Научная статья на тему 'Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами в некоторых странах Европы'

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами в некоторых странах Европы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2266
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОР / УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / ЗАКЛЮЧЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR / PARTICIPATION IN CIVIL PROCEEDINGS / ARBITRATION COURT / CONCLUSION / PUBLIC INTEREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головко Ирина Ивановна

Актуальность и цели . Влияние международных правовых актов, правоприменительной практики является значимым аспектом развития национального законодательства в странах Европы. Не исключена из этих процессов и Прокуратура Российской Федерации. В то же время заслуживает внимания опыт правового регулирования деятельности прокуроров в зарубежных государствах, который накоплен в странах Европы. Цель работы проанализировать современное состояние и возможности применения зарубежного опыта регулирования участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Материалы и методы . Решение исследовательских задач обеспечено сравнительно-правовым анализом и обобщением нормативных правовых актов стран Европы и постановлений Европейского суда по правам человека по делам, посвященных участию прокуроров стран Европы в гражданском судопроизводстве. Это позволило выявить основные тенденции развития правовой основы деятельности органов прокуратуры в Германии, Франции, а также в некоторых бывших социалистических странах на современном этапе. Результаты . Исследованы особенности правового регулирования участия прокурора в гражданском процессе, в арбитражном (коммерческом) производстве в странах Европы, уделено внимание надзорным полномочиям прокурора и его роли в исполнительном производстве. Результаты сопоставлены с базовыми правовыми законоположениями относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации. Выводы. Изучение правовой основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в некоторых странах Европы позволило выявить подходы законодателя, Европейского суда по правам человека к основаниям участия прокурора в гражданском судопроизводстве, объему его полномочий, что в свою очередь позволит учесть зарубежный опыт в целях совершенствования правой основы и повышения эффективности деятельности прокуроров в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSECUTOR’S PARTICIPATION IN THE CONSIDERATION OF CIVIL CASES BY COURTS IN SOME EUROPEAN COUNTRIES

Background. The influence of international legal acts, law enforcement practice is a significant aspect of the development of national legislation in European countries. The Prosecutor’s Office of the Russian Federation is not excluded from these processes. At the same time, the experience of legal regulation of the activities of prosecutors in foreign countries, which has been accumulated in European countries, deserves attention. The purpose of the work is to analyze the current state and possibilities of applying foreign experience in regulating the participation of the prosecutor in civil proceedings. Materials and methods. The solution of research tasks is provided by comparative legal analysis and synthesis of regulatory legal acts of European countries and decisions of the European Court of Human Rights on specific cases concerning the participation of European prosecutors in civil proceedings. This made it possible to identify the main trends in the development of the legal framework for the activities of prosecution authorities in Germany, France, and also in some former socialist countries at the present stage. Results. The features of the legal regulation of the participation of the prosecutor in civil proceedings, in arbitration (commercial) proceedings in European countries are investigated, attention is paid to the supervisory powers of the prosecutor and his role in enforcement proceedings. The results are compared with the basic legal regulations regarding the participation of the prosecutor in civil proceedings in the Russian Federation. Conclusions. The study of the legal basis for the participation of the prosecutor in civil proceedings in some European countries allowed to reveal the approaches of the legislator, the European Court of Human Rights to the grounds for the participation of the prosecutor in civil proceedings, the scope of his powers, which will allow to take into account foreign experience in order to improve the legal framework and improve the effectiveness of prosecutors in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами в некоторых странах Европы»

УДК 347.963

DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-5

И. И. Головко

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. Влияние международных правовых актов, правоприменительной практики является значимым аспектом развития национального законодательства в странах Европы. Не исключена из этих процессов и Прокуратура Российской Федерации. В то же время заслуживает внимания опыт правового регулирования деятельности прокуроров в зарубежных государствах, который накоплен в странах Европы. Цель работы - проанализировать современное состояние и возможности применения зарубежного опыта регулирования участия прокурора в гражданском судопроизводстве.

Материалы и методы. Решение исследовательских задач обеспечено сравнительно-правовым анализом и обобщением нормативных правовых актов стран Европы и постановлений Европейского суда по правам человека по делам, посвященных участию прокуроров стран Европы в гражданском судопроизводстве. Это позволило выявить основные тенденции развития правовой основы деятельности органов прокуратуры в Германии, Франции, а также в некоторых бывших социалистических странах на современном этапе.

Результаты. Исследованы особенности правового регулирования участия прокурора в гражданском процессе, в арбитражном (коммерческом) производстве в странах Европы, уделено внимание надзорным полномочиям прокурора и его роли в исполнительном производстве. Результаты сопоставлены с базовыми правовыми законоположениями относительно участия прокурора в гражданском судопроизводстве в Российской Федерации.

