Научная статья на тему 'ОПЫТ ПРОКУРАТУР ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ'

ОПЫТ ПРОКУРАТУР ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРАТУРА / ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кормушкин Михаил Владимирович

В статье проанализирован опыт прокуратур развитых иностранных государств по реализации функций в гражданском и административном процессе, для изучения возможности его использования в России. Отмечено, что во Франции прокурор участвует в деле в двух процессуальных формах: путем возбуждения гражданского дела, предъявив иск как самостоятельная сторона и путем вступления в процесс для дачи заключения по делу, как примыкающая сторона. В гражданском и административном судопроизводстве США прокуроры с целью защиты интересов государства (Федерации и штатов) могут принимать участие как сторона-истец, и как ответчик, а также для дачи заключения о конституционности закона. Сделан вывод, что в сравнении с прокурорами Российской Федерации близким и даже большим объемом полномочий по защите прав иных лиц в гражданском судопроизводстве обладают прокуроры Франции, в связи с чем особенности их участия в судопроизводстве могут быть учтены для повышения эффективности участия в рассмотрении дел судами российской прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE PROSECUTOR’S OFFICES OF FOREIGN STATES IN THE IMPLEMENTATION OF FUNCTIONS IN CIVIL AND ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

The article analyzes the experience of prosecutor's offices of developed foreign countries in the implementation of functions in civil and administrative proceedings, to study the possibility of its use in Russia. It is noted that in France, the prosecutor participates in the case in two procedural forms: by initiating a civil case, filing a claim as an independent party and by entering the process to give an opinion on the case, as an adjacent party. In civil and administrative proceedings in the United States, prosecutors may participate as a plaintiff and as a defendant in order to protect the interests of the State (Federation and States), as well as to give an opinion on the constitutionality of the law. It is concluded that in comparison with the prosecutors of the Russian Federation loved ones and even a large amount of power to defend the rights of other persons in civil proceedings have prosecutors France, in connection with your participation in the proceedings can be taken into account to improve the efficiency of participation in the proceedings by the courts of the Russian Prosecutor's office.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ПРОКУРАТУР ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ В ГРАЖДАНСКОМ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Опыт прокуратур иностранных государств по реализации функций в гражданском и административном процессе

Кормушкин Михаил Владимирович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

E-mail: kormushkin_mv@icloud.com

В статье проанализирован опыт прокуратур развитых иностранных государств по реализации функций в гражданском и административном процессе, для изучения возможности его использования в России. Отмечено, что во Франции прокурор участвует в деле в двух процессуальных формах: путем возбуждения гражданского дела, предъявив иск как самостоятельная сторона и путем вступления в процесс для дачи заключения по делу, как примыкающая сторона. В гражданском и административном судопроизводстве США прокуроры с целью защиты интересов государства (Федерации и штатов) могут принимать участие как сторона-истец, и как ответчик, а также для дачи заключения о конституционности закона. Сделан вывод, что в сравнении с прокурорами Российской Федерации близким и даже большим объемом полномочий по защите прав иных лиц в гражданском судопроизводстве обладают прокуроры Франции, в связи с чем особенности их участия в судопроизводстве могут быть учтены для повышения эффективности участия в рассмотрении дел судами российской прокуратуры.

Ключевые слова: прокурор, прокуратура, гражданский процесс, административный процесс.

С целью определения наиболее оптимальных форм и средств осуществления военной прокуратурой функции защиты интересов гражданина или государства в суде, совместимых с конститутивными принципами демократической правовой государства, интерес для нашего исследования представляет изучение и осмысление опыта прокуратур иностранных государств по реализации возложенных на них функций в гражданском и административном процессе.

Ниже целесообразно рассмотреть мировые модели построения функции прокуратуры по участию в гражданском и административном процессе. Модели представительства прокуратурой интересов гражданина или государства в суде зависят от институциональной модели прокуратуры, то есть ее места в системе органов государственной власти, а также ее функциональной модели, а именно - наличии или отсутствии у прокуратуры полномочий вне пределов уголовной юстиции.

