"7^ЕСТНИК Джиоев С. Х. л ПО
Ш УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан имени o.e. кутафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия...
Прокурорская практика
по делам о несостоятельности
(банкротстве)
Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия с арбитражными судами
Аннотация. Проведен анализ правовых основ участия органов прокуратуры в судебных процессах с целью защиты важнейших социально-экономических прав граждан, таких как трудовые и жилищные права, в делах о банкротстве. В фокусе исследования — российская и китайская практика процессуального взаимодействия органов прокуратуры и судов в делах о банкротстве. На основе сравнительно-правового анализа автор оценивает тренд на повышение активности российской прокуратуры в участии в арбитражном судопроизводстве как перспективный, но требующий нормативной легализации в целях повышения эффективности защиты социально-экономических прав граждан. Для реального обеспечения законности в сфере банкротства необходимо законодательное закрепление участия прокурора в случаях применения ч. 5 ст. 52 АПК РФ, когда арбитражные дела о банкротстве затрагивают не только жилищные, но и трудовые права граждан.
Ключевые слова: арбитражное судопроизводство, прокуратура, дела о банкротстве, защита трудовых прав, защита жилищных прав, практика прокуратуры Китайской Народной Республики, участие прокуратуры в делах о банкротстве.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.109-120
Сослан Хазбиевич ДЖИОЕВ,
профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
© Джиоев С. Х., 2024
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Soslan Kh. DZHIOEV, Professor of the Department of organization of judicial and prosecutorial working of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Participation of the Prosecutor's Office in the Protection of Socio-economic Rights of Citizens in Bankruptcy Cases: the Problem of Procedural Interaction with Arbitration Courts Abstract. The analysis of the legal basis for the participation of the prosecutor's office in court proceedings in order to protect the most important socio-economic rights of citizens, such as labor and housing rights, in bankruptcy cases. The research focuses on the Russian and Chinese practice of procedural interaction between the prosecutor's office and the courts in bankruptcy cases. Based on a comparative legal analysis, the author assesses the trend towards increasing the activity of the Russian prosecutor's office to participate in arbitration proceedings as promising, but requiring regulatory legalization in order to increase the effectiveness of protecting the socio-economic rights of citizens. In order to effectively ensure legality in the field of bankruptcy, it is necessary to legislate the participation of the prosecutor in part 5 of Article 52 of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation for cases when bankruptcy arbitration cases affect not only housing, but also the labor rights of citizens. Keywords: arbitration proceedings, prosecutor's office, bankruptcy cases, protection of labor rights, protection of housing rights, practice of the Prosecutor's Office of the People's Republic of China, participation of the prosecutor's office in bankruptcy cases.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Участие прокурора в арбитражном процессе основано на нормах Арбитражного процессуального кодекса РФ2, в соответствии с которым прокурор является лицом, участвующим в деле, представляющим публичные интересы (ст. 40, 52 АПК РФ). Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском (заявлением), в случаях, указанных в законе,
1 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102014157&ysclid=lvs0d5kfp7655065882 (дата обращения: 09.05.2024).
2 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
я УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан имени o.e. кугафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия.
либо вступить в рассматриваемое судом дело в целях обеспечения законности в случаях, указанных в ч. 5 ст. 52 АПК РФ.
Вместе с тем органы прокуратуры сталкиваются с недостатками федерального законодательства, препятствующими качественной организации и осуществлению надзорных мероприятий в экономической сфере3. В нашей стране пока не достигнуто оптимальное правовое регулирование процесса банкротства, что приводит к несбалансированности интересов различных его участников — должников, кредиторов, управляющих и государства. Это, в свою очередь, создает препятствия для защиты прав участников гражданского оборота4.
Как отмечают российские исследователи, анализ практики прокуратуры и судов показывает, что прокурорам необходимо уделять большее внимание надзору за соблюдением конституционных прав граждан, особенно в сфере трудовых отношений, и активно защищать эти права во всех судебных инстанциях5.
В силу прямого предписания закона арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, «обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества»6. Однако в реальной жизни некоторые управляющие стремятся незаконно изъять средства у должников, что в результате приводит к уменьшению доступных средств для выплаты заработной платы сотрудникам банкротных предприятий либо к невозможности их реальной выплаты7. В современных исследованиях также подробно показаны распространенные в сегодняшней практике формы злоупотребления правом в этих отношениях8.
