Научная статья на тему 'Участие несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве'

Участие несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
893
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
судебное разбирательство / не­ совершеннолетние свидетели / законный представи­ тель / допрос / представительство интересов. / court proceedings / juvenile witnesses / legal representative / interrogation / representation of in­ terests.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иса Даудович Мальцагов, Мадина Ибрагимовна Ажиева

Статья посвящена исследованию про­ цедуры допроса несовершеннолетних свидетелей в судебном производстве. Исследован вопрос участия законного представителя во время допроса несовер­ шеннолетних свидетелей в судебном производстве. Рассмотрены особенности процессуального статуса педагога, психолога и врача в уголовном производ­ стве, а также порядок их привлечения к допросу не­ совершеннолетних свидетелей. Предложено предус­ мотреть на законодательном уровне обязательное участие представителя, который в уголовном произ­ водстве может быть защитником во время допроса несовершеннолетнего свидетеля в судебном произ­ водстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of a minor witness witness in a criminal proceedings

The article is devoted to the investiga­ tion of the procedure for the interrogation of minor wit­ nesses in court proceedings. The question of the partic­ ipation of a legal representative during the interroga­ tion of minor witnesses in court proceedings was inves­ tigated. The features of the procedural status of the teach­ er, psychologist and doctor in criminal proceedings, as well as the procedure for their involvement in the inter­ rogation of juvenile witnesses are considered. It was pro­ posed to provide at the legislative level the mandatory participation of a representative, who in criminal pro­ ceedings may be a lawyer during the interrogation of a minor witness in court proceedings.

Текст научной работы на тему «Участие несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве»

УДК 343.1 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10091

УЧАСТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Иса Даудович МАЛЬЦАГОВ, заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики Чеченского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент E-mail: isa.maltsagov@mail.ru

Мадина Ибрагимовна АЖИЕВА,

аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Чеченского государственного университета

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс

Аннотация. Статья посвящена исследованию процедуры допроса несовершеннолетних свидетелей в судебном производстве. Исследован вопрос участия законного представителя во время допроса несовершеннолетних свидетелей в судебном производстве. Рассмотрены особенности процессуального статуса педагога, психолога и врача в уголовном производстве, а также порядок их привлечения к допросу несовершеннолетних свидетелей. Предложено предусмотреть на законодательном уровне обязательное участие представителя, который в уголовном производстве может быть защитником во время допроса несовершеннолетнего свидетеля в судебном производстве.

Ключевые слова: судебное разбирательство, несовершеннолетние свидетели, законный представитель, допрос, представительство интересов.

Annotation. The article is devoted to the investigation of the procedure for the interrogation of minor witnesses in court proceedings. The question of the participation of a legal representative during the interrogation of minor witnesses in court proceedings was investigated. The features of the procedural status of the teacher, psychologist and doctor in criminal proceedings, as well as the procedure for their involvement in the interrogation of juvenile witnesses are considered. It was proposed to provide at the legislative level the mandatory participation of a representative, who in criminal proceedings may be a lawyer during the interrogation of a minor witness in court proceedings.

Keywords: court proceedings, juvenile witnesses, legal representative, interrogation, representation of interests.

В статье 3 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. закреплено, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется обеспечению интересов ребенка. Охрана и защита несовершеннолетних является одной из приоритетных задач правовой политики государства, поскольку дети выступают наиболее незащищенными и уязвимыми в силу своих возрастных особенностей. Обеспечение интересов несовершеннолетнего в уголовном процессе влияет не только на конкретного участника уголовно-процессуальных отношений и на ход уголовного производства, но и способствует воспитанию здорового поколения.

Положения действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ свидетельствуют о направ-

ленности законодателя на минимизацию негативного воздействия уголовного судопроизводства на психику несовершеннолетнего, приведение национального законодательства в соответствие с требованиями международного права в области защиты прав несовершеннолетних участников уголовно-процессуальных отношений.