Как представляется, в первую очередь стоит проанализировать правовые основы деятельности в суде прокуратуры Франции, которую следует считать одной из родоначальниц института прокуратуры вообще.

Прокуратура Франции является составной частью Министерства юстиции и действует при судах первой и апелляционной инстанций, кассационном суде, а также при судах специальной юрисдикции. Ст. 751-2 Кодекса «О судоустройстве» (Code de ^Organisation judiciaire) от 16 марта 1978 г. было закреплено, что в гражданском процессе прокуратура участвует в рассмотрении дел в случаях, предусмотренных законом, и осуществляет надзор за исполнением законов, судебных постановлений и решений, официально добиваясь их выполнения, когда это необходимо в интересах публичного порядка. Законом № 2006-673 от 8 июня 2006 г. указанная статья Кодекса «О судоустройстве» была исключена, что обусловило отмену прокурорского надзора в гражданском процессе.

В то же время основной задачей прокуратуры остается защита интересов государства, поэтому она не участвует в делах, возникающих из публично-правовых отношений, поскольку иски адресованы государственным учреждениям. Иными словами, прокуроры в гражданском судопроизводстве Франции рассматриваются как своеобразные адвокаты государства [2].

Процессуальная деятельность французской прокуратуры в гражданском процессе регулируется нормами ГПК Франции (ст. 421-429, 431, 443). Согласно ними, прокурор участвует в деле в двух процессуальных формах: во-первых, путем возбуждения гражданского дела, предъявив иск как самостоятельная сторона (partie principale); во-вторых, путем вступления в процесс для дачи заключения по делу, как примыкающая сторона (partie jointe).

Как отмечается в правовой литературе, со ссылкой на французских юристов, в первой форме участие прокурора в суде следует рассматривать как исключение[4]. Подобный вывод опосредованно вытекает также из содержания ст. 1 ГПК Франции, который за некоторыми исключениями предоставляет право на возбуждение гражданского дела лишь сторонам. Таким исключением являются инициирование органами прокуратуры в пределах их компетенции гражданских дел: об объявлении лица умершим (ст. 90 Гражданского кодекса Франции (далее - ГК Франции); признание ее безвестно отсутствующей (ст. 122, 123, 124, 127 ГК Франции); о гражданстве (ст. 129 ГК Франции); расторжении брака заключенного без свободного согласия супругов (ст. 180 ГК Франции); о признании брака недействительным и присуждении, в связи с этим штрафа (ст. 184, 191, 192, 199, 200 ГК Франции); о передаче детей на воспитание одному из супругов при расторжении брака (ст. 302 ГК Франции); о применении воспитательных мер (ст. 375 ГК Франции), и др.

Кроме того, в этой форме прокурор может выступать как «принудительный" представитель (mandataire forcee), действуя в процессе не по собственной инициативе, а по заданию чиновника, если возникает необходимость в защите государственных интересов в целом или интересов отдельного государственного учреждения. Последняя, в частности, и выступает стороной в деле [1].

Анализировав деятельность прокуратуры в форме возбуждения гражданского дела, нельзя не обратить внимание на отсутствие во французском законодательстве четкой правовой регламентации оснований, при наличии которых прокурор вправе инициировать процесс. Как отмечает Е.В. Миряшева, вопрос определения круга конкретных дел в которых возможно участие прокурора, является довольно сложной задачей. Так, ст. 423 ГПК Франции предусматривает, что прокурор может защищать общественный порядок в случае его нарушения [3].

Во второй форме прокурор участвует в деле как вступающая в процесс сторона, дающая свое заключение по применению законодательства по делу. Принимая участие в процессе в этой форме, прокурор не вправе заявлять новые требования и доказательства, не заявленные стороной, а также обжаловать решение суда. Вступить в процесс он может как по собственной инициативе (ст. 426 ГПК Франции), так и по инициативе суда (статьи 427, 428 ГПК Франции).

Процессуальное законодательство закрепляет перечень дел, в которых участие прокурора является обязательным. К ним отнесены дела по следующим вопросам: установление происхождения ребенка, установление опеки над несовершеннолетним и попечительство над совершеннолетним, возобновление платежеспособности и ликвидации предприятий, ответственности их руководителей, применение санкций в отношении неплатежеспособных коммерсантов и т.п. (ст. 425 ГПК Франции).

