УДК 343.2/.7
Скворцова Д.А.
магистрант Институт государства и права Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА ЗАЩИТЫ О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПО СТ. 78.1 УК РФ
Аннотация: в работе раскрыта тема прекращения уголовных дел, при применении статьи 78.1 УК РФ, роль прокурора и защитника, как участников уголовного судопроизводства при применении данной нормы, а также возможные последствия ее применения на практике.
Ключевые слова: преступление, закон, операция, вина, ответственность, награды, контракт, норма права, прокурор, защитник, подсудимый.
В современной истории Российской Федерации не раз возникала потребность в законотворческой деятельности, в виду геополитических изменений. Так с началом ведения специальной военной операции далее по тексту - СВО) в российском обществе появился запрос на урегулирование вопроса о возможности участия в уголовном судопроизводстве лиц, заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации и убывших в зону СВО. На основании Федерального закона от 23.03.2024 года № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в общую часть Уголовного кодекса Российской Федерации была введена статья 78.1.
С введением статьи 78.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации заметно расширились возможности для прекращения уголовного дела в
отношении лиц, находящихся в зоне СВО. Этот механизм позволяет избежать несоразмерной репрессивности системы и обеспечивает баланс между необходимостью наказания и правами подозреваемых и обвиняемых. Важную роль в этом процессе играет прокурор, который выступает как гарант законности. Данная статья была введена в законодательство в целях гуманизации уголовной политики и предусматривает особые условия для прекращения уголовного преследования.
Данная норма, позволяет освободить лицо от уголовной ответственности лицо, если им совершенопреступление, указанное в диспозиции рассматриваемой статьи, и оно призвано на военную службу в период мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключившее в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в следующих случаях:
- в случае награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы, со дня награждения,
- в случае достижения предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или же в случае окончания периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени.
Данная норма применяется как на стадии судебного разбирательства, так и на стадии предварительного следствия или же дознания. В случае же применение нормы в ходе судебного разбирательства, процесс прекращения уголовного дела на основании статьи 78.1 включает в себя несколько этапов на стадии судебного разбирательства:
1. Инициирование процесса: адвокат или обвиняемый могут подать ходатайство о прекращении уголовного дела на основании истечения срока давности,
2. Рассмотрение судом: суд рассматривает ходатайство, проверяет соблюдение всех условий и принимает решение о возможности прекращения дела,
3. Вынесение постановления: в случае положительного решения, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела.
При поступлении данного ходатайства на стадии судебного разбирательства, прокурору, при изучении, необходимо проанализировать данные, представленные стороной защиты, включая доказательства, подтверждающие наличие оснований для прекращения уголовного дела в соответствии с рассматриваемой нормой. На основе собранной информации прокурор формирует правовое заключение. В этом заключении подробно раскрываются выявленные обстоятельства, и дается аргументированное обоснование позиции прокурора по поводу ходатайства. После чего при рассмотрении ходатайства в судебном порядке прокурор участвует в заседании и предъявляет свою позицию.
При вынесения прокурором заключения, необходимо учитывать различные факторы, которые могут повлиять на правовое положение участвующих лиц в судебном разбирательства.
Так, прокурору в своей деятельности, в том числе при рассмотрения вопроса о прекращении уголовного преследования на основании статьи 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, необходимо в первую очередь оценивать совокупность доказательств, полученных как на стадиях предварительного следствия или же дознания, так и на стадии судебного разбирательства в целях недопущения привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц, а также в случае установления данного факта, применения иных норм уголовного законодательства, в том числе норм, которые влекут реабилитацию лица, за незаконное уголовное преследование. Так же необходимо учитывать, что в том числе и интересы потерпевших и не допускать нарушения их прав.
Кроме того, бывают случаи, когда защитники злоупотребляют процессуальными правами, пытаясь необоснованно прекратить дело. Здесь важная задача прокурора - не оставить без внимания такие попытки и использовать все правовые механизмы для обеспечения справедливости. Для успешного разрешения таких ситуаций необходима тесная работа с судебной практикой и корректная интерпретация законодательных норм.
