Научная статья на тему 'Правоохранительная деятельность прокуратуры, по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве)'

Правоохранительная деятельность прокуратуры, по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ / ЗАЩИТА ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ / ДЕЛА О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) / УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ / ФИКТИВНОЕ БАНКРОТСТВО / ПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО / LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE / PROTECTION OF BUSINESS ENTITIES / INSOLVENCY (BANKRUPTCY) CASES / PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN THE ARBITRATION PROCESS / FICTITIOUS BANKRUPTCY / DELIBERATE BANKRUPTCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Артем Иванович

В работе раскрыты аспекты деятельности прокуратуры по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве). Обращено внимание на перечни подлежащих защите прав и законных интересов различных субъектов и возможности ее обеспечения в правоохранительной деятельности прокуратуры. Указаны недостатки действующего законодательства, обоснована необходимость законодательно закрепить за прокурорами право участия в рассмотрении дел о несостоятельности (банкротства) для защиты прав граждан и публичных интересов, а равно как, в целях предотвращения правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства), а также сформировать организационно-методические условия совершенствования такой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR>S OFFICE TO ENSURE THE PROTECTION OF BUSINESS ENTITIES IN INSOLVENCY (BANKRUPTCY)CASES

The paper reveals aspects of the prosecutor's office activities to ensure the protection of business entities in insolvency (bankruptcy) cases. Attention is drawn to the lists of the rights and legitimate interests of various subjects subject to protection and the possibility of ensuring it in the law enforcement activities of the prosecutor's office. The shortcomings of the current legislation are indicated, the need to legislatively secure for prosecutors the right to participate in the consideration of insolvency (bankruptcy) cases in order to protect the rights of citizens and public interests, as well as, in order to prevent violations in the field of insolvency (bankruptcy), is justified, as well as to form organizational and methodological conditions for improving such activities.

Текст научной работы на тему «Правоохранительная деятельность прокуратуры, по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве)»

Правоохранительная деятельность прокуратуры, по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве)

Смирнов Артем Иванович,

аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации E-mail: Saumlaki2000@mail.ru

В работе раскрыты аспекты деятельности прокуратуры по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве). Обращено внимание на перечни подлежащих защите прав и законных интересов различных субъектов и возможности ее обеспечения в правоохранительной деятельности прокуратуры. Указаны недостатки действующего законодательства, обоснована необходимость законодательно закрепить за прокурорами право участия в рассмотрении дел о несостоятельности (банкротства) для защиты прав граждан и публичных интересов, а равно как, в целях предотвращения правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства), а также сформировать организационно-методические условия совершенствования такой деятельности.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность прокуратуры, защита хозяйствующих субъектов, дела о несостоятельности (банкротстве), участие прокурора в арбитражном процессе, фиктивное банкротство, преднамеренное банкротство.

В настоящее время, активный исследовательский интерес вызывает такой аспект прокурорской деятельности, как правоохранительная деятельность по вопросам защиты прав и законных интересов экономических субъектов - субъектов хозяйственной деятельности [1].

В условиях, когда многочисленные нарушения регулярно фиксируются в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве) хозяйствующих субъектов [2, с. 79-88], вмешательство в них органов прокуратуры может рассматриваться как важнейшее и результативное направление правоохранительной и правозащитной деятельности.

Процедуры несостоятельности (банкротства) в социально-экономических отношениях характеризуются высокой значимостью, поскольку позволяют обеспечить устойчивый характер функционирования предпринимательской среды с максимальным учетом широкого круга заинтересованных сторон, включая работников предприятий, их контрагентов и многих других [3, с. 12-13]. При этом ликвидация предприятий, по замыслу, не является самоцелью инициации процедуры несостоятельности (банкротства) - во всех случаях, если имеется возможность успешной реализации мер по восстановлению платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности и возврату к нормальному функционированию бизнеса, а также к его сохранению.

В рамках правоохранительной деятельности по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве), в современных условиях развития рыночных отношений, органы прокуратуры Российской Федерации призваны обеспечить одновременно защиту и охрану прав и законных интересов следующих субъектов: - собственников (владельцев) хозяйствующих субъектов, в отношении которых инициирована процедура несостоятельности (банкротства). В первую очередь, следует понимать, что такой инструментарий может быть использован в контексте осуществления недобросовестной конкуренции (для устранения конкурентов), а также в качестве средства осуществления рей-дерского захвата бизнеса [4, с. 62-64], что получает широкое распространение в настоящее время. Пользуясь законными и квази-законны-ми основаниями, а также, подчас, отношениями и связями криминального характера, недобросовестные лица имеют возможность возбудить производство по делам о несостоятельности (банкротстве), завершив его в собственных интересах - устранив конкурента или вынудив его

