УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МПОА)
Татьяна Сергеевна
НАЗРИЦКАЯ, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры г. Москвы, преподаватель кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Изменения в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — шаг к дальнейшему расширению полномочий прокурора в арбитражном процессе?
Аннотация. В условиях санкционной политики западных стран и складывающегося в этой связи непростого пути развития отечественной экономики автором подчеркивается особая роль органов прокуратуры в укреплении законности и защиты прав и интересов субъектов правоотношений. Основное внимание уделено вопросам пределов участия прокурора в арбитражном процессе, а также анализу и оценке вносимых с 2021 г. изменений в законодательство, расширяющих полномочия надзорного ведомства при рассмотрении экономических споров, в чем и заключается научная новизна исследования. Автором сделан краткий обзор рассмотренных арбитражными судами дел с участием прокурора с учетом предоставленных ему законодателем новых полномочий. Неуреглированность процессуального участия прокурора в арбитражном суде второе десятилетие является темой для изучения, с учетом чего автором сделан вывод об объективной необходимости дальнейшего наращивания полномочий прокурора в арбитражном процессе при современном состоянии российской экономики, ее масштабировании и усложнении.
Ключевые слова: изменение арбитражного процессуального законодательства, полномочия прокурора, судебная практика, публичные и частные интересы.
DOI: 10.17803/2311-5998.2024.118.6.180-186
© Назрицкая Т. С., 2024
Tatyana S. NAZRITSKAYA, Prosecutor of the Department for Supervision of the Execution of Laws about minors from the Moscow prosecutor's office, Lecturer of the Department of organization of judicial and prosecutorial working of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Changes to Art. 52 of the Arbitration Procedure Code of the Russian Federation — a Step towards Further Expanding the Powers of the Prosеcutоr in the Аrbitration Рrоcеss? Abstract. In the context of the sanctions policy of Western countries and the difficult path of development of the domestic economy emerging in this regard, the author emphasizes the special role of the prosecutor's office in strengthening the rule of law and protecting the rights and interests of subjects of legal
"7^ЕСТНИК Назрицкая Т. С. СЭЛ
я УНИВЕРСИТЕТА Изменения в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса 1^5 1
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации — шаг к дальнейшему расширению полномочий...
relations. The main attention is paid to the issues of the limits of the prosecutor's participation in the arbitration process, as well as to the analysis and assessment of changes made to the legislation starting from 2021, expanding the powers of the supervisory agency when considering economic disputes, which is the scientific novelty of the study. The author has made a brief overview of cases considered by arbitration courts with the participation of the prosecutor, taking into account the new powers granted to him by the legislator. The lack of regulation of the procedural participation of the prosecutor in the arbitration court has been a subject for study for the second decade, taking into account which the author concluded that there is an objective need to further increase the powers of the prosecutor in the arbitration process given the current state of the Russian economy, its scaling and complexity. Keywords: changes in arbitration procedural legislation, powers of the prosecutor, judicial practice, public and private interests.
В 2022 г состояние российской экономики и перспективы ее развития вызывали оправданный интерес в нашей стране и за ее пределами. Причины такого интереса очевидны: сегодня мир переживает крупный экономический кризис. Санкции Запада — способ проверки на прочность механизмов, которые существуют в России, с целью предотвращения развала экономики страны.
В экономическом обзоре Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии указано, что санкции в отношении России бьют по экономике всего мира, при этом наибольший удар, как ожидается, придется на страны с формирующимся рынком и развивающиеся страны1.
Даже не будучи экспертом в экономических вопросах, можно отметить, что подобные потрясения неизбежно ведут к необходимости принятия оперативных мер, направленных на сохранение устойчивой экономической стабильности в стране, создание положительных условий для роста предпринимательства, обеспечение защиты прав и интересов граждан.
Российская Федерация в сложившихся условиях намерена принимать всевозможные меры не только для недопустимости разрушения экономики, но и для ее дальнейшего развития. Так, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин в ходе выступления на международной промышленной выставке «Иннопром-2022» заявил о необходимости перехода к опережающей модели экономики. Для достижения такого результата нужны новые общесистемные инструменты поддержки Д-| промышленной инфраструктуры и межотраслевой кооперации2. Поставленные цели, без сомнения, будут достигнуты. Ш1 На состоявшемся в июне 2022 г. Петербургском международном экономиче- ^^ ском форуме Генеральной прокуратурой РФ сделан акцент на работе надзорного
К И < ^
1 Russian Invasion to Shrink Ukraine Economy by 45 Percent this Year // URL: https://www. worldbank.org/en/news/press-release/2022/04/10/russian-invasion-to-shrink-ukraine-economy- Р А
by-45-percent-this-year (дата обращения: 01.03.2024).