Для стимулирования добросовестного поведения арбитражного управляющего могут быть использованы меры как положительного, так и негативного характера. Среди последних наиболее эффективные — это меры уголовной (ст. 195, 196
3 Ходурский В. В. О необходимости совершенствования механизмов взаимодействия уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Прокурор. 2023. № 4. С. 74.
4 Бут Н. Д., Кобзарев Ф. М. Проблемы обеспечения законности в сфере банкротства Р предприятий // Вестник Академии. 2018. № 2. С. 103. □ □
5 Отческая Т. И. Современные аспекты прокурорского надзора за соблюдением прав и Iу
m -п
свобод человека и гражданина // Деятельность прокуратуры Российской Федерации по П □
защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов обще- СС
ства и государства (Сухаревские чтения) : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. □ А (Москва, 11 окт. 2019) / под общ. ред. О. С. Капинус. М., 2020. С. 62.
6 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Пункт Л Р 4 ст. 20.3 // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102078527 (дата обращения: о> 09.05.2024). ОИ
7 Отческая Т. И. Правовые и методологические проблемы организации участия проку-
А
рора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства (по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья) :
автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2003. С. 40—41. цЕ
Ä ^
8 Гурылева К. И. Злоупотребление правом субъектами отношений несостоятельности
(банкротства): проблемы квалификации и меры противодействия : автореф. дис. ... канд.
□ >
юрид. наук. М., 2022. С. 14—15. СТВЕ)
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
УК РФ) и административной ответственности (ст. 14.13 КоАП РФ). Опыт прокуроров в привлечении управляющих к ответственности также свидетельствует о распространенности их недобросовестного поведения в деле погашения задолженности по заработной плате9.
Глава надзорного ведомства потребовал от прокуроров вступать в дела о банкротстве, затрагивающие трудовые права граждан, в случае, если спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательством о налогах и сборах, а также законодательством, устанавливающим специальные экономические меры, меры воздействия на недружественные действия иностранных государств, и (или) возник из мнимой или притворной сделки, совершенной в указанных целях10.
Вместе с тем судебная власть, как верно замечено в литературе, подчас с позиций превосходства строит отношения с прокуратурой11, препятствует вступлению прокуроров в дела о банкротстве, чем ограничивается право прокурора получать по арбитражному делу о банкротстве полную информацию, необходимую для осуществления возложенных на него обязанностей.
Так, Арбитражный суд Ярославской области рассматривал заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО «Финпромстрой». Прокуратура Ярославской области подала в этот суд ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора. 11.07.2022 суд в удовлетворении этого ходатайства отказал и 18.08.2022, установив наличие у ООО «Финпромстрой» признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества, невозможности обеспечить достройку многоквартирного дома за счет собственных средств, а также средств участников долевого строительства, признал ООО «Финпромстрой» несостоятельным (банкротом)12.
9 Например, в Кировской области после вмешательства прокуратуры полностью погашен долг по заработной плате перед 270 бывшими работниками Сосновского судостроительного завода (URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=72892197 (дата обращения: 09.05.2024)); в Забайкальском крае после вмешательства прокуратуры предприятие-банкрот погасило задолженность по заработной плате в размере более 1 млн рублей (URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=84643464 (дата обращения: 09.05.2024)); в Калмыкии благодаря вмешательству прокуратуры предприятие-банкрот погасило задолженность по заработной плате на сумму около 9,4 млн рублей (URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/search?article=74486006 (дата обращения: 09.05.2024)).
10 Приказ Генеральной прокуратуры России от 05.02.2024 № 98 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан». Абз. 2 и 3 п. 1.2.5 // URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/documents?item=930671451 (дата обращения: 09.05.2024).
11 Капинус О. С., Кардашова И. Б., Рябцев В. П. Прокуратура в системе национальной безопасности России : учебное пособие. М., 2017. С. 386.
12 Решение Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-8987/2022 от 18.08.2022 // URL: https://kad.arbitr.ru/Card/83dbe397-fba9-4f0a-b1e8-058b131529d5 (дата обращения: 09.05.2024).
я УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан имени o.e. кугафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия...