Выводы. Изучение правовой основы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в некоторых странах Европы позволило выявить подходы законодателя, Европейского суда по правам человека к основаниям участия прокурора в гражданском судопроизводстве, объему его полномочий, что в свою очередь позволит учесть зарубежный опыт в целях совершенствования правой основы и повышения эффективности деятельности прокуроров в Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, участие в гражданском судопроизводстве, арбитражный суд, заключение, публичный интерес.

1.1. Golovko

THE PROSECUTOR'S PARTICIPATION IN THE CONSIDERATION OF CIVIL CASES BY COURTS IN SOME EUROPEAN COUNTRIES

Abstract.

Background. The influence of international legal acts, law enforcement practice is a significant aspect of the development of national legislation in European coun-

© Головко И. И., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

tries. The Prosecutor's Office of the Russian Federation is not excluded from these processes. At the same time, the experience of legal regulation of the activities of prosecutors in foreign countries, which has been accumulated in European countries, deserves attention. The purpose of the work is to analyze the current state and possibilities of applying foreign experience in regulating the participation of the prosecutor in civil proceedings.

Materials and methods. The solution of research tasks is provided by comparative legal analysis and synthesis of regulatory legal acts of European countries and decisions of the European Court of Human Rights on specific cases concerning the participation of European prosecutors in civil proceedings. This made it possible to identify the main trends in the development of the legal framework for the activities of prosecution authorities in Germany, France, and also in some former socialist countries at the present stage.

Results. The features of the legal regulation of the participation of the prosecutor in civil proceedings, in arbitration (commercial) proceedings in European countries are investigated, attention is paid to the supervisory powers of the prosecutor and his role in enforcement proceedings. The results are compared with the basic legal regulations regarding the participation of the prosecutor in civil proceedings in the Russian Federation.

Conclusions. The study of the legal basis for the participation of the prosecutor in civil proceedings in some European countries allowed to reveal the approaches of the legislator, the European Court of Human Rights to the grounds for the participation of the prosecutor in civil proceedings, the scope of his powers, which will allow to take into account foreign experience in order to improve the legal framework and improve the effectiveness of prosecutors in Russian Federation.

Keywords: prosecutor's office, prosecutor, participation in civil proceedings, arbitration court, conclusion, public interest.

В 2008 г. участвующие в Конференции генеральных прокуроров стран Европы отметили важность защиты органами прокуратуры прав человека и публичных интересов вне области уголовного преследования. Единого подхода нет, государства сами определяют правовые механизмы, направления деятельности и полномочия прокуратуры [1]. Тенденцией современного строительства государства и установления механизмов деятельности государственных органов является конвергенция, восприятие лучшего опыта зарубежных государств с целью применения в своей стране. Важные проблемы участия прокуроров в рассмотрении дел судами вне уголовного преследования (основания участия, объем и характер полномочий, роль в исполнительном производстве и пр.) остаются дискуссионными. Возникает вопрос: какие особенности правового регулирования участия прокурора в гражданском судопроизводстве в странах Европы могут быть применены в Российской Федерации?

Как указывают авторы научных работ, принадлежность Российской Федерации к романо-германской правовой семье определяет значимость исследования опыта Германии [2]. Деятельность Прокуратуры ФРГ Конституцией 1949 г. [3] не регламентируется, не был принят и соответствующий федеральный закон. Принятый 30 января 1877 г. Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) ФРГ [4] и действующий в настоящее время не наделяет прокуроров правами надзирать за законностью и правопорядком в гражданском судопроизводстве [5]. Деятельность прокуратуры регулируется конституциями земель [6], Федеральным законом о судоустройстве [7] (§ 141-152

главы 10 «Прокуратура»), законами земель [8], а также нормативными актами Федерального министра юстиции и министров юстиции земель, распоряжениями Федерального генерального прокурора и генеральных прокуроров земель. Кроме этого, в качестве разъяснений судебной практики применяются постановления Конституционного суда, федеральных судов и судов земель.

Прокуратура входит в состав Министерства юстиции. Общее руководство деятельностью возложено на министра юстиции ФРГ [2, с. 88], министров юстиции земель. Прокуроры состоят при судах, прикреплены к соответствующим судам, но независимы от них (§ 150 Закона о судоустройстве). Компетенции прокуроров определяются компетенцией соответствующего суда (п. 1 ч. 4 § 142 Закона о судоустройстве). Имеются специализированные суды в областях общего, трудового, социального, административного, финансового права. Каждое направление отличается своей системой судов и высшим судом (например, земельные и местные суды [9, с. 160], Федеральный суд по трудовым спорам [9, с. 158]).