ПО К □
Мишустин заявил о необходимости перехода к опережающей модели экономики // ОШ
URL: https://www.rbc.ru/economics/04/07/2022/62c2d4589a79477dc9932f57 (дата обраще- О m
ния: 01.03.2024). НАДЗОРА
>
2
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
ведомства в условиях «санкционной агрессии западных стран», отмечено, что деятельность прокуратуры направлена на защиту как российских предпринимателей, так и иностранных компаний, действующих на территории России3.
Одним из способов развития экономики является формирование и функционирование эффективного регулятора защиты интересов субъектов хозяйствования, одним из которых выступает само государство. При разрешении этой задачи на первое место выдвигается вопрос правовой политики развития экономического правосудия Российской Федерации, представленной системой арбитражных судов. Ведь именно через арбитражный процесс достигаются реализация прав и принятие законных решений при рассмотрении экономических споров.
По нашему мнению, совершенствование экономического правосудия в стране может быть достигнуто при наделении прокурора, являющегося участником арбитражного процесса, более широкими полномочиями. Это предложение нашло широкое отражение в трудах ряда ученых и не теряет своей актуальности с начала XXI в. Длительное время в нашей стране идут преобразования, в том числе и в экономической сфере, которые требуют совершенствования правовой базы.
Начиная с 2000-х гг., вопросам наделения полномочий прокурора в арбитражном процессе были посвящены работы А. Б. Карлина, Т. И. Отческой, А. А. Ковалева, О. А. Тетериной, О. И. Куленко, Н. И. Кузнецовой и др. За последние пять лет этот вопрос рассматривался в трудах Е. Р. Ергашева, Е. В. Колесникова, И. Е. Захарова и др. Основная мысль, объединяющая авторов, — необходимость расширения полномочий прокурора, предусмотренных ст. 52 и 202 АПК РФ.
По мнению Т. И. Отческой, участие прокурора в арбитражном процессе является специфической формой государственного влияния на хозяйственную деятельность, главным образом с позиции соблюдения правовых установлений как субъектами предпринимательства, так и органами государственного управления и контроля в экономической сфере4.
Практика показывает, что прокурорами в рамках исковой работы преимущественно уделяется внимание вопросам соблюдения законодательства в сфере государственного и муниципального имущества, земельного, а также бюджетного законодательства. Особое внимание при этом уделяется вопросам реализации национальных проектов.
В прокурорской практике достаточно примеров эффективности принимаемых прокурорами мер, реальной пользы прокурорского участия в арбитражном суде. Имеют место случаи, когда хозяйствующие субъекты в отсутствие правоустанавливающих документов для предпринимательской деятельности занимают нежилые помещения, в частности защитные сооружения гражданской обороны, земельные участки, размещая на них объекты производства.
Так, установив в ходе надзорных мероприятий незаконность использования принадлежащих Российской Федерации причалов Дудинского морского порта, Западно-Сибирская транспортная прокуратура обратилась в арбитражный суд с виндикационным иском к ПАО «Горно-металлургическая компания "Норильский
3 На ПМЭФ заработал стенд Генпрокуратуры // URL: https://ria.ru/20220615/stend-1795370577.html (дата обращения: 01.03.3024).
4 Отческая Т. И. Процессуальные аспекты участия прокурора в арбитражном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 125.
в
ЕСТНИК Назрицкая Т. С.
УНИВЕРСИТЕТА Изменения в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации — шаг к дальнейшему расширению полномочий.
никель"». По итогам рассмотрения иска объект транспортной инфраструктуры Северного морского пути возвращен государству5. Этот пример является лишь одним из многочисленного количества аналогичных.
Как закономерное продолжение теоретических исследований о полномочиях прокурора с начала 2021 г. в средствах массовой информации стали появляться сведения о том, что полномочия прокурора, предоставленные ему в соответствии с АПК РФ, необходимо расширить. Безусловно, юристы по-разному оценили это предложение. Тем не менее при размышлении о необходимости внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство следует учитывать рекомендации Обзора Верховного Суда РФ о привлечении к участию в деле прокуроров, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации полученных преступным путем доходов, что является мерой противодействия незаконным финансовым операциям6.
Для характеристики принципа независимости судей обратимся к международным документам. Так, Комитетом по правам человека ООН право на независимый и беспристрастный суд характеризуется как «абсолютное право, не терпящее никаких исключений»7. Не останавливаясь подробно на содержании иных многочисленных международных стандартов, можно отметить, что все они содержат требования к независимости судей и определяют ее в качестве важнейшего и неотъемлемого компонента при вынесении законного решения, исключающего какое-либо прямое и косвенное влияние, откуда бы оно ни исходило.