Апелляционный суд 17.08.2022 рассмотрел жалобу Прокуратуры Ярославской области на определение, которым ей было отказано во вступлении в дело и отклонил позицию Прокуратуры «относительно практики привлечения судами к участию в деле органов прокуратуры при наличии признаков недобросовестного поведения участников процесса, чьи действия свидетельствуют о возможном нарушении валютного, налогового и таможенного законодательства, положений Закона № 115-ФЗ». Апелляционный суд также посчитал возможным отметить, что «разбирательство дел в арбитражных судах открытое, в открытом судебном заседании вправе присутствовать любое лицо, и, учитывая это, отказ в удовлетворении заявленного прокуратурой ходатайства не препятствует реализации возложенных на нее функций»13.
По поводу вышеуказанного дела может быть высказано несколько суждений. Прежде всего, мы не склонны рассматривать соображения апелляционной коллегии судей о возможности присутствия прокурора в открытом судебном заседании в качестве слушателя как сардонические по отношению к местным органам прокуратуры. Действительно, в практике прокурорской работы имеется много методов внесудебной работы, которые способны обеспечить участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан.
Однако отказ прокурору присоединиться к делу о банкротстве серьезно ограничивает его возможность получить всю необходимую информацию для выполнения своих должностных обязанностей. Когда прокурор присоединяется к делу, начатому другим лицом, он получает те же права и обязанности, что и тот, кто начал дело. Эти права включают в себя возможность ознакомления с материалами дела, представления доказательств, участие в судебных процессах и решение различных вопросов, связанных с делом. Реализацией именно этих прав прокурор и обеспечивает законность разрешения дела как участник процесса14. Прокурор как «лицо, присутствующее в зале судебного заседания» при разбирательстве арбитражного дела таких процессуальных прав не имеет, это простой «посетитель», «слушатель». Кроме того, законодателем недавно восприняты предложенные Верховным Судом РФ: а) отход от правила обязательного проведения судебных заседаний по проверке обоснованности требований кредиторов; б) допустимость составления определения в виде резолютивной части15. Со
Конечно, с доктринальных позиций статус третьего лица для прокурора в данном деле — нонсенс, так как участие третьих лиц в арбитражном процессе
Т §
13 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-8987/2022 от [Пр 17.08.2022 // URL: https://kad.arbitr.ru/Card/83dbe397-fba9-4f0a-b1e8-058b131529d5 (дата Н> обращения: 09.05.2024). °Ч
14 Трещева Е. А. Статус прокурора в арбитражном процессе нуждается в совершенствовании // Lex russica. 2015. № 10. С. 60.
15 Законопроект № 516699-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Рос- jE
Ä ^
сийской Федерации (о совершенствовании процедуры рассмотрения дел о несостоя-
тельности (банкротстве)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/516699-8 (дата обращения:
□ >
09.05.2024). СТВЕ)
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
должно быть связано с защитой принадлежащих им материальных прав и законных интересов. Вместе с тем Верховный Суд РФ признает законной практику привлечения государственных органов (в том числе органов прокуратуры) к участию в арбитражных делах16. Арбитражный суд вправе привлечь прокурора для дачи заключения по делу о несостоятельности (банкротстве) граждан в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан (в том числе несовершеннолетних) в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ и ч. 5 ст. 3 АПК РФ17. Кроме того, законодателем уже в момент рассмотрения судом ходатайства, был одобрен законопроект о закреплении в ч. 5 ст. 52 АПК РФ права прокурора вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом в случае, «если в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних»18.
В связи с обозначенной проблемой участия прокурора в делах о банкротстве обратимся к правовой системе банкротства Китайской Народной Республики (КНР). В КНР достаточно хорошо развито процессуальное право19, рассмотрение дел о банкротстве отнесено к юрисдикции народных судов в порядке гражданского судопроизводства. Принят Гражданский процессуальный закон КНР20(да-лее — ГПЗ КНР). Действует Закон о банкротстве, который применялся с 1986 г. в опытном порядке, с 2006 г. — окончательно вступил в силу в новой редакции21 (далее — Закон о банкротстве), а органы прокуратуры имеют весьма широкие полномочия в делах о банкротстве предприятий22.
Так, китайские прокуроры уделяют особое внимание надзору по борьбе с «липовыми исками» в сферах ликвидации банкротств, частного кредитования и т.д. За 2022 г. в соответствие с данным Законом приведено более 40 тыс. дел, по
16 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020). Пункт 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 12.