Трудовые суды Германии созданы в соответствии с Законом о трудовых судах 1953 г., судопроизводство является разновидностью гражданского процесса, Закон о трудовых судах не устанавливает полномочий прокурора [10]. В случае вступления в процесс полномочия прокурора соответствуют полномочиям стороны [11, с. 66-69]. Следовательно, прокурор вправе участвовать в судопроизводстве на общих основаниях.

Процессуальное законодательство не устанавливает полномочия прокурора вступать в дело для дачи заключения.

Специализированный суд в сфере экономики - финансовый, наделен узкой компетенцией, не рассматривает вопросы защиты интересов государства, в разрешении которых мог бы участвовать прокурор [9, с. 165].

В составе каждого земельного суда имеются палаты по торговым делам. Согласно Закону о судоустройстве, к торговым относятся дела по спорам, возникающим между участниками сделок, членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению закона о чеках, по защите товарных знаков и т.д. Производство по торговым (хозяйственным) спорам регламентирует ГПК Германии, он не наделяет прокурора правом участвовать в рассмотрении судами дел этой категории.

Прокуратура Франции входит в Министерство юстиции [12, с. 5], возглавляет ее министр юстиции [13, с. 10].

Правовой основой деятельности прокуратуры являются Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. (ст. 64, 65), Ордонанс № 581270 от 22 декабря 1958 г., содержащий органический Закон о статусе магистратуры [12, с. 6], ГПК [14], Декрет от 9 июля 2008 г. № 2008-689 «Об организации Министерства юстиции» [15]. Должностные лица прокуратуры близки к судейскому корпусу (и те и другие именуются магистратами), получают одинаковую подготовку и в ходе своей карьеры нередко переходят из прокуроров в судьи и обратно [16].

Полномочия прокуроров по участию в судопроизводстве для защиты прав иных лиц путем участия в рассмотрении судами гражданских дел регламентирует Закон от 8 февраля 1995 г. № 95-125, определяющий организацию гражданского судопроизводства [15] и отраслевые нормативные акты, например Кодекс законов о труде [15].

Структура органов прокуратуры соотнесена со структурой судебной системы [13, с. 11]. Согласно ст. L122-1 Кодекса организации судопроизводства [15], прокуратура представлена в Кассационном суде, в апелляционных судах и судах первой инстанции. Согласно ст. L122-2, во всех судах первой инстанции осуществляют деятельность прокуроры республики (уровень районных прокуроров). На основании ст. L122-3 в судах апелляционной инстанции и судах присяжных участвует Генеральная прокуратура.

Генеральную прокуратуру Кассационного суда Франции возглавляет Генеральный прокурор, он является высшим должностным лицом прокуратуры (ст. L 432-1 Кодекса организации судопроизводства) [15]. Его задачи: участие в отправлении правосудия, преследование виновных, обеспечение единства судебной практики. Генеральный прокурор вправе выступать на заседаниях, дает письменные и устные заключения по делам по спорам сторон трудовых отношений в кассационной инстанции (ст. 1019 ГПК) [18]. Генеральной прокуратурой Апелляционного суда руководит соответствующий Генеральный прокурор (ст. L 312-7 Кодекса организации судопроизводства) [15].

Основная задача прокуратуры - защита конституционных прав и свобод каждого, а также интересов общества и государства. Прокуроры выступают в качестве защитников общества, поэтому помощников Генерального прокурора называют «генеральные адвокаты» [13, с. 12], их функции соответствуют компетенции суда, при котором они состоят [15].

Прокурор вправе участвовать в гражданском процессе в качестве основной либо «присоединившейся» стороны (ст. 421 ГПК). Прокурор принимает участие в деле в предусмотренных законом случаях (ст. 422 ГПК). В остальных случаях он участвует в деле в целях охраны публичного порядка (ст. 423 ГПК).

Прокурор является «присоединившейся» стороной, когда вступает в дело для дачи заключения (ст. 424 ГПК) в предусмотренных законом случаях (например, по делам особого производства - ст. 798 ГПК), по своей инициативе или по инициативе суда (ст. 426 ГПК).

Также прокуроры осуществляют надзор за законностью решений суда, которые вправе оспаривать. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением судебных решений, может предписывать, оказывать содействие судебным исполнителям, а в некоторых случаях сама исполняет решения суда.

