zhao Weigang. 2018. "Dilemmas and breakthroughs: a study on the discovery mechanism of
administrative public interest litigation clues". Si chuan shi fan da xue xue bao 1: 54-61. (In Chinese) Li, Wei, Lin Xianzhi. 2018. "Some reflections on administrative public interest litigation — a perspective on the understanding of Article 26 of the Judicial Interpretation of Public Interest Litigation". Ren min si fa 22: 107-111. (In Chinese) Li, Zheng. 2020. "Artificial intelligence and fact finding". Fa xue yan jiu 1: 117-133. (In Chinese) Wang, Wanhua. 2018. "Some problems of improving the administrative public interest litigation system initiated by procuratorial organs". Fa xue za zhi 1: 96-108. (In Chinese)
Received: July 12, 2021 Accepted: December 10, 2021
Authors' information:
Jia Shaoxue — Dr. Sci. in Law; ys02302041@126.com Li Yao — PhD Student; 245259947@qq.com