5 -о

сз

<

см СП

передать право контроля над бизнесом на заведомо невыгодных для себя условиях (рейдер-ский захват). Нарушения интересов собственников могут иметь место также в тех случаях, когда попытка рейдерского захвата является внутренней (например, процедура несостоятельности (банкротства) инициируется по основаниям, в отношении которых имеет место сговор других собственников и менеджеров предприятия и/или третьих лиц). Наконец, при формальном рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражных судах, интересы собственников также могут быть нарушены при недостаточном изучении возможности компенсации причиненного вреда со стороны непрофессиональных менеджеров, доведших хозяйствующее лицо до ликвидации по данному основанию (что особенно актуально для крупных публичных лиц, например, с множественностью акционеров). Не лишним будет упомянуть и то обстоятельство, что интересы владельцев могут быть нарушены при необоснованном пре-пятствовании восстановлению нормального функционирования бизнеса в рамках процедур несостоятельности (банкротства), которое может иметь множество причин - от формального отношения уполномоченных лиц к проведению процедуры, некачественной работы конкурсных управляющих, до злоупотреблений со стороны заинтересованных субъектов; контрагентов - кредиторов хозяйствующих субъектов, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В их отношении может иметь место множество нарушений прав и законных интересов, в том числе проявляющихся в «обычных» условиях, то есть в рамках легальных процедур банкротства, не относящихся ни к случаям криминальной или квазикриминальной конкурентной борьбы, ни к случаям умышленного доведения до банкротства собственниками или менеджментом предприятий. Так, в частности могут иметь место формальные или умышленные нарушения прав; действия собственников по уменьшению конкурсной массы такие как (продажа активов предприятия по заниженной стоимости - производственных линий предприятия (станки, оборудование), имущественного комплекса (земельные участки с объектами недвижимости), списание дебиторской задолженности и т.д.); действия кредиторов, направленных на создание фиктивных требований; отказ от санации бизнеса в пользу признания хозяйствующего субъекта банкротом при наличии возможностей восстановить платежеспособность и заинтересованности в этом фактического кредитора. Интересы таких кредиторов могут аналогично собственникам (владельцам) хозяйствующих субъектов быть затронуты, а права - нарушены, при фиктивных и преднамеренных банкротствах. Однако, в некоторых случаях, напротив, законные интересы кредиторов могут быть нарушены при применении санации

вместо реального банкротства, а также при отказе в возбуждении процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе, когда владельцами и/или менеджерами фактически несостоятельных хозяйствующих субъектов удается в кратчайшие сроки после этого «вывести» значительную часть имущества, подлежащих обращению в конкурсную массу; - работников предприятия, проходящего процедуру несостоятельности (банкротства), во всех случаях, когда неблагоприятный исход в виде фактической утраты рабочего места мог быть обратимым, но не стал таковым. Множество, порой, противоречивых и при этом, защищаемых законом интересов заинтересованных сторон процесса несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов, предопределяет сложность правоохранительной деятельности прокуратуры по защите данных интересов.

Прокуратура современной Российской Федерации располагает значительным потенциалом по содействию в решении данных вопросов, - кадровым обеспечением, возможностями интегра-тивного вмешательства в процедуры и процессы с идентификацией правонарушений, имеющих признаки преступлений. Юридические и подчас, экономические знания компетентных прокурорских работников, в свою очередь, могут успешно способствовать преодолению дефицита соответствующей грамотности у представителей хозяйствующих субъектов, а также у иных лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при производстве по делам о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц.

Особый случай составляет защита со стороны органов прокуратуры интересов хозяйствующих субъектов как таковых - обезличенных от интересов владельцев и менеджеров, однако представленных широким спектром публичных и частных интересов лиц, заинтересованных в максимально справедливом и законном рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), которые могут не иметь достаточных правомочий для вступления в дело, или не располагают достаточными юридическими познаниями, или же не имеют соответствующих организационных ресурсов. Защита широких публичных - государственных и общественных - интересов также осуществляется предпочтительно силами прокуратуры, выступая в числе важнейших целей ее деятельности [5, с. 67].

Проблематику правоохранительной деятельности прокуратуры по направлению усугубляет то обстоятельство, что обязательное участие прокуроров в производстве по делам о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрено ни в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации, ни в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве), ни в соответствии с законодательством о прокуратуре и прокурорском надзоре.