В УПК РФ значительно усилена защита прав и интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, усовершенствована процедура судебного разбирательства и институт представительства. Однако не решенными остается ряд вопросов, касающихся сферы защиты несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, в частности, несовершеннолетних свидетелей. Ведь при вступлении детей в контакт с законом в качестве потерпевших, свидетелей, истцов или в конфликт как правонарушителей одинаково важно, чтобы они встретились с системой, которая понимает и уважает их права, несмотря на их процессуальный статус.

№ 2/2019

Анализ процессуального положения несовершеннолетних свидетелей в уголовном производстве на стадии судебного рассмотрения свидетельствует о существовании сложных и дискуссионных вопросов, обусловленных преимущественно недостатками законодательного урегулирования, для устранения которых необходима разработка соответствующих научно обоснованных предложений с последующим их внедрением в законотворческую и правоприменительную деятельность.

Среди вопросов, требующих немедленного решения, следует выделить следующие: участие законного представителя во время допроса несовершеннолетних свидетелей; процессуальный статус педагога, психолога и врача в уголовном производстве и представительство несовершеннолетних свидетелей адвокатами.

В соответствии со ст. 56 УПК РФ свидетелем является физическое лицо, которому известны или могут быть известны обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе уголовного производства, и вызванное для дачи показаний. В международном законодательстве понятие «ребенок» означает любое лицо в возрасте до 18 лет.

В судебном производстве несовершеннолетние свидетели участвуют в случае необходимости проведения такого процессуального действия, как допрос.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля проводится в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости — врача.

Таким образом, УПК РФ определяет круг лиц, которые должны присутствовать во время допроса ребенка: законный представитель, педагог, психолог, врач. Присутствие указанных лиц является не обязательным условием в случае допроса несовершеннолетнего свидетеля, который не является малолетним, и зависит от субъективного мнения лица, производящего допрос.

Насущный вопрос, требующий решения, связан с участием законного представителя во время допроса несовершеннолетних свидетелей в судебном производстве. Уголовно-процессуальный кодекс РФ прямо не закрепляет круг лиц, которые могут быть законными представителями несовершеннолетних свидетелей.

Мы можем считать, что законными представителями несовершеннолетних свидетелей могут быть родители (усыновители), а в случае их отсутствия — опекуны или попечители лица, другие совершеннолетние близкие родственники или члены семьи, а также представители органов опеки и попечительства, учреждений и

организаций, под опекой или попечительством которых находится несовершеннолетний, недееспособный или ограниченно дееспособный.

В отличие от защитника (адвоката), который предоставляет несовершеннолетнему правовую помощь, законный представитель, прежде всего, привлекается к уголовному производству для предоставления последнему общей психологической и эмоциональной поддержки [1, с. 38].

Уголовно-процессуальный кодекс РФ наделяет законного представителя большинством процессуальных прав несовершеннолетнего, интересы которого он представляет, что позволяет компенсировать неспособность несовершеннолетних вследствие их психофизиологической незрелости и определенной социально-психологической неадаптированности в полной мере самостоятельно реализовывать и защищать свои права и интересы, быть активными субъектами уголовных процессуальных правоотношений.

Однако не всегда участие законного представителя носит позитивный характер, иногда поведение законного представителя в уголовном производстве, его психологическое воздействие на несовершеннолетнего могут негативно влиять на ход уголовного производства в целом.

Е.Б. Мельникова отмечает, что интересы несовершеннолетнего могут не совпадать с интересами его законного представителя. При этом суть возможных противоречий лежит не обязательно в обстоятельствах конкретного дела, а в двойном положении законного представителя, поскольку последний фактически защищает не только интересы несовершеннолетнего, но и свои собственные [3, с. 86].

А. Назарчук указывает, что законный представитель действует не вместо несовершеннолетнего, а рядом с ним как самостоятельный участник уголовного процесса, имеет процессуальные права и обязанности [4, с. 203].

Присутствие родителей (других лиц, которые могут быть законными представителями) во время проведения допроса создает своеобразное психологическое давление, может вызывать умышленную или непроизвольную дачу ложных показаний допрашиваемым. В присутствии указанных лиц несовершеннолетний на допросе может растеряться, чувствовать стыд, страх, отвлекаться от вопросов, поскольку следит за реакцией родителей и отвечать на вопрос, учитывая ее.