Во Франции осуществляют деятельность специализированные суды. Для разрешения индивидуальных трудовых споров созданы прюдомальные суды. В 1979 г. с принятием соответствующего закона эти суды стали одной из инстанций для разрешения индивидуальных трудовых споров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов, являющийся консультативным органом при министре юстиции и министре труда [16, с. 727]. Прокуроры участвуют в судопроизводстве в защиту трудовых прав граждан в соответствии с общими нормами ГПК, указанными ранее. Прокуроры республики и генеральные прокуроры контролируют деятельность прюдомальных судов [19, с. 18].

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько судов по сфере рассматриваемых споров: коммерческие споры, споры по социальным вопросам, земельные споры [9, с. 142].

К специальной юрисдикции можно отнести упомянутые ранее суды: советы прюдомов (трудовые споры), морские, торговые, военные и админи-

стративные. К этой же категории относятся торговые (коммерческие) суды. ГПК Франции в ст. 425 предусматривает обязательность направления прокурору дел для оценивания соблюдения законов при их разрешении: о применении процессуальных мер по приостановлению взысканий кредиторов и ликвидации всех видов задолженности, санкций, применяющихся к несостоятельным коммерсантам; дел о процессуальном контроле расчетов юридических лиц с кредиторами; дел о процессуальных мерах по восстановлению платежеспособности и погашению задолженности предприятий; дел о финансовой ответственности руководителей предприятий. Также на основании ст. 426 ГПК прокурор вправе знакомиться с другими делами, по которым считает необходимым вступить в процесс. Однако ст. 853-878 ГПК, регулирующие производство в коммерческом суде, не устанавливают права прокурора на участие в рассмотрении дел.

Рассмотрим правовое регулирование участия прокуроров в гражданском судопроизводстве в странах, в период СССР являвшихся социалистическими. В последнее время эти государства стараются обрести собственный путь развития.

В Болгарии прокурор представляет в суде интересы государства и общества. Прокуратура - автономный орган в структуре судебной власти [20, с. 11; 21, с. 4-10]. В силу ст. 126 Конституции структура прокуратуры соответствует структуре судов. Прокуратура участвует в судопроизводстве по гражданским делам, защищая интересы государства и общества, осуществляя надзор за соблюдением законности [22, с. 129-130]. Прокуратура вправе возбудить гражданское дело в защиту интересов государства или интересов незащищенных категорий граждан (несовершеннолетних, инвалидов, малоимущих и др.). Участвующий в деле прокурор высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам, которое, как и в России, не является обязательным для суда [22, с. 129-130]. Рассмотрение коммерческих споров осуществляется по правилам ст. 365-370 ГПК; участие прокурора в судопроизводстве по делам этой категории не предусмотрено.

В случае нарушения интересов государства и общества, осуществляя надзор за соблюдением законности, прокурор принимает меры к устранению нарушений. По одному из дел с участием юридического лица и прокуратуры Европейский суд по правам человека [23] критически оценил то обстоятельство, что прокуратура г. Софии принимала спорные решения по своей инициативе; при принятии решений не присутствовало заинтересованное юридическое лицо; прокуратура продемонстрировала широкую свободу усмотрения при принятии решений. В связи с этим у суда возникли сомнения в том, что прокуратура была в достаточной мере беспристрастной в споре с юридическим лицом; то, что сотрудники прокуратуры выступали в защиту общественных интересов, не наделяет их статусом независимых и беспристрастных субъектов. Этот вывод Европейского суда по правам человека интересен и для прокуроров других государств Совета Европы, так как говорит о важнейших принципах их работы.

В Польше деятельность прокуратуры регулируется Законом о государственной прокуратуре от 20 июня 1985 г., а также процессуальным законодательством, Законом о Верховном суде, Законом о Конституционном трибунале, Законом о Национальном совете судебного корпуса, Законом об учрежде-

нии апелляционных судов [22, с. 135]. Прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор (одновременно - министр юстиции) [24, с. 29].

Прокуратура выполняет задачи в области правоохранительной деятельности и поддерживает верховенство закона. Обязанности Генерального прокурора, национальных прокуроров и заместителей Генерального прокурора и подчиненных им прокуроров включают:

1) возбуждение гражданских дел, подача заявлений и участие в судебных разбирательствах по ним в области трудового права и социального обеспечения, если этого требует защита законности, социальных интересов, имущественных прав или прав граждан;

2) принятие мер, предусмотренных законом, направленных на правильное и единообразное применение закона в суде, в административном производстве, в случаях проступков и в других разбирательствах, предусмотренных законом;

3) сотрудничество с государственными органами, государственными организационными подразделениями и общественными организациями в предотвращении преступлений и других нарушений права;

4) осуществление других видов деятельности [25].