В современном правовом пространстве возникает множество дискуссионных вопросов, относящихся к прекращению уголовных дел по различным основаниям. Одним из таких оснований, вызывающим особый интерес и противоречивые мнения, является прекращение уголовных дел в связи с получением подсудимым государственных наград. Согласно российскому законодательству, в частности Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, существуют различные основания для прекращения уголовных дел. В статье 27 вышеуказанного кодекса, перечисляются конкретные причины, по которым дело может быть прекращено. Одним из таких оснований является акт милосердия, включая амнистию или помилование. Именно в этот контекст вписывается прекращение дела в связи с получением государственных наград.
Государственные награды представляют собой высшую форму признания удающихся заслуг человека перед государством или обществом. Такие награды, как звание "Герой Российской Федерации", орден "За заслуги перед Отечеством", а также медали за боевые заслуги, являются знаками особого отличия и могут служить основанием для пересмотра судебных решений.
На практике, решение о прекращении уголовного дела в связи с получением подсудимым государственной награды принимается высшими государственными инстанциями. Обычно это происходит посредством акта милосердия со стороны высшего должностного лица, включая президента страны. Данные решения всегда носят индивидуальный характер и
оцениваются с учетом всех обстоятельств дела, весомости заслуг подсудимого, а также общественной значимости его достижений.
В истории современной России не так много примеров прекращения уголовных дел по данному основанию, однако, такие случаи, безусловно, имеют место быть. Это особенно касается военнослужащих, получивших высокие награды за свои боевые заслуги. В некоторых случаях уголовные дела против таких лиц прекращались на основании указов президента, что вызвало широкий общественный резонанс.
Вопросы прекращения уголовных дел в связи с получением государственных наград неоднократно становились предметом общественных и правовых дискуссий. С одной стороны, сторонники такого подхода говорят о необходимости выражения признательности за выдающиеся заслуги и оказании доверия заслуженным гражданам. С другой стороны, противники указывают на возможность злоупотреблений и ухода от ответственности людьми, совершившими преступления. Прекращение уголовных дел в связи с получением подсудимым государственных наград — это сложный и многогранный вопрос, который требует взвешенного подхода и учета всех аспектов дела. Важным является соблюдение баланса между справедливостью, милосердием и неукоснительным соблюдением закона. Только в этом случае возможно сохранить доверие к судебной системе и уважение к институтам государственной власти.
Так же часто возникают ситуации, в которых необходимо учитывать особенности конкретных дел и стремление граждан к защите государственных интересов. Одним из таких новшеств, стало прекращение уголовных дел в связи с участием подсудимых в Специальной Военной Операции (СВО). Это решение вызывает множество вопросов и дискуссий как среди специалистов в правовой отрасли, так и среди широкой общественности.
Главным обоснованием этой меры является общественно значимый характер участия в СВО. Множество граждан, принимая участие в защите государственных интересов, подвергают свою жизнь и здоровье определенной
угрозе. В связи с этим было принято решение о возможности прекращения уголовных дел как меры поощрения за патриотическую деятельность.
Процедура прекращения уголовного дела в данном случае требует участия не только судебных органов, но и военных комиссариатов и командования. Подсудимый должен предоставить доказательства своей службы или участия в СВО, а также документы, подтверждающие получение ранения, достижения предельного возраста прохождения военной службы, или же документы, подтверждающие получения государственных наград. Это может быть как официальный документ, так и свидетельские показания командования или сослуживцев. На основании предоставленных доказательств суд принимает решение о возможности прекращения дела.
Эксперты отмечают, что такое законодательное изменение призвано поддержать граждан, участвующих в СВО, однако требует четкого правового регулирования и применения, чтобы избежать злоупотреблений. Важно, чтобы подобный механизм не стал лазейкой для уклонения от ответственности за совершенные преступления.