На наш взгляд, целесообразно в случае выявления негативного влияния со стороны законных представителей на процесс допроса несовершеннолетних свидетелей осуществлять дан-

№ 2/2019

ное процессуальное действие с использованием специально оборудованного кабинета за зеркалом Гезелла (двустороннее зеркало, которое при определенном освещении становится полупрозрачным с одной стороны). Во время судебного производства использование данной методики возможно в сочетании с осуществлением дистанционного судебного производства.

Дискуссионным сегодня остается и вопрос участия педагога, психолога или врача во время допроса несовершеннолетних свидетелей. Первое, что требует решения, это определение процессуального статуса педагога, психолога и врача в уголовном производстве, а также их соотношение со статусом специалиста. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не относит вышеуказанных лиц ни к сторонам уголовного производства, ни к участникам уголовного судопроизводства [2, с. 28—29].

Данная законодательная неурегулированность порождает процессуальную неопределенность, которая негативно влияет как на несовершеннолетнего участника (в нашем случае свидетеля) и процедуру его допроса, так и на уголовное производство в целом.

Первоочередного урегулирования требуют вопросы специальных прав и обязанностей педагога, психолога и врача, а также порядок и механизм привлечения указанных лиц к уголовному производству.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит норм, регулирующих вопросы процессуального оформления их участия при допросе несовершеннолетних свидетелей.

Выбор лица, которое следует пригласить для участия в процессуальном действии, имеет важное тактическое значение. Требования, которым должны соответствовать определенные субъекты, можно разделить на две группы в зависимости от функционального назначения каждого лица на: общие обязательные и факультативные.

Общие требования — это те, которые относятся к педагогу, психологу и врачу; они одинаково необходимы для их процессуального оформления в уголовном производстве, в частности:

1) наличие высшего образования по специальности;

2) профессиональный стаж не менее пяти лет;

3) опыт работы с детьми не менее трех лет.

Факультативные требования — это требования, которые относятся конкретно к тому лицу, которое будет привлечено вместе с несовершеннолетним к осуществлению допроса в судебном

производстве исходя с его назначения, и носят дополнительный характер, а именно:

1) педагог должен заниматься воспитанием и обучением малолетних или несовершеннолетних такого же возраста, что и ребенок, который подлежит допросу, положительно характеризоваться на работе и обладать специальными навыками допроса несовершеннолетних участников уголовного производства;

2) психолог должен быть специалистом в области детской и юношеской психологии с учетом личности несовершеннолетнего;

3) врач должен обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы правильно распознать и отреагировать на физиологические изменения организма конкретного ребенка.

В условиях несовершенства действующего уголовно-процессуального законодательства предлагаем рассмотреть вопрос о привлечении к допросу несовершеннолетних свидетелей педагога, психолога или врача в качестве специалиста.

Таким образом, привлеченный как специалист педагог не просто приобретает статус участника уголовного производства, но и будет понимать цель своего привлечения, что дает ему возможность действительно активно участвовать в допросе, а не быть лишь формально присутствующим лицом при его проведении [3, с. 62].

С нашей точки зрения, с учетом задач, возложенных на педагога, психолога, врача, усовершенствование УПК РФ согласно всем вышеприведенным предложениям — это та необходимая мера, которая сыграет немаловажную роль в защите прав и свобод детей.

Библиографический список

1. Афанасьева В.И. К вопросу об обязанностях свидетеля в уголовном судопроизводстве // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 1. С. 33—35.

2. Владимирова К.В., Галкина А.Б. К вопросу об обязанностях и правах свидетеля в уголовном процессе // Право: история, теория, практика: Матер. VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). СПб.: Свое издательство, 2018. С. 28—29.

3. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. 2-е изд., испр., доп. М.: Дело, 2001. 272 с.

4. Назарчук А.Г. Роль и участие законных представителей несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в уголовном процессе // Общество и право. 2009. № 2. С. 201—205.

№ 2/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.