В литературе высказываются соображения о необходимости участия прокуроров в рассмо-

трении отдельных категорий дел о несостоятельности (банкротстве) [6, с. 76], с которыми представляется целесообразным согласиться:

- многие из представленных выше интересов, возникающие у широкого круга субъектов, относятся к сфере общественных и/или государственных интересов; несовершенства и/или нарушения законодательства в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве) хозяйствующих субъектов, де-факто, затрагивают права и законы конкретных граждан - собственников предприятий (включая контрагентов - кредиторов), наемных руководителей и работников. Особняком в данной ситуации также выступает и проблематика защиты экономических интересов государства, которые во всех случаях страдают, когда имеет место фиктивное или преднамеренное банкротство, в том числе, в целях рейдерского захвата, а также все случаи несовершенства процедуры несостоятельности (банкротства), когда ее конечные результаты не способствуют достижению целей и задач обеспечения стабильности в функционировании предпринимательской деятельности. В контексте сказанного, представляется исключительно важным подчеркнуть, что защита прав граждан, интересов общества и государства входит в целевую сферу современной правозащитной деятельности российской прокуратуры;

- участие прокурора в производстве по вопросам несостоятельности (банкротства) могло бы способствовать целям предупреждения преступлений и иных правонарушений в данной сфере. В частности, отсутствие фактического участия прокурора в арбитражном процессе по вопросам несостоятельности (банкротства) хозяйствующих субъектов остро диссонирует с карательной, по сути, ролью прокуратуры при реализации мер уголовной и административной ответственности за нарушения действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве). В соответствии со ст. 28.4 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях [7, с. 687] прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.

Таким образом, хотя прокуроры и наделены правом возбуждения дел об административных правонарушениях по ряду административных составов в данной сфере (в том числе при осуществлении надзора за соблюдением действующего законодательства о банкротстве) ч. 4 статьи 14.13 КоАП РФ [7, с. 311], а также активного участия в уголовном преследовании за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство, между тем, они не могут отстаивать публичные интересы и в определенных

случаях - защищать хозяйствующие субъекты по делам о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном процессе что, помимо прочего, могло бы поспособствовать своевременной идентификации правонарушений в данной сфере, включая те, которые несут признаки преступлений; - ретроспективное законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательство отдельных государств Евразийского Союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения) предусматривало - и предусматривает (применительно к упомянутым странам) право прокурора на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом в определенных случаях, прежде всего тех, которые в российской правовой системе рассматриваются как преднамеренное и фиктивное банкротство, признаки сокрытия банкротства и др. [6, с. 78-79; 8, с. 272-273]. В настоящее время, соответствующая защита интересов хозяйствующих субъектов осуществляется в рамках общего надзора (в том числе за законностью в деятельности судов, органов публичной власти и самих хозяйствующих субъектов), правоохранительной деятельности (при пресечении противоправных деяний в экономической сфере, в том числе в рамках производства по делам о несостоятельности (банкротстве), при противодействии рей-дерским захватам с применением указанных процедур), а также при рассмотрении заявлений и иных обращений хозяйствующих субъектов.

Между тем, без законодательного закрепления за прокурорами права участия в рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) для защиты прав граждан (работников предприятий), хозяйствующих субъектов и публичных интересов, а также в целях предотвращения правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства), возможности правозащитной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере, по нашему мнению, в полной мере не будут реализованы.

В пример выше сказанному в рамках законодательной инициативы предлагается внести изменения в действующий Федеральный закон от 26 октября 2002 года Ж27-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [9], а именно:

Статья 34 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) - лица участвующие в деле о банкротстве. Помимо уже указанных участников (должник, конкурсный кредитор, арбитражный управляющий, уполномоченный орган), дополнить - органы прокуратуры.

Статья 35 о несостоятельности (банкротстве) -лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Помимо уже указанных участников дополнить - органы прокуратуры. р

Соответствующую работу также следует раз- ИД вивать и на организационно-методическом уров- Ч

т

не, развивая методики надзорной и правоохра- К нительной работы прокуратуры в части выявле- ё ния правонарушений в сфере несостоятельности у (банкротства), при сокрытии банкротства, а так- А

же методологию (наставления), связанную с учетом баланса публичных интересов в арбитражном судопроизводстве по делам о несостоятельности (банкротстве). Важным подспорьем в данных процессах выступила бы инициативная подготовка методологии идентификации и оценки ключевых дополнительных показателей экономического состояния и влияния внешних и внутренних факторов на несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов, в целях недопущения злоупотреблений правами и законными интересами в данной сфере.

