АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и Китайской Народной Республики по обеспечению законности в экологической сфере1
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам деятельности органов прокуратуры Российской Федерации и Китайской Народной Республики по обеспечению законности в экологической сфере. При этом изучены подходы двух государств к обеспечению законности в экологической сфере на конституционном уровне, которые регламентированы Конституцией РФ и Конституцией КНР. Освещены достижения органов прокуратуры по защите прав человека и гражданина в Российской Федерации на благоприятную природную среду, на улучшение экологической среды обитания людей и общую экологическую обстановку; по предотвращению загрязнения и других опасных для общества явлений; по защите водоемов и лесов. Автором дан анализ экологического законодательства Китая, основных законов, регламентирующих вопросы охраны окружающей природной среды как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной Республике. Отмечены имеющиеся успехи в данном вопросе в обеих странах и указаны факторы, которые снижают эффективность природоохранной деятельности как органов власти названных государств, так и контролирующих и надзорных органов в них. Ключевые слова: Конституция России, Конституция Китая, экология, законность, федеральные проекты по экологии, прокуратура и суды, прокурорская и судебная практика, прокурорские проверки и акты прокурора.
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.91.3.025-034
T. I. OTCHESKAYA, Head of the Department of organization of judicial and prosecutorial investigative activities of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Activities of the Procuratorial Bodies of the Russian Federation and the People's Republic of China to Ensure Legality in the Environmental Sphere Abstract. The article is devoted to topical issues of the activities of the prosecution authorities of the Russian Federation and the People's Republic of China to ensure the rule of law in the environmental sphere. At the same
1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта стратегического академического лидерства «Приоритет- 2030» © Т И. Отческaя, 2022
Татьяна Ивановна ОТЧЕСКАЯ,
заведующий кафедрой организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
в Я УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
time, the approaches of the two states to ensure legality in the environmental sphere at the constitutional level, which are regulated by the Constitutions of the Russian Federation and the PRC, were studied. The achievements of the prosecutor's office for the protection of human and civil rights in the Russian Federation for a favorable natural environment, for improving the ecological environment for people and the general ecological situation were consecrated; prevention of pollution and other dangerous phenomena for society; protection of water bodies and forests. The author analyzes the environmental legislation of China, the main laws regulating the issues of environmental protection both in the Russian Federation and in the People's Republic of China. The existing successes in this matter are canceled and the factors that reduce the effectiveness of environmental protection activities of both the authorities of these states and the regulatory and supervisory authorities in them are indicated. Keywords: The Constitution of Russia and the Constitution of China, ecology, legality, federal projects on ecology, prosecutor's offices and courts, prosecutor's and judicial practice, prosecutor's inspections and prosecutor's acts.
Во всех сферах государственного развития Российской Федерации и Китайской Народной Республики применяются в настоящее время высокие технологии. Это не может не сказываться на экологии, поэтому задачи сохранения природы и рационального использования ее ресурсов остаются крайне актуальными.
В 2021 г. все страны мира неожиданно коснулись неприятные природные явления: наводнения и ураганы, пожары и засухи. Климатическая деградация окружающей среды стала очевидной во всем мире. Не обходят эти явления Россию и Китай.
Автор разделяет позицию Президента Российской Федерации о том, что «любое соперничество государств в таких условиях теряет смысл, если его победителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду»2.
Крайне актуальными на сегодняшний день являются слова великого русского ученого, академика Академии наук СССР В. И. Вернадского: «Человечество далее не может стихийно строить свою историю, а должно согласовывать ее с законами биосферы, от которой человек неотделим. Человечество на земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы»3.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. От их рационального и бережного использования зависит экологическая безопасность населения всей страны и экономика большинства субъектов Российской Федерации4.
2 URL: https://tass.ru/politika/12727779 (дата обращения: 10.03.2022).
3 URL: http://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/vernadsky.pdf (дата обращения: 11.03.2022).
4 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
в
ЕСТНИК Отческая Т. И.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ5 каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Автор настоящего исследования касался этих вопросов отчасти в статье «Прокуратура на защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и Китайской Народной Республике»6. Вопросы, связанные с экологической безопасностью, освещены также в многочисленных публикациях настоящего журнала7.
В статьях 9, 10 и 26 Конституции Китайской Народной Республики закреплены принципы охраны окружающей природной среды, а также связь между гражданином и окружающей средой. Государство призвано защищать и улучшать экологическую среду обитания людей и общую экологическую обстановку; предотвращать и контролировать загрязнение и другие опасные для общества явления; организовывать и стимулировать посадку лесов и защищать леса8.
Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»9 решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 утвержден паспорт национального проекта «Экология»10, который был разработан для исполнения задач по формированию комфортной среды проживания граждан Российской Федерации, повышения качества и продолжительности их жизни. Проект также ставит цель — планирование природоохранительной деятельности в Российской Федерации.
В рамках национального проекта «Экология» реализуется федеральный проект «Сохранение лесов», который имеет огромное значение в определении существующих в настоящее время экологических проблем.
Базисным нормативным актом Китая, в котором утверждена единая концепция по обеспечению экологической безопасности, является Стратегия по обеспечению экологической безопасности КНР до 2050 года11.
5 Конституции Российской Федерации. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина».
6 URL: https://chiruslaw.msal.rU/jour/issue/viewIssue/6/2. С. 87—92.
7 См.: Воронов А. М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 2. С. 65—71 ; Кравцова Е. А., Евтушенко В. И. Исторические предпосылки и современные проблемы законодательного закрепления механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 1. С. 148—155 ; Рыженков А. Я. Правовое регулирование возмещения экологического вреда: проблемы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 3. С. 77—85.
8 Ф^Лй^даЯ^Й. 2013. [Конституция КНР. Пекин], 2013.
9 Указ Президента РФ от 07.052018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // «СПС «КонсультантПлюс».
10 URL: https://forest.bashkortostan.ru/activity/15219 (дата обращения: 10.03.2022).
11 Я#^^ЁР££Я£&ад®Г^|Ш£П2000^11Я2бВЯ£38^[Постановление Государственного совета КНР от 26 ноября 2000 г. № 38 «Стратегия по обеспечению эко-
I О m
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Экологическое законодательство Китая на сегодняшний день уже прошло путь интенсивного развития: на базе Конституции КНР сформирована нормативная система, во главе которой стоит Закон КНР «Об охране окружающей среды»12, определяющий основы политики об охране окружающей среды, принципы охраны, вопросы предотвращения загрязнения и другого общественного вреда; юридическую ответственность за нарушение экологического законодательства.
Законодателем в Китае разработаны и иные законы, регламентирующие вопросы охраны окружающей природной среды: Законы КНР «О предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами»13, «О предотвращении загрязнения окружающей среды шумом»14; «О воде»15, Лесной кодекс КНР16.
В Российской Федерации основу экологического законодательства, наряду с конституционными нормами, составляют: Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды», Водный, Лесной, Земельный кодексы, Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе».
Изложенное свидетельствует о том, что в России и Китае проявляется серьезное внимание к вопросам охраны окружающей среды, что обусловлено не прекращающимся ухудшением ее состояния в обоих государствах.
логической безопасности КНР до 2050 года»] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www. gov.cn.
12 Ф^АК^пН^ШШ^ШВФФ^АК^пНМ+^Й^НАК^А^^л^М
[Закон КНР «Об охране окружающей среды» (принят на 8-й сессии Постоянного комитета ВСНП КНР двенадцатого созыва 24.04.2014, обнародован Указом Председателя КНР от 24.04.2014 № 9; вступил в силу 01.01.2015] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: www.mps.gov.cn.
[Закон КНР «О предотвращении загрязнения окружающей среды твердыми отходами» (принят на 16-й сессии ВСНП КНР восьмого созыва 30.10.1995, обнародован Указом Председателя КНР от 30.10.1995 № 58, вступил в силу 01.04.1996)] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www.gov.cn.
14 Ф^А^лдан^^^ш^швйФ^А^дантлш^нА^й*
ff) [Закон КНР «О предотвращении загрязнения окружающей среды шумом» (принят на 20-й сессии ВСНП КНР восьмого созыва 29.10.1996, обнародован Указом Председателя КНР от 29.10.1996 № 77, вступил в силу 01.03.1997] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: http:// www.gov.cn.
й) [Закон КНР «О воде» (принят на 24-й сессии ВСНП КНР шестого созыва 21.01.1988)] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www.gov.cn.
[Лесной кодекс КНР (принят на 7-й сессии ВСНП КНР шестого созыва 20.09.1984 г., обнародован Указом Председателя КНР от 20.09.1984 № 17)] / пер. А. Ю. Манцурова // URL: http://www.gov.cn.
в
ЕСТНИК Отческая Т. И.