17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции». Пункт 34 // URL: https://vsrf.ru/documente/own/?catego|ry=resolutions_ plenum_supreme_court_russian&year=2021 (дата обращения: 09.05.2024).
18 Федеральный закон от 07.10.2022 № 387-ФЗ // СЗ РФ. 2022. № 41. Ст. 6949.
19 Трощинский П. В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие и характерные особенности // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 5. С. 111.
20 ФФАКЯ^ПНК^ЙгйЖ [Гражданский процессуальный закон КНР] // URL: https://www. spp.gov.cn/spp/fl/202201/t20220101_569940.shtml (дата обращения: 09.05.2024).
21 Ф^АЕ^ПН^ЙЖ^Ж 2006^8^27 [Закон КНР от 27.08.2006 «О банкротстве предприятий»] // URL: https://www.gov.cn/flfg/2006-08/28/content_371296.htm (дата обращения: 09.05.2024).
22 [2021 ]
/пИ^Й^ЖЯ) [Рекомендации Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, Министерства общественной безопасности и Министерства юстиции об усилении наказания за инсценированные судебные процессы. Распространены: 2021 № 10] // URL: https://www.waizi.org.cn/doc/105147.html (дата обращения: 09.05.2024).
я УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан II^J имени o.e. кугафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия.
фиктивным искам привлечено к ответственности 5 121 человек23. Сегодня прокурорский надзор за делами о банкротстве осуществляется в целях обеспечения справедливого и эффективного ведения дел о банкротстве, что способствует повышению авторитета судебной власти и лучшей защите законных интересов кредиторов. При этом органы прокуратуры активно содействуют реализации разноплановых задач Закона о банкротстве, поддерживая независимое осуществление судом судебных полномочий24.
В научной литературе выделяют следующую эволюцию практических форм прокурорского надзора за банкротством в китайской правовой системе:
1) ограниченный прокурорский надзор за банкротством (1986—2006 гг.);
2) расширение и усиление преследования и надзора за банкротством (2007— 2016 гг.);
3) активное судебное преследование и надзор за банкротством (с 2016 г. по сегодняшний день)25.
В соответствии с ГПЗ КНР народная прокуратура, обнаружив действия, наносящие ущерб общественным интересам, может подать иск в суд; если органы или соответствующие организации, предусмотренные законом, предъявили иск о возмещении ущерба общественным интересам, народная прокуратура может поддержать его в суде (ст. 58 ГПЗ КНР). Если лицо, подлежащее наказанию, злонамеренно вступает в сговор с другими лицами и уклоняется от выполнения обязательств, предусмотренных правовыми нормами, путем судебного разбирательства, арбитража, посредничества и т.д. суд налагает штраф или арест в зависимости от серьезности дела. При наличии состава преступления осуществляется в соответствии с законом уголовное преследование (ст. 116 ГПЗ КНР). Суд может предложить надзорному органу или соответствующим органам применить санкции (ст. 117 ГПЗ КНР). Когда прокуратуре необходимо внести прокурорские предложения или протест для выполнения своих обязанностей по юридическому надзору, она может расследовать и проверять соответствующие ситуации со сторонами или лицами, не участвующими в деле (ст. 217 ГПЗ КНР).
Статья 98 Правил Народной прокуратуры по надзору за гражданскими дела- П
ми26 (далее — Правила) включает процедуру банкротства в судебные процедуры, ° □
Е у
23 йиАК^жШРлХМЕп 2023^3^7 [Отчет о работе Верховной народной прокуратуры
от 7 марта 2023] // URL: https://www.spp.gov.cn/spp/gzbg/202303/t20230317_608767.shtml С р
(дата обращения: 09.05.2024).
24 ш^штш^шшшкёшя^ж® 2024-02-07
[Отчет Общества юристов провинции Чжэцзян, Ассоциации исследований в области законодательства о банкротстве «Теоретическая рефлексия и построение системы проку-
ГГ
рорского надзора за делами о банкротстве». 07.02.2024] // URL: http://www.yunqingsuan. com/news/detail/145417 (дата обращения: 09.05.2024).