В силу ст. 55 ГПК Польши [26] прокурор, подав иск в защиту прав и свобод иного лица, должен указать его в исковом заявлении. Это не относится к неимущественным вопросам в области семейного права, если иное не предусмотрено специальным положением. В соответствии со ст. 56 ГПК лицо, в защиту прав которого прокурор возбудил иск, суд уведомляет об этом, предоставляя ему копию искового заявления.Это лицо может присоединиться к делу в любом из его условий в качестве истца; в этом случае положения о совместном участии применяются соответственно к участию прокурора. Прокурор не может самостоятельно распоряжаться предметом спора.

В соответствии со ст. 59 ГПК суд уведомляет прокурора о любом деле, в котором его участие считается необходимым. При этом на основании ст. 60 ГПК прокурор может приступить к разбирательству на любом из своих этапов. Прокурор не связан ни с одной из сторон. Он может делать заявления и предложения, которые он считает уместными, и предоставлять факты и доказательства для их подтверждения. С момента, когда прокурор сообщил об участии в разбирательстве, ему должны быть поданы заявления, уведомления о дате и времени судебных заседаний и решениях суда. Прокурор может обжаловать в апелляционном порядке любое судебное решение в сроки, установленные для сторон.

Из состава службы национального прокурора формируются подразделения для обеспечения выступлений в Верховном суде, Высшем арбитражном суде или в Конституционном трибунале [27, с. 40].

Представляет интерес Постановление Европейского суда по правам человека от 6 апреля 2006 г. по делу «Станкевич (Stankiewicz) против Польши» (жалоба 46917/99) [28]. Заявители приобрели у Министерства финансов Польши земельный участок после торгов, организованных окружным отделением министерства. В соответствии с Законом о земельном управлении и экспроприации эквивалент стоимости земель, покинутых предками заявителей, на бывших восточных территориях Польши был учтен при определении цены на покупаемый земельный участок. Прокурор, действуя в интересах Министерства финансов, обратился в суд с иском к заявителям в связи с тем,

что, завысив цену земли, которую они оставили, заявители действовали в ущерб интересам страны. В возмещение убытков государства прокурор требовал взыскать около 31 тыс. евро. Европейский суд по правам человека указал, что возможности прокуратуры по сравнению с ответчиками более значимы, она могла воспользоваться судебной экспертизой и значительными финансовыми средствами. Хотя такое положение могло быть уместно в целях защиты правопорядка, оно не должно нарушать баланс сторон. Однако именно такая ситуация, по мнению Европейского суда, имела место. Указанное мнение является дискуссионным, так как статус прокуратуры подразумевает соответствующие особенности полномочий в гражданском судопроизводстве.

В Венгрии до 2016 г. прокуратура была самостоятельным надзорным органом [21, с. 11]. Теперь прокуратура и Министерство юстиции объединены. Прокуратура осуществляет в суде защиту прав лиц, которые не могут самостоятельно защитить свои интересы. Арбитражных судов в Венгрии нет.

В Чешской Республике прокуратура подчинена Министерству юстиции, осуществляет представительство государства, на основании ст. 1 Конституции инициирует разбирательство в суде, вступает в дело в случаях, установленных законом (в трудовых и семейных спорах) [29]. Право прокурора участвовать в арбитражном процессе не установлено.

Проведенное сравнительное исследование позволяет сделать вывод о включении прокуратуры в структуру министерств юстиции в Германии, Франции, Венгрии, Чехии; в Болгарии прокуратура входит в систему органов судебной власти. В связи с этим отметим, что зарубежный опыт не всегда является бесспорным, история развития прокуратуры Российской Федерации показала целесообразность самостоятельности прокуратуры от иных органов.

В сравнении с прокурорами Российской Федерации близким и даже большим объемом полномочий по защите прав иных лиц в гражданском судопроизводстве обладают прокуроры Франции. Они вправе обратиться в суд с заявлением в интересах иных лиц, вступают в процесс для дачи заключения по делу любой категории, осуществляют надзор в исполнительном производстве, надзирают за прюдомальными судами, участвуют в рассмотрении судами коммерческих споров. Соглашаясь с мнением о необходимости взвешенного подхода к зарубежному опыту [30], полагаем, что особенности участия в судопроизводстве прокуратуры Франции могут быть учтены для повышения эффективности участия в рассмотрении дел судами российской прокуратуры.