Вместе с тем определенные успехи в этом вопросе имеются, что подтверждается активным участием наших государств в международных отношениях по данному вопросу, участием в конференциях и декларациях по окружающей среде; правовым закреплением экологической функции государства в Конституциях РФ и КНР; развитием системы экологического законодательства; реализацией крупномасштабных природоохранных проектов17.
В Китайской Народной Республике в июле 1992 г. впервые в мире в решении Комитета Госсовета КНР о разработке Китайской повестки дня на XXI век заявила о создании Белой книги о населении, окружающей среде и развитии Китая в XXI веке.
В марте 1994 г Госсовет КНР утвердил и официально обнародовал Программу на XXI век, определившую значимые национальные экологические ориентиры.
Однако существуют факторы, которые снижают эффективность природоохранной деятельности как органов власти рассматриваемых государств, так и контролирующих и надзорных органов в них. Например, наблюдаются рост числа территорий с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, негативные изменения в состоянии водоемов, почвы, лесов.
Общая площадь земель, занятых лесами в Российской Федерации, составляет 1,18 млрд га, однако она постоянно сокращается. Уже несколько лет актуальными проблемами российских лесов являются лесные пожары, нелегальная заготовка и продажа леса, отсутствие экологически чувствительного рынка, низкая гражданская активность18.
Лесные пожары влекут за собой гибель растительности и животных, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, причиняют материальный ущерб. Пожары влекут тяжелые экологические последствия, угрозу населенным пунктам и объектам экономики, дестабилизацию транспортного сообщения.
Проблема пожаров в лесу остается далекой от своего решения. В 2021 г. в Российской Федерации огнем уничтожено почти 9 млн гектаров леса. Это подтверждает необходимость совершенствования работы уполномоченных органов контроля, органов местного самоуправления в сфере соблюдения природоохранного законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в лесах.
В Китае реализуется общенациональная компания по судебному рассмотрению всех дел, связанных с причинением вреда водной среде в реках и озерах, «в целях обеспечения нормального состояния окружающей среды»19.
См: Госсовет КНР обнародовал План действий по борьбе с загрязнением воды // Renming ribao. 17.04.2015. URL: http://russian.people.com.cn/n/n/2015/0417|c31521-8879596.html ; Пекин поставил задачи по улучшению качества воздуха // URL: http://russian.people.com. cn/n/n/2020/1112/c31516-9779303.html ; Китай уделит серьезное внимание плану действий по достижению пика выбросов углекислого газа к 2030 году // URL: http://russian.people. com.cn/n/n/2020/1219/c31521-9800774.html.
См.: Пять самых актуальных проблем российских лесов // Официальный сайт WWF России. URL: https://wwf.ru/resources/news/lesa/5-samykh-aktualnykh-problem-rossiyskikh-lesov/ (дата обращения: 18.04.2020).
См.: Китай займется всеми еще не рассмотренными незаконными делами, связанными с реками и озерами // URL: http://russian.people.com.cn/n/n/2019/0522/c31516-9580537.html.
I О m
18
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В Российской Федерации вопросы обеспечения законности в экологической сфере были предметом многочисленных научных исследований и нашли отражение в кандидатских диссертациях20, учебных пособиях21, монографиях22, сборниках научных трудов 23.
Ученые КНР также вносят свой вклад в обеспечение законности в экологической сфере24.
В статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» изложен предмет прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства, который представляет собой деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ
20 См.: Дарбинян А. А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственными ему федеральными органами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.2011. М., 2013 ; Шерснева Е. Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. М., 2014 ; Дымолазов В. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016 : 12.00.11 ; Бижанова К. А. Прокурорский надзор в сфере исполнения законов об охране окружающей среды : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11. М., 2020.
21 См.: Прокурорский надзор за исполнением законов об обеспечении экологической безопасности гидротехнических сооружений. 2014. С. 74 // URL: http://www.agprf.org/ userfiles/ufiles/nii/2014-06.rtf ; Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира, охоте и сохранении охотничьих ресурсов. 2015. С. 65 // URL: http://www.agprf.org/userfiles/ufiles/nii/2015-02.rtf ; Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов. 2016. С. 328 // URL: https:// izak.ru/upload/iblock/94d/94d2f240ae02b2f2c3888eabf3d0f560.pdf ; Отческая Т. И, Воеводина Т. Г. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина : учебное пособие. М. : Проспект, 2021. С. 162.