25 ШШШ. Ж^ШШжШ^ШЙШ^'Ё^Й^ШШ [Чжай Цзинбо Законность прокурорского надзора за производством по делу о банкротстве и путь его реализации] // ib^iHA
^^ffi: tt^^^ffi [Журнал Пекинского технологического института: издание социаль- А О
ных наук. 11.10.2023. С. 2] // URL: https://journal.bit.edu.cn/skb/ch/reader/view_abstract. l]E
aspx?file_no=202310110000004&journal_id=bjlgsk (дата обращения: 09.05.2024). р Л
26
□
гХЯМ'1=12021 ^8^1 Б®Шт) [Правила Народной прокуратуры по надзору за граж- СТВЕ)
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
предусмотренные ГПЗ КНР, разъясняя, что органы прокуратуры могут участвовать в судебных разбирательствах в деле о банкротстве. Данная статья является наиболее прямым правовым основанием осуществления прокуратурой надзора за производством по делу о банкротстве27. Прокуратура инициирует процедуры надзора по гражданским делам ex officio, в частности, если наносится ущерб национальным или общественным интересам или если стороны участвуют в фиктивных судебных тяжбах и других действиях, нарушающих судебный порядок (ст. 37 Правил).
При рассмотрении дела о надзоре за гражданским судопроизводством прокуратура может иметь доступ к материалам судебных дел народного суда в соответствии с действующими правилами. Если потребности ведения дела могут быть удовлетворены путем копирования электронных файлов, консультаций, выдержек и т.д., судебные дела не подлежат проверке. Если прокуратура сочтет необходимым, она может получить доступ к дополнительным материалам судебных дел народного суда в соответствии с действующими правилами, приняв строгие меры конфиденциальности (ст. 47 Правил).
Верховный народный суд КНР отметил, что фиктивные судебные тяжбы ущемляют законные права и интересы граждан, серьезно нарушают порядок судебного разбирательства, наносят ущерб судебной власти и подрывают честное общественное устройство. На практике поведение по уклонению от долгов посредством фиктивного судебного процесса в основном относится к «типу сговора». Две стороны «рука об руку» обращаются в суд. В ходе судебного разбирательства существенная конфронтация не происходит, и большинство дел закрываются посредством посредничества. Модели поведения относительно скрыты, что затрудняет раскрытие информации, расследование и сбор доказательств. В процессе рассмотрения подобных гражданских дел народным судам необходимо придавать особое значение обвинениям и сообщениям третьих лиц, высказанным вне дела, а также прокурорским предложениям, выдвигаемым органами прокуратуры, и в полной мере использовать средства информационных технологий для оперативного реагирования, выявлять и эффективно наказывать незаконные и преступные действия по ведению фиктивных судебных процессов28.
В целях предотвращения незаконных действий, таких как заявление фиктивных требований и использование процедур банкротства для уклонения от долгов,
данскими делами, приняты на 62-м заседании 13-го Прокурорского комитета Верховной народной прокуратуры 09.02.2021, вступили в силу с 01.08.2021] // URL: https://www.spp. gov.cn/spp/xwfbh/wsfbh/202107/t20210726_524858.shtml (дата обращения: 09.05.2024).
27 Ж^Ш^ШЙШё^^Ш^ 2023-03-17 [Чэнь Сяоцзюнь. Дискуссия о теории и практике судебного преследования и надзора за банкротством. 17 марта 2023] // URL: https://jsjc.gov.cn/qingfengyuan/202303/t20230317_1493133.shtml (дата обращения: 09.05.2024).
28 2023-12-27 [Верховный народный суд опубликовал типичное уголовное дело о наказании за уклонение от уплаты долга путем фиктивного судебного разбирательства. 27.12.2023] // URL: https:// pccz.court.gov.cn/pcajxxw/pcdxal/dxalxq?id=45418190b629387cb1fa7e030921a64c (дата обращения: 09.05.2024).
в
ЕСТНИК Джиоев С. X
УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан 117 имени o.e. кугафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия.
в районах, где фиктивные судебные тяжбы распространены, могут заключаться соглашения между народными прокуратурами и судами. Например, между прокуратурой района Цинбайцзян и окружным судом было подписано соглашение о создании координационного механизма для предотвращения фиктивных судебных тяжб по делам о банкротстве малых и микропредприятий29. Если в ходе расследования в порядке надзора за большими объемами данных прокуратура обнаруживает фальсификацию доказательств задолженности по заработной плате с целью завышения ее размера, она также принимает дело ex officio30.