В пояснениях к проекту федерального закона о внесении изменений в ст. 52 АПК РФ отмечено, что законопроект направлен на исключение возможности использования в противоправных целях недобросовестными участниками хозяйственного оборота института судебной власти.
В июле 2021 г. ст. 52 АПК РФ о полномочиях прокурора заметно пополнена новыми положениями, касающимися права прокурора обращаться в суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ), а также о контрактной системе.
Обозначенные направления сегодня приобретают особо важное значение. Сфера ГОЗ стоит на повестке дня, ежедневно обсуждаются вопросы совершенствования правового регулирования правоотношений в этой сфере, финансирования, модернизации технологий, научного развития. Прогресс в сфере ГОЗ — одна
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19.11.2021 № А33-36612/2020 //
П Р m
ДП ПР ТИ
URL: https://kad.arbitr.ru/Card/b100ca48-150b-4278-b8ca-91f9237e029c (дата обращения: 01.03.2024).
Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер О j
противодействия незаконным финансовым операциям (утв. Президиумом Верховного
Суда РФ 08.07.2020 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_356732/ (дата р П
обращения: 01.04.2024). рА
Communication No. 263/1987, Case of Miguel González del Río v. Peru / Compilation of
Decisions of the Human Rights Committee under the Optional Protocol, p. 91 // URL: https:// Oj
www.ohchr.org/sites/default/flles/Documents/Publications/SDecisionsVol4ru.pdf (дата обра- О Е
щения: 01.04.2024). НАДЗОРА
>
5
3
7
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
из важнейших задач, затрагивающая вопросы обеспечения безопасности и повышения обороноспособности страны.
В практике уже имеются случаи реализации прокурорами вновь предоставленных законодателем соответствующих процессуальных полномочий. Так, Арбитражным судом Саратовской области удовлетворен иск прокурора Саратовской области о взыскании с ПАО «Тантал» в пользу государства 23 млн руб. за причиненный в результате нарушения законодательства о государственном оборонном заказе ущерб. Поводом для обращения прокурора в суд послужил факт нарушения ПАО «Тантал» условий контракта, ранее заключенного с Министерством промышленности и торговли РФ, что повлекло за собой причинение ущерба государству8. Проверка показала, что это произошло в связи с тем, что ПАО «Тантал» средства полученного в рамках контракта аванса расходовались на иные цели, не связанные с исполнением заключенного контракта.
Приведенный пример показывает своевременность и правильность принятия Правительством РФ решения о внесении соответствующего законопроекта в Государственную Думу.
В сентябре 2022 г. принят закон, предусматривающий дальнейшее развитие полномочий прокурора в арбитражном процессе. АПК РФ был дополнен положениями о праве обращения прокурора в арбитражный суд еще по ряду категорий дел, связанных с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризм, а также о налогах и сборах и др.
Однако полномочие прокурора вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии процесса для обеспечения законности, до сих пор ограничено только определенным перечнем дел, установленным в законе, что, на взгляд автора, не способствует максимальной эффективности защиты прав участников процесса.
Вместе с тем принятие вышеуказанного законопроекта в указанной редакции произошло не сразу в связи с получением заключения правового управления законодательного органа, где указывалось на возможность возникновения проблем в правоприменении и на дублирование функций (к примеру, при одновременном возбуждении судебных процессов по иску прокурора и иного органа, в том числе таможенной службы).
На наш взгляд, дополнение ст. 52 АПК в указанном выше направлении однозначно негативных последствий для правоприменения не несет. Напротив, оно носит компенсационный характер, т.е. является «страховкой» при бездействии уполномоченных органов. В таких случаях дублирование полномочий является не только оправданным, но и в ряде случаев необходимым.
По нашему мнению, при поступлении в органы прокуратуры сведений о нарушении законодательства и проверке полученной информации в каждом случае необходимо давать оценку действиям (бездействию) контролирующих органов.
К слову, в Республике Казахстан прокурорский надзор ограничен законностью актов, действий (бездействия) органов государственной власти различных
8 Решение Арбитражного суда Саратовской области от 07.12.2021 № А57-19400/2021 // URL: https://kad.arbitr.ru/Card/99ca1194-ef96-4288-8561-92a6208ec482 (дата обращения: 01.04.2024).
в
ЕСТНИК Назрицкая Т. С.