Библиографический список

1. Роль прокуратуры в защите прав человека и публичных интересов вне уголовно-правовой сферы: итоговый документ Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Санкт-Петербург, 2-3 июля 2008 г. - URL: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/ccpe/conferences/2008/ConclusionsRussia_ru.pdf

2. Давтян, А. Г. Гражданское процессуальное право Германии: Основные институты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Давтян А. Г. - Москва, 2002. - 46 с.

3. Basic Law for the Federal Republic of Germany. - URL: http://www.gesetze-im-internet.de/basic_law_for_the_federal_republic_of_germany.pdf

4. Гражданский процессуальный кодекс Германии от 30.01.1877 // Официальный сайт Федерального министерства юстиции Германии. - URL: http ://zakoniros.ru/?p=2015 9

5. Елисеев, Н. Г. Краткий комментарий к Гражданскому процессуальному уложению Германии / Н. Г. Елисеев // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/5213390/

6. Статьи 14-15 Конституции Бремена. - URL: https://www.uni-trier.de/fileadmin/fb5/inst/IEVR/Arbeitsmaterialien/Staatskirchenrecht/Deutschland/Rel igionsnormen/Erster_Teil_Verfassungen_Bremen.pdf

7. Закон о судоустройстве (GVG). - URL: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/courts_constitution_act.pdf

8. Закон о судьях земли Макленбург - Передняя Померания (Gerichtsstrukturgesetz). -URL: http://https://de.wikipedia.org/wiki/Gerichtsstrukturgesetz

9. Судебные органы зарубежных стран : учеб. пособие / отв. ред. А. Б. Гафуров. -Ташкент : Центр повышения квалификации юристов «Baktria press», 2014. - 259 с.

10. Закон о трудовых судах. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/arbgg/

11. Актуальные проблемы прокурорского надзора : сборник статей. - Москва : ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 1999. - Вып. 2: Органы прокуратуры Российской Федерации и Федеративной Республики Германия (правовые основы, структура, направления деятельности).

12. Додонов, В. Н. Прокуратура в России и за рубежом: сравнительное исследование / В. Н. Додонов, В. Е. Крутских ; под ред. С. И. Герасимова. - Москва : Норма, 2001. - 192 с.

13. Миряшева, Е. В. Институт прокуратуры Французской Республики в системе гарантий конституционных прав и свобод : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Миряшева Е. В. - Москва, 2006. - 27 с.

14. Новый Гражданский процессуальный кодекс Франции / пер. с франц. В. Захватае-ва ; отв. ред. А. Довгерт. - Киев : Истина, 2004.

15. Кодекс организации судопроизводства. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071164

16. Правовые системы стран мира : энциклопедический справочник / отв. ред. А. Я. Сухарев. - Москва : Норма, 2003. - 976 с.

17. Боботов, С. В. Правосудие во Франции : учеб. пособие / С. В. Боботов. -Москва : ЕАВ, 1994. - 198 с.

18. Гражданский процессуальный кодекс Франции. - URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070716&dateTexte=20191020

19. Шульц, П. Функции прокурора республики вне рамок уголовного преследования во Франции / Паскаль Шульц // Функции прокуратуры вне рамок уголовного преследования: вопросы теории и практики : сборник материалов III Междунар. семинара с участием экспертов Совета Европы (22-23 сент. 2004 г.) / под ред. А. Я. Сухарева. - Москва : НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005.

20. Маркаров, В. Р. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Маркаров В. Р. - Москва, 2012. - 26 с.

21. Тарасова, Л. А. Краткий очерк истории становления института прокуратуры в России и сравнение ее правового статуса с некоторыми зарубежными государствами на современном этапе / Л. А. Тарасова // Мир науки и инноваций. - 2016. -Т. 9, № 1 (3). - С. 4-10.

22. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России и в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / Э. Н. Примова и др. -Москва : Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2017. - 200 с.

23. Дело «ООО "Злинсат" против Болгарии» (Zlinsat, spol. s r.o., v. Bulgaria) : постановление от 15.06.2006 (жалоба 57785/00). - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=39046#030686786779542796

24. Никитин Е. Л. Модели и стандарты прокурорской деятельности в современных условиях : учеб. пособие / Е. Л. Никитин, Н. В. Кулик. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Ун-та прокуратуры РФ, 2018. - 80 с.

25. Официальный сайт прокуратуры Польши. - URL: https://pk.gov.pl

26. Гражданский процессуальный кодекс Польши. - URL : http://kodeks.ws/ postepow-ania_cywilnego

27. Российский прокурорский надзор : учебник / под ред. проф. А. Я. Сухарева. -Москва : НОРМА : ИНФРА-М, 2001. - 384 с.