22 См.: Законодательное обеспечение охраны животного мира : монографическая работа, подготовленная по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Москва, апрель 2016 г.). М. : Юридический институт МИИТ, 2016 ; Защита здоровья нации и надзорная деятельность: актуальные вопросы и современные решения : по материалам Международного научно-практического симпозиума : монография / под ред. Т. И. Отческой. М. : Проспект, 2022. 240 с.
23 См.: Охрана объектов животного мира: правовые и организационные аспекты : сборник научных трудов / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. М., 2016. URL: https://litgu.ru/knigi/ estesstv_nauki/334528-ohrana-obektov-zhivotnogo-mira-pravovye-i organizacionnye-aspekty. html.
24 См.: Цинь Тинтин. Экологическая политика Китайской Народной Республики на современном этапе // Теории и проблемы теоретических исследований. 2017. Т. 6. № 2A ; Чжао Лэ. Судебная система КНР // Современные гуманитарные исследования. 2017. № 1. URL: https://rucont.ru/efd/594793 (дата обращения: 10.03.2022) ; Чэнь Н., ЕЯ. Судебная практика и повышение эффективности организации судебных разбирательств гражданских дел о защите общественных интересов в сфере экологии // Вопросы территориального развития. 2018. № 1.
в
ЕСТНИК Отческая Т. И.
и исполнением законов в сфере использования и охраны лесов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Пределы прокурорского надзора позволяют определить компетенцию прокуроров по осуществлению надзора. В частности, вмешательство со стороны прокуратуры возможно только при наличии сведений об имеющих место нарушениях и только тогда, когда такие сведения требуют принятия мер по обеспечению законности именно прокурором. Вторжение прокурора в сферу отношений, не регламентированных законом и не связанных с нарушением законности, неправомерно и выходит за пределы его компетенции.
В случае выявления каких-либо нарушений лесного законодательства прокуратура не обладает административными полномочиями по устранению выявленных нарушений и наказанию виновных лиц (у органов федерального государственного лесного надзора — лесной охраны, муниципального лесного контроля соответствующие полномочия имеются). Органы прокуратуры ввиду специфики деятельности и структуры осуществляют функции надзора за исполнением конституционных норм в области лесных отношений, а также норм лесного законодательства органами представительной (законодательной)и исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» прокурорам предписано обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране окружающей среды. Прокурорская проверка является важнейшим средством выявления нарушений законодательства об охране окружающей среды. Прокурор по данным направлениям надзора обладает «классическими» средствами реагирования: вынесение протеста, представления, предостережения о недопустимости нарушения закона, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также подача искового заявления в суд. Примеров эффективной прокурорской практики по данному вопросу множество25.
В Чувашской Республике главой администрации одного из районов в нарушение требований федерального законодательства хозяйствующим субъектам на правах аренды предоставлены земельные участки в границах прибрежной защитной полосы Чебоксарского водохранилища реки Волги для размещения
25 Проверка Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры соблюдения лесного законодательства показала, что в ходе формирования земельных участков сельскохозяйственного назначения в городе Казани и Камско-Устьинском районе Республики Татарстан в их состав незаконно включены земли лесного фонда. С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд с требованием признать результаты межевания земельных участков недействительными, сведения о них исключить из Единого государственного реестра недвижимости. Решениями судов требования прокуратуры удовлетворены. В государственный лесной фонд возвращено более 12 га земель.
I О m
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
размываемых грунтов. На основании представления межрайонного природоохранного прокурора администрация района обратилась в суд с исками о признании заключенных договоров аренды недействительными26.
Актуальным сегодня является указание Генерального прокурора РФ И. В. Краснова от 04.08.2021 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования», которым всем прокурорам поручено обеспечить эффективное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами в рамках деятельности межведомственных рабочих групп и следственно-оперативных групп по борьбе с преступностью в лесной отрасли27.
Например, на постоянном контроле транспортных прокуроров находятся вопросы противодействия преступности в сфере экспорта древесины: в результате совместной работы Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, подразделений ФСБ России и МВД России возбуждено два уголовных дела по ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных товаров) по фактам создания преступного сообщества в целях вывоза лесоматериалов.
Обширность законодательства, появление новых информационных ресурсов, большое количество контролирующих лесную сферу органов требуют от прокурора четкой организации работы. Автор настоящего исследования считает необходимым привести пример работы прокуроров в Российской Федерации. В Генеральной прокуратуре РФ утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении трех участников организованной преступной группы. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных ресурсов).