УНИВЕРСИТЕТА Изменения в ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса
имени o.e. кугафина(мгюА) Российской Федерации — шаг к дальнейшему расширению полномочий.
уровней, а также их должностных лиц. Лишь в исключительных случаях, по поручению Президента или Генерального прокурора прокурор уполномочен проверить иные организации9.
В Российской Федерации прокурору в этом плане законодателем предоставлены были более широкие полномочия. Вместе с тем Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов 24.03.2022 подписал указание, в соответствии с которым запрещена практика подмены полномочий органов государственного или муниципального контроля в ходе проверок10. Тем не менее этот документ содержит порядок согласования проведения соответствующих проверок при необходимости.
Таким образом, проведение прокурорами надзорных мероприятий, представляющих собой фактическую подмену функций других государственных органов, возможно в исключительных случаях.
Внесенные в закон изменения отвечают современным социально-экономическим процессам, происходящим в России, является ответом на поставленные государством цели по созданию опережающей модели экономики.
Важным нововведением, предложенным депутатом Государственной Думы Ю. П. Синельщиковым, является дополнение п. 5 ст. 52 АПК РФ положением о том, что прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса c процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих o том, что являющийся предметом судебного разбирательства спор инициирован в целях уклонения от исполнения обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством, указанном в законопроекте. Также в целях обеспечения законности прокурор вправе вступить в дело o несостоятельности (банкротстве) в случае, если в рамках этого дела затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Изменения согласуются с теоретическими исследованиями ряда ученых. Так, судья Арбитражного суда Омской области Л. Д. Ухова считает неоправданным ограничение прокурора в арбитражном процессе субъективным составом сделки, когда в результате ее совершения нарушается государственный и общественный интерес11.
При этом под сомнение можно будет поставить теоретические утверждения о том, что прокурорами в арбитражном процессе защищаются исключительно публичные и общественные экономические интересы. На практике, возможно, будут иметь место случаи, когда для обеспечения законности прокурор сможет вступить в процесс в деле о несостоятельности (банкротстве), когда затрагиваются жилищные (т.е. социальные) права конкретных лиц, в том числе несовершеннолетних. Законом такие случаи не ограничены. В свою очередь, и судебная практика пока не богата такими примерами.
□ ЕЕ
9 On Prosecutor's office. Law of the Republic of Kazakhstan of June 30, 2017 No. 81-VI //
URL: https://adilet.zan.kz/eng/docs/z1700000081 (дата обращения: 01.04.2024). p -
10 Игорь Краснов предупредил прокуроров об ответственности за давление на биз-
нес // URL: https://www.vzsar.ru/news/2022/03/25/igor-krasnov-predypredil-prokyrorov-ob-
пО К
otvetstvennosti-za-davlenie-na-biznes.html (дата обращения: 01.04.2024). ОШ
Ухова Л. Д. Некоторые проблемы участия прокурора в гражданском и арбитражном про- О Е
цессе // Вестник Омского ун-та. Серия : Право.2008. № 3. С. 232. НАДЗОРА
>
11
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Выводы
С 2021 г наблюдается тенденция к развитию полномочий прокурора в арбитражном процессе. Не просто увеличивается число категорий дел, инициируемых прокурорами, но и расширяется предметная направленность участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. Актуальна в этой связи позиция Т. И. Отческой, изложенная в автореферате диссертации ученого еще в 2003 г., о необходимости расширения категорий дел, по которым прокурор на любой стадии может вступить в процесс12.
Автор настоящего исследования считает, что активизация роли прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами продолжится и затронет не только положения ст. 52 АПК РФ, но и гл. 25 АПК РФ.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ергашев Е. Р. Проблемы участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». — 2020. — № 2.
2. Карлин А. Б. Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1997.
3. Колесников Е. В. Прокурор в арбитраже: исторический аспект // Пролог: журнал о праве. — 2021. — № 3. — С. 122—132.
4. Ковалев А. А. Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2004.
5. Кузнецова Н. А. Правовое регулирование участия прокурора в арбитражном процессе // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 10—11.
6. Отческая Т. И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства: По законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья : дис. ... д-ра юрид. наук. — Рязань, 2003.
7. Отческая Т. И. Процессуальные аспекты участия прокурора в арбитражном процессе // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 2.
8. Тетерина О. А. К вопросу о полномочиях прокурора // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2016. — № 1. — С. 175—177.
9. Ухова Л. Д. Некоторые проблемы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе // Вестник Омского ун-та. — Серия : Право. — 2008. — № 3.
12 Отческая Т. И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства: по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья : дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2003. С. 325.