28. Дело «Станкевич (Stankiewicz) против Польши» : Постановление Европейского суда по правам человека от 06.04.2006 (жалоба 46917/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2006. - № 11.

29. Лазарева, М. Н. Прокуратура Чехии: реформы и особенности статуса / М. Н. Лазарева // Современные исследования социальных проблем. - 2014. -№ 5 (37). - URL: https://cyberleninka.m/article/n/prokuratura-chehii-reformy-i-osobennosti-statusa-1

30. Сухарев, А. Я. Историческая судьба российской прокуратуры / А. Я. Сухарев -URL: http://law.vl.ru/analit/show_a.php?id=303

References

1. Rol' prokuratury v zashchite prav cheloveka i publichnykh interesov vne ugolovno-pravovoy sfery: itogovyy dokument Konferentsii general'nykh prokurorov stran Evropy [The role of the prosecutor's office in human rights and public interests protection beyond the criminal law: the resulting document of the Conference of Attorney Generals from European countries]. Saint-Petersburg, 2-3 July 2008. Available at: http://www.coe.int/t7dghl/cooperation/ccpe/conferences/2008/ConclusionsRussia_ru.pdf [In Russian]

2. Davtyan A. G. Grazhdanskoe protsessual'noe pravo Germanii: Osnovnye instituty: avtoref. dis. d-ra yurid. nauk [The civil procedural law of Germany: Basic institutions: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of juridical sciences]. Moscow, 2002, 46 p. [In Russian]

3. Basic Law for the Federal Republic of Germany. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/basic_law_for_the_federal_republic_of_germany.pdf

4. Grazhdanskiyprotsessual'nyy kodeks Germanii ot 30.01.1877 [The civil procedure code of Germany of 30.01.1877]. Official website of the German Federal Ministry of Justice. Available at: http://zakoniros.ru/?p=20159 [In Russian]

5. Eliseev N. G. Kratkiy kommentariy k Grazhdanskomu protsessual'nomu ulozheniyu Germanii [Brief comments to the civil procedure code of Germany]. RRS "Garant". Available at: http://base.garant.ru/5213390/ [In Russian]

6. Ctat'i 14-15 Konstitutsii Bremena [Paragraphs 14-15 of the Constitution of Bremen]. Available at: https://www.uni-trier.de/fileadmin/fb5/inst/IEVWArbeitsmaterialien/ Staatskirchenrecht/DeutscWand/Rehgionsnormen/Erster_Teil_Verfassungen_Bremen. pdf

7. Zakon o sudoustroystve (GVG) [The courts constitution act]. Available at: http://www.gesetze-im-internet.de/englisch_gvg/courts_constitution_act.pdf [In Russian]

8. Zakon o sud'yakh zemli Maklenburg - Perednyaya Pomeraniya (Gerichtsstrukturgesetz) [The act of judges of Mecklenburg-Vorpommern]. Available at: http://https:// de.wikipedia.org/wiki/Gerichtsstrukturgesetz

9. Sudebnye organy zarubezhnykh stran: ucheb. posobie [Court authorities in foreign countries: teaching aid]. Execut. ed. A. B. Gafurov. Tashkent: Tsentr povysheniya kvalifikatsii yuristov «Baktria press», 2014, 259 p. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zakon o trudovykh sudakh [The labor courts act]. Available at: https://www.gesetze-im-internet.de/arbgg/ [In Russian]

11. Aktual'nye problemy prokurorskogo nadzora: sbornik statey [Topical issues of the prosecutor's supervision: collected articles]. Moscow: IPK RK General'noy prokuratury RF, 1999, iss. 2. [In Russian]

12. Dodonov V. N., Krutskikh V. E. Prokuratura v Rossii i za rubezhom: sravnitel'noe issledovanie [The prosecutor's office in Russian and abroad: a comparative study]. Moscow: Norma, 2001, 192 p. [In Russian]

13. Miryasheva E. V. Institut prokuratury Frantsuzskoy Respubliki v sisteme garantiy kon-stitutsionnykh prav i svobod: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [The institution of prosecutors of the Republic of France in the system of guarantess of constitutional rights and freedoms: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Moscow, 2006, 27 p. [In Russian]

14. Novyy Grazhdanskiy protsessual'nyy kodeks Frantsii [The new Civil Procedure Code of France]. Transl. from French by V. Zakhvataev; execut. ed. A. Dovgert. Kiev: Istina, 2004.