Правовую основу организации деятельности прокуратуры Федеративной Республики Германии (далее - ФНР) в суде составляет Закон «О судоустройстве» (das Gerichtsverfassungsgesetz).

Главной задачей прокуратуры ФНР в суде является осуществление уголовного преследования. Не последним фактором, обусловившим подобную функциональную направленность прокуратуры, стало принятие 12 сентября 1950 г. Закона «О правовом единстве», в соответствии с положениями которого участие прокурора в гражданско-правовых спорах практически была нивелирована. Как отмечается в юридической литературе, такие законодательные действия (инициативы) обуславливались чрезмерной возможностью прошлой прокуратуры немецкой Демократической Республики участвовать по спорам, возникавшим из гражданских, семейных и трудовых правоотношений, поскольку гражданский процесс имел целью служение партийно-политическому порядку [1].

В гражданском процессе ФРГ участие прокурора ограничивалось отдельными делами. Так, в соответствии с § 632 ГПК (в редакции на август 2009 г.) прокурор имел право предъявить иск к супругам о признании брака недействительным, занимая по делу процессуальный статус истца. Законом «О реформе судебного процесса по семейным делам и в вопросах добровольной юрисдикции" (Gesetz zur Reform des Verfahrens in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit (FGG-Reformgesetz) от 1 сентября 2009 г., § § 606-644, в том числе и § 632, составлявшие книгу VI ГПК ФРГ (die Zivilprozessordnun-ng) и регламентировали судопроизводство по спорам, возникающих из семейных правоотношений (по делам о установление правоотношений между родителями и детьми, по делам алиментов), были исключены. В связи с этим можно констатировать, что участие прокуратуры в современном гражданском процессе играет второстепенную роль.

В гражданском и административном судопроизводстве США прокуроры с целью защиты интересов государства (Федерации и штатов) могут принимать участие как сторона-истец, и как ответчик, а также для дачи заключения о конституционности закона. Федеральный прокурор США может представлять интересы как истца, так и ответчика. Например, на стороне ответчика федеральный прокурор выступает представителем по делам, когда заявлен иск к налоговым органам или другим фе-

5 -а

сз

<

деральным органам. Прокурор имеет право возбудить дело в суде, так и вступить в процесс в деле от имени и в интересах правительственных организаций (министерств, агентств), а также на защиту прав граждан, нарушенных дискриминационными действиями, совершенными против них.

Не менее важной функцией представительских функций прокуратуры США всех уровней является деятельность прокуроров по разрешению споров во внесудебном порядке - для этого они наделены полномочиями проводить консультации, разъяснять законодательство по разрешению спора, истребовать документы, согласовывать интересы сторон. В случае если не удалось урегулировать конфликт интересов в досудебном порядке, прокурор от имени стороны, права и интересы которого нарушены, заявляет иск в суд или, наоборот, представляет интересы в суде ответчика - публичной институции или лиц, если к ним направлены исковые требования и от них было направлено обращение к прокурору о защите их прав и интересов.

Здесь следует отметить, что, как и в отечественном законодательстве, прокурор в США имеет право вступать в административное дело в качестве представителя лица или государства самостоятельно, если считает, что граждане не способны в силу обстоятельств дела должным образом защищать свои права, а орган публичной власти требует, помимо защиты, представительства прокурора, особенно когда спор вызывает общественный резонанс, например в случае принятия органом местной публичной власти решение о повышении ставки местного налога, что вызывает возмущение со стороны общины или затрагивает интересы социально уязвимой категории граждан.

Также участие прокурора как представителя интересов граждан и государства является возможной по обращению граждан и уполномоченных представителей органа государства или органа местной власти. Полномочия Генерального прокурора штата представительства в административном процессе, заключаются в осуществлении представительства интересов штата в судебном споре. Генеральный прокурор штата имеет исключительные полномочия представлять и интересы штата как целостного субъекта, и интересы отдельных ведомств и отдельных граждан, интересы которых были затронуты.