По версии следствия, в 2016—2018 гг. обвиняемые на территории Хабаровского края незаконно приобрели не менее 540 кубометров дуба монгольского и ясеня маньчжурского. С целью получения разрешения на экспорт древесины участники организованной группы изготовили поддельные документы о законности заготовки и приобретения лесоматериалов. Фиктивные документы они представили в таможенные органы для экспорта товара. В результате из России на территорию иностранного государства вывезена древесина стоимостью более 5 млн рублей28.
Имеется и другой пример эффективной работы прокурора по борьбе с пожарами в лесах: прокуратурой Серебряно-Прудского района Московской области в ходе проверки исполнения законодательства, направленного на защиту особо охраняемых природных территорий, выявлены нарушения закона (установки линии электропередач ПАО МОСК с вырубкой деревьев находящегося рядом государственного заказника «Водыжинский лес», который подлежит охране от пожаров (ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ) для обеспечения безопасной работы в охранной зоне. В адрес виновного лица прокуратурой вынесено представление).
26 Баскакова С. И. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере окружающей среды // Экология и промышленность России. 2014. № 7. С. 56—61.
27 Указание Генерального прокурора РФ Игоря Краснова от 04.08.2021 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования».
28 URL: https://habarovsk.bezformata.com/listnews/kontrabande-tcennih-porod-drevesini/89670886/.
в
ЕСТНИК Отческая Т. И.
Опыт Китая по этому вопросу также имеется. В 2019 г. в Китае судебными органами были возбуждены дела относительно 50 800 человек за преступления, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, в том числе за ее загрязнение. Судебными органами Китая проведено в общей сложности 69 236 разбирательств, связанных с общественными интересами в области окружающей природной среды29.
Анализ и изучение проблем, с которыми сталкиваются прокуроры Российской Федерации и Китайской Народной Республики по вопросу исполнения природоохранного законодательства, свидетельствуют о том, что прокуроры обоих государств активизируют деятельность государственных природоохранных и правоохранительных органов по выявлению нарушений водного, лесного и иного экологического законодательства и предложенные ими пути решения выявленных проблем будут способствовать их эффективному решению в будущем.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Баскакова С. И. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере окружающей среды // Экология и промышленность России. — 2014. — № 7. — С. 56—61.
2. Бижанова К. А. Прокурорский надзор в сфере исполнения законов об охране окружающей среды : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2020.
3. Воронов А. М. Обеспечение экологической безопасности современной России: некоторые правовые решения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 2. — С. 65—71.
4. Дарбинян А. А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов, издаваемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственными ему федеральными органами : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2013.
5. Дымолазов В. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об отходах производства и потребления : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2016.
6. Законодательное обеспечение охраны животного мира : монографическая работа, подготовленная по итогам Всероссийской научно-практической конференции (Москва, апрель 2016 г.). — М. : Юридический институт МИИТ, 2016.
7. Защита здоровья нации и надзорная деятельность: актуальные вопросы и современные решения : по материалам Международного научно-практического симпозиума : монография / под ред. Т. И. Отческой. — М. : Проспект, 2022. — 240 с.
8. Кравцова Е. А., Евтушенко В. И. Исторические предпосылки и современные проблемы законодательного закрепления механизма реализации экологических прав граждан в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 1. — С. 148—155.
9. Отческая Т. И., Воеводина Т. Г., Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина : учебное пособие. — М. : Проспект, 2021.
9 URL: http://russian.news.cn/2020-05/25/c_139086798.htm (дата обращения: 10.03.2022).
I О m
МНЕНИЕ
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
10. Охрана объектов животного мира: правовые и организационные аспекты : сборник научных трудов / под общ. ред. А. Ю. Винокурова. — М., 2016. — URL: https://litgu.ru/knigi/estesstv_nauki/334528-ohrana-obektov-zhivotnogo-mira-pravovye-i organizacionnye-aspekty.html.
11. Рыженков А. Я. Правовое регулирование возмещения экологического вреда: проблемы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2020. — № 3. — С. 77—85.
12. Цинь Тинтин. Экологическая политика Китайской Народной Республики на современном этапе // Теории и проблемы теоретических исследований. — 2017. — Т. 6. — № 2A.
13. Чжао Лэ. Судебная система КНР // Современные гуманитарные исследования. — 2017. — № 1.
14. Чэнь Н., ЕЯ. Судебная практика и повышение эффективности организации судебных разбирательств гражданских дел о защите общественных интересов в сфере экологии // Вопросы территориального развития. — 2018. — № 1.
15. Шерснева Е. Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2014.