Профессор Нанкинского университета Ли Хао отмечает, что дела о банкротстве отличаются высоким уровнем фиктивных судебных тяжб в отношении лиц, желающих получить возмещение, однако прокурорский надзор является чрезвычайно мощным средством борьбы с фиктивными судебными тяжбами, суть его заключается в максимальном использовании полномочий, предоставленных органам прокуратуры ГПЗ КНР31.
Как видим, народная прокуратура в Китае играет сегодня активную роль в защите социально-экономических прав граждан по делам о банкротстве путем:
— проведения прокурорских проверок;
— инициирования судебных дел, поддержания заявлений (исков) соответствующих органов в защиту общественных интересов;
— уголовного преследования за правонарушения, выявленные в гражданском судопроизводстве, с целью предотвращения фиктивных судебных процессов;
— сотрудничества с судами, а также органами общественного порядка и др. По поводу такого «гражданско-уголовного сотрудничества» в литературе отмечается, что разрешение пересечения гражданских и уголовных вопросов в процедурах банкротства всегда было серьезной проблемой и для теоретиков, и для практиков. Для решения этой проблемы в Китае предлагается применять модель «гражданско-уголовной координации»32.
В российской правовой системе сегодня можно обнаружить лишь отдельные правовые нормы, регулирующие взаимодействие суда с прокуратурой и органами правопорядка. Так, в соответствии с Указом Президента РФ в целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов
Е <
29 ^BS. [Чжа
Хуннань, Чжоу Цзиньхуа, Ли Чжао. Район Цинбайцзян, Чэнду, Сычуань: Работайте вме- qC
сте с судами и арбитражными комитетами, чтобы предотвратить фиктивные судебные О А
и арбитражные разбирательства] // Procuratorate Daily. 08.04.2024 // URL: https://www. Т □
spp.gov.cn//dfjcdt/202404/t20240408_651099.shtml (дата обращения: 09.05.2024). Л Р
30 ШВЙ^ Я^^шда^я [Лу Чжицзянь, Тан Сяо- [>
I А
юй, Хань Вэньцзинь. Цзянсу: разъяснение реального положения в выступлениях для создания эффективной деловой среды] // Procuratorate Daily. 24.03.2021 // URL: https:// www.spp.gov.cn/zdgz/202103/t20210324_513683.shtml (дата обращения: 09.05.2024).
31 Лу Чжицзянь, Тан Сяоюй, Хань Вэньцзинь. Указ. соч. СП □ Щ (Вэй Ся). ЙЖ^М^Ж^Ш^Ф^ШЙ^ШЙЙШЙ [Рефлексия и реконструкция:
Ä ^
выбор модели гражданско-уголовного сотрудничества в процедурах банкротства] // I р ~3
32
2023^11 Й [Проблемы экономики. 2023. № 11]. URL: https://d.wanfangdata.com.
□ >
cn/periodical/jjwt202311003 (дата обращения: 09.05.2024). СТВЕ)
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
осуществляется взаимодействие с судами; председатели судов могут принимать участие в координационных совещаниях правоохранительных органов (на которых председательствует соответствующий прокурор)33. Если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях лиц, участников арбитражного процесса, должностных лиц или иных лиц признаки преступления, он сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия (ч. 4 ст. 188.1 АПК РФ).
Тем не менее цель взаимодействия прокуратуры и суда в рассматриваемой нами сфере состоит в повышении эффективности их совместной деятельности по достижению задач судопроизводства34, в том числе задачи укрепления законности и предупреждения правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как указано в ст. 2 АПК РФ.
Проведенный нами сравнительно-правовой анализ показывает, что правовой механизм процессуального взаимодействия российских органов прокуратуры и арбитражных судов урегулирован пока недостаточно. Это негативно сказывается на повышении качества правосудия при разрешении экономических споров и требует редактирования норм АПК РФ35.
Поскольку прокурор является полномочным представителем государства в обеспечении законности, следует стремиться к реальной эффективности прокурорского надзора за банкротством на уровне совершенствования оптимизации процессуальных механизмов взаимодействия прокуратур и судов по арбитражным делам о банкротстве. Для этого «необходимо расширить основания и категории дел, по которым прокурор вправе вступить в арбитражный процесс на любой стадии»36.