Вместе с тем данное нововведение несет и положительные стороны, демонстрируя государственную признательность участникам обороны страны и способствуя укреплению патриотизма и гражданской солидарности. Климат доверия к юридической системе также может повыситься, поскольку граждане будут видеть гибкость и адаптивность правоприменительной практики в сложных и неоднозначных ситуациях.
Таким образом, прекращение уголовного дела в связи с участием подсудимого в СВО является мерой сложной и многогранной, требующей внимательного подхода и учета множества факторов. Правовые и общественные институты, в том числе и прокурор должны совместно работать над тем, чтобы эта мера приносила пользу и справедливость, оберегая государственные интересы и права граждан.
Современная правовая практика России включает случаи, когда судебные органы освобождали подсудимых от уголовной ответственности,
учитывая их участие в Специальной Военной Операции (СВО) на территории Украины. Эти решения основываются на ряде юридических, социальных и моральных факторов, которые влияют на итоговые судебные вердикты. Рассмотрим некоторые примеры из реальной практики.
В одном из недавних дел подсудимого обвиняли в преступлении средней тяжести, не относящегося к категории преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц, военной службы, государственного устройства Российской Федерации, мира и порядка, совершенном несколько лет назад. Военный суд учел факт, что обвиняемый после совершения преступления пошел добровольцем на фронт, где проявил выдающуюся храбрость и заслужил государственные награды. Суд пришел к выводу, что участие в СВО и героическое поведение на поле боя свидетельствуют о том, что человек осознал свои ошибки и искупил вину перед обществом. При подаче ходатайства о прекращении уголовного преследования на основании вышеуказанных обстоятельств, прокурором была дана оценка заявленному ходатайству, а также оценка причастности лица к инкриминируемому ему деянию. В результате обвиняемый был освобожден от уголовной ответственности с условием продолжения службы в рядах Вооружённых сил России. В данной ситуации была применена норма, предусмотренная пунктом «А» части 1 статьи 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно соблюдены следующие условия лицом было совершено преступление, не входящее в перечень преступлений указанных в диспозиции рассматриваемой нормы, получение государственной награды, а также были соблюдены процессуальные нормы, в том числе дана оценка, как прокурором, так и судом, в причастности лица к инкриминируемому ему деянию.
Данный пример демонстрирует, как участие в Специальной Военной Операции может быть учтено при рассмотрении уголовных дел. Судебные органы внимательно анализируют каждый конкретный случай, как и прокурор, выступающий со стороны обвинения, оценивают обстоятельства совершенного
преступления, поведение обвиняемого в последующий период. Важно отметить, что такие решения всегда принимаются с учетом интересов общества и государства, а также стремления к справедливости и реабилитации личности через службу на благо Родины.
В заключении, можно прийти к однозначному выводу, о том, что в современном обществе деятельность прокуроров должна быть открытой и основанной на принципах верховенства закона. Эффективная работа прокурора при рассмотрении ходатайств, поданных стороной защиты о прекращении уголовного дела по статье 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерациипозволяет не только защитить права и свободы граждан, но и укрепить доверие к институтам правопорядка, а также к устранению волокиты дел, в которых в качестве обвиняемых участвуют лица находящиеся в зоне СВО. Успешная реализация норм статьи 78.1 Уголовного кодекса Российской Федерации достигается благодаря высокому уровню компетенции прокуроров. Их участие в процессе позволяет обеспечить законность и справедливость, а также недопущения нарушения прав участников процесса, что является основополагающими принципами правосудия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (ред. от 12.06.2024);
2. Федеральный закон от 23.03.2024 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Skvortsova D.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
PARTICIPATION OF PROSECUTOR IN CONSIDERATION DEFENSE MOTIONS TO TERMINATE CRIMINAL CASE UNDER
ART. 78.1 OF CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: the paper reveals the topic of termination of criminal cases in the application of Article 78.1 of the Criminal Code of the Russian Federation, the role of the prosecutor and the defender as participants in criminal proceedings in the application of this rule, as well as the possible consequences of its application in practice.
Keywords: crime, law, operation, guilt, responsibility, rewards, contract, rule of law, prosecutor, defender, defendant.