15. Kodeks organizatsii sudoproizvodstva [The Legal Procedure Code]. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/ affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071164 [In Russian]

16. Pravovye sistemy stran mira: entsiklopedicheskiy spravochnik [Legal systems of the world: encyclopedic reference]. Execut. ed. A. Ya. Sukharev. Moscow: Norma, 2003, 976 p. [In Russian]

17. Bobotov S. V. Pravosudie vo Frantsii: ucheb. posobie [Justice in France: teaching aid]. Moscow: EAV, 1994, 198 p. [In Russian]

18. Grazhdanskiy protsessual'nyy kodeks Frantsii [The civil Procedure Code of France]. Available at: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT 000006070716&dateTexte=20191020 [In Russian]

19. Shul'ts P. Funktsii prokuratury vne ramok ugolovnogo presledovaniya: voprosy teorii i praktiki: sbornik materialov III Mezhdunar. seminara s uchastiem ekspertov Soveta Evropy (22-23 sent. 2004 g.) [The prosecutor's functions beyond criminal investigation: theoretical and practical issues: proceedings of III International seminar with participation of European Council's experts (September 22nd-23rd, 2004)]. Moscow: NII problem ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka pri General'noy prokurature RF, 2005. [In Russian]

20. Markarov V. R. Konstitutsionno-pravovoy status prokuratury v Rossiyskoy Federatsii i zarubezhnykh gosudarstvakh: sravnitel'no-pravovoe issledovanie: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [The constitutional and legal status of the prosecutor's office in the Russian Federation and foreign countries: a comparative legal study: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Moscow, 2012, 26 p. [In Russian]

21. Tarasova L. A. Mir nauki i innovatsiy [The world of science and innovations]. 2016, vol. 9, no. 1 (3), pp. 4-10. [In Russian]

22. Primova E. N., et al. Konstitutsionno-pravovoy status prokuratury v Rossii i v zarubezhnykh stranakh (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): monografiya [The constitutional and legal status of the prosecutor's office in the Russian Federation and foreign countries (a comparative legal study): monograph]. Moscow: Akademiya General'noy prokuratury RF, 2017, 200 p. [In Russian]

23. Delo «OOO "Zlinsat"protiv Bolgarii» (Zlinsat, spol. s r.o., v. Bulgaria): postanovlenie ot 15.06.2006 (zhaloba 57785/00) [The case "Zlinsat, spol. s r.o., v. Bulgaria", the decision of 15.06.2006 (complaint 57785/00)]. Available at: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=39046#030686786779542796

24. Nikitin E. L., Kulik N. V. Modeli i standarty prokurorskoy deyatel'nosti v sovremen-nykh usloviyakh: ucheb. posobie [Models and standards of the prosecutor's activities in the modern conditions: tutorial]. Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskiy yuridicheskiy institut (filial) Un-ta prokuratury RF, 2018, 80 p. [In Russian]

25. Ofitsial'nyy sayt prokuratury Pol'shi [The official website of the prosecutor's office of Poland]. Available at: https://pk.gov.pl [In Russian]

26. Grazhdanskiy protsessual'nyy kodeks Pol'shi [The Civil Procedure Code of Poland]. Available at: http://kodeks.ws/ postepow-ania_cywilnego [In Russian]

27. Rossiyskiy prokurorskiy nadzor: uchebnik [The Russian prosectur's supervision: textbook]. Ed. by prof. A. Ya. Sukharev. Moscow: NORMA: INFRA-M, 2001, 384 p. [In Russian]

28. Byulleten' Evropeyskogo Sudapo pravam cheloveka [Bulletin of the European Court of Human Rights]. 2006, no. 11. [In Russian]

29. Lazareva M. N. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern research of social problems]. 2014, no. 5 (37). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 prokuratura-chehii-reformy-i-osobennosti-statusa-1 [In Russian]

30. Sukharev A. Ya. Istoricheskaya sud'ba rossiyskoy prokuratury [The historical fate of the Russian prosecutor's office]. Available at: http://law.vl.ru/analit/show_a.php?id=303 [In Russian]

Головко Ирина Ивановна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета Прокуратуры Российской Федерации (Россия, г. Санкт-Петербург, Литейный проспект, 44)

E-mail: irinaivanovna2009@yandex.ru

Golovko Irina Ivanovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of prosecutor's supervision and participation in criminal, civil and arbitration cases, Saint-Peterburg Institute of Law (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation (44 Liteyniy avenue, Saint-Petersburg, Russia)

Образец цитирования:

Головко, И. И. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами в некоторых странах Европы / И. И. Головко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. -№ 3 (51). - С. 46-56. - DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.