Анализ полномочий прокуратуры позволяет сделать вывод о том, что для реального обеспечения законности в области банкротства необходимо законодательное закрепление участия прокурора в ст. 52 АПК РФ для случаев, когда арбитражные дела о банкротстве затрагивают не только жилищные, но и трудовые права граждан.
33 Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». Раздел IV // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&vkart=card&nd=102040838&rdk= (дата обращения: 09.05.2024).
34 Кобзарев Ф. М. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 3. С. 10.
35 Захаров И. Е. К вопросу о правовом статусе прокурора в арбитражном процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 4.
36 Отческая Т. И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства. С. 15.
Ш УНИВЕРСИТЕТА Участие прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан имени o.e. кутафина(мгюА) в делах о банкротстве: проблема процессуального взаимодействия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бут Н. Д., Кобзарев Ф. М. Проблемы обеспечения законности в сфере банкротства предприятий // Вестник Академии. — 2018. — № 2. — С. 101—105.
2. Гурылева К. И. Злоупотребление правом субъектами отношений несостоятельности (банкротства): проблемы квалификации и меры противодействия : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2022. — 39 с.
3. Захаров И. Е. К вопросу о правовом статусе прокурора в арбитражном процессе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — С. 2—5.
4. Капинус О. С., Кардашова И. Б., Рябцев В. П. Прокуратура в системе национальной безопасности России : учебное пособие. — М. : Юнити-Дана, 2017. — 447 с.
5. Кобзарев Ф. М. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда // Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — № 3. — С. 8—10.
6. Отческая Т. И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства: по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — Рязань, 2003. — 48 с.
7. Отческая Т. И. Современные аспекты прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Деятельность прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (Сухаревские чтения) : сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 11 окт. 2019 г.) / под общ. ред. О. С. Капинус ; Ун-т прокуратуры РФ. — М., 2020. — С. 53—62.
8. Трещева Е. А. Статус прокурора в арбитражном процессе нуждается в совершенствовании // Lex russica. — 2015. — № 10. — С. 57—63.
9. Трощинский П. В. Правовая система Китайской Народной Республики: станов- П ление, развитие и характерные особенности // Вестник Университета имени ° ° О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 5. — С. 99—117. Еу
10. Ходурский В. В. О необходимости совершенствования механизмов взаимо- С° действия уполномоченных органов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Прокурор. — 2023. —
№ 4. — С. 74—77. §
11. [Вэй Ся. Рефлексия и рекон- Е р струкция: выбор модели гражданско-уголовного сотрудничества в процедурах
банкротства] // ШШЩШ 2023^11 И [Проблемы экономики. — 2023. — № 11. — gT
С. 17—24. — URL: https://d.wanfangdata.com.cn/periodical/jjwt202311003.
12. ^^^ rnrn^ ш-ж гт&шшттжш шшшшм [Лу чжицзянь,
Тан Сяоюй, Хань Вэньцзинь. Цзянсу: разъяснение реального положения по- Бп о
средством в выступлениях для создания эффективной деловой среды] // Procuratorate Daily. — 24.03.2021. — URL: https://www.spp.gov.cn/zdgz/202103/ рЛ
t20210324_513683.shtml.
СТВЕ)
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
13. ШЙЙ ^BS.
ШФЙ [Чжа Хуннань, Чжоу Цзиньхуа, Ли Чжао. Район Цинбайцзян, Чэнду, Сычуань: работайте вместе с судами и арбитражными комитетами, чтобы предотвратить фиктивные судебные и арбитражные разбирательства] // Procuratorate Daily. — 08.04.2024. — URL: https://www.spp.gov.en//dfjcdt/202404/ t20240408_651099.shtml.
14. шт [Чжай Цзинбо. Законность прокурорского надзора за производством по делу о банкротстве и путь его реализации] // Йё^^Ш [Журнал Пекинского технологического института: издание социальных наук. — 11.10.2023. — С. 1—12]. — URL: https://journaLbit.edu.cn/skb/ch/reader/view_abstract.aspx?file_ no=202310110000004&journal_id=bjlgsk.
15. 2023-03-17 [Чэнь Сяоцзюнь. Дискуссия о теории и практике судебного преследования и надзора за банкротством. — 17.03.2023]. — URL: https://jsjc.gov.cn/qingfengyuan/202303/t20230317_1493133. shtml.