Учитывая вышеприведенный анализ правовой регламентации участия прокурора в суде иностранных государств, несложно прийти к выводу, что она характеризуется своеобразными чертами и существенными различиями, что можно объяснить особенностями правовой системы, в пределах которой функционирует этот правовой институт, историческими традициями использования разнообразных средств защиты гражданских прав „ свобод и законных интересов, правовой культурой 2 населения, наличием альтернативных институтов ^ защиты малоимущих слоев населения, движением ем правовой реформы, экономическими возмож-ав ностями страны.

Это свидетельствует, что деятельность прокурора как защитника интересов государства или граждан в той или иной форме существует практически во всех странах, поэтому необходимо это учитывать в ходе приведения законодательства России к европейским стандартам. В России нормы о наличии полномочий прокуроров в некриминальной сфере, в том числе по защите прав и свобод граждан, отражено в ст. 45 ГПК и ст. 39 КАС.

В сравнении с прокурорами Российской Федерации близким и даже большим объемом полномочий по защите прав иных лиц в гражданском судопроизводстве обладают прокуроры Франции. Они вправе обратиться в суд с заявлением в интересах иных лиц, вступают в процесс для дачи заключения по делу любой категории, осуществляют надзор в исполнительном производстве, надзирают за прюдомальными судами (специальные судебные органы, рассматривающие трудовые споры), участвуют в рассмотрении судами коммерческих споров. Полагаем, что особенности участия в судопроизводстве прокуратуры Франции могут быть учтены для повышения эффективности участия в рассмотрении дел судами российской прокуратуры.

Литература

1. Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А.Г. Давтян. М.: Проспект, 2008.

2. Гузе К.А. ПРЕДСТАВНИЦТВО ПРОКУРОРОМ 1НТЕРЕС1В ГРОМАДЯНИНА АБО ДЕРЖАВИ В ЦИВ1ЛЬНОМУ СУДОЧИНСТВ1 УКРА1НИ: Ди-серта^я на здобуття наукового ступеня. Хар-юв, 2015.

3. Миряшева Е.В. Институт прокуратуры Французской Республики в системе гарантий конституционных прав и свобод: автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Рос. акад. правосудия, 2006.

4. Пучинский В.К. Участники буржуазного гражданского процесса (Англия, США, Франция): учеб. пособие. М.: Изд-во УДН, 1991.

EXPERIENCE OF THE PROSECUTOR'S OFFICES OF FOREIGN STATES IN THE IMPLEMENTATION OF FUNCTIONS IN CIVIL AND ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS

Kormushkin M.V.

Penza state University

The article analyzes the experience of prosecutor's offices of developed foreign countries in the implementation of functions in civil and administrative proceedings, to study the possibility of its use in Russia. It is noted that in France, the prosecutor participates in the case in two procedural forms: by initiating a civil case, filing a claim as an independent party and by entering the process to give an opinion on the case, as an adjacent party. In civil and administrative proceedings in the United States, prosecutors may participate as a plaintiff and as a defendant in order to protect the interests of the State (Federation and States), as well as to give an opinion on the constitutionality of the law. It is concluded that in comparison with the prosecutors of the Russian Federation loved ones and even a large amount of power to defend the rights of other persons in civil

proceedings have prosecutors France, in connection with your participation in the proceedings can be taken into account to improve the efficiency of participation in the proceedings by the courts of the Russian Prosecutor's office.

Keywords: prosecutor, prosecutor's office, civil procedure, administrative process.

References

1. Civil process of foreign countries: studies. textbook / under the editorship of A.G. Davtyan. M.: Prospekt, 2008.

2. Gaza K.A. Attorney Predstavnictvo Interest Gromadyan Abo Power Civilnom Southcent Ukraine: Thesis on zdobuttya Nauk-ovo Stupina. Harkiv, 2015.

3. Miryasheva E.V. Institute of the Prosecutor's Office of the French Republic in the system of guarantees of constitutional rights and freedoms: abstract of the Cand. yurid. M.: Russian Academy of Sciences. justice, 2006.

4. Puchinsky V. K. Participants of the bourgeois civil process (England, USA, France): studies. manual. Moscow: UDN Publishing House, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.