Таким образом, деятельность по обеспечению защиты хозяйствующих субъектов, в делах о несостоятельности (банкротстве) выступает важным направлением правоохранительной деятельности прокуратуры в экономической сфере, для развития, которого видится необходимым законодательно закрепить за прокурорами право участия в рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), для защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и публичных интересов, а равно как, в целях предотвращения правонарушений в сфере несостоятельности (банкротства), а также сформировать организационно-методические условия совершенствования такой деятельности.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

см

СП

Карпов К.Н. Цели, задачи и объекты прокурорской деятельности //Закон и право.- 2018.-№ . 12. - С. 135-138.

Козаев Н. Ш., Бархатова Е.Н. Основные нарушения, допускаемые в ходе процедуры банкротства, и их отличие от уголовно наказуемых деяний // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России.- 2020.- № . 1 (92). - С. 7988.

Мотькин Р.В. Социальные аспекты развития института арбитражного управления в Российской Федерации // Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия.- 2019. - С. 12-16. Трофимов О. В., Кирюченкова В.А. Рейдер-ство в банкротстве как угроза экономической безопасности бизнеса //На страже экономики.- 2020.- № . 1. - С. 62-65. Ковалев А.А. Защита прокурором публичных интересов в арбитражном процессе //Юридическая наука.- 2019.- № . 4. - С. 67-70. Доброрез И.А. Прокурор в делах о несостоятельности (банкротстве)//Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки.-2015. - Т. 1 (67). № 4. - С. 77-82. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 Ж95-ФЗ (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru) (ред. от 31.07.2020) // СПС Консультант Плюс;

8. Чуклинов К.А. Современные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах //Крымские юридические чтения.- 2016. - С. 271-274.

9. Федеральный закон от 26.10.2002 Ж27-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N43, ст. 4190, «Парламентская газета», N209-210, 02.11.2002, «Российская газета», N209-210, 02.11.2002 // СПС Консультант Плюс;

LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR>S OFFICE TO ENSURE THE PROTECTION OF BUSINESS ENTITIES IN INSOLVENCY (BANKRUPTCY)CASES

Smirnov A.I.

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

The paper reveals aspects of the prosecutor's office activities to ensure the protection of business entities in insolvency (bankruptcy) cases. Attention is drawn to the lists of the rights and legitimate interests of various subjects subject to protection and the possibility of ensuring it in the law enforcement activities of the prosecutor's office. The shortcomings of the current legislation are indicated, the need to legislatively secure for prosecutors the right to participate in the consideration of insolvency (bankruptcy) cases in order to protect the rights of citizens and public interests, as well as, in order to prevent violations in the field of insolvency (bankruptcy), is justified, as well as to form organizational and methodological conditions for improving such activities.

Keywords: law enforcement activities of the prosecutor's office, protection of business entities, insolvency (bankruptcy) cases, participation of the prosecutor in the arbitration process, fictitious bankruptcy, deliberate bankruptcy.

References

1. Karpov K.N. Goals, tasks and objects of prosecutor's activity // Law and law.- 2018.- № . 12. - S. 135-138.

2. Kozaev N. S., Barkhatova E.N. The main violations committed during the bankruptcy procedure, and their difference from criminal acts // Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.- 2020.- № . 1 (92). - S. 79-88.

3. Motkin R.V. Social aspects of the development of the institution of arbitration management in the Russian Federation // Scientific forum: jurisprudence, history, sociology, political science and philosophy.- 2019. - S. 12-16.

4. Trofimov O.V., Kiryuchenkova V.A. Raiding in bankruptcy as a threat to the economic security of business // On the guard of the economy.- 2020.- № . 1. - S. 62-65.

5. Kovalev A.A. Protection of public interests by the prosecutor in the arbitration process // Legal science.- 2019. - No. 4. - S. 67-70.

6. Dobrorez I.A. Prosecutor in cases of insolvency (bankruptcy) // Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Legal sciences.- 2015 - T. 1 (67). № . 4. -P. 77-82.

7. «Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» dated 30.12.2001 N195-FZ (published on the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru) (as amended on 31.07.2020) // SPS Consultant Plus.

8. Chuklinov K.A. Modern problems of prosecutorial supervision over the implementation of tax legislation // Crimean legal readings.- 2016. - S. 271-274.

9. Federal Law of 26.10.2002 N127-FZ (as amended on 31.07.2020) «On insolvency (bankruptcy)» // The original text of the document was published in the editions «Collected Legislation of the Russian Federation», 28.10.2002, № 43, Art. 4190, «Parlamentskaya Gazeta», № 209-210, 02.11.2002, «Rossiys-kaya Gazeta», № 209-210, 02.11.2002 // SPS Consultant Plus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.